Научная статья на тему 'Образовательные стратегии проектирования полифункциональной системы непрерывного образования'

Образовательные стратегии проектирования полифункциональной системы непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ / CONTINUING EDUCATION FOR ADULTS / MULTIFUNCTIONAL EDUCATIONAL SYSTEM / METHODOLOGICAL STRATEGIES OF SYSTEM DESIGNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Резинкина Лилия Владимировна

В статье дано обоснование построения инновационной модели непрерывного образования взрослых, раскрыты стратегии развития такой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational strategies of designing multifunctional system of continuing education

The article gives a rationale for building an innovative model of continuing education for adults, discloses development strategies of the system

Текст научной работы на тему «Образовательные стратегии проектирования полифункциональной системы непрерывного образования»

Л. В. Резинкина

(Санкт-Петербург)

Образовательные стратегии проектирования полифункциональной системы непрерывного образования

В статье дано обоснование построения инновационной модели непрерывного образования взрослых, раскрыты стратегии развития такой системы.

Образовательные системы обучения взрослых (институты повышения квалификации, производственные учебные центры и др.], сложившиеся в России в последнее десятилетие, реализовали важные функции прак-тико-ориентированной подготовки и повышения квалификации кадров. Традиционное формальное образование сегодня потеснилось неформальным и информальным образованием, которые вошли в жизнь взрослого человека в профессиональной, социальной и личной сферах жизнедеятельности.

Традиционно формальное образование эффективно действовало как монофункциональная система, преимущественно подготавливая специалистов узкого профиля. Ресурсные центры, создаваемые на базе учреждений проявивших себя в какой-либо форме инновационной деятельности в области общего и профессионального образования, профильной подготовки учащихся, обучения педагогов ИК-технологиям, в ряде случаев являлись центрами сетевого взаимодействия [13].

Проблемное поле этих организаций и центров было ограничено узкой профильностью подготовки и переподготовки педагогов, что с экономической и социально-культурной точки зрения для муниципальных систем было недостаточно эффективно.

Актуальной проблемой является разработка полифункциональной системы непрерывного образования взрослых, охватывающей подготовку и переподготовку специалистов широкого спектра профессий - не только педагогов, но и социальных работников, специалистов служб занятости населения, культурно-просветительской сферы, производственных и общественных организаций.

Как показывает опыт, развитие такой полифункциональной системы оправдано, если она создается на базе инновационного образовательного учреждения (лицея, колледжа,

вуза, др.]. В этом случае весьма существенной является разработка исходной стратегии развития полифункциональных систем непрерывного образования специалистов.

В соответствии со взглядами видных ученых в области образования взрослых В. Г. Онушкина и Ю. Н. Кулюткина [10] непрерывное образование взрослых рассматривается как процесс обогащения творческого потенциала личности на разных этапах жизненной и профессиональной карьеры. В связи с этим нами предлагаются следующие стратегии проектирования непрерывного образования разных категорий взрослых в условиях муниципального района: андрагогическая и акмеологическая, стратегии роста профессиональной карьеры и развития форм социального партнерства, стратегия повышения качества семейного воспитания.

Одной из ведущих стратегий, как показывают наблюдения в муниципальном образовании и анализ его кадрового потенциала, является андрагогическая стратегия, выражающаяся в подготовке специалистов сферы производства, социальной, культурной и профессиональной сферы для обучения взрослого контингента. Это касается преподавателей учебно-профессиональных центров при производстве, кадров сферы занятости населения, преподавателей колледжей и техникумов, осуществляющих переподготовку взрослых. Преподавателей в этой области в настоящее время специально не готовят, их ан-драгогическая подготовка институционально не оформлена и реализуется отдельными образовательными организациями, занимающимися непосредственно обучением взрослых людей.

Реализация этой стратегии успешно осуществляется в рамках деятельностно-аксио-логического подхода, который предполагает построение системы непрерывного образова-

ния взрослых, опирающейся на актуализацию деятельностной позиции взрослой личности, стремление её к самореализации на основе нового видения профессиональной и социокультурной действительности, широкое использование профессионального и жизненного опыта как опоры для самосовершенствования, мотивации и рефлексии своих достижений, стремление к коммуникативному взаимодействию, к утверждению ролевых функций и передачи опыта. Аксиологическая составляющая организации деятельности взрослых специалистов выражается в максимальной реализации ценностных ориента-ций, смыслов деятельности как проявлении ведущих черт и качеств взрослой личности.

Данная стратегия может быть реализована на базе образовательного учреждения, которое уже осуществляет профессионально-педагогическую подготовку. Это могут быть не только вузы, но и средние профессиональные учебные заведения (колледжи, техникумы], и инновационные школы. В этом случае подготовку преподавателя как андрагога можно рассматривать как подготовку специалиста конкретной роли, причем имеющего специальную базовую подготовку по профессии. Это обусловлено тем, что андрагог - это не профессия, а обобщенное название различных информационно-образовательных ролей. При обучении специалист-андрагог выступает в роли учителя, преподавателя, при формировании духовно-нравственных ценностей личности - в роли воспитателя, в процессе сопровождения или консультирования рассматривается роль тьютора или консультанта. Фактически андрагог выступает как социальный посредник в образовательном процессе, направляя свою деятельность на обеспечение доступности и значимости передаваемой им информации, на увеличение всесторонности и глубины знания и потенциала взрослого человека [9].

Содержательным смыслом акмеологиче-ской стратегии организации непрерывного образования взрослых является учет этапов профессионального становления педагогов -вхождение в профессию, формирование индивидуального стиля деятельности, самоактуализация педагога в профессии, профессиональная зрелость. Такое понимание акмеоло-гической стратегии особо важно для проектирования индивидуальных траекторий повышения квалификации специалистов. Кон-

цепции профессионального становления педагога рассматриваются в трудах С. Г. Вершловского, И. А. Колесниковой, А. Е. Марона и др. [1, 11, 12].

На этапе вхождения в профессию характерно развитие элементарной и функциональной грамотности. Так, например, для педагога это освоение содержания обучения предмету в соответствии с новыми стандартами образования, индивидуализация образования (на основе индивидуальных учебных планов при профильном обучении на старшей ступени]; новая система оценки качества образования; участие общественных институтов в управлении общим образованием (на школьном, муниципальном и региональном уровнях]; система предшкольного образования и др. На данном этапе функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования с многоплановой человеческой деятельностью. Эта ее особенность четко просматривается в ее определении как умении решать жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе прикладных знаний, необходимых всем в быстро меняющемся обществе.

Становление педагогов происходит на основе деятельностного подхода с использованием технологии коллективных занятий посредством конструирования понятий и смыслов.

Развитие функциональной грамотности с последующим перерастанием в профессиональную компетентность и освоение проектировочной деятельности осуществляется через решение профессиональных задач на основе моделирования инновационной образовательной среды, выстраивания собственной траектории профессионального движения путем проектирования собственной деятельности и индивидуальной образовательной программы. Эти элементы не выстраиваются хронологически, на каждом этапе профессионального становления педагога один из них становится ведущим.

Этап формирования индивидуального стиля деятельности и самоактуализации педагога в профессии предусматривает освоение и развитие базовых компетенций - информационной, коммуникативной, рефлексивно-оценочной, проектировочной, выбор собственных траекторий самосовершенствования, индивидуальных технологий организации

работы с детьми на основе психолого-педагогических знаний и умений и т.д. Педагог на данном этапе проявляет себя как специалист по призванию. Этот период окончательно формирует учителя как диагноста и самодиагноста, педагог проявляет себя как новатор и активный участник педагогического сообщества.

Этап становления профессиональной зрелости педагога достаточно противоречив. С одной стороны, это проявление позитивных черт опыта деятельности, формирование учителя как мастера, творца и исследователя, который освоил акмеологические технологии перехода от одного уровня профессионализма и зрелости к другому. С другой стороны, у педагога проявляются признаки профессионального выгорания.

В современной ситуации деятельность педагога переполнена факторами, которые вызывают профессиональное выгорание, -большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность, недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме».

Это обусловило выбор акмеологической стратегии, которая учитывает такие аспекты педагогической акмеологии, как индивидуальный выбор педагогом траектории роста, развития профессиональной зрелости и зоркости, достижения профессионализма и определение форм преодоления профессиональных затруднений. Данная проблема в настоящее время очень актуальна, учеными-акмео-логами разработаны акмеографические описания и первые варианты акмеограмм педагогов, которые находят все большее практическое применение [5, 14].

Ряд исследователей (А. Деркач, В. Зазыкин, Н. В. Кузьмина] подчеркивают значение непрерывного образования взрослых как стратегию роста профессиональной карьеры, что достигается в процессе сопровождения и при поддержке педагогов в качественной реализации идей в реальной практике по внедрению инноваций в области актуальных проблем - новые стандарты, учет муниципальных потребностей и др. [4, 7].

Одной из наиболее актуальных для государства и общества является стратегия повышения качества воспитания через развитие родительской культуры и ответственного ро-дительства, содействие в организации дет-

ско-родительского сообщества. В исследованиях И. В. Гребенникова приведены данные о том, что педагогическая культура значительного большинства современных родителей крайне низка, что негативно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, выражаясь в низком уровне воспитанности подрастающего поколения [3]. Поэтому считаем данную стратегию одним из главных условий повышения воспитательного потенциала современной семьи, актуализации аксиологической составляющей семейного воспитания. В логике аксиологического подхода ответственное родительство можно определить как интегрированное психологическое образование взрослой личности, которое включает совокупность ценностных ориента-ций, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений, позиций и убеждений субъекта относительно себя как родителя.

Родительская культура имеет сложную структуру, поэтому наиболее перспективной стратегией ее развития считаем ориентацию на отечественные цивилизационные ценности, а приоритетной тактикой - введение современной семьи в культурно-педагогическую практику через деятельное освоение и интеграцию воспитательного потенциала традиционной культуры с динамикой современности, которые осваиваются родителями через приобщение к смысложизненным ценностям и идеалам, структурирующим жизнь современного общества. Поэтому все чаще педагоги и родители совместно пытаются найти наиболее эффективные механизмы решения данной проблемы, создают новое содержание и инновационные формы современного педагогического просвещения. Педагогов необходимо специально готовить к организации взаимодействия с родителями, обеспечивающего им педагогическую поддержку, обучать формам работы, построенным на диалоге с родителями или ориентированным на развитие у родителей практических умений, - это дискуссии, круглые столы, семейные гостиные, деловые игры, мастер-классы.

Стратегия развития социального и профессионального партнерства основана на интеграции деятельности образовательных (дошкольных, школьных, дополнительных], социальных, производственных, муниципальных, общественных систем. В основе проектирования данной стратегии лежат исследования теории становления и деятельности об-

разовательного кластера. В исследованиях О. Е. Яворского образовательный кластер рассматривается как форма социального и профессионального партнерства образовательного учреждения и производственного предприятия, позволяющая соединить учебные, воспитательные, информационные и материально-технические ресурсы для эффективной и практикоориентированной подготовки будущего специалиста [15].

Рассматривая профессиональное партнерство в широком смысле, определяем составляющую образовательного кластера как разнообразные формы сотрудничества на основе координации образовательных систем с другими производственными системами, новые формы отношений. В исследованиях Л. А. Высоцкого и А. А. Моштакова профессиональное партнерство представлено как конструктивное взаимодействие учебного заведения с субъектами рынка труда и рынка образовательных услуг, с работодателями для удовлетворения интересов и запросов всех взаимодействующих сторон [2, 8].

Для работы в образовательном кластерном пространстве необходима специальная подготовка педагогов, которую возможно осуществить в условиях муниципального ресурсного центра. По мнению Т. С. Кабаченко и В. В. Крыжко, у преподавателей должны быть сформированы такие качества, как общительность, практичность ума, активность, настойчивость, инициативность, организованность, работоспособность, самостоятельность и способность работать автономно [5, 6].

Данная стратегия логично вплетается во все вышеперечисленные стратегии, способствуя их максимальной эффективности. В работах исследователей проблематики образовательного кластера выделено положение о том, что данный подход не только стимули-

рует развитие, но и предполагает качественные изменения деятельности профессионального преподавателя, содержательных компонентов деятельности, структуры и технологий, кадрового потенциала участников совместной деятельности и др.

Таким образом, исследования ведущих стратегий непрерывного образования взрослых (андрагогической, акмеологической, карьерного роста, воспитательного воздействия, социального и профессионального партнерства] предусматривает в качестве концептуальных оснований становления такого многопрофильного ресурсного центра как института непрерывного образования взрослых; раскрытие сущности непрерывного образования взрослой личности как продвижение на уровне элементарной и функциональной грамотности, профессиональной компетентности, общей и профессиональной культуры (методологический); организация поддержки и сопровождения непрерывного образования взрослых (функционально-целевой); проектирование программно-методического и диагностического обеспечения формирования основ элементарной и функциональной грамотности, профессиональной компетентности, общей и профессиональной культуры, развитие исследовательских навыков и анд-рагогической компетентности специалистов в рамках непрерывного образования взрослых; развитие рефлексивной культуры (оценка, самооценка]; формирование экологического сознания и культурно-просветительской деятельности (содержательно-технологический].

Указанные концептуальные положения легли в основу построения структурно-содержательной модели становления ресурсного центра как полифункциональной системы.

Литература

1. Андрагогическая компетентность преподавателя системы постдипломного педагогического образования : моногр. / под ред. С. Г. Вершловского, Г. С. Сухобской. - СПб.: СПбАППО, 2011.

2. Высоцкий Л. А. Интеграционный подход в системе профессиональной подготовки студентов колледжа. - СПб.: ЛОИРО, 2008. - 166 с.

3. Гребенников И. В. Основы семейной жизни : учеб. пособие. -М.: Просвещение, 1991. - 158 с.

4. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.

5. Кабаченко Т. С. Психология в управлении человеческими ресурсами : учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2003. - 399 с.

6. Крыжко В. В., Павлютенков Е. М. Психология в практике менеджера образования : Материалы для специалиста образовательного учреждения. - М.: Издательство КАРО, 2001.

7. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. -Л.: Знание, 1985. - 32 с.

8. Моштаков А. А. Формирование профессиональной компетентности преподавателей колледжа на основе кластерного подхода // Человек и образование. - 2013. - № 2 (35). - С. 132-135.

9. Образование взрослых: цели и ценности / под ред. Г. С. Су-хобской, Е. А. Соколовской, Т. В. Шадриной. - СПб.: ИОВ РАО, 2002. - 188 с.

10. Онушкин В. Г., Кулюткин Ю. Н. Непрерывное образование -приоритетное направление науки // Советская педагогика. -1989. - №2. - С. 12-18.

11. Основы андрагогики : учеб. пособие / под ред. И. А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 236 с.

12. Практическая андрагогика. Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых. Кн. 1 / под ред. В. И. Подобеда, А. Е. Марона. - СПб., 2003. - 432 с.

13. Резинкина Л. В. Ресурсный центр как обучающая организация в системе повышения квалификации педагогических кадров // Человек и образование. - 2010. - № 4 (25). - С. 131-134.

14. Формалюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С. 57-64.

15. Яворский О. Е. Образовательный кластер как форма социального партнерства техникума и предприятий газовой отрасли : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. - Казань, 2008. - 252 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.