КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ЯВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ЭПОХИ КРЕАТИВНОСТИ
Елена Эдуардовна ДРОБЫШЕВА,
доктор философских наук, профессор кафедры философии, истории и теории искусства Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, Санкт-Петербург, Россия
email: [email protected]
При помощи аналитического и типологического методов в аксиологическом дискурсе анализируется феномен образовательных программ в рамках функционирования креативных культурных практик. Актуальность исследуемой проблематики обусловлена нарастающей популярностью подобного рода предложений и масштабом вызовов для традиционной системы образования. На примере различного рода программ обучающе-досугового характера делается вывод о высоком потенциале культурных индустрий как пространства актуальных образовательных практик и необходимости осмысления данного феномена в дискурсе государственной культурной политики.
Ключевые слова: социокультурная архитектоника, государственная культурная политика, культурные индустрии, креативные технологии в образовании, аксио-сфера современной культуры.
EDUCATION STRATEGIES OF THE ERA OF CREATIVITY
Elena E. Drobysheva, Full Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Philosophy, History and Theory of Art, the Vaganova Ballet Academy, St. Petersburg, Russia
email: [email protected]
The phenomenon of educational programs in the framework of the functioning of creative cultural practices is analyzed with a help of analytical and typological methods in axiological discourse. The relevance of the studied issues is due to the increasing popularity of such offers and the scale of the challenges for the traditional education system. Using the example of various educational and leisure programs, a conclusion is drawn about the high potential of cultural industries as a space for current educational practices and the need to understand this phenomenon in the discourse of state cultural policy.
Key words: social and cultural architectonic, state cultural policy, cultural industries, creative technologies in education, axiosphere of modern culture.
Сегодня в общественном сознании нередко бытует парадоксальная мысль о «вреде» классического подхода в обучении творческим профессиям, и масса нарождающихся на наших глазах альтернативных образова-
тельных практик заставляет (в который уже раз!) задуматься о состоянии сферы образования и её трансграничных вариациях.
Александр Рудик (основатель сетевых образовательных проектов) в интервью привел цитату из своей беседы с ректором одного из лондонских университетов. На вопрос: «А на какой результат вы рассчитываете, когда даёте образование?» ректор ответил: «Мы учим мыслить красиво». Я говорю: «И всё? Это всё?» - «Да, других задач нет» [16]. Всё чаще от специалистов из разных областей знания сегодня звучит вывод: время однозначно линейных (читай - классических) проектов прошло. Если мыслить в парадигме, предложенной академиком В. Ф. Стёпиным для истории науки (классическая / неклассическая / постнеклассическая) [12], то нынешний этап развития социокультурной архитектоники является пост-неклассическим и в целом характеризуется открытостью, нелинейным характером протекающих процессов, стохастичностью.
Система образования - один из важнейших социальных институтов, в рамках которого оппозиция «традиции / новации» проявляется достаточно репрезентативно. Дискуссия о ценностях «классического» образования (как среднего, так и высшего) неизбежно возникает на каждом новом витке развития технологий и - как следствие - трансформаций социокультурной парадигмы 1.
Уже в 1997 году Рональд Барнетт сформулировал диагноз для ситуации в системе высшей школы: «Западный университет умер. В это трудно поверить, но такова реальность. Правда, история университета говорит о его необыкновенной способности к обновлению и адаптации к новым условиям. Это позволяет надеяться на то, что и сейчас свершится чудо и возникнет новый университет» [1].
В данной статье мы не планируем анализировать актуальное состояние университетской сферы, наша задача - привлечение внимания специалистов-гуманитариев к параллельным формам обучения, дополнительного образования, в том числе - с помощью онлайн-инструментария.
Актуальность исследования данной области социокультурной архитектоники сегодня очевидна на всех уровнях - начиная с потребительского и заканчивая государственным. Ведь выработка релевантных ориентиров в культурной политике является залогом мобильности и успешности многих, если не большинства, национальных проектов - от обеспечения социальной мобильности различных категорий населения до формирования адекватных текущей геополитической ситуации конфигураций культурной идентичности. В связи с этим представляется особенно интересным проанализировать современные образовательные тенденции, альтернативные устоявшимся институциональным форматам. И очевидно, что в
1 Мы уже неоднократно обращались к данной теме [см.: 4; 5].
данном случае нельзя обойти вниманием сектор культурных / творческих индустрий, уверенно занимающих свою нишу в интересующей нас области.
Возможности современных технологий, прежде всего - в области медиа, позволяют значительно расширить вариативность обучающих программ. Основных направлений два - это онлайн- и оффлайн-проекты. Дальнейшую типологизацию можно производить по огромному количеству критериев: по тематике, формату, охвату, специфике аудитории, институциональным признакам типа принадлежности к крупным структурам и легитимации результатов.
В Сети сегодня функционирует множество разнообразных платформ, которые имеют отношение к образованию. Есть так называемый науч-поп: просветительские проекты и лектории. Есть более профессионально ориентированные онлайн-курсы и онлайн-университеты. Крупные мировые университетские центры, не испытывающие недостатка в абитуриентах, ведут онлайн-проекты для удалённо обучающихся людей, преимущественно - взрослых. В условиях стремительно меняющейся социокультурной реальности (в нашей стране, в том числе с учётом пенсионной реформы) задача переобучения уже имеющих образование групп населения - одна из приоритетных. Рынок профессий трансформируется на наших глазах, создавая новые запросы и форматы для их реализации. Креативные / культурные индустрии являются на данный момент серьёзным конкурентом традиционным образовательным институциям в борьбе за потребителя в пространстве дополнительного обучения. В силу своей изначальной мобильности и креативности данные платформы располагают большим потенциалом для удовлетворения спроса на «компетент-ностный рост».
Традиционные «знания, умения, навыки» сегодня в рамках федеральных образовательных стандартов принудительно коррелируются профессиональным вузовским сообществом с так называемыми компетенциями. Это требование времени, корректирующее ценностную парадигму подготовки специалистов в сторону практической применимости полученных знаний. Можно говорить о неопозитивистской установке на их фильтрацию. В современном обыденном сленге этот крен обозначается с помощью употребления англицизма «скилл» (от англ. skill - 'навык, умение'). Исследователи отмечают, что скоро «основной (и, к слову, логичной) ценностью образовательного процесса станут конкретные умения и навыки или, как их ещё принято называть, скиллы» [2, с. 259]. С введением магистерского уровня образования и вынужденного словотворчества в части формулировок наименований образовательных программ в рамках официальных «направлений подготовки» уровень формализации данной процедуры непростительно вырос. Работодатель должен обладать прони-
цательностью высочайшего уровня, чтобы разглядеть за формулировками в дипломе реальный свод компетенций / знаний / умений / навыков.
Неповоротливая система государственного образования по множеству причин (объективного и субъективного характера) неспособна закрыть постоянно возникающие ниши в спросе на получение актуальных «скил-лов» - от флористики и экскурсоведения до овладения специальными компьютерными программами и навыками в сфере ландшафтного дизайна. Невероятно популярны различные курсы по изучению искусства, несмотря на отсутствие какой-либо лицензии у тех, кто их ведёт, и, соответственно, на невозможность получения по итогу необходимого документа об обучении.
В данном дискурсе нам особенно интересны образовательные арт-про-екты, реализуемые на платформе «Инстаграм». Прежде всего это: Op-popart - школа популярного искусства, имеющая четыреста девяносто одну тысячу подписчиков1 [8]. «Основателем Крупнейшей Онлайн-Школы Искусств» (орфография сохранена) является Анастасия Постригай - профессиональный искусствовед. Школа Op-pop-art предлагает курсы различного формата: арт-интенсивы, арт-марафоны и экспресс-курсы. Это мероприятия в онлайн- и оффлайн-форматах для различной аудитории - детей и взрослых, начинающих любителей искусства и продвинутых знатоков. В качестве методического материала можно рассматривать изданную автором книгу «Влюбиться в искусство: от Рембрандта до Энди Уорхола» [9].
Из набирающих популярность аккаунтов можно отметить также блог Сергея Гущина, созданный в 2016 году [3]. Не будучи профессиональным искусствоведом, автор буквально с нуля создал весьма профессиональный ресурс в «Инстаграм», открыл собственную галерею, поучаствовал как куратор в нескольких международных арт-проектах и - что нас интересует в данном случае - открыл онлайн-школу по современному искусству, выпустив совместно с журналистом книгу по данной проблематике [3].
Отдельный интерес представляют проекты, функционирующие в режиме коллаборации между крупным бизнесом и арт-институциями. Так, «Сбербанк» курирует образовательный проект «Сбербанк-ТВ» [10]. Помимо собственно финансовой грамотности, данный контент направлен на расширение различных компетенций, в том числе и на умение ориентироваться в пространстве художественной жизни. В компаниях, стимулирующих стратегические разработки, прекрасно понимают, что «будущее образования - в смешанных формах обучения, то есть в сочетании очной и цифровой (онлайн) части. Для тех, кто понимает принципы создания и использования цифрового контента, открываются новые возможности и
1 Данные на декабрь 2018 года.
перспективы» [11]. К подготовке образовательных курсов по искусству, в частности, привлечены искусствоведы, кураторы, теоретики.
Ещё одна мощная бизнес-структура - «Газпром нефть» - «запускает новую конференцию, которая будет называться In_the_City (программная дирекция - институт «Стрелка»), в которую войдут открытые лекции, ворк-шопы, выступление спикеров со всего мира» [18]. Разработчики данного направления деятельности солидарны с нами в том, что развитие технологий и запросы аудитории делают всё более актуальными новые медийные форматы. Эта тенденция приобретает особенную силу в областях журналистики, искусства, образования, бизнеса и других. Так, например, технология сторителлинга1 стала «эффективным инструментом для вовлечения аудитории в разных областях: СМИ и музеях, некоммерческих организациях и бизнесе» [7]. Воркшоп по мультимедийному сторителлингу включает обучение подбору контента, дизайну, менеджменту проекта.
Можно привести ещё достаточно много примеров подобных предложений по расширению собственных компетенций, «прокачке скиллов»» - всего того, что имеет отношение к получившей сегодня новый толчок практике самообразования. Попробуем проанализировать аксиологические интенции, на которых базируется спрос и предложение в этой сфере.
Во-первых, следует отметить все возрастающую ценность адаптивности личности к интенсивным изменениям социокультурной архитектоники. Очевидно, что время безраздельного торжества ценностей традиционного образования прошло. Трансенция происходящих в обществе процессов приводит к формированию нового запроса на постоянные изменения, умение адекватно реагировать на технологические обновления, индивидуальную мобильность. Сегодня формирование личных образовательных стратегий обеспечено прежде всего вариативностью моделей обучения и постоянным «апдейтом» медиаинструментария.
Во-вторых, возрастает стремление к расширению пространства собственных знаний, умений и навыков. Никого не удивляет, что программист обучается на арт-программах, и, напротив, гуманитарий посещает лекторий по популярной астрофизике. Представители самых разных профессий обучаются искусству ландшафтного дизайна, кулинарии [6] и фотомастерству [14]. Ещё в конце ХХ века Р. Барнетт писал: «Существует не одно или два, а множество знаний. Процессуальное знание, невербальное знание, практическое знание, знание, основанное на жизненном опыте. Все эти типы знания указывают на множество путей к познанию в современном мире. В век компьютеров мы переполнены данными и информацией. Поэтому способность приобретать знания и понимать
1 Сторителлинг - искусство донесение поучительной информации с помощью знаний, рассказов, историй, которые возбуждают у человека эмоции и мышления (См.: Infomarketing.su. URL: https://infomarketing.su/samorazvitie/storytelling/)
их сводится к умению обращаться с увеличивающимся количеством и видами данных» [1].
В-третьих, можно выделить ценность такой личностной опции, как многозадачность. Академик Российской Академии образования, психолог Александр Асмолов говорит: «Взрыв, связанный с сетевой реальностью, резко меняет ментальные установки людей. Например, исчезает противопоставление "центр - периферия". Многие схемы, которые есть в нашем сознании, начинают трещать и ломаться. У нас географически всегда в центре Кремль, наше пространство упаковано так. Но есть совершенно другая ментальная упаковка, где "центр - периферия" - только одна из линий. Тогда нет почвы для комплекса неполноценности, если я где-то на выселках, а другие - в центре мира. Это возможно благодаря цифровой реальности, в которой живут и действуют новые поколения» [16].
Отдельно следует остановиться на проблемах технологического инструментария исследуемого нами феномена. Одной из характерных черт современных образовательных практик является геймификация - «применение в обучающих программах методик, характерных для компьютерных игр; её главная задача - помочь ученикам получить новые знания при помощи игрового мышления» [6]. Как отмечает Д. А. Торопов, «в будущем в связи с отказом от формального образования и выбором неформального и модифицированного образования появится возможность вводить новые механизмы, которые невозможно представить в статике. Такие механизмы обеспечат тотальную геймификацию обучения, что позволит воспринимать обучение как игру с уровнями, опытом, наградами и иными элементами соревнования». Развлекательный крен в современном общественном бытии проявляется и в сфере обучения. Специалисты выделяют такую форму досуговых программ, как «^utahme^ (неологизм от двух слов: education и entertainment), которая предусматривает сочетание обучения и развлечения. Конкретно под еdutainment понимаются публичные лекции, семинары и мастер-классы, которые происходят в кафе, парках, офисах и галереях» [13, с. 37-38].
В сложившейся культурной институциональной конфигурации наиболее мобильными и потенциально успешными структурами выглядят так называемые креативные / культурные индустрии, априори заточенные на те ценностные стратегии, о которых мы писали выше. При всех достоинствах традиционных образовательных центров, надо учитывать их (традиционную же!) инерционность. Исследователи полагают, что «определённая часть преподавательского состава вузов не способна генерировать скилл-курсы в принципе (к сожалению, очевидна тенденция их отдаления от рыночных реалий и непонимания сути рыночно востребованных скиллов)» [2, с. 262]. В данной ситуации выход - в гибкости системы и умении «выстраивать новые нейронные связи» - по анало-
гии с деятельностью сознания. Не следует идеализировать ту или иную (традиционную или креативную, онлайновую или оффлайновую) модели образовательных программ. В рамках задач государственной культурной политики должна решаться задача по выработке актуальных интегратив-ных решений в сфере образования, учитывающих плюсы всех существующих на данный момент моделей.
Литература
1. Барнетт Р. Осмысление университета [Электронный ресурс]. - URL: http://charko.narod.ru/tekst/alm1/barnet.htm (дата обращения: 23.10.2018).
2. Бичеев М. А., Доронина И. В. Скилл-обучение в режиме онлайн: новый вызов профессиональному образованию в России // Философия образования.
- 2012. - № 6 (45). - С. 258-262. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18152716 (дата обращения: 08.11.2018).
3. Галерист Сергей Гущин. Инстаграм [Электронный ресурс]. - URL: https://www. instagram.com/guschin/ (дата обращения: 25.10.2018).
4. Дробышева Е. Э. Образовательные стратегии в структуре сервисной реальности: антропологический аспект // Мир культуры и культурология: Альманах НОКО. Выпуск 4. - Санкт-Петербург : НОКО, 2014. - С. 209-216.
5. Дробышева Е. Э. Образовательные стратегии в структуре сервисной реальности // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2014. - № 2 (20). - С. 13-21.
6. Как внедрить геймификацию в обучающие программы [Электронный ресурс].
- URL: https://geniusmarketing.me/lab/kak-vnedrit-gejmifikaciyu-v-obuchayushhie-programmy/ (дата обращения: 15.10.2018).
7. Мультимедийный сторителлинг: контент, дизайн, менеджмент [Электронный ресурс]. Strelka. - URL: http://strelka.com/ru/events/event/2018/11/23/multimedia-storytelling (дата обращения: 05.11.2018).
8. Op-pop-art [Электронный ресурс]. - URL: https://www.instagram.com/op_pop_ art/?hl=ru (дата обращения: 05.11.2018).
9. Постригай А. И. Влюбиться в искусство: от Рембрандта до Энди Уорхола.
- Москва : АСТ, 2019. - 320 с.
10.Сбербанк-ТВ. Лекториум [Электронный ресурс]. - URL: https://www.lektorium. tv/university/19442 (дата доступа: 05.10.2018).
11. Современное курсостроение. Сбербанк [Электронный ресурс]. - URL: http:// project.lektorium.tv/ (дата обращения: 05.10.2018).
12. Стёпин В. Ф. История и философия науки. - Москва : Академический проект, 2011. - 423 с.
13. Торопов Д. А. Онлайн-образование как альтернатива традиционному профессиональному образованию (зарубежный опыт) // Педагогическое образование и наука. - 2017. - № 6. - С. 35-38.
14.Фотошкола в Тоскане. Белоника [Электронный ресурс]. - URL: http://www. belonika.ru/school/photo-toscana/ (дата обращения: 05.10.2018).
15.Четыре кулинарные школы. ЧТД [Электронный ресурс]. - URL: https://4td.fm/ article/chetyre-kulinarnye-shkoly-gde-mozhno-uchitsya-onlayn/ (дата обращения: 12.11.2018).
16.Что отличает образованного человека. ЧТД [Электронный ресурс]. - URL: https://4td.fm/article/chto-otlichaet-obrazovannogo-cheloveka/ (дата обращения: 14.11.2018).
17. ЧТД [Электронный ресурс]. - URL: https://4td.fm/about/ (дата обращения: 12.11.2018).
18.In the city. Strelka [Электронный ресурс]. - URL: https://inthecity.strelka.com/ru (дата обращения: 11.11.2018).