УДК 316
Пинчук Антонина Николаевна
соискатель кафедры социологии и культурологии Кубанского государственного аграрного университета [email protected]
Antonina N. Pinchuk
Applicant of department of sociology and cultural science Kuban state agricultural university [email protected]
Образовательные
интернет-практики современных студентов: мнение экспертов
Аннотация. В статье представлена тематика образовательных практик современных студентов в условиях активного применения в процессе обучения информационных технологий. С позиции экспертов-преподавателей оцениваются образовательные интернет-практики учащейся молодежи, отдельное внимание уделяется образовательным практикам в виртуальном пространстве дистанционного обучения. На основе суждений специалистов делается ряд выводов и рекомендаций.
Ключевые слова: информационные технологии, высшее образование, образовательные практики, образовательные интернет-практики, образовательные практики в системе дистанционного обучения.
Educational
internet-based practices of contemporary students: expert opinions
Annotation. The article presents the themes of the educational practices of contemporary students is in active use in the learning process of information technology. From the perspective of expert teachers evaluated educational Internet-based practices of students, individual attention is given to educational practices in virtual space for distance learning. Based on the opinion of experts makes a number of conclusions and recommendations.
Keywords: information technology, higher education, educational practices, educational Internet-based practices, educational practices in distance learning.
В эпоху наукоемких инноваций, роста и интенсификации информационно-коммуникацион-ых процессов востребованной характеристикой специалиста, успешно интегрированного в современное социокультурное пространство, становится его информационная компетентность. В структуре социально-информационной компетентности выделяют умение работать с различными базами и , -
ботки, обмена, доставки информации, в том числе умение применять новые технологии в образовательной деятельности [1]. В этой связи заслуживают внимания опривыченные способы владения и использования цифровых технологий в задачах обучения или самообучения, исследование которых возможно через образовательные практики. Представляя разновидность социальных практик, образовательные практики отражают типизированные, опривыченные приемы и методы усвоения, приобретения определенных знаний, умений, навыков, поиска новой информации. Важно подчеркнуть, что «феномен социальной практики отличает воспроизводимость, устойчивость, массовость и нормативность» [2, с. 45]. Анализируя образовательные практики как особое социокультур-, -
ственные характеристики.
Включение электронных информационных технологий в учебный процесс приводит к формированию образовательных практик, основным
«»
технические устройства и средства связи. О том,
« »,
пишут В.В. Волков и ОБ. Хархордин: «В подручном мире вещи, знаки, фразы повседневного языка выступают как инструменты, а человек -как умелый пользователь, обладающий соответствующим знанием или навыками, без которых ни один вид практической деятельности не был бы возможен» [3, с. 72]. Таким образом, сегодня
можно констатировать то, что базовым «инстру-» -
ступают компьютер, ноутбук, планшетник и другие электронные гаджеты. Более того, учитывая, что в последнее время сложно представить учебу без использования контента Интернета, анализ образовательных практик, актуализируемых
в ситуации, когда «развитие информационно, -
сы социальных сетей интернета вызывает глубинные сдвиги в развитии культуры молодежи и ее социализации» [4, с. 46], видится весьма своевременным.
Поскольку речь в данном случае идет о специфике образовательных практик, напрямую связанных с виртуальным пространством, обратимся к мнению А.Л. Радкевича, который занимался изучением социальных интернет-практик. Как пишет ученый «... социальные практики в Сети организуются как виртуальные аналоги привыч-
ных институциональных форм реальных социальных взаимодействий» [5], что, по мнению автора, и составляет их особенность. По содержательной направленности А. Л. Радкевич выде-
, , -
ные, образовательные и другие социальные интернет-практики [5]. В спектре нашего интереса -образовательные интернет-практики, которые
представляют самостоятельный феномен.
,
образовательных практик современной молодежи оказывается в центре внимания и ученых-экспертов. Речь идет о 30-ти представителях отечественных вузов Москвы, Костромы и Краснодара, работающих в должности доцента и/или профессора и отмеченных учеными степенями кандидата либо доктора наук. Все они приняли участие в проведенном в октябре-декабре 2016 года социологическом опросе, цель которого заключалась в том, чтобы проанализировать образовательные практики студентов современных гуманитарных вузов. Заметим, что некоторые эксперты имеют педагогический стаж более
30 , -
,
деятельность в то время, когда цифровая техника еще не вошла в привычный обиход. Их мнение особенно интересно, если учитывать и то, что в течение трудовой карьеры опрошенные педагоги могли наблюдать постепенный переход к новой образовательной реальности, они имели
опыт общения с различными поколениями уча,
разнообразные образовательные практики. То, что использование различных портативных и карманных гаджетов в процессе решения учебных задач стало обычной практикой в повседневной жизни молодого поколения, подтвер-
[6].
,
этом видят эксперты и как, по их мнению, правильно использовать гаджеты в образовательных практиках учащейся молодежи?
Итак, участников исследования попросили сначала перечислить те преимущества, которые на
,
электронных средств связи в повседневных
практиках студентов для поиска или получения
. -
шенных экспертов сошлись во мнении, что явным функциональным преимуществом современных технологий является скорость, оперативность обмена данными, что обеспечивает
«достаточно быстрый поиск нужной информа-
,
», « , -». -
кое, но емкое по содержанию высказывание одного из экспертов, наиболее показательно: «Новые технологии обеспечивают быструю ликви-
».
В свою очередь, в числе негативных последствий от постоянного использования гаджетов в
учебе, влияющих на качество образования уча, -
ние информации без ее критического осмысле-
ния, что приводит к формированию «типового ». , -обдуманно воспринимают полученные посредством Интернета данные, констатирует большинство преподавателей. «Многие обучающие перестали думать и анализировать разные источники. Поиск информации сводится к прочте-
».
экспертов пишет: «Чаще всего полученная информация не осмысливается критически, студенты не понимают ее смысл, значение в собственной практике жизни, не умеют ее интерпретировать, своими словами передать ее содержа». , -
ют, что «студенты прекращают читать книги»,
«не умеют работать с литературными источни-, ».
, « -
знания, фрагментация знаний, отсутствие крити-». , данном контексте существует проблема ненадежных и непроверенных источников учебного материала, эксперты отмечают высокую вероятность получить «фейковую» информацию.
Неутешителен вывод одного из преподавателей: «К сожалению, надежда на то, что гаджеты можно использовать в любой момент, ведет к тому, что студенты серьезно не прорабатывают учебный материал». Таким образом, возникает проблема, когда в условиях повсеместного распространения информационных технологий сформированы привычки применения гаджетов в за, -
вильного использования электронных источников. Преподаватели не наблюдают практики отбора Интернет-етйтов, составления ответа из - , -
ращения к проверенным научным электронным журналам, порталам, образовательным сайтам.
В этих условиях сложно реализовывать педаго-, -
ты с различными ресурсами информации и большим объемом материала. То, что практики обращения к цифровым ресурсам гарантирует мобильность и экономию времени пользователю, безусловно, играет важную роль в обеспечении эффективного процесса обучения, отказываться от них нецелесообразно. Возможно, одним из путей преодоления сложившейся ситуации будет закрепленная посредством педагогических технологий в образовательных практиках обучающихся установка на обращение к электронной библиотеке вуза, к специальным образовательным сайтам в качестве приоритетных , -
жет стать опривыченной формой поведения сту-.
Образовательные практики студента, получающего высшее образование в очной форме, конструируются в ходе регулярного посещения вуза, ежедневного взаимодействия с преподавателями, од-ногруппниками на лекционных или семинарских парах. Но интенсивное развитие цифровых технологий привело к формированию нового вида обу-- .
обучение, несмотря на неоднозначную оценку [7], прочно вошло в сферу оказания образовательных
услуг. Образовательные практики, сконструированные в ходе получения дистанционных техноло-
,
социальных практик в виртуальном информацион-но-^разовательном пространстве. Для данной разновидности образовательных практик характерно виртуальное взаимодействие и общение с .
Самоорганизация образовательной деятельности учащихся требует отработанных навыков
владения компьютерными средствами и умения
, -
порталами, цифровыми образовательными продуктами дистанционных технологий. Отметим, что проблемы организации и взаимодействия участников дистанционного обучения достаточно освещены в научном дискурсе [8]. В рамках обозначенной тематики нас интересуют образова-,
интерактивной коммуникации с педагогом посредством компьютерных технологий и средств
связи, на основе самоорганизации учащегося.
, -
тиву замещения образовательных практик, сформированных в режиме реального общения, образовательными практиками в информационной среде дистанционного обучения, экспертам был задан вопрос об их отношении к полному переходу на дистанционное обучение и о том, как это повлияет на образовательные практики студентов. То, что отметили эксперты, в первую очередь, относится к уменьшению эмоциональной вовлеченности студентов в учебный процесс, потери возможности вживую обсудить ин-,
участников. Отсутствие непосредственного со, -
ги, снижает возможности заинтересовать обучающихся в изучении предмета. Эксперты опаса-
,
процессу получения знаний, вследствие чего дистанционное обучение сведется к формальному выполнению необходимых заданий и нор.
,
требует высокой мотивации к самообучению, Литература:
1. Гулякин Д.В. Социально-информационная компетентность в структуре деятельности лич-
// -следований. 2009. № 12. С. 36-39.
2. . . -
подходы к изучению феномена социальной практики // Экология человека. 2015. № 1. С. 40-48.
3. . . / . . , ОБ. Хархордин. СПб. : Издательство Европейского
- , 2008. 298 .
4. . . -ный институт социализации молодежи / С.И. Са-мыгин, М.Ю. Попов, Д.С. Загутин // Гуманитар-
способности правильно организовывать образовательный процесс. Вместе с тем, отмечается, что в ситуации дистанционного обучения от преподавателя потребуется большее внимание в отношении каждого студента, что значительно
повысит учебную нагрузку профессорско-
. -
,
студентов, которые включают коллективные образовательные практики в реальном времени и
,
вариантом проведения занятий. Заметим, что коллективные образовательные практики предполагают групповое усвоение знаний [9].
Соглашаясь с тем, что активную роль и непосредственное общение преподавателя в процессе обучения не могут заменить дистанционные технологии, эксперты указывают на то, что их педагогически обоснованное применение может
пойти на пользу образовательному процессу.
,
,
базовое образование и получает второе и выше образование. Помимо этого, элементы дистанционных технологий вполне уместны для студентов заочной формы обучения (не достаточное количество аудиторных занятий), а также
для студентов очной формы в части самостоя, -
.
В заключение обратимся к материалам Всемирного Доклада ЮНЕСКО «К обществам знания», в котором обращает на себя внимание весьма
конструктивная по своему содержанию мысль. «
, -
том или мультимедийными средствами совершенно не должны заставлять нас пренебрегать такими важнейшими инструментами знания, как пресса, радио, телевидение и, главное, школа» [10]. Другими словами, понимание того, что в современных социокультурных условиях предоставлены широкие возможности для образования и самообразования, требует одновременно понимания необходимости правильного использования этих возможностей.
Literature:
1. Gulyakin D.V. Social and information competence in the structure of a person's activity // Scientific problems of humanitarian studies. 2009. № 12. P. 36-39.
2. Smirnova E.A. Theoretical-conceptual approaches to study of social practice phenomenon in foreign and national sociological science // Human Ecology. 2015. № 1. Page. 40-48.
3. Volkov V.V. Theory of practices / V.V. Volkov, O.V. Kharkhordin. SPb.: Publishing house of the European University in St. Petersburg: 2008. 298 p.
4. Samygin S.I. Social networks as a social institution of young people's socialization / S.I. Samygin, M.Ju. Popov, D.S. Zagutin // Humanitarian, social
ные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 5. С. 46-49.
5. Радкевич AM. Социальные интернет-практики как объект социологического анализа [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение: информационный гуманитарный портал. Социология 2009. № 3. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/3/Radkevich/ (дата обращения 10.12.2016).
6. . . : мобильных технологий и социальных сетей со// -
. 2016. 1. . 205-224
7. Григораш OB. Дистанционное обучение в системе высшего образования: преимущества, недо-
[ ] // -литематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 101 (07). URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya-preimuschestva-nedostatki-i-perspektivy (дата обращения 10.12. 2016).
8. Рак ЕЛ. Социологический анализ проблем взаимодействия преподавателя и обучаемого в среде дистанционного обучения: позиция экс// .
науки. 2010. № . 4. С. 89-96.
9. . .
:
северного города : автореф. дис. ... канд. соц. . . 2014. 25 .
10. Всемирный доклад ЮНЕСКО «К обществам знания». URL: http://unesdoc.unesco.org/ images/ 0014/001418/141843r. pdf (дата обращения 10.12.2016).
and economic and social sciences. 2015. № 5. P. 46-49.
5. Radkevich A.L. Internet-based Social Practices as a Subject of Sociological Analysis [Electronic resource] // Knowledge. Understanding. Skills: information humanitarian portal. Sociology 2009. № 3. URL: http://www.zpu-journal.rU/e-zpu/2009/3/ Radkevich/ (accessed 10.12.2016).
6. Koroleva D.O. Always online: Using Mobile technology and Social Media Usage at Home and at School by Modern Teenagers // Questions of education. 2016. №1. P. 205-224.
7. Grigorash O.V. Distance learning in higher education: strengths, weaknesses and prospects [Electronic resource] // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. 2014. № 101 (07). URL: http://cyberleninka.ru/ arti-cle/n/distantsionnoe-obuchenie-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya-preimuschestva-nedostatki-i-perspektivy (accessed 10.12.2016).
8. Rac E.A. The sociological analysis of problems of interaction of the teacher and the learner in the environment of remote training: the position of experts // Vestnik of NNSU. A series of Social science. 2010. № . 4. P. 89-96.
9. Vlasova O.V. Youth subcultural community: educational practices in the northern city : abstract. ... dis. kand. SOC. Sciences. Ekaterinburg. 2014. 25 p.
10. The UNESCO world report «Towards knowledge societies» URL: http://unesdoc.unesco.org/images/ 0014/001418/141843r. pdf (accessed 10.12.2016).