Научная статья
DOI: 10.24412/3034-3445-2024-4-56-66
УДК 378
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ СОВМЕСТНОЙ
РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ "ГРОТ АХЦУ"
Кизилов Андрей Сергеевич1*, Цюань Цянькунь2
1 Субтропический научный центр Российской академии наук, Сочи, Россия, [email protected]
2 Цзилиньский университет, Чанчунь, Китай, [email protected] *Автор, ответственный за переписку
Аннотация:
Введение. Появившийся за последнее время ряд актуальных и новаторских разработок, неразрывно связанных с концепцией «открытого образования», связан с востребованностью и поиском новых вариантов педагогических моделей, которые смогут повысить уровень эффективности и качества профессионального образования, что приведёт к соответствию с реальными социальными потребностями имеющихся целей, задач и содержания учебных дисциплин.
Материалы и методы. Большую задачу в процессе образования по сравнению с традиционной системой обучения выполняет внеаудиторная работа. У обучения расширяется и содержательная сторона, поскольку помимо научных знаний студенты овладевают широким кругом инонаучных знаний, имеющих историко-культурный характер. Концепция «открытого образования» наиболее максимально раскрывает свои возможности в структуре урбанистики. Существующая на современном этапе научная теория убедительно подтверждает важность воспитательного и педагогического значения города как уникального пространства культурно-образовательной среды.
Результаты исследования. В статье проанализирована в данном ключе такая агломерация как город-курорт Большой Сочи. Стоит отметить, что сочинская урбанистика радикально отличается от многих других городов: многие участки города реально не имеют разрыва в жилой застройке. Целый ряд, так называемых «сельских анклавов» де-юре, в Большом Сочи являются в течении многих десятилетий городскими районами де-факто. Поэтому многие объекты историко-культурного наследия находятся не за пределами городской черты, а являются составным элементом городской среды. Подобная ситуация с локализацией историко-культурного наследия радикально изменяет ситуацию с полевой работой научно-исследовательских (а в нашем случае археологических)
© А.С. Кизилов, Цюань Цянькунь, 2024
экспедиций, которые по сути своей становятся своеобразными «многодневными пленэрами». Проживая в городской среде, члены экспедиции находятся от объекта исследования буквально в шаговой доступности и выход на экспедиционные раскопки сопоставим с выходом в городской парк. При таких обстоятельствах студенты, с одной стороны теряют романтику полевой жизни в палатках, но с другой стороны сохраняют постоянную возможность работы с источниками информации (интернет, библиотеки, музеи и пр.).
Обсуждение и заключения. В статье обозначены результаты анализа совместной практики российских и китайских студентов в составе международной экспедиции ИИМК РАН, Цзилиньского университета КНР и Субтропического научного центра РАН. Обозначено значение положительного внедрения педагогических моделей парадигмы гуманизации образования, в том числе концепции «открытого образования» в области историко-культурного наследия и внедрения в современное российское образование. Продемонстрирована возможность качественного изменения формы и содержания учебной деятельности в короткий временной отрезок апробации заявленных методов.
Ключевые слова: гуманизация образования, использование концепции «открытое образование», сохранение историко-культурного наследия, «образовательное пространство», Черноморское побережье Кавказа
Для цитирования: Кизилов А.С., Цюань Цянькунь. Образовательные инновации в обучении студентов при полевых исследованиях совместной российско-китайской экспедиции "ГРОТ АХЦУ" // Вестник Университета Российского инновационного образования. 2024. № 4. С. 56-66. DOI: https://doi. org/10.24412/3034-3445-2024-4-56-66.
Original article
EDUCATIONAL INNOVATIONS IN TEACHING STUDENT DURING FIELD RESEARCH OF THE JOINT RUSSIAN-CHINESE EXPEDITION «GROTTO AHTSU»
Andrey S. Kizilov1*, Quan Qiankun2
1 Subtropical Research Center of the Russian Academy of Sciences, Sochi, Russia, [email protected]
2 Jilin University, Changchun, China, [email protected] Corresponding author
Abstract.
Introduction. A number of relevant and innovative developments that have recently appeared, inextricably linked with the concept of «open education», are associated with the demand and search for new options for pedagogical models that can increase the level of efficiency and quality of professional education, which will
lead to compliance with real social needs of the existing goals, objectives and content of academic disciplines.
Materials and methods. Extracurricular work performs a major task in the educational process compared to the traditional education system. The content of training is also expanding, since in addition to scientific knowledge, students master a wide range of foreign scientific knowledge of a historical and cultural nature. The concept of «open education» reveals its potential in the structure of urban studies to the maximum. The scientific theory existing at the present stage convincingly confirms the importance of the educational and pedagogical significance of the city as a unique space of the cultural and educational environment.
Research results. The article analyzes in this vein such an agglomeration as the resort city of Greater Sochi. It is worth noting that Sochi's urbanism is radically different from many other cities: many areas of the city do not really have a break in residential development. A number of so-called «rural enclaves» de jure in Greater Sochi have been de facto urban areas for many decades. Therefore, many historical and cultural heritage sites are not located outside the city limits, but are an integral part of the urban environment. Such a situation with the localization of historical and cultural heritage radically changes the situation with the field work of research (and in our case, archaeological) expeditions, which in essence become a kind of «multi-day plein air». Living in an urban environment, expedition members are literally within walking distance of the research object and going out on expedition excavations is comparable to going out to a city park. Under such circumstances, students, on the one hand, lose the romance of field life in tents, but on the other hand, they retain the constant opportunity to work with information sources (Internet, libraries, museums, etc.).
Discussion and conclusions. The article presents the results of the analysis of the joint practice of Russian and Chinese students as part of the international expedition of the Institute of Material Culture of the Russian Academy of Sciences, Jilin University of China and the Subtropical Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. The importance of the positive implementation of pedagogical models of the paradigm of humanization of education, including the concept of «open education» in the field of historical and cultural heritage and implementation in modern Russian education is indicated. The possibility of a qualitative change in the form and content of educational activities in a short period of time for testing the declared methods is demonstrated.
Keywords: humanization of education, use of the concept of «open education», preservation of historical and cultural heritage, «educational space», Black Sea coast of the Caucasus
For citation: Kizilov A.S., Quan Qiankun. Educational innovations in teaching student during field research of the joint Russian-Chinese expedition «GROTTO AHTSU» // Bulletin of the University of Russian Innovative Education. 2024. No. 4. P. 56-66. DOI: https://doi.org/10.24412/3034-3445-2024-4-56-66.
Введение. На современном этапе развития общества динамичные темпы его генезиса вызывает востребованность и активизирует неизбежный поиск новых вариантов педагогических моделей. Данная концепция является неизбежной составляющей парадигмы гуманизации образования. Именно обновлённые модели педагогики могут повысить уровень эффективности и качества профессионального образования, что приведёт к соответствию с реальными социальными потребностями имеющихся целей, задач и содержания учебных дисциплин.
Появившийся за последнее время ряд актуальных и новаторских разработок, неразрывно связанных с концепцией «открытого образования» связан именно с этим аспектом. Говоря об обозначенном направлении инновационного развития педагогической мысли надо полагать, что именно оно определяет прогрессивное расширение существующих рубежей образовательного пространства.
Рассматривая дидактическую систему, основанную на принципах вне-аудиторности, надо отметить, что именно она может открыть большие новые возможности в вопросах преобразования образовательного процесса в процесс культурно-образовательный.
Материалы и методы исследования. Использование концепции «открытого образования» позволяет качественно изменять форму и содержание учебной деятельности. Априори большую задачу в процессе образования по сравнению с традиционной системой обучения выполняет внеаудиторная работа. У обучения расширяется и содержательная сторона, поскольку помимо научных знаний студенты овладевают широким кругом инонаучных знаний, имеющих историко-культурный характер. Важность данного подхода заключается в том, что открытое образование имеет значительный потенциал, как для развития профессиональных компетенций обучаемых, так и для формирования качеств личности студентов.
Данная концепция наиболее максимально раскрывает свои возможности в структуре урбанистики. Существующая на современном этапе научная теория убедительно подтверждает важность воспитательного и педагогического значения города как уникального пространства культурно-образовательной среды. Тем не менее, во многом ещё остаются несформированными и неструктурированными наши представления о коммуникациях городской среды и художественного образования, ее педагогического потенциала в условиях художественных специализаций в вузах.
И российские, и китайские исследователи солидарны в необходимости формирования инновационных методических подходов к проблемам модернизации образовательной системы. Глубокий анализ имеющихся материалов по разработкам и подходам к данной проблематике позволяет выявлять ряд противоречий, коими являются необходимость пересмотра традиционных методов обучения и недостаточность разработанности принципов интегрирования формального и неформального обучения.
Не первый год уже успешно внедряются различные проекты на всех уров-
нях образования, имеющие форму внеаудиторной деятельности [1], и как базовое понятие в данном случае соответственно выступает «образовательное пространство» [2].
Последние исследования, сосредоточенные зачастую на решении довольно узкоспециализированных вопросов и призванные решать актуальные проблемы в современной системе образования, демонстрируют нам тот факт, что на современном этапе ученые весьма активно используют термин «образовательное пространство», конструируя при этом направления новых знаний во всем многообразии современных научных направлений в педагогике.
Дизайн среды во многом использует средовой подход, который является основой «педагогики среды», которая впервые была концептуально оформлена в работах С.Т. Шацкого, а в дальнейшем получила новое осмысление в трудах К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, Л.Н. Толстого и др.
При достаточном финансовом обеспечении и надлежащем обеспечении творческой деятельности, результаты творческой креативности учащихся (произведения искусства, дизайн-проекты, технические ноу-хау) получают возможность демонстрироваться публике, как в режиме онлайн, так и офлайн. Демонстрация же своих достижений коллегам из других ВУЗов и, тем более, из других стран и последующее её творческое обсуждение крайне важны для студентов. Исследователь педагогического процесса Чэн Чжун находит это важным, поскольку студенты художественных специальностей в вузах по окончании обучения становятся зрителями, а также участниками в творческом преобразовании городской среды [3]. Определяя же границы локализации городской среды, сомнительным обстоятельством было бы сопоставление её по жёстким границам административной муниципальной территории.
Результаты и обсуждение. Анализируя в данном ключе такую агломерацию как город-курорт Большой Сочи, необходимо отметить, что сочинская урбанистика радикально отличается от многих других городов. Рассматривая междисциплинарное исследование города на стыке таких дисциплин, как социология города и история, география и экономика нельзя не отметить, что многие участки города реально не имеют разрыва в жилой застройке. Конкретизируя сказанное, хотелось бы отметить, что целый ряд, так называемых «сельских анклавов» де-юре, в Большом Сочи являются в течении многих десятилетий городскими районами де-факто. Исходя из этого, можно сделать логические выводы о том, что многие объекты историко-культурного наследия находятся не за пределами городской черты, а являются составным элементом городской среды.
Подобная ситуация с локализацией историко-культурного наследия радикально изменяет ситуацию с полевой работой научно-исследовательских (а в нашем случае археологических) экспедиций, которые по сути своей становятся своеобразными «многодневными пленэрами». Проживая в городской среде, члены экспедиции находятся от объекта исследования буквально в шаговой доступности и выход на экспедиционные раскопки сопоставим с выходом в городской парк. При таких обстоятельствах студенты, с одной стороны теряют романтику
полевой жизни в палатках, но с другой стороны сохраняют постоянную возможность работы с источниками информации (интернет, библиотеки, музеи и пр.).
Интересно рассмотреть на примере реальных исследований и их практических аспектах. В летний полевой археологический сезон 2024 года в долине реки Мзымта Адлерского района города-курорта Сочи работала совместная экспедиция Санкт-Петербургского Института истории материальной культуры Российской академии наук, Цзилиньского университета — ведущего национального университета, под непосредственным управлением Министерства образования КНР г. Чанчун и Федерального исследовательского центра СНЦ РАН г. Сочи. Сами раскопки происходили в недавно обнаруженном гроте Ахцу, где ранее было обнаружено большое скопление артефактов каменного века в культурных слоях эпохи мезолита [4]. В двух предшествовавших разведывательных экспедициях принимали участие учёные из ИИМК РАН и МИУ [5]. Результаты исследования показали, что по факту был открыт абсолютно новый и уникальный объект историко-культурного наследия, который был официально зафиксирован как археологическое открытие [6].
Не удивительно, что исследование данного объекта не могло остаться без международного внимания, и в полевой сезон 2024 года в Сочи приехали не только российские и китайские учёные, но и студенты ведущих государственных ВУЗов России и Китая.
Возглавляемые выдающимися учёными в области археологии каменного века Сергеем Александровичем Кулаковым (ведущим научным сотрудником ИИМК РАН, доктором исторических наук) и Quan Qiankun (Assistant Professor, PHD, Jilin University, China, Changchun) студенты России и Китая быстро наладили коммуникации в коллективе. Андрей Сергеевич Кизилов (старший научный сотрудник, ФИЦ СНЦ РАН; как участник экспедиции, в обязанности которого входила организация не только условий на раскопках, но и общие функциональные вопросы, имел возможность наблюдать и анализировать все рабочие процессы внутри коллектива.
Ни что так не сближает студентов, как коллективный труд, где в результатах задействована вся цепочка исследователей (Рис. 1).
С момента обнаружения артефакта и до полной его фиксации в списке и на схеме раскопа, до помещения его в изолированный, пронумерованный Zip пакет и размещения в контейнеры с артефактами, все члены исследовательской группы должны находится в состоянии полного контакта и понимания происходящего процесса. Особенно важно это обстоятельство, когда количество археологических находок в день достигает нескольких сотен предметов. После возвращения с раскопа, у студентов возникает естественное желание обсудить найденные находки, попытаться их атрибутировать и понять их предназначение, проконсультироваться с педагогами. Таким образом происходит ежедневное чередование практики и теории.
Рис. 1. Российские и китайские студенты на раскопках грота Ахцу
Во время работы экспедиции, живущий по соседству с гостиницей, где располагалась экспедиция, местный житель Гонтар Степан Петрович, молодой краевед из села Казачий брод сообщил и показал уникальное место на окраине населённого пункта. Размытый дождевыми потоками склон был усеян осколками колотого кремня - остатками древнего производства человеком каменного века своих первобытных орудий. Это было место естественного выхода на поверхность природного кремня, которое столетиями посещали древние люди. Очевидно, что населявшие в каменном веке соседнюю с посёлком Казачий брод Ахштырскую пещеру люди использовали это месторождение как источник сырья в производстве своих орудий труда.
Понятная же для опытных специалистов ситуация с месторождением сырья для создания каменных орудий, была для студентов, по сути дела, сенсацией в их собственном образовании. Набрав по собственной инициативе необработанных и нетронутых древним человеком кремневых желваков (булыжников), студенты спустились на берег реки Мзымта для проведения экспериментов. Уставшая после дневной работы на раскопках, молодёжь с азартом и нетерпением провела эксперименты по обработке камня уже практически в сумеречное время суток и вернувшись на ночлег студенты вожделенно начали сопоставлять сколы полученных отщепов (Рис.2) с иллюстрациями каменных индустрий разных исторических периодов - от раннего палеолита до неолита.
Следующий день раскопок в находящемся неподалеку от месторождения кремня гроте Ахцу проходил для студентов уже в совершено другом ключе восприятия обнаруживаемого материала. Возникали обсуждения по поводу техники обработки и материала найденных артефактов, высказывались предположения и
гипотезы, которые были спровоцированы вчерашними событиями. Таким образом образовался циклический процесс овладевания знаниями - обучающий цикл «Теория - производство» (Рис. 3).
Рис.2. Кремневые сколы полученных отщепов
Информация, полученная ранее на теоретических занятиях, стала применятся на практике. Практика в свою очередь позволила приобщиться к процессу производства и понять воочию тонкости и специфику материала. Результаты процесса производства теперь уже в свою очередь позволили обучаемым по-новому воспринимать теоретический материал и изменить акценты познавательного процесса, расширить спектр внимания ко всему теоретическому пространству и по-другому видеть свои археологические находки (Рис. 4).
ОБУЧАЮЩИЙ ЦИКЛ "ТЕОРИЯ - ПРОИЗВОДСТВО"
Рис. 3. Обучающий цикл «Теория - производство»
Рис. 4. Внимательное отношение студентов к обнаруженным артефактам
Таким образом, концепции «открытого образования» наглядно позволили качественно изменять форму и содержание учебной деятельности. Следующий этап обучающего цикла «Теория - производство» выразился в появившихся у студентов вопросов о конкретных горных маршрутах, которые связывали между собой места добычи каменного сырья и проживания древнего человека, что активизировало процесс овладевания широким кругом инонаучных знаний в регионе, имеющих историко-культурный характер. За время проведения экспедиций, а оно составило более сорока дней, студенты расширили свои познания в истории и археологии Ахштырского ущелья намного больше, чем это предполагала программа их обучения в ключе познания особенностей каменного века в нашем регионе. Объединяя в своём сознании географическое расположение исследуемого объекта, они изучили горные маршруты ущелья, локализацию археологических объектов эпохи бронзы и средневековья, расположение современных населённых пунктов. Историко-культурный характер познавательного процесса активизировал идеи о необходимости приобщения социума к ознакомлению и внедрению в индустрию познавательного туризма организованный показ археологических объектов [7], а также вызвал целый ряд научных дискуссий среди членов экспедиции о воплощении инновационных идей в жизнь.
Обсуждение и заключение. Сопоставление и анализ работы и результатов российских и китайских студентов в составе совместной экспедиции Санкт-Петербургского Института истории материальной культуры Российской академии наук, Цзилиньского университета — ведущего национального университета, под непосредственным управлением Министерства образования КНР г. Чанчун и Федерального исследовательского центра СНЦ РАН г. Сочи показали наглядные образцы положительного внедрения педагогических моделей парадигмы
гуманизации образования. Использование концепции «открытого образования» наглядно продемонстрировало возможность качественного изменения формы и содержание учебной деятельности в короткий временной отрезок апробации заявленных методов.
Литература
1. Се Юнхуэй. Художественное образования в школах Китая. Проблемы и перспективы // Наука и школа. №5, 2013. С. 37-38
2. Пономарев Р.Е. Образовательное пространство. М.: МАКС Пресс, 2014
3. Чэн Чжун. Построение повседневной жизни городской мягкой силы // Изыскания и дискуссии, 2021. № 7. С. 67-69.
4. Кулаков С.А., Кизилов А.С., Дятлов А.С. «Открытие нового памятника каменного века в сочинском Причерноморье» // «Изучение и сохранение археологического наследия народов Кавказа. XXIX Крупновские чтения». Материалы международной археологической конференции. Грозный, 2016. С. 36 - 38.
5. Кизилов А.С. Пещера Ахцу - результаты археологических разведок. // Современные научные достижения и инновационные технологии в гуманитарной и технической сферах. Материалы внутривузовской научно-практической конференции для преподавателей и аспирантов. Сборник Международного инновационного университета. Сочи, 2016. С. 70-71.
6. Кулаков С.А., Кизилов А.С., Дятлов А.С. Открытие нового памятника мезолита в сочинском причерноморье // Археологические открытия. 2017. Т. 2015. С. 233-234.
7. Кизилов А.С., Тверитинов И.А. Образовательные вопросы историко-культурного наследия Большого Сочи в аспектах выявления, сохранения и внедрения // Гуманизация образования. - 2023. - № 3. - С. 89-98.
References
1. Se Yunkhuei. Khudozhestvennoe obrazovaniya v shkolakh Kitaya. Problemy i perspektivy [Art education in Chinese schools. Problems and prospects]. Nauka i shkola. №5, 2013. P. 37-38
2. Ponomarev R.E. Obrazovatel'noe prostranstvo []Educational space.. M.: MAKS Press, 2014.
3. Chen Chzhun. Postroenie povsednevnoi zhizni gorodskoi myagkoi sily [Building the daily life of urban soft power]. Izyskaniya i diskussii, 2021. № 7. P. 6769.
4. Kulakov S.A., Kizilov A.S., Dyatlov A.S. «Otkrytie novogo pamyatnika kamennogo veka v sochinskom Prichernomor'e» [«The discovery of a new Stone Age monument in the Sochi Black Sea region»]. «Izuchenie i sokhranenie arkheologicheskogo naslediya narodov Kavkaza. XXIX Krupnovskie chteniya». Materialy mezhdunarodnoi arkheologicheskoi konferentsii. Groznyi, 2016. P. 36 - 38.
5. Kizilov A.S. Peshchera Akhtsu - rezul'taty arkheologicheskikh razvedok. [Akhtsu Cave - the results of archaeological exploration]. Sovremennye nauchnye dostizheniya i innovatsionnye tekhnologii v gumanitarnoi i tekhnicheskoi sferakh. Materialy vnutrivuzovskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii dlya prepodavatelei i aspirantov. Sbornik Mezhdunarodnogo innovatsionnogo universiteta. Sochi, 2016. P. 70-71.
6. Kulakov S.A., Kizilov A.S., Dyatlov A.S. Otkrytie novogo pamyatnika mezolita v sochinskom prichernomor'e [The discovery of a new Mesolithic monument in the Sochi Black Sea region]. Arkheologicheskie otkrytiya. 2017. T. 2015. P. 233234.
7. Kizilov A.S., Tveritinov I.A. Obrazovatel'nye voprosy istoriko-kul'turnogo naslediya Bol'shogo Sochi v aspektakh vyyavleniya, sokhraneniya i vnedreniya [Educational issues of the historical and cultural heritage of Greater Sochi in the aspects of identification, preservation and implementation]. Gumanizatsiya obrazovaniya. 2023. № 3. P. 89-98.
Информация об авторах
Кизилов Андрей Сергеевич, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Субтропический научный центр Российской академии наук, Сочи, Российская Федерация, [email protected]
Цюань Цянькунь, доктор философии, доцент, Цзилиньский университет, Чанчунь, Китай, [email protected]
Information about the authors
Kizilov Andrey Sergeevich, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Research Fellow, Subtropical Research Center of the Russian Academy of Sciences, Sochi, Russian Federation, [email protected]
Quan Qiankun, PhD, Associate Professor, Jilin University, Changchun, China, [email protected]
Информация о конфликте интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
Information about competitive interests:
The authors declare that they have no conflict of interest
Статья поступила в редакцию: 18.10.2024, одобрена после рецензирования: 25.10.2024, принята к публикации: 1.11.2024
The article was submitted: 18.10.2024; approved after reviewing: 25.10.2024; accepted for publication: 1.11.2024