Научная статья на тему 'Образовательные и профессиональные стандарты в национальной системе образования'

Образовательные и профессиональные стандарты в национальной системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / PROFESSIONAL STANDARDS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / EDUCATIONAL STANDARDS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КВАЛИФИКАЦИИ / PROFESSIONAL QUALIFICATIONS / НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ / NATIONAL QUALIFICATION FRAMEWORK / РЫНОК ТРУДА / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васина Елена Вячеславовна, Хорева Любовь Викторовна

Авторы определяют учет запросов рынка труда в системе профессионального образования на базе разработки и применения профессиональных стандартов в качестве обязательной основы создания образовательных стандартов нового поколения. Подчеркнута важность разработки национальной системы квалификаций для формирования в стране «рынка квалификаций» (на котором «ценность» работника будет определяться его реальной квалификацией) и вытеснения существующего в настоящее время «рынка дипломов» (на котором ценность работника определяется дипломом о завершении курса обучения в учебном заведении).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васина Елена Вячеславовна, Хорева Любовь Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problem of record of labour market demands in the system of professional education on the base of development and implementation of professional standards, as obligatory basis for creation of educational standards of new generation. The author highlights the importance of elaboration of national classification system for formation "qualification market" in the country (at which the value of the worker will be defined by his real qualification) and ousting of "diploma market" (at which the value of the worker is defined by the diploma of higher education).

Текст научной работы на тему «Образовательные и профессиональные стандарты в национальной системе образования»

общество требует

профессионалов

образовательные и профессиональные стандарты

в национальной системе образования

_Аннотация

Авторы определяют учет запросов рынка труда в системе профессионального образования на базе разработки и применения профессиональных стандартов в качестве обязательной основы создания образовательных стандартов нового поколения. Подчеркнута важность разработки национальной системы квалификаций для формирования в стране «рынка квалификаций» (на котором «ценность» работника будет определяться его реальной квалификацией) и вытеснения существующего в настоящее время «рынка дипломов» (на котором ценность работника определяется дипломом о завершении курса обучения в учебном заведении).

Ключевые слова: профессиональные стандарты, образовательные стандарты, профессиональные квалификации, национальная рамка квалификаций, рынок труда, стандартизация, занятость населения

Существующий сегодня дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы с учетом ее профессионально-квалификационного уровня является фактором, оказывающим негативное воздействие на все сферы социально-экономической жизни общества. Несмотря на предпринимаемые усилия со стороны образовательных систем, работодателей и государственных органов управления качественный разрыв между предлагаемыми образовательными услугами и запросом рынка труда в компетентных специалис-

Васина

Елена Вячеславовна

канд. экон. наук, директор СПО «Петровский колледж», докторант [email protected]

Хорева

Любовь Викторовна

д-р экон. наук, профессор

Кафедра экономики и управления социальной сферой, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов

рыно;

И>/) утр

-------он

- об'

знаниево-

умениевый подход

„образовании рмировал систему образовательных стандартов,

_оторванную

от реальной хозяйственной

практики

тах продолжает увеличиваться. Ликвидация этого разрыва требует, прежде всего, единого понимания таких важных для последующих согласованных действий понятий, как профессиональный и образовательный стандарты, система профессиональных квалификаций, национальная рамка квалификаций.

Профессиональные и образовательные стандарты: необходимость гармонизации

Как отмечает ряд исследователей, острая полемика вокруг общественного восприятия стандартов и качества подготовки специалистов у нас в стране и за рубежом дает представление о различном понимании этой категории в теории и практике. мнению С.И. Родзина, «наиболее подходящим широком смысле будет понимание профессионального и образовательного стандартов как щественного договора с системой взаимных обязательств всех участников» [1]. В России исторически сложилась традиция, отдающая предпочтение образовательным стандартам, в которых закладывались, прежде всего, интересы вузов через систему учебных дисциплин. В результате знаниево-умениевый подход в профессиональном образовании сформировал систему образовательных стандартов, оторванную от реальной хозяйственной практики.

В сентябре 2010 г. Европейский фонд образования опубликовал проекты Национального доклада Российской Федерации и аналитического обзора по проблеме сотрудничества между сферами российского профессионального образования и бизнеса [2]. В качестве направлений реформирования национальной системы профессионального образования в этих документах предлагается сосредоточиться на ряде вопросов, одним их которых является усиление внимания к внедрению моделей и механизмов разработки образовательных программ на основе профессиональных стандартов, а также привлечение объединений работодателей к формированию этих программ [3]. Главенствующая роль профессиональных стандартов признана уже во многих странах, в России этот процесс фактически находится на начальной

ивная экономика, 2011, № 2

стадии: образовательные и профессиональные стандарты существуют, если так можно выразиться, параллельно, но не объединены в единую взаимозависимую и взаимообусловленную друг другом систему.

Рынок труда формирует профессиональные (квалификационные) стандарты, которые описывают профессиональные компетенции, необходимые на конкретном рабочем месте. Стандарты профессионального образования должны находиться в точке пересечения системы образования и рынка труда, объединяя цели образования и занятости и сохраняя определяющую роль профессиональных стандартов при формировании содержания профессионального образования на всех его уровнях: высшее, среднее и начальное [4]. Следует отметить, что сегодня вопрос разработки и использования профессиональных стандартов стоит как в системе высшего профессионального образования, так и в системе начального и среднего профессионального образования. Новые варианты ФГОС направлены на подготовку выпускников к многофункциональной самостоятельной деятельности, а их создание, в свою очередь определяется требованиями к уровням квалификации и компетенциям по профессиям различных областей деятельности со стороны рынка труда [5]. Эта задача объединяет все уровни профессионального образования.

Профессиональный стандарт должен рассматриваться в качестве ключевого механизма саморегулирования рынка труда. Он представляет собой многофункциональный нормативный документ, устанавливающий в рамках конкретного вида или области профессиональной деятельности требования к:

• содержанию и качеству труда;

• условиям осуществления трудовой деятельности;

• уровню квалификации работника;

• предшествующему профессиональному образованию или обучению, необходимому для соответствия заданной квалификации. Профессиональные стандарты состоят из структурных единиц, каждая из которых относится к конкретному квалификационному уровню и

профессиональный стандарт должен рассматриваться в качестве ключевого механизма саморегулирования рынка труда

рынок труда т я

содержит описание необходимых знаний и умений; уровня ответственности и самостоятельности; уровня сложности выполняемой трудовой функции [6].

Для гармонизации профессиональных и образовательных стандартов, «стыковки» требований к профессии и компетентностных характеристик выпускников необходимо обеспечить их соответствие запросам рынка труда. Профессиональный стандарт - это требования работодателя к работнику данной профессии. Для работодателя главное - чтобы на выходе из образовательного учреждения выпускник умел делать то, что заявлено в квалификационных требованиях, в профессиональном стандарте, чтобы этот выпускник был востребован на рынке труда ботодатель, принимая его на работу, был верен в достаточности его компетентностного уровня.

т но

фиксируют свои _требования

к компетенциям _необходимых

им работников

Ориентир - рынок труда

Такм образом, работодатели через механизм профессиональных стандартов фиксируют свои тре-вания к компетенциям необходимых им работ-ков. В свою очередь, сфера образования через и механизмы (ФГОС, обязательную образовательную программу, содержание образовательного процесса, учебные планы и рабочие программы), формирует у студентов компетенции, которые соответствуют требованиям работодателя [7].

Однако если при формировании образовательных стандартов будет недостаточно учтен запрос со стороны рынка труда, то какие бы сбалансированные новые стандарты с точки зрения количества учебного времени и самостоятельной работы студента не были разработаны, решить основную задачу по выводу на рынок реально востребованных специалистов они не смогут. Следует указать, что в России в настоящее время уже существует не только осознание важности формирования единой системы квалификаций, прозрачной и одинаково понимаемой как в рамках национальной системы образования, так и в рамках национального и международного рынков труда, но и наблюдаются первые попытки опреде-

омика, 2011, № 2

ления институциональных основ создания такой системы. В частности, Центром изучения проблем профессионального образования в результате реализации международного проекта, инициированного Европейским фондом образования, который в свою очередь является структурой Европейской комиссии, разработана Стратегия формирования национальной системы квалификаций в Российской Федерации [8]. Данный документ содержит обоснование роли и значения национальной системы квалификаций в РФ для обеспечения соответствия подготовки работников требованиям развивающихся рынков труда в условиях развития общества, основанного на знаниях.

От «рынка дипломов» к «рынку квалификаций»

В Стратегии четко и подробно описано, что сегодня понимается под национальной системой квалификаций (НСК). НСК является средством согласования спроса на квалификации работников со стороны работодателей (рынка труда) на основе настоящих и перспективных требований, сформулированных в терминах таких критериев, как характер знаний, умений и компетенций. Это согласование должно осуществляться на основе эффективных механизмов правового и институционального регулирования взаимодействия профессионального образования и рынка труда через систему стандартов.

Однако реально работающего механизма формирования образовательных стандартов на базе профессиональных, что, казалось бы, выглядит вполне естественным, до сих пор в нашей стране не создано. Система профессионального образования все еще недостаточно учитывает реальные запросы рынка труда и развивается, несмотря на все организационные инновации, по собственным внутренним законам. Изменить положение, с нашей точки зрения, можно именно на базе использования системы профессиональных стандартов как определяющей содержание подготовки специалистов, а также создания национальной системы квалификаций, встроенной в национальную рамку квалификации.

НСК является средством согласования спроса на квалификации работников со стороны работодателей (рынка труда) на основе настоящих и перспективных требований, сформулированных в терминах таких критериев, как характер знаний, умений

и компетенций

рынок труда _^ Г*.

центральным

элементом,

или ядром, нацио-

нальной системы

квалификаций

_является национальная рамка квалифика-

ций, которая

представляет

собой механизм

классификации

и типологизации

квалификаций

по уровням в соот-

ветствии с набором

согласованных крите_риев, описывающих

требования к выпол-

_нению трудовых

_ _функц

\ий об

Национальная система квалификаций необходима для формирования в стране «рынка квалификаций» (на котором «ценность» работника будет определяться его реальной квалификацией) и вытеснения существующего в настоящее время «рынка дипломов» (на котором ценность работника определяется дипломом о завершении курса обучения в учебном заведении).

Центральным элементом, или ядром, национальной системы квалификаций является национальная рамка квалификаций, которая представляет собой механизм классификации и типологизации квалификаций по уровням в соответствии с набором согласованных критериев, описывающих требования к выполнению трудовых функций [9]. А это в свою очередь, есть отправной пункт для создания образовательного стандарта профессионального образования, когда не учебное заведение, не чиновник от образования и даже не экспертное разовательное сообщество, а рынок задает ориентиры в подготовке профессиональных и высококвалифицированных кадров для экономики.

ЮШ. ¿Г

Литература

ин С.И. К вопросу об инновационном образо-инженерные программы и образовательные стандарты [Электронный ресурс] // Наука и образование. Электронное научно-техническое издание, 2006. - 10 октября.

2. Портал Российского союза промышленников и предпринимателей [Электронный ресурс] - http:// www.nark-rspp.ru/index.php.

3. Портал: Профессиональные стандарты [Электронный ресурс]. - http://prof-standart.org, 2010, ноябрь.

4. Олейникова О.Н. Разработка стандартов профессионального образования и обучения за рубежом [Текст]. - М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2001.

5. Скамницкий АА., Переверзев В.Ю., Ковлякова В.Е., Фомин С.Н. Профессиональные и образовательные стандарты: поиск механизмов взаимодействия // Среднее профессиональное образование, 2009. - №2.

6. Порта Центра изучения проблем профессионального образования. Режим доступа: http://www.cvets. ru/deyat2.html.

омика, 2011, № 2

7. Жеребина О. Использование профессиональных стандартов в образовательном процессе [Электронный ресурс]. - http://www.apkit.ru.

8. Стратегия формирования Национальной системы квалификаций в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - http://www.cvets.ru/ StrategyRUS.

9. Национальная рамка квалификаций разработана на основе соглашения между Министерством образования и науки РФ и Российским союзом промышленников и предпринимателей // Национальная рамка квалификаций Российской Федерации. - М.: 2008.

Elena V. Vasina Cand. of Econ. Sci., Doctoral Candidate, Chair of Economics and Management in Social Sphere, Saint-Petersburg State University of Economics and Finance, Director, Petrovsk College Lyubov V. Khoreva Dr. of Econ. Sci, Professor, Chair of Economics and Management in Social Sphere, Saint-Petersburg State University of Economics and Finance Educational and professional standards in the national system of education Abstract

he article considers the problem of record of labour market demands in the system of professional education on the base of development and implementation of professional standards, as obligatory basis for creation of educational standards of new generation. The author highlights the importance of elaboration of national classification system for formation "qualification market" in the country (at which the value of the worker will be defined by his real qualification) and ousting of "diploma market" (at which the value of the worker is defined by the diploma of higher education). Keywords: professional standards, educational standards, professional qualifications, national qualification framework

рынактруда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.