Научная статья на тему 'Образовательные характеристики рабочей силы как фактор согласования спроса и предложения на российском рынке труда'

Образовательные характеристики рабочей силы как фактор согласования спроса и предложения на российском рынке труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
735
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рынок труда / пред- ложение и спрос на рабочую силу / за- нятость / система образования / labor market / labor supply / labor demand / employment / education system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коровкин Андрей Германович, Королев Иван Борисович, Единак Екатерина Александровна

Исследуются проблемы анализа и мо-делирования процесса согласованияспроса на рабочую силу и ее предложе-ния с различным уровнем образования.Анализируются особенности взаимо-действия спроса на рабочую силу и еепредложения с учетом образователь-ных характеристик рабочей силы. Рас-сматриваются вопросы перспективнойоценки основных параметров сферызанятости и рынка труда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коровкин Андрей Германович, Королев Иван Борисович, Единак Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Educational Characteristics of Labor Force as a Factor of Labor Demand and Labor Supply Adjustment on the Russian Labor Market

Problems of analysis and modeling of labour demand and labor supply with different educational levels and adjustment process are studied. Peculiarities of labour demand and labor supply adjustment process taking onto account educational characteristics of labor force are analyzed. Questions of perspective estimation of labor market parameters are discussed

Текст научной работы на тему «Образовательные характеристики рабочей силы как фактор согласования спроса и предложения на российском рынке труда»

Коровкин., Ы.'Ъ. Королев, S.^.. Вдинак

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ КАК ФАКТОР СОГЛАСОВАНИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА1

Уровень структурной несбалансированности отечественного рынка труда остается высоким, что становится значимым ограничением экономического развития [1]. Не в последнюю очередь это связано с несовпадением профессионально-квалификационных и образовательных характеристик спроса на рабочую силу и ее предложения. В связи с этим актуальной представляется задача исследования процесса согласования спроса на рабочую силу и ее предложения с учетом образовательных характеристик рабочей силы.

Факторы и условия формирования спроса на рабочую силу и ее предложения. Формирование спроса на рабочую силу и ее предложения происходит под действием целого ряда факторов, значимость которых, очевидно, различна во времени. Спрос на рабочую силу зависит от динамики совокупного спроса, инвестиций, стоимости рабочей силы, в том числе и от относительно других факторов производства, уровня используемых технологий, динамики приема и выбытия работников, соотношения стоимости различных факторов производства, параметров государственной экономической политики, особенностей реализуемого налогового режима (что, безусловно, взаимосвязано с вопросами стоимости рабочей силы и других факторов производства). Кроме того, контуры перспективного спроса на рабочую силу определенной квалификации во многом задает сложившаяся структура занятого населения.

Образовательная структура рабочей силы формируется под воздействием таких факторов, как образовательная и половозрастная структуры населения, образовательная структура эмигра-

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №13-02-00269).

222

ции и иммиграции, уровень экономической активности населения, уровень доходов населения, величина заработной платы и соотношение оплаты труда у работников с различным уровнем образования, здоровье населения. В качестве отдельного фактора может быть рассмотрена государственная политика. В данном случае имеются в виду такие государственные меры, которые непосредственным образом влияют на динамику и структуру (в том числе образовательную) населения и рабочей силы: например, переход на систему подготовки бакалавриат-магистратура, обязательное среднее полное образование, изменение пенсионного возраста, введение новых профессиональных стандартов и т.д.) Может быть выделен и целый ряд других, зачастую менее формализованных и более субъективных факторов, таких, например, как доступность образования, семейные традиции, предпочтения относительно выбора определенной профессии, урбанизация, престиж принадлежности к определенному классу, фактор образования как «социального лифта», различные институциональные факторы и др.

Изменения в образовательной структуре занятого и безработного населения непосредственным образом связаны с повышением образовательного уровня населения в целом. Согласно результатам переписей населения, в 2010 г. высшее профессиональное образование имели 22,8% населения старше 15 лет, а в 2002 г. и 1989 г. -18,9 и 11,3% соответственно. Уровень образования населения различается по полу и возрастам, а сдвиги в половозрастной структуре населения также оказывают непосредственное влияние на изменение образовательной структуры рабочей силы. По данным переписи населения 2010 г., в возрастной группе 25-29 лет на 1000 чел. приходилось 374 чел. с высшим профессиональным образованием, в возрастной группе 50-54 года - только 230 чел. [2].

Изменение возрастной структуры проявляется и в увеличении среднего возраста занятого в экономике населения. В XXI в. прослеживается устойчивая тенденция увеличения среднего возраста занятого и безработного населения (рис. 1). При среднем возрасте всех занятых в 40,4 года у женщин он заметно выше - 41 год против 39,9 лет у мужчин. У безработного населения средний возраст на 4-5 лет меньше, разница несколько сокращается, поскольку средний возраст безработных в последнее время увеличивается быстрее. В свою очередь, половозрастные различия не столь характерны: средний возраст безработных мужчин на полгода

223

выше. Проблема старения кадров по-разному проявляется в отраслях экономики. В некоторых сферах народного хозяйства, в том числе в отраслях промышленности, работающие пенсионеры играют особенно большую роль.

Год

Рис. 1. Средний возраст занятого и безработного населения в экономике РФ: занятое население: -■- всего; -♦- мужчины; -А- женщины; безработное население: -□- всего; -О- мужчины; -д- женщины

От уровня образования зависит экономическая активность (табл. 1). В целом для всего населения уровень экономической активности за рассматриваемый ретроспективный период немного вырос. Максимальный ее уровень характерен для людей с высшим профессиональным образованием. Он достаточно стабилен и колеблется в диапазоне 83-85%. Уровни экономической активности для населения со средним и начальным профессиональным образованием сопоставимы между собой, за рассматриваемый период они несколько снизились. В тоже время, уровень экономической активности у этих групп населения значительно выше, чем для населения в целом. Можно отметить низкий уровень экономической активности у населения с неполным высшим профессиональным образованием (около 45%), что вероятно, связано с существенными трудностями при поиске работы и трудоустройстве у этих людей.

Экономическая активность лиц без профессионального образования значительно ниже. У людей, обладающих средним (полным) образованием ее уровень не превышает 60%, у населения с основным

224

общим образованием он чуть выше 30%, у не имеющих основного общего образования он менее 15%.

Таблица 1

Экономическая активность населения по уровням образования, %

Уровень образования 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Все население 66,0 67,7 68,3 68,7 68,6

высшее профессиональное 83,9 84,5 84,6 85,0 84,4

среднее профессиональное 79,3 77,7 77,6 77,4 77,0

начальное профессиональное 81,3 78,4 78,2 78,2 77,4

среднее (полное) общее 58,9 55,0 55,1 54,7 55,2

основное общее 33,6 30,3 31,8 32,5 31,6

не имеют основного общего 15,7 13,8 14,6 14,4 13,4

Источник: [3, стр. 36].

Таким образом, чем выше уровень образования, тем выше уровень экономической активности (и, как правило, ниже уровень безработицы). Население с профессиональным образованием демонстрирует более высокий уровень экономической активности, что, в частности, объясняется и их более высокой конку-ретноспособностью на рынке труда (менее конкурентоспособные, видимо, с большей вероятностью вытесняются с рынка труда в экономически неактивное население).

Очевидно, что от уровня образования зависит не только экономическая активность населения, но и уровень заработной платы работников. Ее уровень у работников с высшим профессиональным образованием существенно выше как среднего по экономике, так и уровня оплаты труда людей с профессиональным образованием другого уровня (табл. 2). Наблюдаемый разрыв в уровне оплаты труда достаточно стабилен - люди с высшим образованием получают примерно на треть больше, чем в среднем по экономике. В свою очередь, разрыв в уровне оплаты труда наиболее и наименее образованных составляет около двух раз. Обращает на себя внимание тот факт, что уровень оплаты труда у остальных работников отличается далеко не так сильно. В 2005 г., например, уровень оплаты труда работников со средним профессиональным образованием и людей со средним (полным) образованием (т.е. не имеющих профессионального образования) был сопоставим, да и в дальнейшем различался незначительно (на 2-4%). Видимо, при формировании заработной платы работников доминировали другие

225

факторы, в частности, распределение работников по видам экономической деятельности, по профессионально-квалификационным группам и др. Можно, вероятно, говорить и о завышенном уровне начальной заработной плате работников, вступающих на рынок труда.

Таблица 2

Заработная плата работников по уровням образования, % к средней по экономике РФ

Уровень образования 2005 г. 2009 г. 2011 г. 2013 г.

Заработная плата в экономике РФ, руб. высшее профессиональное среднее профессиональное начальное профессиональное среднее (полное) общее основное общее не имеют основного общего 8694 130,93 88,8 93.4 88,9 73,8 66.4 18084 134.7 84,5 84.7 81.7 68,3 59.7 22717 131,7 83.2 86,9 81,6 70.3 64,0 28702 133.2 83.2 83,4 79,7 75.3 69,2

Источник: [2, с. 90].

Проблема доступности образования2 и ее различные аспекты достаточно широко обсуждаются в литературе [4-7]. Например, в работе [7] проблема доступности качественных образовательных услуг рассматривается на макроэкономическом уровне в контексте соотношения частных и общественных расходов на образовательные услуги.

Рассматриваемая модель. Для учета особенностей образовательной структуры спроса на рабочую силу и ее предложения нами предлагается моделировать взаимодействие спроса на рабочую силу и ее предложения с различным уровнем образования. Как показывает опыт наших предыдущих исследований, для комплексного исследования процесса согласования спроса на рабочую силу и ее предложения, в том числе с учетом динамики системы образования, могут быть использованы односекторные и многосекторные модели этого процесса [8-10]. В работе [10] рассмотрен случай,

2 Ограниченный доступ к образованию желаемого уровня может побудить остановиться на менее высоком уровне образования, что впоследствии скажется на образовательной структуре населения и рабочей силы. Поскольку в последнее время проблема доступности обсуждается прежде всего в качественном аспекте, значимость фактора доступности качественного образования проявляется, в частности, в различиях в образовательной структуре населения и рабочей силы. С точки зрения образовательной структуры населения статистически нет отличий между дипломом «хорошего» и «плохого» вуза, но на рынке труда это может быть значимым фактором для работодателя.

226

когда экономика и система образования были представлены в виде нескольких секторов каждая. В то же время рассматривалась только одна группа потенциальных работников, таким образом, образовательная структура рабочей силы фактически не учитывалась.

В работе [11] была представлена модель, в которой вместо общего числа потенциальных работников (U(t)) рассматривается множество U1, U2,..., Un, где n - число рассматриваемых групп потенциальных работников с различным уровнем образования:

dUt dt dv _ dt

= (eо,- + Rtv)Ut>

m

(ei +Z R ,U,)v

i=1

i = 1,n , (1)

где s01, s02, , s0m - коэффициенты прироста потенциальных работников в каждой их группе за счет движения рабочей силы; s1 -коэффициент прироста вакантных рабочих мест в результате их движения; ц, - коэффициент модели, характеризующий взаимодействие потенциальных работников и вакантных рабочих мест (параметры движения рабочей силы).

При этом в работе [11] моделировалась ситуация, когда вся рабочая сила состояла только из двух групп работников (квалифицированных и неквалифицированных), поэтому образовательная структура рабочей силы была несколько искусственно приведена к этому виду. Деление на квалифицированную и неквалифицированную рабочую силу позволяет в лучшем случае выделить в отдельную группу только людей с наиболее высоким (для доступной статистики - с высшим и послевузовским профессиональным), или, напротив, самым низким уровнями образования3. Может быть поставлена задача выделения группы высококвалифицированных и остальных работников. Согласно рекомендациям Росстата, в числе высококвалифицированных работников предполагается учитывать работников, которые не только имеют высокий уровень образования (высшее и среднее профессиональ-

3 Наименее образованные работники образуют группу неквалифицированных работников, а все остальные работники с уровнем образования выше минимально выделяемого попадают в группу квалифицированных работников (такое рассмотрение может иметь смысл, например, при делении на грамотных и неграмотных, или владеющих иностранными языками или владеющих только родным языком).

227

ное), но и работают по специальностям (профессиям), требующим этого уровня образования4.

По данным Росстата за 2014 г., в Российской Федерации насчитывалось более 20 млн. высококвалифицированных работников. Как известно, их определенное число (не менее трети от общего числа квалифицированных работников) - один из целевых показателей, фигурирующих в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Как можно видеть из данных Обследования населения по проблемам занятости Росстата, эта задача близка к выполнению - в среднем по стране доля высококвалифицированных работников в 2014 г. составила 31,9%. Таким образом, на данный момент речь идет о нехватке примерно 900 тыс. высококвалифицированных работников. Данные Росстата позволяют говорить о высокой степени региональной дифференциации по этому показателю. В Центральном и Уральском ФО значения рассматриваемого показателя выше среднероссийского, в СевероЗападном ФО - соответствует среднероссийскому. В остальных федеральных округах доля высококвалифицированных работников значительно ниже. В нескольких субъектах РФ доля высококвалифицированных работников уже заметно выше целевого показателя. Так, в Москве она составляет 48,5% (максимально значение среди всех субъектов РФ). За счет высоких показателей в Москве и Московской области в целом по ЦФО доля высококвалифицированных работников составила 37%. В остальных федеральных округах значения этого показателя ниже целевого (табл. 3). Наиболее близкие к нему значения фиксируются в Уральском, Северо-Западном и Дальневосточном ФО (фактические значения составляют 96-97% от целевых). Наименьшие значения (27,5%) характерны для Сибирского ФО. Среди субъектов РФ минимальное значение характерно для Чеченской Республики, где доля высококвалифицированных работников составила только 16,1%.

При всей продуктивности такого (с выделением в рабочей силе только двух групп) анализа он фактически не позволяет оценить особенности согласования спроса на рабочую силу и предложения рабочей силы с учетом, например, различных уровней

4 Методика расчета показателя «Удельный вес численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников в регионе, в процентах», утверждена Приказом Росстата №70 от 21.02.2013.

228

профессионального образования. В связи с этим целесообразно рассмотреть ситуацию, когда образовательная структура рабочей силы представлена в более детализированном виде.

Таблица 3

Высококвалифицированные работники по федеральным округам РФ в 2014 г.

Федеральнй округ Численность квалифицированных работников, тыс. человек Высококвалифицированные работники Отношение фактического и целевого значений, %

численность тыс. чел. доля в общей численности квалифицированных работников, %

РФ, всего 62917 20096 31,9 96

Центральный 18590 6879 37,0 111

Северо-Западный 6524 2079 31,9 96

Южный 5617 1652 29,4 88

Северо-Кавказский 3139 956 30,5 91

Приволжский 12925 3726 28,8 87

Уральский 5480 1767 32,2 97

Сибирский 7852 2159 27,5 83

Дальневосточный 2788 879 31,5 95

Источник: [12].

Данные Росстата позволяют детализировать структуру предложения рабочей силы по нескольким уровням профессионального и общего образования. В настоящей статье предложение рабочей силы структурировано на пять групп. Рассматриваются три группы людей, имеющих профессиональное образование (высшее; среднее; начальное) и две группы с общим образованием (среднее (полное); основное общее и ниже). Люди, имеющие послевузовское профессиональное образование учитываются как имеющие высшее профессиональное образование. Определенную проблему представляет собой учет людей с неполным высшим профессиональным образованием - соответствующая категория выделялась до 2009 г. В целях обеспечения сопоставимости было принято предположение, что основная масса соответствующих людей имеет законченное среднее (полное) образование, а небольшая доля поступала в вузы из учреждений среднего профессионального образования. Структура рабочей силы, занятого и безработного населения по выделенным группам и ее изменение представлены в табл. 4.

229

Таблица 4

Образовательная структура экономически активного, занятого и безработного населения России по выделенным группам, % к итогу

Показатель 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Экономически активное население

всего 100 100 100 100 100 100 100

высшее профессиональное 20,7 23,4 28,1 28,9 29,6 30,9 31,5

среднее профессиональное 28,5 25,4 26,6 26,6 25,8 25,4 25,5

начальное профессиональное 11,2 18,4 19,7 19,4 19,5 18,6 19,1

среднее (полное) общее 28,5 25,1 20,8 20,4 20,6 20,9 19,8

основное общее 11,2 7,7 4,8 4,7 4,4 4,1 4,0

Занятое население

всего 100 100 100 100 100 100 100

высшее профессиональное 21,7 24,4 29,1 29,8 30,4 31,7 32,2

среднее профессиональное 29,1 25,8 27,1 27,0 26,2 25,8 25,8

начальное профессиональное 11,0 18,4 19,6 19,4 19,5 18,5 19,0

среднее (полное) общее 27,6 24,3 19,9 19,6 19,9 20,2 19,2

основное общее 10,7 7,1 4,3 4,2 4,0 3,8 3,7

Безработное население

всего 100 100 100 100 100 100 100

высшее профессиональное 11,0 10,3 15,0 15,9 16,4 17,4 18,2

среднее профессиональное 23,1 19,7 20,8 20,5 19,3 19,5 19,7

начальное профессиональное 13,5 18,6 20,8 19,8 20,3 19,4 20,2

среднее (полное) общее 36,6 35,9 32,4 32,0 32,8 33,3 31,5

основное общее 15,8 15,4 10,9 11,8 11,2 10,4 10,4

Для случая рассмотрения пяти групп потенциальных работников уравнений система модели согласования спроса и предложения рабочей силы примет вид:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

' dU1 dt

dU 2 dt

dU 3 dt ' dU 4 dt

dU 5 dt

(б л + Цiv')Ui,

(e 02 + Ц 2v)U 2 ,

(£ 03 + Ц 3v )U 3,

(e 0,■ + Ц 4V)U 4 , (e 0 ,■ + Ц 5 v)U 5 ,

dv

dt

(ei + Z ^-U‘)v i

i=1

1,5

(2)

230

где s1 - коэффициент прироста вакансий в экономике за счет движения рабочих мест5 вследствие тенденций изменения спроса, процессов создания новых и ликвидации старых рабочих мест (далее - инвестиционно-производственный параметр, или параметр спроса на рабочую силу); S0i,- коэффициенты прироста потенциальных работников (безработных с разным (от одного до пяти) уровнем образования) за счет демографических факторов, изменения трудовой активности и других факторов (далее для удобства условно будем обозначать «демографический»); цг-,- параметры модели, характеризующие взаимодействие потенциальных работников (безработных с разным уровнем образования) и вакантных рабочих мест (параметры движения рабочей силы).

Вместе с тем, в рассматриваемой модели неявно заложена гипотеза о нейтральности вакансий, что для случая рассмотрения образовательных характеристик далеко не всегда отвечает реальной экономической ситуации. В общем случае, в том числе с учетом приведенных нами выше обоснований актуальности рассмотрения проблемы согласования спроса на рабочую силу и ее предложения с учетом различного уровня образования работников, это предположение можно считать неверным, поскольку образовательный ценз не позволяет работникам с низким уровнем образования занимать определенные, требующие высокого уровня образования вакансии. К сожалению, данные о динамике и структуре вакантных рабочих мест в профессионально-квалификационном и образовательном разрезах ограничены. В связи с этим важным источником информации представляется выборочное обследование Росстата «О численности и потребности организаций в работниках по профессиональным группам», однако оно проводится раз в два года (по состоянию на 31 октября соответствующего года), и не по всем видам экономической деятель-

5 Рабочие места могут быть занятыми и вакантными, что является принципиально важным при статистической оценке их числа в экономике и ее секторах. Принятое сегодня в практике статистического учета определение числа рабочих мест как числа явных или неявных договоров, заключенных между физическими лицами и институциональными единицами на выполнение определенной работы в обмен на оплату труда или смешанный доход (т.е. фактически через численность занятого населения с поправкой на число вторых, третьих и прочих мест работы), является методологически не корректным. Вследствие этого появляются сложности в получении оценок числа высокопроизводительных рабочих мест, поскольку в стороне остаются вопросы стоимости создания и модернизации рабочего места, необходимости осуществления соответствующих капитальных инвестиций.

231

ности [13]. Обследуются организации (без субъектов малого предпринимательства), осуществляющие все виды экономической деятельности, кроме организаций, основным видом деятельности которых является финансовая деятельность; государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование; деятельность общественных объединений и экстерриториальных организаций. Например, в 2012 г. было обследовано 59 тыс. организаций (или 28% всех организаций, включенных в основу выборки (генеральную совокупность объектов статистического наблюдения). По итогам последнего на данный момент обследования 2014 г. списочная численность работников по обследованным видам экономической деятельности составила 28,5 млн. чел., незначительно сократившись (на 0,8%) по сравнению с 2012 г. Потребность в работниках для замещения вакантных рабочих мест составила 820,5 тыс. чел. и по сравнению с показателем двухгодичной давности сократилась на 1,8%.

Структура потребности организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест по профессиональным группам достаточно стабильна во времени, особенно если не брать в расчет не показательный в этом смысле 2008 г. (рис. 2).

25

20

15

10

5

0

К й £ & ю 3

S's

-©Н &Ч

Рис. 2. Структура потребности организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест по профессиональным группам в 2008-2014 гг. (% к общему числу вакансий):

Ш 2008 г.; ■ 2010 г.; ЕЗ 2012 г.; Ш 2014 г.

232

Максимальный удельный вес в структуре потребности занимают специалисты высшего уровня квалификации.

В связи с вышесказанным более реалистичной выглядит многосекторная модель согласования спроса на рабочую силу и ее предложения, где в каждом секторе предъявляется спрос на рабочую силу с определенным уровнем образования:

где Цу - параметры модели, характеризующие взаимодействие потенциальных работников (безработных по пяти уровням образования) и вакантных рабочих мест (аналогично, по пяти различным уровням).

Осуществление практических расчетов по модели (3) сопряжено с рядом трудностей, прежде всего, связанных с ограничениями по доступности данных о динамике и структуре вакантных рабочих мест в профессионально-квалификационном и образовательном разрезах, тем более в предложенном в настоящей работе разрезе. В связи с этим можно по-прежнему говорить об актуальности проведения профессиональной переписи, которая позволила бы существенно дополнить представления о существующей системе рабочих мест. Результаты отдельных экспериментальных расчетов по преодолению соответствующих ограничений и оценке структуры вакантных рабочих мест по уровню образования представлены, например, в работе [10].

Кроме того, отказ от гипотезы о нейтральности вакансий ведет к дополнительному усложнению модели. Если менее квалифицированные работники не могут претендовать на вакансии с более высоким уровнем образования (хотя, очевидно, и здесь могут быть определенные исключения), то обратная ситуация вполне вероятна. Таким образом, вакансия для работника с более низким образования может быть заполнена как человеком с этим уровнем образования, так и с более высоким. Для практической апробации рассматриваемой модели и корректного расчета параметров совместного движения вакантных рабочих мест и рабочей силы (ц) необходимо знать, в какой мере соотносятся соответствующие приросты. Фактически можно говорить о существовании

5

~ = (£ 0 J +Z Ц jvi )Uj

i =1

(3)

dt

233

своеобразной «матрицы возможностей», когда человек с самым высоким уровнем образования может претендовать на требующие самого высокого уровня подготовки вакансии (и прежде всего, видимо, рассматривает именно их), а также на любые другие вакантные рабочие места, поскольку уровень образования позволяет им это (поэтому часть даже самых простых вакансий может быть укомплектована хорошо образованными специалистами). В свою очередь, например, для человека со средним специальным образованием вакансии с требованием о наличии высшего профессионального образования недоступны, но он может рассматривать и вакансии, не требующие профессионального образования. Люди с самым низким уровнем образования (в рассматриваемом нами случае - не имеющие полного среднего образования) могут претендовать только на вакансии, на требующие профессионального и среднего полного образования, причем не занятые людьми с более высоким уровнем образования.

Результаты расчетов. На рис. 3 показана динамика параметров модели согласования спроса на рабочую силу и ее предложения без учета образовательных характеристик рабочей силы.

So, Si, р

Год

Рис. 3. Динамика значений параметров: s0, рь s1 для экономики РФ:

-О- s1 * 10; р1 *10000; -A- s0 *10

Значения инвестиционно-производственного параметра в последние годы за исключением 2009 и 2013 г. лежат в положительной зоне, спрос на рабочую силу повышался, что находило свое отражение как в росте занятости, так и сокращении численности безработного населения (но, как показывает динамика «демографического» параметра и

234

параметра движения рабочей силы, с разной интенсивностью для людей с различным уровнем образования). Динамика параметров рассматриваемой модели для групп с различным уровнем образования представлена на рис. 4-5. Динамика значений как параметров во,, так и р,, заметно отличается для групп с различным уровнем образования. Особенно большие различия наблюдаются в начале рассматриваемого периода. Как правило, максимальные значения параметра ео характерны для высшего профессионального образования, происходит рост численности занятого населения.

80

С

Рис. 4. Динамика значений параметров 80i :

—Ш— 801; -О- 802; -А- 803;-- 804; -Л- 805;--80

р0

Год

Рис. 5. Динамика значений параметров совместного движения вакантных рабочих мест и рабочей силы (р,):

-■- рь -о- рз; -♦- Рз;---Р4; -а- Р5; — Р0

235

Значения параметров для двух групп часто находятся в противофазе, что свидетельствует о различиях процессов согласования спроса на рабочую силу и предложения рабочей силы и разной реакции внутри двух выделенных нами групп на изменение социально-экономических условий, опосредующих процесс согласования спроса и предложения на рынке труда.

Как прирост численности потенциальных работников, так и прирост числа вакансий в рамках данной модели может быть расщеплен на две составляющие каждый: первый - на «демографическую» составляющую (бои) и составляющую взаимодействия (совместного движения потенциальных работников и вакантных рабочих мест) (р^), а второй - на инвестиционно-производственную составляющую (siv) и соответственно составляющую взаимодействия (движения) [8].

Напомним, что в рассматриваемом варианте «демографический фактор» только условно можно считать таковым. В этом случае он аккумулирует в себе и действие демографического фактора, и тенденции изменения в трудовой активности населения, и другие экономические причины (например, переход людей из группы неквалифицированных в группу квалифицированных в результате повышения своего образовательного уровня).

Декомпозиция влияния отдельных факторов на общее изменение анализируемых параметров показала, что изменение численности безработных происходит под влиянием «демографического» фактора и фактора движения рабочей силы (табл. 5). В таблице знак общего изменения показывает направление изменения общей численности безработных (выросла или сократилась). Как правило, речь идет именно о сокращении безработного населения, хотя например, в 2013 г. прирост безработного населения с высшим и средним профессиональным образованием, со средним (полным) общее образование был положительным, а для остальных групп - отрицательным. Отрицательное значение вклада фактора означает, что он действует в сторону сокращения численности безработных. Сокращение числа вакантных рабочих мест в результате действия фактора движения рабочей силы означает расширение занятости, т.е. именно такое направление действия фактора следует считать положительным с экономической точки зрения. Вклад факторов в прирост численности безработных был различен. Менялся абсолютный вклад факторов, факторы менялись местами по степени своего доминирования.

236

Таблица 5

Вклад отдельных факторов в изменение численности безработных и числа вакантных рабочих мест в отдельные годы, %

Фактор 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г 2013 г 2014 г.

Высшее профессиональное образование

Изменение, всего -100 -100 -100 -100 -100 100 -100

Демографический 606 1283 521 1367 471 2031 3306

Движения рабочей силы -706 -1383 -621 -1467 -571 -1931 -3406

СПО профессиональное образование

Изменение, всего -100 -100 -100 -100 -100 100 -100

Демографический -346 -322 50 10 -276 -5949 118

Движения рабочей силы 246 222 -150 -110 176 6049 -218

НПО профессиональное образование

Изменение, всего -100 -100 -100 -100 -100 -100 -100

Демографический 2881 1613 423 -65 53 -2081 2128

Движения рабочей силы -2981 -1713 -523 -35 -153 1981 -2228

Среднее (полное) образование

Изменение, всего -100 -100 -100 -100 -100 100 -100

Демографический 204 -241 -327 -94 -50 1093 558

Движения рабочей силы -304 141 227 -6 150 -993 -458

Основное общее образование и ниже

Изменение, всего -100 -100 -100 -100 -100 -100 -100

Демографический 147 133 385 319 178 690 283

Движения рабочей силы -47 -33 -285 -219 -78 -590 -183

Вакантные рабочие места

Изменение, всего 100 100 100 100 100 100 100

Инвестиционно-производ-

ственный 1334 15792 1305 522 535 -42 469

Движения рабочей силы -1234 -15692 -1205 -422 -435 142 -369

Можно сказать, что фактор «движения рабочей силы» был несколько более значим. Другой важной характеристикой является сравнение направления действия двух факторов: за рассматриваемый период факторы действовали преимущественно разнонаправлено.

Динамика числа вакансий также определяется взаимным влиянием двух факторов: инвестиционно-производственного и фактора совместного движения вакантных рабочих мест и рабочей силы: эти факторы оказывали на нее существенное воздействие. Результатом разнонаправленного сильного воздействия обоих факторов являются относительно небольшие абсолютные изменения числа вакантных рабочих мест, что согласуется с ранее полученными результатами [9; 11]. Инвестиционно-производственный фактор по своей силе при этом, как правило, несет в себе более сильное воздействие. В 2013 г.

237

наблюдается исключение из этого правила, связанное с отклонением от траектории экономического роста - изменение числа вакантных рабочих мест произошло, прежде всего, за счет совместного движения вакантных рабочих мест и рабочей силы при сокращении численности занятого населения.

Предложенные в статье модели могут быть использованы для анализа процесса согласования спроса на рабочую силу и ее предложения, а также для получения перспективных оценок параметров рынка труда. Для осуществления на их основе прогнозных расчетов необходим прогноз ее коэффициентов, а также разработанные сценарии изменения экзогенных показателей. Наш опыт перспективной оценки параметров односекторной и многосекторной моделей показывает, что для этих целей могут быть использованы эконометрические модели, отражающие зависимость параметров моделей спроса на рабочую силу и ее предложения от динамики различных социально-экономических параметров. Важным условием при этом будет наличие перспективных сценариев изменения этих экзогенных для рынка труда социально-экономических характеристик. Применительно к рассматриваемым моделям это означает, что необходимы, во-первых, проектировки изменения образовательного уровня населения на перспективу и, во-вторых, оценки изменения уровня экономической активности по уровням образования. В рамках официальных прогнозов социально-экономического развития нашей страны такие показатели не разрабатываются, что определяет необходимость их самостоятельной оценки. В определенной степени здесь может быть востребован инерционный прогноз, хотя, по крайней мере, для оценки изменения уровня экономической активности, возможности его применения ограничены.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом, анализ показал продуктивность использования предлагаемого инструментария для анализа процесса согласования спроса на рабочую силу и ее предложения с учетом различных образовательных характеристик рабочей силы. Преимущество лежащей в основе расчетов модели определяется возможностью комплексного учета воздействия различных факторов на процесс согласования спроса на рабочую силу и ее предложения, в том числе с учетом процессов движения рабочей силы. Один из ключевых факторов перспективного развития - это обеспеченность экономики отечественными трудовыми ресурсами, а модель со-

238

гласования спроса на рабочую силу и ее предложения позволяет отразить, среди прочих, и влияние демографического фактора. Долговременная тенденция сокращения населения в трудоспособном возрасте усугубляет необходимость решения задачь повышения производительности труда, в том числе через увеличение числа высокопроизводительных рабочих мест в экономике РФ, а также рационального распределения и использования национальной рабочей силы в региональном, отраслевом, профессиональном, образовательном разрезах.

Литература и информационные источники

1. Перспективы развития экономики Росси: прогноз до 2030 года.

Коллективная монография / По ред. акад. В.В. Ивантера, д.э.н. М.Ю. Ксенофонтова. М.: Анкил, 2013.

2. Образование в Российской Федерации: 2014. Стат. сб. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. - 464с.

3. Экономическая активность населения России (по результатам выборочных обследований). 2014: Стат.сб. M.: Росстат, 2014. -143 с.

4. Доступность высшего образования в России // Отв. ред. С.В. Шишкин. Независимый институт социальной политики. М., 2004. 500 с.

5. Клячко Т.Л. Модернизация российского образования: проблемы и решения // Отечественные записки. Вып. 2 (3) 2002, С. 48-55.

6. Российское образование в законодательстве и статистике. Информационный бюллетень. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. № 2 (76). - 48 с.

7. Иванов В.Н., Суворов А.В., Балашова Е.Е., Трещина С.В. Анализ динамики общественных и частных расходов на здравоохранение и образование в современной России //Проблемы прогнозирования. 2014. № 6. с. 31-43

8. Коровкин А.Г. Динамика занятости и рынка труда. Вопросы макроэкономического анализа и прогнозирования. М.: МАКС Пресс, 2001.- 320 с.

9. Коровкин А.Г. Проблемы согласования спроса на рабочую силу и ее предложения на российском рынке труда //Проблемы прогнозирования. № 2. 2011. с. 103-123.

10. Коровкин А.Г., Долгова И.Н., Королев И.Б. Анализ и моделирование взаимосвязанной динамики рынка труда и системы образования в экономике РФ // Научные труды ИНП РАН. М.: МАКС Пресс, 2010. с. 664-682.

11. Коровкин А.Г., Долгова И.Н., Единак Е.А., Королев И.Б. Структурные аспекты взаимодействия систем занятости и образования в России // Научные труды ИНП РАН. М.: МАКС Пресс, 2014. с. 397-425.

12. Обследование населения по проблемам занятости. Росстат. 2014 г. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_30/Main.htm/

13. Сведения о численности и потребности организаций в работниках по профессиональным группам на 31 октября 2014 г. Стат. бюлл. М.: Росстат. 2014.

239

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.