Научная статья на тему 'Образовательная субъективность классического университета в поисках научной истины'

Образовательная субъективность классического университета в поисках научной истины Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
120
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Вижо Вероника Юрьевна, Петрова Галина Ивановна, Тарабанов Николай Александрович

Обсуждаются проблемы соотношения классических и неклассических идеалов в современном социокультурном пространстве, определяются критерии «классичности» и «неклассичности», выявляются изменения в формах и содержании университетского образования. Авторы не отказываются от тех фундаментальных оснований, которые характеризовали идеалы классики, однако считают, что они должны быть переосмыслены в контекстах современной действительности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Вижо Вероника Юрьевна, Петрова Галина Ивановна, Тарабанов Николай Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Subjectivity of Classical University in Search of Scientific Truth

In the article problems of a correlation of classical and nonclassical ideals in modern socio-cultural space are discussed, the criteria of «classics»/«nonclassics» are defined, changes in forms and content of modern university education are come to light. Authors do not refuse those fundamental bases which have characterized ideals of classics, but think, that they should be reconsidered in the context of contemporary reality

Текст научной работы на тему «Образовательная субъективность классического университета в поисках научной истины»

В.Ю. Вижо, Г.И. Петрова, Н.А. Тарабанов

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СУБЪЕКТИВНОСТЬ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

В ПОИСКАХ НАУЧНОЙ ИСТИНЫ

Обсуждаются проблемы соотношения классических и неклассических идеалов в современном социокультурном пространстве, определяются критерии «классичности» и «неклассичности», выявляются изменения в формах и содержании университетского образования. Авторы не отказываются от тех фундаментальных оснований, которые характеризовали идеалы классики, однако считают, что они должны быть переосмыслены в контекстах современной действительности.

Классический университет, исторически сложившийся как центр науки и культуры, всегда вызывал интерес с точки зрения тех образцов, норм и идеалов, которые он задавал философской и научной общественности с тем, чтобы стала возможной идентификация различных сфер науки, социальности, культуры. Осмысление философских оснований современного университета небезынтересно, поскольку становится важно посмотреть на его традиционную работу в качестве идентифицирующего ядра науки и культуры. Сохраняется ли эта традиционная направленность работы? Что являет собой университет сегодня, как он себя идентифицирует и задаёт сущностные состояния научного знания в ситуации, когда время провоцирует кризис всякой идентификации и когда культурфилософские деконструктивистские процессы (деконструкция метафизики) указывают скорее на культурные «концы», «сумерки», «закаты» и «смерти»?

Классический университет сегодня, его роль как научно-образовательного учреждения, как социального института и как явления культуры не имеет однозначных оценок и определений. Их амбивалентность состоит в том, что, с одной стороны, классический способ философского конструирования реальности, полагающий необходимость восхождения и возведения всего к предельно всеобщему, к понятию и идее, к метафизическим основаниям и рационально умозрительным пределам, способствовал адекватному, идейному, эстетически возвышенному и абстрактному представлению об университете, формированию его идеи - «идеи университета». Она в своей логической и аристократической красоте, в своих конкретных проявлениях вызывает поклон и уважение. С другой стороны, возможно ли её существование в совершенно иных условиях - условиях неклассического времени, когда все высокие, предельные субстанции и первоначала деконструированы?

Проблему соотношения классичности и неклассич-ности в современном образовательном пространстве можно решать с различных философских позиций. Однако, рассматривая университет носителем и выразителем классических форм культуры, требуется объяснить, тем не менее, его современные - неклассические - формы существования. В качестве основных встают следующие вопросы:

- Каковы критерии классичности классического университета?

- Может ли меняться классика, и в этом смысле могут ли изменяться критерии, квалифицирующие университет как классический?

- Если классика - это вечное и абсолютное, не подлежащее воздействию времени, то чем вызываются

изменения в современном классическом университете -формах его организации и содержании образования?

- Если критерии классичности исторически изменяемы, то насколько современный университет остаётся классическим?

- Оправдана ли современная ностальгия по классическому университету?

Относительно обозначенных выше вопросов имеет смысл выделить, по меньшей мере, две основные точки зрения. Во-первых, ощущается явная ностальгия по классическому университету в тех формах, в которых он возникал и жил вплоть до ХХ в. Во-вторых, констатируется новое состояние университета, исходящее из анализа специфического содержания и принципа организации современной культуры. В этом случае адаптируется известная классификация эволюции науки, её исторических этапов - классического, неклассического и постне-классического - к истории развития университетского образования. Для постнеклассического этапа характерен вакуум в социогуманитарной сфере, обусловленный технологизацией современного мира, ориентацией человека на прагматическую выгоду во всех сферах жизнедеятельности, в том числе в образовании. Однако, поскольку спрос на гуманитарность и фундаментальное знание, т.е. на знание университетское, всегда существует, выражая человеческие потребности и интересы, то на университеты сегодня возлагается повышенная ответственность сохранения классических академических традиций образования.

Передовые университеты в настоящее время занимаются разработкой концепции «исследовательского университета». Цель университетов исследовательского типа - подготовка высококвалифицированных специалистов мирового уровня, которые проводят актуальные исследования как в прикладных, так и в теоретических науках. Учитывая, что сегодня трудно разграничить ту и другую сферы научного знания (высокие технологии - технологии НьТесИ - принципиально этому разграничению не поддаются), следует иметь в виду следующее. Современный университет, с одной стороны, сохраняя свою классичность, полагает необходимой ориентацию на фундаментальную науку и тесную взаимосвязь науки и образования, с другой -поддерживает инновации (систему дистанционного образования, сотрудничество с бизнесом, с производством, реализует систему «технологического трансфера» и т.п.).

Тогда обнаруживается возможный способ примирения «классичности» и «неклассичности»: сохранить старые основания образования и, в то же время, быть чувствительными к инновациям. Самые важные задачи

современного образования - стать практикоориентро-ванными и конкурентоспособными на рынке труда. Одним из важнейших показателей качества образования на сегодняшний день остается показатель грамотности будущих специалистов как в языковой, так и профессиональной сферах. Только возвращение словам их исконного смысла, бережное к ним отношение -чистота языка - позволят сохранить классический университет. Из преподавательской практики встречается много примеров, иллюстрирующих общее падение грамотности у студентов. Современные дисциплины, например «Концепции современного естествознания» и «Культурология», предоставляют пространство для обсуждения фундаментальных вопросов о человеке, его месте в мире, возможность для развития способностей мыслить и грамотно оформлять свою мысль в речь. В современном университетском образовании на науку, а не только на философию, возлагается ответственная миссия формирования мировоззрения. Кроме того, большое количество вузов в России свидетельствует о том, что образование становится массовым, а значит, менее качественным, перестает выполнять свои функции трансляции знания, формирования личности и т.д. Поэтому университет в полной мере отвечает своей сущности только в том случае, если находит себя в составе Академии наук.

Таким образом, возникает потребность в поисках единой методологической основы, которая позволила бы дать адекватные ответы на вопросы о миссии, целях и специфике современного университетского образования. В качестве таковой могут быть названы специфические характеристики стиля философского мышления, который с ходом истории менялся и как конституирующий фактор задавал основные направления, характер развития различных социальных, научных, культурно-образовательных и других практик, оформлял их. В современной философии говорят о двух стилях (способах) философского мышления - классическом (или метафизическом, субстанциалистском) и неклассическом (или по-стметафизическом, десубстанциалистском, заявившем о себе после деконструкции метафизики). Соответственно, сферы культурной жизни, попадавшие в ракурс философского исследования, не могли не отражать специфику техник работы того и другого стилей мышления, конституировались адекватно им. Университет как культурно-образовательная практика не являет собой исключения и предстаёт в тех формах и содержании, которые предопределяются стилем философского мышления. Именно поэтому университет на разных этапах развития предстаёт в разных формах и моделях, несёт различную миссию, позволяет говорить об изменениях, которые претерпевает классика в неклассическое время.

В такой ситуации актуализируется значимость неформального, или внеакадемического, образования, осуществляющегося, однако, в стенах университета. Более того, приходится признать правомерность / необходимость существования и развития дополнительного неинституциализированного образования, возникшего как реакция на недостатки классических академических занятий.

Обсуждая критерии классичности классического университета в том виде, как они исторически склады-

вались, следует обратить внимание на властное действие классического принципа единого и всеобщего основания. Метафизическое первоначало имело силу рационального упорядочивания и логического собирания в единое целое социальных (как и любых других) онтологий, возведения (редуцирования) всего к всеобщим, предельным понятиям («философия - работа с понятиями»), умозрения и спекуляции. Все это являло собой своего рода философский аристократизм, методологически обеспечивающий аристократизм социальный, образовательный, культурный и т.п.

Современность знает иные принципы построения философских онтологий: деконструкция метафизической субстанции и социокультурный десубстанциализм санкционировали конструирование не скреплённых воедино онтологий, но онтологий коммуникативного характера. Современная социокультурная реальность -это реальность самоорганизующихся социальных и культурных коммуникаций. Классический университет не может не менять свою миссию, модель и структуру в условиях смены социокультурных онтологий, когда философский интерес и внимание оказались переключёнными с мира в его устойчивых, вечных и абсолютных характеристиках на характеристики его как постоянно изменяющегося, движущегося, становящегося.

Информационные коммуникации, свидетелями которых мы являемся, актуализировали уже имевшиеся в философии онтологические представления. Начало своё они ведут от Гераклита, его «огня» как вечно движущегося «первоначала», но свой план существования получали, по словам М. Фуко, во «второй линии» философии - линии не главной, не основной. Философская актуализация онтологической парадигмы Гераклита связана, в первую очередь, с тем, что впервые в истории современность освободила себя от принципа традирования, который ранее рассматривался в качестве механизма развития общества, - традирования как перенесения в неизменном виде прошлых состояний культуры в её будущие состояния. Традиция уступила место инновации. Действие традиции и инновации в качестве механизмов социального движения принципиально различно. Традиция и связанные с нею процессы традирования своим главным назначением имели сохранение устоявшихся, проверенных практикой, обеспеченных общечеловеческими нормами и потому ставших классическими образцов культуры и социальности. Традиция хранила классику. Мир в таком представлении оказывался устойчивым, развивающимся в рационально предсказуемых направлениях, что предполагало однонаправленность движения по заданным нормам, идеалам и образцам.

Современность же, не случайно именуемая постсовременностью, являет себя «как всегда» и в то же время «как никогда», т.е. как постоянно новая. Став способом человеческого бытия, инновации в коммуникативном движении информационных потоков, захлёстывающих человека и культуру в непрестанном нарастании, живущих лишь мгновение, постоянно меняющихся, не дают возможности и не делают необходимыми те самые классические нормы, идеалы и образцы. В самом слове «постсовременность» чувствуется парадокс: современность всегда существует в залоге

«после себя» - в будущем. Такая социальность приобретает отличные от её прошлого (устойчивого и не изменяющегося) состояния характеристики. В социальных коммуникациях онтологическое значение приобретают категории «переход», «разрыв», «неопределён-ность», «между» и т.п. Они репрезентируют движение к новому, калейдоскопически непредсказуемому, не прогнозируемому внешне заданными идеалами и нормами развития.

Происходит актуализация видения университета на фоне и в связи с общими культурными трансформациями, которые связываются сегодня с факторами информационности, динамичности, кризисами рационально выверенных троп в развитии, неопределённо-стью направлений движения и т.д. Что же тогда происходит с Человеком? Культурой? Университетом?

Проблемы коммуникативности, информационности, когнитивности науки и образования в настоящее время квалифицируются в качестве причин, вызывающих кризис идентификации современных культурных и образовательных практик. Человек в необходимости адаптирования себя к постоянно новым социальным конфигурациям оказался вынужденным терять, отказываться от устойчивого сущностного содержания. Образование, в том числе и университетское, предназначенное ранее для обеспечения человека должной суммой знаний, умений и навыков (их ему хватало на всю жизнь в реализации своих профессиональных ролей и в восхождении к высоким нормам бытия - к классическим нормам), теперь обязано быть непрерывным и в то же время изменяющимся. При обращении к функциональному назначению непрерывного образования классика оказывается невечной, т.е. ей требуются модификация и трансформация. Классические критерии образования больше не являют собой его метафизические пределы и не о-предел-ивают человека, не заключают его в требуемые и заранее известные -классические - нормы и границы.

Высокие образцы и идеалы ранее вырабатывал университет, что и обусловливало его критерии как классического. Как соответствующие такому философскому стилевому настроению формировались и критерии классического университета. Во-первых, университет рождался как автономное от общества и государства образование. Именно образованию, как считалось в момент возникновения университета и спустя ещё длительное время, принадлежит приоритетное место в структуре социальной организации и в открытии нового знания. Во-вторых, университетское образование являло себя как образование элитарное, не массовое, не предлагающееся всем. Первые университеты собирали немногочисленную группу студентов со всего мира -тех, кто действительно хотел посвятить себя занятиям наукой. В-третьих, как элитарная и автономная структура университет имел монополию на науку, когда именно он навязывал обществу свои определения знания посредством своей же просветительской функции. Поэтому университетское знание было не только элитарным, но и фундаментальным, высоко теоретичным, не заботящимся о своём прикладном характере, о возможности быть полезным и использованным в практических целях. Это было «бесполезное» знание. Как та-

ковое, оно (в-четвёртых) одновременно являло себя в гуманистическом и гуманитарном планах как знание и образование ради удовольствия, эстетического наслаждения, как самоценность. Так, Ф. Ницше в работе «О будущности наших образовательных учреждений» пишет об образовании как эстетической форме деятельности. Однако в современных условиях рождается новая модель образования - прагматистская. Коммерциализация современного университета приводит к утрате эстетического эффекта образовательного знания, который имеет безусловное значение не только в познании, но и в воспитательной работе.

Классические критерии университета, как правило, квалифицируются как метапринципы, структурирующие систему классического образования. К ним относят: принцип универсальности, культ учителя, понимание образования как формообразования по заданным нормам и образцам, к которым учитель обязан был возвести ученика. Одним из основателей модели «классический университет» считается Гегель, определявший образование в качестве деятельности восхождения единичного субъекта к всеобщей сущности, с тем чтобы «всеобщий дух получил свое осуществление».

Все эти критерии нашли своё воплощение в гум-больдтовской модели университета. Время тогда текло размеренно и спокойно, традиции сохранялись, и потому в тех условиях легитимен был авторитет и культ учителя, который мог указать Истину в её постоянно высоком назначении, смысле, ценности, устойчивом сохранении на долгие годы. Но сегодня...

Сегодня, во-первых, экстраполяция образования в массы лишила университет автономии. Подобного рода изменение классического критерия повлияло на то, что современный университет врос в общество и не может не иметь связей с внешним заказчиком - как в плане заказов на научные исследования, так и в плане внешних отношений с организациями, присуждающими учёные степени. Во-вторых, результатом врастания явился подрыв идеи элитарности и привилегированности положения университета как научно-образовательного центра и создателя нового знания. В обществе знания, т.е. в зна-ниеориентированном обществе, возникло много специализированных институтов, которые, базируясь на информационных технологиях, предлагают свои научные и образовательные услуги. Рождается новое для университетской жизни явление - технологический трансфер, слияние университетов с наукой и производством, создание больших научно-образовательно-производственных холдингов. В-третьих, поскольку университет утратил монополию на производство знания, он оказался вынужденным вступить в конкурентную борьбу, и в этих условиях не могла не заявить о себе прагматистская идея. В образование входит утилитаризм, его задачей становится «производство годных к обращению людей» (Ф. Ницше). Прагматизм имеет несколько причин. Одна из них - знание превратилось в информацию и приобрело форму не только научной истины, но и товара. Обмен информацией-товаром осуществляется по правилам рынка, где и заявляет о себе прагматика. Вторая причина состоит в том, что современные университеты - это часть глобального рынка. Болонский процесс закрепляет признание высшего образования равноправной отрас-

лью среди других отраслей хозяйства на европейском рынке массового производства товаров и услуг. Из блага, которое можно было дарить каждому человеку на равных (в теоретическом плане образование так и рассматривалось), оно превратилось в рынок образовательных услуг.

Четвёртым признаком неклассического состояния современного университета является серьёзная трансформация фундаментальности университетского образования. Его кредо теперь - «знание под деятельность». Знание - это средство реализации профессиональной деятельности. Но поскольку само понятие профессии меняется (быстро устаревает, требует постоянного и непрерывного обновления), то и фундаментальность образования в классическом смысле перестаёт быть востребованной. Сегодня «фундаментальное» не означает теоретически базового, методологически устойчивого, независимого от времени. Оно предполагает изменение характера связей и отношений между учебными дисциплинами в сторону нахождения их междисциплинарности. В этой связи разработка междисциплинарных модулей в университетском образовании выходит на первый план.

Новое понятие фундаментального знания определяется и как ответ на социальные и индивидуальные запросы, которые идут от общества потребления и фор-

мулируются как проблема качества образования. Качество образования сегодня квалифицируется как фундаментальная проблема в плане его понимания как разнокачественного на рынке образовательных услуг. Качество востребовано в своих многоуровневых характеристиках как ответ на признание идеи неравенства людей - социального, интеллектуального, физического и т.п. Образовательные программы обязаны удовлетворять все потребности.

Безусловно, изменение критериев классики осуществляется с большой долей преемственности. В этом отношении вызывают интерес новые формы университета - исследовательский, технический, корпоративный, инновационный и пр. Насколько они творческие, являют ли собой преемственность классики? Ответы на этот и подобные вопросы, а также практические действия в названных направлениях могли бы не только обеспечить прорыв в информационных технологиях, решение важных научных проблем современности, но и способствовать интеграции российской и западной моделей образования с учетом общемировых тенденций.

Однако как в случае преемственности, так и при абсолютном творчестве вопрос остаётся тем же: какова судьба классического университета в неклассическое время?

Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, политология» 22 апреля 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.