УДК 377.12
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА В СИСТЕМЕ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ
© 2019 Л. И. Переславцева1, О. А. Киреева2
1 преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности
e-mail: trusheva@yandex. ru 2первый проректор, кандидат педагогических наук, доцент e-mail: vicerektorahgiik. ru
Белгородский государственный институт искусств и культуры,
Авторы делают акцент на рассмотрении понятий компетенции и компетентности в контексте личностной ориентации образовательного процесса, нацеленной на успешность будущих специалистов в предстоящей профессиональной деятельности. Необходимость адаптировать образование к существующим запросам рынка труда обусловливает формирование высокого уровня профессиональной компетентности будущих специалистов сферы искусства и культуры. Показаны ресурсы образовательной среды вуза в формировании их профессиональной компетентности.
Ключевые слова: образовательная среда вуза, компетентностный подход, профессиональная компетентность, специалисты сферы искусства и культуры.
Развитие современной отечественной системы профессионального образования предполагает значительную интенсификацию процесса профессионально-личностного развития будущих специалистов, эффективное использование возможностей образовательной среды вуза в формировании широкого спектра личностных качеств студентов, их профессиональных компетенций. На это нацеливает российские вузы идеология федеральных государственных стандартов профессионального образования, интеграция учреждений среднего профессионального и высшего образования, обеспечение важной государственной задачи - научно-технологического, экономического, культурного прорыва страны в число ведущих стран мира. Именно система профессионального образования призвана обеспечить подготовку специалистов, способных эффективно трудиться в условиях постиндустриальной цивилизации, «цифровой эпохи», максимально полно реализующих свой творческий и созидательный потенциал [Reprintsev и соавт. 2018]. Ориентированность федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования на компетентностный подход связана с необходимостью адаптировать образование к существующим запросам рынка труда. В Стратегии модернизации содержания общего образования подчеркивается, что в компетентностном подходе заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата». Но, несмотря на ориентацию компетентностного подхода на операциональный результат, одним из существенных признаков подхода является способность будущих специалистов к самообразованию, что невозможно без качественных знаний [Зимняя 2006]. Таким образом, во главу угла ставятся и знания специалиста, и потенциал человека, и его профессиональные способности. Мы также считаем, что понятия компетенции и компетентности необходимо рассматривать в контексте личностной ориентации образовательного процесса, нацеленной на успешность будущих специалистов в предстоящей профессиональной деятельности.
Информационное общество требует от специалистов сферы искусства и культуры высокого уровня профессиональной компетентности. С этим понятием на современном этапе связано как обучение, так и образовательная система в целом. Принято связывать понятие компетентности с некоторой конкретной областью деятельности. Но компетентность помимо знаний, умений и навыков охватывает различные свойства личности. Так, согласно Е.П. Непочатых, это направленность (ценностные ориентации, мотивация, интересы), способность чувствовать проблемы и преодолевать стереотипы, гибкость мышления и проницательность, характер (волевые качества, целеустремленность, самостоятельность) [Непочатых 2013].
Сегодня не существует единого определения понятию профессиональной компетентности: «проблемы профессиональной компетентности преимущественно рассматриваются в деятельностной парадигме как система знаний, умений и способов реализации активности субъекта; в личностно-деятельностной - как качество, свойство личности, обусловливающее ответственное эффективное и самостоятельное действование; в акмеологической - как принципиальное условие профессионализма, как результат продуктивного профессионально-личностного развития» [Симонов 2018: 188]. Мы согласны с тем, что «компетентность связана с эффективным решением профессиональных и жизненных задач и описывается в терминах своеобразия. Изучение профессиональной компетентности связано с рассмотрением взаимосвязи в качестве самостоятельных процессов - опыта, знаний, умений и отношения личности, которые направлены на достижение результата профессиональной деятельности. Включение в профессиональную компетентность, наряду с технологическими, непрофессиональных её элементов, позволяет определить компетентность как базовое качество личности, способствующее оптимальному (наилучшему) исполнению профессиональных обязанностей и обеспечивающее ресурс устойчивости в трансформирующихся профессиональных ситуациях» [Симонов 2018: 188]. Действительно, профессиональную компетентность с точки зрения личностно-деятельностного подхода «необходимо рассматривать не только как результат образовательного процесса, но и как интегративное качество личности, суммирующее знания, умения и навыки, приобретённые в процессе обучения, и готовность к профессиональной деятельности, проявляющуюся в её результатах и качестве» [Абашина, Бондарева 2009: 93-94].
Согласно Л.Г. Карповой, «структурными компонентами профессиональной компетентности являются три сферы: мотивационная (мотивы, установки, ориентации, направленность), которая обеспечивает сформированность общекультурной, личностно-мотивационной и социальной компетентности; предметно-практическая (операционно-технологическая), что способствует развитию определенных подвидов профессиональной компетентности: методологической, практическо-деятельностной, дидактико-методической, специально-научной, экономико-правовой, экологической, информационной, управленческой, коммуникативной; сферу саморегуляции, развивает психологическую компетентность и аутокомпетентность» [Карпова 2004: 10-11].
Процесс формирования профессиональной компетентности будущих специалистов сферы искусства и культуры зависит от множества факторов. Но значительными возможностями обладает образовательная среда вуза, выступающая как фактор социального и профессионального развития будущих специалистов [Репринцев 2015]. А.В. Репринцев пишет, что «... среда формирует личность, а ее состояние самым непосредственным образом сказывается на всей системе жизненных координат человека» [Репринцев 2018]. В философии и педагогике утверждением, не требующим доказательств, стало определяющее влияние среды в становлении личности. «Культурный потенциал среды во многом определяет общую культуру личности
специалиста, которая, бесспорно, органично связана и с его профессиональной культурой. Моделируя определенным образом среду, мы можем оказывать значительное и эффективное воздействие на сознание человека, задавая ему определенную стилистику поведения и отношений, внедряя в его сознание соответствующие социальные стандарты и нормы, формируя в нем через среду поведенческие установки и привычки», - справедливо замечает ученый [Репринцев 2018а: 76].
В.А. Ясвин под образовательной средой подразумевает «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении», акцентируя также внимание на том, что «важно иметь в виду, что этот "образец" всегда носит социально обусловленный характер» [Ясвин 2001: 14]. Считаем важным указать на то, что ученый, опираясь на экологический подход Дж. Гибсона, приходит к следующему выводу: образовательная среда будет обладать развивающим эффектом только в том случае, если для всех субъектов обеспечивается комплекс возможностей для саморазвития. «Интегративным критерием качества развивающей образовательной среды является способность этой среды обеспечить всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного личностного саморазвития», - подчеркивает ученый [Там же: 177]. Известно, что профессионально-личностное развитие будущих специалистов невозможно построить без учета особенностей среды и ее компонентов, в которой оно происходит. Мы считаем, что образовательная среда вуза представляет собой совокупность пространственно-предметного, социального и организационно-технологического компонентов, содержание которых обусловлено спецификой самого вуза [Переславцева 2017].
Значимость социального компонента определяется субъектными функциями его членов (будущих специалистов сферы культуры и искусств, кураторов студенческих групп, педагогов по специальности, преподавателей и сотрудников вуза, членов профессиональных организаций, творческих союзов, сотрудничающих с образовательной организацией), участвующих в создании, управлении и развитии образовательной среды, образовательной и социокультурной деятельности. Безусловно, студенты - полноправные субъекты своего развития. Но, по сути, одновременно с этим будущие специалисты - объекты воздействия тех ценностных отношений и норм поведения, которые имеют место в коллективе. А значит, слово является базисом тех методик, использование которых в учебной и внеучебной деятельности позволит осуществить постановку целей личностного и профессионального развития будущих специалистов, ориентирующих их на формирование профессиональной компетентности. В основе механизмов влияний субъектов образовательной среды будут лежать импринтинг, подражание, сравнение студентом себя самого с носителями профессионализма, мастерства.
На формирование профессионально значимых знаний, умений, владений ориентирован пространственно-предметный компонент. Предметно-материальная среда и доступная студентам информационная база - информация о наиболее значимых научных событиях - конференциях, конгрессах, участие в которых обеспечит накопление профессионального опыта; информация о научных грантах, потенциально способствующая совершенствованию профессиональной компетентности студентов (как правило, размещается на сайте); электронные библиотеки, информационные стенды, рекламные объекты, элементы дизайна помещений и пр. - основа пространственно-предметного компонента. Мы считаем, что в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов не только должно
обеспечиваться воздействие образовательной среды - студенты должны сами быть активны в ее создании.
На совместной деятельности студентов с членами профессиональных организаций, сотрудничающих с вузом, базируется организационно-технологический компонент образовательной среды. Такая совместная деятельность способствует профессионально-личностному развитию будущих специалистов сферы культуры и искусств, так как дает возможность обучающимся проявить себя в различных профессиональных ситуациях, реально применив профессионально значимые знания, умения, владения. Не вызывает сомнений, что теоретическое обучение не эффективно без технологий практического обучения: необходимо отказаться от «временного разрыва между практикой и знаниями, поскольку они укладываются в сознании не в результате автоматического повторения теоретических правил и абстрактных понятий в стенах аудиторной комнаты, а приобретаются в процессе деятельности» [Волоткевич 2005: 80]. Таким образом, образовательная среда ориентирована на включение студентов в практическую деятельность.
Немаловажным моментом является организация содержательных отношений внутри студенческого сообщества, что предусматривает действия педагогов по объединению обучающихся в единый коллектив, дальнейшая деятельность которого даёт возможность студенческой молодежи отрабатывать профессиональные навыки, нарабатывать организаторский опыт, формирует их ответственность. Как «особую форму инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив» можно рассматривать студенческое самоуправление [Бурякова 2006: 347].
Адаптации при трудоустройстве выпускников - специалистов сферы искусства и культуры - способствует организация тесного взаимодействия образовательной организации с профильными учреждениями и предприятиями в контексте дуального обучения, разрывающего порочный круг, когда работодатели, с одной стороны, имеют потребность в высококвалифицированных специалистах с актуализированным набором знаний, подкрепленных соответствующими умениями, а с другой стороны, для организации эффективной работы им требуются специалисты, имеющие опыт работы [Киреева 2014: 33].
Основные профессиональные образовательные программы разработаны в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и включают в себя интегрированные учебные планы (построенные на модульной основе). При этом работодатели активно участвуют в разработке учебно-методических материалов. На заказы работодателей ориентирована тематика дипломных работ выпускников. При этом дипломные работы связаны с практической проблематикой по решению актуальных профессиональных задач.
Дуальное обучение способствует становлению вуза искусств и культуры как своеобразного ресурсного центра непрерывного образования, концентрирующего в себе лучшие научно-педагогические и творческие проекты, пользователи которых -жители города Белгорода.
В условиях образовательной среды вуза возможно интегрировать теоретическое обучение, практическое обучение и самостоятельную деятельность студента за счет применения проектных технологий. Даже на этапе погружения в образовательную среду студенты вуза искусств и культуры активно включаются в творческую жизнь института: участвуют в процессе подготовки и проведения праздничных мероприятий, концертных программ, а также принимают участие в проведении городских и областных мероприятий. Студенческие творческие проекты, созданные в рамках
дуального обучения, не остаются в стенах вуза, они уже традиционно организуются и проводятся во внешней среде - на известных площадках города Белгорода и области.
Нами было осуществлено исследование, касающееся изучения потенциала образовательной среды будущих педагогов-музыкантов. С целью определения влияния субъектов среды на профессионально-личностное развитие студентов мы провели анализ эффективности влияний каждого из субъектов среды с помощью факторного анализа. Исходная диагностика показала, что не все субъекты в полной мере понимают свою роль, цель своих влияний на профессионально-личностное развитие будущих специалистов сферы искусства и культуры. Активизация позиции субъектов среды в обеспечении влияний на студентов стала смыслом проведенной опытно-экспериментальной работы. В частности, целый ряд методических семинаров, совещаний, консультаций были посвящены анализу потенциала каждого из субъектов, специфике реализуемых функций и содержания деятельности в общей логике влияний образовательной среды, специфическим формам, способам и условиям влияний. Проведенные итоговые диагностические срезы показали заметно изменившуюся степень активности субъектов среды, меру их включенности в профессионально-личностное развитие будущих специалистов. Эти изменения наглядно иллюстрирует диаграмма, отражающая динамику позиций субъектов образовательной среды (см. рис.). Эффективность влияний субъектов тем выше, чем в большей степени оценки их влияний стремятся к нулю.
ценностные ориентациии нормы
исходная диагностика —^^заключительная диагностика
Оценка эффективности влияния факторов среды вуза на профессионально-личностное развитие будущих специалистов
Подготовка в образовательной среде вуза выпускников по различным уровням образования - образовательным программам высшего образования и программам подготовки специалистов среднего звена - не предполагает «разделения» образовательной среды. Единая, неделимая для всех обучающихся, она закладывает фундамент понимания студентами их будущей профессиональной деятельности, формирует ценностно-смысловые основы будущей профессиональной деятельности. А субъекты образовательной среды, активно взаимодействуя со студентами и формируя широкую палитру их эмоциональных состояний, закрепляют позитивный опыт, начиная от первых успехов в профессиональной деятельности до уверенности в правильности профессионального выбора.
Потенциал образовательной среды вуза, ее развивающие возможности, механизмы влияния на становление личности профессионала стали предметом исследования для целого ряда ученых. Опубликованные ими результаты исследований фиксируют заметную активизацию внимания педагогов к возможностям образовательной среды в обеспечении профессионально-личностного развития студентов, обретении ими широкого спектра социально и профессионально необходимых личностных качеств. В частности, среди множества таких исследований особый интерес представляют исследования И.Е. Булатникова, анализировавшего социализирующий потенциал среды, ее влияние на формирование социальной и профессиональной ответственности специалистов XXI в. Философ подчеркивал: очень важно обеспечить не только освоение каждым студентом образовательных программ, не только формирование необходимых профессиональных знаний, умений, владений -всего того, что сегодня называется компетенциями, но и активное развитие прочной духовной культуры молодых людей, их социальной, гражданской позиции, отношения к своей стране, к национальной культуре и истории, к своему народу [Булатников 2015]. В этом контексте нам особенно близка позиция ученого - «... надо учиться заново быть русскими, любить и ценить свой народ, свою историю и культуру, уважать прошлое и моральный выбор отцов . перестать заниматься переписыванием своей истории в угоду политической конъюнктуре . ценить жизнь и понимать ее быстротечность . уважать человеческую личность и ее право быть самим собой» [Булатников 2012: 85]. И.Е. Булатников подчеркивал, что «только в этом случае в самостоятельную взрослую жизнь выйдут действительно духовно богатые, интеллектуально самостоятельные молодые люди, способные жить в демократическом гражданском обществе, строить свое будущее, опираясь на традиции и опыт своей национальной культуры» [Там же]. Внимание педагогики к этим проблемам позволит сохранить самобытность России, обеспечить решение важнейшей стратегической задачи - сохранить суверенитет Отечества, сформировать поколение российской молодежи, ответственной за традиционный Русский мир, его историю и культуру. Решение этой важной социальной и педагогической задачи возможно на основе формирования образовательной среды вуза и обеспечения комплекса условий, позволяющих каждому студенту стать субъектом образовательной среды, обрести устойчивую социальную и профессиональную позицию, выработать в себе широкий диапазон личностных качеств, которые позволят ему войти в новый постиндустриальный мир, стать истинным профессионалом и гражданином, радеющим о благе своего Отечества.
Библиографический список
Абашина А.Д., Бондарева Т.В. Интегративный подход к формированию личностно-профессиональной компетентности будущих специалистов социальной сферы // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. 2009. № 1. С. 93-101.
Булатников И.Е. «Кризис культуры» и его отражение в состоянии общественной морали: диалектика вечного и временного в социально-нравственном воспитании молодежи // Евразийский форум. 2012. С. 75-85.
Булатников И.Е. Этические основы русского образования в философско-педагогической концепции Е.П. Белозерцева // Психолого-педагогический поиск. 2015. №1 (33). С. 110-133.
Бурякова О.А. Роль студенческого самоуправления как игровой технологии воспитания в становлении личности будущего специалиста // Вестник Белгородского
университета потребительской кооперации. Белгород: Белгород. ун-т кооперации, экономики и права, 2006. С. 346-348.
Волоткевич Т.Н. Самоуправление студентов как фактор организации воспитательной работы в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2005. 254 с.
Зимняя И.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта / И.А. Зимняя, Б.Н. Боденко, Т.А. Кривченко, Н.А. Морозова. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 67 с.
Карпова Л.Г. Формирование профессиональной компетентности учителя общеобразовательной школы: автореф. ... канд. пед. наук. Харьков, 2004. 27 с.
Киреева О.А. Подготовка специалистов для социокультурной сферы на основе принципов дуального обучения / О.А. Киреева, К.А. Виноградов, И.В. Голиусова. // Управление городом: теория и практика. 2014. № 4 (15). С. 32-36.
Непочатых Е.П. Развитие представлений о понятиях «компетенция» и «компетентность» // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. 2013. № 20 (163). С. 243-250.
Переславцева Л.И. Факторы и механизмы влияния образовательной среды вуза в формировании информационной культуры будущего педагога-музыканта // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017. № 4 (44). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/049-025.pdf (дата обращения: 15.12.2018).
Репринцев А.В. Культурно-образовательная среда в становлении личности русского человека // Педагогика. 2015. №1. С. 88-96.
Репринцев А.В. Развитие теории социально-нравственного воспитания молодежи в исследованиях И.Е. Булатникова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 2 (46). URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/051-019.pdf (дата обращения: 14.12.2018).
Репринцев А. В. Образовательная среда вуза в системе факторов формирования этнокультурной идентичности юношества // Высшее и среднее профессиональное образование России в начале XXI века: состояние, проблемы, перспективы развития: в 2 кн. Кн. 1. / под общ. ред. Р.С. Сафина; Е.А. Корчагина. Казань: «Школа», 2018а. С. 42-48.
Симонов Н.В. Сущность и структура профессиональной компетентности: анализ подходов и определение понятий // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2018. № 1 (64). С.186-192.
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
Reprintsev A.V., Zuykov A.V., Shumeyko A.A., Lesnikova S.L., Panfilova V.M. Assessment of specialists' effectiveness within competency- improvement approach (based on quality criteria) // Espacios. 2018. Т. 39. № 33. С. 25-36.