УДК 378
Иван Сергеевич Дроздецких
г. Шадринск
Образовательная среда в системе непрерывного образования пилотов
гражданской авиации
В статье рассмотрены вопросы интеграции и трансформации образовательного пространства летной подготовки пилотов ГА с использованием «Дорожной карты» по внедрению изменений в регламент инновационной образовательной среды в профессиональной подготовке пилотов ГА. Статья является частью диссертационного исследования «Модернизация образовательной среды с использованием современных образовательных технологий в системе профессиональной подготовки пилотов гражданской авиации». В «дорожной карте» отражен план последовательных действий, которые координируют взаимодействие образовательных организаций, внутрифирменных тренинговых центров авиакомпаний, учреждений дополнительного образования, обучающей интернет платформы «Взлетная полоса» - занимающихся профессиональной подготовкой пилотов ГА.
Образовательная среда обучения пилотов ГА, способствует освоению навыков, необходимых для действия в нестандартных и стандартных ситуациях. Пилоты гражданской авиации развивают свои профессиональные компетенции в системе непрерывного образования.
Ключевые слова: Образовательная среда, образовательная платформа, компетенции, развитие, дорожная карта, интеграция и трансформация образовательного пространства, образовательная среда, внутрифирменные тренинговые центры авиакомпаний, система непрерывного образования
Ivan Sergeevich Drozdetskikh
Shadrinsk
The educational environment in the system of continuous education of
pilots of civil aviation
The article considers the issues of integration and transformation of the educational space of flight training for Civil Aviation's pilots using the Roadmap for introducing changes to the regulations of the innovative educational environment in professional training for pilots. The article is part of the thesis research "Modernization of the educational environment with the use of the advanced classroom technologies in the system of professional training of pilots". The road map reflects the plan of sequential actions that coordinate the interaction of educational organizations, intracompany training centers of airlines, institutions of additional education, training Internet platform "Take-off strip" - involved in professional training of pilots of the Civil Avition.
The educational environment can be considered as a set of historical factors of training pilots GA, circumstances, non-standard and standard situations and as the integrity of specially organized pedagogical conditions of professional development and formation of pilots. Civil aviation pilots develop their professional competences in the system of continuing education
Keywords: Educational environment, educational platform, competences, development, roadmap, integration and transformation of educational space, educational environment, in-house training centers of airlines, system of continuous education
Модернизация образования предполагает обучение в процессе создания новых знаний за счет интеграции и трансформации науки, непосредственно учебного процесса и профессиональной деятельности, что ориентирует участника получения знаний на максимальное развитие профессиональных компетенций, созданием мотивационной потребности к самообучению.
Это достигается в системе непрерывного профессионального образования на основе образовательной политики, стандарта качества образования, позволяющей более полно учитывать быстроменяющиеся потребности рынка труда [2]. Одним из главных условий модернизации образования, является доступность к информационным ресурсам, цифровым образовательным ресурсам и интенсивным взаимодействия системы профессионального образования с мировым образовательным пространством.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
В связи с этим в ходе проведения исследовательской работы по теме «Модернизация образовательной среды с использованием современных образовательных технологий в системе профессиональной подготовки пилотов ГА» разработана «Дорожная карта» внедрения изменений в регламент инновационной образовательной среды в профессиональной подготовке пилотов ГА [4].
Цель: внедрить изменения в регламент инновационной образовательной среды образовательных организаций, внутрифирменных тренинговых центров авиакомпаний, учреждений дополнительного образования, занимающихся профессиональной подготовкой пилотов гражданской авиации.
Задачи: 1. Скоординировать взаимодействие образовательных организаций, внутрифирменных тренинговых центров авиакомпаний, учреждений дополнительного образования, занимающихся профессиональной подготовкой пилотов гражданской авиации.
2. Обобщить полученный опыт и рекомендовать для применения в системе непрерывного образования пилотов гражданской авиации для обеспечения безопасности полетов, за счет расширения и углубления профессиональных компетенций пилотов гражданской авиации.
В течении профессионального становления пилоты неоднократно проходят в тренинговых центрах переподготовку на новый тип воздушного судна [1].
Для этого в тренинговых центрах созданы условия эффективной образовательной среды, которая вместе с учебной базой включает жизненное пространство, отражающие традиции авиакомпании: Разработаны образовательные программы, психологическое сопровождение пилотов, имитационные тренажеры, методические материалы по организации летного делопроизводства и т.п.
В анкетировании принимало участии 56 пилотов.
Таблица 1
«Экспресс - метод вовлеченности в учебный процесс» (Оценка по 10 балльной шкале)
Перечень исследуемых вопросов Итого
Знаю ли я чего от меня ожидают в процессе подготовки 8,5
Имею ли я все необходимые для обучения материалы и 9,3
оборудование
Имею ли я возможность в процессе подготовки делать именно 7,7
то, что у меня получается лучше всего
Получал ли я призвание или похвалу за последние 7 дней 7,4
Есть ли в тренинг - центре кто то из - инструкторов, коллег - 7
одногруппников, кто проявляет о мне заботу, как о человеке
Есть ли в процессе переподготовки человек, 7,2
поддерживающий меня в развитии
Учитывается ли мое мнение в процессе обучения 8
Дает ли мне миссия-цель нашей компании почувствовать, что 8,4
выполняемая мной работа важна
Стремятся ли коллеги, с которыми я прохожу обучение, 7
выполнять работу качественно
Есть ли у меня в процессе обучения настоящий друг 8,3
За последние три месяца, говорил ли кто со мной, во время 9,2
переподготовки - о моих успехах
Есть ли у меня возможность профессионально учиться и 10
расти при прохождении летной переподготовки
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (43) 2019
При этом в анкете «Экспресс - метод вовлеченности в учебный процесс» продиагностировано следующие:
г Как я формирую компитенции в процессе профессиональной переподготовки -соответствует 9 6 по шкале до 10 На сколько я отдаю усилий, на формирование компитенций пилота В процессе переподготовке - 7,3 б
Чувство принадлежности к коллективу А/К -7,9 6 / Как развивается коллектив в процессе переподготовки - 9,6 б
Рис.1. Развитие образовательной среды
Из анализа таблицы №1 видна зона роста пилотов с индивидуальным восприятием идентичности к коллективу А/К (7,9 балла), в формирование коллектива в процессе переподготовки (9,6 балла). Так же можно установить разобщенность взаимосвязи сформированной образовательной среды внутритрененнгового центра, где созданы условия для формирования профессиональных компетенций (9 баллов) и мотивацией к формированию компетенций пилота (7,3 балла) (Рис.1).
Для решения данного вопроса необходимо усилить формирования уровня осознанности на выполнении конкретных действий, отработка навыка до уровня автоматизма. Вместе с этим некоторая разобщенность в данном вопросе дает ресурс развития, внедряя коучинговые технологии в образовательную среду, что бы конкретизировать фокус внимания в дорожной карте пилота, в матрице последовательных действий.
Таблица 2
Оценка по 10 бальной шкале уровня компетенций, умений и навыков пилотов ГА, проходящих профессиональную переподготовку на новый тип ВС
№ Наименование До начала обучения в центре После обучения в центре
1 Знание английского языка 6,7 9
2 Летная эксплуатация воздушного судна 8 9,6
3 Организация летной работы 7 9,8
4 Мобильность 7 8
5 Психическое здоровье 9 9
6 Обучаемость 8 9
7 Организация и контроль безопасности полетов 7 8
8 Ответственность 8 9
9 Дисциплинированность 9 9
10 Целеустремленность 8 9
11 Работоспособность 8 9
12 Исполнительность 8 9
13 Коммуникабельность 8 8
14 Летное делопроизводство 7 8
15 Стрессоустойчивость 8 9
16 Командо-образование и лидерство 7 8
Средняя величина показателей 7,8 8,9
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
В таблице №2 отражена оценка уровня компетенций, умений и навыков пилотов ГА, проходящих переподготовку в тренинговом центре, где в ходе профессиональной подготовки на новый тип воздушного судна, пилоты уделяют особое внимание совершенствованию знаний по английскому языку, летной эксплуатации воздушного судна, организация летной работы, летное делопроизводство, организация и контроль безопасности полетов - психическое здоровье. Максимальная зона роста в организации летной работы и изучении английского языка.
Необходимые личностные качества для пилота, по результатам таблицы №2, составленной на основе диагностики, проведенной в «Тренинг центре Б 7» -ответственность, дисциплинированность, исполнительность, коммуникабельность, стрессоустойчивость, обучаемость, мобильность, целеустремленность, мотивация, гордость за авиакомпанию, лидерство.
В исследовании принимал обучения пилоты разной квалификации, уровня образования. В результате диагностики выявлена необходимость создания обучающей платформы, активации дистанционного обучения. 30 % опрошенных считают, что необходимо в учебных заведениях средне специального и высшего образования при подготовке пилотов гражданской авиации заменять старую модель обучения на обновленную.
Необходимость совершенствования профессиональной подготовки пилотов на данном этапе определяется изменением содержания деятельности пилотов в связи с поступлением в эксплуатацию ВС с высокой степенью компьютеризации и автоматизации, при этом изменяется не только деятельность, но и роль пилотов в полете и даже философия летной эксплуатации.
Пилоты изучают вопросы навигации, законы физики, аэродинамики, метеорологии, эксплуатации воздушного судна и т.п. не только в учебных профессиональных обучениях, но и во время самостоятельной подготовке, в том числе и через учреждения дополнительного образования [3].
В связи с этим, существует потребность модернизации образовательной среды для профессиональной подготовки пилотов в системе непрерывного образования, способствующей расширению компетенций пилотов ГА в принятии целесообразных решений, влияющих на повышение безопасности полетов. Уровень образованности с позиции компетентностного подхода определяется способностью обучающихся решать проблемы различной сложности и разной природы на основе имеющихся знаний. Этот подход предполагает обучение не только готовым знаниям, но и деятельности по приобретению знаний. Компетентностный подход к обучению является наиболее приемлемым при осуществлении профессиональной переподготовки специалистов. Цель профессиональной переподготовки состоит в том, чтобы дать возможность специалистам с высшим образованием расширить сферу своей профессиональной деятельности.
Исторический опыт показывает, что совершенствование профессиональной подготовки пилотов, повышение надежности их деятельности приводит к повышению уровня безопасности полетов в ГА. Сегодня очень важно изменить подход к осуществлению профессиональной переподготовки специалистов. Результатом деятельности образовательного учреждения должно быть не только формирование профессиональных знаний, умений и навыков, но и подготовка пилотов к осуществлению профессиональной деятельности в конкретных ситуациях. Следовательно, образовательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы пилот при сдаче квалификационных требований удовлетворял требованиям предъявляемых к должности - пилот со стороны государства и работодателя.
В ходе диагностики установлено, что 82% опрошенных считают, что необходима обучающая интернет платформа [4].
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (43) 2019
По данным исследования пилоты совершенствуют свои компетенции в процессе переподготовке и в течении всей своей профессиональной деятельности - на оптимальном уровне.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Дроздецких, И.С. Определения уровня сформированности профессиональных компетенций пилотов ГА. Вопросы науки и практики / И.С. Дроздецких // 1 сессия : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Россия, Москва, 19 февр. 2019 г. - М., 2019. - С. 151-158.
2. Дроздецких, И.С. Развитие системы непрерывного образования пилотов Гражданской Авиации / И.С. Дроздецких, Л.П. Качалова // Фундаментальные и прикладные науки сегодня : материалы XVIII междунар. науч.-практ. конф., 01-02 апреля 2019 г. - Север Чарлстон, 2019. - Т. 2. - С. 28-35.
3. Дроздецких, И.С. Модернизация образовательной среды в системе профессиональной подготовки пилотов гражданской авиации / И.С. Дроздецких, Л.П. Качалова // Фундаментальные и прикладные науки сегодня : материалы XIX междунар. заоч. науч.-практ. конф., 25-26 июня 2019 г. - Север Чарлстон, 2019.
4. Дроздецких, И.С. Влияние индивидуально-психологических особенностей пилотов на успешность овладения ими профессиональных компетенций в системе непрерывного образования / И.С. Дроздецких, Л.П. Качалова // Фундаментальная наука и технологии - перспективные разработки : материалы XIX междунар. науч.-практ. конф., 10-11 июня 2019 г. - Север Чарлстон, 2019.
REFERENCES
1. Drozdeckih I.S. Opredeleniya urovnya sformirovannosti professional'nyh kompetencij pilotov GA. Voprosy nauki i praktiki [Determination of level of formation of professional competences of pilots of civil aviation. Questions of science and practice]. 1 sessiya: sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Rossiya, Moskva, 19 fevr. 2019 g. [1 сессия]. Moscow, 2019, pp. 151-158.
2. Drozdeckih I.S., Kachalova L.P. Razvitie sistemy nepreryvnogo obrazovaniya pilotov Grazhdanskoj Aviacii [Development of a system of continuous education of pilots of Civil Aviation]. Fundamental'nye i prikladnye nauki segodnya. T. 2: materialy XVIII mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 01-02 aprelya 2019 g. [Fundamental and applied sciences today. Vol. 2]. Sever Charlston, 2019, pp. 28-35.
3. Drozdeckih I.S., Kachalova L.P. Modernizaciya obrazovatel'noj sredy v sisteme professional'noj podgotovki pilotov grazhdanskoj aviacii [Modernization of the educational environment in the system of professional training of civil aviation pilots]. Fundamental'nye i prikladnye nauki segodnya: materialy XIX mezhdunar. zaoch. nauch.-prakt. konf., 25-26 iyunya 2019 g. [Fundamental and applied sciences today]. Sever Charlston, 2019.
4. Drozdeckih I.S., Kachalova L.P. Vliyanie individual'no-psihologicheskih osobennostej pilotov na uspeshnost' ovladeniya imi professional'nyh kompetencij v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya [Influence of individual and psychological features of pilots on success of mastering by them of professional competences of the system of continuous education]. Fundamental'naya nauka i tekhnologii - perspektivnye razrabotki: materialy XIX mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 10-11 iyunya 2019 g. [Fundamental science and technologies -perspective developments]. Sever Charlston, 2019.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
И.С. Дроздецких, аспирант, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: kirilovym@mail.ru, ORCID: 0000-0002-2115-424X.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
I.S. Drozdetskikh, Graduate student, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, kirilovym@mail.ru, ORCID: 0000-0002-2115-424X.