УДК 316.37
Л.И. Евсеева
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ПОИСКАХ МОДЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ
Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого,
Санкт-Петербург
Аннотация.
В статье рассматриваются проблемы моделирования образовательной среды. Сетевой характер коммуникаций активизирует поиск моделей образования, где основным выступает формирование субъекта социально-культурных ценностей. В проектной образовательной модели возрастает роль личности и принципа связи поколений.
Ключевые слова: образовательная среда; модели образования; личность; социокультурные факторы; сетевые технологии.
Abstract.
L.I. Evseeva Educational environment in search of development models The article deals with the problems of modeling the educational environment. The network character of communications activates the search for models of education, where the formation of the subject of socio-cultural values is the main one. In the project educational model, the role of the individual and the principle of the connection between generations is increasing.
Key words: educational environment; educational models; personality; sociocultural factors; network technologies.
Введение. Темпы трансформации цивилизации задают вектор модернизации и формируют потребность в приращении знаний, открытий, технологий, которые обусловливают потребность государств в обновлении национальных культурно-образовательных систем. Интеллектуальный потенциал нации,который в первую очередь создается системой образования, становится определяющим фактором прогрессивного развития стран и народов. Проблема мировоззренческой позиции подчеркивает актуальность вопроса о социокультурных факторах, определяющих формирование образовательной парадигмы [1, С.112]. Реализация ключевого проекта РФ по выходу российских компаний на новые высокотехнологические рынки [2, С. 72] определяет
486
направленность трансформации общества, его информационно -коммуникативной среды и образовательной сферы как условия воспроизводства социума и поддержания ценностного баланса социокультурной системы. В данных условиях перспективы формирования информационно-технологической и интеллектуально-коммуникативной культуры определяются сетевыми технологиями. Расширение информационно-технологических сред определяют тренды современного образования, которое смотрит в будущее, а образ будущего всегда определял направление научного поиска проектов социальных изменений [3, С. 9]. Следует учитывать также особенности личности и тот факт, что «неустойчивость личностного типа может быть связана и с социокультурной спецификой, традициями, неразвитостью публичного коммуникационного пространства, сохранением прежних институциональных структур и особенностями образа жизни» [4].
Расширение медийного сетевого пространства, глобальные изменения интересов человека в сфере трудовой деятельности, мобильность, самостоятельность и умение сотрудничать, брать ответственность за принимаемые решения и другие увеличивают возможности социализации и самореализации личности. Задача пересмотра типов образовательных стратегий [5] актуализирует ориентиры современного образования на формирование прежде всего динамической компетентности.
Материалы и методы. Важность обращения к различным областям социально-гуманитарного знания в процессе исследования института образования обусловлена многогранностью и сложностью самого феномена образования, который может рассматриваться не только как система воспроизводства и трансляции накопленных знаний, но и как конструирование самой системы знаний [6]. Основанием для исследования стратегии современного образования служат работы О. Конта, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса. Социальная модернизация западного общества, связанная с индустриализацией и дальнейшим развитием рынка, потребовала повышения уровня общей образованности общества и задала вектор развития образовательной сферы как всеобщей, охватывающей все социальные слои и группы населения. Одним из первых на несоответствие традиционной модели образования потребностям современного общества обратил внимание Э. Тоффлер: традиционное образование готовит молодые поколения людей к прошлому, а их надо готовить к будущему. Как правило образование связано с трансляцией культурных смыслов и форм поведения. Потребность в
487
углубленном изучении влияния системы коммуникации на трансляцию смыслов и ценностей вызвана динамикой смысловых структур, продуцируемых в новых уровнях реальности, характерных для информационной эпохи [7, С. 133]. По форме сетевая коммуникация представляет собой некий «гибрид», включающий элементы индивидуальной, групповой и массовой коммуникации. Контент социальной сети наполняется самими участниками сети. Виртуальная социальная среда, создаваемая участниками коммуникации, позволяет общаться группе пользователей благодаря существованию общих интересов. Существуют тематические форумы, профессиональные социальные сети, электронные научные библиотеки и др. [8, С. 145].
Результаты. В современном обществе произошла эволюция к интенсивному типу образования, погруженному в общий культурный контекст, существующему в атмосфере растущей открытости общества, плюрализма ценностно-мировоззренческих установок и парадигм жизни. Как подчеркивают исследователи, «современное образование не может навязывать индивиду какую-то единственную модель убеждений и норм, но оно может и должно готовить его к необходимости постоянно обучаться и изменяться» [9]. Информационно-коммуникативные технологии и ценностные ориентации личности изменяют не только алгоритм образовательной вузовской среды, смысловую наполненность самого знания и параметры его использования, но и активизируют поиск моделей образования, в том числе и вузовского [10, С. 20].
Сейчас посредством Интернет представляется широкий набор средств дистанционного доступа к многочисленным ресурсам, а также интерактивного общения. В то же время традиционный институт образования, не способный оперативно адаптироваться к стремительным социальным и социокультурным изменениям в жизни современного общества, испытывает системный кризис. Ключевая проблема заключается в том, каким образом, проводя модернизацию образования, сохранить свои национальные и культурные традиции в данном процессе. Процессы модернизации образовательной системы не должны разрывать ткани культурных традиций. В области формирования образовательной парадигмы «оказывается и человек, и исторически сложившееся культурное пространство его жизни, и коммуникативное действие, которое связывает субъекта с другими в рамках определенной культуры» [7, С. 137-138]. Этим параметрам отвечает проектная парадигма образования. Проективное образование помогает формированию субъектной позиции участников образовательного процесса [11, С. 176], которая может оказаться
488
востребованной при определении качества образования [12].
Обсуждения и выводы. Использование методов проектов в культурно-образовательной среде в последнее время актуализируется [13; 14]. Современная технология проектирования распространяется на разнообразные виды культурной практики, постепенно смещая приоритеты в создании и функционировании информационных систем и технических объектов на компоненты человеческой деятельности. Расширение технологического формата в образовательной практике, создавая новые информационные интерактивные среды, виртуальные игры и мультимедийные средства обучения, меняя традиционные дискурсивные средства на гипертекст и клип, тем не менее, не отвечает на вопрос об идеальной модели образования в ее временной перспективе. Более того, ценностная сторона образовательной стратегии оказывается практически изъятой за исключением принципа свободы выбора поведения в виртуальном пространстве [15, С. 419]. Современные университеты являются институтами социализации и помогают студентам усваивать социально-культурные ценности, общественные нормы и установки, образцы поведения, без которых невозможно успешное существование в современном мире. Более того «социокультурная среда формирует ментальность через систему знаний, мировоззрение, религию, стандарты поведения и «святости», моральные законы и критерии организации социальных отношений, транслируя смыслы благодаря когнитивным способностям субъекта» [16, С. 12].
Таким образом, в проектировании взаимодействий в рамках образовательной среды основополагающее значение признается за человеком и его менталитетом, определяющим ценностные и смысловые границы восприятия, понимания и действия, присущие той или иной общности. В этой ситуации модель образовательной парадигмы должна нести опережающее познание будущего в неразрывной связи с прошлым и настоящим. В вузовском образовательном пространстве коммуникации приобретают сетевой характер, возрастает роль диалога, появляются новые формы обучения (электронные, дистанционные), создаются условия и возникает потребность в постоянном получении нового знания.
Литература
1. Евсеева Л.И., Шипунова О.Д. Трансформация образовательной среды в условиях сетевого общества // Коммуникативные стратегии информационного общества Труды IX Международной научно-теоретической конференции. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С. 109-115.
489
2. Лобатюк В.В., Никифорова Н.В., Быльева Д.С. Национальная технологическая инициатива: социально-философский анализ // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2017. Том 8. № 1. С. 72-79. ISSN: 2304-9758
3. Поздеева Е.Г. Контуры социального будущего в сингулярной реальности: социологический взгляд на проблему // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2017. Т. 8, № 2. С. 7-19. DOI: 10.18721/JHSS.8201
4. Pozdeeva E.G., Trostinskaya I.R., Evseeva L.I., Ivanova R.A. Problems of personality type transformation in current conditions of Russian society // THE EUROPEAN PROCEEDINGS OF SOCIAL AND BEHAVIOURAL SCIENCES. Future Academy. 2017. pp. 1092-1099. DOI: http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.02.128
5. Евсеева Л.И., Шипунова О.Д., Тараканова Т.С. Проектная модель образования: технологии реализации // Технологии PR и рекламы в современном обществе Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С. 60-67.
6. Giddens A. Sociology. Cambridge, 1993. 454 c.
7. Шипунова О.Д., Евсеева Л.И. Тренды информационного общества и проблема идеала образования. Философия коммуникации: Университетское образование в социокультурной динамике информационного общества. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2015. С. 129-139.
8. Башкарев А.А., Евсеев В.В. Сетевые технологии и их влияние на параметры жизнедеятельности человека и общественной среды // Четвертая промышленная революция: реалии и современные вызовы. X юбилейные Санкт-Петербургские социологические чтения: сборник материалов Международной научной конференции. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2018. С. 144-147.
9. Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н. Философско-методологические основы педагогики высшей школы // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2015. № 4-5. С. 24-39.
10. Евсеев В.В. Современная образовательная среда: поиски моделей развития // Вопросы методики преподавания в вузе. 2018. Т. 7. № 24. С. 16-23. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.24.2
11. Тростинская И.Р. Формирование проектной культуры бакалавра по направлению «Реклама и связи с общественностью // Актуальные проблемы
490
современной социально-политической и экономической коммуникации Сборник научных трудов. Спб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. С. 173-178.
12. Танова А.Г., Евсеева Л.И., Поздеева Е.Г., Тростинская И.Р. Субъектные аспекты мониторинга удовлетворенности студентов качеством образования (по материалам Центра социологических исследований СПбПУ) // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного Политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2018. Т. 9. № 1. С. 90-101. DOI: 10.18721/JHSS.9110
13. Танова А.Г., Евсеева Л.И. Метод проектов как творческая стратегия / Инновационные подходы к интегрированному обучению иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в системе высшего образования: Материалы международной школы-конференции 27-30 марта 2017 года / под общ. ред. Д.И Кузнецова. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С. 390 -392.
14. Матвеевская А.С., Погодина В.Л. Туристско-рекреационное проектирование: учебное пособие. - СПб., СПбГУТиД. 2013. 264 с. ISBN 978-57937-08275-3
15. Евсеев В.В., Евсеева Л.И., Поздеева Е.Г., Тростинская И.Р. Социокультурные факторы формирования проектной модели образования // Четвертая промышленная революция: реалии и современные вызовы. X юбилейные Санкт-Петербургские социологические чтения: сборник материалов Международной научной конференции. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2018. С. 417-421.
16. Шипунова О.Д. Проблема трансляции смысла: логос в системе коммуникации // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2011. Т. 2. № 124. С. 9-15.