8. Zakharova L.M., Khlebova O.A. The development of the cognitive activity of the preschool child in the process of acquaintance with the native land. Detskij cad ot A do Ya [Kindergarten from A to Z]. 2017, N. 2, pp.6-13(in Russian).
9. Kuznetsova Z.M., Mugallimova N.N. Prevention of drug addiction in the youth environment as a social and pedagogical problem. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2008, Vol. 3, No. 2, pp. 1-8. Available at: http://iournal-science.org/ru/article/449.html.
10. Mukhina V.S. Vozrastnaya psikhologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, yunost' [Age psychology: the phenomenology of development, childhood, adolescence] - Moscow, Publishing Center "Academy", 2003, 456 p., pp. 203-205. (in Russian).
11. Pozdnyakova G.P. Motor activity as a condition and factor of development of subjectivity of preschool children. Candidates thesis, M., 2006. (in Russian).
12. Shetinin V.V. Formation of cognitive activity of children of the senior preschool age in the process of search activity. Candidates thesis, 2006(in Russian).
13. Fadina G.V. Diagnostika i korrektsiya umstvennoy otstalosti detey starshego doshkol'nogo vozrasta [Diagnostics and correction of mental retardation of children of senior preschool age]. Balashov, "Mykolaiv", 2004, 68 р. (in Russian).
14. Brandi M. Eveland-Sayers, Richard S. Farley, Dana K. Fuller, Don W. Morgan, and Jennifer
Подано: 25.07.2017 Принято: 30.07.2017
L. Caputo Physical Fitness and Academic Achievement in Elementary School Children. Zhurnal fizicheskoj aktivnosti I zdorov'ya [Journal of Physical Activity and Health]. - 2009, No. 6, pp. 99-104
15. Burdette, Hillary L., M.D., M.S., Robert C. Whitaker, M.D., M.P.H Voskresheniye svobodnoy igry u malen'kikh detey: vzglyad za predelami fitnesa i neterpimosti k vnimaniyu, prichastnosti i vliyaniyu [Resurrecting Free Play in Young Children: Looking Beyond Fitness and Fatness to Attention, Affiliation and Affect].
16. Budde, H., Voelcker-Rehage, C., Pietrabyk-Kendziorra, S.,Ribeiro, P., & Tidow, G. Acute coordinative exercise improves attentional performance in adolescents. Pis'ma nejronauki [Neuroscience Letters]. 2008, No. 441(2), pp. 219-223. doi:10.1016/j.neulet.2008.06.024
17. Physical Fitness and Academic Achievement in Elementary School Children Brandi M. Eveland-Sayers, Richard S. Farley, Dana K. Fuller, Don W. Morgan, and Jennifer L. Caputo. Zhurnal fizicheskoj aktivnosti I zdorov'ya [Journal of Physical Activity and Health]. - 2009, No. 6, pp. 99-104
18. Pau Olivella, Luigi Siciliani. Reputational concerns with altruistic providers. Zhurnal ozdorovitel'noj ekonomiki [Journal of health economics]. 2017, Vol. 55, pp. 1-13 (Scopus)
19. Harpreet Singh, Gursharan Kaur. Effects of Drug Pricing on Medication Choice. Zhurnal ozdorovitel'nogo upravleniya [Journal of health management]. 2017, Vol. 19, No. 3, pp. 401-406 (Scopus)
Захарова Лариса Михайловна - доктор педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, Россия, 432700, Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4.
В.С. Захарова - аспирант, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, Россия, 432700, Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4.
Для цитирования: Захарова Л.М., Захарова В.С. Влияние физической активности на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №3. - С. 136-143. DOI 10.14526/03_2017_244
DOI 10.14526/03_2017_245 УДК 371
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ПОДДЕРЖКИ МИРА ДЕТСТВА Е.С. Субботина - старший преподаватель кафедры дошкольного
и начального общего образования, Л.М. Захарова - доктор педагогических наук, ФГБОУВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700
E-mail: esnagatkina@mail.ru
Аннотация. Введение государственных образовательных стандартов на уровне дошкольного и начального общего образования среди наиболее значимых целей определяет создание такой образовательной среды, которая не только обеспечит эффективную реализацию педагогического процесса, но будет способствовать поддержке мира детства. В статье формулируются основные подходы к пониманию детства, проблемные аспекты и принципы организации современной образовательной среды. Кроме того, образовательная среда организаций должна обеспечивать преемственность между ступенями образования, в частности при переходе с дошкольной на младшую школу. Немаловажное значение имеют педагогические функции взрослых - педагогов и родителей. Материалы. Анализ образовательной среды детских садов и школ, мнений педагогов о проблемах и достижениях современного детства. Методы исследования: анализ научно-педагогической и методической литературы, опрос педагогов детских садов и начальной школы, анализ результатов опроса, интерпретация наблюдения за детьми в детском саду. Результаты. Результаты исследований показывают, что современное детство нуждается в поддержке, сохранении традиционных элементов детской субкультуры. Анализ опроса педагогов приводит к утверждению некоторых проблем в области детства, в числе которых снижение игровой и физической активности, тенденция к индивидуальности, исчезновение традиционных игр, детского фольклора, увлечение детей виртуальным общением. Отмечена также недостаточная оснащенность педагогического процесса. При этом педагоги учебных заведений, в которых достаточно современного оборудования, говорят о новом качественном развитии содержания образования. Наблюдение за детьми в инновационном детском саду показало, что адекватное использование технических устройств в воспитательно-образовательном процессе не влечёт за собой повышенный интерес детей к компьютерам. Заключение. Проведённое исследование позволило сформулировать определение "поддержки детства" и модель поддержки детства в условиях образовательной среды. Мы пришли к выводу, что эффективная образовательная среда в равной степени зависит от организации предметно-пространственной среды, интересов и активности детей, а также педагогической деятельности взрослого. Ключевые слова: образовательная среда, мир детства, поддержка детства, ребёнок, педагогические условия.
EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS THE CONDITION OF SUPPORTING THE
WORLD OF CHILDHOOD
Ekaterina S. Subbotina - senior teacher of pre-school and elementary education
department, Larisa M. Zakharova - doctor of pedagogics, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia
E-mail: esnagatkina@mail.ru
Annotation. State educational standards introduction at the level of pre-school and elementary education among the most important aims defines educational environment creation, which will
provide not only an effective pedagogical process realization, but also will support the world of childhood. The article presents the main approaches to childhood understanding, problem aspects and the principles of modern educational environment organization. Moreover, educational environment of the establishments should provide continuity between the stages of education, in particular during the transfer from pre-school to junior school. In this case pedagogical functions of adults (teachers and parents) are very important. Materials. Educational environment of kindergartens and schools analysis, the teachers' opinions about the problems and achievements of modern childhood study. Research methods: scientific-methodical and methodical literature analysis, interview with the teachers of kindergartens and elementary schools, the results of the interview analysis, observation over children at a kindergarten interpretation. Results. The research results show that modern childhood needs support and the traditional elements of children's subculture preservation. The interview among teachers analysis leads to some problems determination in the sphere of childhood - playing and physical activity decrease, tendency towards individuality, traditional games, children's folklore disappearance, great interest in virtual communication among children. Also insufficient equipment of pedagogical process is underlined. At the same time, teachers from educational establishments, where there is enough modern equipment, say about new qualitative development of education content. Observation over children at an innovative kindergarten showed, that an adequate use of technical equipment in upbringing-educational process doesn't lead to the interest in computers increase among children. Conclusion. The held research helped to formulate the definition "childhood support" and the model of childhood support in terms of educational environment. We came to the conclusion that an effective educational environment equally depends on objective-spatial environment, interests and activity of children and pedagogical activity of an adult organization.
Keywords: educational environment, the world of childhood, childhood support, child, pedagogical conditions
Изменения, происходящие на всех уровнях общего образования в условиях его модернизации, затронули все аспекты деятельности образовательных
организаций: организацию
образовательного процесса, подготовку и переподготовку кадров, создание образовательной среды. Необходимость данных изменений обосновывается введением государственных
образовательных стандартов, в которых ставятся задачи, связанные в том числе с обогащением образовательной среды, организацией различных форм
взаимодействия обучающегося со взрослыми и другими детьми, формированием социокультурной среды.
Образовательная среда, по определению В.А. Ясвина, представляет собой систему условий формирования личности и возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [9]. Иными словами, значение имеют не только материальные условия, но также
способности и личность окружающих людей: педагогов, родителей, других детей. Г.А. Ковалев рассматривает 3 структурных компонента в анализе образовательной среды школы: физическое окружение (архитектура школьного здания, помещения,
возможность их трансформации и т.п.); человеческие факторы (социальные особенности субъектов учебно-воспитательного процесса, распределение статусов и ролей, поло-возрастные и национальные особенности учащихся и учителей и т. п.); программу обучения (структура, стиль преподавания, формы обучения, содержание программ обучения и т. п.) [6].
Образовательная среда начальной школы как интегрированное обобщающее понятие смыслового контента
взаимодействия ребенка с социумом обеспечивает развитие, накопление, обогащение содержания детства (опыта личности). Процесс осмысления, присвоения опыта социума идет
параллельно с формированием
собственной позиции, развитием личностных качеств, принятием или отвержением демонстрируемых идеалов, ценностных смыслов. Образовательная среда - это интеграция среды обучения и воспитания, среды развития. Среда обучения и воспитания - это, в большей степени, структурированная деятельность ребенка под руководством взрослого, направленная на усвоение социального опыта, развитие личности, определяемого содержанием процесса обучения и характером взаимодействия со взрослыми. Среда развития определяется нами как среда возможностей, творчества и признания. Этот сегмент образовательной среды в нашей интерпретации предполагает самостоятельную активную деятельность ребенка в удовлетворении потребностей в движении, общении, познании, творчестве. Среда обучения и воспитания имеет свои цели и задачи, связанные с усвоением материала, выработкой определенных умений, необходимых в дальнейшей жизни. Возможности развивающего воздействия заложены в функциях этих процессов. Развивающий компонент образовательной среды предоставляет больше
возможностей для удовлетворения личностных потребностей детей, создавая условия вариативности образования.
Эффективность функционирования образовательной организации будет возможна при гармоничном сочетании всех структурных элементов. Однако для нас наиболее важное значение будут иметь особенности пространства, предметно-развивающей среды и личности педагогов: насколько они способствуют поддержанию и обогащению мира детства.
Содержание понятия «детство», характеристика его социального, культурно-исторического, философского, психологического аспектов отражено в работах многих отечественных и зарубежных исследователей,
представителей различных научных направлений (В.В. Абраменкова, Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.Т. Кудрявцев, Т.Д.
Попкова, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.). Российская педагогическая энциклопедия (1993) определяет детство как этап развития человека, предшествующий взрослости, который характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.
В научных исследованиях мир детства рассматривается с позиций культурной антропологии, которая формирует представление о мире детства как уникальном социокультурном феномене, имеющем свою историю, собственный мир и существующем в единстве с социумом. Аксиологический подход позволяет осмыслить уникальность детства и признать ребенка высшей ценностью. Социокультурный контекст детства определяется сферой его деятельности: игровой, творческой, исследовательской и т.д.; онтологический подход раскрывает потенциальные связи ребенка с окружающей
действительностью. Анализ научных источников позволяет определить мир детства как уникальный самобытный период в жизни человека, развитие в котором осуществляется по собственным законам во взаимодействии с окружающим миром, как пространство
самоактуализации, развития и творчества. В данном исследовании мы опираемся на период детства до 11-12 лет, дошкольный и младший школьный периоды. Образовательные стандарты декларируют учет выделенных позиций при организации образовательного процесса на ступенях дошкольного и начального образования.
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования основан на принципе поддержки самоценности детства, призывает рассматривать его не как этап подготовки к школьной жизни, а как важнейшую составляющую формирования личности. Главными задачами на этом возрастном этапе являются сохранение и укрепление физического здоровья, обеспечение равных возможностей получения
образования для всех детей с учетом их индивидуальных потребностей и выстраивание преемственности между ступенями образования, организацию предметно-развивающей среды.
Содержание детства в стандарте дошкольного образования представляется в поддержке ведущих видов деятельности детей раннего и дошкольного возраста: игры, общения, взаимодействия с предметами, физическую активность. Исследования образовательной среды дошкольных организаций показали, что чем менее она структурирована и чем чаще педагоги находятся на позиции равного взаимодействия, тем более свободны дети в своих играх, больше проводят времени со сверстниками, более инициативны, предпочитают активные игровые действия. Дети, включенные в другую образовательную среду более спокойны, чаще играют в настольные или развивающие игры, для них очень важно мнение взрослого. Унификация дошкольного образования, его жесткая структурированность могут привести к уменьшению ресурсов для развития уникальности личности и общения дошкольников [4].
Государственный образовательный стандарт начального общего образования среди важных задач отмечает проблему преемственности со ступеней дошкольного образования, воспитание личности настоящего гражданина. В соответствии со стандартом психолого-педагогические условия реализации основной
образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников, поддержку детских объединений, ученического
самоуправления.
При этом развивающая
образовательная среда должна
обеспечивать укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся. Однако основное внимание учителей обращается на результаты обучения. И здесь, по нашему мнению,
возникает противоречие между ступенями образования: преемственность
образовательного материала и технологий обучения обеспечивается, но поддержка детства, возможности «быть ребёнком» остаются преимущественно на
дошкольной ступени. Основная причина этого, на наш взгляд, заключается в особенностях организации
образовательной среды. Школа
предполагает более четкую
дифференциацию пространства (зона учителя, зона ученика, доска), которая приучает к дисциплинированности, показывает значение обучения, при этом ориентирована на индивидуальность; в школьных классах недостаточно места и оборудования (зачастую оно вообще отсутствует), чтобы ученики могли на перемене или после занятий заниматься тем, что им интересно; в школе педагоги не всегда разрешают детям устраивать активные игры на переменах, в стенах школы; спортивное оборудование обычно располагается в спортивном зале либо во дворе, пользоваться им можно только на занятиях.
Возможность сохранить свои интересы, выразить потребность в движении важна в первые месяцы в школе, когда ребёнок привыкает к новым условиям, поскольку образовательная среда начальной школы является важным фактором развития, к ней дети наиболее сензитивны в силу возрастных особенностей [5].
В то же время взрослые - и родители ребенка, и педагоги, - не уделяют этому достаточно внимания, самостоятельно ограничивая его «детство». Отметим, что в настоящее время многие экспериментальные школы, организуя свою образовательную среду, в первую очередь уделяют внимание оборудованию для активных занятий, свободной деятельности и не требуют жесткого контроля за дисциплиной обучающихся со стороны педагогов.
И.М. Улановская классифицирует школы по их целевым установкам и выделяет две группы: школы,
ориентированные на детей (обучающая, воспитывающая, гуманистическая,
развивающая), и школы, не ориентированные на детей («школа престижа», новаторская школа, «камера хранения»). Безусловно, школы второй группы рассматриваются как негативный пример, где внимание к личности детей практически отсутствует, но они всё же существуют. Наиболее эффективны школы первой группы, часто встречаются их сочетания. Автор классификации отмечает, что в таких школах образовательная среда учитывает как потребности и возможности детей и педагогов, так и требования общества [9].
В зарубежной педагогике, особенно ориентированной на младший возраст, наибольшее внимание всегда уделялось свободному развитию ребёнка в рамках насыщенной среды, его отношениям с другими людьми. Интересным
представляется исследования профессора Сьюзен Б. Ньюман (Susan B. Neuman), которая разработала рейтинг оценивания образовательной среды дошкольной организации. В этом рейтинге она выделяет такие аспекты: обстановка (подходящая мебель, чистота,
пространство), планирование и
документация, возможности для разных видов деятельности детей на занятии (интеграция видов детской деятельности), доступ к канцелярии и дидактическим материалам, книгам и компьютерной технике. Отдельно оценивается раздел «Взаимодействие»: психологический
климат в группе, умение педагога задавать вопросы и адекватно реагировать на поведение детей, умение устанавливать правила, но при этом поддерживать инициативу и интересы ребенка, взаимодействие с родителями, вовлечение их в образовательный процесс. Отметим, что в рейтинге особое внимание уделяется воспитанию интереса к книгам и чтению, возможностям для творческой реализации детей (музицирование, рисование, танцы), развитию математически
ориентированного мышления. Высоко оценивается логическое распределение
материалов в уголках активности и нестандартный подход педагога к заданиям для воспитанников [10].
Образовательная среда,
помогающая успешно выстраивать учебно-воспитательный процесс, по мнению С. Ньюман, - это не только материально-техническое оснащение, но и умение педагога выстраивать такие отношения с детьми, чтобы раскрывать их способности и формировать лучшие качества личности.
Нами был проведён опрос педагогов дошкольных организаций (120 человек) и начальных школ (23 человека) с целью определить их взгляд на проблемы и особенности современного детства. На основании анализа результатов можно выделить следующие моменты:
- снижение физической и игровой активности;
- снижение общего уровня здоровья, большое количество детей с задержкой развития, особенно речевого;
- меньше совместных игр; и в детском саду, и на переменах в школе дети часто проводят время в одиночестве, либо в небольших группах по 2-3 человека;
- потеря традиционных игр, танцев, детского и народного фольклора;
- снижение интереса к чтению;
- отказ от реального общения в пользу виртуального уже у дошкольников;
Причём последние два утверждения оказываются неоднозначными. Примерно треть опрошенных не согласны с позицией по отношению к книгам. В тех детских садах, где книжные уголки насыщены разнообразной литературой, педагоги проводят специально организованные мероприятия, связанные с чтением, отмечен высокий интерес детей к традиционным книгам. Тема
виртуализации не только образования, но и жизни детей в целом очень актуальна. Однако с негативным влиянием согласны только половина педагогов. Многие отмечают, что насыщение жизни детей современными техническими
устройствами, увеличение и разнообразие содержания поступающей информации способствовали пересмотру организации
образовательной среды. В детских садах и школах с хорошим оснащением цифровым оборудованием оно органично включено в учебно-воспитательный процесс в соответствии с гигиеническими
требованиями, обновилось содержание образовательной деятельности - вводится знакомство с новыми профессиями, с самими устройствами, новые игровые сюжеты и дидактические задания.
В качестве примера
проанализировали технически
насыщенную образовательную среду детского сада «У-знайки», действующего при Ульяновском педагогическом университете. Детский сад оснащен современным оборудованием - детскими планшетами, игровым столом, ноутбуками и интерактивными досками, которые активно используются в педагогическом процессе, однако дети не требуют постоянного доступа к ним [2]. Только в период первого предъявления интерес к данным устройствам велик, затем дети свободно переключаются на игрушки типа конструкторов, кубиков, где можно самому непосредственно участвовать в процессе создания чего-либо, проявить физическую активность. Дети старшего возраста в вечернее время могут попросить у воспитателя планшет для себя либо организовать досуг с интерактивным столом с большим количеством детей. Поскольку данные устройства оснащены специальным набором развивающих программ, дети самостоятельно умеют их включать и работать с ними, то в рамках установленного режима они могут заниматься. Дети знают, что имеют такую возможность, но большую часть времени они проводят с традиционными игровыми и дидактическими материалами, поскольку и дома они достаточно окружены современными техническими средствами. Именно поэтому взрослым, педагогам и родителям, важно не только обеспечить развивающую среду, но и оценивать
собственные действия, принять позицию партнёра ребёнка и сторону «невмешательства» в мир детства, осуществляя педагогическую поддержку. Данное понятие характеризует
сопровождение становления
индивидуальности, субъектности ребёнка и в первую очередь рассматривается преодоление возникающих проблем и недостатков в развитии личности, навыков, создание «ситуаций успеха» (О.С. Газман) [3]. Мы рассматриваем поддержку детства как создание условий для развития, сохранения элементов детской
субкультуры (мира детства) с учётом индивидуальных особенностей и потребностей детей во взаимодействии с культурой развивающегося общества.
Таким образом, анализ психолого-педагогических исследований,
образовательной практики позволил нам спроектировать модель поддержки мира детства в образовательной организации детей. Теоретическая основа модели включает:
Цель - поддержка мира детства.
Задачи:
1. Создание условий для личностного развития, познания.
2. Формирование умений взаимодействия.
3. Учет специфики возраста.
4. Охрана и укрепления психологического и физического здоровья.
5. Сохранение и культивирование элементов детской субкультуры.
Методологические подходы -аксиологический, утверждающий ценность личности ребенка, ценности знания, общения; системный, рассматривающий образовательную среду как систему, все компоненты которой взаимодействуют друг с другом.
Принципы: гуманизации,
культуросообразности, событийности, учета возрастных и индивидуальных особенностей и потребностей детей.
Модель поддержки мира детства
Пространство Ребёнок Взрослый (педагог, родитель)
- игровое (наличие игрушек, в том - инициатива; - сопровождение;
числе интерактивных, пространства - участие в - поддержка инициативы детей;
для игровых действий); формулирован - сохранение традиционных
- творческое (музыкальное, ии правил; детских ценностей;
изобразительное, театральное - соблюдение - стимулирование игровой,
оборудование); правил; познавательной, творческой
- спортивное - участие в деятельности;
(наличие оборудования и организации - консультирование;
пространства для активной пространства; - общение;
деятельности с ним); - рефлексия. - организация среды;
- исследовательское (материалы для - «невмешательство» в мир
опытов, проектов, энциклопедии); детства;
- библиотека (книги, альбомы по - рефлексия.
различным тематикам);
- учебное (оборудование для
учебного процесса, в том числе
интерактивное, зона педагога, зона
учащегося);
- «личное» с возможностью для
уединения (ширма, мягкие коврики,
подушки, шалаши).
Диагностика предполагает
наблюдение за детьми в процессе их самостоятельной деятельности в пространстве развивающей среды (какие элементы чаще используются, как происходит межличностное
взаимодействие), анализируется поведение педагогов в образовательной среде (создание микроклимата, взаимодействие с детьми и родителями, организация среды), оценка компонентов школьной зрелости у дошкольников, готовности к средней школе у учащихся младших классов, анализ результатов продуктивной деятельности, использование социометрии, метода интервью; использование психологических методик оценок безопасности среды, интеллектуальных качеств (И.А. Баева, Т.И. Усталова, М.Ю. Стожарова) [1;7;8].
Таким образом, образовательная среда в дошкольных организациях и начальной школе, являясь важнейшим условиям эффективности педагогического процесса, должна быть безопасной, в том числе в психологическом аспекте, интегративной и полифункциональной, то есть должна обеспечивать возможность реализации разных функций и видов
детской деятельности, учитывать тенденции развития общества и создаваться с учётом интересов и при участии детей. Роль взрослого сводится к сопровождению педагогического процесса, модернизации образовательной среды, реализации программных задач с учетом требований к поддержке мира детства.
Литература
1. Баева, И. А. Мониторинг психологической безопасности образовательной среды и качества образования в условиях модернизации [Электронный ресурс] / И. А. Баева, И. С. Якиманская // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2013. - № 1. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n1/59067.shtml (дата обращения: 27.08.2017)
2. Вишнякова, А. А. Использование интерактивных средств обучения в образовательной деятельности дошкольников / А. А. Вишнякова, Е. С. Субботина // Детский сад от А до Я. - 2017. - № 2 (86). - С. 86-92.
3. Газман, О. С. Педагогическая поддержка как инновационная проблема / О. С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. - М., 1995. - С. 53-68.
4. Денисенкова, Н. С. Особенности общения дошкольников в детских садах с различными образовательными средами / Н. С. Денисенкова, Е. О. Сенницкая // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете : Сборник материалов юбилейной
конференции в 5 томах. Ответственный редактор Д. Б. Богоявленская. - 2015. - С. 287-289.
5. Иванилова, С. И. Образовательная среда начальной школы как фактор развития учащихся : автореф. дисс. ... канд.пед.наук / С. И. Иванилова. - М. - 2001. - 24 с.
6. Ковалев, Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда / Г. А. Ковалев // Вопросы психологии. - 1993. - № 1. - С. 13-23.
7. Кузнецова, З.М. Сколиоз в младшем школьном возрасте / З.М. Кузнецова, А.Н. Кудяшева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2007. - Т. 2. - №1. - С. 35-43. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/article/515.html.
8. Мугаллимова, Н.Н. Особенности первичной профилактики наркомании средствами физической культуры и спорта / Н.Н. Мугаллимова, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. - Том 7. - № 3. - С. 8995. Режим доступа: : http://www.journal-science.org/ru/magazine/27.html.
9. Стожарова, М. Ю. Применение здоровьесберегающих технологий как условие формирования физического компонента школьной зрелости детей старшего дошкольного возраста / М. Ю. Стожарова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. - Т. 11. - № 2. - С. 153162. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/article/594. html. DOI: 10.14526/01_1111_114.
10. Улановская, И. М Диагностика образовательной среды школы / И. М. Улановская // Начальная школа плюс до и после. - 2002. - № 1. - С. 10-13.
11. Улановская, И. М. О проблемах вхождения дошкольников в образовательную среду школы / И. М. Улановская // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 3. - С. 116-123.
12. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. -М. : Смысл, 2001. - 365 с.
13. Neuman, S. B. The Preschool Educational Environment Rating System (PEERS). NY, The Shanker Institute, 2014. 24 p. URL: http://files.eric.ed.gov/fulltext/ED557991 .pdf
14. Jamila D Michener. People, Places, Power: Medicaid Concentration and Local Political Participation. Zhurnal politiki zdorov'ya, politiki I prava [Journal of health politics, policy and law]. 2017. (Scopus)
15. Hendrik Schmitz, Matthias Westphal. Informal care and long-term labor market outcomes. Zhurnal ozdorovitel'noj economiki [Journal of Health economics]. 2017, Vol. 56, pp. 1-18 (Scopus)
References
1. Baeva, I.A., Yakimanskaya, I.S. Psychological safety of educational environment and
the quality of education monitoring in terms of modernization. Psihologicheskaya nauka I obrazovanie [Psychological science and education]. 2013, No.1. URL:
http ://psyj ournals.ru/psyedu_ru/2013/n1/59067. shtml (last accessed data: 27.08.2017)
2. Vishnyakova A.A., Subbotina E.S. Interactive teaching means use in educational activity of pre-school children. Detskij sad ot A do Ya [Kindergarten from A to Z]. 2017, No. 2 (86), pp. 8692.
3. Gazman O. S. Pedagogical support as an innovative problem. Novye vozmozhnosti v obrazovanii [New values of education: ten conceptions and essays]. Moscow, 1995, pp. 53-68.
4. Denisenkova N.S., Sennitskaya E.O. The peculiarities of communication among pre-school children at kindergartens with different educational environments. Iz istochnikov v sovremennoj zhizni 130 let organizacii psihologicheskogo obchestva pri Moskovskom universitete: Sbornik materialov yubilejnoj konferencii: v 5 tomah [From the sources to contemporary life 130 years of psychological society organization at Moscow University: The collection of materials of the anniversary conference in 5 volumes].
2015, pp. 287-289.
5. Ivanilova S.I. Educational environment of elementary shool as the factor of pupils' realization. Candidates thesis. Moscow, 2001.
6. Kovalev G.A. Psychic development of a child and life environment. Voprosy psihologii [Questions of psychology]. 1993, No. 1, pp. 13-23.
7. Kuznetsova Z.M., Kudyasheva A. N. Scoliosis in primary school age. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2007, Vol. 2, No. 1, pp. 35-43. Available at: http://journal-science.org/ru/article/515.html.
8. Mugalimova N. N., Kuznetsova Z. M. features of primary drug prevention by means of physical culture and sports. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2012, No. 3(24), pp. 89-95. Available at: http ://www.j ournal-science.org/ru/magazine/27. html.
9. Stozharova M.Y. Health-protecting technologies use as the condition for physical component formation of school maturity among senior age pre-school children. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport].
2016, Vol. 11, No. 2, pp. 153-162.
10. Ulanovskaya I.M Educational environment of school diagnostics. Obchee shkol'noe obrazovanie do I posle [Elementary school plus before and after]. 2002, No. 1, pp. 10-13.
11. Ulanovskaya I.M. About the problems of joining school educational environment among pre-
school children. Psihologicheskaya nauka I obrazovanie [Psychological science and education]. 2010, No. 3, pp. 116-123.
12. Yasvin V.A. Obrazovatel'naya sreda ot modelirovaniya do proekcii [Educational environment: from modeling to projection]. Moscow, Smysl, 2001, 365 p.
13. Neuman S.B. Sistema rejtingov doshkol'noj obrazovatel'noj sredy [The Preschool Educational Environment Rating System (PEERS)].
Подано: 28.08.2017 Принято: 31.08.2017
NY, The Shanker Institute, 2014, 24 p., URL: http://files.eric.ed.gov/fulltext/ED557991.pdf
14. Jamila D Michener. People, Places, Power: Medicaid Concentration and Local Political Participation. Zhurnal politiki zdorov'ya, politiki I prava [Journal of health politics, policy and law]. 2017. (Scopus)
15. Hendrik Schmitz, Matthias Westphal. Informal care and long-term labor market outcomes.
Zhurnal ozdorovitel'noj economiki [Journal of Health economics]. 2017, Vol. 56, pp. 1-18 (Scopus)
Субботина Екатерина Сергеевна - старший преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования, ФГБОУВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700, e-mail: esnagatkina@,mail. ru
Захарова Лариса Михайловна - доктор педагогических наук, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700
Для цитирования: Субботина Е.С., Захарова Л.М. Образовательная среда как условие поддержки мира детства // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №3. - С. 143-152. DOI 10.14526/03 2017 245
Б01 10.14526/03_2017_246 УДК 796 ББК 75.0
РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЗАГОРОДНОГО ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО
ЛАГЕРЯ
Л.Ф. Шакурова - аспирант ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.
Ульянова»,
площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700
Е-mailshakurova 70@mail.ru
Аннотация. Летний оздоровительный лагерь располагает большими возможностями для укрепления здоровья детей и подростков, их вовлечения в систематические занятия физической культурой и спортом в связи с тем, что организация жизнедеятельности детей и подростков имеет свои особенности. Как правило, летний оздоровительный лагерь находится в лесной или в лесопарковой зоне, вдали от города с его неблагополучной экологией. Близлежащие водоемы создают условия для обучения детей плаванию; отсутствие учебных занятий позволяет организовать двигательную деятельность детей и подростков с использованием ее разнообразных видов и форм в течение всего светового дня. Возможность чередования малоподвижных, спортивных и интеллектуальных игр,