Научная статья на тему 'Образовательная среда как средство организации лингвистического образования'

Образовательная среда как средство организации лингвистического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / COMPETENCY-ORIENTED EDUCATION / PROFESSIONAL LANGUAGE EDUCATION / CULTURAL COMPETENCIES / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михалева Любовь Викторовна, Кузнецова Екатерина Михайловна

В статье представлено осмысление понятия «образовательная среда» как средства организации компетентностно-ориентированного профессионального лингвистического образования, как инструмента формирования комплекса общекультурных компетенций. Выделяется ряд специфических характеристик образовательной среды современного вуза, в частности лингвистического вуза или факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михалева Любовь Викторовна, Кузнецова Екатерина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A MEANS OF ORGANIZING LANGUAGE EDUCATION

The article presents the interpretation of the concept of educational environment as a means of organizing a competency-oriented professional language education, in particular as a means of formation of the complex of cultural competencies. We define a number of specific characteristics of the educational environment at a modern university, and in particularat a university or department of foreign languages.

Текст научной работы на тему «Образовательная среда как средство организации лингвистического образования»

г

ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ, ЗАМЕТКИ

ч

)

Л. В. МИХАЛЕВА, доцент Национальный исследовательский Томский государственный университет

Е. М. КУЗНЕЦОВА, докторант Университет Люмьер Лион 2 ( Франция)

Образовательная среда как средство организации лингвистического образования

В статье представлено осмысление понятия «образовательная среда » как средства организации компетентностно-ориентированного профессионального лингвистического образования, как инструмента формирования комплекса общекультурных компетенций. Выделяется ряд специфических характеристик образовательной среды современного вуза, в частности лингвистического вуза или факультета.

Ключевые слова: компетентностно-ориентированное образование, профессиональное лингвистическое образование, общекультурные компетенции, образовательная среда

Формирование общекультурных компетенций является одной из ключевых задач профессионального образования во всех сферах. Ее решение имеет для выпускников лингвистических вузов и факультетов особое значение, т.к. их будущая профессиональная деятельность носит специфический характер. Она предполагает работу с языковым материалом, относящимся к различным сферам жизни общества, взаимодействие с представителями различных социальных, профессиональных и культурных сообществ, требует умения работать как самостоятельно, так и в часто меняющихся коллективах, а также способности к самообучению, повышению своей квалификации. Все эти качества в равной степени важны и для переводчика, и для преподавателя иностранных языков, и для исследователя, занимающегося научным осмыслением различных аспектов лингвистики и межкультурной коммуникации. Высокий уровень сформированности общекультурных компетенций является условием успешной самореализации также и для тех выпускников лингвистических специальностей, которые выбирают для себя сферы профессиональной деятельности, не свя-

занные с лингвистическим направлением профессиональной подготовки.

Таким образом, организация ком-петентностно-ориентированного образования в лингвистическом вузе или на языковом факультете требует особого подхода к формированию общекультурных компетенций и обеспечения его интегрированности в процесс освоения всего комплекса учебных дисциплин [1].

При организации компетентностно-ориентированного образования по иностранному языку в соответствии с требованиями ФГОС особое внимание следует обратить на средства построения процесса обучения и воспитания. Комплекс организационных средств, стимулирующих учебно-познавательную деятельность учеников, формирует особую образовательную среду, в которую входят не только школьные и вузовские материальные объекты и формы взаимодействия, но и элементы повседневной жизни учащихся в семье и в обществе.

Понятие «образовательная среда» широко обсуждается в России среди педаго-гов-практиков и специалистов в области педагогической психологии с конца XX в.

Факты, комментарии, заметки

153

Интерес к этому понятию связан с осмыслением образования как результата действия множества разнородных факторов. Образовательная среда, по определению В.А. Ясвина, представляет собой систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [2]. Существует множество других определений данного термина, однако большинство исследователей сходятся во мнении, что процесс образования и воспитания не только зависит от усилий педагога и индивидуально-психологических особенностей учащегося, но и существенным образом определяется социокультурными условиями, предметно-пространственным окружением, характером межличностного взаимодействия и другими факторами [3]. Таким образом, создание образовательной среды на этапе получения начального и среднего образования является задачей и школы, и семьи, и общества. В системе высшего образования формирование образовательной среды представляет собой еще более сложную задачу.

Современные исследователи отмечают, что образовательная среда любого учебного заведения в наиболее общем виде может включать следующие компоненты.

Пространственно-семантический

компонент:

■ архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений, возможность пространственной трансформации помещений и др.);

■ символическое пространство (различные символы: герб,гимн,традиции и др.).

С одержательно-методический компонент:

■ содержательная сфера (концепции обучения и воспитания, образовательные и

учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.);

■ формы и методы организации образования (формы организации занятий: уроки, дискуссии, конференции, экскурсии, исследовательские общества, структуры самоуправления и др.).

Коммуникационно-организационный

компонент:

■ особенности субъектов образовательной среды (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и т.п.);

■ коммуникационная сфера (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования и др.);

■ организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др.) [4].

По сравнению с образовательной средой, формируемой в школе, мы выделяем следующие особенности образовательной среды вуза, отдельного факультета или учебного института:

■ общекультурная основа содержания. Формирование общекультурных компетенций является важнейшей задачей современного образования, однако в системе высшего профессионального образования этот процесс происходит опосредованно и должен быть интегрирован в процесс формирования профессиональных компетенций. Таким образом, общекультурные компетенции составляют основу образовательной среды и в разной степени формируются в процессе взаимодействия с различными элементами образовательной среды -учебными пособиями, источниками информации, субъектами образовательной деятельности, особым образом организованным пространством дома и учебного заведения и проч.;

■ профессиональная направленность. Высшее образование ориентировано преж-

154

Высшее образование в России • № 3, 2014

де всего на освоение одного из направлений профессиональной деятельности, которое предположительно будет являться сферой профессиональной самореализации выпускника. В связи с этим образовательный процесс в высшем учебном заведении в значительной степени нацелен на формирование комплекса профессиональных компетенций выпускника. Это обусловливает необходимость формирования образовательной среды, соответствующей определенному направлению профессиональной подготовки;

■ субъектность формирования (вовлеченность студентов в процесс формирования среды). В условиях высшего учебного заведения расширение образовательной среды за его пределы возможно только при условии сотрудничества преподавателя и студента. Студент самостоятельно определяет наиболее подходящие для себя элементы образовательной среды и интегрирует их в свое личное пространство в соответствии с личными интересами и потребностями;

■ виртуальная основа. Образовательную среду в вузе невозможно формировать путем непосредственного воздействия на домашнее пространство студента, поэтому основными элементами среды, несущими каксодержательную, таки символическую нагрузку, могут стать элементы информационного окружения, в частности сетевые ресурсы. Формирование образовательной среды на виртуальной основе путем предоставления студентам современных ресурсов для самостоятельного изучения материала может стимулировать их мотивацию как к учебной деятельности, так и к расширению фоновых знаний.

В условиях лингвистического вуза, по нашим наблюдениям, к перечисленным особенностям образовательной среды добавляются такие характеристики, как:

■ коммуникативная насыщенность. В основе современного лингвистического образования лежит процесс коммуникации, в ходе которого иностранный язык исполь-

зуется как средство общения, как инструмент решения коммуникативных задач различной степени сложности. Следовательно, в образовательной среде лингвистического вуза или факультета особое значение имеет коммуникативный компонент: различные формы взаимодействия студента с его ближайшим окружением (семьей, друзьями, однокурсниками), с преподавателями, с носителями языка, а также участие в научно-практических конференциях, круглых столах, дискуссиях и других мероприятиях. Включение в образовательную среду максимального числа форм взаимодействия повышает ее коммуникативную насыщенность, которая является одним из условий формирования у выпускника общего умения взаимодействовать с различными коммуникантами и группами коммуникантов при помощи оптимальных языковых средств. Данная группа компетенций (ОК-3, ОК-4, ОК-7, ОК-9) имеет особое значение для лингвистического направления профессиональной деятельности;

■ частичная иноязычность. Важной характеристикой образовательной среды лингвистического университета или факультета, по нашему мнению, является частичная иноязычность. Значительная часть элементов образовательной среды: учебные пособия, литература на иностранном языке для самостоятельного чтения (художественная и научная), периодические издания, сетевые ресурсы - должны быть представлены на иностранном языке. Иноязыч-ность образовательной среды увеличивается по мере повышения уровня владения языком, однако всегда сохраняется и доля элементов образовательной среды, представленных на родном языке, без которых невозможно полноценное понимание иностранного языка.

Таким образом, образовательная среда может быть эффективно использована как средство организации компетентностно-ори-ентированного образования в сфере лингвистики и межкультурной коммуникации.

Факты, комментарии, заметки

155

Литература

1. Михалева Л.В., Кузнецова Е.М. ФГОС как

инструмент согласования образовательных парадигм // Высшее образование в России. 2012. № 5. С. 14-21.

2. Ясвин В.А. Образовательная среда: от

моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.

3. Савенков А.И. Образовательная среда //

Школьный психолог. 2008. № 19. URL: http:/ / psy. 1september.ru/ articles/2008/19/03

4. Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности // Новые знания. 2001. № 1. С. 6-7.

Авторы:

МИХАЛЕВА Любовь Викторовна - канд. пед. н., доцент, зав. кафедрой романских языков факультета иностранных языков, Национальный исследовательский Томский государственный университет, [email protected]

КУЗНЕЦОВА Екатерина Михайловна - докторант, Университет Люмьер Лион 2 (Франция), [email protected]

MIKHALEVA L.V,KUZNETSOVA E.M. EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A MEANS OF ORGANIZING LANGUAGE EDUCATION

Abstract. The article presents the interpretation of the concept of educational environment as a means of organizing a competency-oriented professional language education, in particular as a means of formation of the complex of cultural competencies. We define a number of specific characteristics of the educational environment at a modern university, and in particular at a university or department of foreign languages.

Keywords: competency-oriented education, professional language education, cultural competencies, educational environment

References

1. Mikhaleva L.V., Kuznetsova E.M. (2012) [FSES

as a tool for coordinating educational paradigmes]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No 5, pp. 1421. (In Russ.)

2. Yasvin V.A. Obrazovatel’naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu [Educational environment: from modeling to constructing projects]. Moscow: Smysl Publ., 2001. (In Russ.)

3. Savenkov A. I. (2008) [Educational environ-

ment]. Shkol’nyy psikholog [School psychologist]. No 19. Available at: http://psy.1sep-tember.ru/articles/2008/19/03 (accessed 15. 12. 2013) (in Russ.)

4. Kulyutkin Yu., Tarasov S. (2001) [Educational

environment and personal development]. Novye znaniya [New knowledge]. No 1, pp. 6-7. (In Russ.)

Authors:

MIKHALEVA Lyubov’ V. - Cand. Sci. (Humanities), Assoc. Prof., Head of the subdepartment of Romanic languages of the Foreign languages department, National Research Tomsk State University, [email protected]

KUZNETSOVA Ekaterina M. -Post-graduate student, University Lumiеre Lyon 2 (France), [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.