2-2006
БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН
НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАФЕДРЫ БИОХИМИИ И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ И КЛИНИЧЕСКИХ ОРДИНАТОРОВ
A.И. Артюхина, О.В. Островский,
B.В. Сериков
Волгоградский государственный медицинский университет
Путь к самосовершенствованию лежит через самостоятельную работу, которая обусловливается индивидуально-психологическими особенностями субъекта и являет собой особую, высшую форму учебной деятельности. Самостоятельная работа будет эффективной, если осознается как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность, и для нее созданы условия в кафедральной среде.
Первым этапом на этом пути было создание и апробация структурно-функциональной модели самостоятельной работы студента на кафедре клинической и теоретической биохимии. Обеспечение межпредметных связей по горизонтали и вертикали осуществляется не только через отбор учебного содержания предмета и согласования сквозных программ, акцентирование преподавания на медицински значимых процессах метаболизма, возможных вариантах их нарушения и выявления лабораторными методами, но и участием преподавателей в обучении как студентов младших курсов, так и старших курсов (электив по клинической биохимии), врачей-интернов, клинических ординаторов всех специальностей (блок "фундаментальные дисциплины") и клинических ординаторов по специальности "Лабораторное дело". Самостоятельная работа интегрирует личностный опыт, поставляемый образовательным процессом и средой, поэтому нами разработаны технология проектирования такой работы и алгоритмы участия в ней студентов и клинических ординаторов. В обучении студентов применение компьютерных технологий повышает наглядность и мотивацию к познавательно -исследовательской деятельности, к раскрытию личностного потенциала, способствует созданию собственных образовательных маршрутов, самоконтролю полученных знаний и навыков. Для клинических ординаторов наиболее актуальна потребность интегрировать фундаментальные знания и их клиническую интерпретацию.
Включение в образовательную среду кафедры комплекса учебно-методических ресурсов (три взаимосвязанных компонента: информационный, информационно-обучающий, информационный обучающе-контролирующий - Интернет-сайт кафедры, электронная медицинская библиотека, совокупность про-
верочного тестового материала), расширение инфор-мационно-знаниевого и общекультурного компонентов на основе новых информационных технологий и использования средового подхода выявило положительную динамику направленности учебной мотивации к изучению биохимии.
Работа поддержана грантом РГНФ, проект 05-0620601 а/в.
ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДИСТАНЦИОННОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
И.А. Баландина, В.В. Рудин
Пермская государственная медицинская академия
С 15 ноября по 15 декабря 2005 г. кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии Пермской государственной медицинской академии провела Международную дистанционную научно -практическую конференцию молодых ученых и студентов "Новые технологии в хирургии и клинической анатомии - 2005". Конференция проводилась интерактивно в сети Интернет, рабочие материалы авторов размещались на сайте конференции www.osurg.perm.ru. В течение 30 дней посетители сайта могли познакомиться с материалами конференции, задать вопросы авторам и оргкомитету по электронной почте и проголосовать за понравившуюся работу на сайте конференции.
На конференции обсуждались следующие проблемы: клиническая анатомия и ее место в развитии хирургии, вопросы экспериментальной хирургии, проблемы миниинвазивной хирургии при заболеваниях и травмах, актуальные вопросы организации здравоохранения и формирования клинического мышления у студентов медицинских вузов.
В работе конференции приняли участие студенты и молодые ученые из 22 городов: Перми, Москвы, Санкт-Петербурга, Махачкалы, Нальчика, Оренбурга, Ростова-на-Дону, Самары, Томска, Ярославля, Алма-аты и др., которые представили на суд коллег 62 работы по актуальным проблемам малоинвазивной хирургии, клинической анатомии, организации здравоохранения и педагогике высшей школы. По материалам конференции опубликован сборник работ участников конференции.
В соответствии с решением оргкомитета и пожеланием участников конференции было принято решение о ежегодном проведении конференции по данной тематике. В 2006 г. конференция будет проводиться с 1 по 15 сентября, и посвящена она 90-летию медицинского образования на Западном Урале и 75-летию Пермской государственной медицинской академии.
Молодым свойственно стремление к познанию
ФС63Ф