М. С. Панова (г. Санкт-Петербург)
О Б РАЗОВАТ ЕАЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
Образование относится к сфере социальной инфраструктуры, под которой принято понимать сферу деятельности, направленную на обеспечение условий жизнедеятельности общества, бизнеса и индивида.
Роль и место образования в экономике определяется способностью образовательных систем к формированию человеческого капитала, представленного в виде умственных способностей, полученных через формальное образование либо через практический опыт. При этом образовательная составляющая имеет как непосредственное, так и опосредованное влияние на все субъекты хозяйствования и является важнейшим компонентом, обеспечивающим рост экономики страны.
Полифункциональное значение образования обуславливается рядом особенностей, проистекающих из специфики образовательной услуги, создаваемой в сфере социальной инфраструктуры. К таким особенностям на макроуровне относятся:
а) характер образования не только как отрасли, формирующей определенный уровень знаний, умений и навыков, но и межотраслевой системы, преобразующей условия жизнедеятельности и условия хозяйствования, т.е. системы, затрагивающей одновременно и непосредственно человека, бизнес и государство (см. Таблицу 1);
б) системообразующий характер эффектов образования. Затраты, аккумулированные в данной отрасли, приносят доходы многим субъектам: собственно отрасли, сопутствующим отраслям, всему бизнесу в целом, непосредственно населению, а также государству через инструмент реализации его функций по развитию человеческого капитала и решению социальных задач.
Таким образом, спектр действия системы образования обусловливает необхо-
димость проведения дискуссии по проблемам отнесения образовательной услуги к общественным либо частным услугам.
С нашей точки зрения, существующий в науке сегодня критериальный аппарат деления экономических услуг на общественные и частные не представляется однозначным и тождественным. Так, Э. Дж. Долан определяет общественные блага как:
1) блага, которые не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставлять их в распоряжение других (т.е. отсутствует элемент исключительности, и блага являются неисключаемыми из общественного поля, предоставленного всем участникам рынка одновременно);
2) блага, которые, будучи предоставлены одному лицу, могут быть предоставлены другим без дополнительных затрат [Лит.]
При этом частные блага определяются по критериям исключения (лицо, осуществляющее предложение, может решать, кому предоставлять производимые им блага) и соперничества (использование единицы услуги одним лицом ограничивает использования услуги другими лицами).
Общественные блага также являются потенциальным источником фиаско рынка и одновременно последствиями фиаско рынка.
Российские исследователи также отмечают эти два свойства «общественных благ» и определяют необходимость распределения государственных ресурсов для их производства. Для общественных благ характерны два свойства:
- во-первых, неконкурентность: потребители не конкурируют за право пользования такими благами, поскольку увеличение числа потребителей не снижает полезности, которая достается каждому из них;
Таблица 1.
Значение образования для всех субъектов рынка
Государство Индивид Бизнес
Экономический аспект: образование - система создания продуктивности человеческого капитала, в значительной степени обеспечивающая экономический рост государства Образование - система компенсации, основанная на материальных и моральных стимулах. Образование - система обеспечения профессиональной и социальной квалификации фактора «труд», ведущая к: 1) ожиданиям большей производительности труда; 2) ожиданиям большей прибыльности для компании
Социальный аспект: система обеспечения более высоких жизненных стандартов, т.е. система, противостоящая бедности и безработице Система жизнеутверждающей философии и реализации индивида Система поддержания имиджа компании и система формирования корпоративной культуры
Идеологический аспект: система формирования общественной идеологии Система ожидания экономической и социальной отдачи Система социальной ответственности бизнеса
Правовой аспект: система формирования правового общества и государства Система социальной и профессиональной квалификации Система поддержания продолжительности жизненного цикла компании
- во-вторых, неисключаемость: ограничить доступ отдельного потребителя или группы потребителей к таким благам очень трудно или вообще невозможно.
В данной трактовке эти свойства приведены в специфическом контексте, позволяющем некоторым образом расширить сферу применения критерия «некон-курентность», или, в трактовке Э. Долана
- «несоперничество». Экономический смысл данных терминов получает дополнительное развитие и позволяет трактовать неконкурентность как свойство, связанное одновременно с равной полезностью и фиксированными затратами для всех потребителей данных благ.
С нашей точки зрения, только подход на основе затрат и полезности является состоятельным, поскольку гарантирует более рациональный выбор благ, относимых к общественным, и обеспечивает адекватную соизмеримость критерия «некон-курентность» с позиций стоимости и потребительной стоимости общественных благ одновременно, что имеет принципиальное значение для раскрытия содержания термина «общественные блага».
Следует отметить, что общественные блага в чистом виде встречаются довольно редко, при этом целый ряд благ, отно-
сящихся к общественным, может характеризоваться частичным отсутствием свойств исключаемости или соперничества (конкурентности).
Данное утверждение является источником противоречий при отнесении различных благ к общественным с позиций ведущих мировых экономических школ. К примеру, монетарная школа и школа «предложенцев», развивающих позиции неоклассической школы, позволяют трактовать данное утверждение в пользу сокращения спектра общественных благ, а следовательно, проведения политики фискальной рестрикции. Сходные позиции сегодня занимают и представители школы экономического либерализма как одного из направлений современной многовидовой концепции институционализма.
В то же время отдельные представители современной российской науки и практики выступают за расширение спектра общественных благ, одновременно ратуя за стимулирующую бюджетную политику в условиях дефицитного бюджетного финансирования.
Включаясь в контекст данной дискуссии, проанализируем услуги образования с позиций их отнесения к частным и общественным благам.
108
Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования
Представленные выше две макроэкономические особенности образования свидетельствуют о том, что:
- развитие образования имеет воздействие на всех участников рынка - таким образом, эффект неисключаемости налицо. Кроме того, отсутствие должного уровня образования, востребованного рынком труда, может отбросить экономическую систему страны вспять;
- эффект неконкурентности отсутствует частично, поскольку с позиций экономики в целом и отдельных участников экономической деятельности в частности услуги, предоставляемые образованием, не могут быть оказаны различным участникам рынка без дополнительных затрат до определенного предела (фактор наполняемости классов, групп и т.д.). Одновременно в контексте российской школы (не-конкурентность) образование может трактоваться как общественное благо, поскольку его ценность не снижается, а возрастает с увеличением числа клиентских групп.
Данное состояние свидетельствует о частичном отнесении благ, предоставляемых образовательной отраслью, как к общественным, так и частным, т.е. в системе управления отраслью необходимо присутствие и общественных и частных институтов, а также структур, которые осуществляют совместное развитие образования. Проблема отнесения образования к совместному ведению государства и бизнеса порождает развитие системы государственного финансирования, сопряженного с финансированием данного социального института частными инвесторами -как физическими, так и юридическими лицами.
Спецификация макроэкономических свойств образования свидетельствует о специальном механизме партнерства бизнеса и государства по проблемам финансирования образования. Этот механизм зиждется на принципе филантропии, для развития которой необходима определен-
ная инфраструктура. Как свидетельствует практика, в большинстве стран развитой экономики существуют эндаументы -управляющие компании, которые профессионально инвестируют средства доноров и тратят на благотворительность инвестиционный доход, который налогом на прибыль не облагается, т.к. эти затраты связаны с созданием максимального социального блага. В обзоре мировой благотворительности Россия названа страной-«исключением» (журнал «The Economist»). Представители неправительственных некоммерческих организаций и социологи свидетельствуют о том, что российский бизнес не только боится заниматься благотворительностью, но и не может этого делать по сугубо экономическим причинам:
- сегодня благотворительность практически облагается налогом дважды -сначала благотворитель зарабатывает и платит налоги, а затем жертвует - и с этих пожертвований также платятся налоги;
- благотворительность непопулярна, это выявил опрос, проведенный Форумом доноров. При этом 28% респондентов считает, что благотворительность развивает иждивенческие настроения;
- общественные организации, бурно развивающиеся в условиях правовых государств, могут и будут получать помощь из бюджета - таким образом вместо горизонтальных связей по-прежнему будет выстраиваться «вертикаль власти».
С нашей точки зрения, до тех пор, пока не будет решена проблема партнерства бизнеса и государства в отношении финансирования образования, будет существовать и опасность потери лидирующих позиций национальной экономики в этой сфере, которая требует специфического экономического механизма функционирования, основанного на синтезированном единстве общественного и частного блага.
Литература
Долан Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. - СПб., 1992. - С. 94.