проблемы образования
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ЦЕННЫМ БУМАГАМ В СИСТЕМЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ*
Л.А. ЧАЛДАЕВА, доктор экономических наук, профессор Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации
тема 3. структура и участники рынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг как система основан на совокупности ее элементов: эмитентов, инвесторов и посредников — профессиональных участников рынка ценных бумаг, образующих определенное единство, основанное на законодательной базе и рыночных отношениях.
Организационное построение рынка ценных бумаг проходит семь этапов, каждый из которых имеет свою специфику в осуществлении, функциональном наполнении и содержании. Это в полной мере касается не только эмитентов и инвесторов, но и профессиональных участников рынка ценных бумаг: брокеров, дилеров, управляющих ценными бумагами, выполняющих операции клиринга и функции реестродержателя, депозитария и организатора торговли на рынке ценных бумаг.
К профессиональным участникам рынка ценных бумаг предъявляется ряд требований, соответствие которым является обязательным для получения лицензии, дающей право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.
Эмитентами на рынке ценных бумаг могут быть государственные учреждения, которые наделены правом эмиссии ценных бумаг от лица Российской Федерации, а также субъектов РФ и муниципалитетов. Активной эмиссионной деятельностью занимаются и коммерческие организации, в частности акционерные общества.
Инвесторы рынка ценных бумаг являются поставщиками инвестиционных ресурсов в качестве временно свободных денежных средств, которые они сберегли в результате осуществления разумной политики сбережения и потребления.
* Продолжение. Начало см. в журнале «Все для бухгалтера». - 2006. - № 7(175), 8(176).
К инвесторам согласно российскому законодательству относятся юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты.
Устройство рынка ценных бумаг и его структура
Формирование функциональной среды рынка ценных бумаг осуществляется в целях обеспечения условий для организации единого биржевого пространства, которое может объединять как отдельные страны, так и области государства. В зависимости от степени его развития функциональную среду рынка ценных бумаг наполняют только эмитенты (заемщики) и только инвесторы (кредиторы), которые являются участниками рынка ценных бумаг. По мере повышения количественного и качественного уровня развития рынка ценных бумаг к ним присоединяются посредники - профессиональные участники рынка ценных бумаг или организации, выполняющие разнообразные функции, помогающие эмитентам и инвесторам решать свои задачи.
К эмитентам относятся юридические лица, органы государственной власти и муниципальных образований, эмитирующие ценные бумаги и несущие обязательства по ним перед инвесторами, а к инвесторам — юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты, участвующие в процессе обращения ценных бумаг.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг — это юридические и физические лица, выполняющие функции финансовых посредников, непосредственно предоставляющие на основании соответствующей лицензии услуги на рынке ценных бумаг.
Нормальное функционирование рынка ценных бумаг обеспечивает его инфраструктура, которая
представляет собой комплекс структурных подразделений, обслуживающих участников рынка. В ее состав включаются: торговая и информационная системы, депозитарная и расчетно-клиринговая организации, а также подразделения, обслуживающие рынок ценных бумаг и обеспечивающие условия его жизнедеятельности.
Основы рынка ценных бумаг закладываются на трех уровнях его организационного построения.
На первом уровне осуществляется построение инфраструктуры рынка ценных бумаг, на втором — закладывается организационное построение самой фондовой биржи как системообразующего центра рынка ценных бумаг, а на третьем — структурных подразделений биржи, ее микроинфраструктуры.
Формирование инфраструктуры рынка ценных бумаг проходит несколько этапов и обусловлено тем, что вначале инициативу принимает на себя группа организаций (КО), которая выступает в качестве учредителей новых структурных подразделений, будущих профессиональных участников рынка ценных бумаг. Первый этап построения инфраструктуры биржевого фондового рынка выглядит следующим образом (рис. 1).
Рис. 1. Первый этап построения инфраструктуры рынка ценных бумаг
При этом на втором этапе наиболее естественно создавать такие организации, как депозитарий (Д) и расчетно-клиринговую организацию (РКО). Суть первых двух этапов построения инфраструктуры рынка ценных бумаг состоит в создании организационных структур, обеспечивающих учет и осуществление взаимных обязательств участниками торговли ценными бумагами.
Схематически второй этап изображен на рис. 2.
Следующй этап развития инфраструктуры рынка ценных бумаг — формирование специализированного реестродержателя (регистратора), основным видом деятельности которого является ведение реестров организаций — эмитентов ценных бумаг (рис. 3). Согласно российскому законодательству этот вид деятельности является исключительным и требует наличия соответствующего лицензирования. Суть этого этапа состоит в создании структуры, обеспечивающей, с одной стороны, учет прав собственности на ценные бумаги, максимально приближенный к торговым операциям, а с другой — возможность эмитентам максимально приблизить учет своих ценных бумаг к торговой площадке.
КО
\
\
Д
РКО
I
Регистратор
Рис. 3. Третий этап построения инфраструктуры рынка ценных бумаг
Следующим шагом по развертыванию инфраструктуры рынка ценных бумаг является создание группы операторов рынка — основных участников торговли ценными бумагами (рис. 4).
Рис. 2. Второй этап построения инфраструктуры рынка ценных бумаг
Оо оО
Операторы биржевого фондового рынка
Рис. 4. Четвертый этап построения инфраструктуры рынка ценных бумаг
Пятый этап построения инфраструктуры рынка ценных бумаг предполагает создание торговых площадок: фондовой биржи (ФБ) и внебиржевой торговой площадки (ВТП) (рис. 5).
/.....I )
о
..
о
ТБ
Рис. 6. Шестой этап построения инфраструктуры рынка ценных бумаг
Следующий, заключительный этап построения инфраструктуры рынка ценных бумаг состоит в дополнении его организациями, не являющимися профессиональными участниками рынка ценных бумаг, однако оказывающими существенное влияние на функционирование рынка ценных бумаг. К ним относятся информационные, рейтинговые и консалтинговые агентства (ИА, РА и КА), аналитически-исследовательский центр (АИЦ), экспертный центр (ЭЦ), учебный центр (УЦ) (рис. 7).
Г7-
КО I
........Д..
ФБ......1 ооЗс
I.....РКО I
> ( ВТП ;
ТБ
Рис. 5. Пятый этап построения инфраструктуры рынка ценных бумаг
Следует отметить, что фондовая биржа, формируемая в рамках этой инфраструктуры, должна иметь возможность торговать всеми видами ценных бумаг как государственными долговыми обязательствами и муниципальными, так и корпоративными. Кроме этого, учитывая, что производные финансовые инструменты являются инструментами рынка ценных бумаг и товарного рынка, инфраструктуру рынка необходимо дополнить товарной биржей (ТБ) (рис. 6), хотя она к фондовой бирже, на которой продаются и покупаются ценные бумаги, имеет весьма отдаленное отношение.
\
I ИА | | РА | | КА | | АИЦ | | ЭЦ | | УЦ |
Структурные звенья рынка ценных бумаг
Рис. 7. Седьмой этап построения инфраструктуры рынка ценных бумаг
Все ранее изложенное дает основание заключить, что организационное построение рынка ценных бумаг может иметь следующий вид (рис. 8). Как видно, фондовая биржа находится на 5-м уровне в организационной структуре рынка ценных бумаг, т. е. занимает центральное, определяющее место. Это обусловлено тем, что фондовая биржа является инициатором действий всех остальных участников рынка.
ко \
КО V
ко
1-й уровень
РКО
Регистратор
О О О О О
2-й уровень
3-й уровень
4-й уровень
5-й уровень
6-й уровень
( ФБ ] ( ВТП )
□□
| ИА | | РА | | КА [ |АИЦ | | ЭЦ [ | УЦ [ 17-й
Рис. 8. Организационная структура рынка ценных бумаг
уровень
Таким образом, организационная структура рынка ценных бумаг представляет участников рынка, началом функционального взаимодействия которых является заключение сделок на фондовой бирже. Это предполагает следующие действия участников инфраструктуры рынка. Во-первых, клиринг взаимных обязательств участников по денежным средствам и ценным бумагам, выполняемый расчетно-клиринговой организацией. Во-вторых, перерегистрацией прав собственности на ценные бумаги с участием депозитария и реестродержателя. Кроме этого, операторы фондового рынка могут наряду со сделками на фондовой бирже заключать спекулятивные сделки на внебиржевой торговой площадке. При необходимости они могут страховать эти сделки с помощью специфических инструментов — операциями покупки-продажи производных финансовых инструментов (фьючерсов и опционов), выполняя операции на фондовой бирже и на товарной бирже.
Организации, составляющие инфраструктуру рынка, осуществляют:
1) торговые и биржевые операции;
2) информирование профессиональных участников фондового рынка о заключенных сделках; эта услуга предоставляется информационными агентствами;
3) оценку инвестиционной привлекательности финансовых инструментов, консультирование, т.е. инвестиционный консалтинг (ИК), и фиксацию рейтинговыми агентствами рейтинга профессиональных участников рынка ценных бумаг;
4) обучение специалистов рынка учебными центрами;
5) проверку достоверности бланков ценных бумаг, выполнение аналитически-исследовательских работ и обеспечение экономической безопасности.
Формирование единого биржевого пространства предполагает, что функционирование фондовой биржи осуществляется в соответствии с исторически сложившимися условиями регулирования со стороны государства и саморегулирования — самими профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Следовательно, формирование единого биржевого пространства сопряжено не только с решением организационно-функционального построения рынка ценных бумаг, но и его структурообразующего центра фондовой биржи.
Государственное регулирование деятельности фондовой биржи является одним из аспектов управления экономикой в целом, имеющим целью создание единого биржевого пространства. Госу-
дарственное регулирование реализуется в создании надежной правовой базы и включает в себя лицензирование как бирж и организаций, входящих в ее инфраструктуру, так и профессиональных посредников биржевого рынка. Лицензирование осуществляется Федеральной службой по финансовым рынкам, обязанности которой сводятся к разработке основных направлений развития рынка ценных бумаг и координации деятельности региональных отделений.
Второе направление регулирования деятельности фондовых бирж осуществляется со стороны саморегулируемых организаций. Саморегулирование рынка ценных бумаг в настоящее время представляет собой процесс, который находится на стадии реконструкции и совершенствования. Достоинство саморегулируемых организаций выражается в объединении усилий профессионалов, способных организовать и поддержать квалифицированное обслуживание операций рынка ценных бумаг. Устои саморегулирования формируются на основе устава и правил внутреннего распорядка. Демократичность в организации регулирования деятельности фондовых бирж со стороны государства и саморегулируемых организаций развивается наряду с совершенствованием законодательных основ общества.
Как известно, основной задачей государства является создание соответствующих условий и поддержание положительных тенденций в развитии экономики. Поэтому для обеспечения экономического роста необходим новый капитал, инвестируемый в национальную экономику. Привлечением инвестиционного капитала с помощью фондовых бирж решаются важнейшие государственные задачи. В этом проявляется интерес государства к организации и функционированию фондовых бирж и единого биржевого пространства. Высокую заинтересованность в организации фондовых бирж проявляют инвесторы. Задачи, которые они решают с помощью фондовых бирж, связаны с получением дохода и перераспределением имущественных прав. Поэтому интересы государства, институциональных, спекулятивных и частных инвесторов в организации и функционировании фондовых бирж идентичны и сопоставимы по значению.
Организационно-функциональное построение рынка ценных бумаг (рис. 9) характеризуется следующими особенностями:
• сложностью организационного построения. Это объясняется тем, что в состав инфраструктуры рынка входят как профессиональные участники рынка ценных бумаг (дилеры, брокеры, управляющие ценными бумагами,
Рис. 9. Организационно-функциональное построение рынка ценных бумаг
ханизмы, осуществляющие разработку и принятие законодательных актов, регламентирующих правила деятельности хозяйствующих субъектов и определяющих систему правил и ограничений, которым они должны следовать в своей профессиональной деятельности. Важным для функционирования рынка ценных бумаг является лицензирование различных видов профессиональной деятельности и организация фискальной политики. Процедура лицензирования дает возможность государству допускать к исполнению высокопрофессиональные организации, которые удовлетворяют разработанным требованиям, а фискальная политика государства изменяет уровень равновесия дохода и потребления населения, оказывая влияние на их инвестиционную активность.
клиринговые организации, депозитарии, реестродержатели, организаторы торговли), так и организации, не являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг (товарные биржи, кредитные организации, информационные, рейтинговые и консалтинговые агентства, аналитические, исследовательские, экспертные и учебные центры);
• комплексностью предоставления услуг операторам рынка ценных бумаг. Такое сложное организационное построение рынка ценных бумаг позволяет предоставить им весь комплекс услуг, который может понадобиться на рынке. Брокеры и дилеры имеют возможность осуществить все операции, сопровождающие заключение сделки купли-продажи на рынке ценных бумаг (учет взаимных обязательств, перевод денежных средств и ценных бумаг, перерегистрацию прав собственности на ценные бумаги), а также многие дополнительные услуги (информационные, консалтинговые, аналитические, экспертные, консультационные);
• инфраструктура рынка ценных бумаг позволяет снизить риски осуществления сделок на рынке как за счет использования возможностей операций с производными финансовыми инструментами, так и за счет высокой информационной прозрачности рынка ценных бумаг. Функционирование рынка ценных бумаг не может происходить без контроля со стороны государства над происходящими на рынке процессами с помощью соответствующих законодательных актов.
Регулирующая роль государства заключается в том, что оно воздействует на экономику, оптимизируя уровень инфляции и обеспечивая наиболее полную занятость трудоспособного населения. Для достижения этих целей государство использует ме-
Профессиональные участники рынка ценных бумаг
Характеристика профессиональных участников рынка ценных бумаг основана на понятии «профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг», которая может быть определена как лицензируемая деятельность юридических лиц с ценными бумагами. Российским законодательством установлены следующие виды профессиональной деятельности: брокерская, дилерская, деятельность по управлению ценными бумагами, деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг), депозитарная деятельность, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг и деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг. Осуществление данных видов деятельности требует наличия специального разрешения — лицензии.
Брокерской деятельностью признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом.
Дилерская деятельность связана с совершением сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки или продажи определенных ценных бумаг.
Под деятельностью по управлению ценными бумагами признается осуществление от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги, а также денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами.
Клиринговая деятельность — деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.
Депозитарная деятельность — оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг, учету и переходу прав на ценные бумаги.
Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг связана со сбором, фиксацией, обработкой, хранением и предоставлением данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг.
Деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг считается предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг. Организатор торговли на рынке ценных бумаг, отвечающий определенным требованиям, является фондовой биржей.
Юридическое лицо может считаться фондовой биржей в следующих случаях:
1) юридическое лицо является некоммерческим партнерством или акционерным обществом;
2) одному акционеру, а также одному члену фондовой биржи некоммерческого партнерства фондовой биржи и его аффилированным лицам не принадлежит 20% акций или голосов на общем собрании членов биржи;
3) членами фондовой биржи являются только профессиональные участники рынка ценных бумаг;
4) деятельность фондовой биржи не совмещается с иными видами деятельности, за исключением деятельности валютной биржи, товарной биржи, клиринговой деятельности, деятельности по распространению информации, издательской деятельности, а также с осуществлением деятельности по сдаче имущества в аренду;
5) руководители фондовой биржи и другие работники не являются работниками профессиональных участников рынка ценных бумаг;
6) фондовые биржи, являющиеся некоммерческими партнерствами, могут быть преобразованы в акционерные общества.
В российской практике функционирования фондовых бирж участниками торгов на бирже могут быть только брокеры, дилеры и управляющие. Что касается иных лиц, то они могут совершать операции на фондовой бирже исключительно при посредничестве брокеров, являющихся участниками
торгов. В зарубежной практике функционирования фондовых бирж существуют различные категории участников, например, информационный участник, имеющий доступ к торгам без права выставления котировок, участник торгов, имеющий доступ в торговую систему в режиме торгов, который обязан на постоянной основе осуществлять односторонние котировки определенного количества акций, и маркет-мейкер — торговый член биржи, имеющий некоторые привилегии по сравнению с другими членами, но принимающий на себя обязательства поддерживать определенное количество двусторонних котировок.
Профессиональные участники фондовой биржи достаточно редко выполняют какой-либо один вид профессиональной деятельности (если не считать виды деятельности, на совмещение которых существуют законодательные ограничения). Крупнейшие профессиональные участники — инвестиционные банки в американской практике, инвестиционные компании, универсальные коммерческие банки и брокерско-дилерские компании в России, которые можно объединить общим термином «компании по ценным бумагам» (И.А. Гусева) — это многопрофильные предприятия, основой деятельности которых являются ценные бумаги. Такие компании могут выполнять одновременно функции брокеров, дилеров, управляющих, андеррайтеров и финансовых консультантов.
Институциональный подход к организации выполнения функциональных обязанностей профессиональными участниками фондовой биржи
— «профессиональными посредниками» — брокерами, дилерами, управляющими по эффективному перераспределению свободного денежного капитала от инвесторов к эмитентам, позволяет выделить три модели рынка ценных бумаг — рейнскую, англо-саксонскую и смешанную.
Модель рынка ценных бумаг — это тип организации фондового рынка в зависимости от вида институтов, выполняющих функции профессиональных посредников.
Рейнская модель рынка ценных бумаг — это такая его организация, при которой функцию профессиональных посредников выполняют коммерческие банки. Характерным примером этой модели рынка является фондовый рынок Германии, доминирующее положение на котором занимает универсальный коммерческий банк — член фондовой биржи. Он выполняет все виды операций не только в банковской сфере, но и в биржевой. С одной стороны, он принимает средства на депозиты и во вклады, кредитует экономику и население, а с другой
— предлагает услуги, связанные с ценными бума-
гами: выполняет поручения клиентов в качестве брокера, управляет ценными бумагами клиентов и инвестиционных фондов, формирует собственные пакеты ценных бумаг.
Англо-саксонская модель рынка характерна для США. После «великой депрессии» коммерческим банкам и их дочерним компаниям было запрещено выполнять функции профессиональных участников фондовых бирж в операциях с корпоративными ценными бумагами, поскольку предполагалось, что совмещение американскими банками деятельности на банковском и фондовом рынках привело к тому, что кризис оказался столь глубоким и продолжительным. Этот запрет не распространялся на государственные ценные бумаги, и на этом рынке банки заняли прочные позиции. В результате осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в странах, в которых рынок организован и функционирует на основе англо-саксонской модели, могут не коммерческие, а инвестиционные банки — многопрофильные компании, предлагающие все виды услуг с ценными бумагами.
Смешанная модель рынка ценных бумаг — это такая его организация, при которой функции профессиональных посредников выполняют как коммерческие банки, так и небанковские финансовые институты. Ярким представителем этой модели рынка ценных бумаг является Япония. В России формируется смешанная модель рынка ценных бумаг, на котором коммерческие банки выступают как универсальные банки.
Лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг основано на специальных понятиях и определениях. Лицензирование устанавливает порядок и условия выдачи, продления, замены лицензии на осуществление различных видов профессиональной деятельности, получения дубликата лицензии, а также в случае прекращения действия лицензии.
Лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому или физическому лицу; лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии; лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением, аннулированием, приостановлением и возобновлением действия лицензий и контролем за соблюдением требований и условий, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Деятельность на рынке ценных бумаг осуществляется профессиональными участниками рынка ценных бумаг на основании лицензии, выданной Федеральной службой по финансовым рынкам или иным лицензирующим органом на основании генеральной лицензии.
Основными принципами осуществления лицензирования являются: обеспечение единства экономического пространства на территории страны; установление лицензируемых видов деятельности; установление порядка лицензирования; установление лицензионных требований и условий; гласность и открытость лицензирования; соблюдение норм законности.
Наряду с требованиями и условиями лицензирования деятельности на рынке ценных бумаг, кроме соблюдения порядка выдачи лицензии и предоставления необходимых документов, следует выполнить требования относительно норматива достаточности собственных средств профессиональных участников и условия совмещения различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (см. таблицу).
Лицензия на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг выдается сроком на 3 года, а лицензия на осуществление деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг и лицензия фондовой биржи выдаются сроком до 10 лет. При совмещении деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг с иными видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг лицензия выдается сроком до 3 лет.
Совмещение допускается следующих видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг:
• брокерская деятельность, дилерская деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами и депозитарная деятельность;
• клиринговая деятельность и депозитарная деятельность;
• деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг и клиринговая деятельность.
Лицензирование всех видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг имеет свои особенности.
Так, лицензия на осуществление брокерской деятельности, дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами может быть выдана коммерческой организации, созданной в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг
Норматив достаточности собственных средств профессиональных участников рынка
ценных бумаг
Вид профессиональной деятельности Норматив достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, тыс. руб. Совмещение различных видов профессиональной деятельности Норматив достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг при совмещении деятельности, тыс. руб.
Брокерская деятельность 5 000 1. Брокерская деятельность и дилерская с оценочной деятельностью 2. Брокерская и дилерская с оказанием услуг финансового консультанта 3. Брокерская и дилерская с оказанием услуг финансового консультанта и депозитарной деятельностью 4. Брокерская деятельность и дилерская с оценочной деятельностью и оказанием услуг финансового консультанта 35 000 35 000 40 000 40 000
Дилерская деятельность 500 1. Брокерская деятельность и дилерская с депозитарной деятельностью, деятельностью специализированного депозитария инвестиционных фондов, ПИФов, негосударственных пенсионных фондов и оказанием услуг финансового консультанта 2. Брокерская и дилерская с оказанием услуг финансового консультанта и депозитарной деятельностью и оценочной деятельностью 3. Брокерская и дилерская с оказанием услуг финансового консультанта и депозитарной деятельностью и оценочной деятельностью и деятельностью специализированного депозитария инвестиционных фондов, ПИФов, негосударственных пенсионных фондов 45 000 45 000 50 000
Деятельность по управлению ценными бумагами 5 000 Деятельность по управлению ценными бумагами и управлению инвестиционным фондом, ПИФом, негосударственным пенсионным фондом и управлению активами страховых резервов страховых организаций 30 000
Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг (фондовая биржа) 30 000 Организатор торговли на рынке ценных бумаг и клиринговая деятельность 40 000
Депозитарная деятельность 20 000 1. Депозитарная деятельность с деятельностью специализированного депозитария инвестиционных фондов, ПИФов, негосударственных пенсионных фондов 2. Депозитарная деятельность с клиринговой по обслуживанию операций с ценными бумагами, совершаемых через организаторов торговли 25 000 45 000
Клиринговая деятельность 15 000 1. Клиринговая и депозитарная деятельность 2. Клиринговая деятельность и фондовая биржа 30 000 75 000
Деятельность по ведению реестра 30 000 —
осуществляется на основании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг либо лицензии фондовой биржи. Лицензия может быть выдана коммерческой организации, созданной в форме закрытого акционерного общества или некоммерческого партнерства. Депозитарную деятельность вправе осуществлять только юридические лица, созданные в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью, некоммерческой организации, а также федеральные государственные унитарные предприятия. Депозитарий вправе выполнять функции расчетного депозитария, т. е. осуществлять все операции по счетам депо участников рынка ценных бумаг при исполнении сделок, совершенных через организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Расчетный депозитарий обязан создавать службу внутреннего контроля.
В штате расчетного депозитария должны быть специалисты, соответствующие квалификационным требованиям Федеральной службы по финансовым рынкам. Лица, занимающие соответствующие должности в депозитарии, не должны занимать должности в иных юридических лицах, осуществляющих профессиональную деятельность.
При совмещении депозитарной деятельности с иными видами профессиональной деятельности депозитарная деятельность должна осуществляться отдельным подразделением юридического лица, для которого данная деятельность является исключительной.
Профессиональный участник рынка ценных бумаг, который совмещает депозитарную деятельность с брокерской деятельностью и дилерской с деятельностью по управлению ценными бумагами, не вправе выполнять функции расчетного депозитария. В обязанность расчетного депозитария вменяется обязанность осуществлять меры по снижению рисков своей деятельности.
Клиринговую деятельность вправе осуществлять только юридические лица, созданные в форме закрытого акционерного общества, а также некоммерческого партнерства. Клиринговая организация обязана разработать положение, гарантирующее клиентам безопасность выполнения операций.
Для получения лицензии профессиональному участнику рынка ценных бумаг в штатном составе сотрудников необходимо иметь не менее двух специалистов, соответствующих квалификационным требованиям Федеральной службы по финансовым рынкам. Квалификационный экзамен проходит в два этапа. Первый — базовый экзамен, второй
— специализированный экзамен, соответствующий одной из семи серий.
Требования к должностным лицам профессиональных участников рынка ценных бумаг относятся к исполнению функции единоличного исполнительного органа профессионального участника рынка ценных бумаг. Эти функции не могут исполнять лица, если у организации была аннулирована лицензия за нарушение лицензионных требований или в момент вынесения решения о применении процедур банкротства, а также лица, имеющие судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти.
Таким образом, лицензионными требованиями и условиями общего порядка являются:
• соблюдение законодательства РФ о ценных бумагах;
• соответствие собственных средств нормативам, ограничивающим риски при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
• соответствие работников квалификационным требованиям;
• наличие в штате организации не менее одного контролера;
• отсутствие судимости у лиц, входящих в состав совета директоров (наблюдательного совета), у членов коллегиального исполнительного органа, руководителя и контролера;
• обеспечение условий для осуществления лицензирующим органом надзорных полномочий. Лицензионными требованиями и условиями
специфического порядка являются:
• организация, осуществляющая брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами, обязана иметь не менее одного работника соответствующей квалификации для осуществления внутреннего учета операций с ценными бумагами, а также по одному работнику, отвечающему установленным квалификационным требованиям;
• организация, осуществляющая деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг и/или фондовой бирже, должна иметь программно-техническое обеспечение, самостоятельное структурное подразделение, отвечающее за обеспечение надлежащего режима работы с коммерческой, служебной и иной информацией, а также подразделение, отвечающее за листинг/делистинг ценных бумаг, биржевой совет; фондовая биржа, совмещающая свою деятельность с деятельнос-
тью валютной биржи и/или товарной биржи (деятельностью по организации биржевой торговли) и/или клиринговой деятельностью — структурное подразделение для осуществления каждого из заявленных видов деятельности, подразделения для оказания услуг, непосредственно способствующих заключению сделок с ценными бумагами; фондовая биржа по истечении 6 месяцев с момента получения лицензии должна иметь не менее 75 профессиональных участников рынка ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже;
• в организации, осуществляющей депозитарную деятельность, в качестве совместителей не должны занимать должности руководитель и работники, к исключительным функциям которых относится осуществление депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг, контролер, руководитель и работники службы внутреннего контроля;
• организация, осуществляющая депозитарную деятельность на рынке ценных бумаг, вправе выполнять функции расчетного депозитария на рынке ценных бумаг, осуществлять расчеты по ценным бумагам по результатам клиринга и проведение всех операций по счетам депо участников рынка ценных бумаг при исполнении сделок, совершенных через организаторов торговли на рынке ценных бумаг (расчетный депозитарий);
• организация, совмещающая депозитарную деятельность с брокерской, дилерской или с деятельностью по управлению ценными бумагами, не вправе выполнять функции расчетного депозитария.
Организация, осуществляющая деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, должна соответствовать следующим специфическим требованиям и условиям:
• владение одним акционером не более чем 20% акций каждой категории (типа), а одним членом некоммерческого партнерства не более 20% голосов на общем собрании членов этого некоммерческого партнерства;
• владение одним акционером и его аффилированными лицами не более чем 20% акций каждой категории (типа) (долей в уставном капитале), а одним членом некоммерческого партнерства не более 20% голосов на общем собрании членов этого некоммерческого партнерства;
• наличие не менее 50 договоров с 15 эмитентами, выпуски эмиссионных ценных бумаг которых прошли государственную регистрацию
с числом владельцев ценных бумаг более 500 у каждого эмитента;
• уставный капитал организации не может быть оплачен ценными бумагами, эмитентами которых являются его акционеры, учредители, а также ценными бумагами эмитентов, ведение реестров которых она осуществляет.
Эмитенты и инвесторы на рынке ценных бумаг
Поскольку на рынке ценных бумаг обращается специфический вид товара — ценные бумаги, то это требует формирования особого механизма, способствующего перераспределению свободного денежного капитала, инфраструктуры рынка, а также наличия оптовых и розничных продавцов и покупателей.
Эмитент — юридическое лицо, органы исполнительной власти или местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими. Иными словами, эмитенты — это «поставщики» товара — ценных бумаг на рынок, и эта деятельность для них не является профессиональной, требующей специальной лицензии. Соответственно инвестор — это покупатель товара — ценных бумаг, на приобретение которых тоже не требуется лицензии. Таким образом, имея ценные бумаги, можно приобрести статус владельца ценных бумаг — лица, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве.
Эмитенты являются необходимыми участниками фондового рынка. Они являются теми организациями, которые потребляют инвестиционные ресурсы, используя их для реализации конкретных инвестиционных проектов. Если инвестиционные проекты оказались удачными и их реализация принесла прибыль, то ее часть возвращается инвесторам либо в виде процентных выплат по облигациям, либо в дивидендах по акциям, либо в виде роста курсовой стоимости выпущенных ценных бумаг. Таким образом, с одной стороны, эмитенты являются потребителями инвестиционных ресурсов, а с другой — источником финансовых ресурсов, возвращаемых инвесторам.
Изучению участников рынка ценных бумаг способствует классификация. Наиболее существенными классификационными признаками эмитентов являются:
• форма государственно-правового образования эмитентов;
• организационно-правовая форма эмитентов;
• направление профессиональной деятельности эмитентов;
• инвестиционная привлекательность эмитентов;
• политика, проводимая эмитентами на фондовом рынке;
• национальная принадлежность эмитентов. По форме государственно-правового образования эмитентов можно различать: государство, органы муниципальной власти и субъектов Федерации и хозяйствующие субъекты.
Государство в любой стране является крупнейшим должником, осуществляя заимствования как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В России государственный внутренний долг оформлен государственными краткосрочными бескупонными обязательствами (ГКО), облигациями федерального и сберегательного займов. Внешняя задолженность в виде ценных бумаг реализована в облигациях валютного займа.
Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления РФ также могут выступать эмитентами ценных бумаг. В качестве гарантии исполнения своих долговых обязательств они предлагают покрытие долга из налоговых поступлений и за счет доходов от конкретных инвестиционных проектов.
Хозяйствующие субъекты являются наиболее многочисленной группой эмитентов, выпускающих ценные бумаги. Они отличаются друг от друга организационно-правовой формой.
По направлениям своей профессиональной деятельности эмитентов можно разделить на промышленные и торговые компании, коммерческие банки, инвестиционные компании и инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды. Промышленные и торговые компании представляют собой большую и достаточно разнородную группу эмитентов. Однако наибольший интерес на российском рынке ценных бумаг вызывают ценные бумаги только нескольких обществ (РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», Мосэнерго, Лукойл и т.п.).
В зависимости от инвестиционной привлекательности эмитентов их ценные бумаги называются:
• «Голубые фишки» - ценные бумаги мощных компаний, обладающих высокой кредитоспособностью и имеющих стабильное положение на рынке;
• «Акции второго эшелона» - ценные бумаги молодых и достаточно крупных компаний, но пользующихся меньшим доверием у инвесторов;
• «Центровые» — ценные бумаги эмитентов, занимающие лидирующие позиции в отрасли и оказывающие влияние на курсовую стоимость акций остальных эмитентов группы;
• «Оборонительные акции» — ценные бумаги крупных компаний, выплачивающих высокие дивиденды и имеющих такие инвестиционные качества, которые даже при падающем рынке не допускают отрицательной разницы цен продажи и покупки и т.д. Коммерческие банки, кроме обычных для акционерных обществ видов ценных бумаг (акции, облигации, векселя), имеют право выпускать депозитные и сберегательные сертификаты, банковские книжки на предъявителя, а также принимать вклады от населения.
Характеристика инвесторов на рынке ценных бумаг основана на их стратегии. Инвесторы представляют тех участников фондового рынка, которые являются источником инвестиционных средств. Инвесторы отличаются между собой стратегией и тактикой действий на фондовом рынке. По стратегии действий инвесторы делятся на стратегических и институциональных инвесторов и спекулянтов. По тактике — на рискованных, умеренных и консервативных инвесторов.
Стратегические инвесторы ставят своей целью не получение прибыли от владения акциями, а получение возможности воздействия на функционирование акционерного общества. Стратегические инвесторы, как правило, получив контроль над интересующей компанией, перестают активно управлять своим инвестиционным портфелем. В своих действиях на фондовом рынке они преследуют цели, которые можно охарактеризовать как обеспечение экономической безопасности компании. При этом основной является цель сохранения управляемости контролируемой компании. Однако в том случае, если стратегические инвесторы решают задачу минимизации затрат на осуществление стратегического контроля, для них характерна консервативная тактика действий на фондовом рынке. Такая тактика предполагает минимизацию риска осуществления операций при получении доходности, незначительно превышающей инфляционные потери.
Консервативной тактики на рынке ценных бумаг придерживаются многие институциональные инвесторы. По отношению к компании, ценными бумагами которой обладает институциональный инвестор, его тактика состоит в повышении курсовой стоимости ее ценных бумаг. Для реализации этой тактики необходимо иметь возможность оказывать такое воздействие на принятие страте-
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
гических решений компанией, которое приводило бы к росту ее инвестиционной привлекательности. Достижению этой цели способствуют правильные действия инвесторов на общем собрании акционеров.
Выводы
1. В целях организации единого биржевого пространства необходимо формирование функциональной среды рынка ценных бумаг. В состав структуры рынка ценных бумаг входят эмитенты, инвесторы и профессиональные участники рынка ценных бумаг, представляющие его инфраструктуру.
2. Профессиональными участниками рынка ценных бумаг могут быть юридические лица, осуществляющие специфические виды деятельности, связанные с ценными бумагами. Институциональный подход к организации выполнения функциональных обязанностей профессиональными участниками позволяет выделить три модели рынка ценных бумаг: рейнскую, англо-саксонскую и смешанную.
3. Лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг является одним из важнейших участков государственного регулирования процессов на фондовом рынке. Лицензирование основано на принципах обеспечения единства экономического пространства страны, установления лицензируемых видов деятельности, порядка, требований и условий лицензирования, а также гласности и соблюдения законности при осуществлении лицензирования.
4. Эмитенты — юридические лица, органы государственной власти и муниципальных образований, эмитирующие ценные бумаги и несущие обязательства по ним перед инвесторами. Инвесторы — юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты, участвующие в процессе обращения ценных бумаг.
Инвесторы как поставщики инвестиционных ресурсов на рынок ценных бумаг придерживаются определенной стратегии и тактики достижения целей. В зависимости от них инвесторы подразделяются на стратегических и институциональных инвесторов и спекулянтов. Стратегия и тактика на рынке ценных бумаг ограничена количеством инвестиционных ресурсов и количеством ценных бумаг, находящихся в обращении.
ВОПРОСЫ для САМОПРОВЕРКИ
1. Охарактеризуйте структуру рынка ценных бумаг.
2. Дайте определение понятия «профессиональные участники рынка ценных бумаг».
3. Охарактеризуйте понятие «модель рынка ценных бумаг».
4. Дайте определение понятия «лицензирование».
5. Каковы основные классификационные признаки эмитентов?
6. Дайте общую характеристику инвесторам рынка ценных бумаг.
7. Охарактеризуйте стратегию инвесторов на рынке ценных бумаг.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (ред. от 18.06.2005).
2. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 23.12.2003).
3. Постановление ФКЦБ России от 11.10.1999 № 9 «Об утверждении правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации» (ред. от 16.03.2005).
4. Постановление ФКЦБ России от 23.04.2003 №03-22/пс «О нормативах достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг».
5. Приказ ФСФР России от 16.03.2005 №05-3/пз-н «Об утверждении порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг».
6. Приказ ФСФР России от 18.06.2005 №05-19/пз-н «О показателях и нормативах достаточности собственных средств (капитала) управляющих компаний и специализированных депозитариев, являющихся субъектами отношений по обязательному пенсионному страхованию, заключивших договоры с негосударственными пенсионными фондами, относительно объема обслуживаемых активов».
7. Гусева И.А. Практикум по рынку ценных бумаг. М: Юристъ, 2000, 320 с.
8. Килячков А.А., Чаадаева Л.А. Практикум по российскому рынку ценных бумаг. М.: Бек, 2003, 784 с.
9. Килячков А.А., Чалдаева Л.А. Рынок ценных бумаг. Учебник. 2-е изд., с изм. М.: Экономистъ, 2005, 687 с.
* * *
54
ВСЕ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА