ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Образовательная программа по основам международного бухгалтерского учета
Чалдаева Л. А.
доктор экономических наук, профессор Финансовой академии
при Правительстве РФ, Аккредитованный преподаватель Международной ассоциации бухгалтеров
В рамках учебной программы обучения основам и правилам ведения бухгалтерского учета с использованием международных стандартов финансовой отчетности продолжаем публикацию курса лекций.
ТЕМА 21. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ И СФЕРЕ УСЛУГ*
План лекции
1. Основы организации фермерского хозяйства.
2. Организация учета и отчетности в фермерском хозяйстве.
3. Организация учета операций с недвижимостью.
Список рекомендуемой литературы
1. Дымова И.А. Международные стандарты бухгалтерского учета. — М.: Главбух, 2000.
2. Качалин В.В. Финансовый учет и отчетность в соответствии со стандартами ОААР.
- М.: Дело, 2000.
3. Конспект лекций по курсу бухгалтерский учет. Основной курс. Международная ассоциация бухгалтеров,— Лондон, 1997.
4. Мюллер Г., Гернон X., Миик Г. Учет: международная перспектива. — М.: Финансы и статистика, 1999.
5. Палий В.Ф. Международные стандарты финансовой отчетности. — М.: ИНФРА - М, 2002.
6. Терехова В.А. Международные стандарты бухгалтерского учета в российской практике.
- М.: Перспектива, 1999.
3. Организация учета операций с недвижимостью
Предприятия и организации, основным видом деятельности которых является выполнение работ и оказание услуг промышленному сектору экономики и населению, бухгалтерский учет и финансовую отчетность организуют по общепризнанным правилам и положениям — международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).
В России бухгалтерская отчетность как единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам и содержит:
1) бухгалтерский баланс (форма № 1);
2) отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
3) приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:
• отчет об изменениях капитала (форма № 3);
• отчет о движении денежных средств (форма № 4);
• приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6);
4) аудиторское заключение. Бухгалтерская отчетность должна давать
достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. В международных правилах организации бухгалтерского учета достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами страны по бухгалтерскому учету.
* Продолжение. Начало см. в журнале «Международный бухгалтерский учет». — 2004. - № 11 (71).
Порядок составления бухгалтерской документации на основе международных стандартов бухгалтерской отчетности для организаций, работающих в сфере услуг по предоставлению в наем жилья и офисных помещений, рассмотрим на примере владельцев недвижимости.
Организация бухгалтерского учета владельцев недвижимости основана на соблюдении следующих правил:
1. Активы владельца недвижимости представляют его собственность в виде зданий, сооружений и земли.
2. Арендная плата и доходы в виде комиссионных эквивалентны доходам от продаж в торговом или производственном предприятии.
3. Расходы - это затраты, которые имеют отношение к поддержанию собственности в нормальном техническом и санитарном состоянии. Любое улучшение собственности следует рассматривать как капитальные вложения.
Обычно у организаций и единоличных собственников счет «Прибыли и убытки» является счетом доходов, любые улучшения собственности увеличивают стоимость активов, а любая амортизация осуществляется обычным путем, любым избранным способом.
Пример 3. Лаура Макинтайр является владелицей недвижимости, которую сдает в наем. За отчетный период, который заканчивается 31 декабря 2004 года, ею были осуществлены следующие операции (табл. 6).
Таблица 6
Ведомость операций Лауры Макинтайр за отчетный период, заканчивающийся 31 декабря 2004 г.
Содержание операций Стоимость, ф. ст.
Арендная плата полученная 50 000
Комиссионные платежи полученные 12 600
Комиссионные платежи выплаченные 3 200
Расходы на текущий ремонт 8 000
Расходы офиса 12 000
Улучшение собственности 8 700
Амортизация собственности 19 500
Юридические расходы 6 100
Расходы но оценке недвижимости для страхования 900
От Вас требуется: Подготовить Счет «Прибыли и убытки» (Счет доходов) Лауры Макинтайр — владелицы недвижимости (табл. 7). Решение.
Таблица 7
Счет «Прибыли и убытки» (счет доходов) Лауры Макинтайр за отчетный год, заканчивающийся 31 декабря 2004 г.
Показатель Стоимость, ф. ст.
Первый уровень Второй уровень
Арендная плата полученная 50 000
Комиссионные платежи полученные 12 600
62 600
Минус: Расходы Комиссионные платежи выплаченные 3 200
Расходы на текущий ремонт 8 000
Расходы офиса 12 000
Амортизация собственности 19 500
Юридические расходы 6 100
Расходы по оценке недвижимости для страхования 900
Всего расходов... 49 700
Прибыль за год (годовой доход) 12 900
Лаура Макинтайр как владелица недвижимости в результате своей деятельности получила годовой доход в сумме 12 900 ф.ст.
В целом, если организация бухгалтерского учета фермерских хозяйств имеет незначительные отличия от общепринятой системы учета, то организация бухгалтерского учета предприятий, оказывающих услуги, имеет специфические особенности, например, в правилах выполнения учетных операций.
Все приведенные примеры, в задании которых требуется рассчитать или составить отчет о прибылях и убытках, имеют общую черту, которую можно применить к любому аналогичному случаю. Во-первых, необходимо определить доход, полученный от продажи товаров, выполненных работ или оказанных услуг, и расходы, которые понесли в этом случае исполнители. Во-вторых, рассчитать общие расходы и далее чистую прибыль предпринимателя.
Ключевые термины
Фермерское хозяйство Парцеллярное (раздробленное на мелкие земельные участки) хозяйство
Семейно-индивидуальное хозяйство Социально-экономическая природа фермерских хозяйств
Крестьянское (фермерское) хозяйство Сельскохозяйственный товаропроизводитель Члены фермерского хозяйства Глава фермерского хозяйства Денежная компенсация Срок выплаты денежной компенсации Субсидиарная ответственность Внутренний распорядок фермерского хозяйства
Личный доход члена фермерского хозяйства Учет и отчетность фермерского хозяйства Специфика деятельности фермерских хозяйств
Производственный процесс фермерского хозяйства
Специфика организации бухгалтерского учета фермерских хозяйств
Организация бухгалтерского учета владельцев недвижимости
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте историю возникновения и развития фермерских хозяйств.
2. Современный российский и зарубежный опыт функционирования фермерских хозяйств.
3. Назовите характерные особенности фермерского хозяйства как сельскохозяйственного товаропроизводителя.
4. Кто может быть членами фермерского хозяйства?
5. Опишите состав имущества фермерского хозяйства.
6. Назовите права и обязанности главы фермерского хозяйства.
7. Опишите процедуру вступления в члены фермерского хозяйства и выхода из его состава.
8. Охарактеризуйте права и обязанности членов фермерского хозяйства.
9. Перечислите виды деятельности фермерского хозяйства.
10. Назовите характерные особенности организации учетных операций фермерского хозяйства.
11. Перечислите формы бухгалтерской отчетности организаций, оказывающих различные виды услуг юридическим и физическим лицам.
12. Дайте определение понятию «Бухгалтерская отчетность» в интерпретации российского законодательства.
13. Перечислите правила организации бухгалтерского учета владельцев недвижимости.
14. Как называется Счет «Прибыли и убытки» у владельцев недвижимости?
Ответы на задания, помещенные в журнале "Международный бухгалтерский учет" № И - 2003 г.
1. Выполняя первое задание, необходимо составить отчет предприятия «Т&Я» Тимоти Рокстона по пошиву спортивной одежды, за второй год работы компании, заканчивающийся 31 декабря 2004 г., о перерасчете чистой прибыли.
Виды ошибок бухгалтерской практики и правила выявления и исправления допущенных ошибок в учетной практике были рассмотрены в теме 3 «Правила выявления и исправления допущенных ошибок в учетной практике».
В теории и практике выполнения бухгалтерских операций различают следующие ошибки: первоначальные ошибки (ошибки исходных записей); ошибочный пропуск; ошибки в перечислении; принципиальные ошибки; компенсирующиеся ошибки. Для исправления ошибок в бухгалтерском учете принятые нормы учета рекомендуют выполнять корректирующие записи в специальном журнале, где на каждую ошибку даются рекомендации по ее исправлению.
Составим таблицу, в которой поместим сведения о влиянии допущенных ошибок на чистую прибыль предприятия по пошиву спортивной одежды «Т&Е1» Тимоти Рокстона (табл. 8).
Таблица 8
Сведения о влиянии допущенных ошибок предприятием «Т&И » на чистую прибыль за отчетный год, заканчивающийся 31 декабря 2004 г.
Снижение чистой прибыли Увеличение чистой прибыли Отсутствие влияния на чистую прибыль
1 3 6
2 4
5
7
8
Таким образом, составлен отчет предприятия «Т&Я» Тимоти Рокстона по пошиву спортивной одежды за второй год работы компании, заканчивающийся 31 декабря 2004 г., о перерасчете чистой прибыли (табл. 9).
Таблица 9
Отчет о перерасчете предприятием «Т&И» чистой прибыли за отчетный год, заканчивающийся 31 декабря 2004 г.
Окончание табл. 9
Показатель Стоимость, ф.ст.
Первый уровень Второй уровень
Первоначальная чистая прибыль 24 000
Минус: Снижение чистой прибыли
I. Счет «Прибыли и убытки»: не начислены резервы 50
2. Счет «Прибыли и убытки»: не начислены коммунальные платежи (420 - 350 ф.ст.) 70
Результат 120
Результат 23 880
Плюс: Увеличение чистой прибыли
Показатель Стоимость, ф.ст.
Первый уровень Второй уровень
3. Авансированные расходы на рекламу 300
4. Изъятия, учтенные как расходы предприятия 1 200
5. Заниженные запасы на конец отчетного периода 4 500
7. Счет «Прибыли и убытки», 130 ф. ст. занесено по дебету вместо кредита 260
8. Запасы учтенные дважды 250
Результат 6 510
Уточненная чистая прибыль 30 390
Счет компании «Мепл-Уайт»
2. Во втором задании предлагалось составить бухгалтерские счета, отражающие операции, выполненные Джоном Саммерли с учетом начисления годовой суммы амортизации по остаточной стоимости оборудования, приобретенного у компании «Мепл-Уайт» в размере 12 % (табл. 10, 11, 12, 13).
Таблица 10
выполненный Джоном Саммерли
Дебет Стоимость, ф.ст. СП Кредит Стоимость, ф.ст.
Второй год Второй год
Март 1. Счет банк СВ1 1 000 Март 1. Счет оборудование 5 000
Декабрь 31. Сальдо к/п 4 000
5 000 5 000
Третий год Третий год
Февраль 28. Счет банк СВ1 1 200 Январь 1. Сальдо п/п
4 000
Декабрь 31. Сальдо к/п 3 200 Январь 1. Счет проценты 1_2 400
4 400 4 400
Четвертый год Четвертый год
Февраль 28. Счет банк СВ1 1 200 Январь 1. Сальдо п/п 3 200
Декабрь 31. Сальдо к/п 2 320 Январь 1. Счет проценты 1,2 320
3 520 3 520
Пятый год Пятый год
Окончание табл. 10
Дебет Стоимость, ф.ст. СЫ Кредит Стоимость, ф.ст.
Февраль 28. Счет банк СВ] 1 200 Январь 1. Сальдо п/п 2 320
Декабрь 31. Сальдо к/п 1 352 Январь 1. Счет проценты 1.2 232
2 552 2 552
Шестой год Шестой год
Феврачь 28. Счет банк СВ 1 1 487 Январь 1. Сальдо п/п 1 352
Январь 1. Счет проценты Ь2 135
1 487 1 487
Таблица 11
Счет оборудования, выполненный Джоном Саммерли
Дебет Стоимость, ф.ст. 1.1 Кредит Стоимость, ф.ст.
Второй год Второй год
Март 1. Компания «Мепл-Уайт» 5 000 Декабрь 31. Сальдо к/п 5 000
Третий год Третий год
Январь 1. Сальдо п/п 5 000 Декабрь 31. Сальдо к/п 5 000
Четвертый год Четвертый год
Январь 1. Сальдо п/п 5 000 Декабрь 31. Сальдо к/п 5 000
Пятый год Пятый год
Январь 1. Сальдо п/п 5 000 Декабрь 31. Сальдо к/п 5 000
Шестой год Шестой год
Январь 1. Сальдо п/п 5 000 Декабрь 31. Сальдо к/п 5 000
Таблица 12
Счет процентов, выполненный Джоном Саммерли
Дебет Стоимость, ф.ст. Ь2 Кредит Стоимость, ф.ст.
Третий год Третий год
Январь 1. Компания «Мепл-Уайт» СЫ 400 Декабрь 31. Счет «Прибыли и убытки» 1.5 400
Четвертый год Четвертый год
Январь 1. Компания «Мепл-Уайт» СЫ 320 Декабрь 31. Счет «Прибыли и убытки» Ь5 320
Пятый год Пятый год
Январь 1. Компания «Мепл-Уайт» СЫ 232 Декабрь 31. Счет «Прибыли и убытки» 15 232
Шестой год Шестой год
Январь 1. Компания «Мепл-Уайт» СЫ 135 Декабрь 31. Счет «Прибыли и убытки» 1.5 135
Таблица 13
Счет амортизационных отчислений, выполненный Джоном Саммерли
Дебет Стоимость, ф.ст. ЬЗ Кредит Стоимость, ф.ст.
Второй год Второй год
Декабрь 31. Сальдо к/п ш Декабрь 31. Счет Амортизационный фонд Ь4 6М
Третий год Третий год
Декабрь 31. Сальдо к/п 1 128 Январь 1. Сальдо п/п 600
Декабрь 31. Счет Амортизационный фонд Ь4 528
1128 1128
Четвертый год Четвертый год
Декабрь 31. Сальдо к/п 1 593 Январь 1. Сальдо п/п 1 128
Декабрь 31. Счет Амортизационный фонд Ь4 465
Ш 1 593
Пятый год Пятый год
Декабрь 31. Сальдо к/п 2 002 Январь 1. Сальдо п/п 1 593
Декабрь 31. Счет Амортизационный фонд Ь4 Ш
2 002 1Ш
В заключение следует отметить, что сумма амортизации каждый год переносится на счет «Прибыли и убытки».