Научная статья на тему 'Образовательная программа по основам международного бухгалтерского учета'

Образовательная программа по основам международного бухгалтерского учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательная программа по основам международного бухгалтерского учета»

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ МЕЖДУНАРОДНОГО БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Л.А. Чалдаева,

доцент Финансовой академии при Правительстве РФ, аккредитованный преподаватель Международной ассоциации

бухгалтеров

В рамках учебной программы обучения основам и правилам ведения бухгалтерского учета с использованием международных стандартов финансовой отчетности продолжаем публикацию курса лекций.

Тема 2. Порядок организации бухгалтерского учета

План лекции

1. Правила ведения бухгалтерского учета.

2. Роль первичных документов в организации бухгалтерского учета.

3. Учет торговых скидок и скидок за оплату наличными.

4. Учет налога на добавленную стоимость и общего налога с продаж.

Список рекомендуемой литературы

1. Дымова И.А. Международные стандарты бухгалтерского учета. М.: Издательство «Главбух», 2000.

2. Мюллер Г., Гернон X., Миик Г. Учет: международная перспектива. - М.: Издательство «Финансы и статистика», 1999.

3. Качалин В.В. Финансовый учет и отчетность в соответствии со стандартами СААР. М.: Издательство «Дело», 2000.

4. Конспект лекций по курсу бухгалтерский учет. Основной курс. Международная ассоциация бухгалтеров. Лондон, 1997.

5. Терехова В.А. Международные стандарты бухгалтерского учета в российской практике. -М.: Издательство «Перспектива», 1999.

6. Стаханов А.Ю. Бухгалтерский баланс. Международные и российские стандарты. - М.: «Биз-нес-информ», 1999.

1. Правила ведения бухгалтерского учета

Основные правила ведения бухгалтерского учета сводятся к установлению распорядка и очередности действий в осуществлении учетной политики. Правила ведения бухгалтерского учета сгруппированы по следующим блокам.

I. Нормам документирования хозяйственных операций.

II. Основам ведения книг учета хозяйственных операций.

III. Оценке имущества и обязательств организации.

IV. Инвентаризации имущества организации и ее обязательств.

Охарактеризуем порядок ведения бухгалтерского учета.

I. Нормы документирования хозяйственных операций. Правила этого блока содержат семь норм, которые относятся в основном к технологии выполнения бухгалтерских операций.

1. Хозяйственные операции, выполняемые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы называются первичными учетными документами, и на их основе ведется бухгалтерский учет.

2. Первичные учетные документы должны быть составлены по унифицированной форме и содержать следующие обязательные реквизиты:

• наименование документа (формы), дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ;

• содержание хозяйственной операции;

• измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);

• наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки.

3. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации.

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Под финансовыми и кредитными обязательствами понимаются документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту.

4. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным сделать - непосредственно по окончании операции.

Создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота. За своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, достоверность содержащихся в них данных несут ответственность подписавшие их лица.

5. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается.

6. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов могут составляться сводные учетные документы.

7. Первичные и сводные учетные документы могут составляться как на бумажных, так и на машинных носителях информации.

II. Основы ведения книг учета хозяйственных операций. Книги представляют собой список, перечень или учетный документ, имеющий правовое значение. В качестве учетного документа они используются в бухгалтерском учете. Основное назначение книг сводится к систематизации и накоплению информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, отражению в системе бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

Правила выполнения записей в книгах бухгалтерского учета содержат четыре пункта. Следование этим правилам является необходимым и достаточным условием рациональной организации бухгалтерского учета.

1. Записи могут вестись в специальных книгах или журналах, на отдельных листах, карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на электронных носителях информации.

2. Хозяйственные операции должны отражаться в хронологической последовательности.

3. При хранении книг бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибок должно быть обосновано и выполнено в соответствии с принятыми правилами.

4. Содержание книг бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

III. Оценка имущества и обязательств организации.

1. Имущество, обязательства и иные факты хозяйственной деятельности для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежат оценке в денежном выражении.

С этой целью оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату принятия на баланс организации; имущества, произведенного самой организацией, - по фактическим затратам, связанным с производством объекта имущества.

2. Записи в бухгалтерском учете по валютным счетам организации, а также по операциям в иностранной валюте производятся в официально принятой валюте в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по

курсу, действующему на дату совершения операции. Одновременно указанные записи производятся в валюте расчетов и платежей.

3. Допускается вести расчеты по оценке имущества и обязательств организации в суммах, округленных до целых рублей.

IV. Инвентаризация имущества и обязательств организации. Инвентаризация представляет собой периодическую проверку наличия и состояния товарно-материальных ценностей организации в натуральном и денежном выражении. Оценка обязательств организации предполагает оценку собственных денежных средств и определение способности предприятия их выполнить. Для этого необходимо следовать следующим правилам.

1. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

• при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;

• перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

• при смене материально ответственных лиц;

• при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

• в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;

• при реорганизации или ликвидации организации.

2. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются в учете в следующем порядке:

• излишек имущества приходуется на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации;

• недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его пор-

чи списываются на финансовые результаты организации.

Таковы основные правила ведения бухгалтерского учета. Далее рассмотрим основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности.

Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности

Эти правила являются частью учетной политики организации, опираются на сведения и исходные данные бухгалтерского учета и представляют собой его логическое продолжение. К организации и выполнению этой работы предъявляются определенные требования.

Основные требования к организации составления бухгалтерской отчетности.

1. Организация должна соблюдать периодичность в составлении бухгалтерской отчетности.

2. Бухгалтерская отчетность организаций состоит:

• из балансового отчета;

• из торгового счета, счета прибылей и убытков.

3. Форма бухгалтерской отчетности организацией устанавливается самостоятельно в пределах общеустановленных форм.

4. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, об изменениях, а также финансовых результатах ее деятельности.

5. Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.

6. Содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках должны отвечать требованиям преемственности и последовательности и применяются в течение ряда отчетных периодов.

7. Изменения и исправления ошибок в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам, производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором они были обнаружены.

Правила оценки статей бухгалтерской отчетности

Выполнение правил оценки статей бухгалтерской отчетности относится к оценке неза-

вершенных капитальных вложений, финансовых вложений, основных средств, нематериальных активов, сырья, материалов, готовой продукции и товаров, незавершенного производства, капитала и резервов, расчетов с дебиторами и кредиторами, прибыли и убытков. Рассмотрим правила оценки статей бухгалтерской отчетности организации как имущественного обособленного комплекса, выполняющего операции производственно-хозяйственного содержания.

Незавершенные капитальные вложения. К ним относятся не оформленные актами приемки-передачи основных средств затраты на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования, а также прочие капитальные работы и затраты.

Оценка объектов капитального строительства касается сооружений, находящихся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию и отражаются как незавершенные капитальные вложения.

Финансовые вложения. К ним относятся инвестиции организации в ценные бумаги, в уставные (складочные) капиталы организаций, а также предоставленные другим организациям займы.

Финансовые вложения принимаются к учету в сумме фактических затрат.

Основные средства. К основным средствам как совокупности материально-вещественных ценностей относятся земля, здания, сооружения, машины и оборудование, канцелярское оборудование и мебель, приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности.

Стоимость основных средств организации погашается путем начисления амортизации в течение срока их полезного использования.

Начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих методов:

• равномерного списания;

• уменьшающегося остатка.

Основные средства отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления за вычетом суммы начисленной амортизации.

Нематериальные активы. К нематериальным активам, используемым в хозяйственной деятель-

ности в течение периода, превышающего 12 месяцев, и приносящим доход, относятся права, возникающие:

• из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных;

• из патентов на изобретения, промышленные образцы, коллекционные достижения, а также свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование;

• из прав на «ноу-хау».

Сырье, материалы, готовая продукция и товары. Сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, используемая для упаковки и транспортировки продукции (товаров), и другие материальные ресурсы отражаются в бухгалтерском балансе по их фактической себестоимости.

Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из фактически произведенных затрат на их приобретение и изготовление.

Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, разрешается производить одним из следующих методов оценки запасов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• по себестоимости единицы запасов;

• по средней себестоимости (AVCO);

• по себестоимости первых по времени приобретений (FIFO);

• по себестоимости последних по времени приобретений (LIFO).

Готовая продукция отражается в бухгалтерском балансе по фактической себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов. Отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги отражаются в бухгалтерском балансе по фактической себестоимости, включающей затраты, связанные с реализацией (сбытом) продукции, работ, услуг, возмещаемых контрактной ценой.

Незавершенное производство. Продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки, относятся к незавершенному производству.

Незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в бухгалтерском балансе:

• по фактической производственной себестоимости;

• по прямым статьям затрат;

• по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам.

Капитал и резервы. В составе собственного капитала организации учитываются уставный (складочный), добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы.

В бухгалтерском балансе отражается величина уставного капитала как совокупность вкладов учредителей организации.

Уставный (складочный) капитал и фактическая задолженность учредителей (участников) по вкладам (взносам) в уставный (складочный) капитал отражаются в бухгалтерском балансе отдельно.

Расчеты с дебиторами и кредиторами. Они отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. По полученным займам и кредитам задолженность показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.

Штрафы, пени и неустойки относятся на финансовые результаты.

Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации. Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться в учете для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

Суммы кредиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации и относятся на финансовые результаты.

Прибыль (убыток) организации. Бухгалтерская прибыль (убыток) представляет собой ко-

нечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации.

Хранение документов бухгалтерского учета

Организация обязана хранить первичные учетные документы в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации архивного дела.

Ответственность за организацию хранения первичных учетных документов, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.

Таким образом, правила ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, оценки статей бухгалтерской отчетности и хранения учетных документов полностью регламентируют деятельность организации, позволяющей с их помощью отображать реальную картину ее производственно-хозяйственной деятельности.

2. Роль первичных документов в организации бухгалтерского учета

В учетной практике каждая хозяйственная операция сопровождается первичной или исходной документацией. К ней относятся:

• счета-фактуры;

• дебетовые авизо;

• кредитовые авизо;

• сводные ведомости;

• чеки;

• расписки в получении;

• оправдательные документы (ваучеры) на мелкие наличные расходы. Счета-фактуры относятся к хозяйственным документам, всегда сопровождающим процедуру, когда одно лицо продает товары другому. Счета-фактуры должны содержать следующие реквизиты:

• имена и адреса сторон, участвующих в сделке купли-продажи;

• дату совершения сделки;

• название, количество и цену за единицу товара;

• сведения о торговой скидке и НДС;

• регистрационный номер поставщика для расчета НДС;

• номер заказа;

• номер счета-фактуры;

• особые условия, например, скидка за оплату наличными.

Количество копий счетов-фактур может быть различным в разных компаниях: минимальное число копий - две, а максимальное - пять. Сложность в том, что третью и четвертую копии иногда называют соответственно накладной и извещением об отправке. Эти счета-фактуры используются для ввода данных в книги первичных записей.

Важно обратить внимание на правильность составления счета-фактуры. Это необходимо сделать до его оплаты (иначе счет может быть оплачен дважды). Чтобы застраховаться от ошибок, следует придерживаться обычной практики не оплачивать оказанные услуги на основе сводных ведомостей, получаемых обычно в конце месяца. Единственным исключением из этого правила может быть случай, когда к сводной ведомости прилагаются оригиналы счетов-фактур.

Другой проблемой является использование фотокопий счетов-фактур для оплаты в случае, когда оригиналы утеряны. Фотокопии не следует использовать как основание для оплаты.

Дебетовые авизо подобны счетам-фактуры. Они используются в следующих случаях:

• когда в первоначальном счете-фактуре, направленном покупателю, была ошибочно указана заниженная сумма;

• когда поставщик должен оплатить дополнительные суммы, например, за перевозку или страхование;

• когда заказчик возвращает товар поставщику - оформление дебетового авизо предполагает, что поставщик направит кредитовое авизо.

Кредитовые авизо. Для совершения бухгалтерских операций требуются только две копии кредитового авизо, при этом первая копия должна всегда быть выделена красным цветом. Кредитовое авизо используется для закрытия книг текущих операций как у поставщика, так и у заказчика.

Поставщик направляет кредитовое авизо в случае, если:

• товары были возвращены как некачественные или были переданы на консигнацию;

• товары некачественные, но они не возвращаются из-за расходов по пересылке, и по этой причине с помощью кредитового авизо поставщик предоставляет заказчику скидку;

• имела место переплата за выполненный заказ.

Следует помнить, если в первоначальном счете указана торговая скидка и НДС, то их следует также учитывать при составлении кредитового авизо.

Сводные ведомости. В конце каждого месяца поставщик направляет сводные ведомости потребителям его продукции, чтобы сообщить дебитору общую сумму неоплаченной задолженности на определенную дату. Если сводная ведомость готовится вручную, то в ней содержится только общая сумма, а отпечатанная на компьютере включает все операции. Если имеется расхождение между неоплаченной задолженностью, указанной в ведомости, и задолженностью, отраженной на личном счете в регистре кредиторов у заказчика, то обе суммы должны быть выверены до того, как будет произведена оплата поставщику.

Расписки в получении. В прошлом существовала практика, когда в качестве доказательства оплаты получатель средств выдавал расписки на каждую полученную сумму. Каждый плательщик вправе потребовать расписку об оплате покупки. Однако по закону «О чеках» от 1957 года, сам чек, если на нем в банке проставлен штамп «Оплачено», является распиской в получении денежных средств. Это обстоятельство сделало многие расписки ненужными. Расписка должна содержать следующие реквизиты:

• имя (и адрес) обеих сторон, участвующих в получении средств, то есть дебитора и кредитора;

• полученную сумму (цифрами и прописью);

• номер расписки;

в причину составления расписки;

• дату;

• подпись.

Таким образом, первичные документы: сче-та-фактуры, дебетовые и кредитовые авизо, сводные ведомости, чеки, расписки и другие оправдательные документы - являются основными в практике организации бухгалтерского учета.

3. Учет торговых скидок и скидок за оплату наличными

В западной и российской практике учета постоянно возникает необходимость учета скидок. Это связано с тем, что по целевой направленности действий на рынке клиенты подразделяются на покупателей, приобретающих большие и мелкие партии товаров, предназначенных для дальнейшей перепродажи, и розничных поку-

пателей. Следовательно, цены на реализуемый товар должны соответствовать трем уровням: для оптового покупателя, для мелкооптового покупателя и розничного. В то время как цена на товар указывается единая, для оптового и мелкооптового покупателя устанавливаются скидки.

Существуют несколько видов скидок.

Торговая скидка. Оптовые торговые и промышленные предприятия, сервисные и обслуживающие компании часто предоставляют клиентам скидку с цены каталога или рекомендуемой цены розничной продажи (Recommended Retail Price). Такая практика позволяет им получать дополнительный доход. Размер торговой скидки обычно зависит от цены изделия. На дорогостоящий товар, с медленной скоростью реализации, предоставляются более высокие скидки, чем на дешевый быстро реализуемый товар.

При совершении операций с торговой скидкой всегда следует иметь в виду, что торговая скидка никогда не проводится по счетам главной бухгалтерской книги. Она фактически прекращает свое существование после того, как информация со счета-фактуры или кредитового авизо была внесена в книгу первичных записей.

Скидка за оплату наличными. Такая скидка предоставляется заказчику в целях стимулирования его к «быстрой» оплате, поскольку у компании могут возникнуть проблемы, связанные с движением денежных средств из-за задержек платежей большим числом клиентов.

В отличие от торговой скидки скидка за оплату наличными проводится по счетам главной бухгалтерской книги, и открывается отдельный счет скидок за оплату наличными, полученных от поставщиков и предоставленных заказчикам.

Величина скидки за оплату наличными обычно устанавливается в процентах от оптовой цены. Условия применения скидок, их величина и сроки, в течение которых должна производиться оплата товара, устанавливаются продающей компанией и указываются в каталогах и прайс-листах.

Скидки на товар могут быть предоставленными и полученными. В одном случае компания при приобретении товаров получила скидки, а в другом - сама предоставила скидки своим клиентам.

Техника учета скидок достаточно проста, поскольку при продаже товара будут иметь место скидки только предоставленные, а при покупке - только полученные. В кассовой книге при получении скидок делается запись на кредитовой

стороне, а при предоставлении - на дебетовой. При этом отражение скидок в кассовой книге нельзя расценивать как часть системы двойной записи.

Итак, торговая скидка и скидка за оплату наличными являются самыми распространенными видами скидок, предоставляемых контрагентами друг другу. В организации бухгалтерского учета скидок необходимо соблюдать следующее правило: в учете торговая скидка никогда не проводится по счетам главной бухгалтерской книги, а скидка за оплату наличными всегда проводится по счетам главной бухгалтерской книги.

4. Учет налога на добавленную стоимость и общего налога с продаж

Все страны Европейского союза (Еи) и в России используют систему налога на добавленную стоимость (НДС) или общего налога с продаж. Существуют еще термины «налог на затраты» - налог, добавляемый кредиторами (поставщиками) к стоимости закупок и расходов данного предприятия, и «налог на выпускаемую продукцию» - налог, который добавляется к стоимости продаж, когда выписываются счета-фактуры на дебиторов. Независимо от того, как фактически называется налог, система повсеместно действует одинаково.

Сущность НДС можно пояснить на следующем примере. Допустим, предприятие № 1 добывает сырье, осуществляет первичную обработку и продает его за 1 000,00 ф. ст. НДС установлен в размере 17,5%. Тогда предприятие № 2 закупает это сырье уже по цене 1 175,00 ф. ст., предприятие № 1 должно перечислить 175,00 ф. ст. налоговым органам. Далее предприятие № 2, закупив сырье, перерабатывает его и продает предприятию № 3 по цене 1 380,63 ф. ст. (1 175,00 + 205,63). Предприятие № 2 перечисляет НДС в сумме 30,63 ф. ст. Торговое предприятие № 3 осуществляет розничную продажу закупленного у предприятия № 2 товара по цене 1 500,00 ф. ст., к которой добавляется НДС в размере 17,5%, что составляет 1 762,5 ф. ст. В свою очередь предприятие № 3 обязано перечислить НДС в сумме (262,5 - 205,63) 56,87 ф. ст. В итоге предприятие № 1 перечислило налог, равный 175,00 ф. ст., предприятие № 2 - 30,63 ф. ст., а предприятие № 3 - 30,63 ф. ст. В сумме это составило 262,50 ф. ст.

В хозяйственных операциях учет НДС отражается путем добавления к общей сумме счета-

Таблица 1

Товары, поставленные фирмой«Чэпмен и Верной» 23 августа 2001 года

№ п/п Наименование отгруженных товаров Количество, шт. Стоимость единицы товара, ф. ст. Торговая скидка, % Торговая скидка, ф. ст. Стоимость отгруженного товара, ф. ст.

1 Бумага А4 150 5,00 10 75,00 675,00

2 Бумага АЗ 50 7,50 10 37,50 337,50

3 Жидкость для исправления опечаток 300 0,64 5 9,60 182,40

4 Наклейки для адресов 250 0,90 5 11,25 213,75

5 Шкаф для документов с 4 ящиками 1 175,00 20 35,00 140,00

6 Шкаф для документов с 3 ящиками 2 125,00 20 50,00 200,00

7 Шкаф для документов с 2 ящиками 4 75,00 15 45,00 255,00

8 Всего 263,35 1 520,35

фактуры по завершении всех исчислений. После этого счет-фактура становится налоговым счетом-фактурой. Таким же образом можно охарактеризовать кредитовое и дебетовое авизо. Все счета-фактуры, кредитовые и дебетовые авизо должны включать регистрационный номер предприятия по уплате НДС. Для начисления НДС необходимо сумму счета-фактуры представить за минусом торговой скидки и скидки за оплату наличными.

Любое предприятие с товарооборотом выше законодательно определенного уровня, который устанавливается правительством, обязано зарегистрироваться для уплаты НДС, если только оно не занимается товарами или услугами, которые освобождаются от этого налога. После регистрации предприятию присваивается регистрационный номер плательщика НДС, который обязан включаться во все хозяйственные документы. Ставка НДС устанавливается правительством и, например, в Великобритании перечисляется Королевской Таможне и Акцизу.

Компания, в зависимости от установленных правил, ежемесячно или ежеквартально составляет отчет о перечислении налога на добавленную стоимость.

Важно отметить, что НДС не является прибылью предприятия. Предприятия всего лишь взимают НДС по поручению правительства, выступая в роли его агента.

Рассмотрим ряд примеров.

Условие примера № 1. Фирма «Чэпмен и Верной» (Chapman & Vernnon), которая торгует конторским оборудованием и канцелярскими товарами, 23 августа 2001 года поставила

фирме «Т. Гаскойн (офис Эквипмент) Лтд» (T.Gascoyne (Office Equipment) Ltd), 22 Map-кет стрит, Скотфилд, Йоркшир, YS2 3FD следующие товары. Ставки торговой скидки даны по тем позициям, по которым они применяются. Номер счета - 56713. НДС - по ставке 17,5 %, регистрационный номер НДС фирмы «Чэпмен и Верной» - 3684129 (табл. 1).

Задание

От Вас требуется:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Подготовить счет-фактуру, направленный фирмой «Чэпмен и Верной» в адрес фирмы «Т. Гаскойн (офис Эквипмент) Лтд» 23 августа 2001 года.

2. Определить общую сумму прибыли, полученную фирмой «Т. Гаскойн (офис Эквипмент) Лтд», если все товары проданы по рекомендованной розничной цене.

3. Подготовить кредитовое авизо за номером 1121, которое фирма «Чэпмен и Вер-нон» направляет фирме «Т. Гаскойн (офис Эквипмент) Лтд», поскольку 27 августа 2001 года 50 упаковок наклеек для адресов были возвращены вместе с 20 бутылочками жидкости для исправления опечаток.

4. Подготовить постатейную ведомость, направляемую фирмой «Т. Гаскойн (офис Эквипмент) Лтд» по состоянию на 31 августа 2001 года.

5. Если фирма «Чэпмен и Вернон» предоставляет клиенту 2,5%-ю скидку за оплату заказа наличными в течение 14 дней, то, сколько должна будет заплатить фирма «Т. Гаскойн (офис Эквипмент) Лтд», если оплата будет произведена 3 сентября?

Решение

1. Счет-фактура, направляемый фирмой «Чэпмен и Верной» в адрес фирмы «Т. Гаскойн (офис Эквипмент) Лтд» 23 августа 2001 года (табл. 2).

Таблица 2

СЧЕТ-ФАКТУРА

От: Чэпмен и Верной Счет-фактура № 56713

Габлз

Муур Лейн Регистр, номер НДС № 3684129

Уэстмор

Дербишир БЕ9 %ЪЪ Дата: 23 августа 2001 года

Для: Т. Гаскойн (офис Эквипмент) Лтд

22 Маркет Стрит

Скофидц

Йоркшир YS2 3FD

Заказ № 2450

Количество Наименование товара ф. ст. ф. ст.

150 пачек Бумага А4 по 5,00 ф. ст. за пачку 750,00

минус торговая скидка (10%) 75,00 675,00

50 пачек Бумага АЗ по 7,50 ф. ст. за пачку 375,00

минус торговая скидка (10%) 37,50 337,50

300 бутылок Жидкость для исправления опечаток по 0,64 пенса 192,00

за бутылку

минус торговая скидка (5%) 9,60 182,40

250 упаковок Наклейки для адресов по 0,90 пенса за упаковку 225,00

минус торговая скидка (5%) 11,25 213,75

1 Шкаф для документов с 4 ящиками по 175,00 ф. ст. 175,00

каждый

минус торговая скидка (20%) 35,00 140,00

2 Шкаф для документов с 3 ящиками по 125,00 ф. ст. 250,00

каждый

минус торговая скидка (20%) 50,00 200,00

4 Шкаф для документов с 2 ящиками по 75,00 ф. ст. 300,00

каждый

минус торговая скидка (15%) 45,00 255,00

2 003,65

НДС (17,5%) 341,87

2 345,52

Возможны ошибки и пропуски

Условия: 2,5%-я скидка за оплату наличными, если оплата произведена в течение 14 дней.

2. Расчет общей суммы прибыли, полученной фирмой «Т. Гаскойн (офис Эквипмент) Лтд», при условии продажи товаров по рекомендованной розничной цене (табл. 3).

Таблица 3

№ п/п Наименование товаров Количество, шт. Стоимость единицы товара, ф. ст. Стоимость товара, ф. ст. Итого

1 Бумага А4 150 5,00 750,00

2 Бумага АЗ 50 7,50 375,00

3 Жидкость для исправления опечаток 300 0,64 192,00

4 Наклейки для адресов 250 0,90 225,00

5 Шкаф для документов с 4 ящиками 1 175,00 175,00

6 Шкаф для документов с 3 ящиками 2 125,00 250,00

7 Шкаф для документов с 2 ящиками 4 75,00 300.00

2 267,00

Минус сумма, указанная в счете-фактуре 2 003.65

Прибыль 263.35

Отметим, что общую сумму прибыли можно определить, сложив суммы всех торговых скидок, при этом включение НДС в счет-фактуру не влияет на величину прибыли: 75,00 + 37,50 + 9,60 + 11,25 + + 35,00 + 50,00 + 45,00 = 263,35 ф. ст.

3. Кредитовое авизо за номером 1121, которое фирма «Чэпмен и Верной» направит фирме «Т. Гаскойн (офис Эквипмент) Лтд», поскольку 27 августа 2001 года 50 упаковок наклеек для адресов были возвращены вместе с 20 бутылочками жидкости для исправления опечаток, выглядит следующим образом (табл. 4).

Таблица 4

КРЕДИТОВОЕ АВИЗО

Чэпмен и Верной Кредитовое авизо №: 1121 Гейбл Муур Лейн Регистр, номер НДС № 3684129 Вестмор Дербишир DE9 8ZZ Дата: 27 августа 2001 года

Т. Гаскойн (Офис Эквипмент) Лтд 22 Маркет Стрит Скотфилд Йоркшир YS2 3FD

Заказ № 2450

Количество, шт. Наименование товара ф. ст. ф. ст.

50 Наклеек для адресов по 0,90 пенса за упаковку минус торговая скидка (5%) 45,00 2.25 42,75

20 Жидкости для исправления опечаток по 0,64 пенса за бутылочку минус торговая скидка (5%) НДС (17,5%) 12,80 0.64 12.16 54,91 9.37 64.28

НДС определяется следующим образом: 54,91 ф. ст. минус 1,37 ф. ст. (2,5%-я скидка) = 53,54 х 17,5% = 9,37 ф. ст.

Таблица 5

На счете: Чэпмен и Верной Регистр, номер НДС № 3684129

Гейблз

Муур Лейн Дата: 31 августа 2001 года

Вестморе

Дербишир БЕ9 8ЪЪ

Т. Гаскойн (офис Эквипмент) Лтд

22 Маркет Стрит

Скотфидц

Йоркшир УБ2 ЗББ

Дебет, Кредит, Сальдо,

ф. ст. ф. ст. ф. ст.

Счет-фактура 56713 2 345,52 2 345,52

Кредитовое авизо 1121 64,28 2 281,24

5. Расчет суммы платежа фирмой «Т. Гаскойн (офис Эквипмент) Лтд», если оплата товара будет произведена 3 сентября при условии 2,5% скидки за оплату заказа наличными (табл. 6).

Таблица б

№ п/п Содержание операции Сумма, ф.ст.

1 Счет-факгура 56713 (исключая НДС) 2 003,65

минус Кредитовое авизо 1121 (исключая НДС) 54.91

1 948,74

минус скидка за оплату наличными (2,5 %) 48.72

1 900,02

плюс НДС 332.50

2 Сумма к оплате по состоянию на 3 сентября 2 232,52

Примечание. Если бы ведомость не была составлена постатейно, в ней не было бы никаких колонок дебета, кредита, колонки сальдо, сумма к оплате была бы показана так:

По представленному счету - 2281,24 ф. ст.

При совершении сделки купли-продажи фирма «Чэпмен и Верной» выполнит следующие бухгалтерские записи в книге текущих продаж:

Дебет Т. Гаскойн (офис Эквипмент) Лтд 2 345,52 ф. ст.

Кредит счет «Продажи» 2 003,65 ф. ст.

Кредит счет НДС 341,87 ф. ст.

Кредитовое авизо на основе записей, которые были совершены в книге возврата проданного товара, предполагает выполнение следующих проводок в главной бухгалтерской книге:

Дебет счет «Возврат проданного товара» 54,91 ф. ст.

Дебет счет НДС 9,37 ф. ст.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кредит Т. Гаскойн (офис Эквипмент) Лтд 64,28 ф. ст.

После того, как оплата была произведена 3 сентября, необходимо сделать следующие бухгалтерские записи на основе кассового чека:

Дебет счет «Банк» 2 232,52 ф. ст.

Дебет счет «Скидки предоставленные» 48,72 ф. ст.

Кредит Т. Гаскойн (офис Эквипмент) Лтд 2 281,24 ф. ст.

В отличие от фирмы «Чэпмен и Верной» в фирме Т. Гаскойн (офис Эквипмент) Лтд бухгал-

терские проводки в книгах будут следующие:

Покупка согласно счету-фактуре 56713:

Дебет счет закупок

Дебет счет НДС

Кредит «Чэпмен и Верной»

Возврат товаров - кредитовое авизо 1121:

Дебет «Чэпмен и Верной»

Кредит счет «Возврат покупок»

Кредит счет НДС

Оплата товара чеком 3 сентября 2001 года

Дебет «Чэпмен и Верной»

Кредит счет «Банк»

Кредит счет «Скидки полученные»

2 003,65 ф. ст.

341,87 ф. ст. 2 345,52 ф. ст.

64,28 ф. ст. 54,91 ф. ст. 9,37 ф. ст.

2 281,24 ф. ст. 2 232,52 ф. ст. 48,72 ф. ст.

Нетрудно заметить, что эти записи полностью противоположны записям, выполненным в главной бухгалтерской книге фирмы «Чэпмен и Верной». Это потому, что одни и те же операции рассматриваются с противоположных позиций.

Контрольные вопросы и задания

1. Используя бухгалтерское уравнение, о котором шла речь в первой публикации, заполните пропущенные места (табл. 7).

Таблица 7

Капитал, Обязательства, Активы,

ф. ст. ф. ст. ф. ст.

(а) 140 000 10 000 ?

(б) ? 2 000 57 150

(в) 73 500 ? 95 000

(г) 16 900 ? 19 550

(Д) ? 15 400 27 900

(е) 25 400 9 730 ?

2. Дайте краткую характеристику следующим принципам учета. Проиллюстрируйте ваш ответ примерами.

Принцип самостоятельно хозяйствующего субъекта.

Принцип существенности.

Принцип осмотрительности.

3. Фирма «Роджерс Спорте» производит полный набор спортивного оборудования. 1 мая 2001 года она получила заказ от компании «К. Катгинг и Сын», адрес 14 Мидл роуд, Факенхам, на следующие товары (табл. 8).

Таблица 8

Наименование товара Количество, шт. Шифр позиции в каталоге Рекомендуемая розничная цена

Крокетные щитки 25 пар СР12 36 ф. ст. за пару

Тренировочные костюмы 12 Т81 28,50 ф. ст. каждый

Ракетки для настольного тенниса 24 ТТВ4 9,95 ф. ст. каждая

Фирма предоставляет клиентам торговую скидку 25 % от обычной цены розничной продажи. НДС - 17,5 %.

Задание:

а) подготовьте кредитовое авизо, которое было бы направлено фирмой «Роджерс Спорте», после того как 5 мая 2001 года компания «К. Каттинг и Сын» вернула 3 пары крокетных щитков, 1 тренировочный костюм и 2 ракетки для настольного тенниса как некачественный товар;

б) рассчитайте прибыль, которую фирма «К. Каттинг и Сын» получила бы, если все кондиционные товары из вышеприведенного заказа были проданы по рекомендуемой цене розничной продажи. Выполните расчеты по каждому виду товара.

4. Поясните следующие термины:

• счет-фактура;

• кредитовое авизо;

• торговая скидка;

• скидка за расчеты наличными.

J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.