Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ МОЛОДЕЖИ, ВЫБРАВШЕЙ СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ МОЛОДЕЖИ, ВЫБРАВШЕЙ СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
среднее профессиональное образование / образовательная миграция / молодежь / трудоустройство / территориальная дифференциация / предписанный статус обучающегося / инфраструктура / secondary vocational education / educational migration / youth / employment / territorial differentiation / prescribed student status / infrastructure

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломтева Елена Владимировна

В статье раскрываются особенности образовательной миграции российской молодежи, выбравшей обучение в системе среднего профессионального образования (СПО). Разница в уровне жизни, качестве образования, возможности успешного трудоустройства и даже культурных и социальных условиях толкает молодежь к переезду в регионы, которые представляются им более перспективными. Особую актуальность эта проблема приобретает в контексте растущего спроса на среднее профессиональное образование. Все больше молодых людей стремится получить востребованные профессии, а для этого часто приходится покидать родные края. Поэтому целью данной статьи стал анализ факторов влияния на образовательную миграцию молодежи, обучающейся по программам подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) и квалифицированных рабочих (ППКРС). Информационную базу исследования составили работы российских и зарубежных авторов, исследующих различные мотивы и факторы влияния на образовательную миграцию молодежи в системе среднего профессионального образования; данные официальной статистики, а также результаты социологического исследования миграционной ориентации молодежи. Анализ статистических данных показал, что интенсивность образовательной миграции выше у молодых людей, проживающих в сельской местности. Высокий отток молодежи, выбравшей обучение в системе СПО, наблюдается из регионов, занимающих нижние строчки рейтинга социально-экономического положения субъектов Российской Федерации. По результатам социологического опроса было установлено, что 39,2% выпускников ПОО собираются остаться в городе обучения, а 37,3% молодежи из планирующих трудоустроиться за пределами региона обучения хотят искать работу в Москве или Санкт-Петербурге. Было проанализировано влияние предписанного статуса обучающихся на образовательную миграцию и построение профессиональных траекторий. Установлено, что неравномерное социально-экономическое развитие регионов России создает своеобразный «градиент привлекательности» для молодых людей, особенно для тех, кто стоит перед выбором качественного образования и будущей карьеры. В заключение автором предложены меры по регулированию образовательной миграции молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL MIGRATION OF YOUNG PEOPLE WHO CHOSE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION: MAIN TRENDS AND FACTORS OF INFLUENCE

The article reveals the features of educational migration of Russian youth who have chosen to study in the system of secondary vocational education (SPE). The difference in living standards, the quality of education, the possibility of successful employment, and even cultural and social conditions pushes young people to move to regions that seem more promising to them. This problem is becoming particularly relevant in the context of the growing demand for secondary vocational education. More and more young people are striving to get in-demand professions, and for this they often have to leave their native lands and look for opportunities in other regions. Therefore, the purpose of this article is to analyze the factors influencing the educational migration of young people enrolled in training programs for mid-level specialists and skilled workers. The information base of the study was made up of works by Russian and foreign authors investigating various motives and factors of influence on the educational migration of young people in the secondary vocational education system; analysis of official statistics data, as well as the results of a sociological study of the migration orientation of young people. The analysis of statistical data showed that the intensity of educational migration is higher among young people living in rural areas. A high outflow of young people who have chosen to study in the vocational education system is observed from the regions that occupy the bottom lines of the rating of the socio-economic situation of the subjects of the Russian Federation. According to the results of a sociological survey, it was found that 39.2% of VET graduates are going to stay in the city of study, and 37.3% of young people planning to find a job outside the region of study want to look for work in Moscow or St. Petersburg. The influence of the prescribed status of students on educational migration and the construction of professional trajectories was analyzed. It has been established that the uneven socio-economic development of Russian regions creates a kind of “gradient of attractiveness” for young people, especially for those who are faced with a choice of high-quality education and a future career. In conclusion, the author proposes measures to regulate the educational migration of young people.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ МОЛОДЕЖИ, ВЫБРАВШЕЙ СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1, № 6 (102). С. 156-172. Domestic and foreign pedagogy. 2024. Vol. 1, no. 6 (102). P. 156-172.

Научная статья УДК 377.5

doi: 10.24412/2224-0772-2024-102-156-172

Е. В. Ломтева

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ МОЛОДЕЖИ, ВЫБРАВШЕЙ СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ

Елена Владимировна Ломтева

Центр экономики непрерывного образования РАНХиГС, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье раскрываются особенности образовательной миграции российской молодежи, выбравшей обучение в системе среднего профессионального образования (СПО). Разница в уровне жизни, качестве образования, возможности успешного трудоустройства и даже культурных и социальных условиях толкает молодежь к переезду в регионы, которые представляются им более перспективными. Особую актуальность эта проблема приобретает в контексте растущего спроса на среднее профессиональное образование. Все больше молодых людей стремится получить востребованные профессии, а для этого часто приходится покидать родные края. Поэтому целью данной статьи стал анализ факторов влияния на образовательную миграцию молодежи, обучающейся по программам подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) и квалифицированных рабочих (ППКРС).

Информационную базу исследования составили работы российских и зарубежных авторов, исследующих различные мотивы и факторы

© Е. В. Ломтева, 2024

влияния на образовательную миграцию молодежи в системе среднего профессионального образования; данные официальной статистики, а также результаты социологического исследования миграционной ориентации молодежи.

Анализ статистических данных показал, что интенсивность образовательной миграции выше у молодых людей, проживающих в сельской местности. Высокий отток молодежи, выбравшей обучение в системе СПО, наблюдается из регионов, занимающих нижние строчки рейтинга социально-экономического положения субъектов Российской Федерации. По результатам социологического опроса было установлено, что 39,2% выпускников ПОО собираются остаться в городе обучения, а 37,3% молодежи из планирующих трудоустроиться за пределами региона обучения хотят искать работу в Москве или Санкт-Петербурге. Было проанализировано влияние предписанного статуса обучающихся на образовательную миграцию и построение профессиональных траекторий. Установлено, что неравномерное социально-экономическое развитие регионов России создает своеобразный «градиент привлекательности» для молодых людей, особенно для тех, кто стоит перед выбором качественного образования и будущей карьеры. В заключение автором предложены меры по регулированию образовательной миграции молодежи.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, образовательная миграция, молодежь, трудоустройство, территориальная дифференциация, предписанный статус обучающегося, инфраструктура

Благодарности: статья выполнена в рамках темы государственного задания РАНХиГС № 11.4-2024-1 «Среднее профессиональное образование в структуре вузов в условиях изменения образовательных траекторий молодежи».

Для цитирования: Ломтева Е. В. Образовательная миграция молодежи, выбравшей среднее профессиональное образование: основные тенденции и факторы влияния // Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1, № 6 (102). С. 156-172. doi: 10.24412/2224-0772-2024-101-156-172

Original article

EDUCATIONAL MIGRATION OF YOUNG PEOPLE WHO CHOSE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION: MAIN TRENDS AND FACTORS OF INFLUENCE

Elena V. Lomteva

Centre for Continuing Education Economics, Institute of Applied Economic Research, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. The article reveals the features of educational migration of Russian youth who have chosen to study in the system of secondary vocational education (SPE). The difference in living standards, the quality of education, the possibility of successful employment, and even cultural and social conditions pushes young people to move to regions that seem more promising to them. This problem is becoming particularly relevant in the context of the growing demand for secondary vocational education. More and more young people are striving to get in-demand professions, and for this they often have to leave their native lands and look for opportunities in other regions. Therefore, the purpose of this article is to analyze the factors influencing the educational migration of young people enrolled in training programs for mid-level specialists and skilled workers.

The information base of the study was made up of works by Russian and foreign authors investigating various motives and factors of influence on the educational migration of young people in the secondary vocational education system; analysis of official statistics data, as well as the results of a sociological study of the migration orientation of young people.

The analysis of statistical data showed that the intensity of educational migration is higher among young people living in rural areas. A high outflow of young people who have chosen to study in the vocational education system is observed from the regions that occupy the bottom lines of the rating of the socio-economic situation of the subjects of the Russian Federation. According to the results of a sociological survey, it was found that 39.2% of VET graduates are going to stay in the city of study, and 37.3% of young people planning to find a job outside the region of study want to look for work in Moscow or St. Petersburg. The influence of the prescribed status of students on educational migration and the construction of professional trajectories was analyzed. It has been established that the uneven socio-economic development of Russian regions creates a kind of "gradient of attractiveness" for young people, especially for those who are faced with a choice of high-quality education and a future career. In conclusion, the author proposes measures to regulate the educational migration of young people.

Keywords: secondary vocational education, educational migration, youth, employment, territorial differentiation, prescribed student status, infrastructure

Acknowledgments: the article was carried out within the framework of the topic of the RANEPA state assignment No. 11.4-2024-1 "Secondary vocational education in the structure of universities in the context of changing educational trajectories of young people".

For citation: Lomteva E. V. Educational migration of young people who chose secondary vocational education: main trends and factors of influence. Domestic and Foreign Pedagogy. 2024;1(6):156-172. (In Russ.). doi: 10.24412/2224-0772-2024-101-156-172

Введение

Образовательные миграционные процессы оказывают глубокое влияние на социально-экономическую, политическую и культурную сферу жизни страны, от них напрямую зависит экономический и технический потенциал регионов. Можно выделить две основные волны образовательной миграции — после окончания 9-го и 11-го класса, когда встает выбор обучения в системе среднего профессионального или высшего образования. Результаты статистического исследования показали, что студенты профессиональных образовательных организаций (ПОО) являются активной группой мигрантов, наряду со студентами вузов. Молодежь стремится к получению качественного образования, которое открывает им доступ к возможностям для профессиональной реализации и личностного роста.

Образовательная миграция является сложным и многогранным процессом, имеющим как положительные, так и отрицательные последствия, особенно если она носит масштабный характер и связана с переездом на постоянное место жительства. Невозвратная миграция выпускников колледжей приводит к «утечке мозгов» и недостатку квалифицированных кадров, особенно в отстающих регионах. Отток молодежи может привести к уменьшению населения, упадку экономики и замедлению развития социальной инфраструктуры. Положительным моментом притока молодежи в регион можно отнести тот факт, что образовательная миграция может стать дополнительным трудовым ресурсом, необходимым для решения проблем дефицита кадров, который, по данным статистики Банка России, в 2024 году составил 70,0% [4]. Следует отметить, что именно дефицит кадров также является фактором, ограничивающим инвестиционную активность предприятий. Так, «красноярское предприятие по производству запасных частей для сельскохозяйственной техники отказалось от покупки новых станков в 2024 году в связи с дефицитом токарей, фрезеровщиков и литейщиков» [4]. По данным Росстата,«в регионах Севера и Дальнего Востока почти треть молодежи поступили в профессиональные образовательные организации не своего региона проживания» [17]. Образовательная миграция молодежи из регионов Севера составила по ППКРС 24,5%, по ППССЗ — 35,5%, из регионов Дальнего Востока по ППКРС — 29,6%, по ППССЗ — 33,1%. Причем среди обучавшихся по ППССЗ интенсивность образовательной миграции выше, чем по ППКРС [17].

В целом образовательная миграция молодежи является важным фактором развития Российской Федерации. Однако необходимо решать проблемы, связанные с ее отрицательными последствиями, чтобы максимально использовать ее потенциал для развития страны и достижения технологического суверенитета.

Целью исследования стал анализ тенденций и причин образовательной миграции молодежи, выбравшей среднее профессиональное образование.

Методология и методы исследования

Ведущим методом исследования стал социологический опрос обучающихся системы среднего профессионального образования. Опрос проводился в трех регионах — Свердловской области (УФО), Волгоградской области (ЮФО) и Ивановской области (ЦФО), в исследование были включены региональные центры (г. Екатеринбург, Волгоград, Иваново) и нестоличные города. Выборку исследования составили 1098 студентов выпускных курсов ПОО, обучающихся по очной форме, из них: 765 обучающихся по ППССЗ и 333 обучающихся по ППКРС.

Исследование факторов влияния на интенсивность и направления внутрирегионального и межрегионального перемещения молодежи, выбравшей обучение в системе СПО, проведено на основе статистических и социологических данных.

Результаты исследования

Значительная часть исследований, направленных на изучение образовательной миграции молодежи, посвящена мобильности молодых людей, выбравших высшее образование как в России, так и за рубежом. В работах анализировались «притягивающие» и «выталкивающие» факторы влияния на образовательную миграцию [1; 3]. Рассматривалась активность молодежной образовательной миграции в зависимости от региональных рынков труда, оттока молодежи из малых городов, проблемы некомпенсируемой образовательной миграции [2; 7]. Было установлено, что «различия в баллах ЕГЭ незначительно влияют на выбор выпускниками школ ведущих региональных вузов» [5; 8; 12], рассмотрены факторы влияния на образовательную миграцию молодежи, связанную с реструктуризацией сети образовательных организаций высшего образования [15]. Сотрудниками РАНХиГС

также рассматривалась «оценка результативности образовательной миграции, реализованной студентами вузов и организаций СПО» [13]; территориальная доступность и готовность системы СПО к росту контингента поступающих из других стран рассмотрена в работе представителей Высшей школы экономики [6]; были проанализированы особенности учебной миграции на примере отдельных городов — Томска, Москвы, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга [10]. Рассматривалось влияние получения профессионального образования на сокращение оттока молодежи из страны проживания [20]; механизмы интеграции мигрантов в социальную среду посредством профессионального обучения на базе предприятий Германии в зависимости от страны проживания [18]. В рамках исследований ЮНЕСКО поднимались вопросы совершенствования механизмов управления образовательной миграцией в системе профессионального образования [21].

Обзор литературы по интересующей тематике показал, что большинство публикаций посвящено миграции студентов высшего образования, тогда как миграции студентов системы среднего профессионального образования уделяется недостаточно внимания.

По результатам анализа статистических данных Росстата можно увидеть, что не менее трети молодежи Российской Федерации переезжает для получения профессионального образования в другие регионы, отличные от региона проживания (рис. 1).

СПО (ППКРС)

СПО (ППССЗ)

ВО (бакалавриат)

ВО (магистратура) ВО (полготовка кадров вътсшеП квалификации)

Рисунок 1. Распределение доли выпускников школ, переехавших с целью обучения, % от выпуска соответствующего уровня образования) Примечание. Источник: [17].

Хорошо видна зависимость миграционной активности от уровня получаемого образования: чем выше уровень получаемого образования, тем интенсивнее образовательная миграция молодежи [19]. Для

выпускников школ, выбравших обучение в ПОО, больше характерна внутрирегиональная миграция. Отчасти это явление можно объяснить тем, что в профессиональные образовательные организации в основном поступают выпускники 9-х классов, которые являются несовершеннолетними. Им сложнее уехать на дальние расстояния от места проживания, они больше привязаны к родителям и менее самостоятельны. Выпускники 11-х классов более независимы и требуют меньше родительского контроля. Из рисунка 2 видно, что внутрирегиональная образовательная миграция молодежи, получающей среднее профессиональное образование, намного выше, чем за границы региона проживания. Следует отметить, что юноши чаще готовы к переезду как в границах региона проживания, так и за его пределами, чем девушки. Кроме того, доля девушек, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих, переехавших с целью обучения в ПОО, ниже, чем у юношей.

35 50 25 20

£

15 10

5

О

в другой населений пункт в границах в другой субъект Российской Федерации региона

Рисунок 2. Распределение доли переехавших выпускников по гендерному признаку, % от общей численности

Примечание. Источник: [17].

Проблема оттока населения из сельской местности в города также приобретает все более серьезный характер. По данным Росстата, за период с 2005 по 2022 год численность сельского населения сократилась на 1 829,0 тыс. человек, с 38 618,9 тыс. до 36 789,9 тыс. человек [16]. Данная тенденция несет в себе серьезные последствия для

спо спо спо спи спо спо сто спо

(ППССЗ), (ППССЗ}, (ППКРС), (ППКРС). (ППССЗ), (ППССЗ), (ППКРС), (ППКРС), юноши девушки юноши девушки ьокопш девушки юноши девушки

российской экономики и социальной сферы. Особую актуальность проблема приобретает в контексте государственной политики им-портозамещения и обеспечения продовольственной безопасности. Сокращение численности сельского населения и снижение уровня занятости молодежи в сельском хозяйстве создают риски для достижения этих целей. Молодые люди, не видя перспектив, «стараются получить среднее профессиональное образование в крупных населенных пунктах как по программам подготовки среднего специального образования, так и по программам подготовки квалифицированных рабочих» [6] (рис. 3).

70,0 60.0 50.0 40,0 30.0 20.0 10,0 0,0

57_Э

■ 52.2

19.5 17.1

2,6 1,0 2,1

Городское Сельское население население ППССЗ Городское Сельское население ИПКРС население

Название ОСй

1В другой населений пункт в грани их региона : в другой субъект Российской Федерации

Рисунок 3. Распределение доли переехавших выпускников по месту проживания, % от общей численности

Примечание. Источник: [17].

Данная тенденция является следствием ряда факторов, таких как отсутствие перспектив и возможностей; недостаточный уровень развития инфраструктуры; низкая доступность современных технологий (качественная связь, интернет, а также доступ к современным информационным ресурсам); личные мотивы, связанные с недостатком молодых людей и девушек в сельской местности и, соответственно, со сложностью создания семьи.

По результатам анализа статистических данных, на первом месте по оттоку молодежи находится Республика Саха (Якутия) с долей молодежи, уехавшей для получения среднего профессионального об-

разования по программам подготовки специалистов среднего звена 75,7% (рис. 4).

Рисунок 4. Регионы с максимальным и минимальным значением доли молодежи, поступившей в ПОО на ППССЗ не своего региона проживания, % Примечание. Источник: [17].

Образовательная миграция молодежи из этого региона связана с рядом факторов, включая суровый климат, ограниченные возможности трудоустройства, ограниченную социальную инфраструктуру; логистические проблемы. Кроме того, в топ регионов по оттоку молодежи вошли субъекты Российской Федерации, находящиеся в нижних строчках рейтинга социально-экономического положения по версии аналитики РИА: Республика Тыва, Республика Марий Эл, Республика Алтай, Карачаево-Черкесская Республика [14].

Социологическое исследование, проведенное Центром экономики непрерывного образования РАНХиГС в 2023 году, показало, что только около 40,0% выпускников системы СПО уверенно ориентированы

на то, чтобы остаться после окончания учебы в городе обучения. При этом обращает на себя внимание численность группы (более трети) опрошенных, представители которых еще не приняли соответствующего решения. Около 7% молодежи планирует вернуться в населенный пункт проживания родительской семьи, а 19,0% предполагают реализацию новой для себя миграционной модели, связанной с переездом, не предполагающим возвращения в родной населенный пункт.

Принадлежность к различным социально-демографическим группам, а также предписанный статус обучающегося не являются определяющими в отношении миграционных планов. Следует пояснить, что в рамках социологического опроса под предписанным статусом обучающегося понималось финансовое положение семьи, уровень образования родителей и занимаемые ими должности (данная оценка являлась субъективным мнением опрошенных) (таблица 1).

Таблица 1

Предписанный статус обучающихся, % по строке

Характеристика Уровень

Ограниченный Средний Высокий

Образовательный статус 53,3 28,2 18,4

Материальный статус 7,6 64,8 27,6

Социальный статус 3,7 59,9 36,4

Примечание. Источник: составлено автором.

Можно отметить, что несколько чаще в городе обучения предполагают остаться молодые люди, обучающиеся в областных центрах, однако в нестоличных городах симметрично большая доля опрошенных свидетельствует об отсутствии миграционного решения. Девушки, по сравнению с юношами, менее склонны к переезду (что подтверждается статистическими данными), однако разница здесь вновь составляет лишь несколько процентных пунктов (таблица 2).

Таблица 2

Планы миграционных перемещений после получения профессионального образования, %

Группы Где планируют жить и работать после окончания учебы

В городе обучения В другом населенном пункте — там, где оканчивали школу В другом населенном пункте — не там, где оканчивали школу Как получится, еще не решили

В целом 39,2 6,8 18,8 35,2

Гендерные группы

Юноши 36,9 7,1 20,0 36,1

Девушки 41,2 6,6 17,8 34,4

Типы поселений

Областные центры 42,5 7,1 17,8 32,6

Нестоличные города 36,0 6,5 19,8 37,6

Примечание. Источник: составлено автором.

Среди тех выпускников, кто предполагает возможность трудоустройства в другом городе, 37,0% рассматривают города федерального значения — Москву или Санкт-Петербург. Возможности трудовой миграции за пределы России обдумывают 9,0% выпускников. Более открытыми к трудовой миграции являются юноши и студенты, получающие образование в областных центрах. В зависимости от предписанного статуса обучающегося прослеживается различная готовность построения карьеры. Чем больше возможности семьи, тем в большей степени выпускники декларируют ориентацию на подобные миграционные перемещения (рис. 5).

-мл

Эт.» 37,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2К.Д

а. Е. Ё

О б 5

06])!гюктгслье|ын ¿.т:'. родителей МэтсригпьиыЯ сшус родителей *' цпа .1 ■ 11: V;.; ].ч|

■ В щгугш регионе, кроме Ммгащ и Гамгг-Пегербурга л Москве ".■;;!V Пеперйур] 1 в"3а рубеняй!

Рисунок 5. Влияние предписанного статуса обучающегося на его трудовую

миграцию, %

Примечание. Источник: составлено автором.

Так, построение карьеры в Москве или Санкт-Петербурге рассматривают более 40% молодых людей, ориентированных на переезд в другой город, а переезд за рубеж рассматривают почти 16,0% данной группы. Обращает на себя внимание то, что среди групп молодежи с различным предписанным статусом ориентация на работу в городах федерального значения или за границей выражена в наибольшей степени за счет высокого образовательного статуса родителей.

Планируя миграцию, выпускники считают более продуктивной стратегией вначале найти работу, а уже потом переезжать (43,0%), нежели сначала переехать в другой город и только на месте начинать искать работу (25,4%) (таблица 3).

Таблица 3

Предполагаемая стратегия трудоустройства в другом городе, % от планирующих переехать

Группы Стратегия поиска работы в другом городе

Вначале найти работу, потом переезжать Вначале переехать в другой город и искать работу уже на месте Затруднились ответить

В целом 43,0 25,4 31,6

Гендерные группы

Юноши 45,6 22,5 31,8

Девушки 40,6 28,1 31,4

Типы поселений

Областные центры 42,3 22,7 35,0

Нестоличные города 43,6 27,8 28,6

Направления рассматриваемых миграционных перемещений

В другом регионе 45,2 34,6 20,2

В Москве или Санкт-Петербурге 41,5 29,1 29,5

За рубежом 32,8 26,2 41,0

Примечание. Источник: составлено автором.

При этом готовность искать работу уже после переезда чаще рассматривают выпускники из нестоличных городов.

Статус семей также оказывает определенное влияние на стратегии трудоустройства выпускников колледжей. Молодежь, проживающая в семьях с высоким материальным достатком, намного чаще сначала находит место работы. У них есть возможность выбирать более интересную работу, не ограничивая себя во времени, в отличие от выпускников, стремящихся стать финансово независимыми и скорее выйти на рынок труда.

Заключение

Демографический кризис конца 1980-х годов оставил свой отпечаток на всей России, но особенно остро его последствия ощущаются в северных регионах. Снижение численности молодых людей в общей структуре населения усугубляется миграционным оттоком. В этом контексте образовательная миграция играет ключевую роль. Данные государственной статистики, а также результаты социологических исследований подтверждают масштабность образовательной миграции в России.

Результаты исследования позволили сделать выводы, что образовательная миграция обучающихся системы СПО обусловлена следующими причинами:

- размещением в ряде регионов большого числа ПОО в сельской местности (Мурманская область, Сахалинская область, Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия, Чукотский автономный округ);

- стремлением получить более качественное (престижное) профессиональное образование;

- ограниченным набором предлагаемых в регионах ПОО специальностей и профессий (Ненецкий автономный округ);

- стремлением поступить на бюджетное место, если в регионе (городе) проживания поступить на бюджет не удается;

- переездом сразу в другие регионы для обучения в ОО СПО с тем, чтобы в дальнейшем либо продолжить в этих регионах обучение в вузе, либо устроиться на работу.

Продолжение исследования данной проблемы позволит не только определить главные причины образовательной миграции с учетом региональных особенностей, но и предложить практические рекомендации по регулированию миграционными процессами в сфере профессионального образования. В итоге цель состоит в том, чтобы обеспечить возможность получения качественного образования и построения успешной карьеры для всех молодых людей, независимо от места их проживания.

Список источников

1. Аверьянов А. О. Миграционный отток выпускников региональных школ // Непрерывное образование: XXI век. 2021. № 3 (35). doi: 10.15393/j5.art.2021.7052.

2. Авраамова Е. М. Тенденции занятости российской молодежи в регионах // Социологические исследования. 2018. № 9. С. 130-134. doi: 10.31857/S013216250001969-82.

3. Антонова Н. Л. Потенциальная территориальная мобильность молодежи: факторы, барьеры, стратегии // Вестник Удмуртского университета. Социология, политология, международные отношения. 2019. № 3 (3). С. 277-282. doi: 10.35634/2587-9030-2019-3-3-277-28-2.

4. Банк России. Аналитика. Региональная экономика: Комментарии ГУ. № 29, июль 2024 года [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/49340/report_01072024. pdf (дата обращения: 27.06.2024).

5. Воробьева О. Д., Гребенюк А. А., Лебедева Т. В. Учебная миграция в Российскую Федерацию: региональная дифференциация и вклад в социально-экономическое развитие регионов // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2018. № 1 (65). doi: 10.24412/1999-2645-2021-165-6.

6. Дрыга С. В., Полетаев Д. В. Состояние и перспективы развития учебной миграции в средние профессиональные учреждения России // Инженерное образование. 2017. № 21. С. 166-174 [Электронный ресурс]. URL: https://aeer.ru/files/io/m21/art_23.pdf (дата обращения: 12.07.2024).

7. Ислакаева Г. Р. Образовательная межрегиональная миграция: причины и социально-экономические следствия // Уровень жизни населения регионов России. 2016. № 12 (3). С. 77-88

[Электронный ресурс]. URL: https://www.jour.fnisc.ru/index.php/vcugjournal/article/view/8320 (дата обращения: 21.06.2024).

8. Карцева М. А., Мкртчян Н. В., Флоринская Ю. Ф. Межрегиональная миграция молодежи в России и выстраивание жизненных стратегий // Журнал Новой экономической ассоциации. 2021. № 4 (52). С. 162-180. doi: 10.31737/2221-2264-2021-52-4-7.

9. Ломтева Е. В., Бедарева Л. Ю. Молодежь в системе высшего образования: вопросы выбора образовательных стратегий // Экономическое развитие России. 2023. Т. 30, № 2. С. 60-65.

10. Полетаев Д. В. Развитие образовательной миграции в средние профессиональные учреждения России (на примере Москвы, Томска, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга) // Вестник науки Сибири. 2018. № 1 (28). С. 114-127 [Электронный ресурс]. URL: https://istina.msu.ru/ publications/article/536864198/ (дата обращения: 03.08.2024).

11. Пшегорская Н. А. Факторы образовательной миграции молодежи в контексте взаимосвязи рынка образовательных услуг и рынка труда // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. № 1. С. 81-83 [Электронный ресурс]. URL: http://intjournal.ru/faktory-obrazovatelnoj-migratsii-molodyozhi-v-kontekste-vzaimosvyazi-rynka-obrazovatelnyh-uslug-i-rynka-truda/ (дата обращения: 24.07.2024).

12. Роговая А. В., Левченко Н. В. Образование, занятость и досуг как факторы миграции молодежи из малых городов. Ойкумена // Регионоведческие исследования. 2020. № 4. С. 23-33 [Электронный ресурс]. URL: https://ojkum.ru/images/articles/2020-4/_2020_4_23-33.pdf (дата обращения: 12.07.2024).

13. Семионова Е. А. Образовательная миграция молодежи для получения среднего профессионального и высшего образования. Монография. Издательский дом «Дело» РАНХиГС. 2023. 181 с.

14. Рейтинг социально-экономического положения регионов по итогам 2023 г. (РИА рейтинг) [Электронный ресурс]. URL: https://riarating.ru/infografika/20240610/630264277. html?ysclid=m34rhi6eyz722747791 (дата обращения: 21.06.2024).

15. Ульмясбаева А. О. Современные тенденции межрегиональной образовательной миграции российской молодежи // Теория и практика общественного развития. 2020. № 12. doi: 10.24158/tipor.2020.12.5.

16. Федеральная служба государственной статистики. Численность и миграция населения Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/ document/13283 (дата обращения: 06.06.2024).

17. Федеральная служба государственной статистики. Данные Выборочного наблюдения трудоустройства выпускников 2021 г. (среди выпускников образовательных организаций 2016-2020 гг. выпуска.) [Электронный ресурс]. URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/population/ trud/itog_trudoustr_2021/index.html (дата обращения: 12.08.2024).

18. Beicht U., Walden G. Transition to company-based vocational training in Germany by young people from a migrant background — the influence of region of origin and generation status. International Journal for Research in Vocational Education and Training (IJRVET). 2019. 6(1). doi: 10.13152/IJRVET.6.1.2.

19. Gabdrakhmanov N., Karachurina L., Mkrtchyan N. Educational Migration of Young People and Optimization of the Network of Universities in Cities of Different Sizes // Voprosy Obrazovaniya. 2020. 7. doi:10.17323/1814-9545-2022-2-88-116.

20. Langthaler M., Gunduz D. Preventing migration with vocational education? Understanding the migration — vocational education nexus. 2020. 26. Austrian Foundation for Development Research (OFSE) [Электронный ресурс]. URL: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/222492/1/17247673 3X.pdf (дата обращения: 09.09.2024).

21. Wedekind V., Fakoush H., Alla-Mensah J. Human migration and TVET Discussion paper. 2019. UNESCO-UNEVOC International Centre [Электронный ресурс]. URL: https://unevoc.unesco. org/pub/30002-eng.pdf (дата обращения: 18.09.2024).

References

1. Averjanov A. O. Migracionnyj ottok vypusknikov regional'nyh shkol // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2021. № 3 (35). doi: 10.15393/j5.art.2021.7052. [In Rus].

2. Avraamova E. M. Tendencii zanjatosti rossijskoj molodezhi v regionah // Sociologicheskie issledovanija. 2018. № 9. S. 130-134. doi: 10.31857/S013216250001969-82. [In Rus].

3. Antonova N. L. Potencial'naja territorial'naja mobil'nost' molodezhi: faktory bar'ery, strategii // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Sociologija, politologija, mezhdunarodnye otnoshenija. 2019. № 3 (3). S. 277-282. doi: 10.35634/2587-9030-2019-3-3-277-28-2. [In Rus].

4. Bank Rossii. Analitika. Regional'naja jekonomika: Kommentarii GU. № 29, ijul' 2024 goda [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/49340/report_01072024.pdf (data obrashhenija: 27.06.2024). [In Rus].

5. Vorobeva O. D., Grebenjuk A. A., Lebedeva T. V. Uchebnaja migracija v Rossijskuju Federaciju: regional'naja differenciacija i vklad v social'no-jekonomicheskoe razvitie regionov // Regional'naja jekonomika i upravlenie: jelektronnyj nauchnyj zhurnal. 2018. № 1 (65). doi: 10.24412/1999-2645-2021165-6. [In Rus].

6. Dryga S. V., Poletaev D. V. Sostojanie i perspektivy razvitija uchebnoj migracii v srednie professional'nye uchrezhdenija Rossii // Inzhenernoe obrazovanie. 2017. № 21. S. 166-174 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://aeer.ru/files/io/m21/art_23.pdf (data obrashhenija: 12.07.2024). [In Rus].

7. Islakaeva G. R. Obrazovatel'naja mezhregional'naja migracija: prichiny i social'no-jekonomicheskie sledstvija // Uroven' zhizni naselenija regionov Rossii. 2016. № 12 (3). S. 77-88 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.jour.fnisc.ru/index.php/vcugjournal/article/view/8320 (data obrashhenija: 21.06.2024). [In Rus].

8. Karceva M. A., Mkrtchjan N. V., Florinskaja Ju. F. Mezhregional'naja migracija molodezhi v Rossii i vystraivanie zhiznennyh strategij // Zhurnal Novoj jekonomicheskoj associacii. 2021. № 4 (52). S. 162-180. doi: 10.31737/2221-2264-2021-52-4-7. [In Rus].

9. Lomteva E. V., Bedareva L. Ju. Molodezh' v sisteme vysshego obrazovanija: voprosy vybora obrazovatel'nyh strategij // Jekonomicheskoe razvitie Rossii. 2023. T. 30, № 2. S. 60-65. [In Rus].

10. Poletaev D. V. Razvitie obrazovatel'noj migracii v srednie professional'nye uchrezhdenija Rossii (na primere Moskvy, Tomska, Ekaterinburga, Sankt-Peterburga) // Vestnik nauki Sibiri. 2018. № 1 (28). S. 114-127 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://istina.msu.ru/publications/article/536864198/ (data obrashhenija: 03.08.2024). [In Rus].

11. Pshegorskaja N. A. Faktory obrazovatel'noj migracii molodezhi v kontekste vzaimosvjazi rynka obrazovatel'nyh uslug i rynka truda // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2017. № 1. S. 81-83 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://intjournal.ru/faktory-obrazovatelnoj-migratsii-molodyozhi-v-kontekste-vzaimosvyazi-rynka-obrazovatelnyh-uslug-i-rynka-truda/ (data obrashhenija: 24.07.2024). [In Rus].

12. Rogovaja A. V., Levchenko N. V. Obrazovanie, zanjatost' i dosug kak faktory migracii molodezhi iz malyh gorodov. Ojkumena // Regionovedcheskie issledovanija. 2020. № 4. S. 23-33 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://ojkum.ru/images/articles/2020-4/_2020_4_23-33.pdf (data obrashhenija: 12.07.2024). [In Rus].

13. Semionova E. A. Obrazovatel'naja migracija molodezhi dlja poluchenija srednego professional'nogo i vysshego obrazovanija. Monografija. Izdatel'skij dom «Delo» RANHiGS. 2023. 181 s. [In Rus].

14. Rejting social'no-jekonomicheskogo polozhenija regionov po itogam 2023 g. (RIA rejting) [Jelektronnyj resurs]. URL: https://riarating.ru/infografika/20240610/630264277. html?ysclid=m34rhi6eyz722747791 (data obrashhenija: 21.06.2024). [In Rus].

15. Ulmjasbaeva A. O. Sovremennye tendencii mezhregional'noj obrazovatel'noj migracii rossijskoj molodezhi // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. 2020. № 12. doi: 10.24158/ tipor.2020.12.5. [In Rus].

16. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Chislennost' i migracija naselenija Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13283 (data obrashhenija: 06.06.2024). [In Rus].

17. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Dannye Vyborochnogo nabljudenija trudoustrojstva vypusknikov 2021 g. (sredi vypusknikov obrazovatel'nyh organizacij 2016-2020 gg. vypuska.) [Jelektronnyj resurs]. URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_ trudoustr_2021/index.html (data obrashhenija: 12.08.2024). [In Rus].

18. Beicht U., Walden G. Transition to company-based vocational training in Germany by young people from a migrant background — the influence of region of origin and generation status. International Journal for Research in Vocational Education and Training (IJRVET). 2019. 6(1). doi: 10.13152/IJRVET.6.1.2.

19. Gabdrakhmanov N., Karachurina L., Mkrtchyan N. Educational Migration of Young People and Optimization of the Network of Universities in Cities of Different Sizes // Voprosy Obrazovaniya. 2020. 7. doi:10.17323/1814-9545-2022-2-88-116.

20. Langthaler M., Gunduz D. Preventing migration with vocational education? Understanding the migration — vocational education nexus. 2020. 26. Austrian Foundation for Development Research (OFSE) [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/222492/1/172476733X.pdf (data obrashhenija: 09.09.2024).

21. Wedekind V., Fakoush H., Alla-Mensah J. Human migration and TVET Discussion paper. 2019. UNESCO-UNEVOC International Centre [Jelektronnyj resurs]. URL: https://unevoc.unesco.org/

pub/30002-eng.pdf (data obrashhenija: 18.09.2024). Информация об авторе

Е. В. Ломтева — кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Information about the author

E. V. Lomteva — PhD (Education), Associate Professor, Leading Researcher

Статья поступила в редакцию 08.08.2024; одобрена после рецензирования 10.10.2024; принята к публикации 07.11.2024.

The article was submitted 08.08.2024; approved after reviewing 10.10.2024; accepted for publication 07.11.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.