М.А. ГОНЧАРОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и управления народным хозяйством Орловской академии государственной службы
natalе[email protected]
Н.А. ГОНЧАРОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общих математических дисциплин Орловского государственного университета
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Статья посвящена проблеме поиска новых эффективных инструментов управления вузом в условиях перехода на инновационный путь развития региональной экономики, в связи с чем авторы предлагают использовать образовательную логистику..
В статье рассматриваются теоретические положения, обосновывающие главные предпосылки использования логистики в процессе модернизации российского образования и реализации компетентностного подхода.
Ключевые слова:«образовательная логистика», «компетентность будущего специалиста», «профессиональная компетентность будущего специалиста».
Современная система высшего профессионального образования характеризуется качественными изменениями, обусловленными экономическими, политическими и социокультурными процессами, происходящими в России и в мире. Реформирование общественного устройства в нашей стране объективно требует концептуальных и структурных изменений в системе образования.
Сформировавшаяся система высшего профессионального образования в нашей стране с присущей ей фундаментальностью способна готовить лишь небольшое количество ярких, выдающихся специалистов. В то же время стратегическое развитие национальной экономики связано прежде всего с качеством подготовки основной массы выпускников, обладающих определенным уровнем сформированной профессиональной компетентности. Это означает, что полученное высшее образование должно позволить им быстро адаптироваться на рынке труда.
Сегодня образование, особенно профессиональное, должно быть ориентировано не только на всестороннее развитие обучаемого и его личностные запросы, но и учитывать потребности общества. Вместе с тем переход нашей страны на инновационный путь развития обостряет потребность национальной экономики на всех уровнях управления в компетентных кадрах. Достижение этой цели связано в настоящее время с использованием компетентностного подхода в образовании.
Уже произошел ряд институциональных изменений. Так, компетентностный подход рассматривается как одно из оснований обновления образования в «Стратегии модернизации содержания общего образования», разрабатываются федеральные профессиональные стандарты.
Исследователи отмечают, что профессиональная компетентность может быть сформирована лишь у работающего специалиста. Разрешение данного противоречия предопределяет, по нашему мнению, необходимость исследования процесса формирования профессиональной компетентности будущего специалиста как совокупности
© М.А. Гончарова, Н.А. Гончарова
теоретических знаний, практического опыта, личностных качеств уже в процессе обучения студентов.
Проведенный анализ позволил нам уточнить категории «компетентность» и «профессиональная компетентность» в отношении будущего специалиста следующим образом. Компетентность будущего специалиста - это интегративное качество личности, которое формируется в образовательном процессе, отражает фактическое овладение студентом знаниями, умениями и навыками и проявляется в способности и готовности реализовывать их в практической деятельности. Под профессиональной компетентностью будущего специалиста мы понимаем динамическую интегративную профессионально-личностную характеристику студента, выражающую единство его теоретической, практической и психологической готовности к осуществлению профессиональной деятельности, а также способности производить необходимые для этого действия с учетом тенденций изменения временного и пространственного аспектов.
Вместе с тем коснувшийся России мировой экономический кризис, сопровождающийся ростом безработицы (уровень безработицы в 2008 г., по данным Росстата, составил среди специалистов с высшим образованием 2,8%), актуализирует проблему эффективного и оперативного регулирования запросов и предложений на рынке труда и образовательных услуг. В этой связи насущными вопросами становятся как вопросы переподготовки безработных, так и вопросы трудоустройства тех, кто завершает свое обучение.
Исследования показывают, что половина выпускников ВУЗов работают сегодня не по специальности. При этом 25% выпускников работают на таких местах, где высшее образование не требуется. Кроме того, по экспертным оценкам, в ближайшие два года каждый второй выпускник вуза не сможет устроиться на работу по специальности. Таким образом, функционирование системы профессиональной подготовки кадров для регионального рынка труда должно быть направлено на подготовку компетентных специалистов, способных обеспечить позитивные изменения в своей профессиональной деятельности и в конечном итоге в экономике и социальной сфере своего региона и России. В Стратегии модернизации подчеркивается, что в понятие компетентностного подхода заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»), что свидетельствует об изменении парадигмы результата отечественного профессионального образования (с определения поуровневых требований к подготов-
ленности будущего специалиста к прогнозированию основных дескрипторов теории компетентностного подхода). Для этого необходимо создать условия, которые позволили бы осуществлять подготовку конкурентоспособных специалистов инновационного типа. Проектирование и анализ таких условий должны осуществляться, по нашему мнению, на основе образовательной логистики.
В рассматриваемом контексте образовательная логистика определяется нами как интегральный инструмент управления, направленный на достижение стратегических, тактических, оперативных целей организации бизнес-образования за счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей качества образовательных услуг) управления людским потоком, а также сопутствующими ему материальным, финансовым, информационным и др. потоками.
Именно логистический подход к управлению образовательной системой позволит говорить об управлении сквозным людским потоком и наиболее полноценно реализовать идею компетентностного подхода. Основой логистического управления выступает идея мониторинга людского потока, отражающего в данном случае трансформацию, происходящую в цепочке «абитуриент - студент - выпускник - работник», каждое звено которой характеризуется определенным уровнем сформированной компетентности. «Сквозная» функция управления людским потоком предполагает его координацию и корректировку. При этом результат рассматриваемой трансформации будет иметь заранее спроектированные параметры качества, в т.ч. отражающие сложившуюся на определенный момент времени систему требований к работнику на рынке труда.
Целью образовательной логистики как научного направления является изучение закономерностей логистически организованных систем, как практики - создание и развитие логистических систем в рассматриваемой предметной области.
Цель образовательной логистики раскрывается через систему основных ее правил: нужный товар (молодой специалист - выпускник вуза) необходимого качества (компетентный выпускник вуза) в необходимом количестве (стремление достигнуть баланса интересов между личностью - бизнесом - государством, который позволит избежать «перепроизводства ненужных кадров») должен быть доставлен в нужное время (т.е. подготовка студента должна проводиться по специальностям, необходимым для развития экономики региона и страны в целом) и в нужное место (т.е. выпускник должен быть мобилен в процессе свое-
го трудоустройства) нужному потребителю (т.е. работодатель должен найти на рынке труда «своего» молодого специалиста) с требуемым уровнем затрат (в первую очередь данное правило касается подготовки специалистов на бюджетной основе). Последнее правило приобретает особую важность вследствие процесса реформирования образования в условиях развития экономического кризиса: исследования показывают, что в среднем на подготовку российского студента государство тратит ежегодно около 20 тыс. руб., а учитывая ранее приведенные данные, уже сегодня около 50 млрд. руб. тратится впустую. Использование логистики, на наш взгляд, позволит снизить риск неэффективного использования финансовых средств, прежде всего бюджетных, на функционирование и развитие отечественной системы образования и будет способствовать увеличению притока капитала в этот сектор экономики.
В зависимости от пространственного ограничения логистические образовательные системы можно подразделить на микрологистические и макрологистические. Микрологистические сосредоточены на проблемах управления людскими и сопровождающими их потоками в рамках отдельного вуза. Макрологистические рассматривают те же системы в масштабе региона, страны. В соответствии с этим изменяется характер проблем и круг решаемых образовательной логистикой задач.
В число задач образовательной логистики входят:
- снабжение вуза современным оборудованием для ведения образовательного процесса, в т.ч. методической и учебной литературой;
- создание базы данных профессорско-преподавательского состава, абитуриентов, слушателей;
- организация взаимодействия вуза с работодателями;
- оптимизация размещения образовательных учреждений в регионе/ стране;
- изучение и распространение новых методов и средств обучения и управления и др.
Между макрологистикой и микрологистикой наблюдается определенное взаимодействие - иерар-
хическая связь, т.к. после решения проблем макрологистики последующую оптимизацию людских потоков следует осуществлять в рамках микрологистики конкретной образовательной системы. Это находит свое отражение в процессе модернизации высшего профессионального образования в России. Так, макрологистика охватывает вопросы реализации приоритетного национального проекта «Образование», поддержки новых инновационных вузов, разработки новых стандартов и целевых программ уровневого образования, создания сети новых научно-образовательных центров и др. Микрологистика - вопросы функционирования и развития вуза в условиях усиливающейся конкуренции и становления инновационной экономики.
Применительно к системе образования использование логистики определяет следующие ее функциональные сферы: «производственную», «сбытовую», «информационную», «закупочную», в рамках которых решаются следующие вопросы: Какие образовательные услуги необходимы? Каким должно быть качество предоставляемых услуг? Как предоставлять образовательные услуги соответствующего качества? Как минимизировать издержки на подготовку такого специалиста? Как обеспечить территориальную мобильность будущего специалиста? Как подготовить необходимого специалиста, востребованного конкретным работодателем? Как подготовить специалиста в нужное время? Какое количество специалистов необходимо на рынке труда? Как обеспечить качественную подготовку специалиста?
Таким образом, использование образовательной логистики позволит оптимизировать функционирование образовательной системы вуза, региона, страны; создаст благоприятные предпосылки для повышения мобильности молодых специалистов с учетом тенденций открытости российской системы образования, формирования системы двухуровневой подготовки; активизирует сотрудничество между вузами в образовательной и научно-исследовательской деятельности и т.д., что закладывает основу не только для развития региона, но и для экономического роста
M. A. GONCHAROVA
EDUCATIONAL LOGISTICS AS STRATEGIC IMPERATIVE OF ECONOMICAL DEVELOPMENT OF REGION
The article is devoted to the problem of the search new effective instruments of the management of the higher educational institute in conditions of the transition to innovational development of the regional economy. That’s authors propose to use the educational logistic.
The article deals with theoretical theses, grounding the major premises for make use of the logistic in the process of the modernization Russian education and realization of the competence approach.
Definitions are given to the concepts «educational logistic», «competence of the future specialist», «professional competence of the future specialist».
Key words: educational logistics, competence of a future specialist, professional competence.