УДК 377.8:378.14
ББК Ч447.902.3+Ч448.902.3
ГРНТИ 14.01.01
Код ВАК 13.00.08
Трофимова Оксана Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии ГАОУ ДПО СО «ИРО»; 620137, г. Екатеринбург, ул. Академическая, 16; e-mail: [email protected].
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА
КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: логистический подход; образовательная логистика; управление потоками знаний; управление образовательной организацией; педагогические колледжи; педагогические вузы; учебные дисциплины.
АННОТАЦИЯ. В статье описываются основные проблемы образовательных организаций в области управления потоками знаний, кадров, информации. Раскрывается понятие «образовательная логистика», обосновывается необходимость введения дисциплины по выбору «Образовательная логистика» в направлении подготовки: «Педагогическое образование», «Менеджмент» для включения в вариативную часть учебного плана педагогических колледжей и педагогических вузов. Определяется необходимость повышения компетенций руководителей образовательных организаций в части оптимизации и эффективного управления потоковыми процессами. Описывается содержание дисциплины «Образовательная логистика» для среднего профессионального образования и высшего педагогического образования. Описывается готовность управляющей системы осуществлять логистические процессы в образовательной организации, определяются качественные изменения системы управления образовательной организацией, которые раскрываются в ее элементах: инновационная направленность образовательной логистики; организация управленческой деятельности на всех ее уровнях; применение технологий образовательной логистики; профессионально-личностная готовность руководителя к управлению на основе логистического подхода. В статье выделяются и обосновываются принципы образовательной логистики: комплексность, научность, конструктивность, надежность, вариативность. Раскрываются основные положения образовательной логистики как основы управления образовательной организацией.
Trofimova Oksana Aleksandrovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Institute of Education Development, Ekaterinburg, Russia.
EDUCATIONAL LOGISTICS AS A BASIS FOR EDUCATIONAL INSTITUTION MANAGEMENT
KEYWORDS: logistic approach; educational logistics; flow management; principles of logistic approach in educational institution.
ABSTRACT. The article describes the main problems of educational institutions in the field of flow control: knowledge flow, personnel flow, and information flow. The concept of "educational logistics" is defined. It is argued that it is necessary to introduce an elective course "Educational Logistics" in the educational programs "Pedagogical Education" and "Management" to be included in the elective part of the curriculum in pedagogical colleges and pedagogical universities. It is underlined that it is important to increase the competencies of educational organizations managers in terms of optimization and management of flow processes. The article describes the content of the discipline "Educational Logistics" for secondary vocational education and higher pedagogical education. It also describes the readiness of the management system to implement logistics processes in an educational institution. The article discusses the qualitative changes in the system of management of educational organization revealed in its elements: the innovation orientation of educational logistics; organization of management activities at all levels; application of technologies for education logistics; professional-personal readiness of the leader to management on the basis of logistic approach. The article distinguishes and substantiates the principles of educational logistics: complexity, science, constructibility, reliability, and variability. It describes the main provisions of educational logistics as the basis for management of an educational institution.
Именно образовательная логистика должна позволить педагогу быть мобильным и быстро удовлетворять возникшие потребности или свои профессиональные дефициты. Руководители образовательных организаций должны понимать, что повышение квалификации, профессиональная переподготовка педагога должна носить не стихийный, а систематический характер, основанный на мониторинге изучения возникновения затруднений педагогов. Для этого сами руководители образовательных организаций должны владеть компетенци-
В<
настоящее время в основе системы ) образования лежат знания, которые должны поступать педагогу «точно вовремя» и «точно в срок» для быстрого реагирования. Однако на практике очень часто возникает проблема, связанная с несвоевременным получением педагогом актуальных для него в текущий момент знаний. Это происходит в силу разнообразных факторов: сельская местность, отсутствие Интернета, отсутствие контроля со стороны руководителя образовательной организации, отсутствие определенных знаний и т.д.
© Трофимова О. А., 2017
ями в области управления потоковыми процессами, то есть основами образовательной логистики.
Такой выбор не случаен. В связи с усилением конкуренции на рынке образовательных услуг объектом изучения значительной части зарубежных и отечественных ученых стал образовательный сектор. Однако исследования в основном касаются формирования высококачественного образовательного продукта, обеспечивающего конкурентоспособность организации, предоставляющего соответствующие услуги: рассматриваются проблемы образовательных услуг, применения образовательных инноваций, использования маркетинга при разработке стратегии развития, управления бизнес-процессами [9] и др.
Образовательная логистика как основа управления образовательной организацией в настоящее время практически не рассматривается. Однако образовательная логистика затрагивает все функции управления: планирование, организацию, мотивацию и контроль в образовательной организации. А эффективное управление потоком «знаний», кадровым потоком, финансовым потоком и информационным потоком должно стать стержневой задачей руководителя образовательной организации.
Следует отметить, что дисциплины «Образовательная логистика» в учебных планах педагогических колледжей и педагогических вузов, в программах профессиональной переподготовки и повышения квалификации не предусмотрено.
В настоящее время четкого определения образовательной логистики нет: так, например, В. А. Денисенко использует только понятие «образовательная логистика» как наука и техника организации и самоорганизации образовательных функций (позиций) и процессов с точки зрения повышения эффективности образовательной деятельности в целом [3], а Ю. В. Крупнов определяет образовательную логистику как науку и технику организации и соорганизации образовательных функций (позиций) и процессов с точки зрения повышения эффективности образовательной деятельности в целом [4].
По мнению Н. В. Шевченко, под концепцией образовательной логистики понимается совокупность принципов оптимизации процессов в образовательных системах и структурах [16].
Образовательная логистика - это организация, планирование, контроль и мониторинг потока знаний в образовательном пространстве в соответствии с требованиями рынка [13].
Н. Ю. Склярова определяет логистику в сфере образования как интегрированный
процесс планирования, получения, накопления и движения образовательных услуг и информации, в том числе образовательной статистики, что, в свою очередь, является методологической основой для анализа состояния систем, поиска и принятия обоснованных управленческих решений [15].
Наше понимание образовательной логистики исходит из позиции управления потоковыми процессами в образовательной организации, а именно: материальными, кадровыми, информационными и финансовыми и потоком «знаний». Поэтому образовательная логистика, на наш взгляд, это наука об эффективном управлении потоковыми процессами в образовательной организации, основанная на совокупности логистических принципов образовательной системы, для принятия эффективного управленческого решения «точно в срок», в «нужное место», в нужном количестве, высокого качества, с наименьшими затратами.
Учитывая общие принципы логистики, к принципам образовательной логистики в системе образования можно отнести:
1. Комплексность: формирование всех видов обеспечения для осуществления движения потоков в конкретных условиях; координация действий непосредственных и опосредованных участников движения ресурсов (знаний, информации, кадров, финансов); осуществление централизованного контроля выполнения задач, стоящих перед структурами в системе образования.
2. Научность: усиление расчетного начала на всех стадиях, от планирования до анализа, выполнение подробных расчетов всех параметров траектории движения потоков, для точного понимания руководителем образовательной организации в количестве, качестве необходимых ресурсов для эффективной работы образовательной организации.
3. Конкретность: четкая и точная оценка всех ресурсов, используемых при осуществлении логистического процесса: финансовых, кадровых, материальных и т.д.; освоение с наименьшими издержками всех видов ресурсов; руководство логистикой со стороны структурных органов, результаты работы, которые должны измеряться сокращением затрат.
4. Конструктивность: диспетчеризация потока, непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока и оперативная корректировка его движения.
5. Надежность: широкое использование современных технических средств перемещения и управления движением потока; высокие скорости и качество поступления информации и технологии ее обработки.
6. Вариативность: возможность гибкого реагирования образовательной организа-
ции на колебания спроса (например, дополнительные платные образовательные услуги). В этих условиях способность логистических систем адаптироваться к изменениям внешней среды является существенным фактором устойчивого положения образовательной организации [7; 8].
Ориентация управляющей системы образовательной организации должна обеспечиваться образовательной логистикой, представляющей собой систему управления потоковыми процессами, обусловливающую переход образовательной организации в режим эффективного управления на основе скоординированной перестройки всех основных ее ресурсов в соответствии со стратегическими целями организации и образовательного пространства.
Способность и готовность управляющей системы осуществлять логистические процессы в образовательной организации определяет следующие качественные изменения системы управления образовательной организацией, которые раскрываются в следующих ее элементах:
а) инновационная направленность образовательной логистики, выраженная концепцией логистического подхода, в основу которой положена определенная идея эффективного управления ресурсами образовательной организации;
б) организация управленческой деятельности на всех ее уровнях на основе логистического подхода, направленного на повышение качества и эффективности управления образовательной организацией;
г) применение технологий образовательной логистики, направленных на эффективное управление потоковыми процессами: материальными, кадровыми, информационными, финансовыми и потоком «знаний»;
д) профессионально-личностная готовность руководителя образовательной организации к управлению организацией на основе логистического подхода.
Все это подтверждает необходимость введения нового направления подготовки, а также переподготовки и повышения квалификации руководителей образовательных организаций (разного уровня, в том числе руководителей системы СПО) - образовательной логистики.
В содержании дисциплины «Образовательная логистика» направления подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Управление образовательной организации») и направления подготовки «Менеджмент» (профиль «Менеджмент в образовательной организации») определяются следующие темы для изучения студентами (педагогических колледжей и педагогических
вузов), слушателями курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации: специфика логистического подхода к управлению потоковыми процессами в образовательной организации; взаимосвязь эффективности управления логистическими потоками и повышения качества образования в образовательной организации; образовательная логистика и стратегическое планирование; особенности логистической системы; основные принципы образовательной логистики; управление кадровыми потоками в образовательной организации; управление потоком «знания»; управление финансовыми потоками; управление информационными и материальными потоками в образовательной организации и т.д.
Исходя из вышеизложенного можно выделить следующие основные положения образовательной логистики как основы управления образовательной организацией:
1. Логистический подход к системе образования представляет собой содержательно специфическое обучение руководителей, обеспечивающее их профессиональную готовность к управлению потоковыми процессами образовательной организации, которое необходимо рассматривать как переход к новому направлению в системе управления образовательной организацией.
2. Образовательная логистика представляет собой нововведение, выражающее изменения в управлении образовательной организацией, и должна рассматриваться как наука об эффективном управлении потоковыми процессами в образовательной организации, основанная на совокупности логистичесих принципов: «точно в срок», в «нужное место», в нужном количестве, высокого качества, с наименьшими затратами.
3. Ориентация управляющей системы образовательной организации на логистическую деятельность определяется образовательной логистикой, представляющей собой систему управления потоковыми процессами, обеспечивающую переход образовательного учреждения в режим эффективного управления на основе скоординированной перестройки всех основных ее ресурсов в соответствии со стратегическими целями организации и образовательного пространства.
4. Концептуально-организующим началом при разработке модели логистического подхода к системе образования, в том числе к системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров по направлению «Образовательная логистика» выступают принципы образовательной логистики.
5. Структурно-функциональная модель логистического подхода в системе подготовки, переподготовки и повышения ква-
лификации руководителей образовательных организаций обусловливает специфику ее элементов, в качестве которых выделены:
а) целевой компонент: определяет цель подготовки - формирование практической готовности руководителей образовательных учреждений к управлению потоками в образовательной организации на основе логистического подхода;
в) содержательный компонент: специфика содержания подготовки состоит в том, что оно охватывает практически все проблемы современного образования, поскольку они так или иначе связаны с эффективным управлением и повышением качества образования, а тематическая последовательность образовательной логистики определяется потребностями руководителей, выявленными в процессе обучения на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
д) технологический компонент: обеспечивает применение образовательных средств, способов и технологий подготовки, отвечающих специфике целей и содержания образовательной логистики;
е) результативный компонент: логистический подход, направленный на получение результата в виде эффективного управления всеми ресурсами образовательной организацией, обеспечивает и социальный эффект, поскольку результатом подготовки фактически становятся: готовность личности к управ-
лению потоками в образовательной организации; готовность образовательного учреждения к оптимизации ресурсов; готовность к эффективному управлению ресурсами.
6. Наиболее оптимальным средством реализации модели логистичского подхода к управлению в системе образования является сетевое взаимодействие образовательных организаций, представляющее собой совместную деятельность образовательных организаций разных типов, имеющих общие цели, задачи, а также использование совместных ресурсов для их достижения.
Таким образом, на наш взгляд, необходимость введения дисциплины «Образовательная логистика» в вариативной части учебных планов среднего профессионального (педагогического) образования и высшего педагогического образования по направлению «Педагогическое образование» (например, профиль «Управление дошкольной образовательной организацией»), направлению «Менеджмент» (например, профиль «Менеджмент в образовании») является обоснованной и позволит расширить компетенции руководителей образовательных организаций в области управления потоковыми процессами и эффективным использованием ресурсов образовательной организации. А также включать основы образовательной логистики в содержание профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей образовательных организаций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гаджинский А. М. Логистика : учеб. - М. : Дашков и К, 2007. - 284 с.
2. Голиков Е. А. Маркетинг и логистика : учеб. пособие. - М. : Академ. проект, 2006. - 445 с.
3. Денисенко В. А. Основы образовательной логистики. - Калининград : Изд-во КГУ, 2003. - 317 с.
4. Крупнов Ю. В. Управление качеством образования и образовательная аналитика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rustowns.com/kyahta/strategy/.
5. Педагогическая логистика / / Полисветие : сборник. - Кохтла-Ярве, 2007. - № 1. - С. 72-79.
6. Неруш Ю. М. Логистика : учеб. для вузов. - М. : ТК Велби; Проспект, 2006. - 520 с.
7. Трофимова О. А. Логистический подход к системе управления в сфере образования / / Образование и наука: Известия Уральского отделения Российской Академии образования. - 2010. - № 9. - С. 42-48.
8. Трофимова О. А. Принципы логистического подхода к организации сетевого взаимодействия образовательной организации // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 8. - С. 118-151.
9. Скоробогатова Т. Н. Теоретико-методологические принципы логистического обеспечения рекреационного сектора (на примере Автономной Республики Крым) : дис. ... д-ра экон. наук. - М., 2009. - 330 с.
10. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ.
11. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: lms.hse.ru.
12. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psychology.
13. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ru.wikipedia.org.
14. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://co.pskgu.ru.
15. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hses-online.ru.
16. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: cyberleninka.ru.
REFERENCE
1. Gadzhinskiy A. M. Logistika : ucheb. - M. : Dashkov i K, 2007. - 284 s.
2. Golikov E. A. Marketing i logistika : ucheb. posobie. - M. : Akadem. proekt, 2006. - 445 s.
3. Denisenko V. A. Osnovy obrazovatel'noy logistiki. - Kaliningrad : Izd-vo KGU, 2003. - 317 s.
4. Krupnov Yu. V. Upravlenie kachestvom obrazovaniya i obrazovatel'naya analitika [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.rustowns.com/kyahta/strategy/.
5. Pedagogicheskaya logistika / / Polisvetie : sbornik. - Kokhtla-Yarve, 2007. - № 1. - S. 72-79.
6. Nerush Yu. M. Logistika : ucheb. dlya vuzov. - M. : TK Velbi; Prospekt, 2006. - 520 s.
7. Trofimova O. A. Logisticheskiy podkhod k sisteme upravleniya v sfere obrazovaniya // Obrazovanie i nauka: Izvestiya Ural'skogo otdeleniya Rossiyskoy Akademii obrazovaniya. - 2010. - № 9. - S. 42-48.
8. Trofimova O. A. Printsipy logisticheskogo podkhoda k organizatsii setevogo vzaimodeystviya obra-zovatel'noy organizatsii // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2016. - № 8. - S. 118-151.
9. Skorobogatova T. N. Teoretiko-metodologicheskie printsipy logisticheskogo obespecheniya rekreatsion-nogo sektora (na primere Avtonomnoy Respubliki Krym) : dis. ... d-ra ekon. nauk. - M., 2009. - 330 s.
10. Federal'nyy zakon RF «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii», № 273-FZ.
11. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: lms.hse.ru.
12. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.psychology.
13. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: ru.wikipedia.org.
14. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://co.pskgu.ru.
15. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.hses-online.ru.
16. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: cyberleninka.ru.