Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВОДИДАКТИКЕ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВОДИДАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

295
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогика Яна Амоса Коменского / дидактические принципы / лингводидактика / геймификация обучения / деятельностный подход / мотивация / Jan (John) Comenius / linguodidactics / gamification of learning / motivation / action-oriented teaching / communication skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В В. Белоусова

При рассмотрении образовательной концепции Яна Амоса Коменского (известного в Европе под именем Comenius) основное внимание в статье уделяется ее реализации в современной лингводидактике в первую очередь тому, как трансформировались спустя несколько веков принципы, положенные в основу современной педагогики, как изменилась роль учителя и ученика, каким образом осуществляются сегодня «обучение посредством игры», деятельностный подход, требование «наглядности» и положительная мотивация учащегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL CONCEPT OF JAN AMOS COMENIUS AND ITS IMPLEMENTATION IN CONTEMPORARY LINGUODIDACTICS

The paper deals with the educational concept of Jan Amos Comenius, who is known in Europe as a “teacher of nations” and the “father of modern education”. In this study, an attempt was made to show how the didactic principles of Comenius are implemented today. The special attention is given to changing the role of a teacher and a student as well as the problem of motivation in modern linguodidactics. The paper provides an outline of several teaching techniques and methods (“learning through play”, action-oriented teaching), that help learners develop and improve their communication skills.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВОДИДАКТИКЕ»

ный.... Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. Ответственный редактор Н.С. Яшин. 2015. С. 85-86.

5. Шишканова К.А., Ермолаева Е.А. Использование игр на уроках английского языка с целью формирования коммуникативной компетенции учащихся / К.А. Шишка-нова, Е.А. Ермолаева // Иностранные языки: проблемы преподавания и риски коммуникации. Научные исследования преподавателей и студентов факультета иностранных языков и лингводидактики СГУ имени Н. Г. Чернышевского. Под редакцией Г.А. Никитиной. 2020. С. 360-364.

6. Алешанова И.В., Фролова Н.А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов технического вуза / И.В. Алешанова, Н.А. Фролова // Современные проблемы науки и образования. 2010. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=4506 (дата обращения: 26.01.2021).

7. Никитина Г. А. Методика обучения английскому языку : Пособие для подготовки к лекциям и практическим занятиям Саратов : Издательство "Саратовский источник", 2019. 315 с.

В.В. Белоусова

Московский государственный университет

имени М.В. Ломоносова

УДК 37.02

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВОДИДАКТИКЕ

Аннотация. При рассмотрении образовательной концепции Яна Амоса Коменско-го (известного в Европе под именем Comenius) основное внимание в статье уделяется ее реализации в современной лингводидактике - в первую очередь тому, как трансформировались спустя несколько веков принципы, положенные в основу современной педагогики, как изменилась роль учителя и ученика, каким образом осуществляются сегодня «обучение посредством игры», деятельностный подход, требование «наглядности» и положительная мотивация учащегося.

Ключевые слова: педагогика Яна Амоса Коменского, дидактические принципы, лингводидактика, геймификация обучения, деятельностный подход, мотивация.

EDUCATIONAL CONCEPT OF JAN AMOS COMENIUS AND ITS IMPLEMENTATION IN CONTEMPORARY LINGUODIDACTICS

Abstract. The paper deals with the educational concept of Jan Amos Comenius, who is known in Europe as a "teacher of nations" and the "father of modern education". In this study, an attempt was made to show how the didactic principles of Comenius are implemented today. The special attention is given to changing the role of a teacher and a student as well as the problem of motivation in modern linguodidactics. The paper provides an outline of several teaching techniques and methods ("learning through play", action-oriented teaching), that help learners develop and improve their communication skills.

Keywords: Jan (John) Comenius, linguodidactics, gamification of learning, motivation, action-oriented teaching, communication skills.

Зарубежная и отечественная комениология насчитывает множество работ, посвященных изучению наследия великого чешского мыслителя, философа, религиозного деятеля, педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670), чьи идеи, оформившиеся и начавшие реализовываться в XVII веке, остаются до сих пор предметом анализа современных филологов, социологов, теологов, политологов и ученых-педагогов, исследующих вопросы дидактики, теории воспитания и системы образования в целом.

В этой статье предлагается рассмотреть, как реализуется «пансофиче-ская идея образования» в эпоху глобализации и цифровизации, чем обусловлен переход от знаниевой парадигмы к педагогической парадигме постиндустриального общества, как изменились роли учителя и ученика, и каким образом трансформировались принципы, положенные в основу лингво-дидактики.

Идея пансофийности раскрывается в трудах Я.А. Коменского как понимание единства и целостности мира, отраженное в единстве и целостности науки, представляющее собой «внутренне упорядоченное и системно связанное знание о мире, о Космосе, обучения всех, всему и всесторонне» [1]. Изначально полагая, что именно образование способно обеспечить народу лучшую жизнь, Я.А. Коменский отстаивал идею полного равноправия в доступности знаний для всех людей, поскольку знание способствует развитию моральных и душевных качеств. Идея «всеобщей мудрости» распространялась как на отдельные науки, которые должны были рассматриваться в совокупности и представлять целостную картину мира, так и на социум - владеющие «общим знанием» люди могли преобразовать мир и достичь «всеобщей гармонии».

„Nase ubohé telo je omezeno uzouckymi mezemi; hlas se sírí málo síre, zrak je omezen pouze vyskou nebes; mysli nelze stanovit hranici ani na nebi, ani mimo nebe." [2, с. 50]

В эпоху глобализации, когда Интернет предоставляет свободный доступ к информации, можно говорить о частичной реализации идеи доступности знаний, поскольку каждый пользователь «всемирной паутины», обладающий минимальными навыками поиска, способен найти необходимые ему сведения. Если речь идет о научной работе, положительным моментом является возможность получить данные из любых областей, в т.ч. смежных с основным предметом исследования, и тем самым установить межпредметные связи, способствующие осознанию целостности научной картины мира. Однако «знанием информация становится только будучи оснащенной мыслью и чувством, личностным и ценностным отношением к ней, а также, будучи ориентированной на определенную цель и ее реализацию» [3, с. 164].

Свободный доступ к информации влечет за собой изменения в системе отношений «учитель - ученик», т.к. учитель перестает быть единственным носителем готового знания, а ученик (студент) превращается из объекта в субъект образовательного процесса и уже самостоятельно определяет цели обучения в высшей школе. При этом нельзя игнорировать тот факт, что

стиль мышления «цифрового поколения», определяемый Ф.И. Гиренком как «клиповое сознание» [4], оказался несовместимым со «знаниевой парадигмой» Я.А. Коменского.

Сегодняшние студенты, привыкшие к информационному серфингу и визуальной информации, не всегда способны сосредоточиться на одном источнике и освоить большой объем данных. Это приводит к тому, что у Google generation краткосрочная память преобладает над долгосрочной, поэтому увеличивается количество «функционально неграмотных» учеников, вследствие чего традиционные «вербально-теоретические конструкции в обучении деятельности являются менее эффективными и устойчивыми по сравнению с поведенческими, коммуникативными конструкциями» [3, с. 160]. В этой ситуации актуализируется положение Я.А. Коменского о том, что учитель не должен быть движущей силой обучения, его задача - вдохновлять и мотивировать студента, делая процесс получения знаний увлекательным и эффективным - „Nasi didaktiky zacátkem i koncem budiz: hledati a nalézati zpûsob, podle nehoz by vyucujici ucili méne, ti vsak, kdo uci, naucili se vice, podle nehoz by skoly méne shonu, nechuti a marné práce, avsak vice klidu, poteseni a pevného vysledku." [2, с. 16.]

Учитель в высшей школе вынужден работать в условиях многозадачности - „nasi ucitelé nesmeji byt podobni sloupûm u cest, jez pouze ukazuji, kam jit, ale samy nejdou" [5, с. 57]:

- как тьютор - помочь студенту сориентироваться в образовательном пространстве, определиться с целеполаганием и, в конечном счете, выстроить индивидуальную образовательную траекторию;

- как ученый-исследователь - проявить собственный научный потенциал и ознакомить студента не только с новейшими разработками в изучаемой области, но и непосредственно с процессом получения научного знания;

- как педагог - пробудить интерес к научно-исследовательской деятельности и способствовать всестороннему развитию личности студента, поддерживая его креативность и помогая ему сформировать уникальный набор компетенций.

Наряду со сменой ролей «учитель - ученик» постепенно происходит и трансформация педагогической парадигмы: меняются теоретические и методологические установки, и благодаря гуманизации образовательного пространства создаются условия для поддержки личностного роста, т.е. формируется «развивающаяся целостность, структурные элементы которой используются всеми участниками образовательного процесса для освоения и трансляции гуманистических ценностей» [6, с. 29]. Таким образом, отход от «знаниевой концепции» Я. А. Коменского становится необходимым шагом на пути к воплощению его пансофической идеи.

Современная образовательная среда, представляющая совокупность трех составляющих - предметной, социальной и информационной, должна помочь студенту максимально раскрыть свой потенциал и реализоваться в постоянно изменяющемся мире. Проблема заключается в том, что «на дан-

ный момент времени происходит столкновение двух разных поколений («цифровых мигрантов» и «цифровых аборигенов»), двух реальностей (книжной/текстовой и экранной), разных типов мышления (понятийного/словесно-логического, клипового и цифрового)» [7, с. 109] и это противопоставление необходимо учитывать при выборе педагогических технологий формирования ключевых компетенций. Создание цифровой образовательной среды делает обучение более комфортным, поскольку студент оказывается в привычной обстановке - с круглосуточным доступом к учебному контенту, выбором источника и формы презентации тематического материала (текст, видео, подкасты, инфографика и др.), возможностью пообщаться с преподавателями в социальных сетях и на форумах, а также составить гибкий график занятий в соответствии со своей индивидуальной траекторией.

Позиционируемая как «пространство равных возможностей» цифровая образовательная среда, тем не менее, предъявляет к студентам определенные требования, к которым относятся обучаемость, адаптивность, коммуникабельность (soft skills) и умение работать с информационными потоками. «Цифровое поколение» оказывается в непростой ситуации: с одной стороны, серфинг приучает адаптироваться к многозадачности, но сформировавшаяся привычка быстро переключаться с одного информационного блока на другой не оставляет времени на осознание информации, тем самым затрудняя отбор, обработку и дальнейшую передачу полученных данных: возникают сложности с выделением главной мысли, пересказом и оценкой содержания, формулированием собственной позиции. Сетевое общение во многом отличается от реальной коммуникации, поэтому при формировании soft skills необходимо дополнительно развивать вербальные навыки, чтобы использовать язык для достижения поставленных задач - „Jazyküm se ucíme ne jako cásti vzdelání nebo moudrosti, nybrz jako nástroji, jímz mozno vzdelání cerpat a sdelovat jinym." [2, с. 252]

Человек должен развиваться гармонично, а для этого «необходимо тренировать ум (mens), язык (lingua) и руки (manus) - тогда развитие ума проявится в человеческом разуме, развитие языка - в его речи, развитие руки - в его работе». Эта триада ratio (интеллект) - oratio (речь) - operatio (деятельность) не утратила своей актуальности и при обучении представителей «цифрового поколения» - для них имеет принципиальное значение сформулированное Коменским правило ясности, краткости и четкости изложения „vse, cemu se mají ucit, budiz jim predlozeno a vylozeno tak jasne, aby to meli pred sebou tak jako svych pet prstü" [2, с. 123]. При этом важно, в каком формате будет представлен учебный контент.

Универсальным дидактическим инструментом, позволяющим дать учащимся понимание мира природы, человека, религии и общества, а также превратить их умственные усилия в увлекательное действо, Я.А. Коменский считал игру. Именно игра способствует обретению мудрости (dosáhnout moudrosti, nejen prostého vedení) и осмыслению единства и целостности ми-

ра. Сегодня геймификация является трендом и в образовании (повышает мотивацию и вовлеченность в процесс), и в профессиональной среде (помогает оттачивать компетенции), и в повседневной жизни (способствует формированию полезных привычек и т.п.). Распространению игровых методик активно способствуют многочисленные онлайн сервисы - Lingualeo (практика языков), Quizlet (обучение с помощью игр и карточек), Kahoot (викторины и тесты), Flippity (создание интерактивных упражнений), Edmodo (социальная сеть с образовательным контентом), которые реализуют принцип Коменско-го „skola hrou" и поддерживают идею обучения в развлекательной форме, получившую название edutainment.

Приобретение нового знания и опыта «посредством игры» сочетает в себе два важных элемента эффективного обучения - наглядность и вовлеченность обучаемого. Я.А. Коменский считал, что в процесс познания необходимо включаться активно, используя все доступные средства для лучшего закрепления новых знаний - „aby to vsecko v nich snáze utkvëlo, at' se pribírají smysly, kterékoli mozno. Napríklad sluch se zrakem, jazyk s rukou budtez ustavicnë spojovány. Má se tedy nejen vypravët, co mají vëdët, aby to vnímali sluchem, nybrz má se to i malovat, aby se to vstëpovalo i zrakem" [2, с. 123]. Де-ятельностно-ориентированный подход развивает коммуникативные, социальные и личностные компетенции, а «новые средства визуализации учебной информации в электронном обучении (анимационное видео, флэш-презентации, 3D презентации, медиа-шоу, мобильные приложения) расширяют возможности наглядного обучения и эмоциональной сферы учащихся, способствуют формированию визуального мышления, слуховой культуры, воспитанию души» [8, с. 87]. Роль «учителя» заключается в создании условий для проявления творческого потенциала «ученика» - „Pouhym mlcením nikdy nedosáhnes, aby zák dával pozor, a o mnoho jestë ménë, aby prospíval. Ba cím více ho budes nutit k takové nëmé pozornosti, tím více ho otupís. Avsak dás -li mu nëco dëlat, brzy ho povzbudís, brzy upoutás jeho mysl" [5, с. 212] - и экспертной оценки результатов его деятельности. При таких условиях в рамках интерактивного занятия студент может работать в группе или индивидуально, но в любом случае он мотивирован, нацелен на достижение результата и осознает свою ответственность, а использование информационных технологий в разработке стратегии и последующей реализации проекта обеспечивает ему режим саморазвития. Таким образом осуществляется важное требование сегодняшнего дня - индивидуализация обучения путем формирования гибкой образовательной траектории.

Обращаясь к работам Я.А. Коменского, исследователи отмечают актуальность идей «учителя народов», определившего «магистральный перспективный тренд развития европейской и европоцентристской образовательной парадигмы на четыре столетия вперед» [9], признавая, что и его философия, являющаяся продуктом своего времени, оказалась очень плодотворной и эффективной не только в педагогическом применении, но и в жизненной практике, поскольку указывает нам «пределы нашей духовной Вселенной» -

„Komensky se tedy jeví jako aktuální i neaktuální, moderní nemoderní, casovy i nadcasovy. Zálezí na hermeneutickém predporozumení. <...> Proto je treba Komenskému naslouchat v jeho vlastní myslenkové integrite. Modernímu ci postmodernímu uchu müze znít cize, avsak je-li to moderní paradigma, které odcizilo cloveka od autentické lidskosti, pak nám Komensky müze poslouzit nejlépe práve svou cizostí, nebof nám ukazuje na meze naseho duchovního univerza" [10, с. 51].

Список использованной литературы

1. Марчукова С. М. Развитие идеи пансофийности в педагогических трудах Я. А. Коменского [Электронный ресурс] // ЧиО. 2013. №4 (37). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/razvitie-idei-pansofiynosti-v-pedagogicheskih-trudah-ya-a-komenskogo (дата обращения: 20.02.2021).

2. Komensky J. A.Didaktikavelká. 3. vyd. Brno: Komenium, 1948.

3. Грохольская О. Г.Педагогические идеи Яна Амоса Коменского и их современное прочтение [Электронный ресурс] // История и педагогика естествознания. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-idei-yana-amosa-komenskogo-i-ih-sovremennoe-prochtenie (дата обращения: 15.02.2021).

4. Гиренок Ф.И. Клиповое сознание. М., 2016. 256 с.

5. Komensky J. A. Nejnovejsí metoda jazykü. Praha: SPN, 1964.

6. Михеева Т. Б. Образовательное пространство как феномен культуры и «Место» формирования личности [Электронный ресурс] // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2017. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnoe-prostranstvo-kak-fenomen-kultury-i-mesto-formirovaniya-lichnosti (дата обращения: 22.02.2021).

7. Кушнир Е.Н. Клиповое мышление/сознание студентов как психолого-педагогическая и научно-методическая проблема //Образование из будущего: обучение, воспитание, развитие: сборник статей научно-практической конференции, посвященной 40-летнему юбилею кафедры педагогики и кафедры психологии Омского государственного педагогического университета (23 ноября 2017 года) / Ред. Чекалева Н.В., Шаров А.С. Омск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Омский государственный педагогический университет", 2018. 252 с. С. 104-114.

8. Назарова Т.С. Восхождение к знанию по ступеням наглядности: от идеи наглядности Я.А. Коменского к принципу предметности развивающего обучения // Я.А. Коменский и современность: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, посвященной 425-летию со дня рождения великого педагога и 250-летию первого издания его произведений на русском языке (28 ноября 2017 г.) / Под научной редакцией В.Г. Безрогова, К.Ю. Милованова. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018. 243 с. С. 78-87.

9. Богуславский М.В., Милованов К.Ю. Перспективы развития историко-педагогического знания // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. №3. С. 25-32

10. Hábl J. (2010) Komensky casovy a nadcasovy: Problém takzvané aktuálnosti Komenského odkazu. Komensky, 2010, roc. 135, c. 2, s. 47-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.