Научная статья на тему 'Образовательная гибридизация как источник превращенных форм в высшем образовании'

Образовательная гибридизация как источник превращенных форм в высшем образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / гибридные образовательные системы / гибридная природа модернизации / гибридизация образования / гибридные преобразования / превращенные формы / знаниевый подход / компетентностный подход. / higher education / hybrid educational systems / hybrid nature of modernization / hybridization of education / hybrid transformations / converted forms / knowledge approach / competence approach.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательная гибридизация как источник превращенных форм в высшем образовании»

Сенашенко В. С. д.ф.-м.н., профессор РУДН vsenashenko@mail .ru Макарова А. А. аспирант РУДН [email protected]

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ГИБРИДИЗАЦИЯ КАК ИСТОЧНИК ПРЕВРАЩЕННЫХ ФОРМ

В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Ключевые слова: высшее образование, гибридные образовательные системы, гибридная природа модернизации, гибридизация образования, гибридные преобразования, превращенные формы, знаниевый подход, компетент-ностный подход.

Keywords: higher education, hybrid educational systems, hybrid nature of modernization, hybridization of education, hybrid transformations, converted forms, knowledge approach, competence approach.

Проблема образовательной гибридизации вызывает большой интерес по той причине, что реформирование высшего образования России в результате присоединения к болонскому процессу, определившему направление реформирования образовательных систем европейских стран, происходит на основе зарубежных образовательных практик. Тем самым создаются условия для гибридных преобразований отечественной образовательной среды.

Реформирование системы образования не дает желаемых результатов и поэтому нуждается в анализе дидактических основ проводимой образовательной реформы отечественной системы образования. Помимо субъективных причин неудачной реформы высшего образования, на которых мы не будем останавливаться, на наш взгляд существует объективная составляющая реформенных преобразований, которая связана с тем, что гибридные образования обладают имманентным свойством непредсказуемости результата и способностью стать источником превращенных форм.

Очевидно, что и явление гибридизации и появление «превращенных форм» в образовательном контексте нуждается в пояснении. Явление гибридизации в настоящее время обсуждают во многих отраслях знания: в политологии, в философии, в естественных науках, в социологии и в др. Образовательная гибридизация представляет собой процесс имплантации зарубежных образовательных практик в отечественную систему высшего образования и как результат -появление возможности «выращивания» обновленной образовательной системы.

Что касается категории «превращенные формы», то для экономистов и философов это понятие является рабочим. Впервые оно было введено К.Марксом, когда он рассматривал проблему добавочной стоимости, соотношения стоимости и цены, при котором цена по отношению к стоимости рассматривалась как превращенная форма. Таким образом, превращенная форма представляет собой форму действительного существования какой-либо системы. Такие формы действительного существования - продукт превращения внутренних отношений сложной системы, происходящего под влиянием внешних воздействий на определенном уровне её функционирования1. Применительно к системе образования это могут быть структурные превращения, превращения технологические и другие. Основы появление приведенных форм в образовательных средах были ранее детально рассмотрены2.

Гибридные образовательные системы - это такие системы, которые черпают свои истоки из двух или более источников, часто изначально сильно отличающихся друг от друга. То, что мы имеем на сегодняшний момент это гибрид советской и «болонской» систем образования. Гибридизацию, в том числе определяют как «способы, с помощью которых формы отделяются от существующих практик и рекомбинируют с новыми формами в новых практиках»3. Образовательные системы, называемые гибридными или смешанными, формируются в различных культурных контекстах, и не только культурных, но и экономических, и политических, а также при наличии различий в образе жизни той или иной страны.

К основным характеристикам явления гибридизации в сфере образования относятся спонтанность, непредсказуемость развития, формационная «текучесть» образовательной среды. В своей совокупности данные характеристики размывают целевые ориентиры образовательной реформы, делают результаты реформы мало предсказуемыми. Таким образом то, что мы имеем сегодня, что в течение почти тридцати лет не можем определить конструктивное начало реформы отечественной системы образования, в этом есть доля непонимания особенностей образовательной гибрид-ности.

1 Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - Москва: Прогресс, 1990. - С. 320.

2 Тхагапсоев Х.Г., Сапунов М.Б. Российская образовательная реальность и ее превращенные формы // Высшее образование в России. - М., 2016. - № 6 (202).

3 Rowe W., Schelling V. Memory and Modernity: Popular Culture in Latin America. - London: Verso. 1991. - P. 231.

Образовательная гибридизация видится в виде смешения не только форм, но и убеждений - образовательных ценностей взаимодействующих образовательных систем. В результате смешения советской и «болонской» образовательных систем рождается «третья система образования» - российская образовательная система сегодняшнего дня. Происходящий процесс реформирования отечественной системы высшего образования - это результат глубинных преобразований, которые распределены во времени. При этом образовательная гибридизация оказывается важной составляющей образовательной реальности и становится одним из инструментов реформирования образовательной системы.

В частности, структурная гибридизация сопровождается появлением новых образовательных практик, активируя конкурентный потенциал образовательной системы. Более того, исследования гибридной природы реформы системы образования создает дополнительные возможности для более глубокого понимания характера происходящих изменений в сфере образования. Принципиальным моментом гибридных преобразований является проблема асимметрии и неравенства в процессе смешения, которая требует проведения специального исследования. Ведь если бы это были симметричные (равные) системы, тогда можно было бы говорить о процессах конвергенции. В рассматриваемом случае речь не идет о конвергентных преобразованиях образовательной среды. Фактически имеет место процесс гибридизации, который является достаточно агрессивным со стороны внешней («болонской») среды по отношению к традиционной образовательной системе России.

В качестве наглядной иллюстрации рассмотрим построения континуума гибридных преобразований. При этом характер гибридности обновленной системы может быть различным, в зависимости от величины удельного веса компонент помеси. На рис. 1 представлено смешивание двух систем в интервале от 0 до 1: слева располагается целостная система, справа - замещенная система. Наблюдается также (ближе к нулевой отметке) область ассимиляции, что соответствует ассимиляционному режиму гибридизации, в которой преобладает первичная компонента, а с другой (ближе к отметке 1 - наблюдается дестабилизирующая гибридность, которая размывает исходный канон и в пределе приводит к его замещению. Если чужеродная система по отношению к родительской входит с небольшим весом примеси, то естественно, что родительская система ее ассимилирует без ущерба для себя, а возможно, и с некоторым качественным приращением. Если же инородная система по отношению к «родительской» превалирует, то тогда возникает область поглощения, когда чужеродная система либо частично, либо полностью поглощает родительскую систему - возникает замещенная система. В промежутке между этими областями могут возникать превращенные формы, которые непредсказуемым образом могут деформировать «родительскую» систему и результат таких деформаций порой оказывается весьма для неё пагубным.

0 1

Рисунок 1.

Континуум гибридных преобразований

Примеры гибридных преобразований. Особенно ярким примером гибридной образовательной конструкции является современная аспирантура как помесь «болонских предписаний» и отечественной модели подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. В силу присущей гибридным преобразованиям неопределенности конечного результата всё ещё остается открытым вопрос: «Аспирантура это образовательная программа с научно-исследовательской компонентой или научно-исследовательская программа с образовательной компонентой»? Подобные гибридные модели требуют деликатного обращения, несовместимого с фронтальным подходом. Другими словами, они требуют пролонгированного во времени эксперимента. И уже по результатам этого эксперимента можно успешно формировать гибридную систему.

Второй пример формирования гибридной конструкции - это предоставление МГУ им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургскому государственному университету права самостоятельно присуждать учёные степени кандидата и доктора наук, создавать диссертационные советы и определять их полномочия. Изначально такая инициатива пред-

ставляется разумной в рамках эксперимента. Но как только без особых на то оснований уже на начальном этапе её осуществления происходит увеличение числа участников, возникает потеря её однозначности со всеми вытекающими последствиями тотального распространения гибридных преобразований образовательной системы (гибридная закономерность, которая в итоге генерирует неопределенности). Тем более что это нововведение не отменяет действующую государственную систему аттестации научно-педагогических кадров.

Особенности гибридных преобразований заключаются в том, что на начальной стадии смешения образовательных систем гибридизируются поверхностные элементы, в то время как более глубокие установки и ценности, структурный ансамбль образовательной сферы тесно привязан к конкретному национальному контексту. То есть гибриди-зирующие внешние конструкции, прежде чем прийти к положительному результату, должны ассимилировать ту среду, в которую они погружены. Если же этого не происходит, то рассчитывать на успешность процесса будет достаточно сложно. Возникает эффект неприятия гибридных преобразований. Его преодоление требует громадных усилий, распределенных во времени.

К сожалению, мы настолько приучены думать об образовании в рамках традиционных стереотипов, что не в состоянии серьезно отнестись ко всему кругу вопросов, связанных с гибридизацией. Действительно, модернизация, реформирование системы образования непосредственно связаны с явлением образовательной гибридизации, которая требует проведения систематических научных исследований.

Заключение

Таким образом, мы вынуждены говорить об искусственно создаваемой системе образования - образовательном гибриде, который генерирует в образовательной среде превращенные формы различного уровня. В результате возникают необратимые деформации отечественной системы высшего образования, которые сопровождаются смещением целей образовательной деятельности субъектов образовательных отношений и отличается трудно воспринимаемой логикой происходящего.

В действительности же речь должна идти о создании российской системы образования, которая соответствовала бы принятому в академическом сообществе уровню академических свобод и необходимым для их практической реализации нормам университетской автономии. Обновленная российская система образования должна в большей степени быть ориентирована на решение национальных задач в контексте международных проектов и взаимодействий. К сожалению, имеет место инверсия указанных направлений совершенствования системы высшего образования - на первый план выходят проблемы, связанные с международным позиционированием отечественной образовательной системы. При этом решение национальных образовательных проблем уходит на второй план.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.