Педагогические науки
УДК: 377 (477.7) (09)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕЛЬСКИХ РЕМЕСЛЕННЫХ УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА НА ЮГЕ УКРАИНЫ1
М. В. Гончар, Коммунальное высшее учебное заведение «Херсонская академия непрерывного образования» Херсонского областного совета, (г. Херсон, Украина), е-mail: m.honchar@gmail.com
Резюме. В статье дана характеристика образовательной деятельности сельских ремесленных учебных мастерских на юге Украины в начале ХХ века.
Ключевые слова: сельские ремесленные мастерские, Юг Украины, ремесленное сельскохозяйственное образование.
Поиск эффективных моделей подготовки квалифицированных рабочих кадров требует от педагогической науки учета опыта приобретенного в разные исторические периоды. Одними из таких достижений педагогического поиска являются наработки педагогической мысли времен Российской империи, так как именно в это время происходило формирование государственной системы подготовки квалифицированных рабочих кадров.
Вопрос подготовки квалифицированных рабочих для нужд народного хозяйства находился в поле зрения исследователей как времен царской России (И. Анопов, И. Максин, В. Ерастов, А. Неболсин, С. Владимирский и др.) так и советского периода (С. Батышев, М. Пузанов, Г. Терещенко, А. Веселов, Н. Кузьмин, Л. Костюкевич и др.). В наше время, различные его аспекты нашли отражение в исследованиях Э. Днепрова, И. Галкина, И. Ликарчука, Н. Слюсаренко, С. Улюкаева, А. Анищенко, С. Сытняковской, С. Богатчук и др.
1 Статья рекомендована: Слюсаренко Нина Витальевна, профессор кафедры педагогики, психологии и образовательного менеджмента, доктор педагогических наук, профессор, Херсонский государственный университет (г. Херсон, Украина).
Целью данной публикации является анализ особенностей организации образовательного процесса в одном из типов низших профессиональных учебных заведений - сельских ремесленных учебных мастерских (на примере учреждений, которые функционировали на юге Украины в начале ХХ века).
Установлено, что первые сельские учебные ремесленные мастерские были организованы в 1896 г. в Уфимской губернии и Санкт-Петербурге [12]. Их дальнейшему распространению способствовало утверждение Государственным Советом в 1897 г. Положения о сельских ремесленных учебных мастерских.
Целью этого типа низших профессиональных учебных заведений было осуществление подготовки рабочих для сельского хозяйства способных ухаживать, управлять земледельческими машинами и орудиями, производить их ремонт, изготавливать новые орудия, несложные детали машин и другой сельскохозяйственный инвентарь [6, с. 110].
В условиях активной механизации сельского хозяйства такие специалисты были крайне необходимы для помещичьих экономий и крестьянских хозяйств. Об этом Н. Гошкевич писал так: «...отсутствие в нашем земледельческих государстве рабочих, опытных в уходе за земледельческих машинами и орудиями ощущалось уже давно» [8, с. 23].
Исследователь Э. Днепров относил указанный тип учебных заведений к сельскохозяйственным [9, с. 435], но по нашему убеждению, исследовав особенности организации учебного процесса в этом типе учреждений, их необходимо отнести к низшим ремесленным заведениям, обслуживающим нужды сельскохозяйственного производства. Похожие мысли находим в исследовании А. Веселова [5, с. 37].
Для идентификации этого направления учебных заведений И. Галкин предложил понятие «ремесленное сельскохозяйственное образование», предусматривающее систему ремесленных сельскохозяйственных учебных заведений порожденных индустриальной модернизацией аграрного производства, и направленных на подготовку специалистов, способных пользоваться, хранить, обслуживать и ремонтировать сельхозтехнику и оборудование, а также изготавливать простые детали к ней [7, с. 5].
А. Веселов рассматривал необходимость создания сельских ремесленных учебных мастерских как результат поиска дешевого, по размерам
расходов на обучение, ремесленного учебного заведения [5, с. 39]. Хотя, по нашему мнению, учитывая дотацию в размере 10 тыс. руб., которую предоставляло царское правительство для создания мастерских, и расходы, которые осуществляли земства и отдельные меценаты, создание таких заведений было не из дешевых. Так, например, стоимость оборудования Мелитопольской мастерской составляла 14 тыс. 141 руб., а мастерской имени Гаиоса - 7 тыс. 500 руб., а стоимость учебных сооружений - 75 тыс. и 60 тыс. руб. соответственно [12, с. 386, 408].
Еще одним фактором, способствовавшим не только возникновению, но и распространению учебных мастерских, было недовольство производителей и промышленников подходом к подготовке квалифицированных рабочих кадров, которых, учитывая быстрые темпы механизации промышленности и сельского хозяйства, постоянно не хватало.
В своей деятельности учебные мастерские руководствовались собственными уставами, которые, как правило, передавали содержание Положения 1897 г. и могли учитывать местные особенности.
Сначала мастерские находились в ведении Министерства финансов, а с 1905 г. - Министерства торговли и промышленности.
К началу 1917 г. в России функционировало 125 мастерских, из которых только 6 были казенными [7, с. 80]. Как удалось установить, подавляющее большинство мастерских располагалась в украинских губерниях. Так, на начало 1913 г. среди лидеров были Черниговская (10) и Полтавская (8) губернии [12, с. 427]. Кроме того, И. Галкин относит к ремесленным сельскохозяйственным учебным заведениям Гнединское ремесленное училище (Екатеринославская губерния), Горецкое ремесленное училище (Могилевская губерния), Симбирскую школу сельскохозяйственных механиков (Симбирская губерния), Николае-Александрийские сельскохозяйственные и ремесленные классы (Самарская губерния), Тростянецкие сельскохозяйственные и ремесленные классы (Волынская губерния), Сосново-озерскую сельскохозяйственную ремесленную колонию (Пермская губерния), Николаевские курсы сельскохозяйственных монтеров (Херсонская губерния) и Саратовские курсы по ремонту и постройке сельскохозяйственных машин и орудий (Саратовская губерния) [7, с. 64].
В ходе исследования было установлено, что на юге Украины действовало три учебных мастерских: в Херсонской губернии - имени Гаиоса в
городке Павловка Тираспольского уезда (основана в 1905 г.), в Таврической губернии - Мелитопольская (1909 г.) и Симферопольская имени Кузьмина (1912 г.).
В соответствии с Положением 1897 г. мастерские основывались в поселениях при сельскохозяйственных экономиях или заведениях по изготовлению сельскохозяйственных машин [6, с. 110]. Так, например, на территории учебной мастерской имени Гаиоса действовало отделение земского склада сельскохозяйственных машин и инвентаря, где ученики мастерской осуществляли ремонт инвентаря и учились им пользоваться [2, л. 91 н.].
Учредителями мастерских могло быть царское правительство, органы местного самоуправления, частные лица и общества, различные сословия.
Положением 1897 г. предполагалось, что в мастерских могли создаваться плотницко-столярные и кузнечно-слесарные отделения. Они могли иметь, как одно отделение по отдельной или объединенным профессиям, так и группу отделений по различным профессиям.
Их отличие от низших сельскохозяйственных школ I и II разряда, где ученикам давали основы кузнечного, слесарного, токарного ремесел, заключалась в том, что в последних эти ремесленные знания носили вспомогательный характер и не предполагали приобретения умений ремонтировать сложную технику и инвентарь.
Как удалось установить, учредители учебных мастерских, с учетом материальных ресурсов и местных нужд, не ограничивались указанным перечнем ремесел, обустраивая чугунно-литейные, малярные, колесные, обойные, экипажные, жестяные, кровельные, механические, токарные и другие отделения.
Как правило, на учебу в мастерские принималась молодежь в возрасте от 14 лет, которой необходимо было иметь образовательную подготовку начального уровня. Допускался прием лиц, которые могли только читать и считать. Кроме того, учредители могли устанавливать собственные ограничения [6, с. 111].
Количество учащихся в мастерских колебалось. Так, в начале 1914/1915 учебного года в Мелитопольской мастерской учился 81 ученик, в мастерской имени Гаиоса - 53, в Симферопольской - 38 [11, с. 21; 12, с.
386]. Указанные цифры свидетельствуют о значительном уровне заинтересованности местного населения в получении ремесленного образования в мастерских.
Обучение в мастерских было бесплатным, продолжалось 3-4 года с соответствующим делением на классы. Иногородние учащиеся обеспечивались общежитием за символическую плату. Содержание общежития ложилось на плечи земств. Такое общежитие существовало, например, при мастерской имени Гаиоса [12, с. 386].
Учебный процесс в мастерских начинался в начале октября и продолжался весь год. Обучение осуществлялось с понедельника по субботу по восемь часов в день, с двухчасовым перерывом на обед и отдых. Выходными были воскресенье, праздничные и табельные дни [1, л. 31 н.].
Особенность образовательного процесса в ремесленных мастерских заключалась в том, что ученики не изучали общеобразовательных или специальных дисциплин, а получали практическую подготовку во время изучения ремесел и при работе с сельскохозяйственными механизмами. Положением предусматривалась лишь необходимость овладения навыками черчения и рисования. Именно поэтому Е. Анищенко классифицировала ремесленные мастерские, как профессиональные школы без теоретической подготовки [4, с. 43].
Впрочем, при анализе отчета о работе учебной мастерской имени Гаиоса за 1911 г. выявлено, что ученики все же изучали некоторые общеобразовательные предметы. Более подробная информация представлена в таблице 1 [2, л. 92].
Таблица 1
Недельное расписание занятий в сельской ремесленной учебной мастерской имени Гаиоса на 1911 г.
Предметы 1 класс II класс III класс Всего
Арифметика 2 1 1 4
Геометрия 2 1 1 4
Физика и механика - 1 1 2
Технология дерева и метал- - 1 1 2
лов
Черчение 4 4 4 12
Рисование 2 2 2 6
Практические занятия в мастерских 37 37 37 111
Всего 47 47 47 141
Как следует из таблицы 1, учебная неделя в мастерской имени Гаи-оса длилась 47 часов, то есть почти 8 часов в день. Ученики во всех классах изучали арифметику и геометрию, в 2-3 классах - физику и механику, а также технологию работы с деревом и металлами. Наибольшее количество времени отводилась на практические занятия.
Внедрение в образовательный процесс мастерских общеобразовательных предметов было единичным явлением и объяснялось, во-первых, низким уровнем начального образования учащихся, а во-вторых - активным развитием технологий и техники, которое требовало получения более-менее приличных знаний по точным наукам.
Учебная программа по профессиям предусматривала выполнение учащимися работ по возрастанию уровня сложности. Например, в программу 1 года обучения в столярной мастерской Кузьмина входило: выполнение 20 работ по обработке и соединения деревянных частей изделий, изготовление одного предмета (табурет, двери и т.д.), изготовление нескольких деревянных частей несложных машин, 9 работ по токарному делу [11, с. 12].
Во время обучения учащиеся принимали участие в выполнении ремонтных работ сельскохозяйственного инвентаря и изготовлении изделий домашнего обихода. Так, в 1911 г. ученики Мелитопольской мастерской, кроме прочего, изготовили 1 элеватор для соломы, 5 раздвижных классных скамеек, 2 железные ажурные люстры, 80 ящиков для бутылок, 4 втулки для бричек, 34 табурета, 217 анкерных болтов; произвели ремонт 2 локомобилей, 1 паровой молотилки, 2 саней, 1 водовозки, 1 плуга, 12 стульев, 3 сундуков, 1 сепаратора [10, с. 16-17]
В конце учебного года ученики сдавали экзамен, по завершении которого они должны были изготовить конкретное изделие. Так, в мастер-
ской имени Гаиоса выпускники должны были выполнить следующие работы: станок для выработки черепицы, токарный станок по дереву, сеялка для кукурузы, ручная молотилка для кукурузы, гардеробный шкаф, парадные двери. В октябре проводился обзор выполненных работ [2, л. 92-93].
Ученики, которые по завершении учебного курса были признаны неуспевающими, могли быть оставлены на повторный год обучения [1, л. 32]. Те же, кто удачно сдавал экзамены, имели возможность открыть собственное дело или получить места в частных экономиях. Выпускники, которые проработали в экономиях по специальности два года, имели право претендовать на звание сельского подмастерья, а пять лет - сельского мастера [6, с. 111].
Поскольку большинство сельских мастерских основывались уездными земствами, то уездные управы осуществляли общее управление заведениями. Заведование мастерской и общежитием (при его наличии) осуществлял управляющий. Он назначался уездным земским собранием из числа лиц имеющих образование низшего технического или ремесленного училища и опыт практической работы. На управляющего ложилось преподавание черчения и рисования. Кроме того, из числа известных и уважаемых лиц данной местности могли избираться почетные надзиратели.
Мастерами ремесел могли быть лица, которые имели опыт производственной деятельности по соответствующей профессии. Они назначались управляющими мастерской по вольному найму. Например, в Симферопольской мастерской имени Кузьмина на должности управляющего работал выпускник Гнединского ремесленного училища по специальности слесарное и кузнечное ремесла Прокопенко; мастерами-преподавателями по столярному и кузнечному делу были опытные рабочие без специального образования Олейниченко и Ковтунец; мастером-преподавателем слесарного дела был выпускник начального народного училища по ремесленному отделению при Житомирском детском приюте в звании подмастерья слесарно-токарного ремесла Грабовский [11, с. 21-23].
Как видим, даже в городе было трудно найти квалифицированных мастеров-преподавателей со специальным образованием. Это было связано с более низкой зарплатой (чем в промышленности) и проблемами с жильем.
Контроль за правильностью учебного процесса и расходованием средств возлагался на фабричную инспекцию или губернского (областного) механика.
Содержание мастерских осуществлялось за счет государственной помощи, средств уездных земств и частных меценатов. Как правило, царское правительство осуществляло расходы на содержание управляющего, мастеров, материалы, инструменты и хозяйственные нужды.
В 1915 г. управляющими Мелитопольской мастерской Осадченко и Симферопольской мастерской Прокопенко был подготовлен проект нового положения об учебных мастерских. Проект был более совершенным, чем Положения 1897 г., и предусматривал, что мастерские создаются не только в поселениях, но и в городах (это можно увидеть на примере Мелитопольской и Симферопольской мастерской); предусматривалось разделение мастерских на два разряда: 1-й разряд с контингентом 60-70 учеников, 2-й - 40-50; определялся штат и материальное обеспечение мастерских, соответственно разрядам и профессиям, по которым осуществлялась подготовка; предлагалось, что в мастерских преподавались столярное, слесарное, кузнечно-литейное дело, черчение и рисование (при условии 4-летнего срока обучения - технология металлов и древесины); предусматривалось введение должности инспектора ремесленных мастерских, который должен был осуществлять надзор за организацией учебного процесса и расходованием средств [3, кадр 14-19].
К сожалению, не известно был ли данный проект воплощен, но бесспорным остается тот факт, что представители профессиональной школы работали над усовершенствованием приобретенного опыта и искали новые, эффективные формы подготовки рабочих кадров.
Подытоживая, можем сделать вывод, что деятельность сельских ремесленных учебных мастерских на юге Украины имела свои организационно-педагогические особенности, а именно: 1) мастерские создавались как результат общественной инициативы частных лиц или земств, 2) мастерские осуществляли подготовку рабочих кадров по узкому спектру профессий, с учетом материальных возможностей учредителей и местных особенностей, 3) перечень общеобразовательных предметов был ограниченным.
Следует отметить, что описанный в статье опыт может быть полезным в контексте совершенствования управления учебными заведениями, привлечения местных предпринимателей, заинтересованных в подготовке кадров для своих производств, организации учебного процесса без использования общеобразовательного компонента в подготовке квалифицированных кадров, организации экономической деятельности профессионально-технических учебных заведений и др.
Литература:
1. Центральный государственный исторический архив Украины, г. Киев (ЦГИАК Украины), ф. 575, оп. 1, д. 197, л. 31-34.
2. ЦГИАК Украины, ф. 575, оп. 1, д. 82, л. 91-95.
3. ЦГИАК Украины, ф. КМЯ, оп. 1, д. 307, кадр 14-19.
4. Аыщенко О.В. Професмна освта i самореалiзацiя жЫок в Укра'У: iсторiя та сучаснють: монографiя / О.В. Аыщенко / наук. ред. Н.Г. Ничкало. - Нжин: ТОВ «Наука-Сервю», 2003. - 251 с.
5. Веселов А.Н. Профессионально-техническое образование в СССР: Очерки по истории среднего и низшего профессионально-технического образования в СССР / А.Н. Веселов. - М.: Профтехиздат, 1961. - 435 с.
6. Высочайше утвержденное Положение о сельских ремесленных учебных мастерских от 10 марта 1897 г., № 13846. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. XVII: 1897: № 13611-14860 и дополнения. - СПб.: Государственная тип., 1900. - 1572 с.
7. Галкин И.А. Становление и развитие ремесленного сельскохозяйственного образования в России в конце XIX - начале ХХ веков: дисс ... канд. истор. наук: 07.00.02 / Иван Андреевич Галкин. - Курск, 1999. - 180 с.
8. Гошкевич Н. Сельские ремесленные мастерские ведомства Министерства торговли и промышленности / Н. Гошкевич // Техническое образование. - 1907. - № 7. - С. 23-35.
9. Днепров Э.Д. Российское образование в XIX - начале XX века. В 2-х томах: Т. 2: Становление и развитие системы российского образования (историко-статистический анализ) / Э.Д. Днепров. - М.: Мариос, 2011. - 672 с.
10. Отчет Мелитопольской сельской ремесленной учебной мастерской за 1911 год: (с 1 января 1911 года по 1 января 1912 года): Год 2-й существования мастерской / [Е. Осадченко]. - Мелитополь: Электрическая тип. Г. Лифшица, 1912. - 29 с.
11. Отчет Симферопольской ремесленной учебной мастерской имени А.Н. Кузмина составленный управляющим мастерской М.В. Прокопенко [Утвержден 13 мая 1914 г.] // Отчет по городским начальным училищам за 1911-12 учебный год. - [Симферополь], б.г. - 25 с.
12. Статистические сведения о состоянии учебных заведений, подведомственных учебному отделу Министерства торговли и промышленности. 1912-1913 уч. год / Министерство торговли и промышленности. - Петроград: Тип. А.В. Орлова, 1914. - XXVIII. - 464 с.
Honchar M.V. Obrazovatel'naja dejatel'nost sel'skih remeslennyh uchebnyh masterskih v nachale XX veka na Yuge Ukrainy / M.V. Honchar // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 2, 2015. - S. 5-14.
Abstract. In article the characteristic of educational activity of rural craft educational workshops in the south of Ukraine in the XX-th century beginning is given.
Keywords, rural craft workshops, the South of Ukraine, a craft agricultural education.
Сведения об авторе.
Михаил Васильевич Гончар - начальник отдела образования Каховского городского совета Херсонской области, соискатель кафедры педагогики и психологии Коммунального высшего учебного заведения «Херсонская академия непрерывного образования» Херсонского областного совета.
© М. В. Гончар 2015.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2015.
— • —
10
Подписано в печать 08.06.2015. © Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2015.
Запрещается перепечатка статей без разрешения редакции. При использовании материала ссылка на журнал обязательна. Журнал зарегистрирован в системе электронного нотариата (www.copytrust.ru) 05.11.2012 г. Регистрационный номер - 07N-4S-SH.