Научная статья на тему 'Образовательная деятельность сельских ремесленных учебных мастерских в начале ХХ века на юге Украины'

Образовательная деятельность сельских ремесленных учебных мастерских в начале ХХ века на юге Украины Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ РЕМЕСЛЕННЫЕ МАСТЕРСКИЕ / ЮГ УКРАИНЫ / РЕМЕСЛЕННОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / RURAL CRAFT WORKSHOPS / THE SOUTH OF UKRAINE / A CRAFT AGRICULTURAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончар М. В.

В статье дана характеристика образовательной деятельности сельских ремесленных учебных мастерских на юге Украины в начале ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончар М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ACTIVITIES OF RURAL ARTISAN TRAINING WORKSHOPS AT THE BEGINNING OF XX CENTURY IN THE SOUTH OF UKRAINE

In article the characteristic of educational activity of rural craft educational workshops in the south of Ukraine in the XX-th century beginning is given.

Текст научной работы на тему «Образовательная деятельность сельских ремесленных учебных мастерских в начале ХХ века на юге Украины»

Педагогические науки

УДК: 377 (477.7) (09)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕЛЬСКИХ РЕМЕСЛЕННЫХ УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА НА ЮГЕ УКРАИНЫ1

М. В. Гончар, Коммунальное высшее учебное заведение «Херсонская академия непрерывного образования» Херсонского областного совета, (г. Херсон, Украина), е-mail: m.honchar@gmail.com

Резюме. В статье дана характеристика образовательной деятельности сельских ремесленных учебных мастерских на юге Украины в начале ХХ века.

Ключевые слова: сельские ремесленные мастерские, Юг Украины, ремесленное сельскохозяйственное образование.

Поиск эффективных моделей подготовки квалифицированных рабочих кадров требует от педагогической науки учета опыта приобретенного в разные исторические периоды. Одними из таких достижений педагогического поиска являются наработки педагогической мысли времен Российской империи, так как именно в это время происходило формирование государственной системы подготовки квалифицированных рабочих кадров.

Вопрос подготовки квалифицированных рабочих для нужд народного хозяйства находился в поле зрения исследователей как времен царской России (И. Анопов, И. Максин, В. Ерастов, А. Неболсин, С. Владимирский и др.) так и советского периода (С. Батышев, М. Пузанов, Г. Терещенко, А. Веселов, Н. Кузьмин, Л. Костюкевич и др.). В наше время, различные его аспекты нашли отражение в исследованиях Э. Днепрова, И. Галкина, И. Ликарчука, Н. Слюсаренко, С. Улюкаева, А. Анищенко, С. Сытняковской, С. Богатчук и др.

1 Статья рекомендована: Слюсаренко Нина Витальевна, профессор кафедры педагогики, психологии и образовательного менеджмента, доктор педагогических наук, профессор, Херсонский государственный университет (г. Херсон, Украина).

Целью данной публикации является анализ особенностей организации образовательного процесса в одном из типов низших профессиональных учебных заведений - сельских ремесленных учебных мастерских (на примере учреждений, которые функционировали на юге Украины в начале ХХ века).

Установлено, что первые сельские учебные ремесленные мастерские были организованы в 1896 г. в Уфимской губернии и Санкт-Петербурге [12]. Их дальнейшему распространению способствовало утверждение Государственным Советом в 1897 г. Положения о сельских ремесленных учебных мастерских.

Целью этого типа низших профессиональных учебных заведений было осуществление подготовки рабочих для сельского хозяйства способных ухаживать, управлять земледельческими машинами и орудиями, производить их ремонт, изготавливать новые орудия, несложные детали машин и другой сельскохозяйственный инвентарь [6, с. 110].

В условиях активной механизации сельского хозяйства такие специалисты были крайне необходимы для помещичьих экономий и крестьянских хозяйств. Об этом Н. Гошкевич писал так: «...отсутствие в нашем земледельческих государстве рабочих, опытных в уходе за земледельческих машинами и орудиями ощущалось уже давно» [8, с. 23].

Исследователь Э. Днепров относил указанный тип учебных заведений к сельскохозяйственным [9, с. 435], но по нашему убеждению, исследовав особенности организации учебного процесса в этом типе учреждений, их необходимо отнести к низшим ремесленным заведениям, обслуживающим нужды сельскохозяйственного производства. Похожие мысли находим в исследовании А. Веселова [5, с. 37].

Для идентификации этого направления учебных заведений И. Галкин предложил понятие «ремесленное сельскохозяйственное образование», предусматривающее систему ремесленных сельскохозяйственных учебных заведений порожденных индустриальной модернизацией аграрного производства, и направленных на подготовку специалистов, способных пользоваться, хранить, обслуживать и ремонтировать сельхозтехнику и оборудование, а также изготавливать простые детали к ней [7, с. 5].

А. Веселов рассматривал необходимость создания сельских ремесленных учебных мастерских как результат поиска дешевого, по размерам

расходов на обучение, ремесленного учебного заведения [5, с. 39]. Хотя, по нашему мнению, учитывая дотацию в размере 10 тыс. руб., которую предоставляло царское правительство для создания мастерских, и расходы, которые осуществляли земства и отдельные меценаты, создание таких заведений было не из дешевых. Так, например, стоимость оборудования Мелитопольской мастерской составляла 14 тыс. 141 руб., а мастерской имени Гаиоса - 7 тыс. 500 руб., а стоимость учебных сооружений - 75 тыс. и 60 тыс. руб. соответственно [12, с. 386, 408].

Еще одним фактором, способствовавшим не только возникновению, но и распространению учебных мастерских, было недовольство производителей и промышленников подходом к подготовке квалифицированных рабочих кадров, которых, учитывая быстрые темпы механизации промышленности и сельского хозяйства, постоянно не хватало.

В своей деятельности учебные мастерские руководствовались собственными уставами, которые, как правило, передавали содержание Положения 1897 г. и могли учитывать местные особенности.

Сначала мастерские находились в ведении Министерства финансов, а с 1905 г. - Министерства торговли и промышленности.

К началу 1917 г. в России функционировало 125 мастерских, из которых только 6 были казенными [7, с. 80]. Как удалось установить, подавляющее большинство мастерских располагалась в украинских губерниях. Так, на начало 1913 г. среди лидеров были Черниговская (10) и Полтавская (8) губернии [12, с. 427]. Кроме того, И. Галкин относит к ремесленным сельскохозяйственным учебным заведениям Гнединское ремесленное училище (Екатеринославская губерния), Горецкое ремесленное училище (Могилевская губерния), Симбирскую школу сельскохозяйственных механиков (Симбирская губерния), Николае-Александрийские сельскохозяйственные и ремесленные классы (Самарская губерния), Тростянецкие сельскохозяйственные и ремесленные классы (Волынская губерния), Сосново-озерскую сельскохозяйственную ремесленную колонию (Пермская губерния), Николаевские курсы сельскохозяйственных монтеров (Херсонская губерния) и Саратовские курсы по ремонту и постройке сельскохозяйственных машин и орудий (Саратовская губерния) [7, с. 64].

В ходе исследования было установлено, что на юге Украины действовало три учебных мастерских: в Херсонской губернии - имени Гаиоса в

городке Павловка Тираспольского уезда (основана в 1905 г.), в Таврической губернии - Мелитопольская (1909 г.) и Симферопольская имени Кузьмина (1912 г.).

В соответствии с Положением 1897 г. мастерские основывались в поселениях при сельскохозяйственных экономиях или заведениях по изготовлению сельскохозяйственных машин [6, с. 110]. Так, например, на территории учебной мастерской имени Гаиоса действовало отделение земского склада сельскохозяйственных машин и инвентаря, где ученики мастерской осуществляли ремонт инвентаря и учились им пользоваться [2, л. 91 н.].

Учредителями мастерских могло быть царское правительство, органы местного самоуправления, частные лица и общества, различные сословия.

Положением 1897 г. предполагалось, что в мастерских могли создаваться плотницко-столярные и кузнечно-слесарные отделения. Они могли иметь, как одно отделение по отдельной или объединенным профессиям, так и группу отделений по различным профессиям.

Их отличие от низших сельскохозяйственных школ I и II разряда, где ученикам давали основы кузнечного, слесарного, токарного ремесел, заключалась в том, что в последних эти ремесленные знания носили вспомогательный характер и не предполагали приобретения умений ремонтировать сложную технику и инвентарь.

Как удалось установить, учредители учебных мастерских, с учетом материальных ресурсов и местных нужд, не ограничивались указанным перечнем ремесел, обустраивая чугунно-литейные, малярные, колесные, обойные, экипажные, жестяные, кровельные, механические, токарные и другие отделения.

Как правило, на учебу в мастерские принималась молодежь в возрасте от 14 лет, которой необходимо было иметь образовательную подготовку начального уровня. Допускался прием лиц, которые могли только читать и считать. Кроме того, учредители могли устанавливать собственные ограничения [6, с. 111].

Количество учащихся в мастерских колебалось. Так, в начале 1914/1915 учебного года в Мелитопольской мастерской учился 81 ученик, в мастерской имени Гаиоса - 53, в Симферопольской - 38 [11, с. 21; 12, с.

386]. Указанные цифры свидетельствуют о значительном уровне заинтересованности местного населения в получении ремесленного образования в мастерских.

Обучение в мастерских было бесплатным, продолжалось 3-4 года с соответствующим делением на классы. Иногородние учащиеся обеспечивались общежитием за символическую плату. Содержание общежития ложилось на плечи земств. Такое общежитие существовало, например, при мастерской имени Гаиоса [12, с. 386].

Учебный процесс в мастерских начинался в начале октября и продолжался весь год. Обучение осуществлялось с понедельника по субботу по восемь часов в день, с двухчасовым перерывом на обед и отдых. Выходными были воскресенье, праздничные и табельные дни [1, л. 31 н.].

Особенность образовательного процесса в ремесленных мастерских заключалась в том, что ученики не изучали общеобразовательных или специальных дисциплин, а получали практическую подготовку во время изучения ремесел и при работе с сельскохозяйственными механизмами. Положением предусматривалась лишь необходимость овладения навыками черчения и рисования. Именно поэтому Е. Анищенко классифицировала ремесленные мастерские, как профессиональные школы без теоретической подготовки [4, с. 43].

Впрочем, при анализе отчета о работе учебной мастерской имени Гаиоса за 1911 г. выявлено, что ученики все же изучали некоторые общеобразовательные предметы. Более подробная информация представлена в таблице 1 [2, л. 92].

Таблица 1

Недельное расписание занятий в сельской ремесленной учебной мастерской имени Гаиоса на 1911 г.

Предметы 1 класс II класс III класс Всего

Арифметика 2 1 1 4

Геометрия 2 1 1 4

Физика и механика - 1 1 2

Технология дерева и метал- - 1 1 2

лов

Черчение 4 4 4 12

Рисование 2 2 2 6

Практические занятия в мастерских 37 37 37 111

Всего 47 47 47 141

Как следует из таблицы 1, учебная неделя в мастерской имени Гаи-оса длилась 47 часов, то есть почти 8 часов в день. Ученики во всех классах изучали арифметику и геометрию, в 2-3 классах - физику и механику, а также технологию работы с деревом и металлами. Наибольшее количество времени отводилась на практические занятия.

Внедрение в образовательный процесс мастерских общеобразовательных предметов было единичным явлением и объяснялось, во-первых, низким уровнем начального образования учащихся, а во-вторых - активным развитием технологий и техники, которое требовало получения более-менее приличных знаний по точным наукам.

Учебная программа по профессиям предусматривала выполнение учащимися работ по возрастанию уровня сложности. Например, в программу 1 года обучения в столярной мастерской Кузьмина входило: выполнение 20 работ по обработке и соединения деревянных частей изделий, изготовление одного предмета (табурет, двери и т.д.), изготовление нескольких деревянных частей несложных машин, 9 работ по токарному делу [11, с. 12].

Во время обучения учащиеся принимали участие в выполнении ремонтных работ сельскохозяйственного инвентаря и изготовлении изделий домашнего обихода. Так, в 1911 г. ученики Мелитопольской мастерской, кроме прочего, изготовили 1 элеватор для соломы, 5 раздвижных классных скамеек, 2 железные ажурные люстры, 80 ящиков для бутылок, 4 втулки для бричек, 34 табурета, 217 анкерных болтов; произвели ремонт 2 локомобилей, 1 паровой молотилки, 2 саней, 1 водовозки, 1 плуга, 12 стульев, 3 сундуков, 1 сепаратора [10, с. 16-17]

В конце учебного года ученики сдавали экзамен, по завершении которого они должны были изготовить конкретное изделие. Так, в мастер-

ской имени Гаиоса выпускники должны были выполнить следующие работы: станок для выработки черепицы, токарный станок по дереву, сеялка для кукурузы, ручная молотилка для кукурузы, гардеробный шкаф, парадные двери. В октябре проводился обзор выполненных работ [2, л. 92-93].

Ученики, которые по завершении учебного курса были признаны неуспевающими, могли быть оставлены на повторный год обучения [1, л. 32]. Те же, кто удачно сдавал экзамены, имели возможность открыть собственное дело или получить места в частных экономиях. Выпускники, которые проработали в экономиях по специальности два года, имели право претендовать на звание сельского подмастерья, а пять лет - сельского мастера [6, с. 111].

Поскольку большинство сельских мастерских основывались уездными земствами, то уездные управы осуществляли общее управление заведениями. Заведование мастерской и общежитием (при его наличии) осуществлял управляющий. Он назначался уездным земским собранием из числа лиц имеющих образование низшего технического или ремесленного училища и опыт практической работы. На управляющего ложилось преподавание черчения и рисования. Кроме того, из числа известных и уважаемых лиц данной местности могли избираться почетные надзиратели.

Мастерами ремесел могли быть лица, которые имели опыт производственной деятельности по соответствующей профессии. Они назначались управляющими мастерской по вольному найму. Например, в Симферопольской мастерской имени Кузьмина на должности управляющего работал выпускник Гнединского ремесленного училища по специальности слесарное и кузнечное ремесла Прокопенко; мастерами-преподавателями по столярному и кузнечному делу были опытные рабочие без специального образования Олейниченко и Ковтунец; мастером-преподавателем слесарного дела был выпускник начального народного училища по ремесленному отделению при Житомирском детском приюте в звании подмастерья слесарно-токарного ремесла Грабовский [11, с. 21-23].

Как видим, даже в городе было трудно найти квалифицированных мастеров-преподавателей со специальным образованием. Это было связано с более низкой зарплатой (чем в промышленности) и проблемами с жильем.

Контроль за правильностью учебного процесса и расходованием средств возлагался на фабричную инспекцию или губернского (областного) механика.

Содержание мастерских осуществлялось за счет государственной помощи, средств уездных земств и частных меценатов. Как правило, царское правительство осуществляло расходы на содержание управляющего, мастеров, материалы, инструменты и хозяйственные нужды.

В 1915 г. управляющими Мелитопольской мастерской Осадченко и Симферопольской мастерской Прокопенко был подготовлен проект нового положения об учебных мастерских. Проект был более совершенным, чем Положения 1897 г., и предусматривал, что мастерские создаются не только в поселениях, но и в городах (это можно увидеть на примере Мелитопольской и Симферопольской мастерской); предусматривалось разделение мастерских на два разряда: 1-й разряд с контингентом 60-70 учеников, 2-й - 40-50; определялся штат и материальное обеспечение мастерских, соответственно разрядам и профессиям, по которым осуществлялась подготовка; предлагалось, что в мастерских преподавались столярное, слесарное, кузнечно-литейное дело, черчение и рисование (при условии 4-летнего срока обучения - технология металлов и древесины); предусматривалось введение должности инспектора ремесленных мастерских, который должен был осуществлять надзор за организацией учебного процесса и расходованием средств [3, кадр 14-19].

К сожалению, не известно был ли данный проект воплощен, но бесспорным остается тот факт, что представители профессиональной школы работали над усовершенствованием приобретенного опыта и искали новые, эффективные формы подготовки рабочих кадров.

Подытоживая, можем сделать вывод, что деятельность сельских ремесленных учебных мастерских на юге Украины имела свои организационно-педагогические особенности, а именно: 1) мастерские создавались как результат общественной инициативы частных лиц или земств, 2) мастерские осуществляли подготовку рабочих кадров по узкому спектру профессий, с учетом материальных возможностей учредителей и местных особенностей, 3) перечень общеобразовательных предметов был ограниченным.

Следует отметить, что описанный в статье опыт может быть полезным в контексте совершенствования управления учебными заведениями, привлечения местных предпринимателей, заинтересованных в подготовке кадров для своих производств, организации учебного процесса без использования общеобразовательного компонента в подготовке квалифицированных кадров, организации экономической деятельности профессионально-технических учебных заведений и др.

Литература:

1. Центральный государственный исторический архив Украины, г. Киев (ЦГИАК Украины), ф. 575, оп. 1, д. 197, л. 31-34.

2. ЦГИАК Украины, ф. 575, оп. 1, д. 82, л. 91-95.

3. ЦГИАК Украины, ф. КМЯ, оп. 1, д. 307, кадр 14-19.

4. Аыщенко О.В. Професмна освта i самореалiзацiя жЫок в Укра'У: iсторiя та сучаснють: монографiя / О.В. Аыщенко / наук. ред. Н.Г. Ничкало. - Нжин: ТОВ «Наука-Сервю», 2003. - 251 с.

5. Веселов А.Н. Профессионально-техническое образование в СССР: Очерки по истории среднего и низшего профессионально-технического образования в СССР / А.Н. Веселов. - М.: Профтехиздат, 1961. - 435 с.

6. Высочайше утвержденное Положение о сельских ремесленных учебных мастерских от 10 марта 1897 г., № 13846. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. XVII: 1897: № 13611-14860 и дополнения. - СПб.: Государственная тип., 1900. - 1572 с.

7. Галкин И.А. Становление и развитие ремесленного сельскохозяйственного образования в России в конце XIX - начале ХХ веков: дисс ... канд. истор. наук: 07.00.02 / Иван Андреевич Галкин. - Курск, 1999. - 180 с.

8. Гошкевич Н. Сельские ремесленные мастерские ведомства Министерства торговли и промышленности / Н. Гошкевич // Техническое образование. - 1907. - № 7. - С. 23-35.

9. Днепров Э.Д. Российское образование в XIX - начале XX века. В 2-х томах: Т. 2: Становление и развитие системы российского образования (историко-статистический анализ) / Э.Д. Днепров. - М.: Мариос, 2011. - 672 с.

10. Отчет Мелитопольской сельской ремесленной учебной мастерской за 1911 год: (с 1 января 1911 года по 1 января 1912 года): Год 2-й существования мастерской / [Е. Осадченко]. - Мелитополь: Электрическая тип. Г. Лифшица, 1912. - 29 с.

11. Отчет Симферопольской ремесленной учебной мастерской имени А.Н. Кузмина составленный управляющим мастерской М.В. Прокопенко [Утвержден 13 мая 1914 г.] // Отчет по городским начальным училищам за 1911-12 учебный год. - [Симферополь], б.г. - 25 с.

12. Статистические сведения о состоянии учебных заведений, подведомственных учебному отделу Министерства торговли и промышленности. 1912-1913 уч. год / Министерство торговли и промышленности. - Петроград: Тип. А.В. Орлова, 1914. - XXVIII. - 464 с.

Honchar M.V. Obrazovatel'naja dejatel'nost sel'skih remeslennyh uchebnyh masterskih v nachale XX veka na Yuge Ukrainy / M.V. Honchar // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 2, 2015. - S. 5-14.

Abstract. In article the characteristic of educational activity of rural craft educational workshops in the south of Ukraine in the XX-th century beginning is given.

Keywords, rural craft workshops, the South of Ukraine, a craft agricultural education.

Сведения об авторе.

Михаил Васильевич Гончар - начальник отдела образования Каховского городского совета Херсонской области, соискатель кафедры педагогики и психологии Коммунального высшего учебного заведения «Херсонская академия непрерывного образования» Херсонского областного совета.

© М. В. Гончар 2015.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2015.

— • —

10

Подписано в печать 08.06.2015. © Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2015.

Запрещается перепечатка статей без разрешения редакции. При использовании материала ссылка на журнал обязательна. Журнал зарегистрирован в системе электронного нотариата (www.copytrust.ru) 05.11.2012 г. Регистрационный номер - 07N-4S-SH.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.