Е.С. Воля
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ БИОГРАФИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА УЧИТЕЛЬСТВА В КУЛЬТУРЕ
Для исследования феномена учительства в культуре и его воспроизводства предлагается авторский метод нормативного анализа образовательной биографии.
Ключевые слова: воспроизводство учительства, достоинство, культура, нормативный анализ образовательной биографии.
1
Учительство осуществляется во взаимодействии и развитии позиций «учащего» и «учащегося». Отрефлексирован-ный опыт «ученичества» и «учительства» широко представлен в биографических материалах: текстах автобиографий, биографий, письмах, дневниковых записях. В психолого-педагогической практике существует довольно распространенный опыт обращения к учительному потенциалу жизнеописаний признанных мыслителей, внесших свою лепту в развитие человечества. Известны исследовательские работы, раскрывающие значение автобиографических текстов для педагогики1, педагогической антропологии2, психологии памяти3. Однако в истории обращения к биографическим данным для психологической интерпретации4 образовательный аспект специально не выделялся. Определим образовательную биографию в широком смысле как описание опыта приобретения знаний, умений, навыков (и компетенций в сфере профессиональной деятельности)5.
© Воля Е.С., 2012
Е.С. Воля
2
Будем рассматривать биографические материалы как письменные свидетельства, в которых фиксируются нормы, конституирующие воспроизводство учительства в культуре6. Анализ феномена учительства в культуре и его воспроизводства можно проводить на материалах: (авто)биографий как признанных учителей, так и представителей педагогических династий, научных школ; текстов, описывающих образовательные события в разные культурно-исторические эпохи; автобиографических текстов педагогов и студентов педагогических специальностей.
Анализ биографических материалов позволяет устанавливать и исследовать ценностно-этические принципы воспроизводства учительства как нормы:
- идеализированные нормы;
- культурно-исторические нормы;
- локально авторитетные нормы;
- актуально осознаваемые и предвосхищаемые нормы.
1. Осмысление образовательной биографии признанных учителей позволяет выделить такие общие идеализированные нормы учительства, как:
- воспроизводство человеческого достоинства в жизненных и профессиональных ситуациях;
- стойкий интерес к познанию нового на протяжении всей жизни;
- стремление к расширению круга источников обучения; признание авторитета собственных учителей;
- воспроизводство жизни в учении;
- предпочтение собственного учения перед обучением других.
Принимая решения в жизненных ситуациях, человек в первую очередь воспроизводит свою человеческое достоинство. Мы рассматриваем культуру как воспроизводство человеческого достоинства. Рассмотрение культуры в этом аспекте позволяет не только дополнить существующие общие инварианты понимания феномена культуры (вроде человеческих ценностей и норм), но и задать новые перспективы осмысления бытия человека. Психологическое знание о человеке не может игнорировать эти вопросы7. Идея достоинства получает свое развитие в этическом проблемном поле в связи с постановкой вопросов оснований человеческих поступков. Основы поведения человека чаще всего связывались с познанием8. Новое основание нравственным заповедям, общим
Образовательная биография..
для большинства предыдущих этических систем, появляется у Канта, он проектирует объединение людей на основании развития разумности и достоинства9. Кант выделяет две основные качественные характеристики целей: цель обладает или ценой, или достоинством. Другое название для достоинства - «внутренняя ценность»10. По мнению Н. Гартмана, автора наиболее ценностной философской системы, этика рассматривается как майевти-ка нравственного сознания, которая ничего не может навязать нравственному сознанию, а может лишь направлять его на то, что изначально содержится в нем самом, что в нем уже присутствует, но еще не осознано человеком. Она нормативна по содержанию, но не по способу научения11.
Автобиографические описания просветителей в области теологии12, философии13, медицины14, педагогики15, психологии16 свидетельствуют об умении учиться, как универсальном образе жизни. Признание авторитета собственных учителей в России17 укоренено в традиции духовного наставничества18.
Воспроизводство жизни в учении мы соотносим с феноменом педагогической миссии19. Миссия в данном случае понимается нами как осуществление призвания в профессии. Рассмотрение миссии в контексте культурно-исторической психологии позволяет установить общественно значимые направления развития личности. При этом осуществление миссии можно рассматривать, пользуясь выражением Л.С. Выготского, как стремление к некой «идеальной форме»20, заданной в пространстве культуры. Сложность понимания миссии при этом заключается в том, что ценности отбираются в связи с фундаментальными смыслами воспроизводимой общественной реальности. Таким образом, феномен миссии в его педагогическом аспекте можно прояснить таким выражением: «Педагогическая миссия - служение по призванию»21. Педагогическая миссия является высшей (идеальной) формой реализации личностного призвания в профессиональной деятельности22. Как такая форма, миссия обеспечивает личностный рост23.
2. Исследование образовательных событий, зафиксированных в биографических материалах различных исторических периодов24, позволяет выявить историческую динамику и качественные изменения феномена учительства и его воспроизводства с сохранением функциональных определенностей (в частности, можно указать на передачу знания, адаптацию знания, мотивацию к обучению).
Е.С. Воля
3. В (авто)биографиях представителей профессиональных династий25 явно наличие передающихся в семейных традициях общих и воспроизводящихся норм (ценностных, этических26 и профессиональных). Аналогичное исследование норм в воспроизводстве научных школ, на наш взгляд, имеет перспективы в связи с методологическим наследием школ отечественной психологии27.
4. Мы полагаем, что (авто)биографический текст может быть использован в анализе существенных моментов личностных позиций педагога (в отношении к его собственной профессиональной деятельности) и их изменения. Биографический текст можно использовать и как материал для анализа, и как средство психологического исследования. В достаточно полном биографическом (или автобиографическом) тексте в целях психологического анализа можно выделять образовательные аспекты, связанные с учением, обучением и образованием. Но возможно также использовать биографический текст как средство психологического исследования - предложить педагогу написать свою образовательную биографию. Психологический анализ личностного роста в педагогической деятельности требует учета, по меньшей мере, следующих элементов: выраженность интереса к учению как собственному действию, интереса к обучению как социально обусловленному процессу, мотивационный аспект учения и обучения, образ ученика, авторитетность учителя, традиции учения и обучения (семейные и социальные), идеалы учения и обучения и их временная локализация, сознательные предпочтения индивидуальной или коллективной форм учения и обучения, эмоционально насыщенные и значимые события учения и обучения28, фиксируемые трудности учения и обучения, метафоры учения и обучения29.
Существенным моментом является анализ образовательных целей, которые ставит человек, их возрастная специфика, плотность, расширение, преобразование, а также возможная реализация30, реальная завершенность.
Развивающий потенциал образовательной биографии, на наш взгляд, можно реализовать, фиксируя значение: антропологического знания об учителе («изучение человека во всех проявлениях его природы», К. Ушинский)31; роли социальной среды и учителя как «организатора социальной среды» (Л. Выготский)32; стремления к реализации ценностей33 в деятельности учителя (педагогика как прикладная философия, С. Гессен)34.
Образовательная биография..
3
В качестве примера приведем исследование образовательной биографии В.В. Зеньковского35 с использованием метода «Нормативный анализ образовательной биографии» (Е. Воля).
1. Выделим основные этапы жизненного и творческого пути Василия Васильевича Зеньковского (1881-1962). Первый этап (образование, самообразование в области психологии, философии). Учеба на естественно-математическом факультете Киевского университета - с 1900. Занятия психологией и философией в семинаре Г.И. Челпанова - с 1902. Учеба на историко-филологическом факультете Киевского университета - 1904-1909. Чтение лекций на Киевских женских курсах и самообразование по психологии и философии - 1909-1914. Возглавляет Институт дошкольного воспитания - 1910. Публикация статьи «Принцип индивидуальности в психологии и педагогике», идеи которой стали основополагающими для дальнейшего творчества Зеньковского, - 1911. Участие с докладами в московском Религиозно-философском обществе памяти В. Соловьева. Защита магистерской диссертации «Проблема психической причинности» - 1914. Публикация работы «Россия и православие» - 1916. Второй этап (государственная служба). Работа на посту министра вероисповеданий в украинском правительстве гетмана П.П. Скоропадского. Третий этап (эмиграция, идея православной культуры, программное обеспечение РСХД). Эмиграция в Белград. Чтение лекций по психологии и истории русской этики - 1921, по истории философии, этике и психологии на богословском факультете Белградского университета - 1921, осень. Публикация сборника статей под ред. Зеньковского «Православие и культура» - 1923. Четвертый этап (развитие идей православной педагогики, антропологии). Публикация «Психологии детства» -1924. Работа на кафедре экспериментальной и детской психологии, Прага, Русский педагогический институт им. Я.А. Коменского -1923-1926. Публикация статьи «Религиозное движение среди русской молодежи в эмиграции» - 1925. Публикация статьи «Автономия и теономия» - 1926. Публикация книги «Русские мыслители и Европа». Глава о Гоголе - 1926. Изучение проблемы религиозного образования в США - 1926-1927. Публикация работы «О чуде» -1928. Публикация статьи «Об образе божием в человеке» - 1930. Написание мемуаров «Пять месяцев у власти (15/У-19/Х.1918)». Публикация книги «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» - 1934. Пятый этап (священническое служение,
Е.С. Воля
христианская метафизика, христианская философия). Рукоположен в сан священника митрополитом Евлогием - 1942. Публикация книг «История русской философии» - 1948-1950. Присвоение степени доктора церковных наук за труд «История русской философии». Благочинный приходов Парижского округа. С 1936 - член епархиального совета, в 1953-1958 - его председатель. Публикация «Наша эпоха» - 1955. Публикация «На пороге зрелости» - 1955. Публикация книги «Апологетика» - 1957. Публикация цикла статей «Философские мотивы в русской поэзии» - 1959-1961. Публикация «Русская педагогика в XX веке» - 1960. Публикация «Н.В. Гоголь» - 1961. Публикация книги «Основы христианской философии». Два очерка «Очерк моей внутренней биографии», «Очерк моей философской системы» опубликованы после смерти Зеньковского в номере «Вестника РСХД», посвященном его памяти.
2. Уникальность теоретического и практического наследия Зеньковского нам видится в том, что он задает и реализует основные культурные нормы воспроизводства учительства. Анализ жизненного пути Зеньковского с позиции идеализированных норм36 свидетельствует о его умении учиться как универсальном образе жизни. Это разносторонний интерес в области полученного образования (учеба на естественно-математическом факультете, историко-филологическом), самообразование (занятие психологией и философией в семинаре Г.И. Челпанова); магистерская диссертация «Проблема психической причинности», участие в научных форумах.
Умение вести теоретический анализ в области педагогики, психологии, филологии, философии, теологии демонстрирует возможность Зеньковского не только учиться из разных источников, но и обогащать научное знание собственным вкладом в эти науки, и общеметодологическом подходе - всеобъемлющим синтезом.
Зеньковский не только признает авторитет собственных учителей, он является благодарным учеником. В этой связи интересна статья «Памяти проф. Г.И. Челпанова»37. О своем учителе Зень-ковский писал с особой теплотой: «Мы, все ученики Г.И., всегда поражались тому, с каким вниманием, с какой добросовестностью изучал он произведения даже чуждых ему мыслителей... В духовном складе Г.И. была вообще поразительная честность (что и определило его большую осторожность и сдержанность при формулировании тех или иных философских положений). Эта честность, эта духовная правдивость с самим собой, не мешавшая его широте, его педагогической заботливости и вниманию, определяли его мораль-
Образовательная биография..
ные взгляды на конкретные проблемы жизни. Обладал исключительным чутьем, умением привлекать молодежь и помогать найти каждому свой путь... Но к педагогическому дарованию Г.И. присоединялась и другая сила, которая глубоко действовала на всех его учеников, - его собственная неутолимая жажда истины. Работая с учениками и для них, Г.И. всегда искал ответов на поставленные вопросы - и для себя - и от этого исходили те излучения, которые загорались ответным огнем в его учениках»38.
Зеньковский подчеркивает, что Челпанов был прежде всего философ, а затем уже психолог, боролся с «дурной» психологией как с проявлением философского невежества. Г.И. был таким замечательным педагогом в философии в той области, где так мало места для всякого педагогизма. Сочетание философского и психологического знания и научную добросовестность в изучении чужих идей перенял от своего учителя Зеньковский. А также, вероятно, и предпочтение философии: «Я ненасытно люблю мир идеи, люблю изучать разные отрасли знания; моя последняя специальность -философия - это как бы узловая станция, где скрещивается много разных путей»39.
Несомненно, жизненный путь Зеньковского - это воспроизводство жизни в учении, осуществление призвания в профессии, собственно педагогическая миссия. Созидание культуры посредством просвещения, образования, реализации таких форм, как печатные издания, создание и ведение учебных учреждений, подготовка специалистов для социального служения, православное просвещение, пастырское служение.
Негативная оценка «педагогизма» в характеристике своего учителя Г.И. Челпанова, а также декларируемые ценности в области отношения к ребенку, ученику, демонстрируют такое качество Зеньковского, как предпочтение собственного учения перед обучением других.
Анализ жизненного пути Зеньковского с позиции культурно-исторических норм уникален в том смысле, что он сам разрабатывал эти нормы, о чем в полной мере свидетельствует работа «Православие и культура». Культурные нормы были очень важны в данный исторический период и задали идеальную форму для созидания православной культуры, взращивания православной интеллигенции. И с позиции сегодняшнего дня о них можно говорить как об универсальных воспроизводящихся в поколениях, так как система православной культуры, по мнению Зеньковского, жива чаяниями не одного, а ряда поколений.
Е.С. Воля
Авторитетные культурные нормы учительства задаются Зень-ковским в конкретном деле попечения Религиозного молодежного движения в эмиграции. Идеи Зеньковского, выдвинутые в рамках идеологии РСХД, популяризированы и восприняты многими членами движения. В частности, идеи и теоретические положения повлияли на то, что РСХД из интерконфессионального, как первоначально предполагалось деятелями американской организации ИМКА, стало строго православным40.
Актуально осознаваемые и предвосхищаемые культурные нормы, воспроизводимые в теории и деятельности Зеньковского, отличаются не только своим многообразием в разных научных сферах, но также и гармонией синтеза, способным стать вектором перспективного развития учительства в культуре.
Примечания
Хеннигсен Ю. Автобиография и педагогика / Под ред. В.Г. Безрогова. М.: УРАО, 2000.
Безрогов В.Г., Кошелева О.Е., Мещеркина ЕЮ, Нуркова В.В. Педагогическая антропология: феномен детства в воспоминаниях. М., 2001. Нуркова В.В. Культурно-исторический подход к автобиографической памяти: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2009.
Логинова Н.А. Некоторые итоги развития биографического метода психологии в ХХ веке // Методология и история психологии. 2006. № 2. C. 67-81. Воля Е.С. Образовательная биография в свете психологических рефлексий // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. № 4. Воля Е.С. Исследование воспроизводства учительства при нормативном анализе биографических материалов / VI философский конгресс. 2012. Воля Е.С. Человек этический. Этические вопросы психологии. М.: ФАОУ ДПО ГАСИС, 2011.
Чусов А.В. Современный концепт «субъект» и онтологические аспекты его становления // Методология и история психологии. Субъект в философии и психологии. Т. 5. Вып. 1. Январь-март 2010. С. 27.
По Канту, «ни один моральный принцип не основывается на каком-либо чувстве, как воображают некоторые, а на деле есть не что иное, как смутно представляемая метафизика, заложенная от природы в разуме каждого человека». Основная антитеза этической проблематики заключается в том, что у человека есть свободное произволение, которое, однако, должно быть подчинено долгу. Кант рассматривает элементы этики в двух последовательных аспектах. Первый заключается в обязанностях человека по отношению к самому себе, а
2
3
4
5
6
7
8
9
Образовательная биография..
16 17
второй - в отношениях к другим. Его система напоминает аристотелевскую в таких пунктах, как понятие добродетели, особый упор на необходимость познания, особое место, занимаемое дружбой среди общественных связей. Но Кант, в согласии с основной идеей своей системы, ищет априорные основания для всякого закона, в том числе и для морального. Таким законом является требование категорического императива (т. е. веления, запрета): «поступай согласно максиме, которая в то же время может иметь силу всеобщего закона». Эта всеобщность обеспечивается тем, что разум способен испытывать, объективны ли положения, выдвигаемые рассудком в связи с опытом. Таким образом, каждый человек может быть центром законодательства, он автономен, т. е. сам может создавать себе законы.
«В царстве целей все имеет или цену, или достоинство. То, что имеет цену, может быть заменено также и чем-то другим как эквивалентом; что выше всякой цены, стало быть не допускает никакого эквивалента, то обладает достоинством» (Кант И. Основоположения метафизики нравов // Кант И. Собр. соч.: В 8 т. Т. 4. М.: Изд-во ЧОРО, 1994. С. 212). Гартман Н. Современный человек // Этика. СПб., 2002. С. 62. Августин Аврелий. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. М.: Ренессанс, 1991.
Руссо Ж.-Ж. Исповедь. М.: АСТ, 2010; Бердяев Н. Самопознание // Самопознание. Русская идея. М.: ЭКСМО, 2009.
Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. «Я полюбил страдания». Краматорск, 2002. Гессен С.И. Мое жизнеописание // Гессен С.И. Избранные сочинения. М.: РОССПЭН, 1998. С. 723-782; Зеньковский В.В. Очерк моей внутренней биографии // Вестник РСХД. 1962. № 66-67. С. 8-15. Юнг К.Г. Дух и жизнь: Сб.: Пер. с нем. М.: Практика, 1996. «В этом смысле выразительна биография Киреевского, который в своих философских опытах был интересен даже для деятелей, державшихся иных убеждений. Имение Киреевских находилось недалеко от Оптиной Пустыни, где в его время уже забил источник русской культуры, но родился он в окружении, не имеющем ничего общего с развитием его взглядов. Его родной отец, как и крестный, Лопухин, члены масонской ложи, были подчинены западному миропорядку, однако сам он сначала "ставит себе задачу содействовать сближению и взаимодействию русской и западной культуры", пишет Зеньковский, а затем "целиком примыкает к идее православной культуры"». Цит. по: Иерей Сергий Соколов. История и метаистория в расколе // Трибуна русской мысли. 2011. № 11.
Следует также отметить, что сам И.В. Киреевский, «сердечно преданный» духовный сын и ученик оптинского старца Макария, соотносит свои труды с воззрениями духовного учителя. Автор испрашивает благословения и совета и по работе «О характере просвещения Европы и о его отношении к просве-
10
13
18
Е.С. Воля
щению России» в своем письме к отцу Макарию: «Благословите ее быть на пользу. Если что сказано мною противно истине, или неверно, или излишне, прошу вас вычеркнуть или изменить» (Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России // Киреевский И.В. Полное собрание сочинений: В 4 т. Т. 4. Материалы к биографиям. Восприятие и оценка личности и творчества. Калуга, 2006. С. 104; Он же. Оптинскому старцу Макарию// Киреевский И.В. Полное собрание сочинений: В 4 т. Т. 3. Письма и дневники. Калуга, 2006. С. 160).
19 Воля Е.С. Служение по призванию: о священнике Сергии Соколове и его служении Церкви и науке // Христианство и наука. М., 2012.
20 Выготский Л.С. Основы педологии: Стенограммы лекций. М., 1934.
21 Воля Е.С. Архетип учительства // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. М., 2010; Она же. Служение по призванию...
22 Воля Е.С. Человек в отношениях к профессии: некоторые аспекты развития психологического знания. М.: ФАОУ ДПО ГАСИС, 2011.
23 Воля Е.С. К проблеме изучения личностного роста педагога // Вестник РГГУ. 2010. № 17. Серия «Психология».
24 Рекелайн Х. Размышления о воспитании и жизненном пути в автобиографиях эпохи высокого средневековья // Хеннигсен Ю. Автобиография и педагогика; Безрогое В.Г. Историческое осмысление персонального опыта в автобиографии // Формы исторического сознания от поздней античности до эпохи Возрождения: Исследования и тексты: Сб. научных трудов памяти К.Д. Авдеевой. Иваново, 2000.
25 Флоренский Павел, священник. Завещание // Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание / Сост.: игумен Андроник (Трубачев), М.С. Трубачева, Т.В. Флоренская, П.В. Флоренский; предисл. и комм. игумена Андроника (Трубачева). М.: Московский рабочий, 1992.
26 Воля Е.С. Человек этический. На наш взгляд, наиболее исследованной является история школы психологии отношения, что находит свое отражение в работе: Левченко Е.В. История и теория психологии отношений. СПб., 2003.
По проведенным нами исследованиям, студенты педагогических специальностей в большей степени обращают внимание на значимые события, повлиявшие на характер их обучения и выбор профессии педагога, по сравнению со студентами психологических специальностей, которые описывают трудности и проблемы обучения. Эта тенденция нуждается в дальнейшем уточнении: в какой мере это является проявлением личных особенностей, которые влияют в том числе и на выбор профессии, или задано определенной культурой отношения к профессиональной деятельности в процессе обучения.
27
Образовательная биография..
29 Воля Е.С. Образовательная биография в контексте психологического исследования // Психология образования в XXI веке: теория и практика. Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Волгоград, 14-16 сент. 2011 г.) / Под ред. Т.Ю. Андрущенко, А.Г. Крицкого, О.П. Меркуловой (к 80-летию ВГСПУ). Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2011; Воля Е.С. Образовательная биография в свете психологических рефлексий.
30 Нами были проанализированы автобиографические тексты слушателей Высших Богословских курсов при Московской духовной академии. Выявлена тенденция получения образования с возможной реализацией в новых сферах деятельности. Выявлены ценностное отношение и предпочтение по сравнению с предыдущими образованиями. Многие слушатели указали на прецедентные события, связанные с получением данного образования.
31 Ушинский К. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. М., 2004.
32 Выготский Л.С. Предисловие к русскому переводу книги Э. Торндайка «Принципы обучения, основанные на психологии». М.,1982-1984.
33 Сфера «объективных ценностей», по С. Гессену, проходит через всю историю человечества и наполнят ее высшим смыслом.
34 Гессен С.И. Указ. соч. С. 723-782. Воля Е.С. Педагогическая миссия в созидании православной культуры (по наследию прот. Василия Зеньковского) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. М., 2012.
Стойкий интерес к познанию нового на протяжении всей жизни; возможность учиться из разных источников; признание авторитета собственных учителей, воспроизводство жизни в учении; предпочтение собственного учения перед обучением других.
Зеньковский В.В. Памяти проф. Г.И. Челпанова // Путь. 1936. № 50. Там же.
Зеньковский В.В. Из моей жизни // Вестник РХД. 2002. № 183. С. 304. Ермишин О.Т. Путь к идейному замыслу и единству (О жизни и трудах В.В. Зеньковского) // Зеньковский В.В. Собрание сочинений. М.: Русский путь, 2008.
35