Научная статья на тему 'Образоватальные территории студенческой инициативы по организации проектно- исследовательской деятельности младших подростков'

Образоватальные территории студенческой инициативы по организации проектно- исследовательской деятельности младших подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЛАДШИЙ ПОДРОСТОК / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / НАУКА В ЧЕМОДАНЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Избродина Ольга Романовна, Бушмина Екатерина Дмитриевна, Саушкина Наталья Андреевна, Нестёркина Юлия Сергеевна, Рябова Кристина Сергеевна

Данная статья посвящена разработке моделей образовательных территорий вовлечения младших подростков в проектно-исследовательскую деятельность под руководством студентов педагогического вуза. Образовательные территории могут располагаться на базе школы, вуза и в виртуальном пространстве. Описываемые в статье территории не только усиливают познавательную мотивацию учащихся к обучению, но и вовлекают студентов педагогического вуза к организации проектно-исследовательской и поисковой деятельности, которые заявлены как одни из ведущих в ФГОС НО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Избродина Ольга Романовна, Бушмина Екатерина Дмитриевна, Саушкина Наталья Андреевна, Нестёркина Юлия Сергеевна, Рябова Кристина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образоватальные территории студенческой инициативы по организации проектно- исследовательской деятельности младших подростков»



ОБРАЗОВАТАЛЬНЫЕ ТЕРРИТОРИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Избродина Ольга Романовна, Бушмина Екатерина Дмитриевна, Саушкина Наталья Андреевна, Нестёркина Юлия Сергеевна, Рябова Кристина Сергеевна, Лукашова Анастасия Дмитриевна, Нохрина Юлия Витальевна, Научный руководитель: Наумова Н.И. Пензенский государственный университет, Педагогический институт им. В.Г. Белинского, г. Пенза

E-mail: izbrodina13@gmail. com

Аннотация. Данная статья посвящена разработке моделей

образовательных территорий вовлечения младших подростков в проектноисследовательскую деятельность под руководством студентов педагогического вуза. Образовательные территории могут располагаться на базе школы, вуза и в виртуальном пространстве. Описываемые в статье территории не только усиливают познавательную мотивацию учащихся к обучению, но и вовлекают студентов педагогического вуза к организации проектно-исследовательской и поисковой деятельности, которые заявлены как одни из ведущих в ФГОС НО

Ключевые слова: образовательная территория, проектно-

исследовательская деятельность, младший подросток, учебно-исследовательские умения, исследовательская лаборатория, наука в чемодане.

В связи с введением нового ФГОС начального и основного общего образования одним из актуальных направлений является проектноисследовательская деятельность. В настоящее время для ее реализации осваивается внеурочное пространство. К сожалению, оно пока является не до конца освоенным для младших подростков (9-11 лет): наблюдается дефицит методических средств и приёмов, а иногда и дефицит желания у учителей.

276

о

Щ SCIENCE TIME Щ

Решению этой проблемы будет способствовать более широкое привлечение студентов, которым доступны современные инновации в сфере образования.

Мы включились в активное исследование возможностей студенческого потенциала для решения проблемы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся данной возрастной категории и предположили, что студенты, обучающиеся по ФГОС ВПО и овладевающие соответствующими компетенциями, способны к организации проектно-исследовательской

деятельности младших подростков и к расширению внеурочного пространства этой деятельности за счет имеющихся у них ресурсов.

Мы задались целью исследовать психологические возможности данного возраста для проведения проектно-исследовательской деятельности и на основе полученных данных спроектировать образовательные территории по

организации данного вида деятельности.

При разработке образовательных территорий мы опирались на исследования современных психологов, которые определяют сущность, содержание, оптимальные методы и формы организации проектноисследовательской деятельности младших школьников и подростков. [1].

Психологами (А.И. Савенков, А.С. Обухов, А.В. Леонтович) доказана эффективность учебного исследования и проектирования для развития личности младших школьников и младших подростков, а также указаны условия её эффективного протекания.

При организации проектно-исследовательской деятельности необходимо учитывать её особенности:

- протекает под руководством взрослого;

- предпочтительность коллективной (групповой, парной) формы работы;

- получение субъективно нового результата;

- ограниченность поискового пространства.

Следует уточнить, что мы понимаем под территорией вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность. Это место для проведения ролеводеловой игры «Детские исследовательские и проектные лаборатории», где создаются условия для выполнения учащимися (в нашем случае - младшими подростками) проектно-исследовательской деятельности, носящий учебный характер.

В числе этих условий:

а) наличие ситуации, обеспечивающей мотивацию школьников к выполнению проектно-исследовательской деятельности;

б) исследовательские и проектно-исследовательские задачи, при решение которых дети вовлекаются в элементарное исследование (квазиисследование) и проектирование;

в) ситуация предъявления результатов исследования и их оценка.

277

о

Щ SCIENCE TIME Щ

Мотивация в предлагаемой модели создается на основе вхождения детей в роли студентов, ученых, юных исследователей (которые по своей социальной значимости выше роли ученика).

Под исследовательскими задачами мы понимаем разновидность дидактических заданий, организующих деятельность детей в соответствии с этапами исследовательской деятельности. Результатом решения задачи является новые для ребёнка знания. А под проектно-исследовательскими - разновидность дидактических заданий по разработке конкретного продукта, процесс получения которого предполагает вовлечение детей в элементарное исследование [2].

Для решения этих задач студенты организуют деловую игру «Детские исследовательские лаборатории». В этих лабораториях учащиеся решают задачи в форме групповой работы.

Ситуация подведения итогов также представляет собой ролево- деловую игру «Совет ученых». В процессе её проведениям участники лабораторий представляют результаты своей работы. Члены жюри, которыми также являются студенты, оценивают работу учащихся, награждают победителей и выдают тематические дипломы, которые вкладываются в портфолио каждого ребёнка.

Территория вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую

деятельность под руководством студентов может создаваться в разных пространствах: на базе образовательного учреждения, университета (т.е. в реальном пространстве), сети Интернет.

Кратко рассмотрим предлагаемые варианты образовательной модели территории вовлечения младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность.

Варианты в реальном образовательном пространстве представляют собой мероприятия «Стань студентом на один день» и «День науки в школе», участниками которого могут стать учащиеся 4-5 классов.

Данные мероприятия мы предлагаем реализовать с привлечением технологии «Университет в чемодане», направленной на приобщение детей к науке, популяризацию науки и научных школ местных вузов.

Сопутствующим средством нашей технологии является так называемый «чемодан». Он должен содержать различные материалы о науке, том или ином вузе, об учёных (общеизвестных и учёных региона), адаптированные в форму познавательных задач для младших подростков, а также различные познавательные коллекции и современное лабораторное оборудование для школы, которое позволит осуществлять проектно-исследовательскую

деятельность в различных предметных областях.

«Университет в чемодане», с одной стороны, позволит вовлечь учащихся в познавательную и проектно-исследовательскую деятельность на территории вуза, школ и гимназий.

278

о

Щ SCIENCE TIME Щ

С другой стороны, «Университет в чемодане» - это форма подготовки студентов к организации проектно-исследовательской деятельности, которая заявлена как одна из ведущих в новых образовательных стандартах для школы.

Апробация данной модели в реальном образовательном пространстве осуществлялась нами на основе следующих мероприятий: «День науки в школе», «Стань студентом на один день».

Мероприятие «День науки в школе» представляло собой имитационноролевую игру, в которой дети становились «учеными», погружались в работу научных лабораторий, где, опираясь на исследовательские методы, вели познавательный поиск. Содержание «Дня науки в школе» включало следующие блоки: 1) вступительно-обзорный блок (погружение детей в понятийное поле науки); 2) практический блок (вовлечение детей в учебное исследование); 3) итогово-рефлексивный блок (выступления детей по итогам исследования на «научном совете», вручение сертификатов участника исследовательской работы и т.п.). После вступительно-обзорного блока учащиеся расходились по лабораториям, где они: а) получали представление об элементарных методах исследования (статистический метод, метод опроса, метод классификаций, логический метод, метод использования модели-делянки и др.); б) узнали об известных ученых нашего края: В. Д. Бондалетове; И. И. Спрыгине, А. К. Артемове; в) были вовлечены в решение исследовательских задач методами этих учёных [3].

Приведем пример задачи для лаборатории Бондалетова.

«В нашей лаборатории мы будем исследовать имена тем методом, который предложил В. Д. Бондалетов. Он собирал имена разных десятилетий и даже столетий, потом делал подсчеты и приходил к важным выводам. А каким, вы узнаете, если поработаете методом, который применял В. Д. Бондалетов. Этот известный учёный сравнивал имена, которые давались девочкам и мальчикам одного поколения, с именами, которыми назывались девочки и мальчики другого поколения. Мы тоже сегодня проделаем этот путь.»

Финалом мероприятия стало заседание «научного совета», на котором ученики представили «научный» отчет-коллаж о результатах проведённой работы.

Образовательная территория на базе вуза представляет собой проведение мероприятия «Стань студентом на один день» для школьников младшего подросткового возраста. Учащимся вручили студенческие билеты и предложили «поработать» в одной из шести научно-исследовательских лабораторий: по астрономии, зоологии, математики, психологии, развития речи, экономики. В каждой лаборатории ученики, осуществляли проектно-исследовательскую деятельность, после чего представили результаты своей работы перед экзаменационной комиссией и другими участниками.

279

1 SCIENCE TIME 1

а)

б)

Рис. 1 «Стань студентом на один день», лаборатория по, астрономии

Образовательная территория была разработана нами и в виртуальном пространстве (в социальной сети «Вконтакте»). В названной сети о нами создана страница «Юный исследователь» в виде закрытой группы, куда приглашаются учащиеся 9-11 лет, зарегистрированные в данной социальной сети и подавшие заявку на вступление в эту группу.

Рис. 2 Виртуальная лаборатория «Юный исследователь»

Мы составили модель поисково-образовательного пространства. Для него характерно наличие следующих составляющих:

а) место для формирования группы детей по интересам;

б) средства мотивации детей к исследовательской деятельности;

в) средства организации исследовательской деятельности детей,

280

о

Щ SCIENCE TIME Щ

включающие в себя задания по её проектированию и по выполнению собственно исследовательских действий; маршрут исследования; доступное детям информационное пространство;

г) пространство для представления результатов;

д) средства поощрения за результативность выполнения исследовательской работы.

В данной лаборатории исследовательская деятельность также организуется с помощью исследовательских задач, которым предшествует предыстория (анимационные герои сообщают детям о наличии нераскрытых тайн нашей планеты).

Пример исследовательской задачи.

Детям предлагается схема солнечной системы и задание соотнести названия планет с их изображением и вклеить названия планет.

«А теперь задачка инопланетян. Они хотят раскрыть свои знания о космосе и поделиться ими с нами. Они интересуются, знаете ли вы, существуют ли системы, подобные Солнечной и звезды, подобные Солнцу. Попробуем представить себе систему, в которую вся Солнечная система входит лишь как крохотная часть. Это Млечный Путь. А ниже дается картинка Млечного Пути. Так выглядит Млечный Путь сбоку. А вы попробуйте изобразить Млечный Путь сверху».

Каждая исследовательская задача включает в себя следующие ресурсы: красочную план-карту, отображающую последовательность решения заданий; «Лист исследователя», куда вносятся результаты проведенной работы. После проверки «листов исследователя» ребята получают дипломы по номинациям.

В результате работы данной группы в социальной сети «Вконтакте» мы получили повышение мотивации к проектно-исследовательской деятельности и желание сотрудничать в решении новых задач.

В заключение отметим, что работа вышеперечисленных образовательных территорий не одноактна. Все мероприятия могут проводиться по несколько раз в год, менять содержание, но модель будет оставаться единой.

Практическая апробация данной образовательной модели показала её эффективность как в аспекте повышения мотивации при выполнении проектноисследовательской деятельности младших подростков, так в подготовке студентов к организации данного вида деятельности во внеурочном образовательном пространстве.

Литература:

1. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004 №2 1(7). С. 22-32.

281

о

Щ SCIENCE TIME Щ

2. Наумова Н.И. Лингвистические исследовательские задачи - одно из средств формирования универсальных учебных действий во внеурочной работе // Начальная школа. 2015. № 8. С. 70 - 72.

3. Барашкина С. Б., Наумова Н.И., Тихонова Н. Б. День науки в начальной школе // Социосфера. 2015. № 2. С. 96 - 101.

4. Наумова Н. И. Ступени поиска. Сборник исследовательских задач для внеурочной работы по русскому языку. 3- 4 класс : пособие для учащихся / под ред. Л. Д. Мали. - Пенза: изд-во ПГУ, 2015. - 44 с.

5. Избродина О.Р., Бушмина Е.Д., Наумова Н.И. Модель сетевого образовательного пространства по организации исследовательской деятельности младших школьников // Перспективы науки-2015. Сборник докладов I Международного заочного конкурса научноисследовательских работ. Научный ред. А. В. Гумеров. - Изд-во Рокета Союз, 2015.-С.168-173.

о

о

282

а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.