Научная статья на тему 'Образование в эпоху информационного вызова (о концепции учебника по обществознанию)'

Образование в эпоху информационного вызова (о концепции учебника по обществознанию) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
445
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ ОБРАЗОВАНИЯ / КРЕАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / УЧЕБНИК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ / EDUCATIONAL PROJECT / CREATIVE PEDAGOGY / SELF-EDUCATION / SMART-EDUCATION / INNOVATION / TRANSDISCIPLINARITY / INNOVATIVE SCHOOL / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудина Марианна Валерьевна, Логунова Людмила Борисовна, Петрунин Юрий Юрьевич

В статье представлен анализ изменений базовых ориентаций системы образования в информационную эпоху, в ситуации диалога культур, трансдисциплинарности и динамики научных исследований. В этих условиях образование должно стать непрерывным процессом, образом жизни (деятельностью) каждого человека, его самообразованием, самосозиданием, а важнейшей задачей школы становится развитие способности учащихся к обучению и формирование у них потребности в самообразовании. Для решения этой задачи необходимо создание инновационной школы, креативной (диалогической) педагогики и сложно организованной многофункциональной образовательной среды. В качестве одного из инструментов креативной педагогики предложен пилотный инновационный проект учебника обществознания для средней школы, осуществленный на факультете государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION IN THE ERA OF INFORMATION CHALLENGE

The article presents an analysis of changes in the basic orientations of the education system in the information age, in the context of dialogue of cultures and transdisciplinarity of scientific research. In these conditions education should be a continuous process, a way of life (activity) of each person, his self-education, self-creation. Therefore, the most important task of school is the development of students' ability to learn and form their need for self-education. To solve this problem it is necessary to create an innovative school, creative (dialogical) pedagogy, and a complex multifunctional educational environment. As one of the tools of creative pedagogy a pilot innovation project of a social science textbook for secondary school was offered at the School of Public Administration Lomonosov Moscow State University.

Текст научной работы на тему «Образование в эпоху информационного вызова (о концепции учебника по обществознанию)»

ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЫЗОВА (о концепции учебника по обществознанию)

КУДИНА Марианна Валерьевна - д-р экон. наук, факультет государственного управления. E-mail: [email protected]

ЛОГУНОВА Людмила Борисовна - канд. филос. наук, доцент, факультет государственного управления. E-mail: [email protected]

ПЕТРУНИН Юрий Юрьевич - д-р филос. наук, проф., факультет государственного управления. E-mail: [email protected];

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Россия Адрес: 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корпус 4, А-701

Аннотация. В статье представлен анализ изменений базовых ориентации системы образования в информационную эпоху, в ситуации диалога культур, трансдисциплинарности и динамики научных исследований. В этих условиях образование должно стать непрерывным процессом, образом жизни (деятельностью) каждого человека, его самообразованием, самосозиданием, а важнейшей задачей школы становится развитие способности учащихся к обучению и формирование у них потребности в самообразовании. Для решения этой задачи необходимо создание инновационной школы, креативной (диалогической) педагогики и сложно организованной многофункциональной образовательной среды. В качестве одного из инструментов креативной педагогики предложен пилотный инновационный проект учебника обществознания для средней школы, осуществленный на факультете государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова.

Ключевые слова: проект образования, креативная педагогика, модернизация, транс-дисциплинарность, инновации, инновационная школа, образовательная среда, учебник по обществознанию

Для цитирования.: Кудина М.В, Логунова Л.И, Петрунин Ю.Ю. Образование в эпоху информационного вызова (о комплекте учебников по обществознанию) // Высшее образование в России. 2017. № 10 (216). С. 134-143.

Вступление

«Умная среда», созданная современным человеком, в значительной степени повышает требования к своему творцу. Искусственный интеллект - это испытание, экзамен на качество интеллекта самого человека, тест на его интеллектуальную зрелость. Этот экзамен уже и сейчас, а в скором будущем повседневно будет сдавать каждый человек. Между тем среда умнеет, а человек ведёт себя как неразумное дитя... Подростко-вость - диагноз современного человечества. «Человек разумный» в умной среде рискует стать человеком неразумным.

«Умная среда» заставляет вернуться к старым/вечным вопросам: что такое чело-

век? Что значит быть человеком? А это напрямую подводит к пониманию образования как организации/созидания человека разумного. При этом сам феномен образования становится проблемой, от решения которой зависит выживание человека как "homo sapiens". Проект новой системы образования должен основываться на современном прочтении трёх традиционных вопросов образования: кого учить? Чему/как учить? Зачем учить?». Это вопросы о цели, средствах/способах и предполагаемых результатах образования как созидающей человека деятельности. В качестве такого проекта могла бы выступить система smart-education, креативная, развивающая педагогика, целью кото-

рой является развитие потребности в знании и формирование способности к учению как жизненной ценности.

Образование как социокультурный феномен

В каждую эпоху существовали свои представления об образовании, его роли в общественной жизни. Особое значение проблема образования приобретает в «эпохи перемен», исторических кризисов, инициирующих кризис институтов образования. Система образования становится предметом острых дискуссий и часто радикальных организационных решений.

В наше время кризис современного образования является постоянной темой не только публицистики, но и профессиональных исследований в обширной области гуманитарных наук [1-3]. Полемика ведётся в дискурсе оппозиций: теоретическое - практическое, утилитарное - неутилитарное, формальное - неформальное, индивидуальное - социальное, дисциплина - свобода, обязанность - интерес. Ими в значительной степени определяется и проблемное поле реформирования отечественного образования. На наш взгляд, основной причиной неудач перманентных реформ в отечественной системе образования является не только их нечувствительность к потребностям и вызовам постиндустриальной эпохи, но и трактовка образования как сугубо педагогической задачи средней и высшей школы. Однако образование в его сущностной характеристике представляет собой важнейший социокультурный институт, значение и роль которого определяются потребностями общества как органической целостности.

В таком случае основой реформ должно стать понимание образования как фактора стабилизации общественной жизни и одновременно - построения стратегий будущего, в котором нам хотелось бы жить. В этом контексте реформы попадают в своеобразную ловушку "реформирования реформаторов". Стратегические цели реформ образования,

ориентированные на будущее, противоречат интересам и задачам настоящего - продукта и результата прошлого. Поэтому закономерно возникает вопрос: кто они, творцы образовательных реформ современности?

Исторически интерес к образовательной проблематике актуализировался в переходные эпохи, когда в обществе возникала острая потребность в создании «нового человека», способного жить в меняющихся условиях и преобразовывать их. В этих условиях возникали и новые ученики, и новые учителя, отношение к которым порождали не только оживлённые дискуссии в обществе, но и драматические коллизии. Судьба Сократа, Платона, Аристотеля - классический пример глубины влияния образовательных технологий на разновекторные интересы и ожидания общества, государства и отдельного человека в образовательной сфере. Не случайно Платон называл образование «вторым рождением», а Сократ считал, что неблаговидные поступки - результат незнания, необразованности, поэтому знание добродетелей/законов является непременным условием как блага/счастья человека, так и блага/справедливости государства. Необразованный человек, не способный управлять собой посредством добродетелей (законов, норм), опасен как для общества, так и для самого себя.

Философы античности хорошо понимали, что результатом образования являются не знания как таковые1, а разум/рациональность, сформированная способность человека сознательно/рационально относиться к собственным страстям и поступкам, управлять своими действиями. Именно образованный/разумный человек способен построить навигацию своей жизни как в условиях стабильности государства, так и в эпоху перемен. В сфере образования создается особый продукт - человек рациональный, с развитой потребностью в обретении знания, с любо-

1 Известно изречение Гераклита: «Многозна-ние Уму не научает».

вью к мудрости, для которого образование, созидание самого себя становится собственным жизненным проектом. Со стороны индивида образование предстаёт как необходимое условие и способ его утверждения в бытии, как приобретаемое индивидуальными усилиями социальное превосходство. Со стороны государства образование становится технологией разрушения авторитета традиций, способом производства политической общности (со-гражданства), основанной на законах, и нового человека - гражданина, живущего в соответствии с законом2. Его гражданским долгом является укрепление полиса. Рациональность, научность, органически связанная с политической идеологией, с греческим мироустройством, осознается как ценность и используется как управленческий ресурс.

Таким образом, в системе античного образования были созданы принципы нового типа коммуникаций, преодолевающих этнический изоляционизм прежнего (старого) общества. Позднее уже на базе средневековых университетов формируется новая европейская интеллектуальная элита, объединенная общими познавательными интересами, идеологией, общим языком. На базе схоластики, алхимии, практической магии и под контролем церкви конституируется транснациональное исследовательское и образовательное пространство, образовательная среда со своими программными дисциплинами, методологиями, интеллектуальными авторитетами и практиками. Его крупнейшие представители являются создателями/авторами нового христианского Космоса, топология которого определяет земной путь человека, мотивацию, смысл и образ его жизни3.

В эпоху Возрождения гуманистической интеллектуальной элитой создаётся новая

2 Человек, в определении Аристотеля, - «животное политическое».

3 По мнению схоластов, истинное знание базовых постулатов христианского учения - путь спасения души.

наука, светская литература, формируется национальный язык, без которого было бы невозможно возникновение национального государства. Изобретение печатного станка способствовало массовому распространению книг и газет, что радикально изменяет осознание и восприятие мира и создаёт новый организационно-управленческий ресурс, приведший к смене технологии управления. Печатный станок становится подлинным революционером, преобразовавшим образ жизни европейского общества. Грамотность и образование используются в качестве способа интеграции народов в новую политическую общность - национальное государство. Распространение грамотности, а соответственно, и образования в значительной мере было стимулировано протестантизмом. Чтение Библии, переведённой на национальные языки, было обязанностью верующего. А религиозная мотивация, укрепляющая «дух капитализма», в немалой степени способствовала динамике распространения и укрепления новой цивилизационной технологии, модернизации общественной жизни, рыночной экономики.

В Новое время обоснованием модернизации стала идея прогресса, а новая научная рациональность вытесняет идеологического конкурента государства - религию и церковь - из политического поля. Создание и развитие общенациональных систем образования в XVIII-XX вв. под контролем государства стандартизировали культуру как ведущий способ национальной политической интеграции. В XIX в. государство взяло на себя роль «воспитателя нации», когда начальное массовое и светское образование стало нормой в большинстве стран Западной Европы. Институализация образования превращает его в эффективный ресурс власти и управления, а апелляция к науке и профессионализму легитимирует властные устремления национальной политической элиты. В дискурсе Просвещения формируется новая концепция человека, обладающего естественными правами и способного сознатель-

но (рационально!) организовать собственную жизнь посредством общественного договора.

В каждую эпоху образ "человека образованного" воплощал базовые концепты своей эпохи, её представления о должном и значимом для своего времени. Соответственно выстраивались и образовательные институты: философские школы, монастыри и университеты, технические институты, академии наук. Но во все времена в сфере образования создавался особый образованный класс, интеллектуальная элита общества, творцы, хранители и трансляторы знания и способов работы с ним. Именно ими в их профессиональной и педагогической деятельности создаётся особая «умная среда», ноосфера, способы её формирования, воспроизводства и деятельности в ней.

Познание в таком контексте предстаёт как целостный феномен, как исторически конкретная деятельность, в процессе которой создаётся не только знание как результат познания, но и сам субъект познания, человек, способный создавать подобные продукты и пользоваться ими. В таком понимании человек также является продуктом и результатом познания, которое рассматривается как общественное производство рациональности, разума, культуры, социальности. В этом процессе создаются образец/модель человека, принципы самоидентификации индивидов. Познание, таким образом, предстаёт исторически конкретным способом производства исторически определённого человека, исторического субъекта.

Образование в эпоху ИКТ

Роль знания значительно возрастает в современном мире. В «обществе знаний» конкурентным преимуществом является уже не население, как в доиндустриальном, и не доступ к рынкам, как в индустриальном обществе, а качество и интенсивность обучения людей и организаций. Проявляется фундаментальная зависимость современной цивилизации от качеств личности, которые формируются в системе образования. Об-

разование в данном случае понимается как общественное производство современного человека, способного жить в меняющемся мире и обеспечить его устойчивое развитие в будущем. В системе образования производятся не просто знания и профессиональные компетенции специалистов, а работник, для которого умение учиться и потребность в непрерывном образовании являются профессиональным качеством. Наука становится непосредственной производительной силой общества, знание превращается в интеллектуальный капитал, цифровая грамотность, умение работать с информацией создают конкурентное преимущество на глобальном и локальных рынках.

Острота и масштаб дискуссий о содержании и способах изменения системы образования проявили многофункциональность и фундаментальность института образования в жизни общества. Знание приобретает массовый характер, становится не только фактором достижения технологического и рыночного преимущества, политического давления, но и относительно доступным социальным лифтом, способом социальной стратификации. В этих условиях политика в сфере производства и распространения знания приобретает первостепенное значение, а система образования превращается в зону столкновения интересов различных социальных общностей и социальных институтов. Вопросы: какое знание производить? как производить? и для кого его производить? - из поля абстрактных философско-методологических размышлений переходят в область практической политики. В силу этого напряжённость дискуссий по проблеме образования, его организации и реформы системы обусловлена тотальностью значимости знания в современном обществе и конфликтом интересов государства, бизнеса и общества в этой сфере общественной жизни. В современную эпоху знание является мощным властным ресурсом, и борьба за него не менее значима, чем борьба за природные ресурсы. Знание, используемое в глобальном

масштабе для достижения силового преимущества, превращает общество знания в общество риска.

Современные информационные и коммуникационные технологии позволяют создать единое образовательное пространство, глобальную систему образования, преодолевающую ограниченности национальных систем образования, создающую условия для непрерывного образования без границ, для самореализации человека. Однако новые образовательные технологии могут стать как инструментом преодоления кризиса современности, так и способом усиления рисков и угроз. Беспрецедентное «расширение человека» (М. Маклюэн) [4], приводит к утрате контроля личного пространства, усугубляет кризис самоидентификации. В этих условиях необходим новый вид грамотности, или, как считает У. Эко, критическая компетенция в овладении виртуальным дискурсом и механизмами селекции данных и каналов коммуникации [5].

Модернизации vs инновации

Уже не вызывает сомнений тот факт, что формирование современной модели образования должно строиться с учётом научных прогнозов будущего и ориентироваться на интересы будущего общества. Однако идеологией реформ образования в нашей стране явно или неявно становятся образовательные модели прошлого, которые предполагается модернизировать в соответствии с запросами современности, в основном - с потребностями рынка труда, без учёта его ускоряющейся динамики. Модернизация образования сводится к изменению количества предметов, сокращению или расширению объёма определённого учебного материала, к включению или исключению из учебного плана определённых дисциплин. Эти мероприятия, безусловно, важны и значимы, но они не предполагают построение действительно инновационной системы образования как общественного производства человека -созидателя будущего общества. Для этого не-

обходимо принципиально новое отношение к школе как к самому значимому социальному институту. Требуется не просто модернизация существующего образования, а создание новой инновационной парадигмы единой образовательной политики [6; 7]. Она должна объединить различные образовательные учреждения, разработать педагогические практики и стандарты общего (гарантированного) образования, а также варианты дополнительного образования, учитывающего индивидуальные интересы, развивающего способности каждого человека.

Сциентистской модели научного знания и сциентистски ориентированным монологическим педагогическим технологиям следует противопоставить гуманитарный научный дискурс, гуманитарную парадигму научного знания и диалогическую педагогику. В гуманитарном дискурсе формируется особое пространство солидарности, создаётся объединяющая творчеством, а не разъединяющая специализацией рациональность, основа развивающей педагогики. Продуктом такого образования становится самостоятельная, активная и ответственная личность, способная на экзистенциальные выборы и решения. Именно в пространстве культуры образования происходит развитие личности, формируются исследовательская позиция, культура исследования, творческие способности, понимание и социальное взаимодействие, обеспечивается доступ к образованию талантливой молодёжи. Современная модель образования должна выстраиваться с учётом динамики и многообразия потребностей и задач современности, и в силу этого маловероятно создание универсальной/ единственной модели.

Трансдисциплинарность как основа инновационного образования

Инновационную школу невозможно создать распоряжениями и указами сверху. Она формируется непосредственно в педагогической практике, в диалоге учителя и ученика, основой которого становится совместный

поиск решения проблемы. Поисковый метод обучения формирует у ученика способность к самообучению, без которого невозможно усвоение знания, развитие способности и потребности в обучении. Принципом развивающего обучения является тезис: «Помоги мне сделать это самому». Ученик должен самостоятельно (сам!) пройти путь решения проблемы от её постановки до полученного результата, а не запомнить набор готовых решений, представленных учителем, которые благополучно забываются после очередного планового испытания. Реальными результатами подобного обучения для учащихся становятся стрессы, демотивация и неадекватная самооценка.

Инновационная школа преодолевает границы, разделяющие учебные дисциплины, обнаруживая объединяющие их принципы. Знание в таком случае предстает как карта таинственного мира, а процесс обучения превращается в захватывающее интеллектуальное путешествие, в открытие своей собственной Америки. Инструментом, обеспечивающим ориентацию в интеллектуальном пространстве, становится понятийное мышление, мышление понятиями, особое интеллектуальное умение соотносить целое и его части, общее и единичное, абстрактное и конкретное, понятие и образ. Учить мыслить понятиями возможно в курсе любой учебной дисциплины, проследив логику и историю исследования изучаемого предмета, сложный путь познания истины.

Понятийное мышление - универсальный инструмент познания, метод, применяемый во всех сферах интеллектуальной деятельности. Его составляющими являются логика, риторика, язык, философия, этика, эстетика. Эти дисциплины, безусловно, адаптированные к возрасту учащихся, научают их осознавать суть изучаемого предмета, формулировать задачу, четко выражать своё понимание проблемы в письменной и устной форме, принимать и опровергать противоположные аргументы. Тем самым развиваются интеллектуальные способности учащихся.

Между тем эти предметы практически не изучаются (или преподаются в минимальных объёмах) ни в средней, ни в высшей школе. Негативистское отношение к этим предметам обосновывается популярными аргументами: ребёнок этого не поймет, он еще мал, и вообще - это слишком далеко от конкретной жизни. Но в таком случае ученик, оставшийся без метода, как мастер без инструмента, как воин без оружия, не способен преодолеть трудности учения. Мышление понятиями позволяет «схватить» суть проблемы в любом конкретном исследовании, научает отличать понятие от наивных обобщений и представлений. Тем самым значительно сокращается время изучения конкретных научных дисциплин и в школе, и в вузе, создаётся устойчивая познавательная мотивация, развивается способность к самообучению, знание становится индивидуально значимым, самостоятельно созданным продуктом. Именно в таком случае ученик приобретает умение (навык) пользоваться своим умом и, как следствие, управлять своим поведением, т.е. действовать в разнообразных ситуациях, ориентируясь на социальные нормы, модели поведения.

Учебник по обществознанию как проект инновационной школы

Инновационное образование предъявляет особые требования к учебникам, особенно к учебникам средней школы. В идеале учебник должен быть написан так, чтобы хороший ученик мог заниматься с минимальной помощью учителя. Такой учебник необходимо хорошо структурировать. Его главы должны быть объединены общей логикой изучаемого предмета, должна быть прослежена внутренняя глубинная взаимосвязь представленных в них положений. Теоретическую часть учебника в бумажном варианте следует дополнить электронным учебником, приложением, комплектом заданий, в которых понятийный аппарат интерпретируется на область конкретных явлений. Самостоятельный анализ различных ситуаций, выявление

общих принципов в предложенных кейсах, написание рефератов и докладов позволяют учащимся более глубоко освоить изучаемый материал. В последующем коллективном обсуждении на уроке самостоятельно освоенного материала ученики смогут проявить уровень своего знания, а учитель, направляя дискуссию, адекватно его оценить.

Безусловно, создание подобных учебников по всем дисциплинам - дело непростое, требующее объединения усилий учёных, преподавателей средней и высшей школы, издателей, специалистов по ^-технологиям. Кроме того, предполагается соответствующий уровень компьютерной грамотности и учителей, и учеников. Однако в учебной программе средней школы существует дисциплина, чей учебник по логике своего предмета может стать пилотным проектом инновационной школы (инновационного образования). Это обществознание.

Задача реализации подобного проекта была поставлена и решена авторским коллективом преподавателей факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова. Он был осуществлён под научной редакцией доктора исторических наук, декана факультета государственного управления В.А. Никонова. Ответственным редактором серии изданий является доктор экономических наук, зав. кафедрой экономики инновационного развития факультета М.В. Кудина. Создана линия учебников по обществознанию, объединённых общим замыслом, общей концепцией, общей методологией и методикой [8-11]. В рамках одной учебной дисциплины представлен комплекс общественных наук, изучающих в разных аспектах общественную жизнь как сложно структурированную целостность. Учебное издание знакомит учащихся с особенностями развития духовной, социальной, экономической и политической сфер жизни общества в их глубинной взаимосвязи. Содержание и методический аппарат учебного издания способствуют формированию у школьников целостных представлений о

мире и человеке, об обществе, в котором они живут, о самом себе, о своей роли в различных социальных группах, о собственном настоящем и будущем.

Каждый учебник состоит из глав и параграфов. В начале каждого параграфа помещены мотивационные вопросы, определяющие направление изучения представленного в нём материала. Параграфы разделены на части подзаголовками. Они формулируют основные положения рассматриваемой темы. Для лучшего усвоения содержания параграфа в нем предусмотрены важные рубрики. Так, рубрика «Следует запомнить» окажется полезной для работы с основными понятиями, рубрика «Это интересно» поясняет основной текст параграфа фактами истории и современности, результатами научных исследований. Рубрики «Мысли великих людей» и «Говорят наши современники» знакомят с высказываниями выдающихся людей прошлого и настоящего. Рубрика «Изучаем законодательство» раскрывает основные положения нормативных документов применительно к изучаемой теме. Красочные иллюстрации, замечательные цитаты выдающихся мыслителей, учёных, художников дополняют и расширяют сферу познания, развивают воображение и фантазию.

Вся линия учебников снабжена своеобразным «навигатором», помогающим ученикам ориентироваться в представленном материале. Справочный материал, дополнительная литература, «наводящие» вопросы, схемы и таблицы, интересные задания практически выполняют функцию учителя, помогающего ученику учиться самостоятельно. Тем самым у учащихся формируется навык, умение работать в различных проблемных ситуациях, умение учиться. Электронное приложение к учебнику с контрольными заданиями позволяет ученику самостоятельно проверить правильность своего понимания, проанализировать сделанные ошибки. В работе над учебниками был использован многолетний опыт преподавания обществознания препо-

давателями факультета на подготовительных курсах, издания учебного пособия и словаря по обществознанию, которые получили высокую оценку абитуриентов [12; 13].

Очевидно, что инновационная перестройка школы требует объединения усилий различных организаций. Развивающее обучение не замыкается границами школы, более того, оно возможно только в соответствующей образовательной среде. Самообразование как образ жизни формируется, сохраняется и развивается в особом интеллектуальном пространстве, в интеллектуальной образовательной среде. Огромная роль в формировании такой среды принадлежит учреждениям культуры: музеям, библиотекам, театрам, различным организациям дополнительного образования, университетам. Современные средства коммуникации позволяют стать участником таких занятий практически в любом месте нашей страны. Олимпийское движение, организованное ведущими вузами страны, привлекает огромное количество школьников, участие и победа в олимпиаде становятся для них действенным мотивом в обучении.

Важнейшим элементом образовательного пространства является проведение различных творческих конкурсов, создающих для школьников уникальные условия усвоения культуры через личный опыт. Так, на факультете государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова в течение ряда лет проводится Всероссийский творческий конкурс «Россия - мой дом!» для детей и подростков, итоги которого подводятся в начале июня. В 2017 г. тематика конкурса была посвящена Году экологии в России. В конкурсе приняли участие более 1000 человек из 63 субъектов Российской Федерации. На торжественную церемонию награждения были приглашены лауреаты конкурса в номинациях «Живопись», «Декоративно-прикладное искусство», «Литературное произведение» и «Медиа Арт», была организована выставка их работ. После церемонии награждения для участников прошли творческие мастер-клас-

сы. Завершением насыщенного дня для лауреатов стали обзорные экскурсии по Москве и по Московскому университету.

Заключение

«Все люди от природы стремятся к знанию» - много веков назад и совершенно справедливо утверждал Аристотель. Задачей современного образования должно стать развитие этого стремления. В школе ученик должен прежде всего научиться учиться. Для этого необходимо внедрять в учебный процесс развивающие и мотивирующие образовательные технологии на каждом уроке и по всем дисциплинам. Такие технологии уже существуют, но применяются в основном в сфере дополнительного негосударственного образования как платная услуга. Развивающие интеллект-технологии должны стать основой и способом осуществления готовящихся реорганизаций программы образования в средней школе.

Благодарности:

Статья подготовлена в рамках научных исследований, выполняемых при финансовой поддержке гранта РФФИ № 17-02-00059 «Российская модель экономики знаний и система профессиональной подготовки кадров: организационно-экономические основы инновационных преобразований».

Литература

1. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Пед. общество России, 2002. 608 с.

2. Дюркгейм Э. Социология образования / Под ред. В.С. Собкина, В.Я. Нечаева. М.: ЭКСМО, 2006. 234 с.

3. Розин В.М. Философия образования. Этюды исследования. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2007. 576 с.

4. Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / Пер. с англ. В.Г. Николаева. М.: Гиперборея; Кучково поле, 2007. 464 с.

5. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Перев. с итал. В.Г. Резник и А.Г. Погоняйло. СПб.: Симпозиум, 2006. 432 с.

6. Логунова Л.Б. Наука в эпоху глобальных технологий // Вестник Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2013. № 4. С. 58-81.

7. Огурцов А.П, Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. 520 с.

8. Кудина М.В, Чурзина И.В. Обществознание: учеб. изд. для 9 класса общеобразовательных организаций / Под науч. ред. В.А. Никонова. М.: Русское слово - учебник, 2017. 223 с.

9. Лексин И.В., ЧерногорН.Н. Обществознание: учеб. изд. для 8 класса общеобразовательных организаций / Под науч. ред. В.А. Никонова. М.: Русское слово - учебник, 2017. 224 с.

10. Петрунин Ю.Ю., Логунова Л.Б., Рыбакова М.В. и др. Обществознание: учеб. изд. для 6

класса общеобразовательных организаций / Под науч. ред. В.А. Никонова. М.: Русское слово - учебник, 2017. 216 с.

11. ПушкареваГ.В., Судас Л.Г. и др. Обществознание: учеб. изд. для 7 класса общеобразовательных организаций / Под науч. ред. В.А. Никонова. М.: Русское слово - учебник, 2017. 200 с.

12. Обществознание: учебное пособие для абитуриентов / Под ред. Ю.Ю. Петрунина. М.: КДУ, 2016. 656 с.

13. Словарь по обществознанию / Под ред. Ю.Ю. Петрунина. М.: КДУ, 2016. 512 с.

Статья поступила в редакцию 20.08.17.

Принята к публикации 15.09.17.

EDUCATION IN THE ERA OF INFORMATION CHALLENGE

Marianna V. KUDINA - Dr. Sci. (Economics), School of Public Administration, e-mail: [email protected]

Ludmila B. LOGUNOVA - Cand. Sci. (Philosophy), Assoc. Prof., School of Public Administration, e-mail: logunovalb @ spa.msu.ru

Yuri Yu. PETRUNIN- Dr. Sci. (Philosophy), Prof., School of Public Administration, e-mail: [email protected]

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

Address: A-701, building 4, 27, Lomonosov prosp. 119991, Moscow, Russian Federation

Abstract. The article presents an analysis of changes in the basic orientations of the education system in the information age, in the context of dialogue of cultures and transdisciplinarity of scientific research. In these conditions education should be a continuous process, a way of life (activity) of each person, his self-education, self-creation. Therefore, the most important task of school is the development of students' ability to learn and form their need for self-education. To solve this problem it is necessary to create an innovative school, creative (dialogical) pedagogy, and a complex multifunctional educational environment. As one of the tools of creative pedagogy a pilot innovation project of a social science textbook for secondary school was offered at the School of Public Administration Lomonosov Moscow State University.

Keywords: educational project, creative pedagogy, self-education, smart-education, innovation, transdisciplinarity, innovative school, educational environment

Cite as: Kudina, M.I., Logunova, L.B., Petrunin, Yu.Yu. (2017). [Education in the Era of Information Challenge]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 10 (216), pp. 134-143. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Gershunsky, B.S. (2002). Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka [The Philosophy ofEducation for the 21st Century]. Moscow: Pedagogical Society ofRussia, 608 p. (In Russ.)

2. Durkheim, E. (1956). Sociology and Education. Free Press, 163.

3. Rozin, V.M. (2007). Filosofiya obrazovaniya. Etyudy issledovaniya [Philosophy of Education. Research Sketches]. Moscow: Publishing House ofMoscow Psychological and Social Institute, 576 p. (In Russ.)

4. McLuhan, M. (1994). Understanding the Media. The extensions of man. The MIT Press, 389 p.

5. Eco, U. (2015). La struttura assente. La ricerca semiotica e il metodo strutturale. Bompiani. 599 p.

6. Logunova, L.B. (2013). [Science in the Era of Global Technology]. Vestnik Moskovskogo universiteta [Moscow University Bulletin. Ser. 21. Public Administration]. No. 4, pp. 58-81. (In Russ.)

7. Ogurtsov, A.P., Platonov, V.V. (2004). Obrazy obrazovaniya. Zapadnaya filosofiya obrazovaniya. XX vek. [Images of Education. Western Philosophy of Education. XX Century]. St. Petersburg: The Russian Christian Univ. Publ., 520 p. (In Russ.)

8. Kudina, M.V., Churzina, I.V. (2017). Obschestvoznanie: uchebnoe izdanie dlya 9 klassa obscheobrazo-vatelnyih organizatsiy [Social Studies: Educational Edition for the 9th Grade of General Education Organizations]. V.A. Nikonov (Ed). Moscow: Russkoe slovo - uchebnik Publ., 223 p. (In Russ.)

9. Leksin, I.V., Chernogor, N.N. (2017). Obschestvoznanie: uchebnoe izdanie dlya 8 klassa obscheobrazo-vatelnyih organizatsiy [Social Studies: Educational Edition for the 8th Grade of General Education Organizations]. V.A. Nikonov (Ed). Moscow: Russkoe slovo - uchebnik Publ., 224 p. (In Russ.)

10. Petrunin, Yu.Yu., Logunova, LB, Rybakova, M.V. et al. (2017). Obschestvoznanie: uchebnoe izdanie dlya 6 klassa obscheobrazovatelnyih organizatsiy [Social Studies: an Educational Publication for the 6th Grade of General Education Organizations]. V.A. Nikonov (Ed). Moscow: Russkoe slovo - uchebnik Publ., 216 p.

11. Pushkareva, G.V., Sudas, L.G. and others. (2017). Obschestvoznanie: uchebnoe izdanie dlya 7 klassa obscheobrazovatelnyih organizatsiy [Social Studies: an Educational Publication for the 7th Grade of General Education Organizations]. V.A. Nikonov (Ed). Moscow: Russkoe slovo - uchebnik Publ., 2017, 200 p. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Petrunin, Yu.Yu. (Ed). (2016). Obschestvoznanie: uchebnoe posobie dlya abiturientov. [Social Studies: A Textbook for Applicants]. Moscow: KDU Publ., 656 p. (In Russ.)

13. Petrunin, Yu.Yu. (Ed). (2016). Slovar po obschestvoznaniyu [Dictionary ofSocial Studies]. Moscow: KDU Publ., 512 p. (In Russ.)

The paper was submitted 20.08.17.

Accepted for publication 15.09.17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.