МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 2410-700Х
индивидуальную работу с подростками (шестой модуль). Изучение индивидуально-личностных особенностей обучающихся, составление социально-психологических портретов и рекомендаций по развитию социальной активности позволяет выстроить индивидуальный маршрут. Отслеживание прохождения маршрута производится посредством ведения протоколов, в которых учитываются сведения, полученные посредством психологического тестирования, а также данные педагогического наблюдения.
Соотношение наиболее значимых внутриличностных факторов с факторами образовательной организации положено в основу реализации индивидуального маршрута развития социальной активности. В первую очередь учитываются ресурсы клуба: модульная программа клубной деятельности, набор педагогических технологий, позволяющих выстроить индивидуальный маршрут развития социальной активности, кадровые ресурсы, соответствующие такой задаче, и специально организованная пространственно-предметная среда клуба. Используются также другие ресурсы системы дополнительного образования, когда подростки выбирают то или иное творческое объединения по результатам консультации психолога и посещения мотивирующих мероприятий.
Таковы основные характеристики целевого, организационно-содержательного и психолого-педагогического компонентов модели формирования социальной активности.
Список использованной литературы:
1. Страдзе А. Э. Социальная активность в российском обществе: структурно-деятельностное измерение. Диссертация на соискание уч. степ. доктора социол. наук. Ростов н/Д., 2013.
2. Новикова Г. В. Социально-психологические технологии формирования социальной активности молодежи в добровольческой деятельности. Диссертация на соискание уч. степ. канд. психол. наук. М., 2013.
© Трофимова С.С., 2016
УДК 94
Д.И. Фёдоров
студент 3 курса факультета энергетики и систем управления Воронежский Государственный технический университет г. Воронеж, Российская Федерация В.И. Черноусов
студент 3 курса факультета энергетики и систем управления Воронежский Государственный технический университет г. Воронеж, Российская Федерация
ОБРАЗОВАНИЕ СССР И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
Аннотация
В статье рассказывается о возникновения СССР и влиянии его на дальнейшую судьбу страны. Исследуются причины, которые привели к образованию Советского Союза. Рассматривается, в каких условиях приходилось принимать волевые судьбоносные решения, с какими проблемами при этом приходилось сталкиваться советским руководителям. Особое внимание уделяется политической борьбе как внутренней (в основном между Лениным и Сталиным), так и внешней. В конце статьи выводится значение образования СССР и описывается влияние, оказанное на будущее страны, причем как с положительной, так и с отрицательной стороны.
Ключевые слова
История, СССР, возникновение, национальный вопрос, политическая борьба, объединение.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_
Война и иностранная интервенция вызвали необходимость создания оборонительного союза большевистских сил центра и национальных регионов. Летом 1919 г. сложился военно-политический союз советских республик. 1 июня 1919 г. был подписан декрет «Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». На его основе создавалось единое военное командование, объединялись совнархозы, транспорт, комиссариаты финансов, труда. Понятно, что управление объединенной финансовой системой осуществлялось из Москвы, точно также, как национальные воинские образования были полностью подчинены Главному командованию Красной Армии. Военно-политическое единство советских республик сыграло важную роль в разгроме объединенных сил интервенции. Позже в качестве эксперимента во ВЦИК РСФСР были введены представители Украины, Белоруссии, Закавказских республик, началось объединение некоторых наркоматов. В результате ВСНХ РСФСР фактически превратился в орган управления промышленностью этих республик. Принятый в 1920 г. план ГОЭЛРО (электрификации России) также был рассчитан на единый хозяйственный механизм всех районов страны. В феврале 1921 г. был создан Госплан РСФСР во главе с Г.М. Кржижановским, призванный руководить выполнением единого хозяйственного плана. В августе 1921 г. в РСФСР был создан Федеральный комитет по земельным делам, регулировавший развитие сельскохозяйственного производства и землепользования в масштабах всей страны. В феврале 1922 г. в Москве совещание представителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии, Бухары, Хорезма и Дальневосточной республики поручило делегации ВЦИК представлять на международной конференции в Генуе по вопросам экономического восстановления Центральной и Восточной Европы (апрель 1922 г.) интересы всех советских республик, заключать от их имени любые договоры и соглашения. Делегация РСФСР была пополнена затем представителями Украины, Азербайджана, Грузии и Армении. [1, с. 769]
Практика первых лет советской власти заключалась в создании автономий в Российской Федерации на национальной, территориальной, экономической основе. [1, с. 770] В марте 1918 г., когда крайне ослабленная советская власть искала поддержки, Наркомнац (Народный комиссариат по национальностям) попытался создать первую опытную автономию в рамках федерации. 23 марта 1918 г. он опубликовал декрет, выработанный при участии Султана Галиева и Муллы-Hyp Вахитова — двух представителей недавно созданного Центрального мусульманского комиссариата, — где часть территории Южного Урала и Средней Волги объявлялись Татаро-Башкирской Советской Республикой, входящей в Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику. Несмотря на намеренно неясные формулировки, обещание создать на такой огромной территории национальную мусульманскую республику воплощало в жизнь давнюю мечту всех мусульман России: создать наконец автономное мусульманское государство. Но Султан Галиев стремился к большему: он считал, что Татаро-Башкирская Республика должна стать очагом, революционные искры которого попали бы в самое сердце Востока. [2, с. 150-151]
В стремлении республик к укреплению своих суверенных прав ряд партийных работников, включая наркомнаца И.В. Сталина, видели главную преграду на пути к единству. Создание независимых национальных республик рассматривалось лишь как временный шаг на пути к будущему объединению. Создание независимых национальных республик рассматривалось лишь как временный шаг на пути к будущему объединению. [1, с. 770]
Встревоженный ростом татарского национализма, VIII съезд партии (март 1919 г.) проголосовал за отмену всех коммунистических национальных организаций. Отныне они должны были быть напрямую связаны с РКП (б). Новый декрет от 22 мая 1920 г. значительно ограничивал автономию Татаро-Башкирской Республики, предоставленную в марте 1918 г. Опасаясь идей пантюркизма, центральное правительство разделило республику и вместо большого мусульманского государства создало две маленькие автономные республики, чья компетенция ограничивалась местными административными вопросами. [2, с. 151]
В 1918 - 1922 гг. народы, преимущественно малые и компактно проживавшие в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР автономию двух уровней:
- республиканскую - 11 автономных республик (Туркестанская, Башкирская, Карельская, Бурятская, Якутская, Татарская, Дагестанская, Горская и др.), которые имели право на самостоятельное решение ряда внутренних вопросов.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_
- областную - 10 областей (Калмыцкая, Чувашская, Коми-Зырянская, Адыгейская, Кабардино-Балкарская и др.) и 2 трудовые коммуны — немцев Поволжья и Карельская (с 1923 г. автономная республика), которые имели право на самостоятельное решение меньшего числа вопросов. [1, с. 770]
Самостоятельность, предоставленная в 1920 — 1922 гг. киргизам, марийцам, дагестанцам, бурятам, монголам, калмыкам, крымским татарам и т.д., была ничтожной. Исключение составлял Туркестан, получивший более широкую автономию. Сильная национальная буржуазия, мощное националистическое движение (в особенности в Бухаре и Хиве), очень пестрый этнический состав, значительный удельный вес русского населения — все это вынуждало центр крайне осторожно разграничивать сферы влияния местных и центральных властей. [2, с. 151]
Другой путь к союзному объединению лежал через двусторонние отношения между РСФСР и независимыми советскими республиками. Сложная система двусторонних договоров постепенно привязала эти республики к РСФСР и сузила сферу их компетенции. Договор между РСФСР и Украиной от 28 декабря 1920 г. по крайней мере на бумаге сохранял независимость Украины, у нее еще оставался свой комиссариат иностранных дел. После трех лет независимой политической жизни нельзя было не считаться с национальными особенностями, и, кроме того, украинский президент Раковский как слишком сильная личность не подходил на пост главы марионеточного государства. В январе 1921 г. подобный договор должен был быть подписан между РСФСР и Белоруссией, к которой всегда, во всяком случае формально, относились как к привилегированному партнеру. [2, с. 152]
С весны 1921 г. в ответ на указание В.И.Ленина о хозяйственном объединении Грузии, Армении, Азербайджана началось создание Закавказской Федерации (ЗСФСР). [1, с. 770] В то же время в Грузии русские большевики должны были действовать еще более деликатно, поскольку во время февральского (1921 г.) «повторного завоевания» центральная власть и, главное, Ленин потеряли инициативу, пойдя на поводу у военных и политических деятелей Закавказья. 2 марта 1921 г. в Грузию был специально направлен Орджоникидзе на поиски «приемлемого компромисса для блока с Жордания или подобными ему грузинскими меньшевиками, кои еще до восстания не были абсолютно враждебны к мысли о советском строе в Грузии на известных условиях». Ленин писал, что «и внутренние и международные условия Грузии требуют от грузинских коммунистов не применения русского шаблона, а умелого и гибкого создания своеобразной тактики». Несмотря на эти здравые мысли, центральные власти подталкивали все три кавказские республики к скорейшему объединению в Закавказскую республику, которая в свою очередь подписала бы договор с РСФСР. Грузинские коммунисты — Махарадзе, Оракелашвили, Мдивани — резко воспротивились такому союзному объединению, навязанному сверху Москвой и Кавбюро, являвшимся орудием центра против национальных коммунистических партий. Однако под давлением Орджоникидзе и Кавбюро на конференции, созванной 11 — 12 марта 1922 г. в Тифлисе, был создан Союз республик Закавказья, в ведение которого переходили внешние сношения, оборона, финансы, внешняя торговля, весь транспорт и экономика трех республик. Ряд дополнительных договоров, подписанных в последующие недели, должен был включить Закавказскую федерацию в экономику РСФСР и уполномочить последнюю представлять кавказские республики на международной арене. Летом 1922 г. советские руководители завершили объединение территорий, до этого в течение пяти лет не связанных между собой, в систему республик-планет, вращающихся вокруг РСФСР. Оставалось только определить принципы отношений внутри новой федерации. [2, с. 152-153]
Федерация республик рассматривалась большевиками как переходный этап «в преддверии мировой революции», обязательный шаг на пути к союзу и преодолению таких «буржуазных пережитков», как национальные различия. [1, с. 770]
Если некоторые республики (например, Белоруссия) были готовы развивать связи с РСФСР, то другие (например, Грузия) саботировали совместную деятельность. В Грузии разделение коммунистической партии на сторонников и противников федерации привело к разрыву договорных связей, насильно поддерживаемых из центра. Затянувшийся кавказский конфликт, трудности на Украине побудили Ленина ускорить процесс
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_
федерализации. 10 августа 1922 г. для выработки проекта федеративного государства была создана комиссия во главе со Сталиным. Федерацию представляли Куйбышев, Молотов, Орджоникидзе, Раковский, Сокольников, а республики — Агамалы-Оглы (Азербайджан), Мясников (Армения), Червяков (Белоруссия) и Петровский (Украина). Представленный 10 сентября проект, известный как проект «автономизации», на самом деле означал поглощение республик РСФСР, правительство которой становилось во главе федерации. Армения, Азербайджан и Белоруссия приняли этот проект, но украинцы, поддержанные Раковским, и особенно грузины полностью его раскритиковали. ЦК Компартии Грузии отверг проект, настаивая на желании сохранить независимость республики. Ленин болел и узнал о проекте и вызванных им спорах только в конце сентября. Осудив «слишком поспешные» действия Сталина, он отверг идею автономизации и предложил совершенно другой вариант, согласно которому в федерацию объединялись равные республики, а не подчиненные РСФСР. Чтобы это равенство стало реальным, федеративные органы власти следовало поставить над республиканскими. Сталину пришлось переделать свой план согласно ленинским указаниям. 6 октября новый текст был одобрен Центральным Комитетом. Всем республикам гарантировались равные права внутри Союза Советских Социалистических Республик, и каждой теоретически предоставлялось право свободного выхода из Союза. Этот проект приняли все национальные партии. Тем не менее грузинские руководители потребовали, чтобы их республика вошла в Союз самостоятельно, а не в составе Закавказской федерации. Сталин и его представитель в Тифлисе Орджоникидзе воспротивились прямому вхождению Грузии в Союз, ссылаясь на сложную национальную обстановку на Кавказе вообще и в каждой из республик в частности, чтобы оправдать федеративную структуру этого региона, необходимую для снятия межнациональной напряженности. Во время споров страсти так накалились, что Орджоникидзе ударил одного из своих собеседников. Узнав о происшествии и возмутившись поведением Сталина и Орджоникидзе, Ленин написал 30 декабря 1922 г. большое письмо грузинским коммунистам, где он объявлял войну великорусскому шовинизму. Однако Политбюро и ЦК не обращали внимания на грузинское сопротивление. [2, с. 153-154]
К 30 ноября комиссия ЦК РКП(б) разработала Основные пункты Конституции СССР, которые были разосланы в компартии республик для обсуждения. 18 декабря 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) обсудил проект Договора об образовании Союза ССР и предложил созвать съезд Советов СССР. Первый Всесоюзный съезд Советов открылся 30 декабря 1922 г. В нем приняли участие 2215 делегатов. Численный состав делегаций от республик определялся пропорционально количеству населения в них. Самой многочисленной была российская делегация - 1727 человек. С докладом об образовании СССР выступил И.В. Сталин. Съезд в основном утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе четырех республик - РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и ЗСФСР (в которой еще раньше были объединены Азербайджан, Армения и Грузия). Декларация законодательно закрепляла принципы устройства союзного государства: добровольность, равноправие и сотрудничество на основе пролетарского интернационализма. Доступ в союз оставался открытым всем советским республикам, которые могли возникнуть в ходе мировой революции. Договор определял порядок вхождения отдельных республик в состав СССР, компетенцию высших органов государственной власти. Право свободного выхода декларировалось, однако механизм осуществления этого права не был определен. Съезд избрал Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) Союза ССР - верховный орган власти в перерывах между съездами. [1, с. 772]
Все вопросы, входящие в Декларацию о создании СССР и в Союзный Договор, впоследствии были закреплены в Конституции СССР 1924 года, законодательно закрепившую образование СССР в 1922 году. Необходимо отметить, что принятая в 1924 году Конституция была второй. Первой советской конституцией была Конституция 1918 года. Основные принципы этой конституции были разработаны в ходе борьбы трудящихся за Советскую власть в период Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года, многие из них отражены в первых декретах Советской власти. [3, с. 28-29]
Конституция предусматривала непрямые выборы в органы власти, устанавливала производственно-
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_
территориальный принцип выборов в Советы. создание Союза делало необходимым принятие совместного документа, подготовленного в течение 1923 г. конституционной комиссией во главе с Калининым и окончательно одобренного II съездом Советов СССР 31 января 1924 г. Конституция 1924 г. формально узаконивала союз равноправных и суверенных наций. Она провозглашала право республик на отделение и вхождение в СССР новых социалистических республик, созданных внутри страны или вне ее. [2, с. 154]
Образование СССР завершило долгий и невероятно сложный процесс, когда после иностранной интервенции, удачных и неудачных попыток самоопределения и объединения отдельных республик в рамках федерации, формы которой менялись в зависимости от обстоятельств и соотношения сил, Российская империя постепенно расползлась по швам. [2, с. 148]
В ходе национально-государственного строительства проводилась политика подтягивания отсталых национальных регионов. С этой целью из РСФСР в Среднюю Азию и Закавказье переводились фабрики, заводы с оборудованием и частью квалифицированных кадров. Сюда направлялись огромные ассигнования на ирригацию, строительство железных дорог, электрификацию. В бюджеты республик делались большие налоговые отчисления. Национальная политика советского правительства имела позитивные результаты в области развития культуры, образования, системы здравоохранения в советских республиках. В 20-30-е гг. здесь были созданы национальные школы, театры, издавались газеты, литература на языках народов СССР. В ряде республик появились свои Академии наук, а также отделения АН СССР. Некоторые народы впервые получили разработанную учеными письменность. В республиках развивалась система здравоохранения. Так, если на Северном Кавказе до 1917 г. имелось 12 больниц и 32 врача, то к 1939 г. только в Дагестане работало 335 врачей (из которых 14% являлись представителями коренной национальности). Однако несмотря на важные изменения в социально-экономической и культурной жизни советских республик, их суверенитет на деле оставался номинальным, поскольку реальная власть здесь концентрировалась в руках республиканских партийных комитетов, подотчестных ЦК ВКП(б). В результате ключевые политические, хозяйственные решения принимались центральными партийными органами, которые были обязательны для республиканских. Интернационализм в его практической реализации стал рассматриваться как право игнорирования национальной самобытности и культуры народов. [1, с. 774]
Объединение республик в Союз дало возможность аккумулировать и направить все ресурсы на ликвидацию последствий гражданской войны. Образование СССР произошло не только по инициативе коммунистической партии. На протяжении многих веков формировались предпосылки для объединения народов в единое государство. Бывшая Российская империя объединила 185 национальностей и народностей. Все они прошли общий исторический путь. Объединение в одно многонациональное государство на противоречило интересам народов, населяющих территорию страны. С момента вхождения различных народов в Россию и присоединение к ней новых территорий их объективно начинала связывать общность исторических судеб, происходила миграция, перемещение населения, складывался единый хозяйственный комплекс страны, основанный на разделении труда между территориями, создавалась общая транспортная сеть, единая почтовая и телеграфная служба, формировался общий рынок, налаживались культурные, языковые и другие контакты. Консолидация в Союз позволила молодому государству занять одну из ведущих позиций в мире. [3, с. 28]
Список использованной литературы:
1. Арсланов, Р.А. Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века. [Текст] / Р.А. Арсланов, М.Н. Мосейкина, Т.Н. Смирнова, В В. Керов. - М.: АСТ, 2013. - 1019 с.
2. Верт, Н. История советского государства. 1900-1991. [Текст] / Н. Верт. - М.: Прогресс, 1992. - 479 с.
3. Радомысльский, Я.И. Образование и распад Союза Советских Социалистических Республик. [Текст] / Я.И. Радомысльский. - Екатеринбург: Издательские решения, 2015. - 200 с.
© Федоров Д.И., Черноусов В.И., 2016