УДК 37.012.1
Коробкова Светлана Николаевна
ФГАОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет
аэрокосмического приборостроения» Россия, Санкт-Петербург1 Доцент
Кандидат философских наук E-Mail: korobkova@hf-guap. ru
Образование: от реализма - к виртуальной реальности
Аннотация. Статья посвящена актуальному вопросу - философскому осмыслению реформы образования. Утверждается, что в основу концепции современного преобразования системы образования должна быть положена философская теория. Реализм предлагается как такая философская теория, которая позволит наиболее цельно, последовательно и поступательно продолжить работу по реформированию системы. В работе приведены исторические сведения об образовательной реформе 2-ой пол. XIX в., а также озвучена позиция в отношении происходивших изменений таких русских ученых-реалистов как И.М.Сеченов, Д.И.Менделеев, М.М.Филиппов. Важным достижением реформы сер.XIX в. было стремление установить в практике обучения подлинное единство опытного и теоретического знания.
Отмечается, что негативной стороной современной реформы является идеология успеха, ориентированная на констатацию достижений, что делает образовательный процесс формальным. Оригинальность и новизна подхода автора заключается в утверждении, что точкой положительного роста трансформаций в сфере образования будет приоритетное внимание к вопросам психологии и экологии образования. Существенную роль академические организации могут сыграть в выработке моделей поведения и коммуникации с учетом активного проявления нового информационного пространства - виртуальной реальности. Это тот конкретно-реальный микроуровень, в рамках которого участники образовательного процесса могут внести свою лепту в дело реформирования образования на реалистических основаниях.
Ключевые слова: образовательная реформа; академическая мобильность; реализм; «катастрофа психики»; экология образования; виртуальная реальность; реальное образование; практикоориентированное обучение; идеология успеха.
Идентификационный номер статьи в журнале 38РУЫ314
1 ГУАП (факультет №6), ул. Большая Морская, д.67, г. Санкт-Петербург, Россия, 190000
Образование - приоритетное направление деятельности государства в XXI веке. Современная образовательная реформа не первая в России и, видимо не последняя. Совершенно понятна экономическая сторона дела: конкурентоспособность в образовании -успешная конкуренция на рынке - завоевание конкурентных позиций в глобальном мире. Однако вопрос заключается в целесообразности конкретных шагов и фундаментальных основаниях реформы. Проблема современной реформы в отсутствии четких принципов и ясного концептуального образа образовательной системы. На этой почве вырастают частные проблемы, имеющие всеобщие последствия: плагиат при подготовке аттестационных работ, несанкционированный доступ к аттестационным материалам, неспособность выпускников выполнять прямые профессиональные обязанности как следствие отсутствия диверсификации в учебном процессе, стагнация научных школ, дисбаланс в профессиональной подготовке (перекос в сторону «ненужных» специалистов), нездоровая многовариантность учебных программ и т.д. и т.п.
Одна из кардинальных перестроек образовательной системы в России имела место в сер. XIX в и проходила под руководством Министра Народного Просвещения графа Д.А.Толстого. Начало было положено 1864 г., изданием нового Устава, в котором, в частности, говорилось об учреждении реальных училищ. Реализм как идеология (заявленный еще А.И.Герценым в «Письмах об изучении природы»), реалистическое умонастроение как принцип отношения к окружающей действительности, реализм как метод познания -отличительная черта реформ 2-ой пол. XIX в. Теоретическая основа реалистического мировоззрения - точное знание, конкретная наука.
Новый образовательный устав предполагал усиление естественнонаучного направления в школах и в вузах (изучение механики, технологий, медицины). «Московские ведомости» в это время вели активную пропаганду классического образования, связывая научный реализм, на котором должны базироваться реальные училища, с неизбежным движением к атеизму, анархизму, революционным настроениям, т.е. к разрушению привычного и ценного. В это же время Европа расценивала «любовь» к классическому как привязанность к старине, тормозящей «рациональное образование» и развитие в целом. В пореформенной России 2-ой пол. XIX в. возникает четкая «увязка»: реализм - наука -прогресс - высокоразвитое общество.
Однако опасаясь укоренения «грубого материализма» на русской почве, Министерство народного просвещения отдало продвижение точной науки «на откуп» общественным организациям. С подачи попечительских советов образовательных учреждений, естественнонаучные предметы были внедрены, но в очень ограниченном количестве. Регулярный Съезд естествоиспытателей (первый состоялся 12 мая 1867 в Санкт-Петербурге) есть пример общественной инициативы по распространению научного знания. Кроме просвещенческой задачи, у съезда была цель объединить научные силы внутри страны и установить постоянные контакты с зарубежными коллегами.
Именно благодаря академической мобильности, активным связям русских ученых с зарубежными научными центрами и лабораториями (преимущественно в Германии и Франции) был обеспечен рост отечественной науки в рассматриваемый период. На этот факт обращал внимание и основатель русской физиологической школы И.М.Сеченов в работе «Беглый очерк научной деятельности русских университетов по естествознанию». Он констатировал, что «облегчение выезда частным лицам за границу ...на казенный счет» способствовало продвижению отечественного естествознания [5, с.5]. Здесь же Сеченов писал, что ученые 2-ой пол. XIX в. выполнили для государства важнейшую роль - благодаря научным открытиям (стоит упомянуть хотя бы открытия И.П.Павлова, И.И.Мечникова,
Д.И.Менделеева, В.М.Бехтерева, А.А.Ухтомского) вывели Россию на международную арену. Как следствие - рост промышленного производства и экономики в целом внутри страны.
Актуальна академическая мобильность и в настоящее время: обмен мнениями, опытом и знаниями, практическое знакомство с другими образовательными системами, механизмами внедрения новых знаний, методологией освоения новой информации и т.п.
Названные ученые уделяли большое внимание просвещению масс внутри страны - они чувствовали свою ответственность за формирование общественного сознания. С этой целью издавалась большое количество журналов, где публиковались «новинки» из мира науки и литературы. Один из таких прогрессивных журналов - «Научное обозрение», редактором которого был отечественный мыслитель М.М.Филиппов.
М.М.Филиппов считал, (и эта мысль проходит красной линией через все выпуски журнала) что реализм должен быть положен в основу перестройки образовательной системы. Реализм в образовании, по его мнению, заключается в приобщении к науке, основанной на определенных методах, четких принципах Изучение именно такой науки оказывает моральнонравственное воспитание, в противовес пустому морализаторству в классической системе. В работе «Реформа гимназий и университетов» Филиппов пишет: «Реальное образование или, точнее, реальные элементы общаго образования смешиваются с специальным техническим образованием. Реальный значит вещный; реальное образование есть такое, которое покоится на познании вещей. .Реализм в познании можно и должно противополагать, с методологической точки зрения, формализму, под которым мы подразумеваем не схоластические хитросплетения, а выработку научных приемов мышления, независимо от того или иного материала мысли. .по преимуществу, однако, формальное мышление развивается благодаря занятиям математикою и логикою...формальный элемент науки противополагается реальному не для разъединения, а для различения. Умственное образование необходимо должно быть, в одно и то же время, и реальным и формальным. Пренебрежение реальным элементом приводит к схоластике, пренебрежение к формальным элементам знания создает тех крайних эмпириков, которые кричат о необходимости «считаться только с фактами», забывая о том, что в «факты» почти всегда уже вложена теория» [7, с.196]. Естествознание, фундаментальные науки - источник выявления научнопознаваемых закономерностей. Таким образом, еще в XIX в. русскими учеными обозначалось то, что пытаются реализовать в современной реформе: приоритетное внимание
фундаментальным наукам, практиоориентированное обучение, баланс между теорией и практикой.
Что такое образование? Филиппов ссылается и соглашается с немецким педагогом Паульсеном: «Образован тот, - говорит Паульсен...,- кто умеет вполне сознательно и убежденно определять свое отношение к мыслям и идеям, к жизненным формам и стремлениям своей исторической среды» [7, ^183].
Между тем, существовала и другая точка зрения, так называемая, буржуазная, которая связывала вопросы образования с «рынками», т.е. экономическими интересами страны (речь идет о Франции и министре образования Рибо). Филиппов приводит слова Рибо: «Научные открытия последняго века совершенно изменили условия жизни народов и открыли такие перспективы, о которых ранее никто и не думал. Европейцы исследовали и завоевали огромная области за океаном. В тоже время быстрый прогресс отдаленных стран стал вызывать беспокойство Европы. Можно ли сомневаться в том, что возникающая повсеместно конкуренция требует изменений в системе образования, которое должно служить подготовкой к последующей жизненной борьбе? Можно ли, далее, сомневаться и в том, что мы должны заботиться не столько об изощрении ума наших детей, сколько о развитии в них характера и энергии? Можно-ли, наконец, сомневаться и в том, что более полное усвоение точных наук и
более раннее вступление в практическую жизнь все в большей и большей мере являются необходимым залогом жизненного успеха» [7, с.190].
Идеология успеха в ущерб фундаментальному знанию - признак современной российской реформы образования. Конкретно это выражается в том, что приняв (переняв) новые технологии, в т.ч. активно эксплуатируя виртуальное пространство, руководствуясь лишь мотивом конкурентного выживания, общественное сознание не готово (не воспиталось естественным путем, не прошло необходимых ступеней культурной эволюции), чтоб соответствовать уровню технического прогресса: наблюдается дисбаланс в различных сторонах культурного развития: социального, технического, морального.
М.М.Филиппов особо обращал внимание на то, что умственное развитие (процесс познания) не может быть объяснено вне социальных условий, вне общественного строя. Экономическое состояние общества и уровень общественного сознания выступают как корреляты в изменении образовательной системы. Образование связано со всеми сторонами общественной жизни, и в то же время, отражает в себе как позитивные так и негативные процессы, происходящие в обществе «Взгляд на историю школьного дела .показывает, что.школа в общем отражает в себе в малом виде весь общественный строй, что она развивалась и приходила в упадок параллельно с общественным развитием и упадком» [7, с.
Другой приверженец реализма - Д.И.Менделеев, на эту тему так писал в «Заветных мыслях»: «В стране с неразвитою или первобытною правительственною машиною и промышленностью нет спроса для истинного образования, особенно высшего, и там, где господствует вялость и формализм, самостоятельные специалисты с высшим образованием не находят деятельности в общественных и государственных сферах, а потому впадают или в метафизические абстракты и уродливые утопии, или просто в отчаяние и излишества, а в лучшем случае - в ненужную диалектику и декаденское празднословие. Истинно образованный человек .найдет себе место только тогда, когда в нем, с его самостоятельными суждениями, будут нуждаться или правительство, или промышленность, или, говоря вообще, образованное общество; иначе он лишний и про него писано «Горе от ума» [2, с 164].
Многочисленные уроки отечественной истории показывают, и реформа образования 19 в. в том числе, что переустройство нельзя начинать сверху, - технически, директивно, -следует способствовать скорейшему созреванию необходимых ментальных и социальных предпосылок для естественной эволюции социальных институтов, в том числе института Образования. Об этом говорил Менделеев, в своем интервью газете «Новости» в 1901 г.: «.К делу преподавания следует.. .подготовляться не только путем обстоятельного изучения наук, но и путем долгого размышления, взаимного обмена мыслей и выяснения значения и задач учительского призвания. Учителя должны осознавать ответственность за все то, что кругом их происходит. .Всякий .должен сознавать, что он несет известные обязанности и что, соответственно этим обязанностям, и создаются права. .В этом-то смысле я и понимаю модное в настоящее время слово «автономия». .Необходимо философски посмотреть в корень дела и начать реформы не с верхушек, а с глубины. Пока не изменится весь общественный кругозор нашей молодежи, ничего плодотворного нельзя ожидать» [8, с.175]. Как видно из высказывания, наши соотечественники более 100 лет назад сталкивались с проблемами, аналогичными существующим ныне.
Современное понимание «автономии» как экономической свободы (а не свободы реализации образовательного идеала), причем не свободы «для» (положительной), а свободы «от» (отрицательной) указывает на примитивный уровень проводимых преобразований, «плоский» взгляд, отсутствие здравого расчета в оценке последствий предпринимаемых шагов.
179].
Менделеев предложил свою теоретическую концепцию образовательной системы, базирующуюся на реализме. Ее он изложил в работе «Заветные мысли». В основу концепции положен философский принцип единства «абстрактно бесконечного с конкретной действительностью». Основные положения этой концепции сводятся к следующему:
1. Образование служит государственным и общественным интересам. Образование, образованные люди - благо для экономического и социального развития государства. Они тесно взаимосвязаны. Только в развитом государстве есть потребность в образованных людях, с другой стороны - адекватное развитие образования возможно только при нормальном развитии государства, общества и экономики.
2. Все ступени образовательного процесса должны быть логично связаны: на каждом этапе следует обозначить приоритеты. По мнению Менделеева, школа - это этап личного развития, а ВУЗ - общественного. Он поясняет это таким образом: «Личное, нераздельно связанное с общим, т.е. преимущественно государственным, предшествует как в общей истории, так и в жизни каждого лица этому общественному или государственному, как детство предшествует зрелости. Личному, или индивидуальному, отвечают права, свобода -до произвола включительно и разумность - до рационального вывода истины, а общему, позднее развивающемуся, соответствуют обязанности, преклонение перед законом и признание истины лишь трудным путем опыта и наблюдений. Надо, очевидно, сочетание личного с общим и одно первое, даже доведенное до райского блаженства, уже не удовлетворяет требованиям возрастающего мышления, успокаивается лишь удовлетворением общему» [2, с.167].
3. Наилучшим сочетанием умений и знаний (конкретного и абстрактного) для постижения целого (сути вещей) и прогнозирования на основе имеющегося опыта, характеризуются высшие учебные заведения. Менделеев был убежден, что «.если мы, русские, хотим развиваться самостоятельно, исходя из общих начал жизни и пользуясь светом, развиваемым всегда лишь исключительно немногими лицами, мы должны иметь и много высших учебных заведений и много во всех них слушателей».
4. ВУЗы должны быть самостоятельны в управлении и принятии решений относительно программ и процесса обучения: дело высшего образования должно быть доверено научной и нравственной ответственности профессоров, - такова была точка зрения ученого. Роль государства (правительства) он видел, во-первых, в том, чтобы составлять уставы и законы для университетов; а во-вторых, чтобы утверждать профессоров, осуществляющих руководство. Таким образом, конкретные высшие учебные заведения имеют реальную силу, а правительство в целом - абстрактную, номинальную силу.
5. Суть высшего образования - в разумном сочетании специализации и «философского направления мышления». Слушатель должен уметь мыслить, развивать идеи «своей» науки и проводить эксперименты в рамках определенной мировоззренческой концепции. Также в преподавании, личная точка зрения профессора должна сочетаться с основным философским направлением, «школой», сформированной в том или ином учебном заведении. Цель образовательного процесса - не количество знания, а качество: необходимо сместить акцент с количества передаваемой информации (тем более что информация постоянно возрастает в объеме) на существенно необходимое знание. А существенно необходимое знание - это то, что влияет на мировоззрение, что позволяет в дальнейшем слушателям самостоятельно разбираться в деталях, производить синтез и анализ. Исключительная роль в определении философского направления мышления и отбор существенного знания принадлежит профессору.
Концепция Менделеева Д.И. звучит очень современно. На настоящем этапе, стратегия преобразования образования в России предполагает, что в основе обновлённого содержания образовательных программ должен быть набор ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной, информационной и других сферах. Теоретические знания должны стать средством объяснения явлений и решения практических проблем. Роль государства - формирование «заказа» на требуемые компетенции. Современная стратегия реформирования образования должна быть последовательно положена на прочный теоретико-методологический, философский фундамент. Для современной реформы образования принципы реализма означают, что выбор должен быть сделан в сторону оптимального сочетания теории и практики, разумного сочетания старого и нового, свободы и директивы. Существенным должен стать ценностный, а не утилитарный подход к образованию.
Практическим результатом научной эволюции кон. XIX в. стало активное изучение психической реальности. В упрощенном понимании, психика выступает посредником между человеком и окружающим миром: с одной стороны, она выполняет познавательную (отражательную) функцию, с другой стороны - проективную, т.е. проектирует действительность. Психика обеспечивает творческое начало человека - человек строить реальность. Реальность - продукт человеческой мысли, в котором отражен уровень конкретных знаний об окружающем мире, степень его активного воздействия на действительность, идеальные представления о том, что должно быть и что он есть в этом мире. По мере накопления знаний человек проектирует новую реальность.
Точно так же, как когда-то человек начал создавать свою «вторую природу» -культуру, в настоящее время, благодаря освоению новых технологий, человек создает свою вторую реальность («second life» - вторая жизнь) - виртуальную реальность.
Вопрос - как он ее строит, по каким законам и принципам? Мы можем получить ответ, как это происходит, с точки зрения техники и технологий, но пока нет ответа с точки зрения психологии. А между тем, именно изучение психической реальности в XXI в. даст ключ к дальнейшему постижению мира.
Какова роль образования в постижении виртуальной реальности? Актуальная проблема - экология виртуальной реальности, т.е. встраивание психических способностей и свойств в новое информационное пространство. В настоящее время существует термин «катастрофа психики», являющийся элементом понятийного аппарата более общей теории экологии образования и экологии человека, и обозначающий неспособность современного человека переработать информацию и найти адекватный ответ в виде социально значимых форм поведения. Учреждения, включенные в систему образования, как менеджеры информационных потоков, могут с помощью специальных методик, прямого и косвенного воздействия научить человека создавать качественно новую реальность и «встраиваться» в виртуальное пространство с тем, чтобы информация не разрушала, а наоборот, продвигала психические способности человека и способствовала созданию нового продукта. Это тот конкретно-реальный микроуровень, в рамках которого академические организации могут внести свою лепту в дело реформирования образования на реалистических основаниях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Герцен А.И. Письма об изучении природы // А.И.Герцен, Собр. соч. в 30 т. Т.3. М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1954. - 363 с.
2. Менделеев Д.И. Заветные мысли // Д.И.Менделеев, Собр. соч. в 25 т. Т. 23. Л. -М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1952. - 386 с.
3. Осипов В.И. Мировоззрение естествоиспытателей XIX века и философия. Монография. Архангельск, 2004. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://narfu.ru/university/library/books/0838.pdf, свободный. - Яз. рус.
4. Пекарникова М.М. Генерирование индивидуального виртуального пространства: психологический аспект // Интернет-журнал «Философия и гуманитарные науки в информационном обществе», 2014 № 1(3) январь - март [Электронный ресурс] - СПб.: ГУАП, 2014. Режим доступа: http://fikio.ru/wp-Соп!еп1;/ир1оаё8/2014/04/рпо8ой|а-ь§иташ1ату1е-паикьу-тйгта18юппот-obschestve-2014-01.pdf, свободный. - Яз. рус., англ.
5. Сеченов И.М. Беглый очерк научной деятельности русских университетов по естествознанию за последнее двадцатипятилетие. Спб., тип. М.М.Стасюлевича, 1883. - 13 с.
6. Тимирязев К.А. Развитие естествознания в России в эпоху 60-х гг. // К.А.Тимирязев, Сочинения. Т.7. М., Сельхозгиз, 1939. - 676 с.
7. Филиппов М.М. Реформа гимназий и университетов. // Научное обозрение. 1901. №8. С.178 - 204.
8. Филиппов М.М. Реформа гимназий и университетов. // Научное обозрение. 1901. № 9. С.171 - 192.
9. Философия реализма: из истории русской мысли. Сборник статей / Под ред. А.Ф.Замалеева. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. - 148 с.
10. Философы России XIX - XX столетий (биографии, идеи, труды) / Редкол.: П.В.Алексеев и др. - 2-е изд. перераб и доп. М.: АО Кн. и бизнес, 1995. - 750 с.
Рецензент: Гусман Леонид Юрьевич, доцент, доктор исторических наук, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения.
Korobkova Svetlana
Saint-Petersburg State University of Aerospace Instrumentation
Russia, Saint-Petersburg E-Mail: korobkova@hf-guap.ru
Education: from realism to virtual reality
Abstract. Article is devoted to an actual topic namely philosophical reflection on education reform. It is argued that the basis for the modern concept of transformation of the education system should be based on a philosophical theory. Realism is proposed as such philosophical theory that allows to continue the work of reforming the most complete, consistent and ongoing. The article presents historical data on educational reform of the 2nd XIX c. More the one it is announced position on the change occurs such Russian realist scholars as I. M. Sechenov, D. I. Mendeleev, M. M. Filippov. An important achievement of the reform was attempt to establish in actual the true unity experimental and theoretical knowledge.
It is noted that the negative side of the current reform is the ideology of success which makes the educational process formal. Originality and newness the author's approach is to statement that the point of positive growth in education must be high attention to issues of psychology and ecology education. An academic organizations can play a significant role in the development of models of behavior and communication meaning that the virtual reality is the new information area. This is the real micro-level, in which the participants of the educational process can make a contribution to the reform of education based on realistic principles.
Keywords: educational reform; academic mobility; realism; «disaster mentality»; ecology of education; virtual reality; real education; practice-training education; ideology of success.
Identification number of article 38PVN314
REFERENCES
1. Gercen A.I. Pis'ma ob izuchenii prirody // A.I.Gercen, Sobr. soch. v 30 t. T.3. M.: Izd-vo Akad. Nauk SSSR, 1954. - 363 s.
2. Mendeleev D.I. Zavetnye mysli // D.I.Mendeleev, Sobr. soch. v 25 t. T. 23. L. - M.: Izd-vo Akad. Nauk SSSR, 1952. - 386 s.
3. Osipov V.I. Mirovozzrenie estestvoispytatelej XIX veka i filosofija. Monografija. Arhangel'sk, 2004. [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://narfu.ru/university/library/books/0838.pdf, svobodnyj. - Jaz. rus.
4. Pekarnikova M.M. Generirovanie individual'nogo virtual'nogo prostranstva:
psihologicheskij aspekt // Internet-zhurnal «Filosofija i gumanitarnye nauki v informacionnom obshhestve», 2014 № 1(3) janvar' - mart [Jelektronnyj resurs] -SPb.: GUAP, 2014. Rezhim dostupa: http://fikio.ru/wp-
content/uploads/2014/04/Filosofija-i-gumanitarnyie-nauki-v-informatsionnom-obschestve-2014-01.pdf, svobodnyj. - Jaz. rus., angl.
5. Sechenov I.M. Beglyj ocherk nauchnoj dejatel'nosti russkih universitetov po estestvoznaniju za poslednee dvadcatipjatiletie. Spb., tip. M.M.Stasjulevicha, 1883. -13 s.
6. Timirjazev K.A. Razvitie estestvoznanija v Rossii v jepohu 60-h gg. // K.A.Timirjazev, Sochinenija. T.7. M., Sel'hozgiz, 1939. - 676 s.
7. Filippov M.M. Reforma gimnazij i universitetov. // Nauchnoe obozrenie. 1901. №8. S.178 - 204.
8. 8. Filippov M.M. Reforma gimnazij i universitetov. // Nauchnoe obozrenie. 1901. № 9. S.171 - 192.
9. 9. Filosofija realizma: iz istorii russkoj mysli. Sbornik statej / Pod red. A.F.Zamaleeva. SPb.: Izd-vo S.-Peterburgskogo universiteta, 1997. - 148 s.
10. 10. Filosofy Rossii XIX - XX stoletij (biografii, idei, trudy) / Redkol.: P.V.Alekseev i dr. - 2-e izd. pererab i dop. M.: AO Kn. i biznes, 1995. - 750 s.