ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОБРАЗОВАНИЕ КАЗИКУМУХСКОГО ШАМХАЛЬСТВА Мехдиева Н.Г. Email: [email protected]
Мехдиева Наида Гаджимурадовна - стажер коллегии адвокатов, Махачкалинская коллегия адвокатов № 1, г. Махачкала
Аннотация: в данной статье раскрываются основные понятия жизни людей, которые жили в эпоху государства Серир, которое в свою очередь является древнейшим государством. Кумух исторически представлял собой город-крепость, где располагалась резиденция правителей лакцев. Кумух для лакцев является древней столицей Лакии. В XV веке Кумух стал главным исламским и политическим центром Дагестана. «Лаки, — классические леги, — известны нам под именем казыкумухов или казыкумыков». В 777 году было завершено строительство первой соборной мечети в Кумухе. Ещё в VIII веке мусульманские кадии были в Дербенте, Табасаране, Кумухе, Кюре, Рича, Кайтаге. Ключевые слова: лакцы, казикумухцы, лак, лакрал кШну, вулугуни, тумал.
EDUCATION KAZIKUMUCKH OF SHAMKHALATE Mekhdieva N.G.
Mekhdieva Naida Gadgimuradovna - Intern of the Bar Association, MAKHACHKALA BAR ASSOCIATION № 1, MAKHACHKALA
Abstract: this article describes the basic concepts of life of people who lived in the era of state Serir, which in turn is the oldest state. Kumukh historically was a fortress city, where the residence of the rulers of Kumukh Laks of Laks is the ancient capital of Lakia. In the XV century Kumukh became the main Islamic and political center of Dagestan. «Lucky, classic legs, known under the name of kazikumuh or kazikumyks». In 777 year, the company completed construction of the first Cathedral mosque in Kumukh. In VIII century the Muslim cadia was in Derbent, Tabasaran, Kumuh, Priest, rich, Caitie.
Keywords: laks, kazikumuh, lacquer, sacral Шашу, Suluguni, tumal.
УДК 94 «04/15»
В данной статье мы можем понять жизнь людей, которые жили в эпоху государства Серир. Серир, является древнейшим государством. В работе описывается тот промежуток времени, который охватывает временной период с VI-VIII в. Дается раскрытие таких названий как «шамхал», «лак», «кумух». Целью данной работы является переосмысление тех исторических источников, которые мы имели, сквозь параллель новых исторических источников которые мы имеем в настоящее время. Новизной является сама идея сопоставление старого и нового.
Историю лакцев можно разделить на несколько частей: 1-я часть это эпоха Ануширвана, который назначил в Кумухе правителя. В VI веке Кумух был одним из политических центров нагорного Дагестана; 2-я часть это эпоха шамхалов, первое упоминание которых, как правителей, относится к VIII веку. В XIII веке шамхалы Кумуха приняли ислам и Лакия стала исламским государством. В XV веке Кумух стал главным исламским и политическим центром Дагестана; 3-я часть это эпоха ханов Кумуха.
Кумух исторически представлял собой город-крепость, где располагалась резиденция правителей лакцев. Кумух для лакцев является древней столицей Лакии [1].
А.В. Комаров писал: »В самом центре Дагестана, в верховьях реки, известной у нас под названием Казикумухского Койсу, живёт особое племя, называющее себя Лак или Ляк, а страну свою Лакрал-Юану. Племя это известно у нас под именем Казикумухцев» [2].
В своей работе П.К. Услар писал: «Лаки, — классические леги, — известны нам под именем казыкумухов или казыкумыков» [3].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод. Что под именем «казикумузцы», нам известны классические «леки», сами себя они называют «лак», а страну свою «лаку кану».
В своей работе А.Г.Булатова указывает на арабские источники середины VII в., которые дают понимание о целом ряде политических образований («царств») на территории Дагестана: Лакз, Табасаран, Зирихгеран, Хайдак (Кайтаг или Хашин), Гумик, Туман, Серир и Джидан. По мнению А.Г. Булатовой, эти «царства» существовали и ранее VII в., и лакцев принято локализовать в «царствах» Гумик, Туман, упоминаемых арабскими источниками. «Не вызывает сомнения у современных исследователей также заселение лакцами области Туман. Аварцы до сих пор называют лакцев «тумал» (во мн. ч. - «туман»)». Также в своей работе А.Г.Булатова допускает, что в раннее средневековье Лакия или одна из ее областей выступала также под другим названием [4].
Существует много мнений и разногласий по данному вопросу. Нужно согласиться с мнением А.Г. Булатовой, что именно Гумик имеет сходство с названием селения Кумух.
В своей работе М.Т.Гаджимурадов, Л.П.Магомедов, отмечают что к VI веку Сасанидская Персия захватила Восточный и Северо-Восточный Кавказ. В 552 году хазары вторглись на территорию Кавказа и заняли северный равнинный Дагестан и Шах Персии Хосров I Ануширван для защиты своих владений от кочевников приступил к строительству дербентских крепостных стен и назначает правителя в Кумухе [5].
Р. Маршаев, Б. Бутаев в своей работе указывают, «что в конце VIII - нач. IX веков халифы из династии аббасидов сменили в Дагестане местных правителей и взамен поставили угодных им людей. Одарив их соответствующими привилегиями, они объявили их собственниками подвластной территории». По свидетельству Р. Маршвева, Б. Бутаева, которые в свою очередь опираются на исторические хроники «Тарихи Дагестан», «Гюлистан - Ирам» А.К. Бакихакова, «Асари Дагестан» Гасана Алкадари говорится «о назначении в это время правителем Лакии с титулом шамхала-шахбалы потомка дяди пророка Аббаса с резиденцией в Кумухе. В арабских исторических источниках прямых указаний на это не имеется. Однако о попытках арабского полководца Масламы назначить своих представителей в Кумухе говорится определенно» [6].
В своей работе Л.И. Лавров показывает, что в политическом отношении горные земли представляли собой конгломерат раннефеодальных княжеств и племенных союзов. «Два наиболее крупных государства — Лакз и Сарир — охватывали горную часть Дагестана с юга и с севера. В горном Дагестане было пять крепостей: ал-Балал (возможно Билистан), Амик (принят за Гумик), Шандан (принят за Кайтаг), Хайзадж (принят за Хунзах), и Хамзин (принят за Гимры). В равнинном Дагестане располагались владения Туман (у реки Сулак), Самандар, Валанджар, Джидан и Тарки» [7].
В своей работе А.Г. Булатова указывает, что арабы начинают походы на Дагестан с середины VII века. Успехи арабов в Дагестане связаны с именем Джарраха. А.Г. Булатова опирается на источник XI в., комментируемый в свою очередь В.Ф.Минорским, который называет лакцев неверными: «гумикские неверные напали на селение ал-Баба, убили много мусульман и разграбили их имущество, затем, наложив харадж на оставшихся в живых, они вернулись домой». По версии Булатовой А.Г. ислам был занесён в Лакию вскоре после появления в Дагестане арабов, окончательное же его утверждение произошло в XI-XII вв. [4].
Историк Ат-Табари пишет о походах Джарраха: «Арабы разбив хазар в южном Дагестане, проникли в горы Дагестана и преодолели сопротивление жителей Хамзина и Гумика, разрушили и разграбили в результате карательных походов Кайтаг и Табасаран, за отказ признать их власть» [8].
В работе Р.М. Магомедова говорится о районах, которые полностью контролировались арабами, с каждого жителя взимался поземельный налог — харадж, а если тот не был мусульманином, то добавлялся ещё и подушный налог — джизья. «Этим, очевидно, объясняется то, что в период сохранения Халифата арабы не проявляли особого усердия в распространении
51
ислама среди дагестанцев — ведь рост числа мусульман повлек бы за собой и сокращение доходов от налогов. Вплоть до X века ислам в Дагестане распространялся лишь в Дербенте, Табасаране, южной части плоскости и нижней части Самурской долины, причем не сплошь, а отдельными очажками. Старые верования (языческие, христианские, зороастрийские) продолжали преобладать». Р.М. Магомедов отмечает, что борьба дагестанских народов против Халифата за свободу и независимость повлекла за собою огромные разрушения и большие людские потери в Дагестане. К началу X века перестали существовать такие государства как Хамрин и Шандан. Табасаран стал частью Деребнта или Ширвана и образованием Шамхальство со столицей в бывшем Гумике. В 777 году было завершено строительство первой соборной мечети в Кумухе. Ещё в VIII веке мусульманские кадии были в Дербенте, Табасаране, Кумухе, Кюре, Рича, Кайтаге. Позднее появились и в других местах. Дербент и Кумух постепенно становились центрами распространения ислама, откуда при господстве Халифата предпринимались регулярные экспедиции сторонниками «борцов за веру». Насаждение Ислама в Дагестане затянулось до XV века [9].
Б.Г. Малачиханов отмечал, что «Кумух является крупнейшим этапом на великом древнем пути народов и, как таковой, привлекая к себе внимание, должен был ещё в очень ранний период арабских завоеваний на Кавказе сделаться самом деле предметом яростной исламистской экспансии, направленной к северу» [10].
Согласно Дербенд-наме, Кумух стал резиденцией шамхала, арабского наместника [11].
В своей работе А.К.Бакиханов отмечает, что середины VIII века Кумух вошел в состав Арабского халифата. Правитель Кумуха шамхал был в союзе с арабами [12].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод о том, что в арабских источниках нет упоминания о насаждении Абу-Муслимом ислама в Дагестане. Но, тем не менее, историки сходятся в едином мнении, что именно арабы утвердили ислам в Дагестане. Нужно отметить, что существует много мнений по поводу принятия ислама «Кумухцами». Одни историки опираются на источники, в которых указаны ранние сроки принятия ислама это VII, другие XI - XIII в. Нужно отметить, что в работе Р. Маршаева, Б. Бутаева говорится, «что и сейчас в Кумухе на внутренней стороне западной мечети сохранилась надпись. «В 160 году (по хиджре) священную мечеть построили они ради благочествия ко всевышнему Аллаху Абулмуслиму, да будет над ним милость всевышнего Аллаха»» [6].
Само определение термина «шамхал», имеет много споров и суждений у историков. Возникновение самого термина одни историки связывают с арабским полководцем Абумуслимом. Некоторые исторические источники относят термин «шамхал» ко времени татаро-монгольского нашествия в Дагестан.
В большой Советской энциклопедии дается разъяснение термину «шамхал». Он означает титул правителей в Дагестане и присваивался на собрании феодальной знати в Кази-Кумухе: одновременно намечался крым-шамхал будущий шамхал [13].
М.А. Полиевктов считает, что «шамхал» происходит от имени арабского военачальника Шах-баал ибн Абдуллы, назначенного правителем Дагестана [14].
Нужно отметить мнение А.Г. Булатовой о возникновение термина «шамхал» может быть связано с приходом в Лакию арабов, которые на место прежних правителей назначали своих ставленников. Образоваться термин мог от слияния слова «Шам» (Сирия) с «ал» (народ), то есть шам-ал - народ из Шама - сирийцы. По такому же типу подобные слова нередко образуются в лакском языке, например, курал (кюринцы), дарг-ал (даргинцы), гъуннал-ал (гунны) - название квартала в Кумухе. По-видимому, название шам-ал, данное лакцами новым иноземным правителям, чтобы отличить их от прежних, местных, затем перешло в титул, а произношение с придыханием перед «ал» превратило это слово в «шамхал» [4].
По мнению Р. Маршаева и Б. Бутаева термин «шамхал» можно объяснить от соединения двух слов: «шам» - у лаков означает Сирия, а ихъул», «хъал», «хал» «окончание слова. «По законам словообразования лакского языка аффикс «хъал» является показателем принадлежности лица к определенному роду, племени и месту. Например, Моьрщи (имя мужчины), род. пад. ед. числа. Моьршил, множественное число - Моьрщихъул, род. пад. множественного числа-Моьрщихъал, Мурхъилинхъул-муркъилихъал, Хай-дакъхъул-хайдакъхъал. Авнусхъул-
52
ввнусхъал и т. д. Однако эта форма множественного числа обозначает не несколько человек по имени Моьрщи (как по-русски Иваны, Екатерины), а имеет значение «Моьрщи я вся его семья или родственники», т. е. по сути дела является родовым или фамильным именем. То же самое окончание множественного числа прибавляется и к существительным, заимствованным из других языков, обозначающим выходца из той или иной местности или племени. Вероятно и этимологизация термина «шамхал» связана с местными языковыми особенностями лакцев. «Шамхал» в буквальном переводе с лакского языка значит «выходец из Шама (Сирии)» [6].
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, о том, что образование термина «шамхал», происходит из слияния двух слов «Шам» (Сирия) с «ал» (народ), то есть шам-ал -народ из Шама - сирийцы.
Нужно отметить, что А.Г. Булатова в своей работе предполагает, «что в какой-то временной отрезок средневековья, возможно, достаточно большой (VI-X вв.) лакцы и аварцы, возможно, и часть даргинцев, жили в составе одного большого феодального государства - Серир, столица которого находилась на лакской территории». А.Г. Булатова основывается на комментарии Б.Ф. Минорского, который в свою очередь комментирует арабский источник «Тарих ал -Баб» называет два имени трех правителей Серира: это Бухт-Йишо, который правил в 292 г. х. /903 г., другой Бухт-Йишо, который упоминается в связи с событием 416 г. х. /1025 г. и Т.куб. Ф-рудж под 457 г. х. /1065 г. Нужно согласиться с мнением Булатовой А.Г. о Серире и месте в нем Лакии, о том что, «вероятно, именно древней традицией существования государственности на лакской территории еще со времен раннего средневековья можно объяснить, и факт более позднего бытования здесь же во главе с лакским же правителем феодального государства - шамхальства Казикумухского, в отдельные периоды распространявшего свою власть на весь Дагестан» [4].
Список литературы /References
1. Бакиханов А.К. Гюлистан и Ирам. Период второй 644, 1258 г. С. 52.
2. Булатова А.Г. Историко-этнографическое исследование XIX-начало XX вв. Издательство типографии Дагестанского научного центра РАН Тираж 750 экз. Махачкала, 2000. С. 210.
3. ГаджимурадовМ.Т., МагомедовЛ.П. История Дагестана. М., 2007. С. 47.
4. Гасанов М.Р. История Дагестана / Учебное пособие. Махачкала, 2000. С. 80.
5. Комаров А.В. Казикумухские и Кюринские ханы. Тифлис, 1869. Кавказа и народов его населяющих: Кавказ. СПб., 1871. Т. 1. Книга 1. С. 505.
6. Лавров Л.И. Кавказская Тюмень // Из истории дореволюционного Дагестана. М., 1976. С. 163.
7. Магомедов Р.М. История Дагестана: Учебное пособие; 8 кл. Махачала Изд-во НИИ педагогики, 2002. С. 102.
8. Малачиханов Б.Г. К вопросу о хазарском Семендере в Дагестане. УЗ ИИЯЛ. Т. XIV. Махачкала, 1965. С. 181.
9. Очерки истории Дагестана. Махачкала: Даггиз., 1957. Т. 1. С. 51.
10. Полиевктов М.А. Из истории северокавказских феодалов XVII века. «Сборник статей академика Н. Я. Марра». М. Л., 1935. С. 746.
11.Маршаев Рамазан, Бутаев Бута. История лакцев. Махачкала, 1992. С. 210.
12. Тарихи Дербенд-наме. Историч. хроника. ИД «Эпоха», 2007. С. 5.
13. УсларП.К. Этнография Кавказа. Языкознание. 4. Лакский язык. Тифлис, 1890. С. 312.
14. Википедия: лакия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%BA%D1%86%D1%8B/ (дата обращения 20.01.2017).
15. Большая Советская энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://slovar.cc/enc/bse/2059773.html/ (дата обращения 20.01.2017).