вида нарушения, от задач и целей занятий, педагог выбирает упражнения, необходимые для работы.
Использованные источники:
1. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. - СПб: Союз, 2004.
2. Соботович Е. Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. — Л., 2006.
3. Чиркина Г. В. Дети с нарушением артикуляторного аппарата. — М., 2009.
Саакян М.В., к. с.н.
доцент кафедры конституционного и административного права
Адыгейский государственный университет
Россия, г. Майкоп ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ЦЕННОСТЬ
Молодость - это определенный этап созревания и развития индивида между детством и взрослостью. Студенческой молодежи в обществе принадлежало и принадлежит ключевое место. Это возрастная группа, которая со временем занимает ведущие позиции в экономике и политике, социальной и духовной сферах общества, а в будущем будет решать задачи, контуры которых сейчас трудно различимы.
Современное российское общество находится на сложном противоречивом этапе развития. Совершенствование всех сторон жизни общества во многом зависит от человеческого фактора, непосредственного участия личности в процессах трансформации. Оно обусловлено взаимоотношениями личности и общества на данный момент, характером их взаимодействия, изменением личности и адекватностью, стабильностью, динамизмом общественных отношений.
Российское общество в условиях всесторонней структурной ломки, изменения содержания социальных институтов и общностей характеризуется утратой традиционных рычагов воздействия на молодежь. Меняется ее положение в обществе, происходит кардинальная смена ценностных приоритетов и ориентиров.
Не так давно студенчество России вступило в XXI век, который предстает перед нами в координатах модернизации, глобализации и доминирования информационных технологий - век «глобальных инноваций» во всех сферах общественной жизни: в образовании, культуре, экономике, политике.
Вековая история развития мировой цивилизации показала, что наиболее приоритетной ценностью, обеспечивающей социальный прогресс общества, является система образования как один из важнейших социальных институтов, формирующих общественное сознание и интеллектуальный потенциал нации. Особая роль при этом принадлежит высшему
образованию, которое обеспечивает подготовку специалистов-профессионалов, представляющих «интеллектуальный портрет» той или иной страны.
В настоящее время Россия остро нуждается в высококвалифицированных специалистах нового типа, соответствующих условиям современного развивающегося мира, обладающих высоким профессионализмом, повышать который, в первую очередь, должны университеты и другие высшие школы.
Сегодня остро стоит вопрос - каким должен быть университет в XXI веке? Прежде всего, ВУЗ должен выполнять функцию формирования гармонично развитой, социально активной, творческой, целеустремленной и ответственной личности, способной уметь реализовывать личностную и гражданскую позиции, осознанно выбирать профессию и идентифицировать себя в социальном пространстве.
Основные цели и задачи российского высшего образования в XXI веке видятся в обеспечении исторической преемственности поколений, сохранении и развитии национальной культуры, культуры межэтнических отношений. Необходимо также обеспечить условия для успешного воспитания патриотов, граждан, обладающих высокой нравственностью, уважающих права и свободы людей. И, наконец, особо важной задачей становится формирование у студентов целостного миропонимания и современного научного мировоззрения.
В эпоху глобализации наиболее влиятельными факторами социальной динамики становятся информация, наука и образование. Таким образом, конкурентоспособным будет человек, освоивший основы наук, владеющий новейшими способами восприятия и передачи информации, образованный и практически подготовленный, прежде всего в профессиональном, языковом и мировоззренческом контекстах. В условиях быстро меняющегося мира необходимо развивать у студентов способность к самостоятельному освоению новых знаний, умение пользоваться новыми средствами получения и обработки информации, позволяющих постоянно повышать уровень своего образования и интеллектуального потенциала.
XXI век признается веком информационных технологий, широкое распространение которых поставило новые проблемы и открыло новые перспективы перед системой образования в целом и перед высшим образованием в частности.
Все механизмы социализации, так или иначе, касаются решения трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных. Социально-психологические проблемы связаны со становлением самосознания молодых людей, их самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и саморазвитием. На этапе молодости эти проблемы социализации имеют особое, специфическое содержание, появляются разные способы их решения [1].
Естественно-культурные проблемы также оказывают влияние на процесс социализации молодежи в современном российском обществе. Его содержание связано с достижением человеком определенного уровня физического и сексуального развития. Проблемы эти часто касаются региональных различий, поскольку темпы физического и полового созревания могут заметно разниться: на юге они оказываются значительно более высокими, чем на севере. Естественно-культурные проблемы социализации могут затрагивать также вопросы формирования эталонов мужественности и женственности в различных культурах, этносах, регионах.
Социально-культурные проблемы социализации имеют своим содержанием приобщение личности к определенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений и навыков.
Все перечисленные проблемы социализации и их решения являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания таких проблем она вполне способна их плодотворно решать - конечно, при наличии необходимых объективных предпосылок для этого. Значит, тогда человек выступает субъектом собственного развития, субъектом социализации.
Однако нужно иметь в виду, что если какие-либо проблемы социализации не решаются на том или ином ее этапе, это может тормозить процесс развития личности, делать его неполноценным. Осмысление такой ситуации может заставить человека ставить перед собой новые цели, менять способы их достижения. В целом это не страшно. Гораздо хуже, если нерешенные или не решаемые проблемы не будут осознаны личностью, и она не станет искать никаких поворотов в процессе социализации.
В этом случае может возникнуть явление, которое некоторые авторы применительно к такой личности определяют термином «жертва социализации». Дело в том, что процесс социализации противоречив. С одной стороны, он предполагает успешность освоения личностью социальных ценностей, норм, стандартов поведения, с другой - способность человека определенным образом противостоять обществу в том случае, если оно (или его отдельные структуры) мешают удовлетворению его потребностей в социализации.
Следовательно, необходима, с одной стороны, идентификация личности с обществом, с другой - обособление в нем. Здесь и возможны две крайности, которые приводят личность к тому, что она становится «жертвой социализации». Во-первых, в случае полной идентификации с обществом и «абсолютного» принятия его ролевых предписаний и ролевых ожиданий, неспособности хоть в чем-то ему противостоять личность превращается в конформиста. Во-вторых, неприятие многих социальных требований принципиального для общества характера способно превратить человека в борца против его устоев (что особенно характерно для тоталитарного или авторитарного режима). Острота этого противоречия сопряжена не только с характером общества, процесса социализации, а также влиянием социальных факторов на личность [2].
Использованные источники:
1. Емчура Е.Современная молодежь и каналы ее социализации. / Е. Емчура / Вестник московского университета. Серия 18 // Социология и политология. -2006. - №3. - С. 135.
2. Борисова Л.Г., Солодова., Г.С. Социология личности. / Г.С.Солодова., Л.Г. Борисова- Новосибирск., Мир.- 2007. - 427 с.
Сабирова В.К., канд.филол.наук доцент ОшГУ Кыргызстан, г. Ош Камбарова А.К. стпреподаватель аспирант БатГУ
Кыргызстан, г. Сулюкта СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ОЧЕРКОВ Ж.МУКАНБАЕВА И СБОРНИКА А.ТОКОМБАЕВОЙ О ФОЛЬКЛОРЕ КЫРГЫЗОВ ЗАРУБЕЖЬЯ
Публицистические очерки Ж.Мукамбаева «Эл ичи - внвр кенчи» («Где народ, там и клад», 1982, и «Народный кладезь мудрости», 1990) и сборник фольклорных материалов А.Токомбаевой «Жергеталдык кыргыздардын эл оозеки чыгармалары» («Устные народные произведения жергетальских кыргызов») являются образцами научно-популярных изданий. Сюда включены научно-популярная публицистика и тексты фольклора. Материалы книг представляют записи, собранные в Лейлекском, Баткенском, Шаартузском, Жергетальском и Чон-Алайском районах Киргизской и Таджикской ССР.
Мукамбаев Жээмбай - известный в среде фольклористов автор ряда очерков публицистического жанра. Книги его рождались в результате многочисленных поездок в течение трех-четырех десятков лет по Жергеталу, Алаю, Памиру, Баткену, Лейлеку, Чаткалу, Алабуке и другим уголкам огромной тогда страны под названием «Советский Союз». Кандидат филологических наук А.Токомбаева издала книгу с образцами произведений, собранных во время фольклорной экспедиции Института языка и литературы Академии наук Киргизской ССР, организованной в 1983 году.
Канувшая в прошлое страна одной из приоритетных задач видела в продолжении традиций, поддержке образовательных, просветительских и культурных проектов. Тогда это была одна страна, и сегодня рассматривать записи отрывков устного народного творчества кыргызов, проживавших в вышеназванных районах, в качестве фольклора нынешнего зарубежья Кыргызстана нельзя истолковать «вульгарным социологизаторством». Поэтому имея в виду нынешнее историческое, политическое, социальное