© Васильева Е.Н., 2011
УДК 316.343 ББК 60.55
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ (ОПЫТ РЕГИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)1
Е.Н. Васильева
В статье обсуждаются проблемы социализации молодежи в условиях личностно-ориентированной системы образования. Показано, что грамотно построенная воспитательная работа в школе целенаправленно и систематически влияет на формирование ценностных ориентаций молодежи.
Ключевые слова: социально-экономические ценности, социализация, гуманизация, социальные установки, ценностные ориентации.
Понятие социализации было впервые использовано Ф. Гиддингсом [2, с. 303] и сегодня предельно широко трактуется, поэтому целесообразно конкретизировать, что в данной работе мы опираемся на определение, данное А.В. Мудриком [4, с. 9], который вопросы социализации ставит в рамках вопросов воспитания, а образование рассматривает как институт социально контролируемой социализации членов общества и трансляции культуры и социальных норм.Такая трактовка понятия стала актуальной с развалом СССР, когда возникла необходимость реформирования образования и особенно важной стала деидеологизация гуманитарных наук. Данный процесс проходил нелегко, так как привязка любого предмета к идее революционного процесса, а также связь всех последующих событий только с ним сформировали мировоззренческие установки многих поколений современных россиян. Такое положение тормозило демократизацию общества и сегодня оказывает существенное влияние на социализацию подрастающих поколений.
К факторам, препятствующим формированию новых социальных установок, можно отнести то, что учителями являются люди старшего и среднего возраста, первичная социализация которых проходила в советское время, а
социальные установки не претерпели больших изменений. Во-вторых, проведенное нами исследование показывает, что из-за резкой смены экономического курса нарастает своеобразная ностальгия по СССР, и институт семьи также препятствует усвоению новых социальноэкономических ценностей.
Если обратиться к документальным источникам, то в 1976 г. в средней образовательной школе № 2 г. Суровикино Волгоградской области было четыре выпускных класса -120 человек, в вузы поступило 15 человек; в прошедшем 2010 г. из стен этой же школы вышли 24 выпускника, один класс. В высшие учебные заведения поступили те же 15 человек, причем 2/3 - на бюджетные места по результатам ЕГЭ.
Контент-анализ традиционных школьных сочинений на тему «Как я провел лето» показывает: в 1986 г. из 27 человек только двое написали, что были на море, а к 2010 г. об отдыхе на морском побережье пишет 70 % учеников, при этом мы зафиксировали, что учащиеся посетили и зарубежные страны, такие как Турция, Швеция, Англия. Год от года растет количество бесплатных путевок санаторно-курортного оздоровления, когда родители оплачивают только дорогу. А между тем анализ показывает, что суждения о богатых и бедных слоях общества в сочинениях современных школьников старших классов даются в выражениях, взятых из советских учебников.
Контент-анализ стенограмм родительских собраний показывает высокую корреляционную связь выражений «поступление в вуз» и «сейчас все решают деньги». Из проведенного анализа можно сделать вывод, что в общественном мнении традиционного малого города нарастает уныние, дети воспитываются в духе того, что ничто хорошее их не ждет, устроиться будет трудно. Задачей гуманизации является формированиетакой системы, где человек чувствует себя равноправным членом общества, но вместо этого мы сталкиваемся с процессами, ведущими к разрушению социальных связей, описанными В.Н. Гуляи-хиным и Н.В. Серовой [3, с. 181].
Именно поэтому актуален вопрос - может ли грамотно построенная воспитательная работа в школе целенаправленно, систематически давать отпор таким настроениям, влиять на социализацию ребенка независимо от мнений родителей и методологических установок учителей?
Понимание, какой должна быть воспитательная работа, дается в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», где роль образования определяется задачами перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике. Документ предусматривает развитие основных принципов образовательной политики в России, опираясь на Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальную доктрину образования в РФ до 2025 г., а также Федеральную программу развития образования на 2000-2005 годы.
Общеобразовательная школа определяется во всех вышеперечисленных документах как важнейший фактор гуманизации общественноэкономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. В итоге именно школа должна формировать (но формирует ли?) целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и
культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В решении этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Вопросы воспитания также регулируются Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российское Федерации на 2006-2011 гг.», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422. Она была разработана в соответствии с «Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации» и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных конфессий.
В документе постулируется усиление патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин, воспитание гордости за Российское государство, его свершения, увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества, воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества, и т. д.
Социологи отмечают, что за последние годы произошли существенные сдвиги в переориентации детей, подростков и молодежи на ценности западной культуры, однако основной упор в Концепции делается на военных историко-культурных аспектах патриотизма, что соответствует советской схеме воспитания. Опираясь на исследования современных психологов, можно утверждать, что патриота сегодня не вырастишь только на примерах героев, погибших за Отечество, мы живем в информационном обществе, где также гордятся высоким уровнем социально-экономического развития своей страны и достижениями науки и техники. Однако кроме военной составляющей никакие компоненты патриотического воспитания четко не прописаны, и нельзя выявить их инди-
каторы, несмотря на то, что в Программе четко заявлена необходимость регулярных социологических опросов граждан РФ.
Исходя из данной необходимости, нами на базе МОУ «СОШ № 3» г. Суровикино Волгоградской области был проведен социологический анкетный опрос на тему «Основные ценностные ориентации старшеклассников малого города». Способом формирования выборки было монографическое исследование, объект исследования - молодое поколение, обучающееся в общеобразовательных школах малых городов России, так как именно эта часть подростков реже всего попадает в выборки крупных исследовательских центров. Выборка имела целенаправленный характер, так как в данной школе программа воспитательной работы соответствует поставленным задачам, школа трижды выигрывала губернаторский грант, в ней действуют научно-исследовательское общество «Шанс», общественная организация «ШТОРМ» («Школьная творческая организация ребят и малышей») и другие организации, обеспечивающие социальновоспитательную работу в школе. Объем выборки - 100 человек, это учащиеся девятых, десятых и одиннадцатого классов. Разрабатывая инструментарий исследования, мы опирались на позицию Н.А. Тельновой и Н.А. Калашниковой [5, с. 15]: устойчивые формы поведения, соответствующие принятым ценностям, адекватность самооценки и степень развитости чувства ответственности за совершаемые действия связаны со становлением самосознания человека.
Кроме статистических данных, таких как пол, класс, состав семьи, уровень доходов семьи (от 1 до 3 тыс. руб.; от 3 до 5 тыс. руб.; от 5 до 10 тыс. руб.; от 10 до 15 тыс. руб.; от 15 до 20 тыс. руб.; свыше 20 тыс. руб.), в исследовании выявлялись индикаторы системы ценностей и деятельности подростков. Мы определили, чему старшеклассники посвящают свое свободное время, при этом респондент мог выбрать любое количество вариантов ответа, а каждый из вариантов мог получить до 100 % выборов. В итоге мы получили следующие показатели (см. рис. 1): общению с друзьями -
81.3 %; компьютеру - 42,8 %; просмотру телевизионных программ - 40,6 %; дискотекам -
34.4 %; спорту - 34,4 %; чтению - 18,8 %; хозяйству, даче - 12,5 %; отдыху на природе -
9.4 %; сну - 9,4 % культурному досугу - 6,3 %.
Если смотреть разбивку по полу, то приоритеты меняются следующим образом: девушки в основном сидят за компьютером (33,3 %), смотрят телевизор (33,3 %), ходят на дискотеки (38,1 %); лидирующие позиции остаются за общением с друзьями (81 %). Молодые люди также общаются с друзьями (81,8 %), сидят за компьютером (63,6 %), смотрят ТУ (54,5 %); утешает то, что 63,3 % занимаются спортом. Показатели по таким видам досуга, как чтение и отдых на природе, получены благодаря ответам 10- и 11-классни-ков, что говорит о формировании основ здорового образа жизни и тяги к расширению кругозора по мере взросления и осознания меры ответственности при переходе к новому этапу жизни.
Рис. 1. Итоги опроса старшеклассников о проведении свободного времени ISSN 1998-9946. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Филос. 2011. № 3 (15) 51
Интересные результаты получены при ответе на вопрос «Как Вы чаще всего в последние три года проводите свои каникулы?» (см. рис. 2). Дома - 46,9 %; в гостях у родственников - 28,1 %; в летнем лагере - 25 %; на курорте или в санатории на территории России - 6,3 %; на даче -
3,1 %; на зарубежных курортах - 3,1 %; «вообще забыл, когда путешествовал» - 3,1 %. При этом зависимость от уровня доходов родителей не прослеживается, что лишний раз подтверждает факт увеличения числа доступных форм отдыха с полной или частичной компенсацией государством расходов.
Ценности, сформированные у старшеклассников, выявлялись ответами на вопросы «Что для Вас наиболее значимо в жизни?» (см. рис. 3) и
«Какие ценности являются для Вас важными?» (см. рис. 4). Для ребят значимы: семья - 78,1 %; здоровье - 56,3 %; образование - 40,6 %; материальное благополучие - 37,5 %; свобода и независимость - 31,3 %; интересная работа - 28,1 %; уважение окружающих - 25 %; успех, признание -21,9 %; спокойная совесть - 6,3 %.
Наиболее важными ценностями для учеников являются: возможность чего-то достичь - 75 %; хороший заработок - 50 %; интересная работа - 46,9 %; надежное место работы, гарантия занятости - 28,1 %; возможность общения с людьми - 25 %; полезность для общества - 15,6 %; работа, уважаемая широким кругом людей - 15,6 %; возможность проявлять самостоятельность, инициа-
Рис. 2. Итоги опроса старшеклассников о форме проведения каникул
Рис. 3. Приоритеты опрошенных старшеклассников
тиву - 15,6 %; соответствие работы способностям - 12,5 %; осознание ответственности за результаты своего труда - 3,1 %. Большая разница в процентном соотношении между выбором пункта «Соответствие работы способностям» и пункта «Интересная работа» говорит о том, что старшеклассники плохо знают, какие способности у них развиты, и не определились с выбором дальнейшей профессии. Все пункты, выявляющие степень ответственности, имеют небольшие показатели, при этом пункт «Ответственность за результаты своего труда» выбирался только мужской частью респондентов.
Вопрос «Как Вы оцениваете социально-экономическую ситуацию в России, в Волгоградской области, Вашем районе?» определил, что ситуация в России, по мнению старшеклассников, существенно улучшилась, в Волгоградской области немного улучшилась, в Суровикинском районе - улучшилась несущественно.
Гражданская позиция ребят определялась вопросами «Что, по вашему мнению, изменит Россию к лучшему?» (см. рис. 5) и «Чем, по вашему мнению, должно в первую очередь заниматься руководство страны для обеспечения высокого уровня жизни в России?» (см. рис. 6). К изменению России к лучшему,
по мнению опрашиваемых, могут привести: наведение порядка в стране - 56,3 %; справедливый лидер - 37,5 %; рыночные реформы -
12,5 % ответивших; возврат к коммунизму -
6,3 %; демократия - 0 %; гражданское общество - 0 %; «затрудняются ответить» - 21,9 %. Руководство же страны, с точки зрения респондентов, должно: обеспечить бесперебойную работу заводов - 31,3 %; содействовать модернизации и развитию науки - 31,3 %; создавать возможности для предпринимательства -
28,1 %; улучшить идеологическую атмосферу в стране - 25 %; поднять сельское хозяйство -18,8%; предоставлять большую свободу гражданам РФ - 15,6 %; предоставлять большую свободу деятельности партиям - 3,1 %; вернуться к советской системе государственного устройства - 0 %; свой вариант ответа предложили 12,5 % учащихся.
Таким образом, логично предположить, что «возврат к коммунизму» ассоциируется у учащихся с сильным лидером и крепкой идеологической системой, но никак не с социалистическим хозяйством. В общем, экономика в большей степени интересует молодое поколение, чем политика, подорвана и вера демократию, не получившую ни одного выбора у респондентов.
Рис. 4. Наиболее важные для опрошенных ценности ISSN 1998-9946. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Филос. 2011. № 3 (15) 53
%60,0
50.0
40.0
30.0
20.0 10,0
0,0
Что, по Вашему мнению, изменит Россию к лучшему?
Рыночные Демократия Возврат к Гражданское Наведение Справедливый Затрудняюсь реформы коммунизму общество порядка в лидер ответить
стра не
Рис. 5. Предположения старшеклассников о путях реформирования в РФ
Рис. 6. Предположения старшеклассников о приоритетных направлениях работы правительства РФ
Понятие «высокий социальный статус» складывается в малых городах из следующих компонентов: материального благополучия -50 %; профессионализма, высокой квалификации - 46,9 %; образования - 37,5 %; связей с влиятельными людьми - 28,1 %; места проживания - 12,5 % (см. рис. 7).
Социально-политическая активность определялась ответом на вопрос «Как Вы думаете, что предпримет глава Вашей семьи в случае ухудшения условий жизни?» (см. рис. 8).
Варианты ответов распределились следующим образом: будет искать дополнительные возможности заработка - 62,5 %; значительно урежет траты - 28,1 %; будет обращаться в государственные и общественные организации -
9,4 %; если потребуется, возьмется за оружие -
6,3 %; задумается о переезде из России -
3,1 %; примет участие в забастовках, голодовках, митингах и т. д. - 3,1 %; задумается о переезде в другой регион страны - 0 %; ничего не будет делать - 0 % ;не знают - 15,6 %).
Рис. 7. Представления старшеклассников о социальном статусе
Рис. 8. Предположительная реакция главы семьи на ухудшение экономического положения семьи
Примечательно, что в зависимости от уровня доходов в семье ситуация меняется, дети из семей с доходами от 3 до 10 тыс. руб. предполагают, что родители будут искать дополнительный заработок (75 %), урежут траты (37,5 %) и обратятся в общественные организации (12,5 %). С доходами от 10 до 15 тыс. руб. -будут искать дополнительный заработок (66,7 %), урежут траты (33,3 %), обратятся в
общественные организации (8,3 %) и захотят переехать в другую страну (8,3 %). С доходами от 15 тыс. руб. уже не хотят перебираться в другое государство, но готовы с оружием защищать свои интересы (16,7 %), участвовать в акциях протеста (8,3 %), обращаться в общественные организации (8,3 %), сокращать расходы (16,7 %) и искать дополнительные источники заработка (50 %).
Также измерение социально-политической активности проводилось посредством вопроса «Как Вы думаете, что мешает людям повысить свое материальное положение?» (см. рис. 9). Мы получили следующее распределение ответов: просто не везет в жизни -
25,0 %; уровень образования, низкая квалификация - 50,0 %; болезнь - 20,8 %; отсутствие поддержки со стороны родственников - 16,7 %; лень - 29,2 %; нежелание менять привычный образ жизни - 20,8 %; невозможность жить в
другом государстве - 0 %. Интересно, что дети из семей с доходом выше 15 тыс. руб. выбирают позицию «Уровень образования».
Вопрос «Как изменилось общее положение Вашей семьи по сравнению с положением, в котором жили Ваши бабушки и дедушки?» (см. рис. 10) выявил следующие мнения: существенно улучшилось - 53,1 %; немного улучшилось - 18,8 %; немного ухудшилось -
15,6 %; существенно ухудшилось - 3,1 %; осталось без изменений - 0 %; «затрудняюсь
% 60,0
Что мешает улучшить материальное положение?
Рис. 9. Предположения старшеклассников о причинах экономической пассивности населения
% 60,0
50.0
40.0
30.0
20.0 10,0
0,0
Как изменилось положение Вашей семьи?
и
и
Существенно Немного Осталось без Немного Существенно Затрудняюсь
улучшилось улучшилось изменения ухудшилось ухудшилось ответить
Рис. 10. Оценка старшеклассниками социально-экономического положения семьи 5 6 Е.Н. Васильева. Образование как фактор социализации молодежи
ответить» - 9,4 %. Это показывает, что 71,8 % все-таки считают свое положение достаточно хорошим.
А свои перспективы в будущей жизни ребята оценивают как приемлемые: «я смотрю в будущее с оптимизмом» - 40,6 %; как отличные: «у меня отличные перспективы» -
28,1 %; как неопределенные: «я смогу вполне приемлемо устроить свою жизнь» - 28,1 %; как неудовлетворительные: «мои перспективы самые неудовлетворительные» - 3,1 %; «у меня нет перспектив для реализации своих способностей» - 0 % (см. рис. 11).
Таким образом, воспитательная работа в школе целенаправленно, систематически влияет на социализацию молодежи независимо от мнений родителей и методологических установок учителей. В школах должен быть постоянный мониторинг текущих настроений учащихся, чтобы вовремя скорректировать работу с учениками. Инструментом анализа должны стать анкетные опросы учащихся. В соответствии с результатами полученных данных предстоит выстроить оптимальную систему общего среднего образования, в частности реальную многоуровневую структуру мотивации, соответствующую современным ценностным ориентациям молодежи и потребностям государственной системы.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Материалы подготовлены при поддержке гранта РГНФ и Администрации Волгоградской области № 11-13-34003 а/В «Социально-правовые аспекты деятельности детских и молодежных общественных объединений Волгоградской области».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аспекты модернизации российской школы : науч.-метод. рекомендации к широкомасштаб. эксперименту по обновлению содерж. и структуры общего среднего образования / Гос. ун-т - Высш. шк. экономики. - М. : ГУ - ВШЭ, 2001. - 162 с.
2. Гиддингс, Ф. Основания социологии : пер. с англ. / Ф. Гиддингс // Американская социологическая мысль : тексты / под ред. В. И. Добренько-ва. - М. : МГУ, 1994. - 495 с.
3. Гуляихин, В. Н. Агональные паттерны в системе политико-правовых ценностей российского общества / В. Н. Гуляихин, Н. В. Серова // Вестник ВолГУ Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2009. - N° 2. - С. 180-183.
4. Мудрик, А. В. Воспитание как составная часть процесса социализации / А. В. Мудрик // Вестник ПСГТУ Сер. IV, Педагогика. Психология. -
2008. - Вып. 3 (10). - С. 7-24.
5. Тельнова, Н. А. Становление самосознания человека как формы его субъективности / Н. А. Тель-нова, Н. А. Калашникова // Вестник ВолГУ Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. -
2009. - № 1 (9). - С. 11-15.
Рис. 11. Оценка старшеклассниками своих перспектив
EDUCATION AS FACTOR OF SOCIALIZATION OF YOUTH (EXPERIENCE OF REGIONAL RESEARCH)
E.N. Vasilyeva
The article reviews the problems of youth’s socialization under the circumstance of person-oriented teaching system. The research problem is to answer the question: whether competently constructed educational work at school can purposefully influence the formation of the value system of youth.
Key words: social and economic values, socialization, humanization, social attitudes, value system.