ОБРАЗОВАНИЕ КАК БАЗОВАЯ ЦЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ
И. Ю. Филиппова
EDUCATION AS THE BASIC VALUE OF CULTURE
Filippova I. J.
The subject matter and specifics of education as the basic value of the contemporary culture are considered in the article.
Key words: man, education, axiology, philosophy, culture, humanization, globalization.
В статье рассматривается сущность и специфика образования как базовой ценности современной культуры.
Ключевые слова: человек, образование, аксиология, философия, культура, гуманизация, глобализация.
УДК 130.2
«Все, что создано человечеством, создано благодаря науке. И если уж суждено нашей стране быть великой державой, то она ею будет не благодаря ядерному оружию или западным инвестициям, не благодаря вере в Бога или Президента, а благодаря труду ее народа, вере в знание, в науку, благодаря сохранению и развитию научного потенциала и образования» Жорес Алферов
В условиях социокультурной модернизации российского общества образование играет важную роль в определении национальной самоидентификации и формировании гражданского самосознания личности, превращается в один из стратегических ресурсов обеспечения свободы и безопасности России. Образование выступает в качестве основополагающего фактора прогрессивного социально-экономического, политического развития страны, показателя эффективности проводимых демократических преобразований, осознается как безусловная ценность -нравственный, индивидуально и социально значимый императив. Гражданское образование предусматривает создание условий для формирования активной гражданской позиции и обретения опыта общественно полезной гражданской деятельности, патриотизм рассматривается как важная цель и социальная ценность, основа духовно-нравственного единства России.
Гуманизация образовательного процесса предполагает развитие творческих способностей и раскрытие духовного потенциала личности путем изменения ценностных ориентаций, приобщения к культурному наследию России, понимания собственных и иных культурных традиций. В. М. Артемов полагает, что ключевая задача образования состоит в формировании жизнеутверждающего духовного настроя, соответствующего понимания ценностных приоритетов, способных придать смысл и значение личност-
78(1 )/2012 ^ Вестник Ставропольского государственного университета
ному и социальному бытию. Автор отмечает, что нынешняя «волна моральной деградации общества» во многом усугубляется поверхностным и фрагментарным пониманием свободы. «Процессы зарождения свободы как таковой следует рассматривать в связи с формированием духовности в самом широком смысле слова. Духовность есть одно из важнейших условий и измерений свободы, но и она сама может существовать и развиваться только в пространстве указанных условий, составляющих, в конечном счете, содержание свободы как таковой» (1, с. 166). Именно нравственность отличает свободу от произвола, конкретное воплощение идеалов и ценностей общества всецело зависит от условий их реализации в практике социального творчества, стремлений человека, содержания его внутреннего мира. Свобода есть устремленность на искоренение несправедливости и преград на пути прогрессивного развития культуры, реальная способность изменять себя и обстоятельства в соответствии с осознанием объективной необходимости, приоритетных ценностей в контексте развития социокультурной целостности. Любая социальная общность скрепляется духовными отношениями и моральными представлениями, способствующими гармонизации всей общественной жизни. Процесс социального творчества, построение социального порядка в соответствии с идеалом общественного устройства всецело зависят от возможностей человека, добровольно избравшего позитивное измерение культуры в виде ценностей Добра, Свободы, Истины, Справедливости. Будущее любого общества зависит от того, на какой системе ценностей оно базируется, а формирование этой системы - основная задача образовательной сферы. В современном обществе само образование выступает в качестве важнейшей социальной ценности - базовой ценности культуры.
Проблема гуманизации образовательного пространства российской культуры, духовнонравственного воспитания молодежи - одна из основополагающих проблем современности, поскольку нравственные ориентиры подрастающего поколения современной России во многом определяют контуры ее будущего развития. Преодоление явлений бездуховности, нетерпимости к инакомыслию в молодежной среде требует повышения эффективности воспитательного потенциала в образовательном процессе путем изменения ценностных приоритетов, приобщения к культурному наследию России и ориентации на понимание собственных и иных культурных традиций. Сегодня необходима целенаправ-
ленная стратегия формирования подлинного гуманизма, ориентированного на идеалы социальной справедливости, коллективизма и патриотизма. Анализируя влияние инновационных процессов в современной культуре на формирование смысложизненных ориентаций личности, современные исследователи проблем образования все чаще обращаются к необходимости создания новой парадигмы, направленной на формирование «гуманных людей» для цивилизации XXI века. Отражая и формируя определенную систему ценностей и ориентиров, духовная жизнь личности и общества выступает важнейшим фактором его дальнейшего развития.
Важность определения цели и смысла жизни, предназначения человека в мире обусловлена необходимостью раскрытия духовно-нравственного, интеллектуального потенциала, истинно человеческого в нем. В качестве духовных оснований бытия человека выступают представления о цели и смысле жизни, свободе и ответственности, творческом предназначении, составляющие движущую силу его поступков и определяющие направление всей его деятельности. Культура, в лоне которой формируется личность, тяготеет к стабильности, порядку, консервативности, в то же время, выступая в качестве объективированной формы духа, как выражение сверхприродной сущности человека, способствует стремлению к совершенствованию себя и окружающего мира, воплощению идеала. Человек есть бытие, вопрошающее о собственных смыслах, возможностях и границах, духовное бытие человека есть возможность, а не данность. Превращение потенциальных возможностей в актуальные, внешнее преобразование и внутреннее преображение всецело зависят от свободного волеизъявления человека, определения им цели и смысла собственного существования. Смысл жизни как интегративная основа личности, активное организующее начало может выступать в качестве движущей силы целенаправленного процесса созидания и самосозидания. В процессе становления из несовершенного существа в совершенную «симфоническую» личность, через постижение собственной сущности человек может прийти к осознанию горизонтов и бесконечности своего существования.
Динамика социокультурных трансформаций современного российского общества вызывает необходимость совершенствования всех уровней образовательной системы. Одной из важнейших задач реформирования российского образования является его ориентация на признание приоритета духовно-нравственных оснований воспита-
тельно-образовательного процесса. Главными ориентирами в системе образования становятся создание благоприятных условий для всестороннего развития личности, предоставление возможностей для выявления и решения актуальных социальных проблем, осознания личной ответственности за последствия принимаемых решений. В качестве основного и необходимого условия духовного становления личности выступает гуманитарное образование, способствующее сохранению и трансляции социокультурного опыта, формированию целостного представления о мире, определению человеком своей мировоззренческой позиции.
Модернизация образования в высшей школе направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов, компетентностный подход акцентирует внимание на результатах образования. В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, накопленных знаний, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, выработка нравственной жизненной позиции, определяющей отношение человека к миру и к самому себе. Формирование социальной компетентности личности предполагает освоение духовных ценностей, без духовно-нравственного фундамента высшее образование сводится к накоплению знаний и набору технологий по их применению. Современная наука предоставляет человеку широчайшие возможности в овладении знаниями об окружающем мире, но система образования недостаточно внимания уделяет развитию способности критического переосмысления полученной информации. В результате общество получает послушного исполнителя, стандартно мыслящего индивида, а не самостоятельную, инициативную, творческую личность.
Полиэтничный и поликультурный характер российского общества обусловливает и специфику происходящих в нем модернизационных процессов. Одним из следствий полиэтничности и поликультурности является множественность функционирующих в российском обществе национальных ценностных систем. Выявляя тенденцию к противостоянию образовательного права ценностям национальной культуры, ведущую к формированию личности, игнорирующую все отечественное и лишенной традиционных способов идентификации с глубинными смыслами российской культуры, С. Л. Ивашевский отмечает, что важнейшим принципом реформирования системы образования является единство и взаимосвязь с национальной культурой (5, с. 110). Игнорирование духовных оснований на-
циональной культуры в условиях общественных трансформаций может привести к возникновению противоречия между декларируемыми государством гуманистическими целями и их реальным воплощением. Формирование и развитие личности возможно только в пространстве культуры и её ценностей.
Российская концепция модернизации, гуманизации и демократизации образования выстраивается в соответствии с концепцией единого информационного, образовательного, правового, экономического и таможенного пространства Европы. Интернационализация образования, включение европейских вузов в единую сеть образовательных учреждений, открытость системы подготовки кадров допускает широкие возможности экспорта и импорта образовательных услуг, но вызывает у российских исследователей ряд вопросов: что такое государственные услуги и обязательства перед гражданами, где кончается государство и начинается рынок, как образование превращается в рыночную ценность? В постиндустриальном обществе расширяется понимание сущности самого образовательного процесса: непрерывное образование направлено на развитие интеллектуальных способностей, самореализацию личности, выработку готовности самостоятельно учиться и систематизировать знания.
Одна из актуальных проблем современного образования - проблема внедрения технологических новшеств в образовательный процесс, ориентации в многообразных системах, технологиях, методиках воспитания и обучения, базирующихся зачастую на противоположных подходах и принципах организации образовательного процесса. Необходимо адекватно оценивать возможности и границы их применения, оптимально сочетать традиции и новации, зарубежный опыт и традиции отечественного образования, учитывая, что далеко не все идеи являются действительно новыми и конструктивными. Необходимость гармоничного сочетания традиций и новаций в образовательном процессе очевидна, как и возможность обращения к опыту иных образовательных систем в пространстве межкультурного диалога. Но, к сожалению, диалог культур в условиях российской действительности зачастую принимает форму некритического восприятия и не всегда оправданного заимствования чужеродных образцов. Стремление соответствовать мировым стандартам, в том числе и в образовательной сфере, иногда приводит к забвению непреложного факта - объектом и субъектом инновационной деятельности является человек, он должен обрести статус цели, а не средства всевоз-
78(1 )/2012
Вестник Ставропольского государственного университета
можных преобразований и экспериментов. Как справедливо отмечает В. Б. Новичков, «общество во все времена строило свою школу, но в очень редкие исторические периоды брало на себя ответственность за результаты ее деятельности. При этом образование, кто бы за него ни платил, во все времена было в значительной мере большей, чем здравоохранение и культура, сферой социального развития, индивидуальной активности и диссидентства (там, где работают мозги, и возникает протест)» (8, с. 55).
Выстраивая инновационную работу в образовательных учреждениях, нельзя не считаться с основными направлениями развития современного образования: изменения в организации образовательного процесса; изменения в технологиях обучения и воспитания; изменения в управлении образовательными учреждениями. Процессу внедрения технологических новшеств обязательно должна предшествовать работа по оценке последствий их применения. Культура информационного общества должна быть основана на принципе гуманизма - ценностной системе, утверждающей приоритетную значимость человеческой личности.
Информатизация всех сфер общественного бытия, внедрение информационных технологий в образовательный процесс выдвигают проблему качественного отбора информации, защиты от ее негативного воздействия на психику человека, необходимости развития критического мышления как основы формирования убеждений и обеспечения духовной безопасности личности. Вместе с тем внедрение инновационных технологий и вариативность образовательных программ способствуют раскрытию творческого потенциала личности, определению перспектив будущей профессиональной деятельности, реализации возможности самостоятельного выбора ценностных ориентаций и собственной жизненной стратегии. Самостоятельность выбора предполагает и личную ответственность за его по-
следствия, так устанавливается непосредственная связь между профессиональным самоопределением и выработкой активной гражданской позиции, самоутверждением личности и изменением ее социального статуса.
Процессы интеграции и глобализации, информатизации всех сфер социального бытия побуждают к формированию соответствующей системы ценностей и мотиваций личности, расширению горизонтов сознания и мировоззрения в пространстве межкультурного диалога. Одной из ведущих мировых тенденций в решении проблем современного образования является переход к непрерывному, открытому образованию, которое формирует основы информационного общества и может рассматриваться как рациональный синтез всех известных форм образования. Философия открытого образования связана с изменившимися представлениями в современной научной картине мира, интеграцией различных способов, форм познания и освоения действительности. Вместе с тем в современном социо-гуманитарном знании недостаточно внимания уделяется проблемам «онтологии личностного становления», рассмотрению социокультурных аспектов самореализации личности, системы ее ценностных ориентаций и смысложизненных ориентиров.
Как целенаправленный, специально организованный процесс, образование направлено на приобщение личности к достижениям человеческой культуры, выполняет функции воспроизводства и трансляции ценностей, норм, правил и образцов поведения. В современном глобализирующемся мире образование призвано помочь человеку не только адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизни, но и обеспечить возможность его свободной, творческой самореализации. Цель образования - не переделывание природной сущности человека, а создание условий для развития в нем самых лучших качеств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артемов В. М. Ценности нового века: свобода и нравственность // Социально-гуманитарные знания. - 2002. - № 4. - С. 163-175.
2. Бобро Т. П. Социально-психологические особенности ценностных ориентаций педагогов в условиях модернизации образования // Инновации в образовании. - 2008. - № 10.
3. Даутова О. Б. Инновационная образовательная программа по гуманитарным дис-
циплинам: какой ей быть? (по материалам работ студентов) / Светлое озеро: о философии в вузе - без прикрас, но с надеждой: материалы философско-психологической
школы Оксфордского Российского Фонда. -Петрозаводск, 2009.
4. Денисов В. В. Философия насилия // Философия и общество. - 2008. - № 1. - С. 39-56.
5. Ивашевский С. Л. Философско-правовые приоритеты развития отечественной сис-
темы образования // Философия и общество. - 2008. - № 1. - С. 98-111.
6. Корнющенко Д. И. От наукоучения - к философии образования, или Российская пай-дейя // Вестник Российского философского общества. - 2003. - № 2.
7. Кузьмин М. И., Артеменко О. И. Человек гражданского общества как цель образования в условиях полиэтничного российского социума // Вопросы философии. - 2006. -№ 6 - С. 40-51.
8. Новичков В. Б. Целеполагание в образовании: семантика и структура // Мир образования -образование в мире. - 2008. - № 1. - С. 34-68.
9. Пузько В. И. Кризис идентичности личности в условиях глобализации // Философия и общество. - 2007. - № 4. - С. 98-113.
10. Трегуб С. В. Цивилизационная идентичность современной России и проблемы образования // Социология образования. - 2008. -№ 1. - С. 42-50.
11. Трунев С. И. Жизнь как ценность: проблемы и противоречия // Философия и общество. -2008. - № 4. - С. 118-125.
12. Яковлев С. В. Содержание и структура системы ценностей личности // Педагогическое образование и наука. - 2007. - № 3. -С. 28-30.
13. Яхнин Е. Д. Эволюция и будущее человеческого социума (общенациональная идея России в мировом контексте) // Вопросы философии. - 2006. - № 5. - С. 165-175.
Об авторе
Филиппова Ирина Юрьевна, ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», кандидат философских наук, доцент кафедры философии. Сфера научных интересов - философия культуры, философская антропология, философские проблемы сознания, познания, духовно-нравственного становления личности. оп1ууои12 @ уаМех. гц