АУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ
ОНЦЕПЦИИ
Н. П. Коваленко
(Санкт-Петербург)
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ В СФЕРЕ СЕМЬЕВЕДЕНИЯ (ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ)
Проанализированы деструктивные процессы в современном обществе, влияющие на качество жизнедеятельности семьи. Показано, что проблемы семейного воспитания целесообразно рассматривать в контексте моделей перинатальной психологии, педагогики и семейной психотерапии в рамках проектов Международной академии семьи
Образование и просвещение взрослых в сфере семейного строительства является актуальной проблемой, вызванной продолжающимся демографическим кризисом, ростом сиротства и родительской несостоятельности, ухудшением психического и физического здоровья детей и взрослых, нивелированием политической, экономической и социальной значимости института семьи как основы государственности и общечеловеческого благополучия.
Решение этой проблемы требует глубокой разработки в связи со следующими деструктивными тенденциями в образовании и культуре:
- сфокусированность образования на профессиональных знаниях, узконаправленных учебных программах, наборе информации универсального характера; отсутствие глубоко продуманных образовательных программ, направленных на формирование семейно-ориентированного мировоззрения при обучении и воспитании;
- низкий уровень образовательной и просветительской среды, направленной на популяризацию семейного образа жизни, родительских ролей, на формирование у взрослых ответственности за потомство и престарелых родителей, социально одобряемых форм проявления семейной куль-
туры, форм передачи общечеловеческого наследия в области семейного строительства и семьеведения;
- отсутствие высококвалифицированных кадров, готовых к реализации образовательных и просветительских программ для взрослых в сфере семьеведения, семейной психологии и культуры.
Российская полиментальность (В. Е. Семенов) предполагает исследование данной проблемы с учетом многонационального населения РФ, особенностей настоящего времени в отношении взаимодействия культур, этносов в кризисных условиях современности. При этом важно не забывать исторические корни возникших проблем. Ведь на определенном этапе развития нашего государства из политических соображений человек сознательно отделялся от генетической, семейной среды и «прививался» к социуму, общественной жизни. В результате потеря корней, чувства сопричастности к своей фамилии, роду, потеря ощущения собственной уникальности привели к унификации человеческого бытия, усреднению, а это грозит вырождением нации, общества, семьи и индивидуальности.
Все деструктивные процессы в обществе отрицательно сказались и на состоянии
демографических показателей, которые напрямую связаны с семьей. Например, в Санкт-Петербурге, по данным социологических исследований, коренной состав населения постоянно уменьшается, что вызвано главным образом его естественной убылью. Смертность превышает рождаемость в 1,9 раза. При этом уменьшение численности населения Санкт-Петербурга более чем в 2 раза превысило тот же показатель по России в целом.
Общий коэффициент рождаемости в Санкт-Петербурге более чем на 20% ниже, чем в целом по стране. Для простого воспроизводства населения показатель рождаемости должен быть выше почти в два раза.
Экономическая нестабильность приводит к отрицательным изменениям в семей-но-брачных отношениях. Известна прямая зависимость между количеством браков и рождаемостью. В 2007 году почти треть (27,52%) всех новорожденных в Санкт-Петербурге составляют внебрачные дети.
Демографическая ситуация в России характеризуется распространением малодет-ной семьи, запоздалым рождением первого ребенка, увеличением внебрачной рождаемости.
В ряду важнейших причин снижения количества и качества населения города стоит ухудшение его соматического и психического здоровья. Последнее характеризуется заболеваемостью и инвалидностью. За последние десять лет повысилась общая динамика заболеваемости по большинству групп болезней во всех возрастных группах населения. Наблюдается ухудшение материнского и особенно детского здоровья. Неблагоприятная ситуация у женщин фер-тильного возраста, уровень общей заболеваемости женщин имеет тенденцию к росту. В 2007 году в группе женщин детородного возраста регистрировалось по несколько соматических заболеваний. Из числа вставших на учет признаны здоровыми только 5,5% беременных.
Установленным фактом можно считать ухудшение здоровья каждого следующего поколения относительно предыдущего, а также перемещение проблем здоровья из
групп престарелого населения в группы детей и молодежи. Одновременно отмечается и ухудшение качества населения как демографической базы для его воспроизводства.
В связи с увеличением числа асоциальных и девиантных семей возрастает число детей, поступающих в учреждения для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей. Причиной отказа от детей в 44% случаев являлась тяжелая психо-нев-рологическая патология родителей; 56% детей находились в учреждениях для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Прослеживается динамика роста показателя выявления детей, оставшихся без попечения родителей.
На начало 2008 года в государственном региональном банке содержались сведения о 5124 детях в возрасте до 18 лет, проживающих на территории Санкт-Петербурга, оставшихся без попечения родителей, из них 1300 несовершеннолетних поставлены на учет в 2008 году.
Можно также выделить основные проблемы жизнедеятельности семьи:
- сохранение высокой доли семей, имеющих потребительские расходы на одного члена семьи ниже прожиточного минимума;
- снижение воспитательного потенциала семьи;
- распространенность физического, сексуального, психологического насилия в семьях;
- широкое вовлечение детей и подростков в нежелательные для их воспитания формы труда.
Решение данных проблем напрямую зависит от компетентности, зрелости и активности взрослых - родителей.
Основные положения предлагаемой нами концепции образования и просвещения взрослых в сфере семейного воспитания рассматриваются в контексте теоретических и практических моделей перинатальной психологии, педагогики и ресурсной семейной психотерапии. При этом учитывается специфическая трактовка следующих понятий: «семья», «родительство», «род», «семейная культура», «семейные традиции».
Семья - сообщество людей на основе генетического и юридического родства, социальная единица общества, существующая согласно законам государства и выполняющая функцию воспроизводства для государства.
Род (фамилия) - общность людей на основе генетического родства, семейных связей, формирующихся от предков к потомкам. Родовая общность наследует и передает следующему поколению как материальные, так и нематериальные (духовные) ценности. По наследству передаются и психологические характеристики предков (темперамент, интеллект, творческие способности, лидерские качества и др.), что также можно отнести к духовному наследию.
Родительство - материнство и отцовство, осознанное вступление в семейные отношения для продолжения рода мужа на основе любви и преданности, осуществление обеспечивающих, воспитательских и обучающих функций для своих детей, реализации социально значимых ролей в обществе для социального научения своих детей собственным примером.
Воспитание - передача наиболее эффективного опыта и знаний о законах жизнеустройства и семейном строительстве от предшествующих поколений последующим.
Семейная культура - особый стиль и организация жизнеустройства, основанные на позитивном мировосприятии и взаимоотношениях в семейной системе.
Семейные традиции - выверенные поколениями способы жизнеустройства внутри семейной системы и эффективные модели взаимодействия с окружающим миром в виде ритуалов, форм поведения, внутренней этики и морали.
Перинатальная психология - область знаний на стыке психологии, педагогики и медицины, изучающая глубинные психологические связи родителей и ребенка, начиная с внутриутробного периода развития. Доказывается актуальность формирования системы мать-отец-ребенок на основе позитивного эмоционального контакта для благоприятного развития и рождения ре-
бенка. Система мать-отец-ребенок находится в постоянной взаимосвязи и зависимости от семей матери и отца, что может иметь как позитивный, так и негативный контекст.
Ресурсная семейная психотерапия - область семейной психотерапии, развившаяся на фундаменте перинатальной психологии и изучающая причины патологизирующих семейных отношений, методы их коррекции и реконструкции. Основными ресурсами здесь считаются семь базовых инстинктов, которые лежат в основе потребност-ной, мотивационной и деятельностной сфер.
Образование и просвещение взрослых в сфере семейного воспитания охватывает два направления:
1. Подготовка (образование) специалистов для просвещения взрослых в сфере семейного воспитания.
2. Просвещение взрослых в сфере семейного воспитания.
Подготовка специалистов для просвещения взрослых в сфере семейного воспитания будет осуществляться в рамках образовательных проектов Международной академии семьи (МАС), учрежденной ИОВ РАО как Базовой организацией стран СНГ по образованию взрослых и просветительской деятельности.
Для реализации этих проектов разработаны курсы специализации: «Семьеведе-ние», «Семейная культура и педагогика», «Семейная ресурсная психология и психотерапия».
В основе этих образовательных программ лежит общая теоретическая модель перинатальной психологии с учетом целостного подхода к изучению семьи как системы генетических, социальных и культурных связей. Методики ресурсной семейной психотерапии помогают реализовывать блок практических курсов, где добываются конкретные результаты, умения, навыки, позволяющие перевести знания и информацию в активную форму, готовую к применению. Эти знания необходимы специалистам, готовящимся к просветительской деятельности для взрослых.
Просветительская деятельность для взрослых в области семейного воспитания - это второй пласт концепции, направленный на проведение просветительских программ МАС. Для этого подготовлены следующие просветительские программы: «Университет родительской культуры», «Школа отцов», «Школа мам», «Школа наследников», «Институт свадьбы».
Просвещение взрослых в сфере семейного воспитания - это универсальное явление, которое должно осуществляться с учетом конкретного запроса контингента взрослых, реализующих роли родителей или готовящихся к ним.
Однако надо учитывать и глобальность этого явления и его социальную значимость в плане укрепления статуса семьи как государственной единицы. Это государственный заказ, направленный на восстановление семьи и родительских ролей для решения политических, общегосударственных, экономических задач.
Объектом исследования является образование взрослых в сфере семейного воспитания.
Предмет исследования - образовательные и просветительские программы для взрослых в области семьеведения, семейной культуры и психологии.
Понятийный аппарат исследования: семья, род (фамилия), родительство, семейная культура, семейные традиции, перинатальная психология, ресурсная семейная психология, методология работы с семейной системой, материнство и отцовство, социально-психологическая экспертиза семейной системы, семейный анамнез, семейное консультирование, психосоматическая патология в семейной системе.
Реализация данной концепции позволит получить социально значимый эффект за счет внедрения новых образовательных программ и технологий - повышение статуса семьи и родительства в современном обществе, укрепление семейных отношений, повышение качества воспитания подрастающего поколения.
Развитие Международной академии семьи поможет интегрировать многонациональный опыт стран СНГ в области семейного просвещения взрослых и укрепления традиций семейного строительства. Это, в свою очередь, станет основой укрепления и стабилизации отношений между народами стран СНГ и социальной стабилизации в обществе каждой страны отдельно. В плане развития идей и проектов МАС возможны следующие направления деятельности:
- создание международного открытого научно-практического сообщества специалистов, работающих в области семьеведе-ния, семейной психологии и психотерапии, совместных просветительских проектов с общественными и просветительскими организациями стран СНГ;
- разработка прогрессивных моделей подготовки специалистов в области семейного консультирования и семейной педагогики, международного проекта по проведению ежегодных Форумов «Мир - через семью!» для стран СНГ и ЕС;
- создание дистанционных программ обучения по программам МАС, электронных учебников по образовательным и просветительским программам МАС.
Таким образом, в построении новой концепции «Образования и просвещения взрослых в сфере семейного воспитания» актуализируются две основные прогностические идеи:
- смена социальных стереотипов относительно обременяющих и усложняющих жизнь семейных отношений и семейных связей на позитивно ориентированную идеологию семьи как пространства эволюции каждого члена семьи, эволюции традиций и устоев.
- формирование новых форм образования взрослых в сфере семейного воспитания - создание новых по форме и содержанию структур и организаций, поддерживающих современные инициативы развития общественного просвещения родителей и детей в области семейной культуры и семьеведения.
Литература
1. Дугин А. Г. Эволюция парадигмальных оснований науки. -М., 2002.
2. Дружинин В. Н. Психология семьи. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 176 с.
3. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения : моногр. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. - 292 с.
4. Краевский В. В. Воспитание или образование // Педагогика. - 2005. - №8.
5. Шубина Н. Болонский процесс: эксперимент по организации индивидуально-ориентированного учебного процесса в системе зачетных единиц // Новые знания. - 2006. - №1.
6. Рубинштейн С. Л. О смысле жизни. - М.; Л., 1927.
7. Рубинштейн С. Л. Человек и мир // Методологические и теоретические проблемы психологии / под ред. Е. В. Шороховой. - М., 1969.
8. Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика. - М.: Когнито-Центр, 2005. - 496 с.
9. Сатир Вирджиния. Психотерапия семьи. - СПБ.: Ювента, 1999. - 283 с.
10. Шнейдер Л. Б. Семейная психология. 3-е изд. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга. - 2007. - 735 с.