Ю.А. ОСИПОВА
Юлия Александровна ОСППОВА — соискатель Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
В 2007 г. окончила Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. Автор 4 публикаций.
Область научной специализации — развитие науки и образования, экономика сферы услуг.
Ъ Ъ Ъ
ОБРАЗОВАНИЕ Н НАУКА КАК ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ*
Успехи государства во многом зависят от уровня развития науки и образования. И, несмотря на то, что эта формула является универсальной, ее действие особенно заметно на этапе постиндустриального развития. Это объясняется тем, что в постиндустриальной системе хозяйства, базирующейся на информации и научно-техническом труде, условия включения работников в производство становятся все более значимым фактором исследований [см.: 2; 3; 5; 7 и др.]. Реализация трудового потенциала высококвалифицированных работников во многом определяется возможностями их включения в производство в соответствии со способностями и приобретенной квалификацией.
В производственной сфере постиндустриальной системы хозяйства различные виды интеллектуального труда можно объединить в понятие «научно-технический груд» на основе выделения следующих основных критериев:
а) преобладание интеллектуальных функций труда;
б) осуществление интеллектуальных функций на научной основе, осознанное использование научного метода и творческое его развитие;
в) наличие специального образования, позволяющего творчески использовать и развивать научный метод;
г) доминирующее положение в современной системе общественного разделения труда, что связано не только с количественным преобладанием соответствующих категорий работников в структуре совокупного работника, но и с выполнением функций целеполагания, принятия решений, с решающей ролью в получении экономических результатов.
Ядро научно-технического труда составляет труд ученых, инженеров (в том числе в рамках социальной инженерии), различного рода высококвалифицированных специалистов в области управления и бизнеса, научно-педагогических работников. В условиях формирования постиндустриального общества черты научно-технического труда во все большей степени проявляются в деятельности и многих других категорий работников.
Основными экономически значимыми качественными характеристиками научно-технических работников, на наш взгляд, являются следующие: 1) уникальные творческие способности, неотделимые от личности человека; 2) высокий уровень общеобразовательной и специальной подготовки; 3) способность использовать и развивать научные методы работы; 4) способность к самообучению; 5) спо-
ГРНТИ 06.54.41 ©Ю.А. Осипова, 2013 Печатается по рекомендации д-ра экон. наук, проф. A.B. Харламова.
собность к самоконтролю и саморегулированию; 6) сложный мотивационный комплекс, отражающий, помимо внешней детерминации экономического и социального характера, также и самодетерминацию; 7) высокий уровень профессиональной и социальной мобильности; 8) инновационность; 9) ценностные ориентации, связанные с творческой самореализацией. Этот комплекс характеристик базируется на личностных качествах работников, соответствующим образом преобразованных в процессе обучения (формального образования и самообучения) и в трудовой деятельности.
В постиндустриальной системе хозяйства особое значение приобретают креативные способности человека. Они являются базой формирования высокого уровня квалификации, получения уникальных научно-технических результатов, достижения значимых экономических результатов и позволяют работнику претендовать на определенную часть дохода от использования объектов интеллектуальной собственности. На первый план выходит проблема включения работника в производственный процесс в соответствии со способностями, в значительной степени уникальными, и создания комплекса условий для их реализации. Это означает достижение соответствия структуры трудовых функций структуре личностных качеств совокупного работника, дополняемых сформированной научно-технической квалификацией. Успешное решение данной задачи является одним из условий экономической эффективности рассматриваемой системы хозяйства, поскольку обеспечивает: во-первых, наиболее полную реализацию потенциала природных и сформированных качеств научно-технических работников; во-вторых, высокий уровень трудовой мотивации; в-третьих, формирование творческой атмосферы в трудовом процессе и благоприятного инновационного климата. Эти условия в значительной степени формируются в процессе включения научно-технических работников в производство [6, с. 25].
Особенности рынка труда научно-технических работников определяются преимущественно особенностями научно-технического труда и его носителей, выделенными ранее. В научно-техническом труде сочетаются шаблонные и творческие функции, в рабочей силе научно-технических работников— стандартные и индивидуализированные характеристики [1]. От наличия и использования последних в решающей степени зависит получение ценных экономических результатов.
Цена рабочей силы научно-технического работника, помимо оплаты труда, должна включать также интеллектуальную ренту, основанную на использовании уникального ресурса (уникальных творческих способностей работников и их творческих достижений). Между продавцом и покупателем формируются отношения не только по поводу определения размеров заработной платы, но и в отношении собственности на объекты интеллектуального творческого труда. Еще одной характеристикой данного рынка является наличие самодетерминации, связанной с возможностью самореализации в труде. Этот фактор обусловливает определенную специфику предложения научно-технического труда, увеличивает его масштабы.
Важную роль на рынке научно-технического труда играет государство, которое определяет правовые аспекты включения работников в производство (например, необходимость получения формального образования и соответствующего диплома), порядок функционирования образовательных учреждений, структуру системы образования, условия присвоения и использования объектов интеллектуальной собственности.
Модификация отношений спроса и предложения на рынке научно-технического труда выражается также в формировании договорных отношений между фирмами и будущими специалистами по поводу финансирования их подготовки, отличающейся продолжительным и дорогостоящим характером. В ряде случаев фирмы, образовательные учреждения и учащиеся реализуют программно-целевой подход, позволяющий обеспечить подготовку кадров для решения крупных научно-технических и экономических проблем.
Данные особенности рынка труда научно-технических работников обусловливают: во-первых, целесообразность использования модели монополистической конкуренции; во-вторых, невысокую эластичность спроса и предложения, что объясняется уникальностью характеристик научно-технических работников и результатов их труда, а также продолжительностью и дороговизной их переподготовки; в-третьих, необходимость формирования сложной институциональной среды.
Наряду с отмеченной модификацией рынка труда (использование договорных отношений, про-граммно-целевого подхода), в постиндустриальной системе хозяйства получают развитие и формы включения работников в производство и регулирование их профессиональной карьеры, которые, в определенной степени, можно рассматривать как нерыночные. Прежде всего нужно отметить фор-
мирование так называемых внутренних рынков труда, представляющих собой комплекс процедур, которые защищают трудящихся внутри организации, от конкуренции трудящихся, находящихся за ее пределами. В этом смысле внутренние рынки — антирыночные организации. Таким образом, с рыночными формами включения взаимодействуют нерыночные формы. В данном случае оплата труда и распределение трудовых ресурсов регулируются комплексом административных правил и социальных норм. С понятием внутреннего рынка связаны горизонтальная и вертикальная мобильность работников, планирование их профессиональной карьеры (в первую очередь это касается, разумеется, высококвалифицированных специалистов), экономическая целесообразность широкомасштабных затрат предпринимателей на образование, профессиональную подготовку и переподготовку персонала, формирование научно-технической квалификации.
В обобщенном виде расширение возможностей включения работника в производственный процесс в соответствии со способностями в настоящее время базируется на системе нерыночных отношений, модифицирующейся в направлении развития отношений социального партнерства и гибкого государственного регулирования рынка научно-технического труда. Все это свидетельствует об усилении плановых методов регулирования и роли государства.
В отношении науки складывается аналогичная ситуация. Дело в том, что современная наука, а точнее, производство научных знаний (особенно фундаментальных), далеко не всегда является делом, выгодным для частных компаний. Причина этого известна и относится к так называемым «провалам рынка». В условиях постиндустриальной системы хозяйства возникло еще одно обстоятельство, о котором стоит сказать особо. Новые знания и технологии в этой системе выступают в виде информации (информационного продукта). Поэтому, благодаря современным инструментам коммуникации, этим благом в скором времени могут пользоваться не только те, кто его создавал и нес сопряженные с этим издержки, но и другие хозяйствующие субъекты, как в данной стране, так и за рубежом. Негативной стороной этого процесса стало появление и широкое распространение пиратства и выпуска контрафактной продукции. Кстати, одним из центральных вопросов в процессе переговоров России с США о вступлении нашей страны в ВТО как раз и являлся вопрос пиратства в области интеллектуальной собственности на различные продукты и технологии [4]. Описанная ситуация снижает привлекательность НИОКР для частных компаний, так как нововведения часто не покрывают затраты на их проведение.
Другая причина, по которой научные исследования становятся менее привлекательными для частного инвестора, — их большая ресурсоемкость. Зачастую ресурсов частных инвесторов просто недостаточно для проведения полного цикла работ, от теоретического моделирования до реального воплощения в серийную продукцию. Ситуация усугубляется тем, что фирмы заинтересованы в краткосрочных вложениях, имеющих высокую скорость окупаемости.
Таким образом, рыночные методы на этапе постиндустриального хозяйства часто оказываются неспособными к эффективному регулированию всех социально-экономических процессов, что приводит к необходимости усиления роли плановых инструментов. В свою очередь плановые инструменты должны находиться в общей системе государственных регуляторов и содействовать развитию науки и образования в целях решения задач национальной экономики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Попазое П.В. Институционализация отношений между бизнесом и образованием // Известия СПбУЭФ. 2012. №5. С. 98-101.
2. Попов А.И. Создание новой модели развития: модернизация и условия перехода к инновационной экономике // Известия СПбУЭФ. 2012. № 4. С. 18-26.
3. Попов А.И., Плотников ВА. Выбор новой модели развития и модернизация: основы перехода к инновационной экономике // Известия СПбУЭФ. 2012. № 2. С. 197-209.
4. Строчева Е. Проблема РФ при вступлении в ВТО — контрафактная продукция // Закония. URL: http://www.zakonia.ra /analytics/36/544
5. Сулейманкадиева А.Э. Оценка эффективности использования знаний в реальной экономике // Известия СПбУЭФ. 2012. № 4. С. 49-57.
6. Харламов A.B. Государственная институциональная политика и модернизация реального сектора // Вестник
Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. 2010. № 2. Сер. 3. С. 22-30. 7. Харламова Т.Л. Управление процессом перехода российских мегаполисов к инновационному типу экономического развития // Известия СПбУЭФ. 2012. № 1. С. 51-56.