Научная статья на тему 'Образование для цифровой экономики: онлайн-курсы как вызов университету'

Образование для цифровой экономики: онлайн-курсы как вызов университету Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОНЛАЙН-КУРСЫ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / MCOC / DIGITAL ECONOMICS / HIGHER EDUCATION / ONLINE COURSES / DIGITALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

«Цифровая экономика» стала одним из главных проектов современного развития общества в Российской Федерации. Согласно плану реализации, к 2024 году в стране должна быть выстроена система образования, которая будет отвечать новым требованиям к компетенциям необходимым цифровой экономике. В данной статье рассматривается развитие онлайн-курсов на отечественном рынке, которые призваны подготовить квалифицированные кадры для удовлетворения будущего спроса. Также будут рассмотрены их преимущества и недостатки перед классическим образованием в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION FOR DIGITAL ECONOMY: ONLINE COURSES AS CHALLENGE FOR CLASSICAL UNIVERSITY

«Digital economy» became one of the main projects of social development in the Russian Federation. According to the implementation plan, by 2024, an education system should be built in the country that will meet the new competency requirements required by the digital economy. This article discusses the development of online courses in the domestic market, which are designed to prepare qualified personnel to meet future demand. Their advantages and disadvantages over classical education at the university will also be considered.

Текст научной работы на тему «Образование для цифровой экономики: онлайн-курсы как вызов университету»

Образование для цифровой экономики: онлайн-курсы как вызов университету

Жук Иван Игоревич,

аспирант, кафедра социологии и управления персоналом, Санкт-Петербургский государственный экономический университет

E-mail: vanyazuk@gmail.com Панфилов Александр Сергеевич,

аспирант, кафедра социологии и управления персоналом, Санкт-Петербургский государственный экономический университет

E-mail: as.panfilov@outlook.com

«Цифровая экономика» стала одним из главных проектов современного развития общества в Российской Федерации. Согласно плану реализации, к 2024 году в стране должна быть выстроена система образования, которая будет отвечать новым требованиям к компетенциям необходимым цифровой экономике. В данной статье рассматривается развитие онлайн-курсов на отечественном рынке, которые призваны подготовить квалифицированные кадры для удовлетворения будущего спроса. Также будут рассмотрены их преимущества и недостатки перед классическим образованием в университете.

Ключевые слова: цифровая экономика, высшее образование, онлайн-курсы, цифровизация, MCOC.

Цифровые технологии уже сейчас играют ключевую роль во многих аспектах жизни общества. Это коснулось и сферы образования. Отрасль информационных технологий в виде крупных корпораций, средних и малых предприятий, а также инновационных стартапов, нуждается в работниках нового качества с навыками и компетенциями работы в цифровой среде [3]. Конкуренция на современном рынке труда повышает спрос на квалифицированную рабочую силу, в то время как отсутствие навыков в цифровой среде стало глобальной проблемой. Специалисту необходимы глубокие знания его возможностей и преимуществ. Для подготовки таких специалистов, содержание обучения должно соответствовать потребностям рынка труда, и должно увеличить объем знаний и навыков в области ИТ в процессе обучения. Быстрые изменения в экономической среде и на рынке труда актуализируют необходимость образовательных изменений. В условиях формирующейся цифровой экономики методы обучения не могут оставаться прежними. Чтобы образование стало конкурентоспособным в 21 веке, учебные заведения должны использовать новейшие технологические разработки и проводить обучение с использованием цифровых технологий.

Вызовы цифровой экономики

Изменение цифровой среды обсуждалась президентом Российской федерации на пленарном заседании ПМЭФ. На данном мероприятии были определены ключевые интересы государства в цифровой экономике. В дальнейшем была разработана программа «Цифровая экономика», предусматрива- е ющая «меры по созданию правовых, технических, И организационных и финансовых условий для раз- Н вития цифровой экономики в России и ее интегра- С ции в экономику государств-членов Евразийского ц экономического союза» (Путин В.В., 2016) [1].

Согласно предыдущему исследованию [8], Г цифровая экономика представляет собой сете- И вую структуру с определенным ядром и периферией. Государственная программа по цифровиза-ции экономической деятельности в России подразумевает под собой развитие множества сфер жизнедеятельности страны. Сюда включено: развитие «умного города», цифровизация финансового сектора, анализ больших данных. Для того, чтобы поддерживать эту сеть, агенты в сети должны стабильно работать. Предполагается создание рабочих мест для специалистов, которые свободно оперируют в цифровой области. Это указано в программе «Кадры для цифровой экономики», утвержденной 28 мая 2019 года.

В связи с этим, учреждения, такие как университеты, должны поставлять квалифицированных рабочих для поддержки развития цифровой экономики. Однако мы видим картину развивающегося рынка онлайн и офлайн образования. К тому же в рынок образования в цифровой среде подключились и центральные агенты межорганизационной сети, такие как Mail.ru Group, Yandex, Сколко-во, Сбербанк, Лаборатория Касперского [2].

На основе спроса на образовательные услуги, увеличивается предложение по платформам, на которых можно проводить обучение. К таким платформам можно отнести GetCourse, SkyEng, Универсариум [11]. Последний, в свою очередь, предоставляет свою площадку для технических ВУЗов.

Стоит отметить и про массовые открытые онлайн-курсы (МООК), которые существуют достаточно давно в лице UDEMY, Coursera, edX и пр. Согласно исследованию Сидоровой А.А. [12], такие площадки привлекают большое количество студентов за счет нескольких причин:

1) бесплатность образования;

2) возможность прослушать лекции известных профессоров;

3) многоязычность преподаваемых курсов;

4) официальные сертификаты, которые признаются компаниями при трудоустройстве;

5) удобство просмотра лекций, можно вернуться к материалу, пересмотреть его и выполнить нужно задание;

6) отсутствие санкций за ошибки, возможность их исправления.

В качестве недостатка МООК можно отметить низкий показатель завершения курсов. Только 5% слушателей получают сертификат, 4,2% выполняют больше половины курса, а большинство 55,8% не проходят и половины. Процент отсева может достигать 97% [6]. Именно это считают главным фактором невозможности онлайн-образования стать конкурентом традиционному образованию. Если смотреть в абсолютных цифрах, то из более чем 800 тысяч студентов, получают сертификат более 40 тысяч пользователей.

Классический университет, в свою очередь, предлагает более структурированные знания, разбитые на большое количество дисциплин, которые студент обязан пройти. Согласно исследованию спроса на массовые онлайн курсы, авторы статьи [10] отмечают, что к недостаткам МООК относят:

• отсутствие возможности индивидуального общения с преподавателем;

• контроль обучения;

• высокая вероятность отсева;

• низкое качество обучения;

• стоимость сертификата о прохождении. Однако курсы, которые появляются сейчас,

е стараются минимизировать эти недостатки. Осо-s бенно, к таким можно отнести массовые закрытые онлайн-курсы (MCOC - massive closed online S courses). К примеру, некоторые курсы Skillbox ^ предполагают освоение профессии по итогам об-

учения. Происходит контроль обучения, присутствие преподавателя и тех, кто проверяет задания. Однако, стоимость таких курсов достаточна высока и может быть более 100 тысяч рублей. Такие курсы длятся продолжительное время. К примеру, курс «Профессия Full stack-разработчик» длится 10 месяцев и стоит 64615 рублей.

Таким образом, образовательное направление (или EdTech) создает конкуренцию классическим университетам для увеличения количества сотрудников, которые могут работать в условиях «Цифровой экономики». Ведь требования к специалистам основываются на знании инструментов и опыте работы. В исследовании оценки программистов, авторы указывают на ключевые технологии и инструменты программирования, которыми должен обладать сотрудник и которые готовы предоставить онлайн-курсы [9].

Закрытые практикумы, которые сейчас создаются, более подходят для развития цифровой экономики, потому что студенту представляется «максимально приближенная к реальности среда выполнения производственного задания» [7]

Получается, что онлайн-курсы от крупных компаний созданы для получения практических навыков, которые требуются работодателям в условиях увеличения спроса на высококвалифицированных специалистов. Онлайн-образование создает предложение на данный спрос.

Согласно исследованию требования работодателей [5], наиболее важными характеристиками претендента являются:

• коммуникативность и умение работать в команде,

• целостность личности,

• интеллектуальные способности,

• грамотность,

• способность анализировать и и принимать решения,

• способность работать с числами.

Обучение на онлайн-курсах призваны усвоить

программу освоения определенных профессиональных навыков (hard skills). Классический университет же предоставляет возможность студентам развиваться разносторонне и развивает так называемые «Гибкие навыки» (soft skills) [4]. Таким образом, онлайн-курсы создают конкуренцию университетам в области hard skills, что позволяет студентам осваивать новые программы, которые изменяются в соответствии с запросами цифровой экономики. Однако, гибкие навыки традиционно развиваются в университете и онлайн-образование не призвано развивать данные качества человека. Онлайн-курсы и классический университет могут существовать в симбиозе и призваны развивать разные аспекты профессиональной деятельности индивида.

Объединяя вышесказанное, можно сделать несколько выводов:

1. Взаимодействие университетов и МООКов является необходимым для гармоничного развития навыков и компетенций учащихся, особенно для занимающихся узкоспециализированны-

ми профессиями. Система должна предоставить студентам возможность в короткие сроки получить максимальное количество пользы, переходя из одной области в другую для наилучшего сохранения баланса базовых и дополнительных образовательных программ, развития профессиональных и «гибких» навыковов.

2. У МООКов существует две ключевые проблемы. первой является проблема мотивации и самомотивации, что подтверждено многочисленными исследования, а второй - отсутствие общепринятых стандартов, по которым работали бы МООКи и которые бы удовлетворяли все стороны процесса - университет, студентов, работодателей.

В нынешней ситуации маловероятно, что МО-ОКи смогут заменить традиционные университетские программы, однако, для увеличения эффективности этих программ необходимо поддерживать совместную работу всех участников образовательного процесса внутри и вне университетов. Проблема, которую затрагивает данная статья относительно недавно стала предметом обсуждения ученых, а следовательно большинство ключевых исследований пока только на стадии планирования, но именно они и определят направление, в котором будет двигаться онлайн-образование.

Литература

1. Khitskov E.A., Veretekhina S.V., Medvedeva A.V., Mnatsakanyan O.L., Schmakova E.G., Kotenev. A. Digital Transformation of Society: Problems Entering in the Digital Economy. - 2017. - № 12. -C.855-873.

2. Kretsu C. Бесплатные курсы и школы от российских ИТ-компаний. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/hr/45372-besplatnye-kursy-i-shkoly-ot-rossiyskih-it-kompaniy (дата обращения: 02.04.2020).

3. Maymina E., Divina T., Liulia V. Digital economy in education: Perspectives and development/ Revista Espacios. - 2018. - Vol. 39 (Number 38). - P. 30.

4. Бацунов С.Н., Дереча И.И., Кунгурова И.М., Слизкова Е.В. Современные детерминанты развития soft skills // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 4 (апрель). - C. 198-207.

5. Дудина М.М., Глотова Е.Е. Изучение требований работодателей к выпускникам ВУЗов: Российский и зарубежный опыт // Гуманитарные исследования. - 2015. - № 1(5). - C. 95-98.

6. Макаров В.С. Массовые открытые онлайн-курсы: оценки эффективности и рекомендации экспертов // Образовательные технологии. - 2014. - № 2. - C. 138-146.

7. Онлайн-обучение: как оно меняет структуру образования и экономику университета. Открытая дискуссия Я.И. Кузьминов - М. Карной // Вопросы образования. - 2015. - № 3. - C. 8-42.

8. Панфилов А.С. Цифровая экономика как государственная сетевая структура межорганизационной сети // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. - 2019. -№ . 6. - С. 81-85.

9. Прихожий А.А., Ждановский А.М. Метод оценки квалификации и оптимизация состава профессиональных групп программистов // Системный анализ и прикладная информатика. -2018. - № 2. - С. 4-11.

10. Рощина Я.М., Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Спрос на массовые онлайн-курсы (MOOC): опыт российского образования // Вопросы образования. - 2018. - № 1. - C. 174-199.

11. Рыжкова Д., Арановская М., Рейхард И., Высоких С. 35 крупнейших EdTech-компаний России: рейтинг РБК [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/trends/education/5d68e8fb9a7 947360f1e2e52

12. Сидорова А.А. Массовые открытые онлайн-курсы: вызовы и перспективы для российского образования // Государственное управление в XXI веке: материалы 13-й международной конференции. - М.: «КДУ», «Университетская книга», 2016. - C. 52-56.

EDUCATION FOR DIGITAL ECONOMY: ONLINE COURSES AS CHALLENGE FOR CLASSICAL UNIVERSITY

Zhuk I.I., Panfilov A.S.

St. Petersburg state University of Economics

«Digital economy» became one of the main projects of social development in the Russian Federation. According to the implementation plan, by 2024, an education system should be built in the country that will meet the new competency requirements required by the digital economy. This article discusses the development of online courses in the domestic market, which are designed to prepare qualified personnel to meet future demand. Their advantages and disadvantages over classical education at the university will also be considered.

Keywords: MCOC, digital economics, higher education, online courses, digitalization.

References

1. Khitskov E.A., Veretekhina S.V., Medvedeva A.V., Mnatsakanyan O.L., Schmakova E.G., Kotenev. A. Digital Transformation of Society: Problems Entering in the Digital Economy. - 2017. -No. 12. - C. 855-873.

2. Kretsu C. Free courses and schools from Russian IT companies. [Electronic resource]. URL: https://vc.ru/hr/45372-besplatnye-kursy-i-shkoly-ot-rossiyskih-it-kompaniy (accessed: 02.04.2020).

3. Maymina E., Divina T., Liulia V. Digital economy in education: Perspectives and development / Revista Espacios. - 2018. -Vol. 39 (Number 38). - P. 30.

4. Batsunov S.N., Derecha I.I., Kungurova I.M., Slizkova E.V. Modern determinants of the development of soft skills // Scientific and methodological electronic journal "Concept". - 2018. - No. 4 (April). - C. 198-207.

5. Dudina M.M., Glotova E.E. Studying the requirements of employers for graduates of universities: Russian and foreign experience // Humanitarian Studies. - 2015. - No. 1 (5). - C. 95-98.

6. Makarov V.S. Massive open online courses: performance evaluations and expert recommendations // Educational Technologies. - 2014. - No. 2. - C. 138-146.

7. Online learning: how it changes the structure of education and the economy of the university. An open discussion by Ya.I. Kuz-

C3

о

о Л о

о сз о в

minov - M. Karnoy // Educational Issues. - 2015. - No. 3. - C. 8-42.

8. Panfilov A.S. Digital economy as a state network structure of an interorganizational network // Medicine. Sociology. Philosophy. Applied research. - 2019 - No. 6. - S. 81-85.

9. Entrance A.A., Zhdanovsky A.M. Qualification assessment method and optimization of the composition of professional groups of programmers // System analysis and applied informatics. - 2018. - No. 2. - S. 4-11.

10. Roshchina Ya.M., Roshchin S. Yu., Rudakov V.N. Demand for Mass Online Courses (MOOC): Russian Education Experience // Educational Issues. - 2018. - No. 1. - C. 174-199.

11. Ryzhkova D., Aranovskaya M., Reikhard I., Vysokikh S. The 35 largest Russian EdTech companies: RBC rating [Electronic resource]. URL: https://www.rbc.ru/trends/education/5d68e8fb9a-7947360f1e2e52

12. Sidorova A.A. Massive open online courses: challenges and prospects for Russian education // Public Administration in the XXI Century: Proceedings of the 13th International Conference. - M.: "KDU", "University Book", 2016. - C. 52-56.

e

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.