ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Презентация научных работ — Лауреатов Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2012 года, проводимого Фондом развития отечественного образования
Соколова А.С.
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ КАРЬЕРЫ И ИДЕЯ ГУМАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В конце двадцатого века потребности в формировании надпрофессиональных навыков и компетенций, существенно влияющих на становление и профессиональное развитие индивида, привело к формированию и становлению специальной области педагогической теории и практики - образованию для карьеры. Термин «образование для карьеры» («career education») был введён Сиднеем Марландом в 1974 году в США и в настоящее время широко используется в зарубежной научной литературе [3]. Этот несколько непривычный для русского языка термин может быть синонимирован как внеконтекстный (по отношению к профилю профессиональной деятельности) пласт знаний, практических умений, стратегий познавательной деятельности, ориентированных на достижение человеком профессионального успеха, который проявляется как общественное признание, движение по карьерной «лестнице», с одной стороны, так и субъективное переживание человеком удовлетворенности характером и результатами своего труда. Образование для карьеры - это и практическое осуществление качественного процесса обучения, результатом которого становится овладение человеком новыми эффективными моделями поведения, мышления и эмоционального отношения, обеспечивающими продуктивное движение по выбранным профессиональным и социальным траекториям. Целью образования для карьеры является подготовка человека умелого и мобильного, способного вписаться в контекст современных цивилизационных процессов.
Мир профессий в современном обществе характеризуется исключительной динамичностью, интеллектуализацией, всё большим совмещением различных видов деятельности в рамках одной профессии. В современном постиндустриальном обществе проблема обостряется тем, что высшая школа ставит основополагающей целью воспитать у своих выпускников устойчивый профессиональный интерес, стремление к углублению и накоплению знаний, однако не уделяет должного внимания развитию личностной адаптационной способности, возможности человека приспосабливаться к различным требованиям социума. В связи с этим формируется новое понимание профессионального образования как процесса и результата профессионального обучения и воспитания, профессионального становления и развития личности человека - формирование убеждений, мировоззрения, идеалов, стремлений и интересов, привычек, внимания, воли, чувств и т.д. Именно система поддержки формирования и развития карьеры (как одна из подсистем профессионального образования) занимается развитием личности индивида в контексте его профессионального становления, что позволяет нам считать данную подсистему существенной составляющей системы профессионального образования в целом.
15
ISNN 1029-3388
Представляется интересным спроецировать идею гуманизации профессионального образования [1] , понимаемую как его личностная направленность, перенесение центра внимания на интересы индивида, создание оптимальных условий для развития личности и формирование социальной устойчивости человека, на теоретическое и практическое поле образования для карьеры, где человек перестал восприниматься лишь как производительная сила, поэтому акцент был перенесён на потребности развития индивида в процессе реализации профессиональной деятельности, которая, прежде всего, стала рассматриваться как средство самореализации, самовыражения и самоутверждения личности. Сформировалось понимание необходимости максимально полного раскрытия потенциала человека в труде, необходимости поддержки человека в выстраивании профессионально-личностного маршрута на основе понимания своих интересов, способностей, ценностей, образовательного уровня, профессиональной квалификации и опыта, с учётом изменяющейся природы индивида и его отношений с динамично развивающейся социально-профессиональной средой.
Образование для карьеры преломляет ряд значимых с позиции гуманизации целей: анализ и формирование продуктивных моделей поведения в профессиональной и личной жизни, работу со структурой жизненных ценностей и их согласование с ценностями общества, подготовку обучающегося к выбору стиля жизни, максимально соответствующего индивидуальным психофизиологическим характеристикам и личным ценностным представлениям и устремлениям, преодоление индивидуальных негативных стереотипов мышления относительно возможностей развития индивидуальной профессионально - личностной траектории и их трансформация в позитивные. В этом смысле очевиден противоположный технократическому подход, который был направлен на формирование человека - « винтика» общественно-государственного механизма.
Образование для карьеры имманетно включает в свои основополагающие цели общее развитие человека в контексте накопления им профессионального, социального, бытового опыта. Работа с различными категориями населения в разнообразных образовательных учреждениях основывается на известных теориях развития карьеры, которые, в свою очередь, базируются и частично включают в себя известные теории развития личности. Взаимосвязь на теоретическом уровне концепций развития карьеры и личности на практическом уровне воплощается в последовательной постановке целей для индивида - с юного до преклонного возраста, в контексте реализации индивидуального профессионально-образовательного маршрута и личностного развития в целом. В рамках практической реализации программ образования для карьеры идёт подготовка индивида к осознанному выполнению роли работника с учётом индивидуальной ролевой интеграции и индивидуальных ценностных ориентаций в отношении значения работы в их жизни.
В контексте реализации идеи гуманизации зарубежные авторы формулируют некоторые концептуальные положения, на которые опирается теоретически и практически система поддержки формирования и развития карьеры [4]:
1) Поддержка формирования и развития карьеры сосредоточена на помощи молодым людям и взрослым в развитии умений принятия решений, а также для работы с проблемами выбора;
2) Формирование Я-концепции: все решения и планы являются выражением самоконцепции человека, поэтому важно помогать молодёжи и взрослым достигнуть са-
16
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2013
мопонимания перед вступлением в мир работы или считать этот процесс составной частью общей адаптации к миру работы. Однако, информация о мире работы не должна ограничиваться только информацией о профессиональных требованиях и материальной стороне вопроса, - она должна содержать факты о соотношении мира работы с устремлениями и ценностями индивида;
3) Забота о стиле жизни, ценностях, использовании свободного времени, образовании и профессиональной жизни, поскольку все они взаимодействуют в процессе развития карьеры, формируя стиль жизни. В процессе реализации карьеры происходит реализация жизненных ценностей, поэтому планирование карьеры должно происходить в постоянном соотношении с жизненными ценностями - настоящими и будущими;
4) Свобода выбора. Человек имеет дело с большим спектром возможностей выбора, не ограничиваясь лишь узкопрофессиональным выбором. Делая выбор, индивид ставит задачу сохранения целостности индивидуальности и соотнесения альтернатив с личностными характеристиками и устремлениями;
5) Осознание индивидуальных различий, уважение к которым является признаком свободного общества, равно как и уважение к индивидуальным талантам. Идёт поиск и анализ тех возможностей, где эти таланты могут быть раскрыты и развиты, человек должен быть свободен в поиске путей развития и выражения своих талантов;
6) Гибкость в восприятии и управлении изменениями. Это предполагает оказание помощи индивиду в создании оптимальных планов, продумывании многовариантности в достижении целей, проявлении определённой гибкости в постановке целей, вооружение индивида определённой методологией для восприятия и плодотворного функционирования в быстро меняющихся экономических условиях.
Выделенный А.М.Новиковым в рамках идеи гуманизации принцип гуманитаризации профессионального образования подразумевает не только усиление удельного веса гуманитарных предметов в учебных планах, но и усиление роли гуманитарного образования в профессиональном развитии, что призвано способствовать формированию широты кругозора, гибкости мышления, гражданственности и духовности. Как подчеркивает А.М. Новиков, «гуманитаризацию образования следует рассматривать в широком смысле - как формирование у человека особой собственно человеческой формы отношения к окружающему миру и самому себе, своей собственной деятельности в нём. Применительно к профессиональному образованию его гуманитаризация будет означать формирование сугубо человеческой формы отношения к миру производства (в широком смысле), и к своей собственной профессиональной деятельности в этом мире производства» [1, стр. 51]. С широких позиций понимания гуманитаризации профессионального образования, обозначенных А.М.Новиковым, предполагается насыщение его содержания этическими (нравственными), эстетическими, экономическими и правовыми компонентами.
Гуманитаризация в образовании для карьеры проявляется, прежде всего, в содержании разнообразных образовательных программ для различных целевых групп. Следует отметить, что и сам термин «карьера» в значительной степени гуманитаризирован, поскольку карьера подразумевает гораздо более объёмное наполнение, чем профессия (т.е. однократный выбор профессии, рода занятий и дальнейшее узкопрофессиональное развитие). Формирование карьеры подразумевает формирование стиля жизни и определённой жизненной философии, что предопределяет гуманитаризацию содержания образовательных программ по проблематике развития карьеры [2].
17
ISNN 1029-3388
Этические (нравственные), эстетические, экономические и правовые компоненты в образовании для карьеры присутствуют уже на этапе конструирования содержания образовательных программ для различных целевых групп. Важная содержательная составляющая работы в области поддержки формирования и развития карьеры - формирование понимания основ экономической системы и воспитание уважения к ней, а также формирование знания о структуре рынка труда, что необходимо для эффективного функционирования на нём. Воспитание позиции активного субъекта на рынке труда важно для того, чтобы индивид мог активно искать место и условия «приложения» своего главного капитала - профессии. Такие образовательные программы характерны для центров трудоустройства, которые непосредственно помогают обращающимся в них людям находить работу. В центрах также организуются семинары по юридическим аспектам поиска работы и трудоустройства. Образовательные программы поддерживаются информационными ресурсами, среди которых: компьютеризированные базы данных, справочная литература по различным аспектам трудоустройства, публикации о ситуации на рынке рабочей силы, получаемые от экспертов, в которых отслеживаются возникающие тенденции и делаются прогнозы относительно динамики развития различных секторов рынка труда.
В образовании для карьеры на концептуальном уровне присутствует и значимая нравственная составляющая. Прежде всего, она проявляется на уровне личностных и профессиональных ценностных представлений специалистов, работающих в данной системе, которые реализуются ими в повседневной профессиональной деятельности. К ним, в первую очередь, относится убеждение, что смысл человеческого существования заложен в том, что человек старается стать самим собой, а перед специалистом, работающим в структуре системы, всегда стоит задача выявить и помочь развить все потенции человеческой личности. Для специалистов, работающих в системе поддержки и развития карьеры, вера в человеческий потенциал никогда не являлась лишь красивым теоретическим убеждением, а представляла собой основной ориентир профессиональной деятельности, с позиций которого специалист ежедневно работает с индивидом по любому узкому аспекту из заявленной проблематики.
Конечно, на практическом уровне реализация человеческого потенциала у индивида начинается с его самоидентификации, поэтому в образовании для карьеры разрабатывались и продолжают разрабатываться различные методики выявления человеческого потенциала, работа с конкретным человеком по любой заявленной проблематике в группе или индивидуально начинается с диагностики личностных особенностей и способностей. В дальнейшей практической работе с конкретным индивидом вера и понимание необходимости самореализации систематически транслируются индивиду и таким образом у него формируются значимые ценностные представления, на которых основывается индивидуальное планирование и реализация карьеры. Формируется менталитет людей как хозяев своей судьбы, своей личности, распорядителей основной своей собственности - капитала, представленного профессиональной квалификацией, образованием, уникальной комбинацией личностных характеристик. В этом смысле можно говорить и о целенаправленном формировании эстетики профессиональной деятельности, которая основана на идее самореализации, культе человеческого капитала.
18
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2013
Хотелось бы также выделить деятельностную направленность образования для карьеры, которую А.М. Новиков выделяет как один из принципов гуманизации образования. Образование для карьеры предлагает широкий охват различных групп населения с выделением конкретной актуальной проблематики для каждой из них. Идёт исследование конкретных, специфических проблем целевых групп населения. В системе поддержки формирования и развития карьеры находит воплощение всё более дифференцированный подход, позволяющий предложить образовательные услуги всё большему кругу лиц с учетом их индивидуальных запросов: включение в процесс обучения самого широкого спектра активных форм работы, преимущественно проецирующих процесс подготовки на конкретные задачи и ситуации, с которыми индивид столкнётся в профессиональной практике. Кроме того, новые явления в жизни общества обязательно входят в спектр проблематики, прорабатываемой в данных образовательных программах, реализующих идеи образования для карьеры.
И, наконец, принцип учёта национальных особенностей, выделяемый А.М.-Новиковым в контексте воплощения идеи гуманизации образования, реализуется в образовании для карьеры на уровне выявления особенностей национального менталитета в процессе профессиональной реализации, особенностей национального рынка труда, а также его связей с международным рынком и использовании выявленных особенностей в формировании содержания образовательных программ по карьерной проблематике.
Проведённый анализ образования карьеры с позиции идеи гуманизации позволяет более полно осознать возможности формирования теоретического содержания и расширения спектра практического применения программ по карьерообразующей проблематике в профессиональном образовании. Образование для карьеры является одной из новых реалий профессионального образования, попытка с помощью образования охватить и поддержать охватить многие аспекты жизнедеятельности современного специалиста. Образование для карьеры - прообраз новых подходов в образовании в XXI веке, когда человек и его жизнь воспринимаются более интегрированно и полно, и понимание этого позволяет вывести образовательные программы профессионального образования на новый содержательный и организационный уровень.
Библиографический список
1. Новиков А.М. Профессиональное образование в России. - М.: Эгвес, 1997. - 232с.
2. Clements , I. Career education and vocational education: a comparison. Washington: National Educational Association, 1977. - 32 p.
3. Marland, S.P. Career education. A proposal for reform. New York, McGraw-Hill, 1974. - 334p.
4. Montross, D.H., Shinkman C.J. Career Development in the 1980“s: theory and practice. Springfield, Ill: C.C.Thomas, 1981. - 450 p.
19