образование диверсифицированной компании: сущность, преимущества, влияние на стоимость капитала
Гришина Галина Петровна
доцент кафедры экономики и организации производства, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана [email protected]
Зубеева Елена Валериевна
аспирант кафедры финансового менеджмента, МАТИ - Российский государственный технологический университет им. К.Э.Циолковского, г.Москва [email protected]
Аннотация
В статье рассмотрены сущность диверсификации и признаки диверсифицированной компании. Выделены факторы, которые могут оказать влияние на стоимость капитала диверсифицированной компании. Отмечено, что при определенных внешних и внутренних условиях диверсифицированные компании способны создавать дополнительную стоимость капитала.
Ключевые слова: диверсификация, стоимость капитала, ценные бумаги, финансово-промышленная группа, бизнес-единица, стратегия
Основой развития социально-экономических систем во время глобализации бизнеса являются интересы общества и власти. Власть заинтересована получать максимум налогов, благодаря которым оказываются услуги обществу. Общество представляет собой население, создающее и поддерживающее рыночную инфраструктуру, являясь непосредственным создателем бизнеса. Собственники капитала заинтересованы в максимизации чистой прибыли, которая позволяет им улучшать свое благосостояние.
В условиях интеграции развивающихся рынков компании, действующие на растущих рынках капитала, должны соответствовать компаниям развитого рынка, изменяя при этом свои бизнес-направления [4]. Важным является то, что ком-
пании, функционирующие на развивающихся рынках, могут быть более эффективны благодаря стратегии диверсификации.
Признаки диверсификации компаний
Диверсификация - это процесс включения в портфель инвестора определенных ценных бумаг, которые способствуют снижению его риска, повышению эффективности производства. Основными признаками диверсифицированной компании являются экономические, финансовые, управленческие и организационные. К экономическим признакам относятся:
- способность выбора бизнес-направлений против потенциальных или уже существующих конкурентов, увеличивающих рыночные масштабы компании;
- эффективное использование ресурсов за счет эффекта разнообразия и эффекта масштаба. Финансовыми признаками являются:
- привлечение значительных объемов финансирования [8];
- стабильные денежные доходы, способствующие снижению риска дефолта компании;
- наличие нескольких подразделений (в соответствии с зарубежными исследованиями), что позволяет компании иметь внутренний рынок капитала, посредством которого происходит перераспределение инвестиционного капитала внутри компании.
К управленческим признакам относят:
- осуществление деятельности одновременно в нескольких сегментах рынка;
- наличие нескольких бизнес-подразделений, которые могут быть не связаны между собой по виду деятельности;
- координация разнообразных издержек, контроль над деятельностью компании;
- управление стоимостью и источниками финансирования;
- осуществление мониторинга формирования связи с внешней средой (клиентом, государством);
- наличие специальных знаний по управлению крупными диверсифицированными структурами.
в условиях_
интеграции_
развивающихся_
рынков компании,_
действующие_
на растущих рынках капитала, должны соответствовать компаниям развитого рынка
7
гькап
основными
признаками диверсифицированной компании являются экономические, финансовые,
управленческие
_и организационные
Организационными признаками являются:
- сложная организационная структура, а, следовательно, более высокий риск корпоративного управления;
- формирование корпоративного бизнес-портфеля;
- организация корпоративного центра (головной компании).
Преимущества образования диверсифицированной компании
Особенностью диверсифицированной компании является организация и функционирование внутреннего рынка капитала, осуществление контроля над деятельностью подразделений компании. Основными признаками внутреннего рынка капитала являются:
- финансовые ресурсы капитала привлекаются на внешнем рынке через посредника, которым может быть корпоративный центр компании;
- права контроля принадлежат поставщику капи-ла, в связи с чем, менеджеры не заинтересованы езультатах своего труда;
наиболее эффективное перераспределение акти-[6].
Спецификой процессов диверсификации является функционирование компаний на развитых и растущих рынках. Растущий рынок капитала предполагает неразвитость институциональной среды, которая может быть компенсирована существованием диверсифицированных компаний [7]. Диверсифицированные компании, действуя на развивающемся рынке, могут брать функции неразвитого внешнего рынка капитала, что является потенциалом создания стоимости в крупных диверсифицированных структурах.
Если сравнивать источники создания стоимости в диверсифицированных компаниях и на растущих рынках капитала, то можно наблюдать явное перераспределение функций.
Для внешнего рынка этими функциями являются: высокий уровень риска; непостоянство привлечения финансового капитала; трудности в осуществлении мониторинга.
Для диверсифицированной компании такими
функциями являются: снижение риска инвестирования; гарантии выполнения контрактных соглашений; доступность внутреннего рынка капитала; диверсификация портфеля инвестора; привлечение значительных объемов финансирования; выполнение роли заемщика; лоббирование различных вопросов через достаточно легкий доступ информации.
Вместе с тем, можно отметить наличие финансовых преимуществ образования диверсифицированных компаний. Они проявляются в стабильности денежных потоков, а также низком уровне риска дефолта. Данные компании способны привлечь большие объемы финансирования, в том числе от частных и зарубежных инвесторов [8]. Обладая значительным объемом капитала, диверсифицированные компании могут выступать в роли венчурного капиталиста и быть заемщиком для мелких, но перспективных бизнес-единиц. Они обеспечивают гарантии выполнения контрактных соглашений между компаниями, входящими в корпоративный портфель, и внешними контрагентами, а также могут быть посредниками между государственными регулирующими органами и другими компаниями. Создав бренд своей продукции, крупные компании информируют покупателя о качестве своей продукции [7].
Внешние и внутренние рынки капитала
Анализ эмпирических исследований в компаниях США, Японии, Корее, Сингапуре позволил авторам сделать следующие выводы:
- диверсификация увеличивает стоимость компании;
- отсутствует взаимосвязь между ВНП страны и выгодами диверсификации [5]. Диверсификация способствует созданию стоимости капитала при условии, что компания владеет значительными нематериальными активами и функционирует на растущем рынке капитала. Диверсифицированные компании способны создавать стоимость путем компенсации функций неразвитого внешнего рынка капитала.
наличие нескольких
подразделений_
(в соответствии с зарубежными исследованиями)... позволяет компании иметь внутренний рынок капитала
но
суп а;
гькт
спецификой
процессов
_диверсификации
_является
функционирование _компаний
на развитых
и растущих рынках
Используя выборку российских компаний, авторы [1, 3] исследовали эффективность внутреннего рынка капитала российских финансово-промышленных групп (ФПГ), которые разделены на два вида: горизонтальные и иерархические. Горизонтальные ФПГ - это акционерные общества, в рамках которых функционирует несколько компаний одной отрасли, каждая из них имеет свою долю в учрежденном акционерном обществе. Такое акционерное общество действует в качестве представителя группы, но правом осуществления контроля не обладает. Компании также имеют право владеть акциями друг друга. Целью создания таких групп является возможность увеличения доли рынка и реализация интересов компании. Иерархические группы ФПГ - это определенная группа компаний, которую контролирует банк, имеющий право на получение остаточного денежного потока, а также осуществление контроля над тивами группы.
нализ проведенных исследований [1] позволил елать следующие выводы:
в независимых и промышленных группах компаний инвестиции чувствительны к внутреннему финансированию и отрицательно коррелированны в иерархических группах компаний;
- распределение капитала осуществляется более эффективно внутри иерархических групп;
- предприятия, входящие в незарегистрированные ФПГ, инвестировали за год в основные средства большую долю своих денежных средств по сравнению с остальными предприятиями. Этот результат можно рассматривать как гипотезу о лучшем исполнении контрактов в неофициальных группах по сравнению с другими фирмами в условиях, когда отсутствуют внешние источники кредитов для инвестиций в основные средства.
На основе ранее проведенных исследований были рассмотрены эффективность стратегии диверсификации и ее влияние на стоимость компании в условиях работы растущих рынков капитала. Выяснено, что в условиях развивающихся рынков капитала существуют источни-
ки создания стоимости диверсифицированными компаниями на основе выполнения ими функций неэффективного внешнего рынка капитала.
Выводы
Диверсифицированные компании, функционирующие на развивающихся (перспективных) рынках, могут быть эффективными и создавать добавленную стоимость в условиях:
- существования оптимальной модели управления данной компании;
- грамотно выстроенной системы управления, позволяющей правильно судить о создании или разрушении стоимости каждой бизнес-единицы;
- принимать эффективные инвестиционные решения [2];
- осуществлять контроль над деятельностью бизнес-единиц.
Нужно отметить, что выводы исследований следует считать корректными, т.к. были использованы бухгалтерские отчетности, отражающие действительную финансовую ситуацию в компаниях.
Литература
1. Волчкова Н.А. Финансово-промышленные группы России: влияет ли участие ФПГ на инвестиции предприятий в основные средства? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.nes.ru.
2. Гришина Г.П., Будумян Е.В. Системный подход инновационно-инвестиционных вложений в приоритетные направления развития экономики // Актуальные проблемы современной науки. -2012. - № 2.
3. Рудык Н.Б. Конгломеративные слияния и поглощения. Книга о пользе и вреде непрофильных активов. - М: Дело, 2005.
4. Черкасов М.Н. Научно-технический прогресс и его влияние на общество XXI века // Вопросы экономических наук. - 2013. - № 2.
5. Claessen S., Djankov S., Fan J., Lang L. The Pattern and Valuation Effects of Corporate diversification: A Comparison of the US, Japan, and Other East Asian Economies Working paper. World Bank, 2000.
данные компании способны привлечь большие объемы финансирования,
в том числе_
от частных_
и зарубежных инвесторов_
6. Gertner R.H., Scharfstein D.S., Stein J.C. Internal Versus External Capital Markets // Quarterly Journal of Economics. - 1994. - № 1096. - P. 1211-1230.
7. Khanna T., Palepu K. Why Focused Strategies May Be WRONG FOR Emergining Markets // Harvard Bussiness Review. - 1997. - July-Aug. - P. 41-51.
8. Llewellyn W.G. A pure Financial Rationale for the Conglomerate Merger // Journal of Finance. - 1971. -№ 26. - P. 521-535.
Galina P. Grishina
Associate Professor of the Chair of Economics and Industrial Management, Bauman Moscow State Technical University Elena V. Zubeeva
Postgraduate of the Chair of Financial Management,
MATI - Russian State Technological University named after K.E. Tsiolkovsky,
Moscow
Establishment of a diversified company: the nature, benefits, impact on the cost of capital
_Abstract
The article deals with the essence of diversification and criteria of a diversified company. The factors that may affect the cost of a diversified company capital are specified. It is noted that diversified companies are able to create an additional cost of capital under certain external and internal conditions.
Keywords: diversification, cost of capital, securities, financial-industrial group, business unit, strategy
-t-dX. _
россиüское ^ed^^nuM-amen^med, № 10(256)/Maü 2014