Электронный научный журнал элмос^^ака
«Социальные аспекты здоровья населения» м^лге^^и^ш
01.11.2018 г.
DOI: 10.21045/2071-5021-2018-63-5-6
12 2 3
Картон Е.А., Стасевич Н.Ю., Ганьшин И.Б., Овечкина Ж.В.
ОБРАЗ ЖИЗНИ, СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ПРИКУСА И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПРОФИЛАКТИКИ АНОМАЛИЙ ОККЛЮЗИИ
1
Московским государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова
2ФГБОУ ДПО институт повышения квалификации Федерального медико-биологического агентства, Москва
3ФГУП Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены Роспотребнадзора, Москва
*Karton E.A., 2Stasevich N.Y., 2Ganshin I.B., 3Ovechkina J.V.
LIFESTYLE, HEALTH STATUS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH MALOCCLUSION AND DEVELOPMENT OF MEASURES TO PREVENT ABNORMALITIES OF OCCLUSION
1A.I. Evdokimov Moscow State Medical and Dental University 2Institute of Advanced Training of the Federal Medical and Biological Agency, Moscow 3##All-Russia Research Institute of Railway Hygiene, Moscow
Контактная информация: Картон Елена Ароновна, e-mail: [email protected] Contacts: Karton Elena, e - mail: [email protected] Information about authors:
Karton Elena., http://orcid.org/0000-0002-2965-2526 StasevichN.Yu., http://orcid.org/0000-0002-2965-4986 Ovechkina J. V. http://orcid.org/0000-0003-0621-5152
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Федерального медико-биологического агентства.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Acknowledgments. The study was supported by the Russian Federal Medical and Biological Agency.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest. Резюме
Актуальность. Значительное ухудшение состояния здоровья младших школьников за последние годы позволяет делать выводы о связи этого показателя не только с учебной нагрузкой, условиями обучения, образом жизни школьников, но и несвоевременным обращением родителей за медицинской помощью при выявлении отклонений со стороны состояния здоровья ребёнка.
В настоящее время всё большее значение уделяется стоматологическому здоровью детей младшего школьного возраста в связи с возрастающими осложнениями в результате сформированного неправильного прикуса.
Цель работы: обоснование и разработка комплекса профилактических мероприятий по профилактике аномалий окклюзии у детей младшего школьного возраста на основании изучения их состояния здоровья и образа жизни.
Материал и методы. При проведении настоящего исследования были обследованы 60 детей в возрасте 7-12 лет с сагиттальными аномалиями окклюзии зубных рядов (дистальной и мезиальной окклюзиями). Методы исследования: социально-гигиенический: анкетирование, интервьюирование, выкопировка данных из первичной медицинской документации; статистический; социологический; экспертных оценок.
Результаты. Показатели состояния здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим.
Общая заболеваемость детей - младших школьников за исследуемый период повысилась (прирост составил (+68 %), повышение произошло по 16 классам исследуемых заболеваний из 18.
У обследованных школьников с мезиальной окклюзией зубных рядов амплитудные и временные показатели ЭМГ мышц челюстно-лицевой области изменены: амплитуда височных и жевательных мышц снижена, а надподъязычных - увеличена; время биоэлектрической активности у синергистов снижено, а у антагонистов - не изменено, а время биоэлектрического покоя - увеличено.
Выводы. 1. В результате функциональной перегрузки мышц шеи у большинства пациентов с сагиттальными аномалиями окклюзии наблюдается наклоненное вперед положение головы, западение грудной клетки уменьшение ее переднезаднего размера, изменение угла наклона рёбер, выступание лопаток.
2. Нарушенная осанка в подавляющем большинстве случаев наблюдается при дистальной и мезиальной окклюзии. Сочетание ортодонтического лечения с лечебной гимнастикой, направленной на нормализацию осанки, ускоряет лечение и обеспечивает устойчивость результатов.
Ключевые слова: младшие школьники; нарушение прикуса; состояние здоровья; образ жизни; профилактические мероприятия.
Abstract
Significance. A significant health deterioration of the junior schoolchildren in recent years allows to conclude that there is a relationship of this indicator not only with the workload, learning conditions, and lifestyle of children, but also late care seeking by parent in case of health problems.
Currently, a higher focus is being placed on dental health of junior schoolchildren due to the increasing number of complications resulting from malocclusion.
Purpose: to substantiate and develop a set of preventive measures for occlusion abnormalities in junior schoolchildren based on the analysis of their health and lifestyle.
Material and methods. Under the study 60 children aged 7-12 with protrusive occlusion (distal and mesial occlusion) have been examined. Research methods included the following: social-hygienic: questionnaires, interviews, data extraction from primary medical records; statistical; sociological; expert appraisals.
Results. Health indicators deteriorate during the study period from junior to high school.
Morbidity of primary schoolchildren during the study period increased by 68%, the growth was registered across 16 classes out of the total of 18 diseases under study.
Changes in the amplitude and timing indicators of electromyography of the maxillofacial muscles in the examined children with mesial occlusion have been registered: amplitude of the temporal and masticatory muscles reduced, while
suprahyoid muscles increased; duration of the bioelectric activity reduced in the synergists and remained unchanged in the antagonists, while duration of bioelectric resting increased.
Conclusions. 1. In the majority of patients with protrusive occlusion as a result of overuse of the neck muscles one could observe a forward-leaning head position, chest indrawning with the reduced A-P diameter, a changed angulation of the ribs, and protruding scapula.
2. Postural disorders are more often observed in cases of distal and mesial occlusion. A combination of orthodontic treatment with therapeutic exercises aimed at improving the posture accelerates the treatment and ensures sustainability of the results.
Keywords: junior schoolchildren; malocclusion; health status; lifestyle; preventive measures.
Введение
Наибольшую значимость в формировании здорового образа жизни имеют следующие аспекты образа жизни младших школьников: условия и режим обучения в школе; условия быта и микроклимат в семье; уровень двигательной активности; режим дня; режим и качественные характеристики питания; медицинская активность. Именно эти направления должны стать приоритетными в изучении образа жизни школьников и формировании мер профилактики заболеваний этого контингента населения [1,2,3,4].
Зубочелюстные аномалии (ЗЧА) относятся к группе основных стоматологических заболеваний и характеризуются высокой распространенностью. Изучение распространенности зубочелюстных аномалий и их отдельных нозологических форм в разные периоды формирования прикуса имеет важное значение при решении различных вопросов: расчета необходимого количества врачей-ортодонтов, организации сети ортодонтических отделений и кабинетов, планирования врачебно-профилактических мероприятий [5,6,7,8,9].
Частота ЗЧА в разных регионах России подвержена значительным колебаниям, что объясняется многими причинами:
• -ошибки репрезентативности (недостаточный объем выборки исследования,
возрастная неоднородность сравниваемых групп и др.);
• -различный уровень профессиональной подготовки врачей, участвующих в
обследовании;
• -различный методический уровень исследований;
• -экологические особенности региона обследования (степень загрязненности
внешней среды, содержание в питьевой воде минеральных веществ, фтора и т. д.);
• -уровень здоровья детской популяции;
• -качество оказания стоматологической помощи детям.
Получение научно сопоставимых показателей распространенности зубочелюстных аномалий может быть достигнуто при строгом соблюдении принципов возрастной группировки обследуемых контингентов, одинаковом методическом подходе к оценке состояния зубов, зубных рядов и прикуса на основе единой классификации, с учётом этнических особенностей строения лица и отдельных его частей.
Цель работы: обоснование и разработка комплекса профилактических мероприятий по профилактике аномалий окклюзии у детей младшего школьного возраста на основании изучения их состояния здоровья и образа жизни.
Методы
При проведении настоящего исследования были обследованы 60 детей в возрасте 7-12 лет с сагиттальными аномалиями окклюзии зубных рядов (дистальной и мезиальной окклюзиями) и изучено функциональное состояние зубочелюстной системы до проведения ортодонтического лечения, после лечебно-гимнастических мероприятий и после ортодонтического лечения. Были выделены две группы пациентов: 1 группа (контрольная) - в неё вошли дети, которым ортодонтическое лечение проводилось сразу после обследования, 2 группа (основная) - в неё вошли дети, которым после обследования были проведены лечебно-гимнастические мероприятия и только после этого приступали к ортодонтическому лечению с использованием функционально-действующей аппаратуры.
Оценка состояния здоровья подростков проводилась методом выкопировки данных, содержащихся в школьной медицинской карте (форма №026-у), индивидуальной карте развития ребёнка (форма №112/у).
Методы исследования: социально-гигиенический: анкетирование, интервьюирование, выкопировка данных из первичной медицинской документации; статистический; социологический; экспертных оценок.
Результаты
Анализ результатов социально-гигиенического исследования здоровья младших школьников г. Москвы за 2007-2017 гг. показал, что общая заболеваемость детей за исследуемый период повысилась (прирост составил (+68 %)); повышение произошло по 16 классам исследуемых заболеваний из 18; среди детей до 10 лет при общей тенденции к росту наблюдались периоды подъёма и снижения заболеваемости; общий уровень заболеваемости в 2017 г. среди младших школьников составил 3939,5 случаев на 1000, это максимальные показатели за весь исследуемый период (рис. 1).
3500 п
3000 2500 Н 2000 1500 Н 1000 500 J
о
2959
2410.9
2ОЕ0
2159.9
1800.7
1450.4
1591.7
1007
2835 7 28б1=б 2724.7
п———i———I———I———I———i———I———I———i———I———I
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Рис. 1. Общая заболеваемость младших школьников г. Москвы на 1000 населения (все
зарегистрированные заболевания)
Установлено, что в последние годы патология костно-мышечной системы, нарушение осанки в частности, доминирует и среди детей до 10 лет (55,5 % от общей заболеваемости в 2017 г), что крайне негативно отражается на состоянии зубочелюстного аппарата и приводит к его нарушениям. Согласно проведённому обследованию 5299 детей в возрасте 3-14 лет (Образцов Ю. Л., Ларионов С. Н., 2004), частота зубочелюстных аномалий составила 42,7 ± 0,6 %. У дошкольников они выявлены в 40,1 ± 1,1 %, у школьников - в 43,8 ± 0,8 % случаев. Аномалии отдельных зубов наблюдались у 0,7 % обследованных, аномалии зубных рядов - у 14,7 %, аномалии прикуса - у 27,3 %.
В структуре ЗЧА первое место занимает дистальная окклюзия зубных рядов, высокий удельный вес приходится также на аномалии положения зубов и глубокую резцовую окклюзию. С возрастом меняется не только распространенность ЗЧА, но и их структура и клиническая характеристика. Так, в возрасте 3 лет частота аномалий составляет 41,0 %, причём среди них преобладают аномалии прикуса (90,6 %), а 40 % сочетается с различными функциональными нарушениями - речи, глотания, дыхания, жевания. К 6-7 годам увеличивается не только частота аномалий (до 47,1-47,7 %), но и частота функциональных нарушений (до 44,6 %). Подъем частоты ЗЧА сопровождается уменьшением удельного веса аномалий прикуса и увеличением доли аномалий зубных рядов.
На протяжении всего периода сменного прикуса частота ЗЧА удерживается на высоком уровне, и лишь к моменту окончания формирования постоянного прикуса она уменьшается до 39,8 %. Представленные материалы показывают, что анализ распространённости зубочелюстных аномалий с учетом возрастной группировки обследованных имеет принципиальное значение: если в исследуемой выборке преобладают дети в период смены зубов, будут получены высокие цифры распространённости; если среди обследованных преобладают дети в периоде временного прикуса и сформированного постоянного прикуса, процент распространённости значительно ниже.
Проведённый анализ медико-социальной характеристики образа жизни младших школьников показал, что особенностями этих характеристик являются: преобладание удельного веса школьников, обучающихся в «простых» классах (52,7 % лиц), наступление утомления в конце учебного дня (48,9 % лиц) и чем старше группа, тем больше лиц, у которых наступает утомление; полностью успевают осваивать учебный материал 36,9 % лиц и «с напряжением» - 42,4 % лиц; однако, 63,2 % лиц «чувствуют» себя в школе «легко»; среди обследованных школьников преобладают семьи, проживающие в коммунальных квартирах (57,3 % лиц); несмотря на это, большинство школьников оценили свои жилищно-бытовые условия как «хорошие» (89,3 %); 75,0 % обследованных проживают в «полных» семьях; 93,8 % школьников оценивают внутрисемейную обстановку как «благополучную»; состояние здоровья своих родителей школьники оценивают в половине случаев (50,8 % лиц) как «здоровые»; здоровому образу жизни 69,1 % школьников уделяют внимание; средняя длительность сна для 44,7 % лиц составляет 8-9 часов, этот показатель выше у девочек (49,1 %) по сравнению с мальчиками (40,6 % лиц); с возрастом длительность сна уменьшается с преобладанием лиц с длительностью сна 6-7 часов; 66,2 % школьников осуществляют ежедневные прогулки на свежем воздухе; ежедневно на подготовку домашнего задания школьники тратят 1-3 часа (69,5 % лиц); с возрастом этот показатель растет; на дополнительные занятия 52,5 % лиц тратят менее одного часа; на просмотр телепередач - 1-2 часа (55,1 % лиц); из обследованных школьников только 31,6 % лиц имеют свой компьютер, на котором занимаются 48,1 % лиц, из них 1-2 часа - 19,1 % лиц; более половины школьников питается 3 раза в день (53,1 % лиц), 40,6 % лиц завтракают и обедают в школе: употребляют, в основном, «мучные изделия» (67,3 % лиц); 82,1 % школьников знают свой вес, а 79,0 % лиц - свой рост; ежедневно спортом занимаются 26,8 % школьников, а 18,6 % лиц выполняют регулярно утреннюю гимнастику; с возрастом эти показатели снижаются,
особенно у девочек; регулярно посещают уроки физкультуры 81,4 % лиц; из жизненных ценностей у школьников первое место занимает «реализовать себя как личность» (83,4 % лиц), на «сохранение и укрепление здоровья» уделяют внимание 26,3 лиц на 100 опрошенных; школьники, в основном, болеют до 5 раз в год (87,6 %); с возрастом число лиц «ни разу» не болевших снижается; у мальчиков по сравнению с девочками выше удельный вес «ни разу» не болевших (табл. 1); по болезни 59,3 % школьников пропускают занятия до 14 дней включительно; у мальчиков по сравнению с девочками выше удельный вес лиц, пропускающих занятия «до 5 дней» и «10-14 дней», и ниже среди лиц, пропускающих занятия «6-10 дней».
Негативным фактом явилось низкая доля школьников, посещающих регулярно стоматолога, что также негативно сказывается на его стоматологическом здоровье.
Обсуждение
В работе отдельно были изучены изменения прикуса в зависимости от состояния здоровья, в частности от наличия патологии позвоночника. Особый акцент был сделан на изменение времени биоэлектрической активности височных и жевательных мышц у детей с мезиальной окклюзией. Установлено, что оно увеличивается, но это увеличение не достоверно, а надподъязычных - остаётся прежним, как и у детей с дистальной окклюзией.
Время биоэлектрического покоя у детей с мезиальной и дистальной окклюзиями незначительно уменьшается у всех групп мышц, но не существенно, о чем свидетельствует низкое значение коэффициента достоверности.
В результате вышеперечисленных изменений временных показателей электромиограмм мышц челюстной лицевой области видоизменяются значения их биопотенциалов у детей и с мезиальной и с дистальной окклюзиями.
Значения биопотенциалов височных мышц у детей с мезиальной окклюзией увеличиваются на 13,3% ( при сравнении М(1) и М(11) - на 30,3%), у детей с дистальной окклюзией - на 9,0% ( при сравнении М(1) и М(11) - на 12,4%).Значения биопотенциалов жевательных мышц также увеличиваются при мезиальной окклюзии на 13,5% ( при сравнении М(1) и М(11) - на 27,0%), а при дистальной - на 6,1% ( при сравнении М(1) и М(11) -на 7,3%).
То есть у височных и жевательных мышц как при мезиальной так и при дистальной окклюзиях равнонаправленные изменения значений биопотенциалов с тенденцией к норме.
Значения биопотенциалов надподъязычных мышц снижаются не достоверно у детей с мезиальной окклюзией, а у детей с дистальной окклюзией увеличиваются на 12,1% (при сравнении М(1) и М(11) - на 21,1%).Продолжительность жевательного периода у детей с мезиальной окклюзией остаётся прежней, а у детей с дистальной окклюзией снижается на 11,8% ( при сравнении М(1) и М(11) - на 10,0% ).Коэффициент координированной деятельности мышц за жевательный период у детей с мезиальной окклюзией снижен на 21,6% (при сравнении М(1) и М(11) - на 15,8%), а детей с дистальной окклюзией -увеличивается на 14,4% ( при сравнении М(1) и М(11) - на 21,2%). Коэффициент координированной деятельности мышц за одно жевательное движение наоборот у детей с дистальной окклюзией уменьшается (соответственно на 12,0% и 10,6%), при мезиальной окклюзии увеличивается ( соответственно на 10,0 % и 13,3%).
Следовательно, установленные изменения функционального состояния мышц челюстно-лицевой области у детей с сагиттальными аномалиями окклюзии свидетельствуют о положительных процессах зубочелюстной системы, происходящих после проведённых лечебно-гимнастических мероприятий. В то же время отмечено, что интенсивнее эти
процессы происходят у детей в возрасте 7-12 лет с дистальной окклюзией зубных рядов, о чем свидетельствуют показатели электромиограмм мышц челюстно-лицевой области.
В результате функциональной перегрузки мышц шеи у большинства пациентов с сагиттальными аномалиями окклюзии наблюдается наклонённое вперёд положение головы, западение грудной клетки уменьшение её переднезаднего размера, изменение угла наклона ребер, выступание лопаток.
Нарушенная осанка в подавляющем большинстве случаев наблюдается при дистальной и мезиальной окклюзии. Применение регулятора функции Френкеля I , II и III типов, аппаратов Персина в период активного роста челюстей имеет учебно-тренировочное значение для мышц губ, щёк и языка. Сочетание ортодонтического лечения с лечебной гимнастикой, направленной на нормализацию осанки, ускоряет лечение и обеспечивает устойчивость результатов.
Таким образом, организационные мероприятия, обеспечивающие профилактику зубочелюстных аномалий в системе диспансерного наблюдения, могут быть сформулированы следующим образом:
• - клиническое обследование детей, которое позволяет участковому стоматологу выявить и диагностировать формирующиеся или сформированные зубочелюстные аномалии, а также устранить предрасполагающие факторы их развития;
• -определение групп для диспансерного наблюдения и составление плана профилактических и лечебных мероприятий (для врачей-педиатров всех профилей специализированной службы);
• -своевременное направление детей со сформированными аномалиями к врачу на лечение;
• -контроль за проведением специализированного лечения и разъяснение его роли детям, родителям и воспитателям;
• -контроль за устранением у детей выявленных причинных факторов возникновения аномалий;
• -организация и проведение в детских коллективах обучения детей,
их родителей, педагогического и медицинского персонала методике гигиенических мероприятий.
Выводы
1. Лечебную гимнастику целесообразно использовать до ортодонтического лечения для функциональной перестройки мышц челюстно-лицевой области и области шеи, уменьшая дисфункциональные противодействующие силы, для того чтобы ортодонтические аппараты действовали более эффективно.
2. У большой группы пациентов, под воздействием лечебно-гимнастических упражнений, направленных на коррекцию осанки, наблюдалось значительное улучшение морфо-функционального состояния челюстно-лицевой области (сокращение сагиттальной щели при дистальной окклюзии).
3. У детей с мезиальной окклюзией без предварительного проведения комплекса лечебно-гимнастических упражнений после проведённого ортодонтического лечения амплитудные и временные показатели электромиограмм мышц челюстно-лицевой области находятся в пределах средних значений нормы, кроме амплитуды височных и жевательных мышц - уменьшены по отношению к ней на 5,7 и 2,7% соответственно.
4. Определена тенденция увеличения значений биопотенциалов надподъязычных мышц (на 7,4%) и продолжительности жевательного периода (на 5,9%), в то же время снижен коэффициент скоординированной деятельности мышц за жевательное
движение (на 3,7%) и за весь жевательный период (на 1,6%), но как уже указывалось эти изменения по сравнению со средними значениями нормы не достоверны.
Библиография:
1. Бимбас Е.С. Особенности коррекции глубокого прикуса при аномалии окклюзии. Новое в стоматологии 1997; (1): 42-45.
2. Бородич Л.А., Назарова Р.Д. Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков. Москва: ИД «Просвещение»; 1988. 76 с.
3. Ганьшин И.Б., ШеленбергЛ.В. Изучение доминирования во взаимоотношениях врач - пациент. Медицинские науки 2013;(6):19-20.
4. Куроедова В.Д. Общебиологические аспекты оценки патологии прикуса в процессе ортодонтического лечения. Новое в стоматологии 1997; (2): 99-104.
5. Ловейко И.Д., Фонарев М.И. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей. Москва: ИД «Медицина»; 1988. 138 с.
6. Образцов Ю.Л., Варакина И.А. Цефалометрическая характеристика лицевого скелета и основания черепа при прогеническом прикусе. Стоматология 1993; (3): 5356.
7. Персин Л.С., Кузнецова Г.В., Попова И.В. Способ оценки морфологического состояния зубочелюстной системы. Стоматология 1997; (2): 47-48.
8. Персин Л.С., Кузнецова Г.В., Попова И.В. Совершенствование методов диагностики зубочелюстных аномалий: Стоматология 1999; (1): 50-53.
9. Чернышев А.В. Возрастная динамика уровня заболеваемости у детей и подростков по данным Всероссийской диспансеризации 2002 г. Прикладные информационные аспекты медицины 2003;(1):9-15.
10.Чернышев А.В. Компоненты здорового образа жизни и иерархия личностных мотивов школьников-подростков. Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья 2003; (11): 82-87.
References
1. Bimbas E.S. Osobennosti korrektsii glubokogo prikusa pri anomalii okklyuzi [Features of the correction of the deep bite with occlusive anomalies]. Novoe v stomatologii 1997; (1): 42-45. (In Russian).
2. Borodich L.A., Nazarova R.D. Zanyatiya plavaniem pri skolioze u detey i podrostkov [Swimming for children and adolescents with scoliosis]. Moscow: ID «Prosveshchenie»; 1988. 76 p. (In Russian).
3. Gan'shin I.B., Shelenberg L.V. Izuchenie dominirovaniya vo vzaimootnosheniyakh vrach - patsient [Studying the dominance in doctor-patient relationship]. Meditsinskie nauki 2013;(6):19-20. (In Russian).
4. Kuroedova V.D. Obshchebiologicheskie aspekty otsenki patologii prikusa v protsesse ortodonticheskogo lecheniya [General biological aspects of assessment of bite pathology during orthodontic treatment]. Novoe v stomatologii 1997; (2): 99-104. (In Russian).
5. Loveyko I.D., Fonarev M.I. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura pri zabolevaniyakh pozvonochnika u detey [Therapeutic physical training of spine diseases in children]. Moscow: ID «Meditsina»; 1988. 138 p. (In Russian).
6. Obraztsov Yu.L., Varakina I.A. Tsefalometricheskaya kharakteristika litsevogo skeleta i osnovaniya cherepa pri progenicheskom prikuse [Cephalometric features of the facial skeleton and skull base with progenic bite]. Stomatologiya 1993; (3): 53-56. (In Russian).
7. Persin L.S., Kuznetsova G.V., Popova I.V. Sposob otsenki morfologicheskogo sostoyaniya zubochelyustnoy sistemy [The method for assessing the morphological condition of the dentition]. Stomatologiya 1997; (2): 47-48. (In Russian).
8. Persin L.S., Kuznetsova G.V., Popova I.V. Sovershenstvovanie metodov diagnostiki zubochelyustnykh anomaliy [Advancing the methods for diagnosis of dental anomalies]. Stomatologiya 1999; (1): 50-53. (In Russian).
9. Chernyshev A.V. Vozrastnaya dinamika urovnya zabolevaemosti u detey i podrostkov po dannym Vserossiyskoy dispanserizatsii 2002 g. [The age dynamics of the morbidity rate in children and adolescents by the data of All-Russian medical examination, 2002]. Prikladnye informatsionnye aspekty meditsiny 2003;(1):9-15. (In Russian).
10.Chernyshev A.V. Komponenty zdorovogo obraza zhizni i ierarkhiya lichnostnykh motivov shkol'nikov-podrostkov [Components of the healthy life style and hierarchy of personal motivations in school adolescents]. Nauchno-meditsinskiy vestnik Tsentral'nogo Chernozem 'ya 2003; (11): 82-87. (In Russian).
Дата поступления: 14.08.2018.