--------=====^~>^ПЕДАГОГИКАИПСИХ2ЛОГИЯрі^^17========------------------------------
А. С. ПАРФЕНОВ
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Орловского государственного аграрного университета Тел. 8 960 650 91 22
ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ: ПРОБЛЕМЫ, АНАЛИЗ,
ОПЫТ, РЕКОМЕНДАЦИИ
В статье рассматривается проблема здоровья студентов, которая является важной не только для самих студентов, но и для общества в целом. В статье описан образ жизни студентов как особый набор потребностей и соответствующих занятий. Автор статьи приходит к заключению, что здоровье студентов должно находиться под строгим контролем общественных, медицинских, образовательных учреждений и организаций.
Ключевые слова: мотивация, здоровье, организация, спорт, двигательная активность, здоровый образ жизни, физическая культура.
Здоровье студентов в настоящее время является одной из важных проблем не только самих студентов, но и общества. Ведь заболеваемость среди населения России, да и студентов, является высокой [1,2,4]. Их здоровье в наибольшей степени зависит от образа жизни, а образ жизни есть не что иное как определенный способ интеграции потребностей и соответствующей деятельности, сопровождающийся переживаниями и действиями. Все это вызывает беспокойство у работников здравоохранения, образования и физической культуры [3, 5, 6].
Так что же собой представляет студент в ОГАУ с точки зрения социологического исследования и врачебно-педагогического наблюдения? Для понятия этого вопроса были изучены литературные источники, проведены анонимное анкетирование и собеседование, изучена медико-педагогическая документация кафедры и проанализированы результаты собственного врачебно-педагогического обследования студентов.
В 2008 - 2009 гг. было обследовано 1030 студентов на базе кафедры физического воспитания ОГАУ.
Юношей было 529 (51,36 %), девушек - 498 (48,35 %), трое (0,29%) респондентов I не указали свою половую принадлежность. По возрасту распределились: 16 лет
- 1 (0,09 %) студент; 17 лет - 144 (13,98 %), 18 лет -256 (24,85 %), 19 лет - I 257 (24,95 %), 20 лет - 209 (20,29 %); 21 - 25 лет -157 (15,24 %), 6 (0,6 %) респондентов оставили графу незаполненной.
На первом курсе учатся 283 (27,48 %) обследованных, втором - 269 (26,12 %), третьем - 316 I (30,68 %), четвертом - 143 (13,88 %), пятом - 3 (0,29 %), а 16 (1,55 %) не ответили на поставленный вопрос.
Большинство обследованных являются выходцами из служащих и рабочих семей (39,5 % и 37,685 %) и в большинстве своем не замужем и не
© А.С. Парфенов
женаты (95,44 %).
Основная масса студентов до поступления в вуз проживала в России (93,3%), остальные приехали из Украины, Казахстана, Туркменистана, Узбекистана, Белоруссии.
Одним из отрицательных последствий в развитии современного студента является пристрастие I его к вредным привычкам. Они у него многообразны. Среди обследованных курят 19,22 % (из них девушек - 7,15 %), бросили курить 8,6 %. Алкогольные напитки употребляют 6 % студентов, по праздникам и семейным торжествам - 66,8 %, 3-4 раза в месяц -4,9 %. Не ответили на поставленный вопрос 0,3 %.
Среди вредных привычек можно также выделить: читают по ночам (34,47 %) и во время еды (19,42 %), любят плотно покушать (76,7 %), страдают ленью (2,42 %), любят долго поспать (1,74 %), часто и долго смотреть телевизор (0,58 %), проводят время за компьютером (0,48 %). Бороться с вредными привычками стараются 38,16 % респондентов.
На «отлично» учатся 16,6 % студентов, на «отлично» и «хорошо» - 42 %, «хорошо» и «удовлетворительно» - 30,7 %, «удовлетворительно» - 6,4 %. У некоторых из них бывают «завалы» - 3,8 %. Не ответили на поставленный вопрос 0,5 %.
Физической культурой больше половины студентов (52,5 %) занимаются в основном учебном отделении, значительно меньше (7,1 %) - в подготовительном, в специальном медицинском - 39,7 %. На поставленный вопрос не ответили 0,7 % респондентов.
Режима питания придерживаются только 26,9 % студентов, а 62,1 % - не соблюдают, графу оставили не заполненной - 11%. Как считают сами студенты, полноценно питаются только 49,8 %. Принимают пищу 3-4 раза в день 79,44 % респондентов, 2 раза - 17,48 %, 1 раз - 1,65 %. Не ответили на поставленный вопрос
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
1,43 %. Жидкую пищу (борщ, суп) 1 раз в день принимают 69,9 % студентов, 2 раза - 15,83 %, 3 раза
- 7,3 %, а 6,97 % оставили графу пустой. Завтракают 80,1 % студентов, обедают 83,8 %, ужинают 21,3%.
К занятиям физической культурой большинство студентов относится положительно (88,34%). Посещают занятия; по физической культуре с охотой 66,86 % студентов, без желания 27,84 %. Не ответили на поставленный вопрос 5,3 %. Занятия не пропускают 35,9 % обследованных, иногда - 11,75 %, редко -
35,5 %. Часто не посещают занятия только 6,55 %, а у
10,3 % нет ответа на поставленный вопрос.
Интересны мнения студентов в отношении частоты занятий физической культурой в неделю. Так, 65,13 % студентов считают, что в неделю необходимо проводить две пары, а 18,26 % - три-четыре. Некоторые из них рекомендуют вводить одну пару в неделю (12,51 %) и даже ни одной (1,1 %). Нет ответа на этот вопрос только у 3 %.
Большинство студентов считают, что занятия по физической культуре лучше проводить совместно - юношей с девушками (71,5%), меньшая часть - раздельно (23,6 %), 2,3 % написали, что «не имеет значения», а 2,6 % не ответили на поставленный вопрос.
Кроме основных занятий по физической культуре, 27,8 % студентов посещают еще 20 спортивных секций как в стенах университета, так и в других спортивных организациях города. Так, секцию плавания посещают 109 (10,6 %) студентов, теннис - 90 (8,7%), волейбол - 67 (6,5 %), фитнес - 64 (6,2 %), аэробику - 47 (4,6%), стрельбу - 40 (3,9 %), баскетбол - 38 (3,7 %), легкую и тяжелую атлетику - 32 (3,1 %), тренажерный зал - 30 (2,9 %), шейпинг - 28 (2,7 %). Довольно значительная часть студентов (15,34%) посещает и платные спортивно-оздоровительные секции.
В выходные дни двигательная активность студентов, по их мнению, является активной у 166 (16,1 %), высокой у 86 (8,35 %), нормальной у 32 (3,1 %), средней у 66 (6,4 %), а низкой у 38 (3,7 %). Остальные в этих графах записали, что занимаются бегом (3,1 %), танцами (3,2 %), утренней зарядкой (0,5 %), футболом (1,7 %), ходьбой (24,4 %) и другими видами: физических нагрузок. Не ответили на поставленный вопрос 283 (27,4 %) обследованных..
Сами студенты считают, что 40,87 % из них достаточно хорошо заняты физической нагрузкой, 31,93 %
— не совсем, а 24,2 % отметили, что недостаточно. Не заполнили графу по данному вопросу 3 %. Спортом увлекаются 28,2 % студентов, а спортивный разряд имеют только 18,93 %.
Проведенный анализ мнений студентов в отношении своего состояния здоровья и физического развития показал, что о своем физическом развитии знают только 39,42 % студентов, приблизительно 48,25 %.
Что касается физической подготовленности, то о ней знают 23,1 % обследованных, приблизительно
46,5 %. Однако одни студенты все же хотят знать об уровнях своей умственной работоспособности (18,35 %), а другие - о физической подготовленности (16,8 %), третьи - о состоянии здоровья и телосложении (39,25 % и 19,81 %). Полученные знания во время занятий физической культурой дают возможность студентам овладеть такими навыками и умениями, которые будут способствовать самостоятельному выполнению вне учебного времени физических упражнений и других оздоровительных мероприятий.
□ Секция плавания
□ Теннис
□ Волейбол
□ Фитнес
□ Аэробика
□ Стрельба
□ Баскетбол
□ Лёгкая и тяжёлая атлетика
□ Тренажёрный зал
Рис.1. Структура посещения студентов спортивных секций как в
стенах вузах, так и в других спортивных организациях города.
В то же время путь повышения интереса студентов к занятиям ФСД включает улучшение преподавателем качества занятий, возможность выбора вида спорта, оборудованную спортивную базу, реклама занятий: по физической культуре. А для этого необходимо использовать такие формы физической активности:
- массовые спортивные и физкультурно-оздоровительные мероприятия;
- активный отдых: прогулки, игры, купание;
- секционные занятия по виду спорта;
- самостоятельные занятия;
- клубные формы по физкультурным интересам.
За время учебы в университете у 38 % обследованных студентов повысился интерес к занятиям физической культурой, у 50,53 % остался без изменений, у 10,21 % он снизился. У 2,14 % графа по этому вопросу была незаполненной. Однако 79,7 % обследованных студентов считают физическую культуру необходимым элементом общей культуры личности, а еще 14,3 % колеблются в этом вопросе.
Как показало анонимное анкетирование, обследуемые студенты активно участвуют и в расшире-
2,9%
3,9%
6,5%
^^^¡;^ПЕДАГ2ГИКАИ.ПСИХ2Л2ГИЯ1^^-1^=
нии своего кругозора в современной жизни, и в повышении своей интеллектуальной культуры. Так, среди них:
- постоянно читают газеты - 40,3 %, изредка -
39,3 %;
- постоянно слушают радио - 77,5 %, изредка
- 15,5 %;
- постоянно читают художественную литературу -55,4 %, изредка - 9,6 %.
Тематика их интересов разнообразна - от политики, истории, науки, спорта до обычных житейских дел.
С удовольствием они посещают дискотеки (63,2 %), гуляют в парках, бывают в шумных компаниях, занимаются любимым делом. Он также с большим удовольствием сидит дома и ходит в культурно-воспитательный центр (66,2%), часть из них (13,8 %) участвуют в художественной самодеятельности.
Обследуемые студенты имеют и свои увлечения (хобби) - таких 607 (58,9 %). Самыми частыми увлечениями у них были занятия спортом (19,1%), компьютером (14,2 %), музыкой (10 %), чтение книг
(7,2 %), рисование и рукоделие (по 5,2 %), танцы (5,1 %), любят возиться с автомобилями и мотоциклами (4,8 %). В отдельных случаях они занимаются рыбалкой, коллекционированием. А 26 (4,3%) студентов записали, что у них имеется много увлечений.
Перед обследованными студентами был поставлен вопрос: как они относятся к своему здоровью? Большинство из них (72,53 %) ответили - разумно. Не обращают внимание на свое состояние здоровья 16,59 % обследованных, постоянно беспокоятся о нем только 10,49 %, не заполнили графу 0,39 % респондентов. Следует отметить, что прошли лечение в стационарных условиях 62,43 % студентов, а оперативному вмешательству подвергались 26,21 %. Однако больными себя не считают около 62 % студентов.
Как показал наш опыт наблюдения и общение со студентами, - они завышают свое мнение в отношении состояния здоровья. Об этом свидетельствуют результаты обследования врачебно-педагогической комиссией студентов первого курса на протяжении 2005 - 2008 гг. на кафедре физического воспитания и спорта (табл1).
Таблица 1.
Заболеваемость студентов-первокурсников ОГАУ в динамике
№ п/п Число заболеваний или дефектов Годы обследования
2005 2006 2007 2008
абсол число % абсол. число % абсол. число % абсол. число %
1. Одно 260 38,9 337 38,7 430 33,9 207 27,1
2. Два 158 23,6 235 27,7 323 25,4 173 22,7
3. Три 45 6,7 81 9,3 156 12,3 120 15,7
4. Четыре 12 1,8 22 6,0 76 6,0 69 9,0
5. Пять 2 0,3 3 0,5 2,3 1.8 - -
6. Шесть - - - - 9 0,7 - -
7. Признаны здоровыми 192 28,7 193 22,2 253 19,9 145 19,0
669 100 871 100 1270 100 764 100
Как видно из таблицы, число студентов с одним заболеванием или дефектом в развитии на протяжении последних 9 лет с каждым годом уменьшалось, в то время как число студентов с двумя и более заболеваниями увеличивалось. Число же студентов, признанных врачебно-педагогической комиссией здоровыми, с каждым годом сокращалось.
Нами также был проведен сравнительный анализ структуры заболеваемости по этим годам. Выяснилось, что самой распространенной патало-гией среди систем организма студентов были заболевания и нарушения опорно-двигательнго аппарата,
органов зрения, уха, горла, носа и внутренних органов. В то же время среди нозологических заболеваний чаще всего встречались сколиоз, плоскостопие, миопия, хронический тонзиллит, гайморит и вазомоторный ринит, вегетососудистая дистония, реже
- пролапс митрального клапана, гиперплазия щитовидной железы, гипотрофия.
Подводя итог рассматриваемой социальнопедагогической диагностики в алгоритме формирования физической культуры личности студента, можно выделить в виде выводов следующие положения:
Шэй
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
1. Здоровье студентов в настоящее время является одной из важных проблем не только в их жизнедеятельности, но и в обществе. Если в целом состояние здоровья населения привлекает внимание исследователей, то студенты с их заботами и проблемами остались наедине с собой.
2. Проведенные исследования показали, что обследуемые студенты по состоянию здоровья в большинстве своем являются нездоровыми и нуждаются в поддержке, помощи и разработке для них социальной, медицинской, физической реабилитации и рекреации со стороны ведомств здравоохранения, образования, физической культуры, молодежных и научных организаций, а в высшем учебном заведении при этом необходимо комплексное сотрудничество кафедры физического воспитания, здравпункта, культурно-воспитательного центра, профкома и деканатов.
3. Наиболее распространенной патологией среди них были заболевания и нарушения опорнодвигательного аппарата, органов зрения, горла, носа и внутренних органов. Своевременное выявление и устранение отрицательных факторов, которые ухудшают физическое, психическое и социальное здоровье студентов, даст возможность улучшить интеллектуальное состояние общества и тем самым интеллект нации в целом. Этому же будет способствовать создание и формирование условий здоровой среды обитания в высшем учебном заведении; проведение контроля за состоянием окружающей территории, комбината питания, санузлов, учебных помещений, мест отдыха и других объектов.
4. Алгоритм оздоровления в пространстве вуза должен включать в первую очередь научно-методическое и медико-биологическое обеспечение работы по рациональной организации образовательного процесса студентов в области физического воспитания и спорта, а именно: использование средств физической культуры, ее методов и форм занятий, естественных факторов природы, а также гигиеническое и валеологическое воспитание и образование студентов на всех курсах обучения.
5. В условиях ОГАУ необходимо предусмотреть обязательное проведение ежегодных врачебнопедагогических обследований студентов, только что поступивших на первый курс, на базе кафедры физического воспитания с привлечением врачей разных специальностей, а также биологов, психологов, социологов и студентов старших курсов. Все это даст возможность рационально распределить первокурсников в группы для занятий физической культурой в учебные отделения — основное, подготовительное, специальное медицинское, спортивное и послужит в дальнейшем на последующих курсах основой алгоритма динамического мониторинга за ними.
6. Особое место в комплексной программе оздоровления студентов должна занимать аналитическая модель, построенная на основании проведенной теоретической и исследовательской работы, - «Комплексная авторская программа здоровья студента». Эта программа должна включать формирование, укрепление и сохранение здоровья студента и в то же время отражать формирование физической культуры его личности.
Библиографический список
1. ВиленскийМ.Я. Основы здорового образа жизни студентов. Учеб. пос. М.: МНЗПУ 1995. 90 с.
2. ЗайцевВ.П. Формирование оздоровительной культуры студентов в специальном учебном отделении. Монография. Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2003. 232 с.
3. Кучма В.Р. Школы, содействующие укреплению здоровья: Европейский проект ВОЗ в Российской Федерации. М.: ГУ НЦЗД РАМН, 2002. 15 с.
4. Латышевская Н.И. Тендерные различия в состоянии здоровья и качества жизни студентов. Гигиена и санитария. 2004. - № 1. С 51 - 54.
A.S. PARFENOV
THE WAY OF LIFE AND HEALTH OF STUDENTS: PROBLEMS, ANALYSIS, EXPERIENCE,
RECOMMENDATIONS IN OREL SAU
The article touches upon the problem of students’ health, which is of great importance not only for the students themselves but for the whole society. The students way of life as a special means offusion of wants and corresponding activities is described in the article. The author of the article arrives to the conclusion that the students’ health should be under strict control of social, medical, educational, youth establishments and organizations.
Key words: motivation, health, organization, sport, motor activity, healthy lifsttyle, physical education.