УДК 314.68
ОБРАЗ ЖИЗНИ И СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК ФАКТОРЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ (по результатам социологического исследования)
А. В. Очкина, Е. И. Ставицкая, А. В. Бодров, У. О. Петряшкина
LIFESTYLE AND FAMILY TRADITIONS AS FACTORS OF HEALTH (according to the results of sociological research)
A. V. Ochkina, E. I. Stavitskaja, A. V. Bodrov, U. O. Petryashkina
Аннотация. Актуальность и цели. Демографическая статистика Пензенской области показывает наличие кризиса института семьи в регионе. Цель исследования -выявление элементов и факторов формирования образа жизни современных семей. Тема: «Экономические, социокультурные и социально-гигиенические факторы здоровья населения в рамках института семьи Пензенской области». Материалы и методы. Объектом исследования выступили семьи, имеющие различный социально-экономический и социокультурный статус и проживающие в Пензенской области. В работе использовались следующие методы: фокусированное интервью, наблюдение и анализ документов. Интервьюированию подлежали нуклеарные семьи с детьми до восемнадцати лет. Результаты. Исследование показало, что образ жизни населения складывается в наибольшей степени под воздействием социально-культурных факторов, основными среди которых являются место проживания и уровень образования. Члены обследованных семей полагают благополучие семьи и детей своей главной целью и первейшим условием личного благополучия и счастья. Для формирования образа жизни семьи большое значение имеют социально-демографические факторы: состав семьи, количество и возраст детей, возраст и трудовая занятость родителей. Выводы. В работе сформулированы предложения методов развития региональной просемейной политики, высказаны рекомендации в сфере развития рекреационной инфраструктуры, информирования населения и пропаганды ЗОЖ, просвещения, физической культуры, спорта и туризма в Пензенской области. Актуальна пропаганда не семейных ценностей самих по себе (ценность семьи у пензенского населения высока), а развитие разумной системы приоритетов. Необходимо развитие инфраструктуры, обеспечивающей семьям бесконфликтное сочетание родительской и профессиональной ролей, создание «хороших» рабочих мест для молодых специалистов. Основным фактором образа жизни населения являются социально-культурные установки, воспроизводящиеся традиции и нормы организации быта и досуга. В связи с этим основной упор в кампании по формированию здорового образа жизни населения нужно делать на социально-рекламные, развивающие и просветительские мероприятия. Такие мероприятия должны проводиться на системной основе; институциональной базой их может стать Пензенский государственный университет.
Ключевые слова: семья, образ жизни семьи, факторы здоровья, демография, домохозяйство, здоровый образ жизни.
Abstract. Background. Demographic statistics of the Penza region shows the presence of family crisis in the region. The aim of the research was to identify the elements and factors of the lifestyle of modern families. Topic: «Economic, social, cultural, and social-hygienic factors of health in the framework of the institution of the family of the Penza re-
gion». Materials and methods. The object of the study were made by families with different socio-economic and socio-cultural status and living in the Penza region. Methods - focused interviews, observation and document analysis. The interviews were subject to the nuclear family with children under the age of eighteen. Results. The study showed that the way of life of the population is most heavily affected by the socio-cultural factors, principal among which are the place of residence and level of education. Members of the families surveyed believe the well-being of families and children as its main goal and the first condition of personal well-being and happiness. For the formation of the lifestyle of the family are of great importance for socio-demographic factors: family structure, number and age of children, age, and employment of parents. Conclusions. In the work of the proposals of methods development of regional Pro-family policy guidance in the development of recreation infrastructure, public awareness and promotion of healthy lifestyles, education, physical culture and sport, tourism in the Penza region. Current propaganda is not family values themselves (the value of the family in Penza high population), and the development of a reasonable system of priorities. We need to develop infrastructure, providing families with conflicts combination of parental and professional roles, the creation of «good» jobs for young professionals. The main factor in the lifestyle of the population is socio-cultural attitudes, reproducing the traditions and norms of the organization of everyday life and leisure. In this regard, the focus of the campaign on healthy lifestyle should be done on the socio-promotional, developmental and educational activities. Such activities should be conducted on a systematic basis, the institutional framework can be Penza State University.
Key words: family, family's lifestyle, health factors, demographics, household, healthy lifestyle.
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, соотношение условий, влияющих на здоровье, таково: условия и образ жизни, питание - 50 %; генетика и наследственность - 20 %; внешняя среда, природные условия - 20 %; здравоохранение - 10 % [1]. Следовательно, все программы и мероприятия, направленные на сохранение и улучшение здоровья населения, должны в первую очередь формировать условия и образ жизни, оптимальные с точки зрения здоровья. Образ жизни человека складывается не только под влиянием внешних условий, но и под воздействием привычек, ценностей, идеалов и т.д., многие из которых усвоены индивидом еще в семье и сохраняют устойчивость на протяжении всей его жизни. Именно поэтому так важно выявление тех элементов образа жизни семьи, которые в наибольшей степени влияют на здоровье и при этом имеют наибольший потенциал устойчивости в качестве поведенческих моделей, так как воспринимаются индивидами некритично, в качестве «семейных традиций», привычек, как нечто «само собой разумеющееся», естественное.
Статья подготовлена на основании результатов исследования, проведенного коллективом кафедры «Методология науки, социальные теории и технологии» Пензенского государственного университета совместно с Региональным институтом народосбережения Пензенской области. Тема исследования: «Экономические, социокультурные и социально-гигиенические факторы здоровья населения в рамках института семьи Пензенской области». Исследование проводилось в феврале - мае 2013 г.
Цель исследования - выявление элементов и факторов формирования образа жизни современных семей.
Задачами исследования являются:
- определение роли семьи в формировании образа жизни взрослых, детей и подростков;
- определение компонентов образа жизни пензенских семей, влияющих на состояние здоровья их членов;
- описание основных характеристик, особенностей и проблем развития института семьи на территории Пензенской области, определяющих формирование устойчивых моделей витального поведения;
- оценка в пензенских семьях преемственности и устойчивости отдельных компонентов образа жизни, влияющих на здоровье и отношение к нему;
- определение причин устойчивости негативно влияющих на здоровье компонентов образа жизни и предложение рекомендаций по исправлению ситуации.
Объектом исследования являются семьи, имеющие различный социально-экономический и социокультурный статус и проживающие в Пензенской области (общая выборка не менее 50 семей). Опрашивались городские и сельские семьи, проживающие в городе Пензе и во всех 28 районах Пензенской области.
Предметом исследования явились экономические, социокультурные и социально-гигиенические факторы здоровья населения и их формирование в семье.
Исследование проводилось методом фокусированных интервью, в качестве дополнительного использовался метод анализа документов - статистических материалов и документов правительства Пензенской области.
В данной статье представлены частичные результаты исследования, отражающие те характеристики образа жизни семей Пензенской области, которые в наибольшей степени влияют на стратегии витального поведения и, следовательно, на состояние и перспективы здоровья населения. Полученные результаты позволили сформулировать рекомендации для разработки мероприятий социальной политики, направленных на укрепление здоровья населения.
Наряду с фокусированными интервью в исследовании использовался метод анализа документов, прежде всего статистических данных, и в качестве объективного статистического контекста исследования можно рассматривать полученный в результате анализа документов социально-демографический портрет семьи.
В Пензенской области сложилась следующая структура семей: супружеские пары с детьми (171 840) составляют 42 % от общего числа семей, неполные семьи - матери с детьми (90 588) составляют 22 %, отцы с детьми (10 312) - 2 %, супружеские пары без детей (137 575) - 34 % [1].
Больше всего наблюдается однодетных семей как полных, так и монородительских. Интересен следующий факт: одиноких матерей, воспитывающих одного ребенка, в 5 раз больше, чем одиноких матерей с двумя детьми. А вот супружеских пар с двумя детьми меньше всего в 2 раза, чем семей с одним ребенком. Заметим, что семей с тремя детьми, воспитываемых только отцом, в Пензенской области в 17 раз меньше, чем одиноких матерей с тремя детьми (903 семьи, состоящие из трех детей и матери, и 53 семьи, состоящие из трех детей и отца). Супружеские пары с тремя детьми встречаются почти в 8 раз реже, чем полные семьи с двумя детьми. В целом же в Российской Федерации супружеские пары с тремя детьми встречаются всего в 4 раза реже, чем семьи с двумя детьми.
Демографическая статистика Пензенской области показывает наличие кризиса института семьи в регионе. Симптомы кризиса следующие [2, 3]:
1) более низкий, чем в среднем по России, показатель брачности при среднероссийском уровне разводимости;
2) более низкий средний показатель детности семей, чем в среднем по России;
3) высокий процент (более половины) монородительских семей среди семей с одним ребенком.
Однако статистически фиксируемый институциональный кризис семьи не влечет за собой, как показал анализ результатов интервью, снижения значения семьи для респондентов. Ни в коем случае нельзя фиксировать распространения индивидуализированных жизненных стратегий, отказа от семьи как от доминирующей жизненной ценности. Члены обследованных семей подчиняют свою жизнь интересам семьи, и в первую очередь детям, полагают благополучие семьи своей главной целью и первейшим условием личного благополучия и счастья.
В качестве составляющих образа жизни семьи в объектив исследования попали формы проведения досуга, стратегии и тактики сбережения и коррекции здоровья, организация питания. Выбор изучаемых элементов образа жизни диктовался тематикой исследования.
Исследование показало, что образ жизни населения складывается, скорее, под воздействием социально-культурных факторов, основными среди которых являются место проживания и уровень образования. Экономические факторы в настоящее время не являются определяющими, так как в силу существующих потребительских альтернатив жители Пензенской области могут сформировать достойный уровень жизни в соответствии со своими доходами [3].
Различен образ жизни семей с детьми разных возрастных категорий:
- семьи с детьми дошкольного возраста стараются проводить свой досуг на свежем воздухе в общении с детьми;
- семьи с детьми младшего и среднего школьного возраста посвящают свободное время образовательному и воспитательному процессу, а вот более старшие дети - подростки от 14 до 17 лет - в большей степени предоставлены сами себе.
Абсолютно для всех семей отдых в будние дни является семейным. Возможности разнообразить свой досуг у жителей городов и сельских населенных пунктов разные: на селе возможности интересного досуга минимальны в силу отсутствия соответствующей рекреационной инфраструктуры (рис. 1).
Я городские жители ■ ССЛЬСКИС жители
удовлетворены рекреационной неудовлетворены рекреационной инфраструктурой инфраструктурой
Рис. 1. Удовлетворенность городских и сельских жителей рекреационной инфраструктурой
Большинство опрошенных семей стараются проводить свой отдых активно, однако нередко это ограничивается или выездом на природу с застольем, или пешими и велосипедными прогулками. К сожалению, респонденты готовы к активным видам досуга только в том случае, если есть соответствующие возможности (развитая инфраструктура рядом с местом проживания). Поэтому сельские жители зачастую пассивны в своем досуге, их высказывания о стремлении к здоровому и активному образу жизни не подкрепляются соответствующими практиками. Показательно, что чаще всего респонденты в качестве инициаторов активного отдыха в семье называли своих детей. Вообще, именно дети диктуют в обследованных семьях формы проведения досуга, именно они являются «адресатами» рекреационных мероприятий развлекательного, познавательного и оздоровительного характера. Именно поэтому активность и изобретательность семей с детьми как младше 4 лет, так и старшего подросткового возраста (от 14 лет) ниже, чем у семей, где возраст детей колеблется от 4 до 14 лет.
Социально-культурные факторы, прежде всего уровень образования и культуры, формирующий соответствующую структуру притязаний, оказывают значительное влияние и на организацию, и на проведение отпуска: городские жители стремятся выезжать за пределы области, в то время как жители сельских населенных пунктов чаще всего проводят отпуск по месту жительства, изредка посещая районный и областной центр. У городских жителей больше амбиций относительно статуса проведения отпуска, более четко выражены представления о престиже тех или иных мест и форм проведения отпуска, чем у сельских респондентов.
К сожалению, отдых респонденты рассматривают исключительно как рекреационное времяпрепровождение, но не как дополнительную возможность для повышения своего культурного и образовательного уровня (рис. 2).
Влияние экономических факторов на выбор форм и места проведения отпуска проявляется в том, что семьи с относительно высоким уровнем дохода стараются отдыхать на курортах России или за границей. Респонденты, уровень доходов которых средний или ниже среднего, отпуск проводят в деревне у родственников или на даче за городом.
В любом случае отпуск для современных пензенских семей - ожидаемое, планируемое семейное событие, в организации которого чаще всего принимают участие все члены семьи.
Стараются повысить свой культурный урове 8; 16 %
Рассматривают отпуск как отдых; 42; 84 %
Рис. 2. Отношение респондентов к отпуску
К активным формам проведения досуга как в отпуске, так и в повседневное время опрошенные относили фигурное катание, лыжные и велосипедные прогулки, плавание в бассейне, не относя эти занятия к спорту. Спортивные увлечения в семье чаще всего характерны для детей, лишь незначительная часть респондентов говорили, что спортом занимаются все члены семьи, а не только дети (рис. 3).
Городские жители Сельские жители Рис. 3. Различия форм занятий спортом в городских и сельских семьях
Наиболее предпочтительными видами спорта в настоящее время являются:
- для мальчиков - силовые виды спорта, легкая атлетика, футбол;
- для девочек - художественная гимнастика и танцы.
У городских жителей возможностей заниматься спортом значительно больше, этому способствует развитая инфраструктура в сфере физической культуры и спорта. Важно отметить, что все респонденты убеждены в том, что привычку к спорту и здоровому образу жизни необходимо прививать в раннем детстве.
Основными заболеваниями, по мнению респондентов, в их семье являются простуды и инфекции (ОРЗ, ОРВИ, грипп), у детей почти всегда случаются сезонные обострения. Основными хроническими заболеваниями являются аллергические, гастроэнтерологические, болезни суставов, спины. Показательно, что официальной медицине жители Пензенской области не доверяют, поэтому стараются лечиться самостоятельно медикаментозными средствами. Семейных врачей ни у одной обследованной семьи нет; из тех врачей-специалистов, с которыми члены семьи консультируются постоянно, опрошенные называли педиатров, терапевтов и стоматологов.
Ни в одной семье не сформированы привычки к регулярным комплексным врачебным осмотрам, никто не планирует обследования, ориентируясь на наследственные склонности к тем или иным заболеваниям. Более или менее последовательно или системно в семьях занимаются здоровьем детей; взрослые члены семьи, как правило, предпочитают устранять неблагоприятные симптомы (головную боль, высокую температуру, бессонницу и пр.) с помощью самостоятельно «назначенных» себе лекарственных средств. К врачам взрослые члены семьи обращаются только в случае очень сильных
неблагоприятных симптомов, от которых не удается быстро избавиться с помощью таблеток «от головы или от температуры» (рис. 4).
Доверяют свое лечение официальной медицин 6; 12 %
Лечатся собственными силами; 44; 88 %
Рис. 4. Доверие опрошенных к официальной медицине
Важным элементом образа жизни, влияющим на состояние здоровья всех членов семьи, является питание. Согласно результатам исследования, за питание, покупку продуктов, за составление меню и приготовление пищи в семьях, как правило, отвечает женщина - мать и жена. Правда, довольно часто меню и список покупок в продовольственных магазинах составляются совместно. Тем не менее именно женщина определяет рацион и стратегию питания семьи [4].
Все респонденты отмечали, что стараются употреблять в пищу натуральные продукты; некоторые, правда, говорили, что в силу отсутствия времени все-таки покупают полуфабрикаты. Почти все респонденты стараются ограничивать и себя, и членов своих семей в употреблении продукции кафе типа «fast food» - гамбургеров, пиццы, картофеля-фри и пр. К другим пищевым ограничениям в основном можно отнести те, которые связаны с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, с аллергическими заболеваниями, но следует отметить, что ни один из респондентов при этом не сказал, что в их семье придерживаются строгого диетического питания или хотя бы определенного плана здорового, научно обоснованного питания.
Немаловажный элемент семейного образа жизни - праздники и семейные даты. В исследовании респондентам был задан вопрос по поводу празднования важных для семьи событий и праздников. Абсолютно у всех празднование сводится исключительно к застолью (рис. 5).
Развлекательная
программа; 2; 4 %
Застолье; 48; 96 %
Рис. 5. Форма организации и проведения семейных праздников
Отмечают праздники дома всей семьей, с бабушками, дедушками, другими родственниками, приглашают к себе друзей или сами ходят в гости.
Таким образом, в семьях формируется ряд привычек, крайне важных для формирования моделей витального поведения. Рацион питания, отношение к лечению, организация досуга и семейных праздников оформляются в виде устойчивых, привычных практик, и это происходит чаще всего в детстве, в родительской семье. Наше исследование позволило выявить неблагоприятные для здоровья характеристики образа жизни семей и отметить тенденции их преемственности.
Так, склонность к самолечению отмечена почти во всех обследованных семьях; она проявляется независимо от того, как респонденты оценивают качество медицинских учреждений и работу системы здравоохранения в целом. А в сельской местности склонность к самолечению подкрепляется тем, что система здравоохранения не развита, не адекватна потребностям и проблемам людей, не соответствует современной структуре заболеваемости.
Препятствием к формированию здорового образа жизни является и устойчивая во всех семьях традиция делать застолье центром любого семейного праздника. Социально-культурный фактор - традиция - доминирует в формировании и ритма, и структуры питания, сохраняясь почти на всех уровнях дохода. Эта традиция в сельской местности сохраняет устойчивость еще и на фоне неразвитости спортивно-досуговой инфраструктуры.
Названные привычки довольно устойчивы. Например, взрослые респонденты уверенно ссылались на своих родителей, объясняя, почему они предпочитают лечиться самостоятельно, не обращаясь к врачам. Они часто вспоминали меню, к которому привыкли в детстве; говоря о рационе питания своей нынешней семьи, с явной гордостью описывали застолье в семьях своих родителей, подчеркивая свое стремление отмечать праздники «не хуже». Разумеется, время вносит коррективы во все приобретенные с детства привычки, но очень многое остается устойчивым без направленной работы, специального, последовательного воздействия на нездоровые привычки.
Именно культурный уровень, традиции и модели поведения должны стать первым объектом кампании народосбережения в регионе. Развитие до-суговой, культурной и спортивно-оздоровительной инфраструктуры должно сопровождать социально-рекламную кампанию, предоставлять средства для реализации тех моделей поведения, к которым призывает пропаганда, служить базой развития навыков, прививаемых в рамках культурно-просветительской и социально-рекламной работы.
Высокий уровень привязанности к семье и детям, высокая ценность института семьи в нашем регионе фиксируется на фоне почти кризисных показателей рождаемости, брачности и разводимости. Приверженность населения ценностям здорового образа жизни отмечается на фоне относительно высоких показателей смертности. А вот один из объективных показателей уровня развития инфраструктуры здоровья - коэффициент младенческой смертности -в нашем регионе благополучнее, чем в целом по стране, что свидетельствует о положительных результатах целевых региональных программ по обеспечению здоровья новорожденных.
Остальные показатели здоровья и смертности в регионе не лучше среднероссийских, а в некоторых случаях (общей и повозрастной смертности,
распространенности ряда серьезных заболеваний, в том числе онкологических и сердечно-сосудистых) даже хуже. Можно предположить, что высказанные в исследовании респондентами установки на здоровый образ жизни не реализуются ими в полной мере. В сельской местности для этого есть объективные препятствия - слабое развитие досуговой и спортивно-оздоровительной инфраструктуры, а в городе семьям мешает высокий уровень загруженности взрослых членов семьи профессиональными и домашними обязанностями. Высокая ценность семьи оборачивается здесь против самой семьи - стремясь создать как можно более устойчивую базу семейного благополучия, семейные пары отказываются от рождения третьего, а часто и второго ребенка. Высокая установка на благополучие также может быть причиной семейных ссор и даже разводов.
Актуальна пропаганда не семейных ценностей самих по себе (ценность семьи у пензенского населения высока), а развитие разумной системы приоритетов. Также необходимо развитие инфраструктуры, обеспечивающей семьям бесконфликтное сочетание родительской и профессиональной ролей, создание «хороших» рабочих мест для молодых специалистов.
Как показало исследование, основным фактором образа жизни населения и формирования структуры и культуры питания являются социально-культурные установки, воспроизводящиеся традиции и нормы организации быта и досуга. В связи с этим основной упор в кампании по формированию здорового образа жизни населения нужно делать на социально-рекламные, развивающие и просветительские мероприятия. Такие мероприятия должны проводиться на системной основе, институциональной базой их может стать Пензенский государственный университет.
Ядром просветительских мероприятий необходимо делать не пропаганду здорового образа жизни в целом, а рекламу конкретных способов организации досуга, конкретных оздоровительных мероприятий. Для того чтобы просветительская кампания была результативной, она должна иметь в качестве постоянной базы сеть учреждений досуга, туризма, опираться на рекреационную инфраструктуру в городе, ориентированную на оздоровительные и просветительские, а не на коммерческие и развлекательные принципы. Поскольку речь идет о сломе некоторых устойчивых и о создании новых стереотипов поведения, способствующих оздоровлению и развитию, то необходимо в проведении кампании соблюдать следующие принципы:
- систематичность и постоянство проведения мероприятий;
- разнообразие, ориентация на различные социально-демографические группы;
- институциональная и финансовая обеспеченность мероприятий.
Таким образом, по результатам исследования можно предложить следующие рекомендации:
1. В сфере культуры:
- продолжение работы по восстановлению культурных центров на базе библиотек и домов культуры в районах Пензенской области;
- создание в таких центрах инициативной группы, функционирующей на общественных началах и занимающейся формированием здорового образа жизни населения;
- восстановление кружковой деятельности в школах и досуговых центрах, направленных на семейную занятость (кружок технического авиамоде-
лирования, фотокружки, художественные студии, театральные кружки, кружки новых видов рукоделия: декупаж, скрапбукинг, квиллинг);
- проведение в досуговых центрах курса лекций на темы: «Формирование здорового образа жизни», «Спортивное воспитание в семье», «Успешная семья в современном обществе», «Борьба с вредными привычками», «Правила здорового питания», «Новые и забытые виды спорта», «Здоровье молодежи - богатство нации» и т. п.;
- проведение дворовых праздников и спортивных соревнований с привлечением в качестве спонсоров пензенских организаций и предприятий;
- проведение массовых акций и флешмобов, посвященных здоровому образу жизни и отказу от вредных привычек;
- восстановление практики гастролирования театральных коллективов, групп художественной самодеятельности по районам Пензенской области.
2. В сфере физической культуры и спорта:
- активизация спортивной деятельности по восстановлению «забытых» видов спорта: городошный спорт, лапта и т.д.;
- развитие и внедрение инновационных видов спорта (например скандинавской ходьбы).
- восстановление в обязательном порядке в трудовых коллективах физкультминуток.
3. В сфере развития рекреационной инфраструктуры:
- развитие инфраструктуры для привлечения детей и взрослых к занятиям физической культурой и спортом на придомовых территориях (например стритбол, минифутбол);
- создание специализированных территорий для активного отдыха с муниципальными пунктами проката спортивного инвентаря (наличие муниципальных прокатов обеспечит доступность ряда товаров и услуг и создаст конкуренцию частным предпринимателям путем умеренной ценовой политики);
- создание и настойчивое продвижение кафе здорового питания (с еженедельными диет-шоу с участием известных в регионе бизнесменов и политических фигур, деятелей искусства, спорта, представителей СМИ); возможно привлечение к работе регионального бизнеса с определенным поощрением за социально значимую деятельность;
- старт кампании «Новая традиция» на базе существующих домов творчества, учреждений культуры, образовательных учреждений, цель которой - создавать и продвигать сценарии проведения семейных празднеств и торжеств, не концентрированных вокруг застолья, избавленных от излишеств еды и питья; можно предлагать оригинальные сценарии, можно восстанавливать народные традиции.
4. В сфере информирования населения и пропаганды ЗОЖ:
- изготовление и распространение печатных материалов по здоровому образу жизни;
- формирование на базе ТСЖ инициативных групп по созданию агитационных материалов в виде стенгазет, листовок, посвященных здоровому образу жизни, а также обращение внимания жильцов на граждан, ведущих асоциальный образ жизни;
- издание красочных брошюр, ориентированных как на взрослых, так и на детей по принципу «вредных советов», направленных на формирование правильных пищевых, спортивных и культурных привычек;
- создание комплекса видеороликов рекламного характера по формированию образа здоровой и успешной семьи;
- проведение среди населения семейного конкурса на лучший плакат, лозунг, посвященный здоровому образу жизни.
5. В сфере туризма:
- создание при муниципальных администрациях отделов, занимающихся вопросами оказания населению туристических услуг. На базе данных подразделений предполагается разработка «туров выходного дня» по памятным местам Пензенской области. Учитывая долевое финансирование (предполагается частичная оплата тура из муниципального бюджета), стоимость такого тура для населения будет значительно дешевле, чем в частных туристических агентствах;
- создание муниципальных баз отдыха в доступном ценовом сегменте для различных групп населения;
- восстановление в сельской местности памятных исторических объектов (памятников, заброшенных усадьб, церквей, музеев и т.д.). Это позволит обогатить культурный уровень жителей данного муниципального образования, разнообразить их досуг, а также привлечь инвестиции и создать рабочие места.
Программы развития внутреннего туризма, туров выходного дня и культурно-досуговой инфраструктуры сельской местности могут осуществляться одновременно и комплексно. Так, восстановление заброшенной усадьбы или иного исторического объекта делает населенный пункт привлекательным с точки зрения внутреннего и межрегионального туризма, что может привлечь дополнительные средства для развития инфраструктуры самого населенного пункта. В рамках комплексной программы необходим контроль над привлеченными средствами, которые должны использоваться строго на развитие досуговой инфраструктуры села.
В этой программе можно активно использовать труд волонтеров, прежде всего школьников средних и старших классов. В рамках программы краеведения, истории родного края школьники могут участвовать в восстановлении исторических и культурных объектов в своем селе, составлять слоганы и сценарии для рекламной кампании тура в свой родной край и т.п. Одновременно школьники будут заняты социально значимым делом, будут деятельно вовлечены в реализацию социальной программы, могут сами стать пропагандистами культурных ценностей и ценностей здорового образа жизни.
Особо следует подчеркнуть важность развития рекреационной инфраструктуры в сельской местности: развитие культурно-досуговых центров, строительство спортивных площадок, детских развлекательных площадок. Необходимо разрабатывать специальные программы по развитию рекреационной инфраструктуры в сельских поселениях. На пустующих территориях общими усилиями жителей при совместном финансировании из муниципального бюджета, местных предприятий и организаций можно построить детские площадки, парки культуры, велосипедные дорожки с прокатом спортивного инвентаря.
С учетом несомненной актуальности обозначенных в ходе исследования проблем необходимы комплекс постоянных мониторинговых социологических исследований эффективности проводимых мероприятий и разработка
новых, наиболее адекватных по форме и содержанию текущему моменту мероприятий по формированию навыков здорового образа жизни у населения.
Список литературы
1. Всемирная организация здравоохранения. - URL: http://www.who.int/ru/ (дата обращения: 06.03.2015).
2. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года по Пензенской области : в 11 т. Т. 2. Возрастно-половой состав и состояние в браке населения Пензенской области / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области. - Пенза, 2012. - 261 с.
3. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года по Пензенской области : в 11 т. Т. 6. Число и состав домохозяйств Пензенской области / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области. -Пенза, 2013. - 244 с.
4. Очкина, А. В. Экономические, социокультурные и социально-гигиенические факторы здоровья населения в рамках института семьи Пензенской области / А. В. Очкина // Народосбережение. - 2013. - № 3. - C. 4-36.
Очкина Анна Владимировна
кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой методологии науки, социальных теорий и технологий Педагогического института им. В. Г. Белинского,
Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Ставицкая Елена Ивановна кандидат социологических наук, доцент, кафедра методологии науки, социальных теорий и технологий Педагогического института им. В. Г. Белинского, Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Бодров Анатолий Викторович
кандидат политических наук, Пенза, Россия
E-mail: [email protected]
Петряшкина Ульяна Олеговна ассистент, кафедра методологии науки, социальных теорий и технологий Педагогического института им. В. Г. Белинского,
Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Ochkina Anna Vladimirovna candidate of philosophical sciences, associate professor,
head of sub-department of methodology of science, social theory and technology of pedagogical Institute named after V. G. Belinsky, Penza State University
Stavitskqia Elena Ivanovna candidate of sociological sciences, associate professor, sub-department of methodology of science, social theory and technology of pedagogical Institute named after V. G. Belinsky, Penza State University
Bodrov Anatoly Viktorovich candidate of political sciences, Penza, Russia
Petrjashkina Juliana Olegovna assistant,
sub-department of methodology of science, social theory and technology of pedagogical Institute named after V. G. Belinsky, Penza State University
УДК 314.68 Очкина, А. В.
Образ жизни и семейные традиции как факторы здоровья населения (по результатам социологического исследования) / А. В. Очкина, Е. И. Ставицкая, А. В. Бодров, У. О. Петряшкина // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2015. - № 1 (13). - С. 225-237.