Научная статья на тему 'Образ Выборга и Карельского перешейка в живописи известного русского художника-передвижника Владимира Егоровича Маковского (1846 – 1920)'

Образ Выборга и Карельского перешейка в живописи известного русского художника-передвижника Владимира Егоровича Маковского (1846 – 1920) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
482
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
Живопись / передвижники / Маковский / русская живопись / Выборг / Мустамяки / Неувола / Горьковское / Финляндия / Карельский перешеек / Painting / Artist – Peredvizhnik / Makovsky / Russian painting / Vyborg / Viipuri / Wiborg / Mus- tamäki / Neuvola / Gorkovskoe / Finland / Karelian Isthmus

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мартынова А. Г.

Впервые в искусствоведении в статье комплексно рассматривается образ Выборга и Карельского перешейка в живописи художника-передвижника В. Е. Маковского. Картину «Рыбак. Финляндия» (1899) художник написал в Мустамяки (дер. Неувола, ныне Горьковское, Выборгский р-он). Две работы «Набережная города Выборга» (1906) и «Торговки в Выборге» посвящены именно Выборгу. Еще несколько пейзажей мастера узнаваемы своими красотами Карельского перешейка. Например, «Перед объяснением (Свидание)» (1898 – 1900) и малоизвестные: «Собирание грибов в Финляндии» (1898), «Лес» (1899), «В лесу. Пейзаж» (1899), «Пейзаж. Сосновый лес» (1899). Немаловажно, что один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, брат художника Николай Егорович Маковский (1841 – 1886), также много путешествовал и в 1873 году написал пейзаж «Рыбачья лодка у Финского залива».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Мартынова А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF VYBORG AND THE KARELIAN ISTHMUS IN PAINTINGS OF THE FAMOUS RUSSIAN ARTIST–PEREDVIZHNIK VLADIMIR YEGOROVICH MAKOVSKY (1846 – 1920)

For the first time in art criticism, the article comprehensively examines image of Vyborg and the Karelian Isthmus in the painting of the Artist – Peredvizhnik V. E. Makovsky. The painting «Fisherman. Finland» (1899) was painted by the artist in village, now Gorkovskoe, Vyborg district). Two his works «Embankment of the city of Vyborg» (1906) and «Traders in Vyborg» were dedicated exactly to the city of Vyborg. Some more landscapes of the artist are recognizable for their beauties of the Karelian Isthmus: for example, «Before the Explanation (The Date)» (1898 1900), and little-known: «The Forest» (1899), «In the Forest. Landscape» (1899), «Landscape. Pine Forest» (1899). It is important that one of the founders of the Association of Travelling Art Exhibitions, the brother of the artist Nikolai Egorovich Makovsky (1841 1886) also travelled a lot and in 1873 he painted the landscape «Fishing Boat at the Gulf of Finland».

Текст научной работы на тему «Образ Выборга и Карельского перешейка в живописи известного русского художника-передвижника Владимира Егоровича Маковского (1846 – 1920)»

ART

УДК 75

Мартынова А. Г.

Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест (ICOMOS),

г. Санкт-Петербург DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10164 ОБРАЗ ВЫБОРГА И КАРЕЛЬСКОГО ПЕРЕШЕЙКА В ЖИВОПИСИ ИЗВЕСТНОГО РУССКОГО ХУДОЖНИКА-ПЕРЕДВИЖНИКА ВЛАДИМИРА ЕГОРОВИЧА МАКОВСКОГО (1846 - 1920)

Martynova A. G.

Martynova Anastasia Gennadievna, The International Council of Monuments and Sites (ICOMOS),

St. Petersburg

IMAGE OF VYBORG AND THE KARELIAN ISTHMUS IN PAINTINGS OF THE FAMOUS

RUSSIAN ARTIST-PEREDVIZHNIK VLADIMIR YEGOROVICH MAKOVSKY (1846 - 1920)

Аннотация

Впервые в искусствоведении в статье комплексно рассматривается образ Выборга и Карельского перешейка в живописи художника-передвижника В. Е. Маковского. Картину «Рыбак. Финляндия» (1899) художник написал в Мустамяки (дер. Неувола, ныне Горьковское, Выборгский р-он). Две работы «Набережная города Выборга» (1906) и «Торговки в Выборге» посвящены именно Выборгу. Еще несколько пейзажей мастера узнаваемы своими красотами Карельского перешейка. Например, «Перед объяснением (Свидание)» (1898 - 1900) и малоизвестные: «Собирание грибов в Финляндии» (1898), «Лес» (1899), «В лесу. Пейзаж» (1899), «Пейзаж. Сосновый лес» (1899). Немаловажно, что один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, брат художника Николай Егорович Маковский (1841 -1886), также много путешествовал и в 1873 году написал пейзаж «Рыбачья лодка у Финского залива».

Abstract

For the first time in art criticism, the article comprehensively examines image of Vyborg and the Karelian Isthmus in the painting of the Artist - Peredvizhnik V. E. Makovsky. The painting «Fisherman. Finland» (1899) was painted by the artist in Mustamaki (Neuvola village, now Gorkovskoe, Vyborg district). Two his works «Embankment of the city of Vyborg» (1906) and «Traders in Vyborg» were dedicated exactly to the city of Vyborg. Some more landscapes of the artist are recognizable for their beauties of the Karelian Isthmus: for example, «Before the Explanation (The Date)» (1898 - 1900), and little-known: «The Forest» (1899), «In the Forest. Landscape» (1899), «Landscape. Pine Forest» (1899). It is important that one of the founders of the Association of Travelling Art Exhibitions, the brother of the artist Nikolai Egorovich Makovsky (1841 - 1886) also travelled a lot and in 1873 he painted the landscape «Fishing Boat at the Gulf of Finland».

Ключевые слова: Живопись, передвижники, Маковский, русская живопись, Выборг, Мустамяки, Неувола, Горьковское, Финляндия, Карельский перешеек

Key words: Painting, Artist - Peredvizhnik , Makovsky, Russian painting, Vyborg, Viipuri, Wiborg, Mustamaki, Neuvola, Gorkovskoe, Finland, Karelian Isthmus

A- у

Преемн: КФи ш еру ¿гГ

»МОСКВА Кузнецк!* ^ость N'11.

Ил. 1. Фотография Маковского В. Е. Нач. 1890-х гг.

50_ART / <<ШУШЗДУМ"ДУГМак>>#7(Щ2(0]9

Художник сидит с карандашом в правой руке, верхом на стуле, облокотившись на спинку. Фотография из фондов Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П. И. Чайковского

Русский живописец, художник-передвижник, график, педагог, мастер жанровой сцены Владимир Егорович Маковский был сыном видного деятеля искусств Е. И. Маковского, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. С детства Маковского окружала атмосфера искусства. В доме отца часто устраивались литературные, рисовальные и музыкальные вечера. Первые уроки изобразительного искусства он брал у В. А. Тропинина [7]. Маковских же было три брата: Николай, Константин и Владимир. Николай рано умер, оставив очень мало работ; Константин, один из учредителей Товарищества передвижников, вскоре вышел из Товарищества и выставлял свои картины отдельно, а в конце своей деятельности в Обществе петербургских художников. В истории передвижников Константин не играл почти никакой роли. Владимир же был ярким представителем передвижничества, одним из его столпов; он оставался в Товариществе до самой своей смерти, совпавшей с концом передвижничества. Картины Маковского были очень дороги: сотни и тысячи рублей. Покупателями являлись лица, обладавшие большим капиталом, аристократы, двор, иногда музеи: Академии или Александра III, редко Третьяковская галерея, которая во времена позднего передвижничества, после смерти Третьякова, почти перестала приобретать вещи старых передвижников, находя, что они уже сказали свое и к прежнему ничего прибавить не смогут [8].

Отметим, что с 1861 по 1866 гг. Владимир Егорович Маковский учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1869 году за картину «Крестьянские мальчики стерегут лошадей» он получил звание «классного художника первой степени с золотой медалью». В 1872 году стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. До 1894 года Владимир Егорович жил и работал в Москве. С 1894 по 1918 гг. - преподавал в Санкт-Петербурге в Петербургской Академии художеств, куда он был приглашен на должность руководителя жанровой мастерской. Именно в этот период создается целый ряд картин, посвященных северной природе губернии. В Мустамяки (Выборгский р-он) [8] художник пишет картину «Рыбак. Финляндия».

Талант Маковского был так велик, что первая его работа, написанная в 15-летнем возрасте, украшала в свое время стены Третьяковской галереи [5]. Был он привлекателен и своей внешностью: ростом гораздо выше среднего, худой, живой в движениях, элегантный, с зачесанными назад темно -каштановыми волосами, с небольшой бородкой, светлыми глазами и чарующей улыбкой», - писала дочь Третьякова, В. П. Зилоти. А вот художник М. Яровой вспоминал, что ученики Училища живо-

писи, ваяния и зодчества не очень любили Маковского, заменившего покойного Перова. Преподавал Владимир Егорович хорошо, но держался холодно и сухо. Когда ученики приходили к нему домой поздравить с Рождеством, как было принято, то он, случалось, не пускал их дальше передней. Так он и запомнился современникам по-разному: одним душой компании, а другим неприступным мэтром, но исключительное трудолюбие художника отмечалось всеми. Из под его кисти вышло по одним данным более пятисот картин [6]. Интересна история, как к Маковскому пришел однажды старик-дровяник и спросил, нет ли у него продажных картин. «Есть, - говорит Маковский, - но зачем они вам, и какие вы хотите приобрести?» - «Да вот, - говорит дровяник, - деньжата лишние завелись, девать некуда, а сын, признаться, запивать стал, думаю - спустит состояние, так я решил картин купить, авось хоть они дольше продержаться, а какие - мне все равно». Купил, завернул в одеяло. «За ними, - говорит, - сына пришлю». Приехал сын, не глядя забрал картины и при выходе на ухо Маковскому: «А нет ли у вас голеньких, дороже б дал». - «Что?» - произнес Владимир Егорович таким тоном, что тот моментально выскочил за дверь [8]. В 1895 году Маковский он был назначен ректором Академии. С 1905 года - действительный статский советник. Умер он 21 февраля 1920 года в Петрограде [7].

Как отмечает Т. Горина: «В 1880-е годы художник очень большое внимание уделяет колориту. В ряде его работ этого времени совершенно очевидны настойчивые поиски чистоты и звучности цвета, естественности красок природы, солнечного света, прозрачности воздуха» [1]. Картина Маковского «Рыбак. Финляндия», с изображением озера в Мустамяки (дер. Неувола, ныне Горьковское, Выборгский р-он) имеет более сдержанный колорит, нежели на изображениях с насыщенными цветами, встречающихся в открытом доступе. На картине В. Е. Маковского «Рыбак. Финляндия» (1899) изображены два человека (вероятно, дедушка с внуком, который старательно усваивает детали ремесла), рыбачащие в лодке летним днем. Одежда героев полотна не типична для места, поскольку пожилой мужчина одет в официальный костюм светлых тонов, а ребенок в рубашку и брюки. На рыбалку они выбрались отдохнуть. Мальчик старательно пытается, наладить снасть, и весь его вид излучает сосредоточенность и терпение. Пейзаж вызывает умиротворение и покой, в колорите картины нет ярких, вызывающих красок. Солнце слегка припекает лодку своими теплыми лучами и в дали размыто выступает берег, едва различимы облака. Картина полна гармонии. Маковский передает застывший момент, когда ничего не имеет более важного значения чем природная красота и покой.

Ил. 2. Маковский В. Е. «Рыбак. Финляндия», 1899 г. Дерево, масло. 46x37,5. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва (Инв.№ 637)

Ил. 3. Маковский В. Е. «Рыбак. Финляндия», 1899 г. Фрагмент. Дерево, масло. 46x37,5. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва

Ил. 4. Маковский В. Е. «Набережная города Выборга», 1906 г. Холст, масло. 27х35. Казенное учреждение культуры Воронежской области «Острогожский исто-рико-художественный музей имени И. Н. Крамского»

Две работы В. Е. Маковского посвящены Выборгу. Пейзаж «Набережная города Выборга» (1906) возможно, изображает пристань бухты Са-лака-Лахти. На набережной сидят две женщины и мальчик, освещённые солнцем. Перед ними на деревянном ящике, поставленном на бок, чашки с блюдцами, еда, баранки. Стоящий на коленках маленький мальчик, отвернувшийся, вероятно от матери, держит в руках красную панамку и смотрит на воду залива. Женщина в красном платочке (являющаяся вероятно матерью мальчика), пьет чай из кружки, а женщина рядом в жёлтом платке наслаждается чаепитием из блюдца. Судя по многочис-

ленным корзинам (пустым и наполненным), которые окружают фигуры людей, на пейзаже изображены торговки, которые отдыхают в полуденный час на залитой солнцем набережной. Другой выборгский пейзаж Маковского «Торговки в Выборге» отличается схожим сюжетом. К сожалению, автору статьи пока не удалось установить атрибутивные признаки этой работы, в том числе ее местонахождение. На картине изображены три пожилые женщины в платках, сидящие на парапете. Вокруг торговок - корзины и керамическая посуда. Залив и городские постройки художник пишет на противоположном берегу.

53

Ил. 5. Маковский В. Е. «Торговки в Выборге», нач. XXв. Холст, масло. О других атрибутивных признаках информации нет.

Ил. 6. Маковский В. Е. «Перед объяснением (Свидание)», 1898 - 1900 гг. Холст, масло. 83х118. Государственное бюджетное учреждение культуры «Самарский областной

художественный музей» (Инв. №Ж-132)

Природные красоты, гранитные валуны, обросшие мхом, еловый лес на картине Маковского «Перед объяснением (Свидание)» (1898 - 1900 гг.), вероятно изображают Карельский перешеек (или окрестности Выборга). Тем более, что время написания картины приходится на период, когда мастер создает целый ряд полотен, посвященных северной природе губернии. Вероятно, природа Карельского перешейка впечатлила и оставила глубокий след в душе художника. Сам пейзаж - обступившие героев ели, замшелые валуны - подчеркивает напряженный момент в отношениях двух молодых людей. Говоря о композиции картины, одна из фигур это студент в серой тужурке, он стоит потупив голову, и машинально вертит в руках тросточку. Рядом с ним девушка в сиреневом платье гадает на ромашке, срывает лепестки. Тонким лиризмом наполнена эта жанровая картина. С присущей Маковскому проникновенностью передано мучительное состояние влюбленных в трудный момент объяснения. Выразительны лица и жесты героев [13]. Пейзаж «Собирание грибов в Финляндии» (1898) (атрибутивные признаки которого, как и пейзажа «Торговки в Выборге», пока не удалось найти), был написан, возможно, также под впечатлением от красот выборгского края. На переднем плане композиции пейзажа «Собирание грибов в Финляндии» поляна, тропинка по которой идут коровы, стройные корабельные сосны, огромные поросшие мхом гранитные валуны, среди который мальчик и девочка собирают грибы. На дальнем

ART / <<ШУШетиМ~ЛЭУ©Мак>>#7Ш),20 плане побережье и воды Финского залива. Ряд неизвестных публике этюдов и пейзажей Маковского изображают еловый лес с гранитными валунами. По нашему мнению, предварительно эти работы можно атрибутировать как относящиеся к циклу работ с видами Карельского перешейка (в частности окрестностей Выборга). «Лес» (1899) - пейзаж с сосновым лесом и двумя большими валунами между деревьями. Художник передает богатством красок красоту леса, его мхов и лишайников на переднем плане, причудливый колорит гранитов. Слева внизу на картине имеется подпись: В. Маковский 1899. На работе «В лесу. Пейзаж» (1899) изображён освещённый солнцем уголок елового леса. На переднем плане покрытые мхом каменные валуны, за ними расположились стеной стволы высоких елей. На картине «Пейзаж. Сосновый лес» (1899) художник пишет летнюю сосновую лесную опушку. Линию горизонта Маковский намеренно занижает, с целью показать величие карельского леса. Немаловажно, что не только Владимир Егорович писал на своих пейзажах эти края. Русский живописец и один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, брат художника Николай Егорович Маковский (1841 - 1886) много путешествовал по России и в 1873 году написал пейзаж «Рыбачья лодка у Финского залива». Николай Егорович пишет береговую полосу, которая поросла деревьями. На переднем плане старая лодка, за которой развешаны и сушатся рыболовные сети.

Ил. 7. Маковский В. Е. «Лес», 1899 г. Холст наклеен на картон, масло. 42,5x27,8. Государственное бюджетное учреждение культуры Ростовской области «Ростовский областной музей изобразительных искусств» (Инв. №Ж-317)

Ил. 8. Маковский В. Е. «В лесу. Пейзаж», 1899 г. Холст, картон, масло. 28х42. Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Национальная галерея Республики Коми» (Инв. № 7)

Ил. 9. Маковский В. Е. «Пейзаж. Сосновый лес», 1899 г. Холст, картон, масло. 42х28,3. Государственное автономное учреждение культуры Московской области «Государственный мемориальный музыкальный музей -заповедник П. И. Чайковского»

(Инв. № Ж-54)

Ил. 10. Маковский Н. Е. «Рыбачья лодка у Финского залива», 1873 г. Картон, масло. 27,3х45,7. Государственное автономное учреждение культуры Московской области «Государственный мемориальный музыкальный музей -заповедник П. И. Чайковского»

(Инв. № Ж-55)

Великие деятели русской культуры Достоевский, Толстой, Стасов ценили Владимира Егоровича Маковского зрелой поры его творчества, художник шёл в ногу с течением русской реалистической живописи своего времени. Владимир Егорович Маковский принадлежит к тем немногим счастливым живописцам, чье творчество еще при их жизни снискало любовь многочисленных зрителей. Как писала исследователь С. Б. Петрова, «животворные источники творчества Маковского - его влюблённость в жизнь, глубокий, никогда не проходящий интерес к различным её проявлениям. Он всегда много работал с натуры, никогда не расставался с альбомом или этюдником, делал зарисовки привлекших его внимание людей, увиденных в оживленной уличной толпе. Очень строгий и требовательный к себе, художник приступал к написанию картины только тогда, когда материал к будущему произведению им был досконально и тщательно изучен» [9].

Список литературы

1. Владимир Егорович Маковский / авт. -сост. Т. Горина. Москва: Государственное издательство изобразительного искусства, 1961. [48] л. ил.

2. Друженкова, Г. А. Владимир Маковский / Г. А. Друженкова. Москва: Издательство Академии художеств СССР, 1962. 135, [2] с

3. Журавлёва, Е. В. В. Маковский / Е. В. Журавлёва. Москва: Издательство Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, 1950. 36 с. + 12 л. ил. (Русская графика).

4. Журавлёва, Е. В. Владимир Егорович Маковский. 1846-1920 / Е. В. Журавлёва. Москва: Искусство, 1972. 157, [3] с.: ил

5. Культурология. рф. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://kulturologia.ru/blogs/181117/36696/ - (Дата обращения 10.01.2019).

6. Культура и искусство. Владимир Маковский. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://culture-art.ru/владимир-маковский/- (Дата обращения 10.01.2019).

7. Куприянова, О., Абаимова Е. Санкт-Петербургская губерния в работах русских художников XIX - начала XX веков ISBN 978-5-4485-9054-2 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.litres.ru/elena-abaimova/sankt-peterburgskaya-guberniya-v-rabotah-russkih-hudozhnikov-xix-nachala-xx-vekov/chitat-onlayn/ -(Дата обращения 10.01.2019).

8. «Маковский Владимир Егорович», 1928. Из воспоминаний русского художника, ученика В.Серова, многолетнего уполномоченного Товарищества передвижных художественных выставок Якова Даниловича Минченкова. «Художник РСФСР». Ленинград. 1965. Издание пятое. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://az. lib.ru/m/minchenkow_j_d/text_0080. shtml -(Дата обращения 10.01.2019).

9. Владимир Маковский: альбом / автор текста С. Б. Петрова. Москва: Изобразительное искусство, 1972. 11, [1] с. + 18 л. Ил

10. Владимир Маковский: альбом / авт. вступ. ст., сост. В. Б. Розенвассер. Москва: Изобразительное искусство, 1986. 17, [1] с. + 19 л. ил.

11. Съедин, В. Владимир Егорович Маковский. 1846-1920 / В. Съедин. Москва: Ленинград: Искусство, 1949. 31, [1] с.

12. Владимир Егорович Маковский: [альбом] / автор текста Л. Тарасов. Москва: Государственное издательство изобразительного искусства, 1955. 45, [2] с.

13. Перед объяснением (Свидание) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rodon.org/art-070923153037 - (Дата обращения 10.01.2019).

14. Маковский Владимир Егорович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова - 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1969.

УДК 316.772.4

Кравченко Л.М.

Канд. филол. наук,

ст. преподаватель кафедры германской и романской филологии Волгоградский государственный университет DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10165 ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИИ В МЕДИЦИНЕ КАК ВЕДУЩАЯ ПРИЧИНА ВРАЧЕБНЫХ

ОШИБОК

Kravchenko L.M.

Candidate of Philological Sciences, Senior lecturer of the Department of Germanic and Romance philology

Volgograd State University

COMMUNICATION PROBLEMS IN MEDICINE AS A LEADING CAUSE OF MEDICAL ERRORS

Аннотация

В статье рассматриваются нарушения коммуникации в клинической практике как важнейшая причина врачебных ошибок, а также анализируются факторы, способствующие их возникновению. Подчеркивается важность открытого обсуждения врачебных ошибок для повышения безопасности пациентов.

Abstract

The article considers communication failures in clinical practice as a main reason of medical errors. Provocative factors as patient referral and shift change are analyzed. The importance of public discussion about medical errors for better patient safety is pointed out.

Ключевые слова: медицинская коммуникация, врачебная ошибка, проблемы коммуникации, система регистрации врачебных ошибок, безопасность пациентов.

Keywords: medical communications, medical error, communication problems, medical errors reporting system, patient safeness.

В настоящее время отсутствует четкое определение понятия "врачебная ошибка" (ВеММ1и^81еЫег), существует не менее 65 его определений, при этом диапазон вариантов ответов достигает диаметрально противоположных значений: от небрежных, недобросовестных, неосторожных действий и приемов до добросовестного заблуждения без признаков халатности и невежества по причине сбоев при передаче медицинской информации.

В целом под врачебной (медицинской) ошибкой понимаются неадекватные, небрежные, некорректные и несвоевременные действия медицинского персонала (8).

Врачебная ошибка является наиболее противоречивым явлением медицинской практики, что связано прежде всего с вопросом об ответственности врача. Очевидно, что требование непогрешимости (№11-РеЫег-Ап8ргисК), предъявляемое к врачам, не

оправдано в связи с рядом объективных и субъективных причин. Главной объективной причиной является несовершенство методов медицинской науки и практики: несмотря на успехи медицины, безошибочная работа врачей в принципе является невозможной. Среди субъективных причин следует назвать недостаточную квалификацию врача, неполноценное обследование больного, недооценку тяжести состояния, недоучет или переоценку клинических и анамнестических данных, заключений консультантов, лабораторных и других исследований.

Опубликованные статистические данные (9, с.9) свидетельствуют, что в 2015 году в Германии было зарегистрировано 14.830 врачебных ошибок, тенденция возрастает по сравнению с предыдущими годами, в 2017 году наметился некоторый спад. 2/3 этих ошибок были допущены в клиниках, 1/3 частными врачами. Больше половины случаев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.