Научная статья на тему 'Образ учителя в системе современного образования'

Образ учителя в системе современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4717
535
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ВОСПИТАНИЕ / TRAINING / УЧИТЕЛЬ / TEACHER / РУССКАЯ ДУХОВНОСТЬ / RUSSIAN SPIRITUALITY / СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / STANDARD OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосеева Ирина Александровна, Малиновская Марина Павловна

Рассмотрена актуальность понятия «учитель». Авторами представлен историко-педагогический анализ данного понятия. Показано, что миссия учительства заключается в гуманистической направленности. Представлен сравнительный анализ понимания профессии педагога современными студентами и наследие педагогов-классиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF THE TEACHER IN THE SYSTEM OF MODERN EDUCATION

We consider the relevance of the concept of «teacher.» The authors present the historical and pedagogical analysis of the concept. It is shown that the mission of teaching is a humanistic orientation. The comparative analysis of modern understanding of the teaching profession by students and teachers of the classical heritage is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Образ учителя в системе современного образования»

ISSN 1029-3388

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Федосеева И.А., Малиновская М.П.

ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Профессия учителя является одной из ведущих в формировании человека нового тысячелетия, личности готовой жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность.

Анализ источников базы свидетельствует о том, что данной проблемой занимаются многие ученые: педагоги, философы, психологи, учителя-практики (О. С. Анисимов, В. П. Беспалько, Б. З. Вульфов, Е. И. Исаев, Л. В. Митина, А. И. Мищенко, Е. П. Морозов, М. Н. Миронова, В. А. Сластёнин, С. А. Смирнов, Н. Н. Никитина, П. И. Пидкасистый, С. А. Тангян, В. К. Шаповалов и др.). Этой теме посвящены кандидатские и докторские работы. Вопросы «Каким быть учителю XXI века?», «Какими профессионально-личностными качествами должен обладать учитель в современной России?» свидетельствуют о возрастающем интересе как со стороны философов, социологов, практикоориентированных педагогов, ученых-исследователей, так и со стороны психологии, медицинского сообщества. Устойчивый интерес объясняется значимостью учителя в жизни общества. Именно от его профессионализма, нравственных качеств, гражданского сознания зависит не только социальное воспитание личности, но и будущее страны. Существующая либерально-рыночная политика в России утверждает ценности, не соответствующие истинной роли человека, его исторической культуре. Размышляя по этому поводу, В. П. Бедерханова пишет, что «сегодня в российском обществе существует разрыв между декларируемыми общечеловеческими ценностями, ценностями русской духовной культуры и реальными ценностями личности и общества» [1, с. 40]. Это означает, что от того, какие мировоззренческие установки, нравственные ценности, позиции воспримет и переосмыслит молодое поколение, в решающей степени зависит будущее нашего государства.

Об учителе, его личностных качествах, гражданской позиции, под влиянием которых ребенок становится полноценной личностью, способной самостоятельно и нестандартно мыслить, писал основоположник педагогической науки Я. А. Коменский. «Какими дети рождаются — это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими, — это в нашей власти» [6, с. 22]. К. Д. Ушинский сравнивает воспитателя с художником, а школу — с мастерской. Немецкий педагог Ф. А. В. Дистервег утверждал, что «ценность школы равняется ценности ее учителя. Покажи мне своих учеников, — и я увижу тебя» [3, с. 320].

Актуальными остаются разработанные в советское время положения Концепции развития педагогического образования, подготовленной ведущими учеными отечествен- 6

6

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2014

ной педагогики (В. А. Сластёнин, Н. Д. Никандров, Е. П. Белозерцев, В. А. Кан-Калик, Е. Н. Шиянов и др.), акцентирующими внимание на значимости профессии учителя. В представленном документе подчеркивается, что «учитель — это не только профессия, цель которой — транслировать знания. Это высокая миссия, предназначение которой — сотворение личности, утверждение человека в человеке» [7]. Речь идет о том, что «совершенный учитель» является выразителем всего лучшего, накопленного в историческом опыте конкретного народа и нарождающегося нового, соответствующего логике развития человеческой культуры.

Зарождение и развитие представлений о назначении учителя, сущности педагогической профессии, профессиональном взращивании педагога апеллируют к древним памятникам культуры, устному народному творчеству, произведениям русского фольклора. Важнейшими из сохранившихся и дошедших до наших времен являются:

1. «Слово о полку Игореве» (XII в.).

2. «Голубиная книга».

3. «Золотая книга».

4. «Слово о погибели русской земли».

5. «Повесть временных лет» — летописный свод Нестора (1050-е гг.).

6. «Поучение детям» Владимира Мономаха (XI в.) и др. [9].

В числе наиболее известных памятников — произведение В. Мономаха «Поучение детям», в котором уделяется воспитанию нравственных качеств: милосердия, сострадания, уважения к старшим, милостивости, находчивости, самообладания. «Не мсти, терпи, сам помогай обиженным, больного проведай, ни единого человека не пропусти без доброго слова» [1, с. 167]. С точки зрения В. Мономаха, соблюдение таких норм является критерием воспитанности человека, его способности жить в обществе.

Отметим, что смыслообразующим стержнем воспитания на Руси являлось моральное начало, «русская духовность», лежала в глубинных пластах национального самосознания, ассоциировалась с российским менталитетом. «Русская духовность» давала определенный толчок прогрессивному развитию общества, представляла уровень развития государства, помогала ему побеждать, бороться, выживать в военные годы разрухи и голода, периода кризисов и катастроф. Этому вопросу были посвящены труды Н. А. Бердяева, Н. Я. Данилевского, И. А. Ильина, В. О. Ключевского, А. Ф. Лосева, М. К. Мамардашвили, В. В. Розанова, В. С. Соловьева, Е. Н. Трубецкого, П. А. Флоренского и др.

Понятие «духовный» производное от категории «дух», которое в традиционном (религиозно-мистическом) понимании относится к сфере Духа. Во втором случае понятие «дух» используется метафорически, отождествляясь с внутренней энергией человека, придающей особый импульс его деяниям. И. А. Ильин пишет: «Дух есть самое главное в человеке... есть сила личного самоутверждения в человеке» [5]. Духовность в русле светского гуманитарного представления означает внутреннее свойство человека, «состоящее в преобладании духовных, нравственных, интеллектуальных интересов над материальными» [4].

Рассуждая по этому поводу, отметим, что духовность принято соотносить с позитивными проявлениями активности духа, этим и определяется словосочетание «духовно-нравственное воспитание». Духовность проявляется в стремлении человека проде- 7

7

ISSN 1029-3388

лать внутреннюю работу, связанную с нравственным усовершенствованием, на основе самосознания, самоопределения, свободного выбора. Духовная активность «прорастает в деятельностных актах, связанных с высшими смыслами Истины, Добра, Красоты, Справедливости. Именно духовная цельность способствует выживанию человека, его эффективному взаимодействию с окружающим миром» [10].

В раннехристианской Руси (до XVII в.) школой духовно-нравственного воспитания являлась церковь во главе со священником, который вел богослужение, проповедовал земные истины. Об идеях духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, подготовке учителя размышляет белорусский мыслитель, писатель, общественный деятель Симеон Полоцкий. По его мнению, истинный учитель должен уметь «три вещи»: «первое — искусно наставлять, — тогда он не учит, а людей прельщает; второе — должен слово свое украсить правдою, действием, чтобы приятным быть; третье — следует преклонять сердце к творению дел, и к ним же других увещать...» [1, с. 369].

К ярким представителям XVIII в., демонстрирующим образ учителя, систему взаимоотношений «учитель — ученик», относят М. В. Ломоносова, В. Н. Татищева, Ф. Прокоповича, Л. Ф. Магницкого, Я. В. Брюса, И. Т. Посошкова, Н. И. Новикова и др. Так, в разработанных инструкциях В. Н. Татищева, «учитель — есть человек, который детей. наукам и познанию полезных правил и жизни человеческой обучает. И для того он как единый отец им общий.» [1, с. 47].

Отметим, что педагогическое образование во все времена соответствовало социальной политике государства, находясь с ним в неразрывной связи и вместе с тем выполняя его заказ по формированию личности определенного типа. Образование, в том числе воспитание, будет способствовать либо творению личности высокого духовного порядка, либо формированию узкого специалиста, с определенным набором компетенций, с жестким функционалом, живущего в условиях «торжества» рынка.

Профессиональная подготовка учителя начинается в стенах вуза. И от профессиональных установок (ценностей), которые формирует система высшего профессионального образования, создавая условия для поиска личностного смысла профессии, зависит отношение студента к педагогической деятельности, его способность к формированию личностно-профессиональных качеств.

В связи выше изложенным, нам было интересно проанализировать обращение к наследию педагогов-классиков и современных студентов. Соотнести понимание профессии педагога современных юношей и девушек с требованиями, предъявляемыми к учителю мыслителей прошлого.

В профессиональном сообществе в качестве диагностического инструментария используется методика «Незаконченное предложение». Будущим педагогам были предложены незаконченные высказывания великих людей об учителе и дано задание дописать фразы. По результатам предложенного задания можно было судить о понимании профессионально значимых качеств личности педагога на разных этапах обучения.

Нами были проанализированы ответы студентов НГПУ 1 и 3 курсов 3-х факультетов (иностранных языков, психологии, культуры и дополнительного образования) в количестве 215 чел. 8

8

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2014

Таблица 1

Информация, предложенная студентам для осмысления

Высказывания мыслителей Незаконченные предложения

Учитель - это человек, который выращивает две мысли там, где раньше росла одна (Хаббард Элберт Грин) Учитель - это человек, который

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным (Лев Николаевич Толстой) Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем (Конфуций) Кто тот может быть учителем

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель (Лев Николаевич Толстой) Если учитель соединяет в себе

он -

совершенный учитель

Для учителя, может быть, самое важное - не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому (Валентин Григорьевич Распутин) Для учителя, может быть, самое важное

Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником (Максим Горький) Учитель, если он честен, всегда должен быть

Учителю принадлежит самая главная роль в формировании будущего страны (доктор Арт-Онг Джумсаи - член парламента Таиланда, ученый НАСА) Учителю принадлежит самая главная роль в

Размышляя над дополнением предложенных утверждений, студенты определяли разные составляющие портрета учителя, представляя свое понимание о функциях, качествах, профессиональных ролях современного учителя.

Так, по мнению студентов, учитель - это человек, который:

- учит - то есть, прежде всего, «делится своими знаниями с детьми» (в кавычках приводятся высказывания студентов без изменений), «несет знания другим людям», «дает знания и стимулирует желание к получению знаний» - 22%;

- воспитывает, развивает, социализирует - таким образом, реализует разные функции образования, в том числе, и функцию обучения («непосредственно участвует в процессе воспитания и обучения ребенка, а также в процессе становления его личности»; «учит и воспитывает одновременно»; «помогает развиваться духовно, умственно, физически») - 22%;

- поддерживает, помогает - то есть, выполняет не только сугубо профессиональные действия, но и заботится о ребенке, оказывает ему поддержку в разных сложных ситу- 9

9

ISSN 1029-3388

ациях («является для ученика опорой после родителей»; «подводит ученика к верному решению»; «всегда может выслушать, дать совет»; «приходит всегда на помощь») - 18%;

- любит детей - «живет детьми, их победами и неудачами»; «предан своей профессии, любит детей»; «получает удовольствие от радости своих учеников» -2% ;

- имеет профессиональные качества и умения, позволяющие ему успешно справляться с педагогической деятельностью - («очень много знает по своей специальности, умеет ладить с детьми, хорошо объясняет»; «умеет найти подход к каждому ребенку и доходчиво объяснять»; «может завладеть вниманием ученика, завлечь его, «заразить» тягой к знаниям» - 16%.

Анализируя высказывания студентов, можно сделать вывод, что учитель будущими педагогами воспринимается, прежде всего, как профессионал. Речь идет о том, что зна-ниевая парадигма в образовательно-воспитательном процессе является доминирующей, поскольку в перечне характеристик практически не встречаются личностные качества.

Несколько иной образ учителя представлен в тезисе «Кто... тот может быть учителем» и «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть...».

Демонстрируя сущностные характеристики истинного учителя, в числе приоритетных, будущие специалисты отмечают:

- мотивы профессиональной деятельности, которые заключены в:

• желании, стремлении, призвании («помочь и стать другом для ребенка»; «взращивать любовь к знаниям»; «учить и воспитывать детей»; «работать с детьми»; «помочь им познать мир»; «к учительству и всему тому, что связано с профессией учитель»»; «особый клик души») - 47%;

• любви к детям («готов себя посвятить детям»; «готов отдать себя ребенку»; «видит в детях только достоинства и хочет развить их») - 25;

• любви к профессии («любовь к своей профессии»; «преданность своему делу»; «любит профессию учителя») - 2%.

Размышляя над незаконченным предложением «Если учитель соединяет в себе. он - совершенный учитель», часть студентов подобно Л.Н. Толстому объединяет самые главные «двигатели» педагогического дела: любовь к детям и своей профессии (деятельности) -16%.

Наиболее значимыми качествами, по мнению студентов, являются:

- доброе сердце (доброта) - 25%,

- любовь к детям - 25% ,

- знание предмета - 12% ,

- понимание - 14% чел.,

- преданность профессии - 14% ,

- ум - 4%,

- справедливость - 4% ,

- строгость - 2% .

Нередко студенты, составляя портрет совершенного учителя, объединяли противоположности («твердость своих намерений в достижении результатов и мягкость по отношению к детям»; «строгого преподавателя и отзывчивого и понимающего наставника»).

10

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2014

Характерно также очерчивание образа педагога через роли, которые он, как идеальный учитель, должен реализовывать. Студенты назвали следующие сочетания:

• «маму, папу, бабушку, дедушку, братика, сестру, психолога и энциклопедию»;

• «психолога, педагога, друга и родителя»;

• «философа, поэта, психолога, юмориста, дрессировщика, укротителя, обществоведа и т.д.»;

• «наставника, друга и просто строгого учителя»;

• «2-е роли: роль учителя и роль родителя»;

• «человека науки и человека дружелюбного, коммуникабельного»;

• «друга и наставника».

Будущие специалисты, находясь в начале своего профессионального становления, расставляют приоритеты миссии педагога. Приведем некоторые ответы студентов. Размышляя над высказыванием «Учителю принадлежит самая главная роль в...»

- становлении личности учеников («обучении и развитии ребенка»; «воспитании и развитии личности»; «обучении и воспитании») - 27%;

- судьбе (жизни) ребенка («он определяет путь и всю дальнейшую дорогу жизни ребенка»; «жизненном пути, ведь учителя бывают не только школьные») - 27% ;

- жизни общества в целом, как «строителя» будущего («развитии человечества, а значит и мира»; «жизни общества; он закладывает фундамент нашего развития»; «обществе, ибо передача знаний - самая необходимая вещь в жизни людей, иначе у человечества не было бы будущего»; «формировании будущего своей страны») - 8%;

Исходя из выше изложенного, можно резюмировать, что в основу профессии учителя составляет философия антропоцентризма, основанная на соединении в своих рамках понятий «человек» и «ценность». Данная концепция, признавая человека высшей ценностью, центрирует свои аксиологические ориентиры вокруг него. Реализация антропоцентризма как выражения гуманистической парадигмы жизни, включенности человека в сложнейшую систему информационных, экономических, технологических, этических отношений, руководствуется отношением к миру такими качествами как стремлением к истине, добру и красоте. Это возможно на основе овладения искусством понимания воспитанника, искусством ведения и поддержания диалога и полилога.

Следуя дальнейшей логике рассуждений о профессии учителя, уточним, что сегодня наблюдается процесс отождествления синонимичных понятий учитель-педа-гог-воспитатель. Такие метаморфозы наблюдаем в официально принятом документе «Стандарте педагога». По сути, учитель - это тот, кто учит, наставляет, подает пример. Педагог - это специалист по воспитанию, обучению. Результатом их деятельности является формирование личности, способной успешно социализироваться в обществе. Поскольку образование является основной надстройкой общества, то именно на него возложена ответственность за формирование такого человека, его духовного облика, нравственного становления.

Дальнейший анализ документа «Стандарт педагога» свидетельствует о том, что выполняемые социальные роли учителя, для общеобразовательной школы, педагога (прежде всего в высшей школе), совмещены в одно слово педагог. На первый взгляд, кажется все правильно: в широком смысле целевая установка учителя - педагога - форми-

11

ISSN 1029-3388

рование гармонично развитой личности. Однако фактически прослеживается не здоровая тенденция ухода государства от проблемы воспитания. Попробуем прокомментировать.

Для отечественной педагогики характерно рассмотрение педагогической деятельности в совокупности неразрывно связанных понятий воспитание и обучение. С учетом такого рода условности, обучение представляет технологизируемый процесс, в то время как воспитание, рассматриваемое сквозь призму субъектных отношений, имеет субъектно-личностную окраску. В соответствии с официальным документом (Стандартом педагога), организованную и проводимую работу по совмещению понятий учитель-педагог, сегодня можно рассматривать как попытку «подстроить» действия теоретика педагога под практику учителя в соответствии с прикладным характером социальной политики РФ. Вчерашнему студенту следует осознавать себя не только предметником, но в первую очередь воспитателем, в этом его главное профессиональное назначение.

Школьный учитель - это первый и главный светоч в воспитательно-образовательной жизни школьника, он научает ребенка мыслить, пробуждает у него жажду знаний, воспитывает уважение к науке, культуре, способствует формированию мировоззрения, духовно-нравственного развития. Воспитывая это умение, учитель глубоко проникает в душу ребенка, вдумывается в то, чем он живет, как он смотрит на мир, каковы его жизненные ориентиры. Значимость личностной составляющей такого влияния учителя, обусловлено его авторитетом не только как профессионала, но и как Человека, который «творит время». Ведь годы детства, по мнению В.А. Сухомлинского, это воспитание сердца ребенка. Поэтому педагогика как искусство, занимается, прежде всего, воспитанием человеческих душ, где главная роль принадлежит «инженеру» учителю.

В системе высшей школы педагогика выступает в большей степени как наука, поскольку в вуз приходит уже сформированная личность, со своими взглядами, мировоззрением, установками. Меняется специфика педагогического взаимодействия, влияние педагога как профессионала (со знаниевой парадигмой) в контексте решения образовательных задач, условиях социокультурной динамики (во времени и пространстве). Сегодня подготовка будущего специалиста становится все более актуальной. Процесс воспитания, согласно принципу, бинарных оппозиций (обучение-воспитание) имеет несколько опосредованный характер [8].

Упразднение понятия «учитель», на наш взгляд, вытесняет личностное участие педагога в неформальном общении, «душевных контактах», «выстраивании сложнейших человеческих взаимоотношений». В этом случае ослабевает воспитательное значение, следствием которого является рост эгоизма, индивидуализма, равнодушия, бездуховности. Вместе с тем российская система образования может и должна использовать свои потенции в консолидации российского общества, сохранения и возрождения единого социокультурного и духовного пространства, его укрепления в эпоху глобализации. В таком случае мы должны опираться на имеющиеся знания и традиции, вступая в диалог с предшественниками и современниками, связывая опыт прошлого с инновациями настоящего времени, сохраняя понятие «учитель».

12

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2014

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. — М.: Педагогика, 1985. — С.47-369.

2. Бедерханова В. П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога: монография. — Краснодар, 2001. — 220 с.

3. Дистервег Ф. А. В. Руководство к образованию немецких учителей. Хрестоматия по истории педагогики: в 3 т. / под ред. А. И. Пискунова. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — Т. 2. Новое время. — 464 с.

4. Ильин И. А. О русской душе // Педагогика. — 1999. — № 5. — С. 94.

5. Ильин И. А. О сопротивлении злу силою. Соч. в 10 т. — М., 1995. — Т. 5. — С. 48-49.

6. Коменский Я. А. Великая дидактика, содержащая теорию учить всех всему. Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. / под ред. А. И. Пискунова. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — Т. 2. Новое время. — 464 с.

7. Концепция педагогического образования (Проект). — М.: ГК СССР по народному образованию, 1988. — 15 с.

8. Кочетков М.В. Методологические идеи синергетики применительно к проблеме развития и саморазвития педагога и обучающегося // Alma mater. - 2013. - № 6. - С. 31-36.

9. Федосеева И. А. Социальное воспитание в России в историко-педагогической ретроспективе. Гендерный аспект // Вестник экономической интеграции. 2012. № 9 (53). - С. 160-166 (0,5 п. л.)

10. Федосеева И. А. Духовность как основа национального воспитания // «Социальная политика и социология» Междисциплинарный научно-практический журнал. 2011. № 9 (75). — С. 173-178 (0,4 п. л.).

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.