ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
The image of tsar Stefan Dushan the Mighty in modern Serbian children's
literature Chernykh T.
Образ царя Стефана Душана Сильного в современной сербской детской
литературе1 Черных Т. Г.
Черных Татьяна Германовна / Chernykh Tatyana - младший научный сотрудник, Институт истории Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье проводится анализ исторических произведений для детей на примере двух основных серий: «Дети читают сербскую историю» и «Рассказы о династии Неманичей». Рассматриваются особенности изображения самого значимого представителя династии, царя Стефана Душана Сильного. Критериями оценки работ являются степень соответствия реальным историческим событиям и их авторская оценка, примеры обращения к патриотическим чувствам и формирование симпатий к историческому прошлому страны, наличие в работах связи с современностью. Делается вывод о том, что сербская детская литература о средневековье может быть ценным средством для формирования исторической памяти, в доступной и красочной форме представляя образы героев прошлого, в первую очередь, царя Стефана Душана Сильного.
Abstract: the article analyses historical novels for children by the example of two main series: «Children read Serbian history» and «Stories about Nemanjich dynasty». The main objects of our research are tsar Stefan Dushan, the most significant representative of the dynasty and the features of his representation. We evaluate the works at such factors as correspondence with historical facts and the author's point of view on this matter, examples of patriotic sentiments and forming sympathies towards historical past of the country, presence of the links between past in present. We come to the conclusion that Serbian children's literature about the Middle Ages can be a valuable instrument for the forming of historical memory by representing heroes of the past in simple and expressive form.
Ключевые слова: Стефан Неманя, Стефан Душан Сильный, династия Неманичей, Сербия, детская литература, исторический роман для детей, сказки.
Keywords: Stefan Nemanja, Nemanjich dynasty, Stefan Dushan the Mighty, Serbia, children's books, historical novel for children, fairytales.
Детская литература может служить ценным инструментом для формирования у детей исторического самосознания, представлений о прошлом родной страны, патриотических чувств. При этом информация, порой сложная для восприятия в рамках школьного курса, в художественных книгах, через сказочный сюжет и более свободную, яркую форму повествования, оказывается легкой, интересной и проще запоминается. Красочные, привлекательные образы героев прошлого становятся хорошим примером для детей, отождествляющих себя с персонажами истории. Основными критериями, используемыми при рассмотрении произведений, были выбраны такие факторы, как: уровень отражения в книге реальных исторических событий, закрепленных в источниках о данном периоде, и наличие подлинно существовавших действующих лиц; авторская оценка событий и персоналий, степень дистанцированности и осведомленности автора; отображение связи прошлого и настоящего. Также произведение должно служить средством формирования у читателя патриотических чувств [1, с. 224].
Династия Неманичей, находившаяся у власти в XII-XIV веках, стоит у истоков сербского государства. Её представители и сегодня являются одними из наиболее выдающихся героев истории страны, олицетворяя собой время возникновения, расцвета и величия средневековой Сербии. Этот период часто служит источником патриотических чувств, к нему обращаются для поддержания памяти о славном сербском прошлом, чести и заслугах предков. Образы представителей династии активно используются в сербской культуре, в том числе, в
1Работа выполнена при финансовой поддержке РНФ, проект №16-18-10080.
53
современной литературе для детей. В данной статье пойдет речь о самом выдающемся правителе, первом в истории страны царе, Стефане Уроше IV Душане Сильном. Он взошел на королевский престол в 1331 году, сместив своего отца (по некоторым версиям - убив его после этого), Стефана Дечанского. Душан, получивший впоследствии прозвище Сильный, оказался самым ярким и могущественным правителем в истории средневековой Сербии. Он проводил многочисленные завоевательные походы, сильно расширив государство за счет захвата территорий Македонии, Эпира, Фессалии, части Фракии. При нем Сербия достигла максимальных границ за все время своего существования. На соборе, состоявшемся 16 апреля 1346 года, он был провозглашен царем сербов и греков, первым в истории Сербии получив такой титул. Тогда же была учреждена сербская патриархия. При Душане произошла кодификация сербского законодательства: в 1349 году состоялось принятие Законника Стефана Душана. Умер первый сербский царь неожиданно, в воскресение 20 декабря 1355 года. Наследником престола стал его сын, Стефан Урош V Слабый, при котором государство постепенно пришло в упадок, развалилось на отдельные части, а впоследствии было завоевано пришедшими на Балканский полуостров османами.
На данный момент существует несколько книжных серий для детей, посвященных сербской средневековой истории. Нами рассматриваются две: «Рассказы о династии Неманичей» и «Дети читают сербскую историю». В первой серии было издано четыре книги, которые посвящены наиболее известным средневековым правителям: основателю династии, Стефану Немане, его сыновьям Святому Савве и Стефану Первовенчанному, королю Милутину и его сыну Стефану Дечанскому, царю Душану Сильному. Это сокращенные, адаптированные биографии, описывающие жизнь героев от рождения до смерти, и сопровожденные многочисленными и красочными иллюстрациями известного сербского художника Александра Рота. Автором серии является Йована Кулаузов Реба, доктор философских наук, специализирующаяся на исследованиях в области сербской литературы. В рамках презентации её работ (впервые изданных в 2013 году и приуроченных к девятисотлетию с даты рождения Стефана Немани) было сказано, что они предназначены для того, чтобы дети дошкольного и младшего школьного возраста могли таким инновационным и занимательным способом познакомиться с наиболее важным периодом сербской средневековой истории и получить знания о собственной традиции, истории и культуре [4].
История Стефана Душана начинается в соответствии с традиционными сказочными канонами: «В давние времена нашей родиной владел король по имени Милутин Неманич, который сделал Сербию самой мощной державой на Балканском полуострове» [3, с. 2]. За этим следует рассказ о восстании Стефана Дечанского против отца, причем объясняется оно только тем, что сын хотел поскорее взойти на престол, никаких оправданий его поступку и никаких других участников восстания не указано. Византийская ссылка, куда был отправлен Стефан с семьей (в том числе с маленьким Душаном), показана в довольно радужных тонах: упоминаний об ослеплении Дечанского, которое было проведено по приказу его отца, нет (возможно, чтобы не нарушать в целом положительный образ Стефана Милутина), а отправлена семья была не в один из монастырей в Константинополе, а прямо ко двору, где юный Душан мог наблюдать за тем, как византийский царь сидит на позолоченном престоле и принимает судьбоносные решения [3, с. 3]. Именно там, слушая рассказы отца о славных предках, Душан начинает мечтать о том, как однажды он станет еще могущественнее и сильнее и своего деда, Милутина, и византийского царя. Здесь автором вводится воспитательный элемент, так как герой не только грезит о будущем, но и, стремясь его достигнуть, усердно учится, как военному делу, так и наукам [3, с. 3]. Примирение отца и деда Стефана Душана состоялось, когда внук подрос (что может служить косвенным указанием на его роль в вопросе о прощении Милутиным сына), а вскоре после возвращения семьи в Сербию Стефан Милутин умирает, передав престол Дечанскому, ставшему «королем Сербии, самой сильной страны на Балканах» [3, с. 4].
Через некоторое время начинается новый конфликт, на этот раз между Душаном и Дечанским, который здесь объяснен тем, что они имели очень разные взгляды на управление государством: сын стремился к завоеваниям, борьбе с неприятелями и увеличению славы Сербии, а отец хотел мира и просил отпрыска потерпеть и подождать, пока придет его время. Они всё меньше понимали друг друга и наконец «Душан, молодой, нетерпеливый и полный энергии, больше не мог ждать сербский престол, решив отнять его у отца» [3, с. 6], что привело к открытому вооруженному столкновению. Душан победил, а его отец «умер после этих драматических событий» [3, с. 6]. Здесь можно указать на некоторую двойственность в оценке событий Й. Кулаузов Ребой, так как восстание Дечанского против Стефана Милутина в её интерпретации выглядит менее обоснованным и куда более заслуживающим наказания
поступком, чем восстание Душана, несмотря на то, что оппонент последнего не только проиграл, но и погиб. После описания драматических событий семейного конфликта автор переходит к более мирным сценам, достаточно детально для формата произведения описывая женитьбу Душана на сестре болгарского царя, принцессе Елене, строительство в честь нее моста на реке Вардар, разделившего Болгарию и Сербию, рождение их сына. Не остаются в стороне и военные успехи, а также становление Сербии царством (патриархия при этом не упоминается). О принятии Законника рассказывается с назидательным оттенком: «В великом царстве вместе жили разные народы: сербы, греки, албанцы, болгары. Чтобы обеспечить мир в стране, царь написал великую и важную книгу, в которой собрал все правила поведения: что можно и что нельзя делать. Эта мудрая книга сохранилась до нашего времени, а называется она - Душанов Законник» [3, с. 8]. В качестве отдельного сюжета, показывающего, насколько Душан ценит свою семью, автор выделяет историю, когда во время чумы в Европе царь вместе с женой и сыном прятался на Святой Горе, куда по закону не должна ступать нога женщины. Стефан Душан объясняет своё решение просто и честно: «Братья монахи, я знаю, что это против всех ваших правил, но я никогда бы себе не простил, если бы она умерла от чумы...» [3, с. 9].
Со смертью Душана история не заканчивается: Й. Кулаузов Реба продолжает её, показывая читателям связь давно минувшего прошлого и современности. Говорится о том, что вскоре после гибели Душана для Сербии наступили тяжелые времена: после турецких завоеваний сербы были заключены в пятисотлетнее рабство. «Между тем, народ и в самые тяжелые моменты помнил о славе, великолепии и мощи сербского государства. Это давало ему силы выдерживать любые трудности. Благодаря делам Неманичей - от Стефана Немани до царя Душана - наши предки никогда не забывали, что они сербы, что их язык - сербский, а вера -православная» [3, с. 10].
Иллюстрирована вся серия «Рассказы о династии Неманичей» ярко и красочно. В истории о царе Душане Сильном художник отразил наиболее значимые моменты его биографии, такие как, например, сражение между войсками Душана и Дечанского. Лица всех героев серьезны, даже грустны, они явно не хотели бы вступать в бой, но им приходится. Следующий изображенный в книге сюжет - это свадьба Стефана Душана и болгарской принцессы Елены, момент их встречи друг с другом на Вардарском мосту и ликующие зрители с обеих сторон. Еще одна крупная иллюстрация показывает царя на фоне панорамы его государства: замки, города, монастыри, морские просторы. На последней странице представлены портреты всех основных представителей династии Неманичей, что крайне ценно для читателя и помогает объединить отдельных героев в единую великую семью. Наиболее значимые личности располагаются ближе к центру, остальные - вокруг них, хотя, возможно, помещение их в виде семейного древа было бы нагляднее. Лица персонажей прорисованы достаточно условно, тем не менее, образ Стефана Душана вызывает симпатию и располагает к себе. Одет Душан всегда, даже в эпизодах из детства, только в ярко-алый наряд, чем художник, по-видимому, старается подчеркнуть его царский титул и высокий статус. При этом Стефан Милутин - также в красных одеждах, а вот Стефан Дечанский - в синих, то есть внук наследует в первую очередь деду, отец же остается в стороне.
Подводя итог, в первую очередь нужно отметить, что описываемые в рассматриваемом произведении события и личности персонажей соответствуют сохранившимся данным источников. Никаких дат не использовано, что обосновывается предполагаемой читательской аудиторией (дети дошкольного и младшего школьного возраста) и сказочной формой подачи материала, не предполагающей точных датировок. Единственное упомянутое в рассказе число (пятьсот лет турецкого рабства, приблизительно от момента битвы на Косовом поле) крайне условно, так как не ясно, какая именно дата в таком случае считается, по мнению автора, моментом освобождения Сербии. Й. Кулаузов Реба не старается быть нейтральной при описании событий, напротив, стремится вызвать у детей симпатию к описываемым героям, в первую очередь, к Душану Сильному. При этом наименее значительным и ценным персонажем оказывается Стефан Дечанский, не только без достаточной причины восставший против отца (который показан хоть строгим и опасным, но разумным и справедливым), но также отказывавшийся от завоевательных походов с целью расширения и усиления страны, и сдерживавший стремления сына. За что в итоге поплатившийся смертью, обстоятельства и причины которой также не упомянуты. Главный герой рассказа, Стефан Душан, показан очень ярким, сильным и крайне амбициозным правителем, впрочем, полностью оправдавшим свою амбициозность. Представляется, что такой герой может служить достойным примером для подражания. Тем более что в его биографию достаточно умело вписаны определенные
дидактические наставления: Душан не просто мечтает о величии и славе, но и старательно учится, чтобы этого достичь; он восхищается своим могущественным дедом (и не понимает отца, не стремившегося к силе и величию); предан своим жене и сыну, настолько, что готов ради них нарушить законы; он стремится к миру между разными народами внутри своей страны, создавая Законник; он обладает житейской мудростью и способностью разумно оценивать события. Патриотический уклон присутствует во всем произведении, подчеркиваемый повторяющимися словами о силе и мощи Сербии и заслугах ее славных правителей. Более того, финальные строки проводят прямой континуитет между средневековьем и современностью, показывая, что если бы не династия Неманичей, её дела и подвиги, современной Сербии могло бы сейчас не быть: «Поэтому, дорогие дети, помним Неманичей с любовью и гордимся ими. Они нам оставили самые лучшие дары: сербскую державу и сербскую культуру» [3, с. 11].
В 2014 году, через год после «Рассказов о династии Неманичей», начинается издание новой, более масштабной серии, под названием «Дети читают сербскую историю», автором которой является известный сербский писатель Слободан Станишич. Непосредственно о правителях из династии Неманичей в рамках этой серии было выпущено восемь работ, после чего она продолжилась повестями о других героях сербского средневековья и нового времени. В каждой книге за основу берется какой-либо отдельный сюжет биографии правителя: рождение наследника престола, сватовство и женитьба, становление королем. Они дополняются приключенческими и сказочными элементами (поединками мечников, сражениями с разбойниками, борьбой со штормами, встречами с оракулами и др.), при этом основные исторические события и реальные действующие лица сохраняются практически без изменений. Все повести сопровождаются стилизованными картами Сербии рассматриваемого периода и краткой биографической справкой. Описание на обложке книги сообщает, что основная цель серии состоит в том, чтобы развить у самых юных читателей первоначальный интерес к событиям и личностям из сербской истории [5].
Стефану Душану посвящена работа под названием «Душан Сильный: детство будущего царя». Она открывается условной картой державы Душана: цветом обозначены примерные границы, на переднем плане - задужбина царя, построенная им в Призрене, подписаны наиболее крупные города и монастыри (Скопье, Грачаница, Печ, Рас, Брсково, Котор и Дубровник). Завершается история небольшой биографической справкой, раскрывающей читателю такие моменты, как рождение героя, коронация, женитьба, венчание на царство, пребывание на Святой Горе, Законник, строительство задужбины, смерть и захоронение. При этом нет никаких упоминаний о масштабных завоевательных походах Стефана Душана и о боевых действиях как таковых. Основной акцент сделан на вопросах брака и взаимоотношений с церковью. Отдельным пунктом биографии является посещение царем Афона, вместе с женой и «вопреки запрету для женщин ступать на этот греческий полуостров» [5, с. 39], но не указана причина (пришедшая в Европу чума), которая могла бы оправдать такое нарушение святогорских постановлений. Провозглашение сербской патриархии также не упоминается, как и в работе Й. Кулаузов Ребы.
Сюжет рассматриваемой сказочной повести о детстве Душана Сильного более детально раскрывает события того времени, когда юный Душан вместе с семьей жил в византийской ссылке. Стоит отметить, что у Станишича главным виновником восстания против Стефана Милутина объявляется не Стефан Дечанский, а сербская знать, сын же был лишь обвинен во всем. Главный герой, как и в предыдущем произведении, уже в ранние годы своей жизни показан сильным, образованным, умным юношей, храбрым воином и превосходным мечником. Он очень хочет съездить в Сербию и познакомиться с дедом. А окружение его отца (в том числе, архиепископ Никодим, в историографии обычно считающийся тем человеком, который смог повлиять на Милутина) [2, с. 79] надеется, что, увидев такого прекрасного внука, король Милутин сменит гнев на милость и разрешит всей семье вернуться в Сербию из ссылки. И именно это и происходит. Встретив юного Душана, Стефан Милутин восхищается внуком, очень рад ему и немедленно отдает приказ о возвращении сына с семьей домой [5, с. 34]. Итак, Стефан Душан здесь - снова прекрасный образец для подражания и идеальный будущий правитель, который, к тому же, послужил примирению своих родных и, если судить по дальнейшим событиям, фактически вернул престол своей линии наследования (так как есть версия, что Милутин предполагал передать престол своему сыну от одного из других браков, а не Стефану Дечанскому) [2, с. 79].
Иллюстратором рассматриваемой книги является художник Тихомир Челанович. Он изображает Душана худым вихрастым подростком с решительным и часто упрямым
выражением лица и неизменным мечом в руках. Самой значимой и репрезентативной представляется иллюстрация на обложке повести. Душан-подросток отбрасывает тень уже взрослого, будущего себя, в короне и царском облачении. Рядом с ним помещена его задужбина, монастырь Святых Архангелов. На заднем плане - дед и отец героя на фоне константинопольского храма Святой Софии. Портрет взрослого Душана, предваряющий краткую биографию в конце произведения, сильно отличается от резкого и стремительного подростка. Здесь он - уже именно царь, спокойный, умиротворенный, мудрый и справедливый.
Книга Слободана Станишича о детстве Душана Сильного - это, в первую очередь, приключенческая повесть о юном герое, будущем великом царе. Она в меньшей степени нацелена на проявление у читателя патриотических чувств, в ней не прослеживается очевидная связь рассказываемой истории с современностью. Авторские симпатии полностью на стороне главного героя, тем более, что в книге нет каких-либо антагонистов, и рассказывает она в большей степени о примирении семьи и возникновении дружбы и преемственности между дедом и внуком, показывая детям ценность семьи на примере рода Неманичей. Представители династии изображаются исключительно с положительной стороны, при этом спорные факты биографий упоминаются, но на них не делается акцент, а приведенное краткое жизнеописание добавляет недостающие детали и помогает полнее раскрыть фигуру героя. Таким образом, можно заключить, что это произведение, несмотря на его более легкую, сказочно-приключенческую форму, также служит важным источником для рассмотрения памяти о династии и её наиболее значимых представителях в современной Сербии.
Детская литература на историческую тематику в Сербии зародилась совсем недавно, всего три года назад. Тем не менее, она становится все более популярной и активно развивается, появляются новые авторы и новые стили изложения. В уже созданных сериях издается всё больше работ, не только о правителях династии Неманичей, но и о их женах, также внесших немаловажный вклад в сербскую историю и культуру. Существуют и произведения о средневековых героях и воинах, таких как королевич Марко, защитник Балкан эпохи турецких завоеваний, и Милош Обилич, герой битвы на Косовом поле.
Авторы рассмотренных в рамках данной статьи произведений о царе Стефане Душане Сильном представляют детям образ яркого, привлекающего внимание героя, преуспевшего во многих сферах политической, общественной, церковной деятельности, а также в частной жизни: он любящий муж и отец, образцовый христианин, могучий воин, талантливый полководец, мудрый правитель, всецело заслуживший уважение как современников, так и далеких потомков. На примере сербского опыта можно сделать вывод, что детская литература является ценным способом передачи знаний о прошлом и важным средством формирования исторической памяти уже на раннем этапе жизни читателя.
Литература
1. Хайрутдинова Р. Р. Специфика работы над художественно-историческим произведением в начальной школе // Теория и практика общественного развития, 2014. № 19. С. 224-226.
2. Чиркович С. М. История сербов. М.: Весь мир, 2009. 448 с.
3. Реба J. К. Цар Душан Силни. Београд, 2015. 11 с.
4. Прве сликовнице за децу о НеманиЬима. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.crveneberetke.com/prve-slikovnice-za-decu-o-nemanjicima/ (дата обращения: 15.11.2016).
5. Станишич С. Душан Силни: детиаство будуЬег цара. Београд, 2015. 39 с.