УДК 316.356.2
Варганова Олеся Флюновна
аспирант кафедры теории и истории социологии Башкирского государственного университета тел.: (927) 939-29-32
ОБРАЗ ТРУДОВОГО МИГРАНТА В СМИ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА)
В статье рассмотрены основные проблемы трудовой миграции и образ трудового мигранта, сформированный в федеральных и республиканских СМИ. Анализ построен на результатах контент-анализа СМИ, проведенного РОО «Общество беженцев и вынужденных переселенцев» в 2011 г. на основе мониторинга 6 газет.
Ключевые слова: трудовая миграция, гастарбайтер, толерантность, ксенофобия, межнациональные отношения, иностранная рабочая сила.
Varganova Olesya Flyunovna
Postgraduate Student of the Department of Theory and History of Sociology of Bashkir State University tel.: (927) 939-29-32
THE IMAGE OF LABOUR MIGRANT IN MASS MEDIA (BASED ON THE RESULTS OF CONTENT ANALYSIS)
The basic problems of labour migration are described in the article; the image of the labour migrant formed in federal and republican mass media is considered. The analysis is based on the results of mass media content analysis conducted by RSO "The Society of Refugees and the Compelled Immigrants" in 2011 on the basis of monitoring of 6 newspapers.
Key words: labour migration, guest worker, tolerance, xenophobia, international relations, foreign labour.
Миграция - один из самых динамичных процессов, связанных с населением и его воспроизводством, процесс, который на современном этапе может существенно повлиять на численность населения, его размещение, возрастной и национальный состав, количественную и качественную составляющие трудовых ресурсов, оказывая влияние на социально-экономическое развитие страны. Вместе с тем состояние миграционных процессов в современной России вызывает неоднозначную оценку, поскольку приток мигрантов часто указывается как одна из причин роста социальной напряженности.
Специалисты в области изучения проблем миграции выделяют различные причины возникновения напряженности между местным и пришлым населением. Однако одной из важных причин называют влияние средств массовой информации на общественное сознание. СМИ обладают огромными возможностями в формировании представлений о том или ином событии, факте, явлении и т.д., в том числе о миграции и мигрантах [1, с. 114-117].
В рамках проекта «Миграционный диалог в Башкортостане», который был проведен РОО «Общество беженцев и вынужденных переселенцев» осуществлен контент-анализ СМИ (печатных изданий), целью которого послужило определение направленности и характера информационных сообщений, их роли в освещении проблем трудовых мигрантов, а также в формировании толерантного отношения местного населения к иностранной рабочей силе.
Мониторинг печатных изданий проводился с использованием контент-анализа следующих федеральных и республиканских газет за период с 1.01.2010 по 30.06.2011: «Республика Башкортостан», «Российская газета», «Труд», «Вечерняя Уфа», «Комсомольская правда», «Молодежная газета».
В качестве основных показателей актуальности проблем трудовых мигрантов в печатных изданиях рассматривается число публикаций и занимаемая площадь информационных сообщений за указанный период. В отобранных для контент-анализа газетах было обнаружено 56 статей, характеризующих указанную проблематику.
Актуальность исследования проблем трудовой миграции для каждого издания можно определить с помощью следующего показателя - доли информационных сообщений по изучаемой проблеме в общем количестве публикаций (рис. 1).
Очевидно из полученных данных, что количество материалов, посвященных проблеме интеграции трудовых мигрантов, и в целом материалов, так или иначе затрагивающие проблему или хотя бы упоминающих о ней, крайне незначительно. При некотором разбросе данных (от 0, 13% в «Вечерней Уфе» до 0,52% в «Российской газете»), в целом материалы о мигрантах составляют менее 1% от числа всех публикаций изданий, вне зависимости от характера и основной идеологии СМИ. Следует заметить, что в республиканской прессе уровень освещения изучаемой проблемы гораздо ниже, чем в российских изданиях.
Ввиду недостаточной освещенности данной проблемы в прессе, уровень ее актуальности недостаточен, и пропаганда толерантного отношения к изучаемой категории мигрантов ведется на недостаточном уровне. Таким образом, аудитория получает явно недостаточную информацию о положении и перспективах социальной интеграции трудовых мигрантов. Характер освещения изучаемой проблемы представлен на рис. 2 .
0,60%
0,50%
0,40%
0,30%
0,20%
0,10%
0,00%
0,52%
0,43%
Л^ЛЛЛ
□ Российская газета
□ Республика Башкортостан
□ Комсомольская правда
□ Молодежная газета
□ Вечерняя Уфа □Труд
Рис. 1. Доля информационных сообщений по проблеме трудовой миграции в общем количестве публикаций среди изученных изданий
□ Неопределенный
□ Нейтральный □Отрицательный
□ Положительный
0% 10% 20% 30% 40% 50%
Рис. 2. Характер информационных сообщений по изучаемой проблеме
Почти половина публикаций носит отрицательный характер - 48%. Публикации такой направленности, как правило, описывают ситуации с сокращением квот на иностранную рабочую силу, с ростом преступлений, совершаемых мигрантами, с несоблюдением условий труда на предприятиях, где работают гастарбайтеры и т. д. Информационные сообщения положительного характера составляют 22% и характеризуют высказывания ряда известных политических деятелей о ситуации с мигрантами на рынке труда, о том, что трудовые мигранты занимают такие рабочие места, где не хотят работать местные жители, а также о негативном влиянии сокращения квот. Авторы данных статей в своих публикациях стремились привлечь внимание читателей к проблеме нехватки иностранной рабочей силы. Ряд статей носят нейтральный и неопределенный характер 14% и 16% соответственно. Такие статьи нацелены на описание различного рода событий, без оценки их характерной направленности.
Из общего количества выявленных статей по изучаемой проблеме, половина (26 публикаций) в той или иной степени рассматривают вопрос о сокращении квот на иностранную рабочую силу. Большинство упоминаний характеризуют массовое сокращение - 43%, незначительно сокращение квот встречается в 39% публикаций.
Большое количество публикаций в изучаемых изданиях посвящено негативному поведению трудовых мигрантов, а также конфликтам трудовых мигрантов с местными жителями. Среди упоминаний о негативном поведении преобладают статьи, характеризующие трудовых мигрантов в качестве зачинщиков ссор и драк (52%). Ряд анализируемых статей посвящен описанию ссор или драк трудовых мигрантов разных национальностей (таджиков, узбеков) друг с другом, а также с местными жителями. Случаи обмана в торговле среди приезжих встречаются в 28% упоминаний.
Преобладание негативных упоминаний о трудовых мигрантах в прессе формирует среди читателей печатных изданий отрицательное, и даже враждебное, отношение к данной категории мигрантов, и соответственно нежелание проживать на одной территории с данной группой населения. Таким образом, уровень толерантности местного населения под влиянием такого рода публикаций со временем будет неуклонно снижаться.
Изученные статьи в основном описывают мигрантов с негативной стороны, обвиняя их в преступлениях и нелегальном пребывании на территории Башкортостана. С положительной стороны представлены местные органы власти в работе с мигрантами и в противостоянии преступности в их среде, и в защите прав мигрантов. Федеральные газеты публикуют статей о трудовых мигрантах значительно больше, чем республиканская пресса. Следовательно, местные печатные издания уделяют незначительное внимание миграционной проблематике, не учитывая актуальность миграции для демографического развития республики. Мигранты предстают в целом темной, не вполне ясной, не артикулированной массой. По сути дела мигранты в газете - невидимки, без лиц и голосов.
Роль печати в формировании толерантного отношения к мигрантам очень велика. В связи с неоспоримым влиянием СМИ на формирование образа мигранта и миграционной ситуации в целом, а также актуальностью проблемы толерантности для традиционно многонациональной республики возникает необходимость разработки механизмов участия СМИ в оптимизации миграционных процессов. Таким образом, средства массовой информации должны быть действительно «четвертой властью». Средства массовой информации - это социальный институт, который создает информацию, знания, идеи и распространяет их в обществе. СМИ обладают большими возможностями активного влияния не только на восприятие гражданами миграционных процессов и событий, но и на их отношения к мигрантам в целом. Поэтому необходимо позаботится, чтобы информационное общество осталось обществом гуманистическим. Необходимо использовать потенциал печати в освещении и решении проблем мигрантов, создание положительного образа мигранта путем обозначения значимости миграции для социально-экономического и демографического развития Башкортостана.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. ФедотоваЛ.Н. Анализ содержания - социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М., 2001.