образ троицы в трактате бонавентуры
«путеводитель души к богу»
I О. О. Козарезова
Аннотация. В представленной статье интерпретируется понятие Троического Богословия св. Бонавентуры и Августина, а также показывается метод неоплатоновской философии в работе Августина «О Граде Божием». Автор полагает, что Бонавентура дополняет средневековую философскую систему сочетанием неоплатонизма и схоластики в понятии Троицы.
Ключевые слова: Троица, Бонавентура, rationes serminales, иллюминация, человек-странник, мистическая философия, церковный догмат
Summary. The article presents an interpretation of the amcept of'Trynity Theology" of St. Bonaventura and Augustine and demonstrates the method of the neo-platonic philosophy in Augustine's work "The City of God". Bonavetura's combining neo-platonic and scholastic philosophy in interpreting the concept of Trinity contributes to the Medieval philosophic system.
Keywords: Trinity, Bonaventura, rationes serminales, illumination, viator, mysticism, Church dogmas.
Троическое богословие Бонавентуры развивает учение, изложенное в «Сентенциях» Петра Ломбардского и «Сумме» Александра Галесского, которых философ считает своими учителями. Вместе с тем в его трактатах прослеживается влияние восточных богословов, в частности великих каппадокийцев - Василия Великого и Григория Богослова. Однако фундаментом его философии является философия Августина - крупнейшего авторитета западной Церкви, оказавшего влияние и на францисканцев (его работы комментируются почти всеми известными представителями францисканского ордена) [1, р. 78].
Влияние Августина во многом определило особую направленность философии Бонавентуры, представляющей собой синтез схоластики и ми-
стики, мистическая направленность выразилась в теории иллюминации, представленной Августином в сочинении 'Ъе Triшtate" и развитой Бонавен-турой в «Путеводителе души к Богу».
Следует отметить, что по сравнению с богословием Великих Каппадокийцев, Августин не был новатором и систематизатором троического догмата. Вместе с тем именно ему удалось связать тринитарную догматику с учением Платона об идеях. Так, основной его постулат заключается в утверждении, что «одна сущность, три личности» [2, т. 2, с. 34], где Отец, Сын и Святой Дух «нераздельны в бытии», а сама Троица - не три бога, а один и единственный Бог. В этих словах нет ничего нового, но дальше Августин уже в неоплатоновском духе говорит об отражении Троицы в
227
1 / 2011
Преподаватель |_
фундаментальная наука вузам
228
мире. Так, по образу ее устроен человеческий ум, который включает в себя разум, познание и любовь. «Эти три вещи суть одно, когда они совершенны, тогда они и равны» [2, т. 1, с. 55] - в этом и была новация, когда постижение человека и познание триединого Бога взаимно отражаются друг в друге. Это отражение именовалось у Августина «иллюминацией», где познание Бога становится возможным через познание души, и наоборот, познавая Бога, мы познаем человека, созданного по Его образу и подобию. Отсюда, из августи-нианского богословия рождается у Бо-навентуры идея об особом пути, шествии к Богу, где центральным героем становится человек-странник.
В своем произведении, названным не случайно «Путеводителем», Бона-вентура сравнивает путь к Богу с «дорогой в пустыне на три дня пути», где число три оказывается символично - по образу Троицы устроен человек и мир, и поэтому озарение его ума божественным светом связано с Троицей. Можно сказать, что путь к Богу (озарение) «соответствует тройному существованию вещей: в материи, в уме, в вечном замысле Бога согласно тому как сказано: да будет, сделал и стало» - (haec rescipit triplicem rerum existentiam, scilicet in materia. in intelligentia et in arte aeterna. Secundum quam dicitum esse: fiat, fecit, et factum est) [3, p. 69]. Иными словами, трехдневный путь в пустыне соответствует троякому строению души: ее телесной, душевной и духовной части.
Отсюда, человеческая душа сначала постигает Бога через внешнее - первое обращено к телам, поэтому оно называется животным или ощущающим началом: "unus est ad corporalia exteriora, secundum quem vocatur animalitas seu sensualitas". Через внешнеее чело-
век обращается к внутреннему: "aliuus intra se et in se, secundum quem dicitur spritus", а после этого обращает свой взор на то, что превосходит себя - на ум: "tertium supra se, secundum quem dicitur mens" [ibid, p. 101].
Но поскольку три божественных Лика отражаются в трояком видении, то любое из этих начал может быть рассмотрено как смешанное с другим и соединенное с ним, а посему Бонавентура возводит эти три ступени до шести, тем самым объединяя божественное и земное, где одно является как бы отражением другого. Однако, исходя из сказанного, здесь нельзя говорить о пантеизме, поскольку человеческая душа, будучи образом и подобием Бога искажена первородным грехом. Именно по причине этой порчи она неспособна непосредственно созерцать Бога и вынуждена странствовать в поисках Его, отыскивая Его следы в существующем мире. Поэтому невозможно непосредственное видение Троицы, но ее присутствие угадывается в тварном мире, а задача человека состоит в том, чтобы вглядеться внимательнее в эти «следы». Такая позиция сближала Бонавентуру с Августином: говоря о богопознании, они оба считали высшим путь мистического знания, начальными ступенями которого являлись чувственное и рациональное знание [см.: 4].
«Бог-Слово творит нас благодатью и истиной, оно освящает три силы тремя видами теологии: символической, собственной и мистической, где через символическое богопознание мы пользуемся вещами чувственными, посредством собственного богословия - вещами интеллигибельными, посредством мистического - вещами сверхчувственными», - пишет Бонавентура в «Путеводителе» [5, с. 57]. Отсюда, благодать
рассматривается им трояко: это благодать изменяющая (gratia reformantem), которая преображает душу посредством молитвы, также благодать очищающая - результатом ее является обращение к Богу посредством покаяния, и благодать освящающая (gratia illumina-tum), которая достигается посредством медитации или созерцания. Все три пути, все три вида божественной благодати невозможно рассматривать отдельно - тогда невозможно было бы говорить о единстве Бога, напротив, они тесно связаны друг с другом и друг в друга взаимопроникают. По аналогии с Единосущной и Нераздельной Троицей, невозможно также без покаяния достичь медитации, и напротив, молитва и покаяние ведут человека к мистическому свету - scientia illuminatem. Все три пути являются условием совершенной мудрости - sapientiam perficientem.
Поскольку по образу Троицы устроен человеческий ум (душа), также невозможно помыслить отдельно разум, веру и созерцание: "contemplans considerat re-rum existentiam actualem, credens rerum decursum habitualem. Rationans rerum potentialem" [6, p. 102] Данное высказывание соприкасается с августиновским определением, что "разум, познание и любовь - эти три вещи суть одно, когда они соврешенны, тогда они и равны".
Но, вместе с тем, отталкиваясь от Августина, Бонавентура подчеркивает, что рациональное знание не отрицает мистического, оба они являются необходимыми элементами католического богословия. Расхождение с Августином прослеживается у него и в учении о rationes serminales - Бонавентура пытается дополнить это учение следующим образом. Отталкиваясь от аристотелевской установки о чистой потенциальности материи, а также от тезиса о том, что активность
присуща только Богу, Бонавентура пишет о том, что как в Боге есть ratio causalis - разумная причина, так и в самой материи есть зародыши форм - ratio serminalis - разумные семена. Таким образом, божественное присутствие в природном зародышевом образе не умаляет материальное, а напротив, его одухотворяет, отсюда все явления и вещи объясняются тем, что исходный семенной разум развивается в формы, и его первоисточником является Бог.
Исходя из теории rationes sermina-les, Бонавентура развивает идею Троиче-ского подобия: согласно тому, как бестелесный свет как бы воплощает в себе множество светов, согласно этому в Боге заключены подобия всех вещей. Согласно этому и в Божественной Троице в Одном Лице - Три: «Когда душа рассматривает самое себя, она возвышается до узрения через зеркало Пресвятой Троицы Отца. Слова и Любви, трех совечных, соравных и единосущных Лиц, каждое из которых пребывает не смешиваясь, в двух других, и в то же время все три являются единым Богом» [5, с. 78). Отсюда, «мы увереннейшим образом осознаем, что все это заключено в Пресвятой Троице, если мы поднимаем очи к превосходящему все благу» - (dum igitur mens se ipsam considerat, per se tanquam per speculum consurgit ad speculandam Trini-tatem beatam Patris, Verbi et amoris. trium personarum coaeternatum, coaequalium etconsubstantialium, ita, quod Quilibet est Aliorum. Unus tamen non est Alius? sed Ipsi Tres sunt unus Deus), (Sed haec omnia certissime intellegimus esse in Beatissima Trinitate, si levamus oculos ad superexcel-lentissimam bonitatem)» [3, p. 105].
Будучи образом Троицы, мир несет в себе также творческое начало: растения, животные, человек - все это в Боге и все причастно Богу.
229
1 I 2011
Преподаватель |_
фундаментальная наука вузам
230
Будучи образом Божиим, человек является творцом - искусство, философия, литература, ремесло, военное дело, сельский труд - все области человеческой деятельности, интеллектуальной, душевной, телесной - освящены Богом и ведут к Нему через этот «благословенный труд». Вместе с тем каждая тварь имеет самостоятельное бытие, которое является условием разнообразия в мире. То есть человек, опять же, по образу Троицы создан свободным, у него есть выбор пути - идти по пути божественного совершенствования или уклониться от него, быть с Богом или отпасть от Бога. Путь ко Христу - это действие самого человека, поэтому шествие к Богу, странствие и есть необходимое условие богопознания. В этом особенность богословия Бонавентуры, оно носит скорее «деятельный», чем «созерцательный» характер, свойственный более «спекулятивной мистике».
Но самым важным условием пути бо-гопознания является любовь - с нее начинается восхождение души к Богу и в ней оно завершается. Примером совершенной любви для Бонавентуры является Христос, отсюда делается вывод, что для совершенного знания недостаточно праведной жизни, необходимо еще и участие в церковных таинствах. Без Церкви невозможно спасение, глава церкви Христос призывает человека к крестному пути, который каждый верующий переживает в литургическом действии. И опять же, крещением начинается путь человеческий ко Христу, и заканчивается воскресением и жизнью будущего века. Поэтому странствие к Богу это всегда возвышение, это всегда восхождение к горнему миру, недаром трактат Бонавентуры завершается цитатой Дионисия Ареопагита: «Троица сверхсущностная, сверхбожественная, наисо-
вершеннеишии проводник христиан к божественной мудрости, направь нас к таинственнейшим мистическим словам, высочайшей вершине, туда. Где новые абсолютные и неизменные теологии таинства в ослепляющем сиянии открывают учение таинственного безмолвия мрака в полнейшей темноте, которая в всышей степени ясна и в высшей степени блистает и в которой все отражается, и невидимое все превосходящее благо» -(Trinitas superesentiales et Superdeus et superoptime Christianorum Inspector Theosophiae, dirige nos in mysticorum elo-quiorum superincognitum et superlu-centem et subliumissimum vericem, ubi nova et absoluta et inconversibillia theolo-giae mysteria secundum superlucentem absconduntur occulte docentis silentii caliginem in obcurissimo, quod est in qua omne relucet, et inuisbilium superbono-rum splendoribus superinplentem inuisi-biles intellectus) [3, p. 108; 6, с. 46].
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Tatarkiewicz W. Historia filozofii. - War-szawa, 1968.
2. Блаженый Августин. О троице. - Ч. 1-2.
- М., 2005.
3. Bonaventura, Sanctus. Opera omnia. -Quarrachi,1882-1902.
4. Герье В. И. Блаженный Августин. - М., 1910.
5. Бонавентура. Путеводитель души к Богу.
- М., 1993.
6. Дионисий Ареопагит. Сочинения. Толкования Максима Исповедника. - СПб., 2004.
7. Герье В. Расцвет западной теократии. -М., 1916.
8. Borowski A. Teologia moralna. - Lublin, 1960.
9. Gilson E. La philosophie de Saint Bonaven-ture - Paris, 1968.
10. Steenbrghen F. van. La philosophie au XIII siècle. - Louvain, 1966. Щ