- в отличие от культуры прав человека, которая является комплексным понятием, отражающим состояние духовной жизни в целом, включает нравственно-этический, правовой и другие аспекты, конституционное правосознание представляет собой исключительно юридическую категорию, характерную в первую очередь для науки и практики конституционного права, то есть имеющий отраслевой характер.
- культура прав человека охватывает все без исключения стороны и аспекты оценки прав и свобод человека, а конституционное правосознание - только конституционно-правовой аспект.
- в отличие от культуры прав человека, конституционное правосознание предусматривает оценку не только прав и свобод, но иных конституционных норм, принципов, институтов, в том числе принципа единства государственной власти и разделения властей, парламентаризма, суверенитета народа, местного самоуправления и т.п.
Культура прав человека является важнейшим средством и необходимым условием гуманизации и демократизации конституционного правосознания, влияет на формирование адекватного отношения человека, социальных групп и общества к конституционно-правовым институтам в целом. Конституционное правосознание обогащается не только более философским подходом к проблематике прав и свобод человека и ее конституционному закреплению, но и способностью к саморазвитию благодаря наличию среди элементов культуры прав навыков и умений, находящихся в глубокой обратной связи с соотносимыми элементами конституционного правосознания и культуры прав человека.
Таким образом, конституционное правосознание и культура прав человека - взаимосвязанные и взаимозависимые категории. Основным гуманистическим принципом, пронизывающим эти категории, являются идея уважения и действительного соблюдения прав и свобод, достоинства и ценности человеческой личности. Реальному воплощению данного принципа в Российской Федерации мешают различные факторы, в том числе антиподы культуры прав человека и деформации конституционного правосознания, среди которых можно выделить: конституционно-правовой нигилизм, конституционно-правовой идеализм и конституционно-правовой инфантилизм.
Литература
1.Бережнов А.Г. . Права личности: некоторые вопросы теории.- М.: Юрист, 2011.
2.Каковкина Е.Н. Конституционное (государственное) право России.- Чита, 2012.- 923 с
3.Прудников А.С., Авсеенко В.И. Конституционное право России: учеб. для студентов вузов. - С.-Пб.: Юни-ти-Дана, 2013.- 479 с.
4. Политология: учебник / К.С.Гаджиев, Э.Н.Примакова .- М.: ИНФРА-М, 2013.
5.Иванников И.А. Концепции правовой культур / / Правовед.- 2010.- №3.
6.Кравец ИА. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики): мо-ногр.- М. :Изд- во ЮКЭА , 2002 .— 362 с.
7. Никитяева В. Конституционное правосознание: вопросы теории и практики: автореф. дисс... учен. ст. канд. юрид. наук. - Волгоград, 2009 .
8. Баринов Э.Э. Конституционное правосознание в Российской Федерации: автореф. дисс... канд. юрид. наук. - Ростов-н/ Д., 2010.- 17 с.
УДК 94 (47).08
АИ.Саттарова, А.М.Фазлиев
ОБРАЗ ТАТАРСКОЙ ЖЕНЩИНЫ-МУСУЛЬМАНКИ И РАЗВИТИЕ ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ: ВОЗРОЖДАЮЩИЕСЯ И НОВЫЕ ТРАДИЦИИ
Статья посвящена изучению роли женщины в обществе и женского мусульманского движения в социально-политической жизни татар в прошлом и настоящем.
Ключевые слова: женское движение, ислам, историческая память, религиозное возрождение, татарки-мусульманки, традиции, самобытность.
Adelya Sattarova, Aivaz Fazliev THE IMAGE OF THE TATAR MUSLIM WO-MEN AND THE WOMEN'S MOVEMENT IN THE CONTEXT OF HISTORICAL MEMORY: RESURGENT AND NEW TRADITIONS
This article is related to the women's role in society and muslim women's movement in social and political sphere of Tatars in the past and nowadays.
Generally, muslim women's movement in the context of revivalof the Islamic traditions appears as a multivectoral dynamic process. This process is oriented to the solution of religious, cultural, social and educational exercises that are wide-spoken nowadays and formation of the culture of interconfessional relations of good neigh-bors. Muslim women's movement under the religious revival conditions is aimed to store the traditions and be developed in new formats that cre-
ates positive précédants of coopération with secular institutions and gradually becomes the elements of civil society.
Keywords: the women's movement, Islam, historical memory, religious revival, Tatar-Muslim women, traditions, identity.
Вопрос о положении женщины в обществе был актуален во все времена. Изучением этой темы в прошлом занимались и татарские богословы. Например, Мусой Бигиевым был опубликован цикл статей под общим названием «Халык назарына берничэ мэсэлэ» («Несколько вопросов вниманию народа»), «Ислам миллэтенэ» («Мусульманскому народу»)[1]. Мухлисой Буби также были опубликованы актуальные материалы по данной проблематике [2]. Различного рода изыскания в рамках темы о женской эмансипации продолжают оставаться актуальными, и по сей день, они отражаются в работах А.Х.Махмутовой, Р.Н.Мусиной, С.Аппаковой, Л.И.Алмазовой, Л.Ф.Байбулатовой, Т.А.Биктими-ровой и многих других. А обозначенный и обобщенный авторами сложный комплекс источников и исследовательских задач в ходе написания кандидатских квалификационных работ позволил выяснить, что религиозное возрождение в 90-е годы прошлого века выдвинуло на общественно-политическую арену различные активно действующие социальные группы. В результате социально-политической трансформации российского общества религиозные объединения приобрелиновый общественно-правовой статус, что привело к активизации (в том числе женского) мусульманского движения. Сформировавшиеся общественные организации мусульманок стали важным фактором национально-духовного возрождения в Республике Татарстан. Вследствие чего, отдельного внимания и уважения заслуживают, духовное образование, деятельность на ниве благотворительности и социально-значимая работа мусульманок.
Последние годы в России, как и во всем мире, ознаменованы ростом мусульманской активности. Свидетельствуют об этом не только строящиеся мечети, формирование общин и обществ и возросший интерес к Исламу со стороны молодежи, а также СМИ. Мы наблюдаем сегодня и усиливающуюся роль женщины-мусульманки во всех социальных и общественно-культурных сферах.
Мусульманка ныне не ограничивает себя исключительно сферой семейно-бытовых проблем, но активно участвует в обсуждении общечеловеческих проблем, процессов оздоровления общества. Формирование общественного и политического сознания у мусульманок России проходило под влиянием восточной и европейской просветительской литературы. Вместе с тем сказывалось воздействие ряда общественных движений: мусульманского революционно-демократического движения, эсеров, социал-демократов, кадетов и др. Очевидное влияние на движение мусульманок оказали и русские феминистки. Созданные в годы первой российской революции «Русское женское взаимно-благотворительное общество», «Союз равноправия женщин», «Женская прогрессивная партия» пользовались вниманием мусульманок, преимущественно представительниц групп либерально-демократического направления.
Революционные настроения и идеи породили различные движения. Начавшись с женских благотворительных обществ в годы первой российской революции, пройдя через общества помощи раненым в годы Первой мировой войны, движение за эмансипацию мусульманок в полной мере заявило о себе в 1917 году. Оно стало общероссийским - со своей программой и общенациональными органами. Очевидно, что возрастание активности женщин как в европейских, так и в азиатских странах связано не столько с воспроизводством традиционалистских исламских требований, сколько с актуализацией прав женщин. Была предпринята попытка выработать свой модернистский проект, который бы не отрицая многие достижения демократии и гражданского общества, выдвигал новую систему ценностей, сохраняя при этом элементы традиционной идентичности.
В исламе женщина занимает особое место: она в первую очередь должна заниматься семьей и воспитанием детей. Да, женщина может работать, но дети и семья - в первую очередь. И, естественно, жены должны быть образованными, а иначе как они будут воспитывать подрастающее поколение? У татар есть такой феномен - институт абыстаев, образованных женщин, которые обучают девочек. Такого больше нет ни у кого. Поэтому у татар впервые появляются женские медресе, гимназии. То есть татары понимали, что женщины должны быть образованными. Именно у татарского этноса эта модель была ярко выражена в идеологической форме, как ни у кого другого. Историческая миссия татарского народа в том, может быть, и заключается, что татары еще в середине XIX века поняли, что помимо традиционных религиозных ценностей необходимо искать другие формы развития общества. Например, совершенствовать систему образования. Можно сказать, что татары уже в середине XIX века понимали необходимость создания институтов гражданского общества помимо ислама. И к началу XX века эти институты они сумели выстроить: это и средства массовой информа-
ции, и мусульманская фракция в Государственной думе, и создание партии Иттифак-аль-муслимин, и независимая система мусульманского образования. В начале XX века татары оказались самым «политически продвинутым народом» [3].
В то же время религия для мусульманок в светском обществе часто оказывается результатом осознанного выбора, и доскональное следование исламским правилам воспринимается как законное право, которое зачастую приходится отстаивать в публичной сфере. Такая постановка проблемы актуальна и для постсоветского общества, где женские мусульманские движения стали постепенно играть всё более заметную позицию в общественной жизни. Однако этот процесс пока еще не достаточно глубоко (а на региональном срезе и вовсе не) изучен.
Несмотря на активное участие мусульманок в молодежных и иных организациях, существует насущная необходимость в создании специализированных женских организаций. Это связано с тем, что взгляд на проблему женщин в исламе пока еще остается достаточно узким. Повседневная жизнь требует от мусульманок активнее заниматься просветительской работой, принимать участие в воспитании нового поколения, чтобы устранить из общественного сознания распространенные в обществе стереотипы, касающиеся женщины в исламе.
В последние годы создано Бюро по трудоустройству населения, появился проект возрождения Института сватовства в России, организована ежегодная научно-практическая конференция на тему: «Возрождение духовно-нравственных традиций семьи и института сватовства в современных условиях». Создание партнерского объединения свах, единой базы клиентов, единого сайта дает возможность скорейшему устройству личной жизни одиноких людей. Проведение пленарных заседаний, круглых столов, организация религиозных и национальных праздников также регулярно осуществляется женскими мусульманскими объединениями Татарстана. Ими разработана программа работы филиалов, включающая задачи борьбы с женским алкоголизмом, организации центров создания семьи, трудоустройства, помощи детям-сиротам, малообеспеченным и многодетным семьям и т.п. социальными проблемами. Есть просто уникальные и новаторские примеры работы. Так, для активизации деятельности СМТ был специально разработан проект создания первого в своем роде Республиканского национального семейно-культурного комплекса «Баракат».
Подводя итоги, необходимо отметить, что современное татарстанское и даже общероссийское женское мусульманское сообщество не просто готово к объединению, но также становится более открытым современному обществу. Оно организовывает встречи, выступает с предложениями, проводит знаковые конференции и мероприятия, поднимая задачи как внутренние, связанные с ростом исламского самосознания, так и внешние, напрямую отражающие политическую, экономическую, межнациональную и межконфессиональную ситуацию в стране.
Конфессиональные, в т.ч. женские мусульманские организации РТ, развиваясь в общероссийском контексте становления гражданского общества, твердо заняли свою нишу среди негосударственных некоммерческих и религиозных объединений. Они выражают интересы значительного социального пласта населения.
При этом роль женских мусульманских организаций в формировании социокультурной среды РТ неоднозначна. Женская социально-демографическая общность имеет значительный социальный потенциал, мало используемый в процессе политического, экономического развития республики. Женские мусульманские организации РТ стремятся к взаимодействию с государственными структурами. В результате они взяли на себя часть функций государства в таких областях, которым в силу нехватки средств и времени уделяется недостаточно внимания (борьба с наркоманией, СПИДом, поддержка незащищенных слоев населения: инвалиды, сироты, матери-одиночки, многодетные семьи, призывники, пострадавшие от домашнего насилия, жертвы сексуальных домогательств, безработные). В результате осуществляемой деятельности они принимают непосредственное участие в формировании социальной политики Российского государства и РТ.
Полно проявляется творческий потенциал женщин во всех областях. Организованные масштабные культурные события и безкомпромисные акции имели широкий резонанс в общественной и духовной жизни не только в республике, но и за ее пределами. Тем самым женское и как его неотъемлемая часть мусульманское женское движение в российской полиэтноконфессиональной среде изменяет культуру и сознание людей, соприкоснувшихся с его деятельностью. Речь идет об отказе от патриархальных стереотипов в мышлении и поведении.
Процесс институционального становления женских мусульманских организаций РТ охватывает период с конца 1980-х гг. по настоящее время, связанный с появлением нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность общественных и некоммерческих объединений. Особо стоит от-
метить тот факт, что федеральное и местное республиканское законодательство полностью регулирует деятельность женских мусульманских организаций в РТ, однако никаких различий от ситуации в других регионах РФ в их правовом статусе и обеспечении не наблюдается. Женские мусульманские объединения и организации имеют достаточно четко сформулированные цели возникновения и деятельности, закрепленные в уставных документах. Наиболее распространенной формой объединения является «общественная организация», наряду с которой существуют «фонды», «некоммерческое партнерство», «движение».
В результате создания юридических основ для возникновения общественных и религиозных организаций, отсутствия идеологического запрета на создание самостоятельных общественных структур, появления экономической базы для их существования в виде развития частного сектора и финансов зарубежных стран, в РФ и ее регионах наблюдался рост количества подобных организаций, в том числе и сугубо женских на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Трансформация политической и экономической жизни повлекла за собой резкое ухудшение уровня жизни населения, в результате женщины стали одной из дискриминируемых социальных групп, что заставило их задуматься о своем положении и в результате увидеть в общественных и религиозных организациях новый способ решения своих проблем. Издержки трансформации общественных отношений проявились в ужесточении профессионального и интеллектуального отбора женщин на рынке труда. Женские мусульманские объединения и активистки-феминистки также продемонстрировали отказ от пассивного наблюдения за ходом социально-политических изменений в стране, в результате проведенных мероприятий и работы над социально значимыми проектами, предложили свои методы решения актуальных проблем нашего общества.
Всего лишь примерно четверть от общего количества возникших в 1990-е гг. женских мусульманских объединений существует по настоящее время. В постсоветский период появились независимые женские объединения, участницы которых не опирались на спущенные сверху указания, как это было в женских советах Татарии. Женские организации сумели преодолеть такой советский феномен как «активист общественной организации». Однако, не секрет, что многие женские организации «конкретно персонифицированные», то есть были созданы «под лидера». Татарстанские женские мусульманские организации не являются исключением. Механизм функционирования независимо от личности лидера не всегда действует в организации, не все организации могут продолжать свою деятельность после его ухода. Вообще женщины, создающие и участвующие в деятельности организаций, меняют не только окружающий мир, но и самих себя, способ своего мировосприятия. Большинство женщин, даже недолгое время, проработав в организации, отмечают приобретение «стартового» капитала для продолжения профессиональной карьеры, любого социального роста.
Тем не менее, функционированию женских мусульманских организаций РТ присущи как общие, так и особенные характеристики, обусловленные спецификой региона. Фактор полиэтничности и поликонфессиональности оказывает влияние на мусульманское женское движение республики. Устремления, проблемы татарской мусульманской женщины во многом отличаются от других женщин, поэтому организации, объединяющие их, ставят перед собой иные цели и задачи, представляя, прежде всего, ее интересы. На появление и развитие женских национальных и религиозных организаций, безусловно, повлияло татарское национальное движение, возникшее на рубеже ХХ-ХХ1 вв., и процесс возрождения религиозных ценностей в современном обществе. Женщине в национальных проектах отводится важная роль: она ответственна за физическое благополучие народа, его здоровье, воспитание подрастающего поколения, сохранение семейных традиций... Неотъемлемой частью татарского национального движения стали женские общественные организации, для которых характерна преемственность целей женских организаций начала ХХ в., когда татарская нация испытывала свое становление. От их участия во многом зависел масштаб движения, поэтому их институциональное оформление происходило в рамках татарского национального движения, которое оказывало финансовую и иного характера помощь. Основная деятельность организаций, во главе которых стояла Ассоциация татарских женщин «Ак калфак», была направлена на сохранение языковых традиций татарского народа и его культуры через женщину. Объединяя женщин-татарок всего мира, «Ак калфак» претендует на международный статус организации. Ислам выступает как один из основополагающих «признаков» татарской национальной культуры, поэтому женские религиозные организации («Меслимэ»и «Союз мусульманок Татарстана»), в своей деятельности обращаются к проблемам сохранения татарского языка и культуры. Однако для многих женщин (в основном девушек) в современном светском обществе религия стала осознанным выбором, а следование исламским правилам воспринимается как законное право, которое зачастую приходится отстаивать публично.
Эти организации помогают мусульманкам адаптироваться к современным условиям, поскольку многие из них настойчивы в достижении своих целей, на решение таких проблем современности, как наркомания, алкоголизм, кризис семьи. Зачастую женщина-мусульманка берет на себя позицию «морализирующего субъекта» [4, с. 464].
В целом женское движение РТ имеет внутренние и внешние проблемы, мешающие им осуществлять более эффективную деятельность. Во-первых, отсутствует единый консолидирующий центр и общепризнанный лидер, что помогло бы преодолеть разобщенность женского движения. Хотя формально в качестве такой структуры выступает Республиканская женская общественная организация «Женщины Татарстана» во главе с З.Р.Валеевой, которой надо отдать должное и дать высокую оценку ее деятельности, поскольку ею и другими участницами организации было сделано очень много для становления женского движения в переходный период развития РТ.
В связи с развитием общества возникает новая историческая ситуация, и перед женским мусульманским движением, являющимся частью общественно-политического и религиозного движения, ставятся новые цели и задачи. Вот почему сегодня наши женщины-мусульманки нуждаются в новой идеологии, стратегии и новых лидерах, воспитанных уже в условиях современной эпохи, с новыми взглядами и подходами. Здесь мы можем констатировать еще один негативный фактор возрождающегося женского мусульманского движения - отсутствие преемственности поколений. Лидеры подобных организаций мало уделяют внимания пропаганде идей именно женского мусульманского движения среди подрастающего поколения - молодых девушек и женщин, не говоря уже о ведении подобной работы среди юношей и молодых мужчин. Практически нет резерва молодых кадров в аппаратах многих женских исламских организаций. Возраст лидеров женского мусульманского движения, как правило, колеблется от 40 до 65 лет. Воспитанием подрастающего поколения на постоянной основе занимаются лишь немногие мусульманские женские и религиозные объединения.
Важная проблема всего современного женского движения (мусульманкам еще сложнее из-за строгих норм шариата и т.п. ограничений) - отсутствие постоянного и целенаправленного финансирования. В различных комбинациях женские организации используют следующие финансовые ресурсы: спонсорская помощь, государственная поддержка, гранты от иностранных и российских фондов, личные средства, членские взносы. В 1990-е годы финансовые ресурсы иностранных фондов, предоставляющих гранты на конкурсной основе, являлись основными источниками дохода женских организаций, в основном, феминистской направленности. К сожалению, деятельность международных фондов в 2008 и 2013 гг. на территории РФ была ограничена, что сократило часть доходов общественных организаций, в том числе и женских.
Обращение к грантам иностранных фондов произошло в силу того, что минимальной была государственная поддержка. Она носила непостоянный характер и распространялась в основном на организации, защищающие права женщин, семьи и детей. Благотворительная же деятельность не получила такого широкого распространения, как на Западе, поскольку не было создано Правительством РФ на законодательном уровне благоприятных условий для ее реализации. Слабое финансирование женских мусульманских организаций РТ также является причиной иногда неэффективности их деятельности.
Стремление женских мусульманских организаций Республики Татарстан к социальному партнерству, прежде всего, с государственными и отчасти духовно-конфессиональными структурами наталкивается на декларативные обещания со стороны последних. В результате до сих пор в РТ не создано специальной структуры, занимающейся гендерными вопросами и политикой, хотя о возможности его создания говорилось еще в начале 1990-х гг. К сожалению, огромный гуманитарный потенциал, заложенный непосредственно в самом исламе и женском мусульманском движении не используется властью эффективно в качестве перспективного ресурса для дальнейшего социально-экономического развития нашего динамичного региона и реального инструмента борьбы с религиозным экстремизмом и фундаментализмом, иными глобальными современными вызовами.
Источники и литература
1. Хайрутдинов А. . Бигиев Муса (1875-1949).- Режим доступа: http://www.islam-portal.ru/. свободный. -Проверено 01.07.2015.
2. Гимазова Р. Мухлиса Буби и просвещение мусульманских женщин.-Режим доступа:Ы1р://^тт^1ат isemya.com/, свободный ( Проверено 01.07.2015).
3. Мухаметшин Р. «Татарский ислам можно считать евроисламом». - Режим дуступа: http://www.business-gazeta.ru/ агйс1е/77134/, свободный ( Проверено 01.07.2015).
4. Сабирова Г. Как стать и остаться мусульманкой: опыт разных поколений // Женская устная история. -Бишкек, 2005.