Секция 5. Культурология
Section 5. Cultural studies Секция 5. Культурология
Borsh Kristina Olegovna, South Federal University, First year graduate. Faculty of philosophy an cultural studies E-mail akunamatatabg@yandex.ru
The image of superhero in American culture of a 20-21st century
Abstract: This article is dedicated to superhero image in American culture. We can find that superhero image is a quintessence of American values on each step of it’s evolution by following the story of its’ formationand story of development of comic book culture. It also matters that these values were transmitted and are still transmitted on every generation of American teenagers by the image of a superhero. American superhero has a number of characteristics. Double identity, superpower, bright and identifiable outlook etc. As a history shows a comic book and its’ superhero are powerful instruments of ideological and political propaganda. A superhero image is important element of selfidentity for American.
Key words: superhero, comic book, national archetype, American hero, ideological propaganda, political propaganda.
Борщ Кристина Олеговна, Южный Федеральный Университет, Магистрант 1 года обучения
Факультета философии и культурологи E-mail akunamatatabg@yandex.ru
Образ супергероя в американской культуре 20-21 века
Аннотация: Данная статья посвящена феномену супергероя в американской культуре. Проследив историю формирования образа супергероя, а также историю развития комиксной культуры, мы обнаруживаем, что образ супергероя на всех этапах своего развития является квинтэссенцией американских национальных ценностей. Так же важно, что посредством образа супергероя эти ценности транслировались и продолжают транслироваться на многие поколения американских тинейджеров. Американский супергерой имеет ряд характеристик. Например: двойная идентичность, суперспособности, узнаваемая внешность и т. д. История показывает, что комикс и его супергерой являются мощными инструментами идеологической и политической пропаганды. Образ супергероя для американца есть важный элемент самоидентичности.
Ключевые слова: супергерой, комикс, американский герой, национальный архетип, идеологическая пропаганда, политическая пропаганда.
«В наше время основным путем формирования стереотипов по праву можно назвать средства массовой информации: газеты, радио и телевидение. Кроме того, никак нельзя забывать о кино, которому сегодня принадлежит огромная роль в вопросах массового воздействия на национальное сознание. Кинематограф дает как бы зрительное воплощение национальных образов» [4, 24]. Согласно статистике, около 80 процентов американских фильмов — это
фильмы о супергероях.Можем ли мы утверждать, что в образе супергероя сосредоточилась вся американская система ценностей? Является ли супергерой инструментом пропаганды этих ценностей, идеологии и политических воззрений?
Американские супергерои активно проникают в нашу жизнь вместе с голливудским кино, отсюда, возникает интерес к первоисточнику — самим комиксам.
63
Section 5. Cultural studies
Сегодня американская культура активно внедряет своих комиксных героев в пространство общемировой культуры, потому не случайно все чаще на экранах кино герои с суперспособностями спасают наш мир от различного рода потрясений.
Следует сказать, что супергерой для Америки является синонимом понятия «американский герой». В культурной традиции Америки образ героя возник вместе с зарождением американской культуры. Именно классический тип американского героя тиражирует комикс. Обратимся к истории формирования супергероя в американской действительности.
Прототипом американского героя в современном виде явился образ так называемого «американского Адама», позаимствованный из библейского писания. Под американским Адамом подразумевался образ человека, стоящего на пороге новых знаний и открытий. Первоначально он именовался «героем фронтира», когда фронтиром называлась та «линия», которая отделяла коренных американских индейцев от завоевателей. Завоеватель прибывал в дикую местность, чтобы установить там новый порядок. [1, 166-167]
В середине XIX в. американский герой приобретает новые черты. После речи одного из самых авторитетных американских философов Р. У Эмерсона «Американский Ученый» 1837 г. в американской культуре возникает идея, что спасти мир от катастроф и разрушений сможет только герой-ученый. Таким образом, сложившийся образ американского героя обогатился за счет науки.
Вместе с идеями спасителя ученого образ американского героя обогатился концепцией Фридриха Ницше о сверхчеловеке. Такой гибридный американский герой возник во всей культуре, наиболее ярко он воплотился в литературе и комиксной культуре XX в., определив развитие данного направления в искусстве.
Первоначально комиксы представляли собой графические юмористические новеллы, пока не появился главный персонаж комикса — супергерой. В 1938 г. произошла революция жанра комикс. В этот год героем журнала «Action Comics» стал Супермен, который определил дальнейшее развитие комикс-индустрии. Супермен стал прототипом для целой плеяды героев.
Одним из самых ярких героев комикса стал Капитан Америка и одноименного комикса 1941 г. На пороге Второй мировой войны герой комикса, Стив Роджерс, из болезненного подростка превращается сверхчеловека и вступает в борьбу с нацистским режимом.
В 50-х гг. интерес общественности к комиксам накалился до такой степени, что актуальным стал вопрос о судьбе комикса на государственном уровне, так как комиксы породили множество подражателей среди мирного населения. В результате чего была создана комиссия, изучавшая влияние комиксов на психику подростка и связи комиксов с подростковой преступностью, и введена жесткая цензура. Так закончился «золотой век» комикса, открытый Суперменом. [5, 123-127]
Новая волна супергероев и «серебряный век» комикса ознаменовали 60-70 гг. XX в., которые призвано называть в честь ведущей компании, выпускавшей комиксы, — эпохой «Marvel Comics». Художники Marvel стали законодателями мод в индустрии комиксов. Особенностью комикса Marvel стала опора на научную стезю, актуальную на момент появления комикса, а также супергерои из фантастического мира «переселились» в реальность, прописавшись в городское пространство Нью-Йорка, Лос-Анжелеса и др. городов. Черты супергероя стали более человеческими. Таким образом, для американской культуры супергерой является воплощением национального архетипа, который американскому читателю понятен, близок и выступает основным символом для идентификации со своей культурой.
При анализе образа супергероя, обнаруживается ряд типичных характеристик. В отличие от русского героя, который всегда должен заслужить избранность и пройти нравственный путь преобразования, чтобы стать героем, американский супергерой становится таковым при случайных обстоятельствах. Следует сказать, что образ героя весьма схематичен и клиширован. Далее выделим пять составляющих образа супергероя:
1) Современный мегаполис как место действия.
2) Узнаваемая внешность (обтягивающий костюм, подчёркивающий крепкое телосложение, запоминающаяся эмблема, скрывающая лицо маска и т. д.).
3) Двойная идентичность.
4) Суперспособности. Американский фольклор конца XIX — начала XX века хранит немало историй о необыкновенных силачах (Поль Баньян, Джон Генри и пр.), в ХХ веке, после триумфа Супермэна, эти истории трансформировались и перешли в журналы и комиксы.
5) Борьба против конкретного зла — для протестантской этики очень характерен частный характер действий, а не глобальное мышление «о всеобщем благе».
64
Секция 5. Культурология
Интересно то, что традиционно комикс и его герои не воспринимаются обществом как нечто серьезное, однако именно они являлись мощнейшим инструментом пропаганды в американской истории. Рассмотрим несколько таких примеров:
1) Идеологическая пропаганда присутствует во многих комиксах (зачастую опережая события). Так, Капитан Америка в первом же выпуске мощным ударом сбивает с ног Гитлера; при этом происходит всё в марте 1941 года, то есть более чем за полгода до официального вступления США во Вторую Мировую войну в декабре 1941 года.Мы видим, что Гитлер падает на стол с картой США, под которой надпись «Планы на США»; на заднем плане телеэкран демонстрирует действия немецкого подрывника, разрушающего американский завод.
2) Прямая пропаганда. Яркий образчик — комиксы периода Холодной войны; например, На обложке апрельского выпуска «Detective Comics» 1959 года (№ 266) мы видим последствия истерии по поводу первого в истории запуска советского спутника в 1957 году: Бэтман и Робин не знают, как спастись от нового супер-оружия, форма которого повторяет форму спутника.
«Этот безбожный Коммунизм» (This Godless Communism) 1961-1962 годов. Комикс «Битва
за Луну», показывающий глобальный конфликт в рамках гонки вооружения и покорения космоса. Комикс даёт четкое представление о том, КАК должно быть и КТО должен победить в противостоянии США и СССР при освоении космического пространства. Американские исследователи в фигуре прячущегося за лунным холмом красного астронавта с пистолетом усматривают самого Сталина.
Множество комиксов во время Второй мировой войны, а затем и на протяжении Холодной войны формировали мнение о непобедимости американской нации, о том, что необходима максимальная бдительность против советских шпионов, а также формировали патриотизм и положительное отношение к локальным конфликтам, апофеозом которых стала война во Вьетнаме.
Мы проследили формирование образа супергероя от «американского Адама» до Супермена и других героев комиксов. Обратились к истории комикса и его персонажей, выделили основные характерные черты супергероя. Образ супергероя является важнейшим элементом в системе американсой идентичности. Однозначно, комикс и образ героя не раз являлись инструментами пропаганды национальных ценностей и политических убеждений в американской культуре.
Список литературы:
1. Бурстин Д. Д. Американцы: национальный опыт. - М.: Наука. 1999 г. -621 с.
2. Гаджиев К. С. Американская нация: национальное самосознание и культура. - М.: Наука, 1990 г. -240 с.
3. Михельсон О. К. Археология поп-культуры: новая религиозность и мифологический код в семантическом поле блокбастера//Религиоведение. - 2010 г. - № 4. - С. 56-62.
4. Теплиц Е. Кино и телевидение в США. М.: Искусство. 1966 г. -304 с.
5. Шестаков В. П. Америка извне и изнутри: очерки американской культуры и национального характера. - М.: Духовное возрождение. 1996 г. -176 с.
6. Япп Н., Сиретт М. Эти странные американцы. - М.: Эгмонт Россия. 2001 г. -72 с.
Mesheryakova Anna Vladimirovna, Vladimir State University, postgraduate student, the Faculty of Philology E-mail: knigojor7@yandex.ru
The doctrine by J. Ruskin as the religion of Beauty
Abstract: The religious aspect of the aesthetic doctrine byJ. Ruskin is examined in the article. The author focuses his attention on the general postulates of this theory and the Oxford Movement as the main factor of it’s origin.
Key words: nature, beauty, the aesthetic taste, imagination, the Anglican Church, Catholicism, the Oxford Movement.
65