Summary:
THE CASE OF HEMORRHAGIC STROKE IN PATIENTS SUFFERING FROM SYSTEMIC LUPUS ERYTHEMATOSUS
Y.I. Doan, O. A. Kicherova, L.I., Reykhert, T.V. Postnikov, A. V. Kravchenko, E. I. Kustov Tyumen state medical University, Tyumen, Russia
Stroke in young is the most important problem of modern neurology. One of the reasons for their occurrence is a systemic disease with lesions of the vascular wall and ischemic stroke. Considering the available risk factors and correct choice of the basic therapy is the key to successful management of these patients and ensures the prevention of primary and recurrent vascular events. In the presented clinical case demonstrates the need for multidisci-plinary approach to patients with the complications of systemic diseases.
Key words: stroke, hemorrhagic stroke, women with systemic lupus erythematosus.
УДЮ 616.89-008
ОБРАЗ СУИЦИДЕНТА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
П.Б. Зотов
ГАУЗ ТО Многопрофильный клинический медицинский центр «Медицинский город», г. Тюмень, Россия ГБУЗ ТО «Областная клиническая психиатрическая больница», г. Тюмень, Россия
Контактная информация:
Зотов Павел Борисович - доктор медицинских наук, профессор. Место работы и должность: заведующий ОПП и РБ ГАУЗ ТО Многопрофильный клинический медицинский центр «Медицинский город». Адрес: Россия, 625041, г. Тюмень, ул. Барнаульская, д. 32; специалист центра суицидальной превенции ГБУЗ ТО «Областная клиническая психиатрическая больница», Адрес: Тюменская область, Тюменский район, р.п. Винзили, ул. Сосновая, 19. Телефон: (3452) 270-552
На основе опроса 62 педагогов-психологов представлен усредненный образ суицидента - это девушка-подросток 15 лет со сложным характером, учащаяся, проживающая в родительской семье со средним или ниже среднего материальным достатком. Проявляет суицидальную активность преимущественно при разрыве любовных отношений и/или измене, разводе родителей, реже при конфликте со сверстниками или родителями путем нанесения самопорезов, попыткой отравления или падения с высоты. Для получения информации и поиска помощи обсуждает свою проблему в соцсе-тях.
Анализируя полученный образ, автор делает вывод о том, что, несмотря на профильность опрошенных специалистов, их представления в большинстве случаев искажены, подвержены влиянию средств массовой информации и мало соответствуют объективным медико-социальным данным. С целью повышения эффективности работы психологической службы по профилактике суици-
дальной активности в образовательных учреждениях предлагается включение в программы подготовки педагогов-психологов соответствующих профильных тем по суицидологии.
Ключевые слова: суицид, суицидальные попытки, подростки, психологи
Система суицидальной превенции представляет собой многоуровневый и разноплановый характер мероприятий, направленных на первичную профилактику, раннее выявление и коррекцию суицидального поведения, предупреждение повторных покушений и помощь близким суицидентов [8], а так же регистрацию и учет [2]. Сложность суицидокинеза и необходимость междисциплинарного подхода требует участия не только врачей-психиатров и психотерапевтов, традиционно курирующих эту проблему, но и привлечение других специалистов -психологов, педагогов, социологов, юристов и
др. [8, 9].
Для синергичной работы межпрофессиональных групп важно как наличие у специалистов некой универсальной картины о проблеме в целом, так и более узкопрофильных знаний у каждого участника с учетом его профессиональных интересов [7]. Между тем, как показывает практика, относительно темы суицида, представления лиц, призванных заниматься этой проблемой, не всегда соответствуют научным и статистическим данным [7, 10, 11].
Цель исследования: анализ представлений педагогов-психологов о суицидентах (покушения).
Материал и методы: проведен анкетный опрос 62 педагогов-психологов средних образовательных учреждений. Все исследуемые -женщины, в возрасте от 29 до 54 лет (средний 46,1±2,1 лет).
Стаж работы педагогом - от 6 до 27 лет (средний - 15,7±2,9 лет), в том числе педагогом-психологом - от 2 до 19 лет (средний - 11,4±3,2 лет).
Инструментом исследования являлась специально разработанная анкета, заполняемая слушателями при первичном тестировании на цикле постдипломного образования по суицидальной превенции.
Результаты исследования.
Оценка полученных данных показала следующие результаты.
1. Пол. Подавляющее число опрошенных (96,8%) указали на преобладании среди суици-дентов лиц женского пола над мужчинами. Причём, по их мнению, соотношение женщины / мужчины может составлять 2-3 к 1.
2. Возраст. Средний возраст совершения попыток, по мнению опрошенных, составляет 15,2±1,2 лет.
3. Образование: учащийся / студент - 98,4%.
4. Семейное положение: до брака (проживание в родительской семье) - 98,4%.
5. Психическое состояние: сложный характер - 74,2%; наличие психических нарушений: обязательно - 19,4%.
6. Мотивы суицидальной активности: разрыв любовных отношений - 96,8%; измена -54,8%; развод родителей - 48,4%; финансовые проблемы - 46,8%; конфликт со сверстниками -22,6%; конфликт с родителями - 11,3%; смерть близкого - 8,1%; другие - 8,1%.
7. Способы суицидальных действий: самопорезы - 37,1%, отравление - 32,2%; падение с высоты - 22,6%; другое - 8,1%
8. Материальное положение: ниже среднего
- 37,1%; среднее - 38,7%; хорошее - 16,1%; очень хорошее - 8,1%.
9. К кому обращаются за помощью: соцсети
- 98,4%; к сверстникам - 88,7%; родители / близкие - 1,6%.
10. Откуда преимущественно получают информацию о суициде: интернет - 98,4%; окружающие - 74,2%; телевидение / радио -12,9%.
Обсуждение результатов.
Выделение ведущих элементов образа педагогов-психологов о лицах, совершающих суицидальную попытку, позволяет сделать вывод о том, что это обычно - девушка-подросток 15 лет со сложным характером, учащаяся, проживающая в родительской семье со средним или ниже среднего материальным достатком. Проявляет суицидальную активность преимущественно при разрыве любовных отношений и/или измене, разводе родителей, реже при конфликте со сверстниками или родителями путем нанесения самопорезов, попыткой отравления или падения с высоты. Для получения информации и поиска помощи обсуждает свою проблему в соцсетях.
Анализируя полученный образ, можно отметить, что он наиболее соответствует представлениям обывателей, и очень созвучен картине, представляемой средствами массовой информации [5, 6]. Реальная ситуация по данным суицидологического регистра [4], осуществляющего регистрацию и учет суицидальных действий в регионе исследования (г. Тюмень и Тюменская область) выглядит несколько иначе. Так, представленная педагогами-психологами как наиболее суицидоопасная возрастная категория 14-17 лет, реально составляет лишь 4,76% от всех лиц, совершивших суицидальную попытку. В действительности, лидирующее место занимает возрастная группа от 18 до 29 лет, на которую приходится 39,6% попыток, вторая по частоте -30-39 лет - 29,5%. То есть на долю этих возрастных групп приходится 69,1% всех покушений на суицид [4]. Соответственно, большая часть этих лиц переходят в категорию студентов, молодых специалистов и др. социальных групп, что снижает влияние на суицидальную активность ро-
дительской семьи, и привносит действие других факторов.
Различается с представленными данными опроса и половой состав суицидентов. Например, среди лиц, совершивших суицидальную попытку в Тюменской области (регион исследования), количество женщин не в 2-3 раза, а лишь ненамного превышает число мужчин - соотношение - 1 к 0,82 [4].
Смещение педагогами-психологами половозрастных категорий потенциальных суициден-тов преимущественно на подростковый возраст так же отразилось на их более отвлечённом от реально регистрируемых представлений других категорий. В частности, указание на значительно завышенные показатели частоты «сложного характера» (74,2%), под которым, как выяснилось при уточняющем опросе, большинство педагогов-психологов подразумевали наличие ярко выраженных истерических и неустойчивых черт. «Подростковый образ» предопределил и доминирование «любовных» мотивом суицидальной активности (96,8%), сместив актуальные мотивы конфликта на 5-6 места.
Далеки от реальных показателей и способы совершения суицидальных действий. В отличие от анкетных данных в реальной жизни преобладают самоотравления (57,8%), на втором месте самопорезы - 28,6%. Отмеченные педагогами с частотой 22,6% падения с высоты (наиболее ве-
Литература:
1. Демдоуми Н.Ю., Денисов Ю.П. Распространение «суицидального контента» в киберпространстве русскоязычного интернета как проблема мульти-дисциплинарных исследований // Суицидология. -2014. - Том 5, № 2. - С. 47-55.
2. Зотов П.Б., Родяшин Е.В., Уманский С.М., Кузнецов П.В. Проблемы и задачи суицидологического учета (организация регистра) // Тюменский медицинский журнал. - 2011. - № 1. - С. 10-11.
3. Зотов П.Б., Родяшин Е.В. Суицидальные действия в г. Тюмени и юге Тюменской области (Западная Сибирь): динамика за 2007-2012 гг. // Суицидоло-гия. - 2013. - Том 4, № 1. - С. 54-61.
4. Зотов П.Б., Родяшин Е.В. Суицидальные попытки в г. Тюмени // Тюменский медицинский журнал. -2013. - Том 14, № 1. - С. 8-10.
5. Любов Е.Б. СМИ и подражательное суицидальное поведение. Часть I // Суицидология. - 2012. - № 3. - С. 20-29.
роятно под влиянием СМИ), реально составляют лишь 2,3% [3].
Наиболее близкие к действительности данные опроса о влиянии интернета и соцсетей, минимальном обращении за помощью к родителям и близким (обычно в деструктивных семьях) и попытках поиска решения проблем в среде сверстников [1].
Заключение.
Снижение суицидальной активности населения, и школьников в частности, требует активного внедрения современных методов суицидальной превенции, важным условием которого является наличие и подготовка соответствующих профессиональных кадров. У значительной части педагогов-психологов, в задачи которых входит работа по профилактике, выявлению и коррекции суицидального поведения, отсутствуют необходимые профессиональные знания в области суицидологии. Как правило, эти представления искажены, не отражают объективные медико-социальные данные, и сформированы под влиянием средств массовой информации. С целью повышения эффективности работы психологической службы по профилактике суицидальной активности в образовательных учреждениях необходимо включение в программы подготовки педагогов-психологов соответствующих профильных тем по суицидологии.
References:
1. Demdoumi N.Yu., Denisov Yu.P. Distribution of "The suicide content" in the cyberspace of the russian-speaking internet as the problem of multidisciplinary researches // Suicidology. - 2014. - Vol. 5, № 2. - P. 47-55. (In Russ)
2. Zotov P.B., Rodyashin E.V., Umansky S.M., Kuz-netsov P.V. Problems and challenges results-based (organization registry) // Tyumen Medical Journal. -2011. - № 1. - P. 10-11. (In Russ)
3. Zotov P.B., Rodyashin E.V. Suicide in Tyumen and the south of the Tyumen region (Western Siberia): dynamics for 2007-2012 // Suicidology. - 2013. - Vol. 4, № 1. - P. 54-61. (In Russ)
4. Zotov P.B., Rodyashin E.V. Suicide attempts in Tyumen // Tyumen Medical Journal. - 2013. - Vol. 14, № 1. - P. 8-10. (In Russ)
5. Lyubov E. B. Mass media and copycat suicidal behavior: Part I. // Suicidology. - 2012. - № 3. - P. 20-29.
6. Любов Е.Б. СМИ и подражательное суицидальное поведение. Часть II. Предупреждение самоубийств: ресурсы профессионалов СМИ // Суицидология. -2012. - № 4. - С. 10-22.
7. Любов Е.Б. Профилактика суицидов молодых: международный опыт и отечественные резервы (комментарий переводчика) // Суицидология. -2014. - Том 5, № 4. - С. 9-12.
8. Положий Б.С., Панченко Е.А. Дифференцированная профилактика суицидального поведения // Суицидология. - 2012. - № 1. - С. 8-12.
9. Розанов В.А. Самоубийства среди детей и подростков - что происходит, и в чем причина? // Суицидология. - 2014. - Том 5, № 4. - С. 16-32.
10. Сахаров А.В., Говорин Н.В., Тарасова О.А., Плюс-нина О.Б. Некоторые клинические и социально-психологические характеристики студентов, совершивших суицидальные попытки // Суицидология. - 2014. - Том 5, № 1. - С. 51-56.
11. Солдаткин В.А., Дьяченко А.В., Меркурьева К.С. Исследование суицидологической и аддиктологи-ческой обстановки в студенческой среде г. Ростова-на-Дону // Суицидология. - 2012. - № 4. - С. 6064.
Summary:
6. Lyubov E.B. Mass Media and copycat suicidal behavior: Part II. Preventing suicide: a resource for media professionals // Suicidology. - 2012. - № 4. - P. 1022. (In Russ)
7. Lyubov E.B. Youth suicide prevention: international experience and native reserves (translator's comments) // Suicidology. - 2014. - Vol. 5, № 4. - P. 9-12.
8. Polozhy B., Panchenko E. The different prevention of suicidal behavior // Suicidology. - 2012. - № 1. - P. 8-12. (In Russ)
9. Rozanov V.A. Suicides in children and adolescents -what is happening and what may be the reason? // Sui-cidology. - 2014. - Vol. 5, № 4. - P. 16-32. (In Russ)
10. Sakharov A.V., Govorin N.V., Tarasova O.A., Plyusnina O.B. Clinical and socio-psychological characteristics of students, committed a suicide attempts // Suicidology. - 2014. - Vol. 5, № 1. - P. 51-56. (In Russ)
11. Soldatkin V.A., Dyachenko A.V., Merkureva K.S. The study of suicidological and addictological situation among students of Rostov-on-Don // Suicidology. -2012. - № 4. - P. 60-64. (In Russ)
THE IMAGE OF SUICIDE IN THE VIEW OF EDUCATIONAL PSYCHOLOGISTS P.B. Zotov
Tyumen medical center «Medical city», Russia Tyumen Psychiatric Hospital, Russia
Based on a survey of 62 teachers-psychologists averaged image of the suicide is a teenage girl of 15 years with a complex character, a student living in parent family with average or below average wealth. Exhibits suicidal activity is mainly in the breakup of a love relationship and/or infidelity, divorce, and sometimes in conflict with peers or parents by applying comparison, attempted poisoning or falling from height. For more information and search assistance discussing his problem in social networks.
Analyzing the way the author concludes that, despite the profile of the interviewed experts, their submission is in most cases distorted, influenced by media and few meet the objective of medico-social data. With the purpose of increase of efficiency of work of psychological service for the prevention of suicidal activity in educational institutions should be included in the training for educational psychologists relevant topics of suicide-studying. Key words: suicide, suicide attempts, adolescents, psychologists