УДК 316.34 Муха Виктория Николаевна
кандидат социологических наук,
доцент кафедры социологии, правоведения
и работы с персоналом
Кубанского государственного
технологического университета
ОБРАЗ СТРАНЫ И ОБРАЗ НАРОДА: РОССИЯНЕ О БЕЛАРУСИ И БЕЛОРУСАХ [1]
Mukha Victoria Nikolaevna
PhD in Social Science, Assistant Professor of the Social Science, Jurisprudence and HR Management Department, Kuban State Technological University [email protected]
IMAGE OF THE COUNTRY AND IMAGE OF THE PEOPLE: RUSSIANS ABOUT BELARUS AND BELARUSIANS [1]
Аннотация:
В статье представлены результаты эмпирического исследования отношения россиян к Беларуси в целом, процессам интеграции России и Беларуси, составляющие образа страны и образа народа. Сделан вывод, что в представлениях жителей России присутствует позитивный образ белорусов как этнической группы, что обусловлено общностью исторического прошлого, близостью менталитетов народов, тесными родственными и дружескими контактами. Образ страны складывается из таких ассоциативных категорий как представления об экономике, политике и географических параметрах страны, описательных характеристик самих белорусов.
Ключевые слова:
образ страны, образ народа, проективные методы, белорусы, Беларусь, этнические стереотипы.
Summary:
The paper presents the results of the empirical study of Russian attitudes towards Belarus in general and processes of integration of Russia and Belarus, which are the components of the country image and the nation image. It is concluded that in the views of Russian citizens there exists a positive image of Belarusians as an ethnic group, which determined by the common historical past, the propinquity of the mentality, the close family and friendship relations. The image of the country is composed of such associative categories, as views of the economic, political and geographical parameters of the country, and descriptive characteristics given by the Belarusians themselves.
Keywords:
image of a country; image of people; projective methods; Belarusians, Belarus, ethnic stereotypes.
Образ страны и образ народа - важные элементы оформления и функционирования коллективной идентичности. Идентичность формируется при отделении и противопоставлении «себя» с «Другим». Только при наличии инаковости личность, группа, государство могут выделить себя из окружающей среды и сформировать неповторимую идентичность.
Так образ страны выступает как основа для построения взаимоотношений с мировым сообществом, так и важнейший элемент механизма формирования гражданской идентичности. Образ страны - это знаковая модель, опосредующая представления о национальногосударственной общности и ее членах через доступные обыденному сознанию понятия и суждения [2, с. 7].
В свою очередь, образ народа строится в процессе формирования идентичности с выделением «образа Другого»: «созданные той или иной культурой образы на самом деле утверждают собственную идентичность, чаще всего в противоположении “себя” - “другим”» [3]. Идентичность этнической группы, таким образом, может быть представлена как стереотипизированная в дискурсе о Другом, конструируемая вокруг различия между доминантным и Другим [4, с. 53]. При помощи межгрупповой дифференциации происходит поддержание позитивной групповой идентичности. Именно поэтому автостереотипы более позитивны, чем гетеростереотипы, хотя и те и другие обычно скудны по содержанию и выражают лишь мнение о наиболее отчетливо проявляющихся чертах той этнической группы, о которой идет речь, не претендуя на исчерпывающую их характеристику. В свою очередь, изучение этнических образов позволяет понять особенности этносоциальных процессов, происходящих в данный момент в обществе.
Соответственно, при исследовании вопросов формирования идентичности российского государства и идентичности россиян невозможно обойти вниманием образ ближайших стран-соседей и их граждан.
В рамках реализации проекта «Особенности социальной идентичности в контексте современных интеграционных процессов в союзе Беларуси и России» (РГНФ, проект № 12-23-01000 а (м)) был проведен анкетный опрос населения Краснодарского края (выборочная совокупность 1 200 человек, ошибка выборки ± 3 %). В анкете присутствовал блок вопросов, направленный на
- во -
выявление отношения населения к Беларуси в целом, процессам интеграции России и Беларуси, определения содержательных характеристик образа страны и образа народа.
По мнению опрошенных, оба народа больше всего объединяет следующее: историческое прошлое (56 %), схожие традиции и ценности (41 %), черты характера (менталитет) (31 %). При этом 6 % опрошенных заявили, что россиян и белорусов ничего не объединяет. Данную точку зрения выразили преимущественно респонденты в возрасте от 18 до 29 лет.
Россияне в своем большинстве (55 %) полностью поддерживают курс на сближение между двумя странами, 29 % поддерживают интеграцию частично и только 4 % граждан выступают против подобного сближения. Несмотря на то, что отношение к сближению двух государств в целом по выборке положительное, мнения респондентов разных возрастных групп несколько отличается: более благосклонное отношение демонстрируют респонденты старше 55 лет, более сдержанное отношение к сближению у молодежи (респондентов до 30 лет). Основанием такого сближения россияне считают, прежде всего: совпадение экономических интересов (69 %), политических интересов (57 %); взаимная поддержка на международной арене (57 %); близость языка и культуры (49 %).
Дальнейшие вопросы были направлены на непосредственное изучение стереотипных образов страны и народа. Для определения образа народа респондентам предлагался перечень качеств, черт характера среди которых необходимо было выделить те, которые в наибольшей степени присущи белорусам. Было установлено, что россияне характеризуют своих соседей как сплоченных (21 %), коллективистов (18 %), зависимых (18 %), трудолюбивых (17 %) и отзывчивых (18 %). В целом, создается позитивный образ группы, что следует объяснить общностью исторического прошлого, близостью народов на ментальном уровне, а также тесными родственными и дружескими контактами.
Для выявления содержательного наполнения образа страны был использован метод свободных ассоциаций: респонденты должны были вписать в бланк анкеты пять основных ассоциаций, возникающих при упоминании о Беларуси. Полученный список ассоциаций был разбит на следующие категории:
1) Характеристики самой страны: в общем массиве данные ассоциации составили 59 %. В данной категории можно выделить такие подкатегории как:
а) природно-географические характеристики (Беловежская пуща, леса, реки, поля, просторы (бескрайние просторы), береза (березовые леса, белые березы), богатые ресурсы, зубры и другое) - 11 %;
б) политико-правовые характеристики (Президент, А. Лукашенко, батька, авторитаризм, власть (власть Лукашенко), отсутствие свободы, закон, порядок и другое) - 25 %;
в) экономические характеристики (безработица, бедность, товары хорошего качества, белорусская косметика, картошка, экономический союз, недорогие товары и другое) - 23 %.
2) Описательные характеристики белорусского народа: бедные люди, глупые, ленивые, хитрые, трудяги, добрые (дружелюбные), бесправный народ (бесправные люди), душевные, доверчивые, гостеприимные - 20 %.
3) Исторические события (Великая Отечественная война, распад СССР, партизанское движение, Хатынь, создание СНГ и другое) - 9 %.
4) Культурные особенности, традиции (богатый язык, одни традиции, ценности, одна вера, ансамбль «Сябры», группа «Вирасы», «Славянский базар» и другое) - 5 %.
5) Собственное мнение респондентов в отношении Беларуси и ее граждан (сестра России, Родина (родная земля), братья славяне, единые народы, общие взгляды и интересы, гостеприимная страна, «надо брать пример» и т.д. - 2 %.
Таким образом, анализ ассоциаций позволяет сделать вывод, что образ Беларуси в представлениях россиян формируется из природно-географических, политико-правовых, экономических и описательных характеристик представителей белорусского народа.
Перечисленные категории являются основными, именно они и формируют образ страны. В качестве дополнительных категорий, также участвующих в формировании представлений о стране, но не являющихся основными, можно выделить, исходя из полученных ассоциаций -культурные особенности (схожие традиции, вера-религия) и представления об историческом прошлом. Необходимо отметить, что в целом, в сознании опрошенных преобладает позитивный (положительный) образ страны: сестра России, друзья, дружественная странна, братские народы, душевные люди и т.д. Но политико-правовые и экономические характеристики страны, а также некоторые характеристики народа содержат и негативные оценки: авторитарное государство, бедная страна, ленивые люди, безработица.
Полученные в данном исследовательском проекте данные относительно ассоциативного ряда, вполне коррелируют с данными другого проекта, проведенного в крае, в котором при помощи метода неоконченных предложений выявлялись стереотипные образы белорусов и Беларуси [5]. Были выделены три доминирующих компонента, из которых складывается образ Беларуси:
- компонент, который содержит набор элементов, характеризующих экономику - 27,5 %;
- компонент, объединивший представления о политико-правовых аспектах белорусского государства - 27,2 %;
- компонент, содержащий качества белорусов - 18,6 %.
Сделан вывод о том, что респонденты ассоциируют и представляют Беларусь, прежде всего, через ее экономику, политику и народ [6, с. 28-34].
Отметим, что образ страны может быть как внутренним, так и внешним. Внутренний образ - это представления жителей самой страны о себе и своем месте в мире, тогда как внешний образ - это восприятие страны за ее пределами. При этом внешний образ непосредственно связан с внутренним, даже содержится в нем, а также зависит от разного рода отношений (социальных, экономических, политических и других) с другими государствами.
В контексте данного исследования интересно сравнить настолько внешний и внутренний образ Беларуси отличаются друг от друга. Обратимся к результатам исследования, проведенного сектором социальной психологии Института социологии НАН Беларуси в июне 2008 г. (республиканская репрезентативная выборка 1 147 человек, руководитель проекта Л.И. Науменко) [7, с. 241-247]. С помощью открытого вопроса: «Когда я слышу слово «Беларусь», я представляю...?» выявлялась когнитивная составляющая образа данной страны. Было обнаружено следующее: основная часть ассоциаций связана с образами природы - 41,8 %. Распространена и ассоциация, связанная с местоимением «свой» (своя страна, своя родина, свой дом) - 26,9 %. Ассоциации, связанные в целом с государством и его символами (государство, сильное государство, стабильное, независимое, государственные символы - флаг, герб) в сумме составляют 15,2 %, тогда как ассоциаций, связанных с народом (белорусский народ, наших людей, качества людей) немного - 3,9 %. В целом, можно отметить, что внутренний образ Беларуси однороден и непротиворечив, доминантой выступает образ природы и политико-правовые, экономические характеристики и другие, не ярко выраженные, тогда как во внешнем образе именно такие ассоциации преобладают.
Анализ восприятия образа Беларуси и образа белорусского народа россиянами позволяет прогнозировать развитие международных отношений, направления межкультурной коммуникации. Положительный образ страны как средство познания «Другого» и одновременно инструмент осознания себя, формирования собственной идентичности выполняет конструктивную роль, формируя доверия, предоставляя дополнительные возможности для развития двусторонних отношений. Как показало проведенное исследование, в представлениях россиян в целом преобладают положительные характеристики белорусского народа и государства.
Ссылки и примечания:
1. Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 12-23-01000 а(м).
2. Семененко И.С. Образы и имиджи в дискурсе национальной идентичности // Политические исследования. 2008. № 5.
3. Земсков В.Б. Образ России «на перелом» времен (Теоретический аспект: рецепция и репрезентация «другой»
культуры) // Новые российские гуманитарные исследования. 2006. № 1. 11Р1_:
http://www.nrgumis.ru/articles/article_full.php?aid=з7 (дата обращения: 01.07.2013).
4. Щербакова Д.И. Этнические стереотипы в русско-чеченских отношениях / отв. ред. В.В. Черноус. Ростов н/Д., 2009.
5. Земсков В.Б. Указ. соч.
6. Ракачев В.Н. Белоруссия и белорусы в представлениях россиян: опыт социально-психологического исследования // Общество: социология, психология, педагогика. 2012. № 4.
7. Сосновская Н.А. Представления об образе современной Беларуси в общественном сознании населения страны // Социологический альманах. 2013. № 4.