Научная статья на тему 'Образ Старого владыки в китайской официальной и религиозной традиции (до династии Тан)'

Образ Старого владыки в китайской официальной и религиозной традиции (до династии Тан) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
132
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ Старого владыки в китайской официальной и религиозной традиции (до династии Тан)»

Белая И. В.

К.ф.н., с.н.с. Центра синологических исследований Амурский государственный университет ОБРАЗ СТАРОГО ВЛАДЫКИ В КИТАЙСКОЙ ОФИЦИАЛЬНОЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ ТРАДИЦИИ (ДО ДИНАСТИИ ТАН)

В даосизме долгое время отсутствовала вера в основателя, характерная для многих религий мира. Представление о Лао-цзы как первоучителе или патриархе даосского учения появляется сравнительно поздно и, как отмечал еще Е.А.Торчинов, характерно для старой западной синологии, нежели для ранней даосской традиции. В даосизме, по крайней мере, в период его институционализации, Лао-цзы воспринимался не столько основателем, сколько «мессией», посланцем другого - наивысшего божества, либо как одна из его «исторически» поздних манифестаций. Истоки такого прочтения образа Лао-цзы, зародившегося в религиозных движениях, с одной стороны -были в чем-то близки государственным культам, а с другой - лежали на периферии официальной религиозной традиции и до эпохи Тан были характерны далеко не для всех школ организованного даосизма.

Жизни и деяниям Лао-цзы посвящена многочисленная литература, как научно-исторического, так и религиозно-мифологического характера. Более чем за два тысячелетия его личность стала легендарной, а изложение связанных с его именем событий - полноценным мифом, со своей собственной сложной и богатой историей развития, который трансформировался в соответствии с потребностями времени.

Уже из этого короткого вступления видно, что восприятие Старого владыки (Лао-цзюнь) в китайской официальной и религиозной традиции носило многоплановый, неординарный характер и было непосредственно связано с трансформацией образа самого Лао-цзы, который заслуживает внимательного рассмотрения и тщательного изучения.

Выбор данной темы исследования обусловлен следующим: Во-первых, жизнеописанию Лао-цзы посвящено большое количество хорошо сохранившихся трудов, компилировавшихся различными репрезентативными группами, что дает возможность провести их комплексное изучение.

Во-вторых, сам Лао-цзы, со временем стал почитаемым небожителем, Тай-шан Лао-цзюнь (Высочайшим Старым владыкой) - эталоном бессмертного мудреца, одним из главных даосских божеств. Некоторые практики государственных и религиозных культов возводились к нему лично или опосредованно. С его именем многие сочинители стремились связать происхождение своих произведений. Немалая часть таких трактатов содержала указание на конкретные методы, необходимые для совершенствования тела и духа, описывая его жизнь как пример духовного подвижничества и физического совершенствования.

В-третьих, многовековая история мифа о Лао-цзы, прекрасно документированная, сама по себе позволяет проследить характерные особенности и закономерности развития его образа в официальных и народных культах, а позднее и даосизме. Колоссальный масштаб этого примера дает возможность внимательно рассмотреть тончайшие нюансы указанного явления.

В ранней философской классике, представленной трактатами «Чжуан-цзы» («[Трактат] Учителя Чжуана»), «Ле-цзы» («[Трактат] Учителя Ле»), «Гуань-цзы» («[Трактат] Учителя Гуаня»), «Чжань-го се» (Летописи Сражающихся царств), «Сюнь-цзы» («[Трактат] Учителя Сюня»), «Хань Фэй-цзы» («[Трактат] Учителя Хань Фэя»), «Люй - ши чунь цю» («Весны и осени господина Люя»), «Ли цзи» («Записки о благопристойности») Лао-цзы фигурирует как типичный философ «школы Дао» (Дао цзя). Тем не менее, нигде в вышеперечисленных источниках о нем не упоминается как об основателе даосизма и не говорится о его божественной ипостаси.

Так, например в «Чжуан-цзы» ему посвящено шестнадцать эпизодов, три из которых находятся во «Внутренних главах» - самой старой и наиболее подлинной части текста. Здесь он появляется как известный мудрец, который обладает пониманием искусства «правления мудрого государя» (гл. 7) и говорит о необходимости наставлений Конфуцию, потому что « [он] еще не сумел стать настоящим человеком» (гл. 5). Другие главы описывают не только наставления Лао-цзы Конфуцию, но и его рассуждения о человеческом сердце (гл.11), порицание искусственных добродетелей (гл.13), констатацию вездесущности Дао (гл. 22), его науку долголетия, постигший которую должен стремиться к уединению, действуя без желания действовать, во всем уподобившись младенцу (гл. 23). Он осуждает жестокость правителей, воцарившихся в Поднебесной (гл. 25), и одобряет чистоту и смирение мудрецов (гл. 27). В гл. 3 «Чжуан-цзы» повествуется о естественной смерти Лао-цзы и о том, кто и как его оплакивал. [8]

Когда династия Цинь достигает расцвета во втором столетии до н.э., Лао-цзы, согласно легендам, был представлен первому императору как видный политический мыслитель и отождествлен с великим астрологом Данем, который в 374 году до н.э. предсказал усиление влияния Цинь. Необходимо отметить, что почитание Лао-цзы зарождается на государственном уровне именно благодаря созвучию его идей «доктрине императорской власти», но еще преждевременно говорить об официальном поклонении ему как божеству. Оно было связано с религиозно-политическим направлением «Хуан-Лао», оформившемся в академии «Цзи-ся», в основе которого располагалась идея управления государством на основе «не-деяния», представленного в «Дао дэ цзине». Доктрина «Хуан-Лао» вместе с тем дополнилась учением о «шэнь сянях» и было связано с магами Фан ши из Ци. [4, 246]. Таким образом, в структуре направления «Хуан-Лао» были эксплицитно представлены учение «Дао-дэ» Лао-цзы, искусство управления государством Хуан-ди, «методы достижения

бессмертия» магов фан-ши, натурфилософия «инь-ян цзя», и «у син цзя», и вера в «шэнь сяней».

Впоследствии, с установлением династии Хань, когда упоминать о покровительстве дома Цинь стало неуместно, место рождения Лао-цзы было перемещено в Бочжоу, недалеко от родины правителей новой династии, и он был связан с семейством Ли - преданных слуг дома Хань. Этот поворот в его биографии задокументирован в официальных государственных источниках. Так, например, историографическое упоминание о Лао-цзы в «Ши цзы» отталкивается от двух ключевых эпизодов: его служба архивариусом при династии Чжоу и его отъезд на запад и передача «Дао дэ цзина» Инь Си: «Лао-цзы был ypоженцем селения Цюйжэнь волости Лисян yезда Кусянь [царства] чу, [происходил] из рода Ли, имел имя Эр, второе имя Дань. Он был хранителем дворцового архива Чжоу. Лао-цзы совершенствовал Дао [и] Дэ, его учение призывает жить в уединении [и] не стремиться к славе. [Он] долгое время жил в Чжоу, [но] увидев, что Чжоу приходит в упадок, решил уехать. Когда [он] достиг заставы, линъинь Си сказал: «Вы собираетесь удалиться от мира. Напишите для меня [хоть] что-нибудь!» Тогда Лао-цзы написал книгу в двух частях, более пяти тысяч слов которой говорили о смысле Дао [и] Дэ. После этого он ушел, и никто не знает о его дальнейшей судьбе». [3, 38].

В связи с отсутствием в то время организованного даосизма почитание Лао-цзы так же не имело единого субстрата. Среди тех, кто начал поклоняться Лао-цзы как божеству были первые ищущие бессмертия даосы (дао жэнь) и так называемые «маги» (фан ши), сделавшие Лао-цзы своим патриархом и идеализировавшие его как бессмертного (шэнь сяня), человека особых дарований, который своими силами достиг чистоты и чудесных возможностей Небожителей.

Во-вторых, была политическая элита, императорская семья и должностные чиновники, которые впоследствии начали воспринимать Лао-

цзы как персонификацию Дао и воплощение идеала космического и политического единства наравне с Желтым Императором (Хуан-ди) и Буддой. Здесь Лао-цзы становится объектом официальных императорских жертвоприношений и эпитафий.

Третью группу составляли народные религиозные культы, которые почитали Лао-цзы как бога, который неоднократно воплощался во времена различных династий и спасал мир снова и снова. Они верили, что он вернется как мессия и возродит Великое Равновесие (Тай пин).

Одним из факторов, послужившим отправной точкой в официальном почитании Лао-цзы стал интерес императорского двора к возможности обретения бессмертия, тщательно подогреваемый рассказами фан-ши и дао-жэнь о чудесных островах бессмертных и чудодейственном эликсире, способном даровать вечную жизнь. [6] В «Жизнеописании бессмертных» (Ле сянь чжуань), созданного главным хранителем императорских библиотек, ученым, поэтом и писателем Лю Сяном (77? - 6 до н.э.) в 100 г. н.э., Лао-цзы изображен бессмертным учителем мудрости, обладающим искусством продления жизни, дарующим власть над жизнью и смертью. Кроме того, в его биографии заостряется внимание не только на передаче «Дао Дэ цзина» Инь Си, но и дополняется рассказом об их совместном путешествии на Запад в Индию, куда они отправляются «просвещать варваров», что якобы приводит к зарождению буддизма. [6]

Как отмечает Е.А. Торчинов, культ бессмертия и формирующийся даосизм оказывали на двор сильное влияние. Позднеханьские монархи продолжали интересоваться поисками бессмертия, «верифицируя алхимические рецепты», включив в свои книжные собрания рубрику «шэнь сянь цзя» (школа святых и бессмертных) [6], а император Хуань-ди (147-167гг.), поклонявшийся Лао-цзы и Будде и искавший физического бессмертия, организовал жертвоприношение Лао-цзы в его родном уезде Кусянь и сам совершил аналогичное действо во дворце. [4, 250]

Таким образом, есть все основания заключить, что культ Лао-цзы оформляется на государственном уровне, еще до появления даосизма как организованной религии. Ему приносят жертвы императоры, его идеи используют философы, о чем документально свидетельствует появление стел с эпитафиями, посвященных Лао-цзы, таких как, например, «Лао-цзы шэн му бэй» (153 г.н.э.).

На «Стелле [посвященной] Совершенномудрой матери Лао-цзы» (Лао-цзы шэн му бэй), задокументированной Ван Фу в 153 г.н.э. и установленной на родине мудреца в Бочжоу Лао-цзы предстает как персонификация Дао и создатель Вселенной. Теперь он больше чем просто философ или бессмертный, он корень всего мира, олицетворение порядка и созидательного начала космоса. Лао-цзы создает мир и превращается в Высочайшего Старого владыку (Тай-шань Лао-цзюнь). Начало его существования ныне восходит к рассвету Вселенной, а его жизнь соединена с мифом о сотворении бытия [9,39]: «Лао-цзы - это Дао.

Он родился прежде У-син (бесформенного),

Он возник раньше Тай-чу (великого начала),

Он действовал еще до Тай-су (великой простоты).

Он беззаботно странствует по Лю-сюй (бескрайней пустоте),

Он по своему желанию посещает Ю-мин (мир жизни и смерти).

Он обозревает неразделенность Хунь-хэ (хаотичного единения),

Он осматривает нерасчлененность Цин-чжоу (чистого и мутного)»[1; 9,

39-40]

Ранние даосские религиозные организации второго столетия, школы Великого благоденствия (Тай пин) и Небесных наставников (Тянь ши), были первыми, кто начал поклоняться обожествленному Лао-цзы как спасителю человечества. Та же идея, развивается в маргинальных течениях, и отражена в основополагающем тексте народных китайских культов, в «Книге-основе о

превращениях Лао-цзы» (Лао-цзы бянь хуа цзин, 185-200 г.н.э.). Она дошла до нас в дуньхуанской рукописи и может быть представлена как первое полное описание мифической истории жизни Лао-цзы и его божественная биография. Кроме хвалебной речи, посвященной Лао-цзы как воплощению Дао, трактат содержит описание его сошествий на землю как наставника династий, предшествующих правлению Чжоу. Кроме того, Лао-цзы в этом трактате, отразившем утопические идеи того времени (II в.н.э.) играет роль политического мессии. Как подчеркивает Е.А. Торчинов, «это сочинение выражало политический мессианизм низших слоев общества». [4, 264] В нем Лао-цзы говорит: «Дабы отринуть династию Хань, я изменил свою внешность... Так как ныне действия Неба и Земли в разладе, я сам изменю судьбу. В этом веке я изберу добрых людей, не избирайте себя сами - по правильному поведению и владению собой я узнаю вас» И далее он сообщает о своих явлениях в Сычуани, подчеркивая, что так как «люди ныне в унынии, а эпидемии и голод повсеместны, я потрясу правление дома Хань, дабы изменить вашу судьбу». [4, 264] Хотя о Лао-цзы говориться как о вожде народа, он не провозглашается императором и основателем новой династии. В этом тексте бог Лао-цзы в одном из своих явлений обещает низвергнуть Хань и спасти народ, что очень напоминает призывы к восстанию, обличенному в религиозную форму. Однако, в отличие от маргинальных течений, мудрецы из Сычуани не поддерживали идею о свержении государственной власти. Лао-цзы воспринимался ими именно как наставник для государей, но не сам государь.

В то время как школа Тайпин была уничтожена после того, как поддержала восстание Желтых Повязок в 184 г. н. э., движение Тяньши успешно развивалось, способствуя появлению новых направлений в религиозном даосизме.

Дальнейшее развитие божественной биографии Лао-цзы связано с южной ветвью школы Небесных наставников, и изложено в авторитетном даосском

сочинении пятого века «Книга-основа, разъясняющая внутреннее устройство Трех небес» (Сань тянь нэй цзе цзин) [ЯГ 1196, СТ 1205, ДЦ 876]. В нем мы находим подробное изложение даосского взгляда на проблемы космогонии и на историю даосизма. Текст сочинения сообщает, что первоначально даосского учения (дао цзяо) не было. Дао появилось спонтанно и самоестественно из Пустого отсутствия (сюй у), а затем, сотворив превращения, породило (хуа шэн) Великого мужа Дао и Дэ (Дао Дэ чжан-жэнь), который, в свою очередь, в ходе метаморфоз превратился в Высочайшего Старого владыку (Тай-шан Лао-цзюнь).

Затем в центре мрака появилась Пустотная пещера (кун дун), в которой родилось Великое отсутствие. Великое отсутствие в результате метаморфоз породило три вида животворящего эфира или дыхания (ци) - глубочайший (сюань), изначальный (юань) и первоначальный (ши). Три вида единого дыхания Дао хаотично смешались и породили Сокровенно-глубочайшую нефритовую деву (Сюань-мяо юй-нюй), а затем, сгустившись уже в ее теле, создали Лао-цзы. Лао-цзы, сообщает текст, - это одна из явленных форм Старого владыки. Сконцентрировав свою пневму, Лао-цзы сотворил Небо, Землю и Человека. От него же него ведут начало три истинных учения. Первое - «великий Дао-Путь беспредельно-высокого» (у-шан да дао), оно предназначено для жителей Поднебесной; второе - это «Дао-Путь Будды» (фо дао), оно годится для варваров; и, наконец, третье учение распространено на территории древних царств У и Юэ (т.е. в районах к югу от Янцзы) - это «великий Дао-Путь чистоты и союза» (цин юэ да дао) [ЯГ 1196, 1: 3а].

Затем в мире все перепуталось, злые силы распространились повсеместно и люди стали поклоняться ложным божествам. И тогда Высочайший вручил «Книгу Великого благоденствия» (Тай пин цзин) Гань Цзе и Ли Хуну. Однако они не смогли противостоять темному началу и три истинные учения были извращены. Лишь после этого в первый год эры Хань-юань ханьского Шунь-

ди (142 г.) на землю приходит Высочайший Старый владыка, даровавший Чжан Дао-лину «Путь правильного единства и величия, скрепленного клятвой» (чжэн и мэн вэй чжи дао), научающий истинным принципам и законам Трех небес - высших и чистых областей мироздания, населенных небесными божествами. Это было отнюдь не первое появление Старого владыки в мире людей, а потому в сочинении оно названо «новым явлением» (синь чу), само же переданное им учение обозначено как «Дао-Путь правильного единства» (чжэн и; возможное прочтение - «исправленное единство»). [ЯГ 1196, 1:4Ь-6а]. Последователи этого учения, принимая «правильную» (чжэн; вариант прочтения - «исправленную») веру, стали вносить ритуальный взнос в размере пяти мер риса (у-доу ми), а потому его стали обозначать как «Дао-Путь Пяти мер риса» (У-доу ми дао). Поскольку учение Правильного единства было даровано Чжан Дао-лину, он становится законным наставником в учении Трех небес и, следуя полученным «откровениям», утверждает систему из 24 округов, должности виночерпиев, преемственность трех первых Небесных наставников и правильный даосский ритуал [4; 5; 7].

Первое время, до династии Западная Хань (206 г. до н. э. - 8г. н. э,) сам Лао-цзы был менее почитаем, чем «Дао дэ цзин». Его идеи развивались в рамках даосской классической философии, которая появляется как самостоятельное направление китайской культуры в период Чжаньго.

Постепенно, по мере повышения популярности личности древнего философа, как среди простых людей, так и в ученых кругах, сформировалась убеждённость, что он не был обычным человеком, но - одним из высших бессмертных, рожденным прежде сотворения Земли и Неба. События его земной жизни стали дополняться легендами и повествованиями о деяниях в ранге небожителя.

В официальном государственном ритуале Восточной Хань (25-220 г.г.) Лао-цзы почитался уже как олицетворение сокровенной гармонии космоса. С

оформлением институционального даосизма во втором столетии н. э., Лао-цзы был признан одним из высших божеств даосского пантеона, защитник человечества - мессия и предвестник наступления Великого благоденствия (Тай пин).

Для даосских религиозных направлений он предстает в биографиях, прежде всего, как высший бог Небесных Наставников; как небесный автор правил даосских сообществ; трактатов, постулирующих высшую мудрость Дао, и практических наставлений, переданных адептам, использовавшим технику визуализации небожителей, и вошедших в различные части Даосского канона (Дао цзана).

Даже этот краткий обзор некоторых идей, отраженных в источниках официальных культов, маргинальных течений и ранних даосских движений дает возможность заключить, что образ Лао-цзы требует тщательного рассмотрения и изучения. Исследование документальных и литературных памятников, посвященных Владыке Лао, позволяет определить его значение, как для даосских учений, так и для формирования традиций и культуры современного Китая.

Источники

1.Лао цзы шэн му бэй (Стела [посвященная] Совершенномудрой матери Лао-цзы) http://tieba.baidu.com/f?kz=35531893

2.Сань тянь нэй цзе цзин (Книга-основа, разъясняющая внутреннее [устройство] Трех небес) // ЯГ 1196, СТ 1205, ДЦ 876.

Литература

3. Сыма Цянь. Исторические записки: («Шицзи»): Т. VII. Пер. с кит., предисл. Р. В. Вяткина, коммент. Р. В. Вяткина, А. Р. Вяткина. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996. (Памятники письменности Востока, XXXII, 7).

4. Торчинов Е.А. Даосизм: Опыт историко-религиоведческого описания. -СПб.:Лань, 1998.

5. Филонов С.В. Миграционные процессы как фактор институциализации даосизма (на примере взаимодействия доктрины Небесных наставников и Шанцин) // Религиозный мир Китая. Альманах: 2003. - М.: Муравей, 2003. -С. 47-63.

6. Филонов С.В. Первое библиографическое описание даосских текстов // Гуманитарные науки в контексте международного сотрудничества: Материалы III международной научной конференции / Дальневосточный государственный технический университет, Восточный институт. Владивосток: Изд. ДВГТУ, 2002. - С. 181-190

7. Филонов С.В. Ранний этап формирования религиозной традиции даосизма (на материале «Дао цзана»). Дисс... к.ф.н. СПб, 1999.

8. «Чжуан-цзы» пер. Позднеевой Л. Д. // Дао: гармония мира. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.

9. Kohn, L. God of the Dao: Lord Lao in History and Myth. Ann Arbor: University of Michgan, Center for Chinese Studies. 1998.

Библиографические сокращения ДЦ - Дао цзан (Даосский Канон). Папки 1-112. - Шанхай: Печатня «Ханьфэньлоу», 1923 - 1926.

ЯГ - Дао цзан цзы му иньдэ (Индекс авторов и сочинений «Дао цзана»). Сост. Вэн Ду-цзянь. - Бэйпин: Изд. Яньцзин-Гарвардского ун-та, 1935.

СТ - Schipper K. Concordance du Tao-tsang. - Paris: École Française d'Extrême Orient, 1975.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.